Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Утвержден
постановлением
администрации
муниципального образования
Заокский район
от 29.04.2019 N 457
Порядок
разработки, реализации и оценке эффективности муниципальных
программ муниципального образования Заокский район
I. Общие положения
1. Настоящий Порядок определяет процедуры принятия решения о разработке муниципальных программ, правила разработки, реализации и оценки эффективности муниципальных программ муниципального образования Заокский район (далее - муниципальные программы), а также контроля за ходом их исполнения.
2. Муниципальная программа - документ стратегического планирования, являющейся комплексом мероприятий, взаимоувязанных по задачам, срокам осуществления и ресурсам, направленных на достижение приоритетов и целей социально-экономического развития муниципального образования Заокский район.
3. Разработка муниципальных программ осуществляется исходя из принципов:
долгосрочных целей социально-экономического развития муниципального образования Заокский район и показателей (индикаторов) их достижения, определенных в программе комплексного социально-экономического развития муниципального образования на среднесрочный период;
наиболее полного охвата сфер социально-экономического развития и объема бюджетных ассигнований бюджета муниципального образования Заокский район;
установления для муниципальной программы измеримых результатов ее реализации (конечных и непосредственных результатов);
определения структурного подразделения администрации муниципального образования, Заокский район ответственного за реализацию муниципальной программы, достижение конечных результатов;
наличия у ответственных исполнителей и соисполнителей государственной программы полномочий, необходимых и достаточных для достижения целей муниципальной программы;
проведения регулярной оценки эффективности реализации муниципальных программ, с возможностью их корректировки или досрочного прекращения.
4. Муниципальная программа включает в себя подпрограммы, направленные на решение конкретных задач в рамках муниципальной программы. Деление муниципальной программы на подпрограммы осуществляется исходя из масштабности и сложности решаемых в рамках муниципальной программы задач.
5. Муниципальная программа утверждается нормативным правовым актом администрации муниципального образования Заокский район.
6. В целях настоящего Порядка применяются следующие понятия:
сфера реализации муниципальной программы (подпрограммы) - сфера социально-экономического развития, на решение проблем в которой направлена соответствующая муниципальная программа (подпрограмма);
основные параметры муниципальной программы (подпрограммы) - цели, задачи, показатели (индикаторы), конечные (ожидаемые) результаты реализации муниципальной программы (подпрограммы), сроки их достижения, объем ресурсов, необходимых для достижения целей муниципальной программы (подпрограммы);
цель муниципальной программы - прогнозируемое состояние в соответствующей сфере социально-экономического развития муниципального образования, планируемое к достижению посредством реализации совокупности взаимосвязанных мероприятий и (или) ведомственных целевых программ за период реализации муниципальной программы;
задача - планируемый результат выполнения совокупности взаимоувязанных основных мероприятий или осуществления муниципальных функций, направленных на достижение цели реализации муниципальной программы (подпрограммы);
основное мероприятие (мероприятие) - комплекс взаимосвязанных мероприятий (действий), определяющих основные результаты по решению задач муниципальной программы;
конечный результат - степень удовлетворения потребностей целевой группы (объекта управления) или полученный социальный эффект в результате реализации муниципальной программы, характеризующий уровень достижения целей муниципальной программы;
целевые индикаторы - критерии, характеризующие уровень достижения целей муниципальной программы (подпрограммы) в количественном относительном выражении по состоянию на 1 января каждого года реализации муниципальной программы;
показатели результатов - характеристика управленческого воздействия на результат, отражающая степень выполнения задач муниципальной программы в количественном относительном выражении за каждый год реализации муниципальной программы;
показатели непосредственных результатов - количественная характеристика выполнения основных мероприятий и мероприятий муниципальной программы;
ответственный исполнитель муниципальной программы - структурное подразделение администрации муниципального образования Заокский район либо главный распорядитель средств бюджета района, определенный ответственным в соответствии с перечнем муниципальных программ муниципального образования Заокский район;
соисполнители муниципальной программы - структурные подразделения администрации муниципального образования Заокский район и (или) иные главные распорядители средств бюджета муниципального образования Заокский район, являющиеся ответственными за разработку и реализацию подпрограммы (подпрограмм) и (или) основного мероприятия (основных мероприятий) муниципальной программы.
7. Срок реализации муниципальной программы должен быть ориентирован на срок реализации приоритетов социально-экономической политики, определенных муниципальным правовым актом администрации муниципального образования Заокский район, но не менее 5 лет.
8. Методическое руководство и координацию работ по разработке муниципальных программ выполняет структурное подразделение администрации муниципального образования Заокский район, осуществляющее функции в сфере прогнозирования социально-экономического развития муниципального образования Заокский район - отдел экономического развития, предпринимательства и сельского хозяйства. Методическое руководство по вопросам, связанным с планированием бюджетных расходов при разработке и реализации муниципальных программ, осуществляет муниципальный финансовый орган муниципального образования Заокский район - финансовое управление, организующий составление и исполнение местного бюджета. Методическое руководство по вопросам, связанным с определением на соответствие муниципальной программы требованиям действующего законодательства Российской федерации, осуществления проверки на отсутствие коррупционных факторов осуществляет структурное подразделение администрации муниципального образования Заокский район - комитет по делопроизводству, контролю и правовой работе.
II. Требования к содержанию муниципальной программы
9. Муниципальная программа содержит:
1) паспорт муниципальной программы по форме согласно Приложению N 1 к настоящему Порядку;
2) описание целей и задач муниципальной программы, прогноз развития соответствующей сферы с учетом реализации муниципальной программы, включая возможные варианты решения проблемы;
3) сроки реализации муниципальной программы;
4) подпрограммы муниципальной программы;
5) прогноз конечных результатов муниципальной программы;
6) перечень основных программных мероприятий, их краткое описание, сроки реализации, ожидаемые результаты в соответствии с Приложением N 2 к Порядку;
7) перечень и значения целевых индикаторов и показателей результатов муниципальной программы с указанием их плановых значений по годам ее реализации, а также сведения о взаимосвязи мероприятий и результатов их выполнения с целевыми индикаторами муниципальной программы (в соответствии с формой согласно Приложения N 3 к Порядку), обоснование состава и значений соответствующих целевых индикаторов и показателей результатов муниципальной программы по этапам ее реализации, оценка влияния внешних факторов и условий на их достижение.
В перечень целевых индикаторов и показателей результатов муниципальной программы включаются показатели, установленные в указах Президента Российской Федерации: от 07.05.2012 N 596 "О долгосрочной государственной экономической политике"; от 07.05.2012 N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики"; от 07.05.2012 N 598 "О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения"; от 07.05.2012 N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки"; от 07.05.2012 N 600 "О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг"; от 07.05.2012 N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления"; от 07.05.2012 N 606 "О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации";
8) характеристику проблемы (задачи), решение которой осуществляется путем реализации Программы, включая анализ причин ее возникновения, целесообразность и необходимость решения программным методом;
9) цель (цели) и задачи реализации Программы (в случае, если предусматривается достижение нескольких взаимосвязанных целей, то в рамках Программы создаются подпрограммы по каждой из этих целей);
10) перечень программных мероприятий с указанием объемов и источников финансирования по форме согласно приложений к настоящему Порядку;
11) ресурсное обеспечение Программы с определением объемов по годам и в целом на весь период реализации Программы, с указанием источников и способов финансирования, обоснованием потребностей в бюджетном финансировании по форме согласно приложению N 4 к настоящему Порядку
12) механизм управления реализацией Программы, включающей в себя распределение полномочий и ответственности между исполнителями программных мероприятий, отвечающими за их реализацию, состав и сроки представления отчетности об исполнении Программы;
13) планируемые результаты реализации муниципальной программы, выраженные через систему показателей, соответствующих целям и задачам Программы, указываемые, по форме согласно приложению N 5 к настоящему Порядку;
14) методику расчета значений показателей эффективности реализации Программы (наименование показателей, определение, единицы измерения, значения базовых показателей, статистические источники, периодичность представления);
15) условия представления и методику расчета субсидий на софинансирование программных мероприятий, если предоставление субсидий предусмотрено Программой;
16) перечень основных инвестиционных проектов (при наличии) согласно приложению N 6 к настоящему Порядку.
10. Цели муниципальной программы должны соответствовать приоритетам политики органов местного самоуправления в сфере реализации муниципальной программы и отражать конечные результаты реализации муниципальной программы.
11. Цель муниципальной программы должна обладать следующими свойствами:
специфичность (цель должна соответствовать сфере реализации муниципальной программы);
конкретность (не должно быть размытых (нечетких) формулировок, допускающих произвольное или неоднозначное толкование);
достижимость (цель должна быть достижима за период реализации муниципальной программы);
релевантность (соответствие формулировки цели ожидаемым конечным результатам реализации муниципальной программы).
12. Формулировка цели должна быть краткой и ясной и не должна содержать специальных терминов, указаний на иные цели, задачи или результаты, которые являются следствиями достижения самой цели, а также описания путей, средств и методов достижения цели.
13. Задача муниципальной программы определяет конечный результат реализации совокупности взаимосвязанных мероприятий или осуществления функций в рамках достижения цели (целей) реализации муниципальной программы.
14. Сформулированные задачи должны быть необходимы и достаточны для достижения соответствующей цели. Требования к задачам муниципальной программы аналогичны требованиям к цели муниципальной программы.
15. При постановке целей и задач необходимо обеспечить возможность проверки и подтверждения их достижения или решения.
16. Используемые показатели (индикаторы) должны соответствовать следующим требованиям:
адекватность (показатель должен очевидным образом характеризовать прогресс в достижении цели или решении задачи и охватывать все существенные аспекты достижения цели или решения задачи муниципальной программы);
точность (погрешности измерения не должны приводить к искаженному представлению о результатах реализации муниципальной программы);
объективность (не допускается использование показателей, улучшение отчетных значений которых возможно при ухудшении реального положения дел; используемые показатели должны в наименьшей степени создавать стимулы для исполнителей муниципальной программы, подведомственных им организаций к искажению результатов реализации муниципальной программы);
достоверность (способ сбора и обработки исходной информации должен допускать возможность проверки точности полученных данных в процессе независимого мониторинга и оценки эффективности муниципальной программы);
однозначность (определение показателя должно обеспечивать одинаковое понимание существа измеряемой характеристики как специалистами, так и конечными потребителями услуг, включая индивидуальных потребителей, для чего следует избегать излишне сложных показателей и показателей, не имеющих четкого, общепринятого определения и единиц измерения);
экономичность (получение отчетных данных должно проводиться с минимально возможными затратами; применяемые показатели должны в максимальной степени основываться на уже существующих процедурах сбора информации);
сопоставимость (выбор показателей следует осуществлять исходя из необходимости непрерывного накопления данных и обеспечения их сопоставимости за отдельные периоды и с показателями, используемыми для оценки прогресса в реализации сходных (смежных) программ);
своевременность и регулярность (отчетные данные должны поступать со строго определенной периодичностью и с незначительным временным интервалом между моментом сбора информации и сроком ее использования (для использования в целях мониторинга отчетные данные должны предоставляться не реже 1 раза в год).
17. Показатели подпрограмм должны быть увязаны с показателями, характеризующими достижение целей и решение задач муниципальной программы. Следует привести обоснование состава и значений показателей (индикаторов) и оценку влияния внешних факторов и условий на их достижение.
18. Прогноз конечных результатов муниципальной программы включает развернутую характеристику планируемых конечных результатов, характеризующих уровень достижения целей муниципальной программы, в том числе в количественном относительном выражении на момент окончания срока реализации муниципальной программы.
19. При описании основных ожидаемых конечных результатов реализации муниципальной программы необходимо дать развернутую характеристику планируемых изменений (конечных результатов) в сфере реализации муниципальной программы. Такая характеристика должна включать обоснование:
изменения состояния сферы реализации муниципальной программы, а также в сопряженных сферах при реализации муниципальной программы (положительные и отрицательные внешние эффекты в сопряженных сферах);
эффектов от реализации муниципальной программы.
20. Меры минимизации риска могут включать:
меры правового регулирования, направленные на минимизацию негативного влияния рисков (внешних факторов);
мероприятия подпрограмм муниципальной программы, направленные на управление рисками, их своевременное выявление и минимизацию;
мероприятия по управлению реализацией муниципальной программы, направленные на своевременное обнаружение, мониторинг и оценку влияния рисков и внешних факторов, а также разработку и реализацию мер по минимизации их негативного влияния на реализацию муниципальной программы.
21. Подпрограмма муниципальной программы содержит:
паспорт подпрограммы согласно приложения N 1 к Порядку;
текстовая часть подпрограммы, содержащая следующую информацию:
характеристику сферы реализации подпрограммы, описание основных проблем в указанной сфере и перспективы ее развития;
приоритеты политики органов местного самоуправления в сфере реализации подпрограммы, цели, задачи и показатели (индикаторы) достижения целей и решения задач согласно форме приложения N 2 к Порядку, описание основных ожидаемых конечных результатов подпрограммы, сроков реализации подпрограммы;
характеристику основных мероприятий подпрограммы с обоснованием объема финансовых ресурсов, необходимых для реализации подпрограммы, а также финансовое обеспечение за счет средств бюджета муниципального образования Заокский район и перечень мероприятий подпрограммы согласно приложениям к Порядку
прогнозные (ориентировочные) сведения об основных мероприятиях, реализуемых поселениями муниципального образования, в случае их участия в реализации подпрограммы.
22. Требования к формированию цели и задач подпрограммы аналогичны требованиям к цели и задачам муниципальной программы.
23. Срок реализации подпрограммы не может превышать срок реализации муниципальной программы.
24. В случае если государственными программами Российской Федерации, государственными программами Тульской области установлены требования к содержанию муниципальной программы, ее разработка осуществляется с учетом положений, предусмотренных государственными программами Российской Федерации и государственными программами Тульской области.
III. Разработка муниципальных программ
25. Муниципальные программы разрабатываются на основании Перечня муниципальных программ муниципального образования Заокский район, утверждаемого правовым актом администрации муниципального образования Заокский район (далее - Перечень) и содержащего:
наименования муниципальных программ;
направления реализации муниципальных программ;
основных исполнителей и соисполнителей муниципальных программ и подпрограмм.
26. Проект Перечня формируется финансовым управлением в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими вопросы местного значения, а также с учетом предложений ответственных исполнителей и соисполнителей муниципальных программ.
При этом направления реализации и состав соисполнителей муниципальной программы могут уточняться в процессе подготовки проекта и корректировки муниципальной программы с учетом необходимости реализации тех или иных мероприятий для достижения целей муниципальной программы.
27. Изменения в перечень муниципальных программ вносятся до 1 июня года, предшествующего очередному финансовому году.
28. Проект муниципальной программы разрабатывается ответственным исполнителем совместно с соисполнителями в соответствии с настоящим Порядком.
29. Проект муниципальной программы до его представления Главе администрации муниципального образования Заокский район подлежит обязательному согласованию с соисполнителями, отделом экономического развития, предпринимательства и сельского хозяйства, финансовым управлением, комитетом по делопроизводству, контролю и правовой работе в указанной последовательности, в срок до 20 рабочих дней.
30. Состав материалов, представляемых ответственным исполнителем с проектом муниципальной программы в экономическое управление, в финансовое управление и в комитет по делопроизводству, контролю и правовой работе, включает:
общую характеристику сферы реализации муниципальной программы, в том числе формулировку основных проблем в указанной сфере, анализ социальных, финансово-экономических и прочих рисков реализации государственной программы;
обоснование планируемых объемов ресурсов на реализацию муниципальной программы;
оценку планируемой эффективности реализации муниципальной программы Приложение N 7 к Порядку;
расчеты по объему финансирования, освоении и результативности проводимых программных мероприятий по муниципальной программе обосновываются согласно таблице Приложения N 8 к Порядку;
подтверждение согласования проекта муниципальной программы с соисполнителями.
31. Отдел экономического развития, предпринимательства и сельского хозяйства в срок до 20 рабочих дней готовит заключение по проекту муниципальной программы на предмет:
соблюдения требований к содержанию муниципальной программы, установленных настоящим Порядком;
соответствия целей и задач муниципальной программы (подпрограмм) приоритетным целям социально-экономического развития муниципального образования Заокский район;
обоснованности предлагаемого муниципальными заказчиками варианта достижения целей и решения поставленных в программе (подпрограммах) задач;
соответствия мероприятий муниципальной программы (подпрограмм) заявленным целям и задачам, обоснованности и системности программных мероприятий;
наличия количественных и (или) качественных показателей, характеризующих достижение целей и решение задач муниципальной программы (подпрограммы);
наличия статистического и методического обеспечения для количественного измерения достижения годовых и конечных количественных показателей муниципальной программы (подпрограммы);
влияние мероприятий на достижение показателей, предусмотренных в Указах Президента Российской Федерации и Губернатора Тульской области.
32. Финансовое управление в срок до 20 рабочих дней готовит заключение по проекту муниципальной программы на предмет:
соответствия источников финансирования планируемым объёмам финансовых ресурсов за счёт средств бюджета муниципального образования Заокский район;
соответствия направлений расходования финансовых средств муниципальной программы бюджетной классификации расходов бюджетов Российской Федерации;
анализа запланированных результатов реализации муниципальной программы в сопоставлении с планируемыми объемами финансовых средств на ее реализацию.
33. Комитет по делопроизводству, контролю и правовой работе в срок до 20 рабочих дней готовит заключение по проекту муниципальной программы на предмет:
соответствия муниципальной программы действующему законодательству РФ, Законам Тульской области, нормативным правовым актам муниципального образования Заокский район;
отсутствия коррупционных фактов.
34. В случае подготовки отделом экономического развития, предпринимательства и сельского хозяйства, финансовым управлением или комитетом по делопроизводству, контролю и правовой работе отрицательного заключения, проект муниципальной программы дорабатывается ответственным исполнителем в соответствии с полученными замечаниями в срок до 14 дней со дня получения данного заключения.
Доработанный проект муниципальной программы направляется в отдел экономического развития, предпринимательства и сельского хозяйства, финансовое управление и комитетом по делопроизводству, контролю и правовой работе для проведения повторной экспертизы с описанием изменений проекта муниципальной программы в ходе его доработки.
Повторная экспертиза проводится в срок не более 10 рабочих дней.
35. Проект муниципальной программы согласованный с отделом экономического развития, предпринимательства и сельского хозяйства, финансовым управление и комитетом по делопроизводству, контролю и правовой работе представляется на утверждение Главой администрации муниципального образования.
36. До согласования с отделом экономического развития, предпринимательства и сельского хозяйства, финансовым управлением и комитетом по делопроизводству, контролю и правовой работе проект муниципальной программы размещается на официальном сайте Администрации муниципального образования Заокский район в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для проведения общественной экспертизы.
37. По факту согласования проекта муниципальной программы ответственный исполнитель осуществляет подготовку проекта постановления Главы администрации муниципального образования Заокский район об утверждении муниципальной программы и направляет его в установленном порядке для согласования и дальнейшего принятия до 1 сентября года, предшествующего очередному финансовому году.
38. Муниципальные программы, предусмотренные к реализации с очередного финансового года, утверждаются Главой администрации муниципального образования Заокский район до 1 ноября текущего финансового года.
После утверждения муниципальная программа размещается на официальном сайте администрации муниципального образования Заокский район zaokskiy.tularegion.ru и на сайте gasu.gov.ru в сети "Интернет".
Ответственность за размещение на сайтах zaokskiy.tularegion.ru, gasu.gov.ru в сети "Интернет" проекта муниципальной программы, принятой программы, изменений внесенных в программу возлагается на ответственного исполнителя осуществляющего подготовку проекта постановления.
IV. Финансовое обеспечение реализации муниципальных программ
39. Финансовое обеспечение реализации муниципальных программ в части расходных обязательств муниципального образования Заокский район осуществляется за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных решением о бюджете муниципального образования Заокский район на очередной финансовый год и на плановый период (далее - бюджетные ассигнования), а также средств других бюджетов бюджетной системы и внебюджетных источников в соответствии с бюджетным законодательством.
Распределение бюджетных ассигнований на реализацию государственных программ (подпрограмм) утверждается решением о бюджете муниципального образования Заокский район на очередной финансовый год и на плановый период.
40. В случае несоответствия объемов финансового обеспечения за счет средств бюджета муниципального образования Заокский район в муниципальной программе объемам бюджетных ассигнований, предусмотренным решением о бюджете муниципального образования Заокский район на очередной финансовый год и на плановый период на реализацию муниципальной программы, ответственный исполнитель вносит изменения в муниципальную программу, касающиеся ее финансового обеспечения, целевых индикаторов, показателей результатов, перечня мероприятий на текущий и последующие годы, не позднее трех месяцев со дня вступления его в силу.
V. Управление и контроль реализации муниципальной программы
41. Реализация и текущее управление реализацией муниципальной программы осуществляется ответственным исполнителем совместно с соисполнителем муниципальной программы.
42. В целях реализации и управления реализацией муниципальной программы ответственным исполнителем совместно с соисполнителями разрабатывается план реализации муниципальной программы (далее - план реализации) в соответствии с Приложением N 9 к Порядку.
43. Ответственный исполнитель муниципальной программы ежегодно, не позднее 1 декабря текущего финансового года утверждает согласованный с соисполнителями план реализации и направляет его в отдел экономического развития, предпринимательства и сельского хозяйства и финансовое управление.
44. В процессе реализации муниципальной программы ответственный исполнитель вправе по согласованию с соисполнителями принимать решения о внесении изменений в перечни и состав мероприятий, сроки их реализации, а также в соответствии с законодательством Российской Федерации в объемы бюджетных ассигнований на реализацию мероприятий в пределах утвержденных лимитов бюджетных ассигнований на реализацию муниципальной программы в целом.
Указанное решение принимается ответственным исполнителем при условии, что планируемые изменения не приведут к ухудшению плановых значений целевых индикаторов и показателей результатов муниципальной программы, а также к увеличению сроков исполнения основных мероприятий муниципальной программы
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.