Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
к приказу Департамента
от 17 августа 2018 г. N 697-ОД
Государственное автономное учреждение
дополнительного профессионального образования "Смоленский областной институт развития образования"
Региональная
концепция развития школьных информационно-библиотечных центров Смоленской области
I. Общие положения
Настоящая Концепция определяет главные направления формирования и развития школьных информационно-библиотечных центров (ИБЦ) в Смоленской области (далее - Концепция) на основе модернизации школьных библиотек, их основные цели и задачи ИБЦ.
Нормативно-правовые акты и методические документы:
- Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ;
- Федеральный закон "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" от 29.12.2010 г. N 436-ФЗ;
- Федеральный закон "О библиотечном деле" от 29.12.1994 N 78-ФЗ;
- Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" от 27.07.2006 N 149-ФЗ;
- Государственная программа Российской Федерации "Развитие образования". Утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. N 1642;
- Концепция программы поддержки детского и юношеского чтения в Российской Федерации. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2017 г. N 1155-р;
- Постановление Правительства Российской Федерации "Об утверждении стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года" от 29.05.2015 N 996-р;
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду Распоряжение Правительства РФ
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 N 373 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования";
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 15.06.2016 N 715 "Об утверждении Концепции развития школьных информационно-библиотечных центров";
- Рекомендации ФГАУ "Федеральный институт развития образования" по организационно-методическому обеспечению школьного информационно-библиотечного центра с учетом перехода на федеральные государственные образовательные стандарты общего образования и потребности интеграции библиотек образовательных организаций и библиотек, подведомственных Минкультуры России.
Одним из ключевых условий достижения организациями общего образования современных образовательных результатов является наличие информационно-образовательной среды - системы инструментальных средств и ресурсов, обеспечивающих условия для реализации образовательной деятельности на основе информационно-коммуникационных технологий (ГОСТ Р 53620-2009).
Неотъемлемой частью такой среды является школьная библиотека, обеспечивающая учебно-методическое и информационное сопровождение образовательного процесса, равноправный и открытый доступ к качественным источникам информации на любых носителях для всех участников образовательных отношений (администрации, педагогов, обучающихся и их родителей), и постепенно трансформирующаяся в информационно-библиотечный центр.
По сравнению с "традиционной" школьной библиотекой основные акценты деятельности ИБЦ смещаются от типовых направлений работы (книговыдачи, каталогизации и т.д.) в сторону предоставления широкого спектра сервисов по обеспечению доступа к электронным услугам, электронному контенту, мультимедийным и интерактивным ресурсам, базам данных. Кроме того, на ИБЦ ложится обязанность по поддержке инфраструктуры виртуального образовательного пространства образовательной организации, и сопровождению систем электронного обучения образовательной организации.
На заседании Госсовета по вопросам совершенствования системы общего образования в декабре 2015 г. Президентом Российской Федерации обозначены целевые ориентиры развития общего образования страны, в том числе создание новой инфраструктуры образовательных организаций, обеспечивающей современные условия обучения и воспитания, обновление учебного оборудования, школьных библиотек и иных средств, необходимых для внедрения в образовательные организации эффективных образовательных технологий и педагогических методик.
Библиотека образовательной организации становится одним из ключевых элементов такой инфраструктуры.
II. Роль информационно-библиотечного центра в образовательном пространстве Смоленской области и проблемы их развития
Работа информационно-библиотечного центра заключается:
- в информационном обеспечении образовательного процесса в школе в условиях реализации ФГОС, содействии самообразованию участников образовательных отношений;
- в содействии развитию творческих способностей школьников, формированию духовно богатой, нравственно здоровой личности;
- в организации библиотечного обслуживания всех членов школьного сообщества независимо от возраста, расы, пола, вероисповедания, национальности, языка, профессионального или общественного положения;
- обеспечении ориентации и организации доступа к местным, региональным, национальным или глобальным информационным ресурсам;
- в организации информационной подготовки школьников, включая обучение навыкам поиска, выполнения критического анализа и самостоятельного использования информации для удовлетворения многообразных информационных потребностей (приобретение знаний, досуг и т.п.);
- в интеграции усилий педагогического коллектива и родительского сообщества в области приобщения к чтению и руководства чтением школьников.
Реализация обозначенных выше функций предполагает решение следующих задач:
- формирование фондов ИБЦ;
- оказание библиотечно-информационных услуг и консультационных услуг;
- организация взаимодействия с педагогическим коллективом по формированию информационной грамотности, информационного мировоззрения и информационной культуры школьников как обязательного условия обучения в течение всей жизни;
- содействие в реализации Национальной программы поддержки и развития чтения, организация в различных формах пропаганды книги и чтения, в том числе основанной на использовании информационно-коммуникационных технологий, координации деятельности с широким кругом социальных партнеров.
К основным проблемам развития школьных библиотек в Смоленской области, затрудняющих их переход в статус информационно-библиотечных центров, относятся:
1. Несовершенство нормативно-правовой базы
Для реализации требований ФГОС по формированию информационной культуры обучающихся и наличия эффективно работающих площадок для урочной, внеурочной и проектной деятельности обучающихся необходимо придать библиотекам образовательных организаций статус структурного подразделения и наделить их правами, необходимыми для обеспечения всех возложенных на ИБЦ функций.
В части нормативно-правового обеспечения информационно-библиотечных центров требуется создание следующих нормативных документов:
- Типовое положение о ИБЦ общеобразовательной организации;
- Типовое положение о РИБЦ (Региональном информационно-библиотечном центре).
Введение в штатное расписание образовательной организации должностей необходимых для функционирования ИБЦ.
2. Противоречия между функционалом школьного библиотекаря и функционалом сотрудника ИБЦ, проблемы кадрового обеспечения
Необходима разработка следующих документов:
- должностные обязанности руководителя ИБЦ общеобразовательной организации;
- должностные обязанности сотрудника (библиотекаря, педагога-библиотекаря) ИБЦ общеобразовательной организации.
3. Слабое материально-техническое оснащение
В части материально-технического, программного и информационно-ресурсного обеспечения наблюдается несоответствие оснащения библиотек возрастающим требованиям современного образовательного процесса, что выражается в нехватке площадей, современной библиотечной мебели, компьютерного, мультимедийного, копировального, презентационного оборудования. Часть школьных библиотек области в настоящее время оснащено компьютерной техникой, однако эта оснащенность не достаточна, в библиотеке, как правило, отсутствует Интернет и Wi-Fi, что затрудняет использование интернет-ресурсов и электронного контента.
Кроме того, образовательные организации имеют низкую скорость подключения к сети Интернет.
4. Несоответствие между уровнем педагогических задач, решаемых школьной библиотекой, и ее статусом, правовым положением школьного библиотекаря в школе и уровнем педагогических задач, которые должен решать современный информационно-библиотечный центр
Существенные трудности при создании, развитии и функционировании в штатном режиме информационно-библиотечных центров создают:
- отсутствие координируемой работы по объединенной каталогизации печатных, электронных и медиаресурсов и обеспечение к ним удаленного доступа;
- ограниченные возможности доступа к цифровым (электронным) библиотекам, обеспечивающим доступ к профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам, а также иным информационным ресурсам;
- необходимость обновления фондов программной классической литературы, произведениями современных авторов, детской литературы, а также произведениями гражданско-патриотической направленности, в т.ч. в оцифрованном виде;
- сложность (финансовая и технологическая) доступа к полнотекстовым молодежным, педагогическим, специализированным электронным библиотекам и периодическим изданиям, медиаконтенту социальных сетей;
- существующая система подготовки и повышения квалификации для педагогов-библиотекарей и других работников школьных библиотек. Отмечается потребность в курсах, направленных на развитие ИКТ-компетентности библиотекарей и педагогов-библиотекарей, а также в курсах, раскрывающих вопросы эффективного использования ИБЦ в образовательной деятельности образовательной организации, сетевого взаимодействия информационно-библиотечных центров, использования электронного контента и др.;
- неготовность сотрудников библиотеки к широкому использованию новых информационных и организационных технологий, практическому применению современных технических средств, развитию деятельности библиотеки в направлениях маркетинга библиотечных, информационных и образовательных услуг, выполнении функций консультационного сопровождения.
Требуют развития и повсеместного внедрения технологии электронного обучения, технологии взаимодействия и обмена опытом участников профессионального сообщества, сервисы проведения вебинаров, а также система методического сопровождения школьных библиотекарей на региональном и муниципальном уровнях.
Опрос, проведенный среди общеобразовательных организаций Смоленской области, показал:
- имеют в своей структуре библиотеку около 98% общеобразовательных организаций Смоленской области;
- в 97% библиотек-респондентов имеются утвержденные нормативные документы: положение о библиотеке, правила пользования библиотекой, перечень услуг, план работы на текущий год, отчеты об итогах работы в предыдущие периоды, служебные инструкции для работников библиотеки;
- библиотеки-респонденты обеспечивает доступ к имеющейся информации всем участникам образовательного процесса (обучающимся, педагогическим работникам, родителям (иным законным представителям) обучающихся);
- библиотеки в целом удовлетворительно укомплектованы мебелью для оказания библиотечных услуг;
- сотрудники библиотеки информируют читателей (пользователей) о новых поступлениях в фонды библиотеки, работают, в рамках возможностей образовательной организации, над формированием ресурсного потенциала библиотеки, выполняют социально-культурную и образовательную функцию, формируют навыки работы с текстом, навыки информационно-поисковой деятельности, использования информационных и библиотечных фондов для решения образовательных задач.
Вместе с тем, данные показатели характерны, в том числе для "традиционных" школьных библиотек и не могут в полной мере раскрыть потенциал данного вида деятельности, особенно в свете задач, стоящих перед информационно-библиотечными центрами.
Опрос выявил следующие важные проблемы и недостатки:
- более 70% респондентов обозначают недостаточное или слабое техническое и программное оснащение своих библиотек, низкую скорость доступа в сеть Интернет;
- более 85% респондентов-библиотек не имеют подписки на внешние полезные информационно-образовательные и справочные ресурсы;
- более трети библиотек показывают свою деятельность на официальных сайтах своих образовательных организаций;
- более 20% библиотек размещают на официальном сайте образовательной организации информацию о направлениях своей деятельности и оказываемых услугах;
- практически полностью отсутствует информация о библиотеках в социальных сетях;
- в библиотеках-респондентах практически полностью (более 90%) отсутствуют обособленные зоны для доступа к электронным образовательным и информационным ресурсам;
- всего 18% сотрудников библиотек школ принявших участие в опросе имеют профильное библиотечное образование.
В итоге только 10,5% опрошенных считают, что их библиотека готова к преобразованию в информационно-библиотечный центр.
Способом решения выше обозначенных проблем и создания условий для трансформации школьной библиотеки в информационно-библиотечный центр, как одного из ключевых инструментов новой инфраструктуры школьного образования, обеспечивающего современные условия обучения и воспитания, является реализация настоящей Концепции.
Основополагающими идеями реализации Концепции являются:
- построение инфраструктуры по удовлетворению запросов участников образовательных отношений на получение актуальной деловой и образовательной информации, обеспечивающей личные информационные потребности (приобретение знаний, электронное сетевое взаимодействие, повышение профессиональной квалификации, выполнение учебно-исследовательских проектов и проведение внеучебных мероприятий культурно-просветительского, гражданско-патриотического и информационно-развлекательного характера);
- создание эффективной централизованной системы методического сопровождения школьных библиотекарей, и повышения их квалификации;
- создание условий для оптимизации использования информационно-образовательных и материально-технических ресурсов общеобразовательных организаций участниками образовательных отношений;
- создание условий для использования библиотекарями школьных ИБЦ автоматизированных информационных систем (АИС) и информационно-библиотечных систем (АИБС), развернутых на базе образовательных организаций Смоленской области (организаций ВПО, СПО, ДПО, ООО).
III. Цели и задачи Концепции
Целью настоящей Концепции является определение основных направлений деятельности школьной библиотеки в целях её трансформации в информационно-библиотечный центр, как одного их ключевых инструментов новой инфраструктуры образовательной организации, обеспечивающего современные условия обучения и воспитания.
Задачами реализации Концепции являются:
1. Разработка модели информационно-библиотечного центра образовательной организации;
2. Разработка подходов к созданию и развитию сети информационно-библиотечных центров образовательных организаций.
3. Создание инфраструктуры дополнительного профессионального образования педагогических работников, участвующих в библиотечной деятельности, в т.ч. с использованием технологий дистанционного обучения, а также научно-методического сопровождения деятельности ИБЦ.
IV. Организационная структура для эффективной реализации концепции
Модель региональной сети информационно-библиотечных центров предполагает горизонтальную и вертикальную интеграцию организаций и информационно-библиотечных центров с целью координации и поддержки их деятельности, а также реализации концепции на базе библиотек общеобразовательных организаций (рис. 1).
Сеть состоит из двух основных компонентов.
Компонент 1. Организации, создающие условия функционирования региональной сети информационно-библиотечных центров и осуществляющие контроль и управление реализацией концепции на региональном и муниципальном уровнях (вертикальная интеграция).
К данному компоненту относят:
1. Департамент Смоленской области по образованию и науке.
2. Органы управлением образования муниципальных районов и городских округов Смоленской области.
3. Государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования "Смоленский областной институт развития образования" (ГАУ ДПО СОИРО).
4. Региональный информационно-библиотечный центр.
Вертикальная интеграция позволяет осуществлять разработку, апробацию и распространение лучших моделей и практик, создаваемых региональным научно-педагогическим сообществом, поддерживать единство,
полноту и актуальность нормативно-правового, научно-методического, кадрового, материально-технического, программного и информационно-ресурсного обеспечения школьных информационно-библиотечных центров на территории Смоленской области.
Компонент 2. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, реализующие основные общеобразовательные программы на территории Смоленской области и входящие в горизонтальную интеграцию информационно-библиотечных центров.
В рамках горизонтальной кооперации информационно-библиотечным центрам должна быть обеспечена возможность обмена доступными информационно-образовательными и материально-техническими ресурсами.
С этой целью должна быть разработан объединенный интернет-ресурс ИБЦ образовательных организаций, обеспечивающий возможность поиска ресурсов по всем информационно-библиотечным центрам в пределах Смоленской области.
Кроме этого, при построении модели ИБЦ конкретной образовательной организации, необходимо проведение предварительного исследования на предмет оптимальности использования имеющегося пространства. Возможен вариант создания как компактных ИБЦ, функционирующих в условиях существенных ограничений, так и многофункциональных информационно-библиотечных центров, использующих весь спектр возможностей и предоставляющих дополнительные возможности пользователям других информационно-библиотечных центров.
Информационно-библиотечные центры образовательных организаций коррекционного типа или осуществляющих инклюзивное обучение должны предоставлять своим посетителям необходимые условия для доступа к информационным ресурсам, как с точки зрения организации пространства (поручни, пандусы, подъемники при наличии ступеней), так и с точки зрения получения информации (брайлевские дисплеи и клавиатуры, синтезаторы речи, книги, напечатанные шрифтом Брайля).
Фонды ИБЦ призваны обеспечивать доступ к региональным информационным ресурсам, содержащим сведения о местной культуре, экономике, истории, доступ к произведениям искусства, имеющим отношение к данной территории, биографиям исторических фигур, проживающих или родившихся в данной местности.
Сотрудник ИБЦ должен быть осведомлен об экономике данной местности, перспективных кадровых потребностях территории, о региональных программах развития, с тем чтобы способствовать самоопределению и профориентации обучающихся с учетом имеющихся на данной территории возможностей, исторических и культурных особенностей своей местности.
Информационно-библиотечные центры в сельской местности должны компенсировать затрудненный по сравнению с городом доступ к культурным объектам с помощью виртуальных музейных туров и расширенного фонда информационных ресурсов.
Рис. 1. Модель региональной сети информационно-библиотечных центров
V. Основные направления реализации Концепции
Основными направлениями реализации Концепции являются:
1. Совершенствование нормативно-правового, научно-методического обеспечения:
- разработка методических рекомендаций и нормативных документов, регламентирующих деятельность школьных ИБЦ;
- разработка правового и организационного механизма взаимодействия юридического лица (образовательной организации, на базе которой функционирует ИБЦ) и физического лица - автора материалов, размещаемых в открытом доступе.
2. Модернизация системы методического сопровождения деятельности, централизация методической поддержки на региональном и муниципальном уровнях:
- создание регионального информационно-библиотечного центра (далее - РИБЦ) на базе ГАУ ДПО СОИРО;
- создание объединенного интернет-ресурса ИБЦ образовательных организаций Смоленской области.
3. Развитие информационно-ресурсного обеспечения:
- представление деятельности ИБЦ на официальном сайте образовательной организации;
- представление деятельности ИБЦ образовательной организации в общедоступных социальных сетях или социальных сетях профессиональных сообществ;
- сетевое взаимодействие ИБЦ по информационному наполнению и сопровождению объединенного интернет-ресурса ИБЦ образовательных организаций Смоленской области с целью обеспечения полноты реализуемых функций, взаимной поддержки участников информационно-образовательными и материально-техническими ресурсами;
- внедрение единой технологической платформы, объединяющей каталожные данные о фондах школьных ИБЦ и обеспечение доступа к данным через сеть интернет;
- подписка на онлайн доступ к электронным изданиям художественной и учебной литературы, профильным периодическим изданиям, электронным справочным системам и базам данных;
- предоставление доступа к электронным изданиям, необходимым для освоения образовательных программ, в том числе к изданиям гражданско-патриотической направленности, а также к электронным информационным и образовательным ресурсам с учетом необходимости защиты авторских и смежных прав;
- формирование целевых фондов (печатные, мультимедийные, цифровые), способствующих реализации основных и дополнительных образовательных программ, в том числе выполнению индивидуальных проектов, а также личностному росту читателей;
- использование современных информационных и организационных технологий для развития деятельности библиотеки в направлениях маркетинга библиотечных, информационных и образовательных услуг, выполнении функций консультационного сопровождения образовательной деятельности образовательной организации;
- создание условий для сотрудничества школьных ИБЦ с библиотеками системы Министерства культуры Российской Федерации, Департамента Смоленской области по культуре и туризму, организаций высшего и среднего профессионального образования.
4. Совершенствование системы повышения квалификации библиотекарей и педагогов-библиотекарей:
- разработка программ повышения квалификации для школьных библиотекарей, в том числе программ предусматривающих использование дистанционных образовательных технологий;
- формирование специализированного ресурса дистанционного обучения работников библиотек образовательных организаций;
- создание условий для непрерывного повышения квалификации школьных библиотекарей, педагогов-библиотекарей по актуальным направлениям деятельности библиотек и информационно-библиотечных центров.
5. Совершенствование материально-технической базы школьных информационно-библиотечных центров
В рамках материально-технического обеспечения в каждом ИБЦ образовательной организации необходимо:
- оснастить необходимым аппаратным и презентационным оборудованием, программным обеспечением, подключением к высокоскоростному каналу Интернет;
- обеспечить возможность подключения личных мобильных устройств и личных персональных компьютеров к сети Интернет через Wi-Fi;
- создать условия для комфортного использования посетителями личных электронных устройств;
- предоставить техническую возможность для зарядки мобильных устройств (в т.ч. наличие кабелей подключения);
- обеспечить возможность выхода в Интернет с компьютеров, расположенных в помещении библиотеки;
- обеспечить возможность контролируемой печати электронных документов посетителя, изготовления ксерокопий документов посетителя;
- предусмотреть пространственно-обособленные зоны различных типов: зону для получения информационных ресурсов во временное пользование, зону для самостоятельной работы с ресурсами на различных типах носителей (включая технологию BYOD), зону для коллективной работы с гибкой организацией пространства, презентационную зону для организации выставок и экспозиций, рекреационную зону для разнообразного досуга и проведения мероприятий;
6. Координация деятельности школьных ИБЦ, их объединение в сеть регионального масштаба с поддержкой со стороны РИБЦ
VI. Функции ИБЦ
Информационно-библиотечный центр выполняет образовательную, информационно-методическую, обеспечивающую, профориентационную, культурно-просветительскую и досуговую функции.
В рамках образовательной функции обеспечивает:
- удовлетворение индивидуальных образовательных потребностей посетителей в рамках самостоятельной деятельности с использованием ресурсной базы ИБЦ;
- предоставление инфраструктуры для реализации учебно-исследовательских проектов и других видов совместной работы.
Информационно-методическая функция включает:
- поддержку педагогов современными научно-методическими наработками (как общепредметными, так и в конкретных предметных областях);
- помощь при формировании поисковых и библиографических запросов,
- повышение информационной грамотности посетителей;
- содействие педагогам в формировании собственной инновационной программы и педагогического портфолио.
Обеспечивающая функция ИБЦ решает задачи:
- пополнения и обновления фондов печатных изданий;
- предоставления новых видов ресурсов (электронные ресурсы, учебное оборудование, помещения, доступ в интернет);
- удовлетворения новых типов потребностей образовательной организации.
Для поддержки развития обеспечивающей функции могут быть использованы возможности горизонтальной кооперации ИБЦ и сотрудничества с компаниями-поставщиками высокотехнологичной образовательной продукции, при этом ИБЦ выполняет функции выставки-экспозиции и обеспечивает привлечение внимания к продукции партнера.
Профориентационная функция реализуется за счет:
- содействия обучающимся в профессиональном самоопределении;
- построения и реализации индивидуальных образовательных траекторий;
- организации тематических мероприятий (дни профессий, профориентационные игры);
- предоставления информационных ресурсов и программного обеспечения;
- профориентационной поддержки в информационной и игровой форме.
Культурно-просветительская функция должна реализовываться за счет:
- организации тематических мероприятий (выставок, чтений, кружков),
- участия во внеучебной деятельности образовательной организации (подготовка стенгазет, театральных постановок, интеллектуальных игр),
- подбора информационных ресурсов, ориентированных на внутренние потребности посетителей и учитывающих ценностные ориентиры ФГОС.
Контент, предоставляемый информационно-библиотечным центром, должен быть ориентирован не только на учебные предметы, но и на подготовку к жизни, расширение кругозора, выстраивание жизненных маршрутов и познание мира во всем его многообразии.
В части развития досуговой функции ИБЦ образовательной организации должен стать общественным пространством для неформального времяпрепровождения (встреч, развлекательных мероприятий с интеллектуальным наполнением, развивающих кружков и клубов). Посетителям должны обеспечиваться комфортные условия для досуговой деятельности, отдыха, свободного выхода в интернет. Досуговая деятельность, организуемая информационно-библиотечным центром, должна нести развивающую и расслабляющую функции, стимулировать когнитивную деятельность и способствовать всестороннему развитию посетителей.
VII. Функции Регионального информационно-библиотечного центра
К функциям РИБЦ отнесено:
- создание инфраструктуры подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников, участвующих в библиотечной деятельности;
- организационно-методическое сопровождение деятельности школьных ИБЦ;
- организация подписки на внешние информационные, образовательные и справочные ресурсы для последующего коллективного доступа;
- мониторинг деятельности ИБЦ для внесения предложений по оптимизации их деятельности и пополнению фондов на бумажных и электронных носителях, а также доступа к фондам через сеть Интернет;
- техническое, программное и консультационное сопровождение процессов централизованной каталогизации фондов печатных изданий, электронных ресурсов и оборудования;
- техническое, программное и консультационное сопровождение процессов информационного сопровождения объединенного интернет-ресурса ИБЦ образовательных организаций Смоленской области
- проработка механизмов привлечения к разработке, актуализации экспертизе контента участников образовательной деятельности - учителей, методистов, руководящих работников, родителей, обучающихся.
Реализация перечисленных средств поддержки деятельности образовательной организации позволит школьным ИБЦ обеспечить реализацию федеральных государственных образовательных стандартов общего образования и организовать продуктивное сотрудничество между педагогическими работниками в рамках образовательной организации.
VIII. Кадровое обеспечение
В целях развития кадрового обеспечения деятельности информационно-библиотечных центров должна быть разработана программа повышения квалификации и профессиональной переподготовки библиотечных и педагогических работников образовательных организаций Смоленской области, ориентированная на глубокую гуманитарную, психолого-педагогическую и библиотечно-информационную подготовку.
Требования к квалификации сотрудников информационно-библиотечных центров образовательных организаций определяются исходя из критериев федерального профессионального стандарта "Педагог-библиотекарь".
Гуманитарная подготовка педагогов-библиотекарей призвана стать фундаментом прочной системы ценностей, на основе которых осуществляется поиск, оценка и рекомендация источников конкретным пользователям. Гуманитарная подготовка должна включать историю, литературу, искусствознание.
В части психолого-педагогической подготовки педагог-библиотекарь должен освоить методы природосообразности, майнд-менеджмента, междисциплинарного обучения, получить глубокие знания в области возрастной педагогики и психологии познавательной деятельности.
Библиотечно-информационная подготовка педагогов-библиотекарей должна включать каталогизацию, библиографию, информационную грамотность, работу с информацией в сети Интернет, работу с образовательными онлайн-сервисами и другими инструментами информационной деятельности.
Подготовка сотрудника ИБЦ должна развивать такие личностные качества как коммуникабельность, инициативность, лидерство, аналитико-синтетическую компетенцию и готовность к переменам.
Также для успешной работы Региональной сети информационно-библиотечных центров, должны быть актуализированы образовательные программы для педагогов-предметников, руководителей образовательных организаций, руководителей органов управления образованием, педагогов дополнительного профессионального образования.
В результате обучения представители данных категорий работников образовательных организаций должны понимать роль информационно-библиотечного центра в образовательном процессе, должны быть осведомлены о предоставляемых им возможностях, должны уметь использовать эти возможности для проведения мероприятий, реализации учебно-исследовательских проектов, межпредметной интеграции, личностного развития обучающихся.
Методом качественного обогащения кадрового состава отрасли является всеобщая аттестация сотрудников информационно-библиотечных центров. Целью аттестационных мероприятий является выявление потребностей в переподготовке для обеспечения соответствия работников информационно-библиотечных центров требованиям к их подготовке. Помимо определения профессиональной квалификации и способности к росту аттестация обязана выявить, какие профессиональные знания и навыки каждого сотрудника нуждаются в укреплении и развитии.
Переподготовка и повышение квалификации могут осуществляться в очной и (или) дистанционной форме.
Аттестация проводится организацией, реализующей программы дополнительного профессионального образования, региональным информационно-библиотечным центром.
IX. Программное обеспечение деятельности ИБЦ
Для обеспечения реализации ФГОС функции информационно-библиотечного центра должны быть поддержаны современными средствами работы с информацией - программным обеспечением и доступом к глобальной сети Интернет.
Для обеспечения единой точки доступа к электронным и печатным информационным, образовательным, научно-методическим, справочным ресурсам должен быть создан объединенный интернет-ресурс (интернет-портал) региональной сети ИБЦ образовательных организаций Смоленской области.
Для поддержки обеспечивающей функции ИБЦ формируется единый электронный интернет-каталог, который обеспечивает ведение библиографических перечней. Информационно-библиотечные центры должны иметь возможность фиксировать количество имеющихся ресурсов по каждой из позиций каталога. Функции программного и технического сопровождения каталогизации должны лежать на РИБЦ
Интернет-портал предоставляет пользователям широкий спектр электронных сервисов, в т.ч.:
- библиографический поиск в рамках конкретного ИБЦ и сети в целом;
- поддержку системы поиска и бронирования нужного ресурса по конкретному информационно-библиотечному центру, в разрезе выбранной территории и сети в целом;
- возможность планирования (записи в очередь) использования ресурсов,
- пополнение конкретным ИБЦ общей базы данных ресурсов и резервирования ресурсов для их последующего использования;
- отслеживание возврата ресурса, как со стороны посетителя, так и со стороны ИБЦ;
- наличие новостной ленты или новостной рассылки, информирующей читателей (пользователей) о новинках фондов ИБЦ.
Информационно-библиотечный центр должен стать для педагога источником или средством доступа к самым актуальным методикам, держателем самых современных инструментов работы с информацией.
X. Реализация Концепции
Реализация настоящей Концепции обеспечит создание условий для развития образовательных организаций, в том числе школьных библиотек и их постепенную трансформацию в информационно-библиотечные центра, что в целом улучшит качество образования, предоставляемое образовательной организацией.
В результате реализации Концепции будет создано единое современное информационно-образовательное пространство, обеспечивающее условия и инфраструктуру для систематического обновления содержания общего образования и комплексной поддержки региональной сети информационно-библиотечных центров.
Создание современных ИБЦ на базе общеобразовательных организаций обеспечит:
1. Совершенствование нормативно-правового, научно-методического обеспечения.
2. Модернизацию системы методического сопровождения деятельности на региональном и муниципальном уровнях.
3. Развитие сетевого взаимодействия.
4. Развитие информационно-ресурсного обеспечения.
5. Совершенствование системы повышения квалификации кадров ИБЦ (библиотекарей и педагогов-библиотекарей).
6. Совершенствование материально-технической базы школьных информационно-библиотечных центров.
7. Координацию деятельности школьных ИБЦ, их объединение в сеть регионального масштаба с поддержкой со стороны РИБЦ.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.