В соответствии с Национальным планом развития конкуренции в Российской Федерации на 2018 - 2020 годы, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 21.12.2017 N 618 "Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции", Методическими рекомендациями по созданию и организации федеральными органами исполнительной власти системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства, утвержденными распоряжением Правительства Российской Федерации от 18.10.2018 N 2258-р, приказом Федеральной антимонопольной службы от 05.02.2019 N 133/19 "Об утверждении методики расчета ключевых показателей эффективности функционирования в федеральном органе исполнительной власти антимонопольного комплаенса", распоряжением Губернатора Смоленской области от 06.02.2019 N 107-р "О мерах, направленных на создание и организацию системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства деятельности органов исполнительной власти Смоленской области", в целях создания и организации системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства деятельности Департамента Смоленской области по энергетике, энергоэффективности, тарифной политике приказываю:
1. Утвердить прилагаемое Положение об антимонопольном комплаенсе в Департаменте Смоленской области по энергетике, энергоэффективности, тарифной политике (далее также - Положение).
2. Определить должностным лицом, осуществляющим деятельность по организации, обеспечению контроля и анализа эффективности антимонопольного комплаенса в Департаменте Смоленской области по энергетике, энергоэффективности, тарифной политике, консультанта отдела контрольно-аналитической работы К.А. Денисиевского.
3. Определить Общественный совет при Департаменте Смоленской области по энергетике, энергоэффективности, тарифной политике органом, осуществляющим оценку эффективности функционирования антимонопольного комплаенса в Департаменте Смоленской области по энергетике, энергоэффективности, тарифной политике, для чего внести соответствующее изменение в Положение об Общественном совете при Департаменте Смоленской области по энергетике, энергоэффективности, тарифной политике, утвержденное приказом начальника Департамента Смоленской области по энергетике, энергоэффективности, тарифной политике от 28.12.2012 N 291-од.
4. Обеспечить размещение настоящего приказа на официальном сайте Департамента Смоленской области по энергетике, энергоэффективности, тарифной политике в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в течение 3 рабочих дней со дня его подписания.
5. Ответственному работнику, в обязанности которого входит ведение кадровой деятельности Департамента:
- ознакомить государственных гражданских служащих и работников Департамента с настоящим приказом под роспись;
- при поступлении гражданина Российской Федерации на государственную гражданскую службу в Департамент, а также при приеме на работу в Департамент на должность, не относящуюся к должностям государственной гражданской службы, знакомить его с настоящим приказом под роспись.
6. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.
Начальник Департамента |
О.А. Рыбалко |
Утверждено
приказом начальника Департамента
Смоленской области по энергетике,
энергоэффективности, тарифной политике
от 14.02.2019 N 18-од
Положение
об антимонопольном комплаенсе в Департаменте Смоленской области по энергетике, энергоэффективности, тарифной политике
1. Общие положения
Настоящее Положение определяет порядок внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства в Департаменте Смоленской области по энергетике, энергоэффективности, тарифной политике (далее также - Департамент).
1.1. Целями антимонопольного комплаенса являются:
- обеспечение соответствия деятельности Департамента требованиям антимонопольного законодательства;
- профилактика нарушений требований антимонопольного законодательства в деятельности Департамента;
- повышение уровня правовой культуры в Департаменте.
1.2. Задачи антимонопольного комплаенса являются:
- выявление рисков нарушения антимонопольного законодательства;
- управление рисками нарушения антимонопольного законодательства;
- контроль соответствия деятельности Департамента требованиям антимонопольного законодательства;
- оценка эффективности организации в Департаменте антимонопольного комплаенса.
1.3. Принципами антимонопольного комплаенса являются:
- законность;
- регулярность оценки рисков нарушения антимонопольного законодательства;
- информационная открытость действующего в Департаменте антимонопольного комплаенса;
- непрерывность анализа и функционирования антимонопольного комплаенса;
- совершенствование антимонопольного комплаенса.
2. Обязанности должностного лица, ответственного за функционирование антимонопольного комплаенса в Департаменте, и функции коллегиального органа, осуществляющего оценку эффективности его функционирования
2.1. Основными функциональными обязанностями уполномоченного должностного лица являются:
- подготовка и представление начальнику Департамента акта об антимонопольном комплаенсе (внесении изменений в антимонопольный комплаенс), а также внутренних документов Департамента, регламентирующих процедуры антимонопольного комплаенса;
- выявление рисков нарушения антимонопольного законодательства, учет обстоятельств, связанных с рисками нарушения антимонопольного законодательства, определение вероятности возникновения рисков нарушения антимонопольного законодательства;
- выявление конфликта интересов в деятельности государственных гражданских служащих, работников и структурных подразделений Департамента, разработка предложений по их исключению;
- консультирование государственных гражданских служащих и работников Департамента по вопросам, связанным с соблюдением антимонопольного законодательства и антимонопольным комплаенсом;
- организация взаимодействия с другими структурными подразделениями Департамента по вопросам, связанным с антимонопольным комплаенсом;
- разработка процедуры внутреннего расследования, связанного с функционированием антимонопольного комплаенса;
- организация внутренних расследований, связанных с функционированием антимонопольного комплаенса, и участие в них;
- взаимодействие с антимонопольным органом и организация содействия ему в части, касающейся вопросов, связанных с проводимыми проверками;
- информирование начальника Департамента о внутренних документах, которые могут повлечь нарушение антимонопольного законодательства;
- иные функции, связанные с функционированием антимонопольного комплаенса.
2.2. К функциям Общественного совета при Департаменте Смоленской области по энергетике, энергоэффективности, тарифной политике относятся:
- рассмотрение и оценка мероприятий Департамента в части, касающейся функционирования антимонопольного комплаенса;
- рассмотрение и утверждение доклада об антимонопольном комплаенсе.
3. Порядок выявления рисков нарушения антимонопольного законодательства при осуществлении Департаментом своей деятельности
3.1. В целях выявления рисков нарушения антимонопольного законодательства уполномоченным должностным лицом совместно со структурными подразделениями Департамента на регулярной основе проводятся следующие мероприятия:
- анализ выявленных нарушений антимонопольного законодательства за предыдущие 3 года (наличие предостережений, предупреждений, штрафов, жалоб, возбужденных дел).
- анализ проектов нормативных правовых актов Смоленской области, разработанных Департаментом, и действующих нормативных правовых актов Смоленской области, относящихся к сфере деятельности Департамента и реализация которых связана с соблюдением требований антимонопольного законодательства (далее соответственно - проекты актов Департамента, действующие акты Департамента), на предмет их соответствия антимонопольному законодательству;
- мониторинг и анализ практики применения антимонопольного законодательства;
- проведение систематической оценки эффективности разработанных и реализуемых мер контроля;
- проведение постоянного мониторинга для выявления в Департаменте остаточных рисков нарушения антимонопольного законодательства.
3.2. Анализ выявленных в Департаменте нарушений антимонопольного законодательства за предыдущие 3 года (наличие предостережений, предупреждений, штрафов, жалоб, возбужденных дел) проводится не реже одного раза в год. При проведении данного анализа Департаментом реализуются следующие мероприятия:
а) осуществляется сбор сведений, в том числе в структурных подразделениях Департамента, о наличии выявленных контрольными органами нарушений антимонопольного законодательства;
б) составляется перечень выявленных нарушений антимонопольного законодательства.
3.2.1. Перечень нарушений антимонопольного законодательства должен содержать сведения о выявленных за последние 3 года нарушениях законодательства, отдельно по каждому нарушению, и информацию о нарушении (с указанием нарушенной нормы законодательства, краткого изложения сути нарушения, последствий нарушения антимонопольного законодательства и результата рассмотрения нарушения антимонопольным органом), позицию антимонопольного органа, сведения о мерах по устранению нарушения, а также сведения о мерах, направленных Департаментом на недопущение повторения нарушения.
3.3. Анализ действующих актов Департамента, на предмет соответствия их антимонопольному законодательству проводится не реже одного раза в год. При проведении данного анализа реализуются следующие мероприятия:
а) исчерпывающий перечень действующих актов Департамента размещается на официальном сайте Департамента в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в свободном доступе;
б) на официальном сайте Департамента в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" размещается уведомление о начале сбора замечаний и предложений граждан и организаций по вопросу соответствия антимонопольному законодательству действующих актов Департамента;
в) осуществляется сбор и анализ представленных замечаний и предложений;
г) по итогам анализа представленных замечаний и предложений уполномоченным должностным лицом составляется сводный доклад с обоснованием целесообразности (нецелесообразности) внесения изменений в действующие акты Департамента, который представляется на рассмотрение начальнику Департамента.
3.4. При проведении анализа проектов актов Департамента на предмет соответствия их антимонопольному законодательству, реализуются следующие мероприятия:
а) проекты актов Департамента вместе с пояснительными записками размещаются на официальном сайте Департамента в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в свободном доступе;
б) осуществляется сбор и анализ поступивших предложений и замечаний;
в) по итогам рассмотрения полученных предложений и замечаний по проекту акта Департамента уполномоченным должностным лицом подготавливается справка о выявлении (отсутствии) в нем положений, противоречащих антимонопольному законодательству, которая представляется на рассмотрение начальнику Департамента.
3.5. При проведении мониторинга и анализа практики применения антимонопольного законодательства уполномоченным должностным лицом реализуются следующие мероприятия:
- на постоянной основе осуществляется сбор сведений, в том числе в структурных подразделениях Департамента, о правоприменительной практике в Департаменте;
- по итогам сбора указанной информации подготавливается аналитическая справка об изменениях и основных аспектах правоприменительной практики, а также о проблемах правоприменения;
- не реже одного раза в год проводятся рабочие совещания с приглашением представителей антимонопольного органа по обсуждению результатов правоприменительной практики и по вопросам проблем правоприменения. По итогам проведения указанного совещания составляется протокол, а также подготавливаются предложения по решению проблем правоприменения.
4. Порядок оценки рисков нарушения антимонопольного законодательства при осуществлении Департаментом своей деятельности
4.1. При выявлении рисков нарушения антимонопольного законодательства уполномоченным должностным лицом проводится оценка таких рисков с учетом следующих показателей:
а) отрицательное влияние на отношение институтов гражданского общества к деятельности Департамента по развитию конкуренции;
б) выдача предупреждения о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства;
в) возбуждение дела о нарушении антимонопольного законодательства;
г) привлечение к административной ответственности в виде наложения штрафов на должностных лиц или в виде их дисквалификации.
4.2. Выявляемые риски нарушения антимонопольного законодательства распределяются уполномоченным органом (должностным лицом) по уровням согласно таблице 1:
Таблица 1
Уровень риска |
Описание риска |
Низкий |
Отрицательное влияние на отношение институтов гражданского общества к деятельности Департамента по развитию конкуренции, вероятность выдачи предупреждений, возбуждения дел о нарушении антимонопольного законодательства, наложения штрафов отсутствуют |
Незначительный |
Возможность выдачи предупреждения |
Существенный |
Возможность выдачи предупреждения и возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства |
Высокий |
Возможность выдачи предупреждения и (или) возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства и (или) привлечение к административной ответственности (штраф, дисквалификация) |
4.3. На основе проведенной оценки рисков нарушения антимонопольного законодательства уполномоченным должностным лицом составляется описание рисков, в которое также включается оценка причин и условий возникновения рисков.
4.4. Информация о проведении выявления и оценки рисков нарушения антимонопольного законодательства включается в доклад об антимонопольном комплаенсе.
5. Меры, направленные на осуществление Департаментом контроля за функционированием антимонопольного комплаенса
Общий контроль организации антимонопольного комплаенса в Департаменте и обеспечения его функционирования возлагается на начальника Департамента с выполнением им следующих полномочий:
а) введение в действие приказа об антимонопольном комплаенсе, внесение в него изменений и дополнений, а также внутренних документов Департамента, регламентирующих реализацию антимонопольного комплаенса;
б) применение мер ответственности за нарушение правил антимонопольного комплаенса;
в) рассмотрение материалов, отчетов и результатов периодических оценок эффективности функционирования антимонопольного комплаенса и принятие мер, направленных на устранение выявленных недостатков;
г) осуществление контроля за устранением выявленных недостатков антимонопольного комплаенса.
6. Ключевые показатели и порядок оценки эффективности функционирования антимонопольного комплаенса в Департаменте
6.1. В целях оценки эффективности функционирования в Департаменте антимонопольного комплаенса устанавливаются ключевые показатели как для уполномоченного должностного лица, так и для Департамента в целом.
Ключевые показатели для уполномоченного должностного лица устанавливаются в целях оценки эффективности мероприятий, осуществляемых уполномоченным органом.
Ключевые показатели для Департамента в целом устанавливаются в целях снижения рисков нарушения антимонопольного законодательства в результате деятельности Департамента по результатам выявления и оценки рисков, с учетом уровней рисков, приведенных в таблице 1 раздела 4 настоящего Положения.
6.2. Ключевыми показателями эффективности антимонопольного комплаенса для Департамента в целом являются:
а) коэффициент снижения количества нарушений антимонопольного законодательства со стороны Департамента (по сравнению с 2017 годом);
б) доля проектов нормативных правовых актов Департамента, в которых выявлены риски нарушения антимонопольного законодательства;
в) доля нормативных правовых актов Департамента, в которых выявлены риски нарушения антимонопольного законодательства.
6.3. Коэффициент снижения количества нарушений антимонопольного законодательства со стороны Департамента (по сравнению с 2017 годом) рассчитывается по формуле:
, где:
КСН - коэффициент снижения количества нарушений антимонопольного законодательства со стороны Департамента по сравнению с 2017 годом;
- количество нарушений антимонопольного законодательства со стороны Департамента в 2017 году;
КНоп - количество нарушений антимонопольного законодательства со стороны Департамента в отчетном периоде.
При расчете коэффициента снижения количества нарушений антимонопольного законодательства со стороны Департамента под нарушением антимонопольного законодательства со стороны Департамента понимаются:
- возбужденные антимонопольным органом в отношении Департамента антимонопольные дела;
- выданные антимонопольным органом Департаменту предупреждения о прекращении действий (бездействия), об отмене или изменении актов, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, либо об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения;
- направленные антимонопольным органом Департаменту предостережения о недопустимости совершения действий, которые могут привести к нарушению антимонопольного законодательства.
6.4. Доля проектов нормативных правовых актов Департамента, в которых выявлены риски нарушения антимонопольного законодательства, рассчитывается по формуле:
, где:
Дпнпа - доля проектов нормативных правовых актов Департамента, в которых выявлены риски нарушения антимонопольного законодательства;
Кпнпа - количество проектов нормативных правовых актов Департамента, в которых данным органом выявлены риски нарушения антимонопольного законодательства (в отчетном периоде);
КНоп - количество нормативных правовых актов Департамента, в которых антимонопольным органом выявлены нарушения антимонопольного законодательства (в отчетном периоде).
6.5. Доля нормативных правовых актов Департамента, в которых выявлены риски нарушения антимонопольного законодательства, рассчитывается по формуле:
, где:
Днпа - доля нормативных правовых актов Департамента, в которых выявлены риски нарушения антимонопольного законодательства;
Кпнпа - количество нормативных правовых актов Департамента, в которых данным органом выявлены риски нарушения антимонопольного законодательства (в отчетном периоде);
КНоп - количество нормативных правовых актов Департамента, в которых антимонопольным органом выявлены нарушения антимонопольного законодательства (в отчетном периоде).
6.6. Ключевым показателем эффективности антимонопольного комплаенса для уполномоченного должностного лица является доля сотрудников Департамента, в отношении которых были проведены обучающие мероприятия по антимонопольному законодательству и антимонопольному комплаенсу.
6.7. Доля сотрудников Департамента, с которыми были проведены обучающие мероприятия по антимонопольному законодательству и антимонопольному комплаенсу, рассчитывается по формуле:
, где:
ДСо - доля сотрудников Департамента, с которыми были проведены обучающие мероприятия по антимонопольному законодательству и антимонопольному комплаенсу;
КСо - количество сотрудников Департамента, с которыми были проведены обучающие мероприятия по антимонопольному законодательству и антимонопольному комплаенсу;
КСобщ - общее количество сотрудников Департамента, чьи трудовые (должностные) обязанности предусматривают выполнение функций, связанных с рисками нарушения антимонопольного законодательства.
6.8. Уполномоченное лицо ежегодно проводит оценку достижения ключевых показателей эффективности реализации мероприятий антимонопольного комплаенса.
6.9. Уполномоченное лицо, при необходимости, ежегодно проводит актуализацию ключевых показателей эффективности реализации мероприятий антимонопольного комплаенса.
6.10. Информация о достижении ключевых показателей эффективности реализации мероприятий антимонопольного комплаенса включается в Доклад об антимонопольном комплаенсе.
7. Доклад об антимонопольном комплаенсе
7.1. Доклад об антимонопольном комплаенсе должен содержать информацию:
а) о результатах проведенной оценки рисков нарушения Департаментом антимонопольного законодательства;
б) об исполнении мероприятий по снижению рисков нарушения Департаментом антимонопольного законодательства;
в) о достижении ключевых показателей эффективности антимонопольного комплаенса.
7.2. Доклад об антимонопольном комплаенсе один раз в год представляется уполномоченным должностным лицом на утверждение в Общественный совет при Департаменте Смоленской области по энергетике, энергоэффективности, тарифной политике.
7.3. Доклад об антимонопольном комплаенсе, утвержденный Общественным советом при Департаменте Смоленской области по энергетике, энергоэффективности, тарифной политике, размещается на официальном сайте Департамента в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Департамента Смоленской области по энергетике, энергоэффективности, тарифной политике от 14 февраля 2019 г. N 18-од "О создании и организации антимонопольного комплаенса деятельности Департамента Смоленской области по энергетике, энергоэффективности, тарифной политике"
Текст приказа официально опубликован не был