Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
ПРИЛОЖЕНИЕ
к постановлению администрации МО "Котлас"
от 24 сентября 2018 г. N 1885
Муниципальная программа
муниципального образования "Котлас" "Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства муниципального образования "Котлас" на 2019-2023 годы"
Паспорт
муниципальной программы муниципального образования "Котлас" "Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства муниципального образования "Котлас" на 2019-2023 годы"
Наименование программы |
Муниципальная программа муниципального образования "Котлас" "Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства муниципального образования "Котлас" на 2019-2023 годы" (далее - Программа) |
Ответственный исполнитель |
Управление экономического развития администрации МО "Котлас" |
Соисполнители муниципальной программы |
Комитет по управлению имуществом администрации МО "Котлас" |
Цели муниципальной программы |
создание и совершенствование условий для устойчивого развития субъектов малого и среднего предпринимательства на территории муниципального образования "Котлас" |
Задачи муниципальной программы |
- внедрение финансовых механизмов поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства; - формирование благоприятного информационного климата для развития субъектов малого и среднего предпринимательства; - повышение привлекательности предпринимательской деятельности; - оказание имущественной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства |
Основные целевые показатели муниципальной программы |
- прирост количества субъектов малого и среднего предпринимательства; - прирост количества субъектов малого и среднего предпринимательства, получивших бюджетные субсидии; - увеличение количества субъектов малого и среднего предпринимательства, получивших имущественную поддержку путем предоставления муниципальной преференции. |
Сроки и этапы реализации муниципальной программы |
2019-2023 годы, программа реализуется в один этап |
Объемы и источники финансирования муниципальной программы |
Общий объем финансирования Программы составляет 2 330,0 тыс. рублей, в том числе: 2019 год - 450,0 тыс. рублей; 2020 год - 450,0 тыс. рублей; 2021 год - 450,0 тыс. рублей; 2022 год - 490,0 тыс. рублей; 2023 год - 490,0 тыс. рублей. |
I. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программно-целевым методами
Малый и средний бизнес - это важная составляющая развития современной экономики, источник доходов и сфера приложения труда существенной части населения, основной фактор экономической и социальной стабильности общества. Предпринимательство формирует основу среднего класса - налогоплательщика, от экономического положения которого зависят многие социально-экономические процессы.
Государственная и муниципальная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства является самостоятельным системным направлением политики. Она строится на принципе создания благоприятных условий в тех направлениях предпринимательской деятельности, которые дают максимальный социально-экономический эффект.
Развитие малого бизнеса - чрезвычайно важный элемент в развитии экономики. Сегодня уже не вызывает сомнения, что малые предприятия, не требующие крупных стартовых инвестиций и гарантирующие высокую скорость оборота ресурсов, способны наиболее быстро и экономно решать проблемы реструктуризации экономики, формирования и насыщения рынка потребительских товаров в условиях дестабилизации российской экономики и ограниченности финансовых ресурсов.
Малое и среднее предпринимательство (МСП) является одной из тех сфер хозяйственной деятельности, где наиболее эффективно реализуются инструменты политики, проводимой органами государственной власти и местного самоуправления, направленной на развитие социально-экономического комплекса в интересах всего населения. Это достигается за счет того, что:
- нормативно-правовая база позволяет более гибко и действенно воздействовать на МСП по сравнению с крупными предприятиями именно на уровне субъекта Российской Федерации или муниципального образования (упрощенная и патентная системы налогообложения, единый налог на вмененный доход, и другие механизмы воздействия, регулируемые областными и местными нормативными актами);
- МСП быстрее отвечает на воздействие и изменение среды функционирования;
- МСП реагирует на самые незначительные изменения, практически отсутствует порог чувствительности (незначительное стимулирование не заинтересует крупное предприятие, а для МСП данная возможность может быть существенной);
- высокие адаптационные возможности МСП, которое заполняет более мелкие ниши рынка, позволяет проводить более узкие адресные воздействия;
- МСП расположены по территории более равномерно: крупные предприятия на небольшой территории не образуют всего отраслевого спектра, в то время как диапазон видов деятельности МСП существенно шире;
- МСП, не требуя крупных стартовых инвестиций, гарантирует быстрый оборот ресурсов, высокую динамику роста, помогает экономно и оперативно решать проблемы реструктуризации экономики, гибко реагирует на изменение конъюнктуры рынка, придает экономике дополнительную стабильность, решает социальные вопросы. Предпринимательская инициатива, ориентируясь на потребителя, всегда устремляется туда, где возникает неудовлетворенный спрос, и уходит из тех сфер, которые перестают отвечать запросам рынка. Таким образом, формируются и поддерживаются оптимальные хозяйственные пропорции.
Проведение согласованной и должной государственной и муниципальной политики позволяет обеспечить наиболее быстрый и значительный социально-экономический эффект, заключающийся в:
- увеличении числа собственников, а значит, формировании среднего класса - главного гаранта политической стабильности в обществе;
- росте доли экономически активного населения, что увеличивает доходы граждан и сглаживает диспропорции в благосостоянии различных социальных групп;
- селекции наиболее энергичных, дееспособных индивидуальностей, для которых малый бизнес становится первичной школой самореализации;
- создании новых рабочих мест с относительно низкими капитальными затратам, особенно в сфере обслуживания;
- ликвидации монополии производителей, создании конкурентной среды;
- мобилизации материальных, финансовых и природных ресурсов, которые иначе остались бы невостребованными, а также более эффективном их использовании;
- улучшении взаимосвязи между различными секторами экономики;
- обеспечении снижения уровня безработицы, социальной напряженности и экономического неравенства.
Благоприятное развитие МСП в интересах всего населения и экономики требует от органов местного самоуправления специальных планомерных действий с учетом специфики функционирования малого бизнеса, в том числе создание специальных условий, инструментов и институтов.
Состояние предпринимательства в муниципальном образовании "Котлас" характеризуют следующие показатели: на территории муниципального образования "Котлас" осуществляют деятельность 666 малых и микропредприятий, на которых трудится 5 591 человек. Количество индивидуальных предпринимателей составляет 2 028 человек.
Из числа субъектов малого предпринимательства (включая индивидуальных предпринимателей), 43% осуществляют свою деятельность в сфере торговли, 18% - предоставления услуг, 12% осуществляют деятельность в области транспорта и связи, 13% - в строительстве и производственной деятельности и прочие виды деятельности осуществляют еще 14% субъектов.
Характерной чертой малого и среднего предпринимательства является широкое распространение вторичной занятости, предоставляющей наряду с основным местом работы дополнительные источники доходов для населения.
Малый бизнес возникает и развивается, прежде всего, в тех сферах деятельности, которые не могут охватить крупные предприятия, где необходимо производство небольших объемов продукции (работ), оказания персональных (даже эксклюзивных) услуг, рассчитанных на индивидуального потребителя.
Несмотря на общую положительную тенденцию развития предпринимательства на территории муниципального образования "Котлас" и роста экономических показателей его деятельности, в целом указанная сфера деятельности развита недостаточно. В то же время на процесс развития предпринимательской деятельности на территории МО "Котлас" все большее влияние оказывают внешние факторы. Повышаются требования к конкурентоспособности, качеству продукции и услуг, производимых субъектами малого и среднего предпринимательства.
Значительная часть трудностей и препятствий на пути становления и развития малого и среднего предпринимательства лежит за рамками самой сферы малого и среднего предпринимательства; можно выделить ряд проблем, с которыми они сталкиваются в своей деятельности:
- несовершенство нормативно-правовой базы в сфере малого и среднего предпринимательства;
- отсутствие совершенных механизмов для кредитования начинающих субъектов малого и среднего предпринимательства и материально-ресурсного обеспечения его развития;
- проблемы кадрового обеспечения и подготовки специалистов;
- отсутствует комплексный подход отраслевой поддержки малого и среднего предпринимательства.
Таким образом, налицо необходимость системы комплексной муниципальной поддержки малого и среднего предпринимательства в логической увязке с уже имеющейся системой региональной и государственной поддержки малого и среднего бизнеса.
Программа "Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства на 2019-2023 годы" предполагает продолжение работы по созданию благоприятных условий для устойчивого роста малого и среднего бизнеса, повышению вклада предпринимателей в экономику муниципального образования, увеличению поступления налогов в бюджеты всех уровней и решение указанных проблем в сфере деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства.
За период действия муниципальной программы муниципального образования "Котлас" "Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства МО "Котлас" на 2014-2020 годы" финансовая поддержка в виде субсидий оказана 68 субъектам предпринимательства на общую сумму 10,7 млн. рублей. Из них:
- на поддержку новых инвестиционных проектов, обеспечивающих создание новых рабочих мест, и производственно-направленных бизнес-проектов финансовую поддержку получили 22 начинающих предпринимателя (сумма субсидии составила 6,8 млн. рублей).
- на компенсацию части затрат, связанных с подготовкой, переподготовкой и повышением квалификации кадров финансовую поддержку получили 35 субъектов предпринимательства (сумма субсидии составила 862,1 тыс. рублей).
Объем привлеченных средств из вышестоящих бюджетов составил 6 439,5 тыс. рублей.
II. Цели, задачи, ожидаемые результаты от реализации Программы
Целью Программы является создание благоприятных условий для устойчивого развития субъектов малого и среднего предпринимательства.
Мероприятия направлены на решение следующих задач:
1) внедрение финансовых механизмов поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;
2) совершенствование нормативных правовых актов муниципального образования "Котлас", регламентирующих деятельность субъектов малого и среднего предпринимательства;
3) формирование благоприятного информационного климата для развития субъектов малого и среднего предпринимательства;
4) стимулирование развития субъектов малого и среднего предпринимательства;
5) повышение привлекательности предпринимательской деятельности;
6) оказание имущественной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства путем предоставления во временное владение и (или) пользование на долгосрочной основе муниципального имущества, включенного в Перечень имущества муниципального образования "Котлас", свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства), которое может быть использовано только в целях предоставления его во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе (в том числе по льготным ставкам арендной платы) субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
Срок реализации Программы - 2019-2023 годы.
При выполнении поставленных задач предполагается достижение целевых показателей Программы, отображенных в таблице 1.
III. Перечень Подпрограмм Программы
Для достижения цели в рамках реализации Программы подпрограммы не реализуются.
Система программных мероприятий реализует поставленные задачи по оказанию следующих форм поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства:
- финансовая поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства;
- поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров;
- информационно-консультационная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства;
- нормативно-правовое регулирование деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства;
- имущественная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства.
Перечень мероприятий с указанием объемов и источников финансирования приведен в Приложении N 1 к Программе.
Порядок оказания имущественной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства приведен в Приложении N 2 к Программе.
Целевые показатели Программы
Таблица 1
п/п |
Наименование показателя |
единица измерения |
Значения показателя |
||||||
2017 год (базовый) |
2018 год (оценка) |
2019 год |
2020 год |
2021 год |
2022 год |
2023 год |
|||
|
Количество индивидуальных предпринимателей, зарегистрированных и осуществляющих свою деятельность на территории МО "Котлас" |
единиц |
2 053 |
2 020 |
2 025 |
2 030 |
2 040 |
2 045 |
2 050 |
|
Количество субъектов малого и среднего предпринимательства, получивших бюджетные субсидии |
единиц |
10 |
11 |
10 |
10 |
10 |
10 |
10 |
|
Количество человек из числа субъектов предпринимательства и занятых у них работников, повысивших свою квалификацию |
человек |
150 |
150 |
155 |
160 |
170 |
180 |
190 |
|
Количество консультационных услуг, оказанных субъектам предпринимательства специалистами Управления, в тот числе специалистами НП "Ассоциация промышленников и предпринимателей" |
единиц |
228 |
220 |
230 |
245 |
250 |
260 |
275 |
|
Количество субъектов малого и среднего предпринимательства, получивших имущественную поддержку путем предоставления муниципальной преференции |
единиц |
4 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
IV. Ресурсное обеспечение Программы
Финансирование мероприятий Программы осуществляется за счет средств бюджета МО "Котлас".
Объемы финансирования носят прогнозный характер и подлежат ежегодному уточнению в установленном порядке при утверждении бюджета муниципального образования "Котлас" на очередной финансовый год и плановый период.
Распределение объемов финансирования Программы по годам
Таблица 2
тыс. рублей | ||||||
Источники финансирования |
Объем финансирования, всего |
В том числе по годам |
||||
2019 год |
2020 год |
2021 год |
2022 год |
2023 год |
||
Всего по Программе |
2 330,0 |
450,0 |
450,0 |
450,0 |
490,0 |
490,0 |
V. Система управления реализацией Программы
Управление экономического развития администрации МО "Котлас" осуществляет руководство и текущее управление реализацией Программы, разрабатывает в пределах своей компетентности муниципальные правовые акты, необходимые для её реализации, проводит анализ и формирует предложения по рациональному использованию финансовых ресурсов Программы.
При изменении объемов бюджетного финансирования по сравнению с объемами, предусмотренными Программой, уточняются объемы финансирования за счет средств бюджета МО "Котлас", а также перечень мероприятий для реализации Программы.
Мероприятия Программы могут ежегодно корректироваться с учетом выделяемых на реализацию мероприятий Программы финансовых средств и необходимости обеспечения решения поставленных задач.
Управление экономического развития администрации МО "Котлас" обеспечивает согласованные действия по подготовке и реализации мероприятий, целевому и эффективному использованию бюджетных средств, ведению отчетности по реализации Программы в установленном порядке и в установленные сроки, а также проведению ежегодной оценки эффективности реализации Программы в соответствии с установленным порядком. Комитет по управлению имуществом администрации муниципального образования "Котлас" обеспечивает оказание имущественной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства путем предоставления муниципальной преференции в форме передачи во временное владение и (или) пользование на долгосрочной основе муниципального имущества, находящегося в собственности муниципального образования "Котлас".
Контроль за ходом реализации Программы осуществляется Главой МО "Котлас" и Управлением экономического развития администрации МО "Котлас".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.