Текст документа приводится не полностью
В соответствии с Федеральным законом от 06 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", пунктом "а" статьи 31.2 Устава Архангельской области, пунктом 1 статьи 19 областного закона от 20 мая 2009 года N 19-3-ОЗ "О Правительстве Архангельской области и иных исполнительных органах государственной власти Архангельской области":
1. Утвердить прилагаемую Концепцию развития региональных авиаперевозок Архангельской области до 2030 года.
2. Министерству транспорта Архангельской области:
1) до 31 августа 2018 года совместно с предприятиями авиатранспортного комплекса Архангельской области, муниципальным образованием "Каргопольский муниципальный район" разработать план мероприятий по восстановлению операционной деятельности посадочной площадки, расположенной в г. Каргополе;
2) до 31 мая 2018 года с целью реализации мероприятий по реконструкции искусственной взлетно-посадочной полосы аэропорта Архангельск (Талаги) (далее - ИВПП) направить в Министерство транспорта Российской Федерации обоснованные предложения по включению ИВПП в проект плана развития магистральной транспортной инфраструктуры.
3. Настоящее распоряжение вступает в силу со дня его подписания.
Первый заместитель Губернатора |
А.В. Алсуфьев |
УТВЕРЖДЕНА
распоряжением Правительства
Архангельской области
от 03 апреля 2018 г. N 95-рп
Концепция
развития региональных авиаперевозок Архангельской области до 2030 года
Введение
Концепция развития региональных авиаперевозок Архангельской области до 2030 года (далее - Концепция) представляет собой систему целей, задач, основных принципов, механизмов и основных взаимосвязанных направлений развития авиатранспортной системы в интересах социально-экономического развития Архангельской области.
Воздушный транспорт в Архангельской области играет одну из ключевых ролей в социально-экономическом развитии региона, по ряду направлений он обеспечивает не только потребности населения и экономики в авиаперевозках, но и играет важную роль в жизнеобеспечении деятельности населенных пунктов.
Аэропорты, аэродромы (посадочные площадки) местных воздушных линий всегда играли заметную роль в решении государственных задач, направленных на устойчивое и поступательное развитие социально-политической и экономической сфер Архангельской области. В настоящее время альтернативу воздушному виду транспорта найти достаточно сложно в силу того, что в период весенней и осенней распутицы единственным видом транспорта, связывающим ряд муниципальных образований Архангельской области с областным центром, является авиасообщение, и поэтому создание развитой аэропортовой инфраструктуры Архангельской области представляется жизненно необходимой.
Воздушно-транспортная система Архангельской области (далее - ВТС) на сегодняшний день имеет значительную потребность в модернизации. Существует необходимость в расширении аэровокзального комплекса аэропорта "Архангельск" (Талаги), модернизации инфраструктуры аэродромов, посадочных площадок местных воздушных линий.
Проведенный анализ показал, что для выполнения программы модернизации авиапредприятий Архангельской области необходима финансовая поддержка со стороны Правительства Архангельской области.
Текст Рисунка не приводится
Рисунок 1. Сеть местных воздушных линий Архангельской области
Объем необходимых инвестиций в авиатранспортный комплекс Архангельской области для стабильного обеспечения деятельности воздушного транспорта на территории Архангельской области в период до 2022 года должен составить не менее 3815,4 млн. рублей. В период с 2023 по 2030 годы планируется предусмотреть дополнительные финансовые средства после определения потребности в инвестициях в последующие годы с учетом социально-экономического развития Архангельской области в долгосрочной перспективе.
Указанные средства будут направлены на комплексную реконструкцию и модернизацию объектов авиатранспортной инфраструктуры Архангельской области, в том числе на реконструкцию аэровокзального комплекса аэропорта "Архангельск" (Талаги), на реконструкцию и модернизацию аэродромов и посадочных площадок местных воздушных линий, расположенных на территории Архангельской области, на обновление парка воздушных судов акционерного общества "2-ой Архангельский объединенный авиаотряд" (далее - АО "2-ой Архангельский ОАО").
Предполагается дополнительно привлечь до 2022 года инвестиции в размере не менее 345,3 млн. рублей на реконструкцию склада горюче-смазочных материалов и аэровокзального комплекса аэропорта "Архангельск" (Талаги), на разработку проектно-сметной документации "Реконструкция посадочной площадки "Соловки".
Инвестиции в авиатранспортный комплекс Архангельской области будут иметь значительные социально-экономические эффекты в рамках реализации Концепции.
I. Основные цели и задачи
Основной целью Концепции являются развитие и модернизация авиатранспортного комплекса Архангельской области.
Для реализации указанной цели в рамках Концепции осуществляются следующие основные задачи:
развитие маршрутных сетей региональных и местных авиационных перевозок, направленных на максимальное удовлетворение спроса на услуги воздушного транспорта населения и отраслей экономики Архангельской области;
развитие и восстановление наземной инфраструктуры воздушного транспорта на территории Архангельской области;
реконструкция искусственной взлетно-посадочной полосы аэропорта Архангельск (Талаги);
определение наиболее рациональной модели организации (реорганизации) ВТС;
определение ключевых факторов развития региональной авиации в Архангельской области;
улучшение качественных характеристик транспортного обслуживания авиапассажиров;
развитие перспективных направлений развития воздушных перевозок в Архангельской области, обеспечивающих реализацию крупных инфраструктурных, промышленных и транспортно-логистических проектов, а также развитие российской научно-образовательной, природоохранной, аварийно-спасательной, туристской и иной деятельности в Арктической зоне Российской Федерации, в целях реализации Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года.
II. Ключевые факторы развития региональной авиации в Архангельской области
В целях определения ключевых факторов развития региональной авиации в Архангельской области проведен SWOT-анализ сильных и слабых сторон, возможностей и угроз.
Сильные стороны |
Слабые стороны |
Большая протяженность территории для осуществления полетов; наличие монополии на рынке местных авиаперевозок; наличие программ государственной поддержки авиаперевозок; наличие положительного опыта действующих региональных авиакомпаний; выполнение полетов в муниципальные образования Архангельской области, где отсутствует круглогодичная транспортная доступность |
Наличие только двух авиаперевозчиков; ряд воздушных судов у авиаперевозчиков находится в финансовом лизинге; недостаток квалифицированного персонала; плохие условия работы обслуживающего персонала из-за стремления компаний экономить; высокие аэропортовые сборы; занижение стоимости на перелеты из-за конкуренции на региональных маршрутах |
Возможности |
Угрозы |
Расширение маршрутной сети; увеличение финансирования со стороны федерального и областного бюджетов на обновление и модернизацию воздушных судов и аэропортовой инфраструктуры; привлечение частных инвестиций в авиатранспортный комплекс |
Ценовая недоступность приобретения воздушных судов; высокая степень износа транспортных и технических средств; низкая покупательная способность населения Архангельской области; рост цен на авиатопливо; недостаточная поддержка авиаперевозчиков со стороны государства; отсутствие финансовых средств на обновление и модернизацию воздушных судов; отсутствие эффективной системы управления местных авиаперевозок; снижение количества и отток населения из Архангельской области |
На основании проведенного SWOT-анализа определены ключевые факторы развития региональной авиации в Архангельской области, а именно:
создание и развитие эффективной системы централизованного управления инфраструктурой аэродромов и посадочных площадок;
создание и поддержание устойчивой системы финансирования капитальных затрат на восстановление и развитие аэродромов и посадочных площадок, обслуживающих региональные и местные воздушные линии;
создание эффективной системы управления местных авиаперевозок;
создание и развитие эффективной системы планирования программ государственной поддержки развития региональных и местных авиаперевозок как за счет средств областного бюджета, развития системы софинансирования выпадающих доходов за счет бюджетов заинтересованных субъектов Российской Федерации, так и за счет средств федерального бюджета в рамках программ субсидирования авиаперевозок.
III. Характеристика состояния авиатранспортной инфраструктуры, включая наземную инфраструктуру аэродромов и посадочных площадок, парк воздушных судов
В настоящее время в Архангельской области базируются два авиаперевозчика - акционерное общество "Нордавиа - региональные авиалинии" (далее - АО "Нордавиа - РА") (сертификат эксплуатанта N 466) и АО "2-ой Архангельский ОАО" (сертификат эксплуатанта N 463).
Принятая модель бизнеса авиакомпании АО "Нордавиа - РА" и располагаемый парк воздушных судов предполагают выполнение межрегиональных воздушных перевозок. Исключение составляют рейсы из Архангельска на Соловецкий архипелаг, выполняемые на арендованных воздушных судах.
В состав парка воздушных судов основного перевозчика на местных воздушных линиях Архангельской области - АО "2-ой Архангельский ОАО" входят:
L-410 UVP-E - 6 единиц, 2 из которых приобретены по договору финансовой аренды в 2017 году (дополнительно 6 единиц находятся на консервации);
Ан-2 - 7 единиц;
Ан-2Т - 1 единица;
Ан-2ТП - 2 единицы;
Ми-26Т - 3 единицы (дополнительно 4 единицы находятся на консервации);
Ми8 МТВ-1-4 единицы, 1 из которых приобретена по договору финансовой аренды в 2017 году;
Ми-8Т - 9 единиц (дополнительно 1 единица находится на консервации).
Текст Рисунка не приводится
Рисунок 2. Парк воздушных судов АО "2-ой Архангельский ОАО"
Информация о характеристике и состоянии аэродромов и посадочных площадок Архангельской области представлена в таблице 1.
Таблица 1. Характеристика состояния аэродромов и посадочных площадок Архангельской области
Наименование аэродрома |
Владелец аэродрома |
Класс аэродрома |
Разрешена эксплуатация |
Количество и размеры ВПП*(1) (ГВПП)*(2) МКп*(3), м, конструкция ВПП |
|
типы воздушных судов |
днем/ ночью |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1. Архангельск (Талаги) |
Искусственная взлетно-посадочная полоса (далее - ИВПП) - Министерство обороны Российской Федерации |
В" |
Ту-154, Ту-134, Ил-18, Ан-12, Як-40, Як-42, МД-87, SAAB-2000, Ил-76 ТД, ДС-10-30, МД-11, Ил-114, Ан-74, Boeing 737 и его модификации и другие типы воздушных судов III и IV класса, вертолеты всех типов |
Днем и ночью |
ИВПП 2500х44 ПАГ-18 МКп 81°-261° I категория ИКАО |
2. Васьково |
Г" |
Ан-26, Ан-24, Ан-30, Ан-32, Л-410, Як-40, Ан-2 и вертолеты всех типов |
Днем и ночью |
ИВПП 2440х32 МКп 303°-123° ПАГ-14 |
|
3. Котлас |
Общество с ограниченной ответственностью (далее - ООО) "Аэропорты Поморья" |
Г" |
Як-40, Ан-24 Ан-26, Ан-28 Л-410, Ан-30, Ан-2, вертолеты всех типов |
Днем и ночью |
ИВПП 1450х35 МКп 125°-305° асфальтобетон 47 см ГВПП 495х60 МКп 35-215 |
4. Лешуконское |
Г" |
Ан-24, Ан-26 Як-40, Л-410, Ан-2, вертолеты всех типов |
Днем |
ИВПП 1596х36 МКп 111 -291° ПАГ-14, ГВПП 700х85 МКп 30°-210 |
|
5. Мезень |
ООО "Аэропорты Поморья" |
Г" |
Ан-26, Ан-24 Як-40, Л-410, Ан-2 вертолеты всех типов |
Днем и ночью |
ИВПП 1450х33 МКп 314°-134о Плиты АСП-4 |
6. Соловки |
ООО "Аэропорты Поморья" |
"Г" |
Л-410, Ан-2, Ан-24, Як-40, Ан-26, ЕМВ-120, вертолеты Ми-8 (их модификации) |
Днем и ночью |
1500х35 м МКп 98°-278° плиты К-1Д, АСП-4 |
7. Пертоминск |
АО "2-й Архангельский ОАО" |
"Е" |
Ан-2, вертолеты всех типов |
Днем |
650х60 м МКп 330°-150° грунт |
8. Лопшеньга |
"Е" |
Ан-2, вертолеты всех типов |
Днем |
650х60 м МКп 180°-360° грунт |
|
9. Летняя Золотица |
"Е" |
Ан-2, вертолеты всех типов |
Днем |
600х60 м МКп 17°-197° грунт |
|
10. Верхняя Золотица |
"Е" |
Ан-2, вертолеты всех типов |
Днем |
660х60 м МКп 80°-260° грунт |
|
11. Вожгоры |
ООО "Аэропорты Поморья" |
"Г" |
Ан-2, вертолеты всех типов |
Днем |
850х60 м с МКп 42°-222о |
12. Койнас |
|
Г" |
Ан-2, Л-410, Ан-2, вертолеты всех типов |
Днем |
950х21 м с МКп 130°-310° плиты К-1Д |
13. Ценогоры |
Г" |
Ан-2, вертолеты всех типов |
Днем |
650х60 м МКп 15°-195° грунт |
|
14. Олема |
Г" |
Ан-2, вертолеты всех типов |
Днем |
650х60 м МКп 140°-320° грунт |
|
15. Долгощелье |
АО "2-й Архангельский ОАО" |
"Е" |
Ан-2, вертолеты всех типов |
Днем |
650х60 м с МКп 120°-300° грунт |
16. Каменка |
"Е" |
Ан-2, вертолеты всех типов |
Днем |
650х60 м МКп 165°-345° грунт |
|
17. Койда |
"Е" |
Ан-2, вертолеты всех типов |
Днем |
650х60 м МКп 60°-240° грунт |
|
18. Мосеево |
Е" |
Ан-2, вертолеты всех типов |
Днем |
650х60 МКп 75°-255° грунт |
|
19. Ручьи |
"Е" |
Ан-2, вертолеты всех типов |
Днем |
650х60 м МКп 180°-360° грунт |
|
20. Сафоново |
|
"Е" |
Ан-2, вертолеты всех типов |
Днем |
650х60м МКп 15°-195° грунт |
21. Сояна |
"Е" |
Ан-2, вертолеты всех типов |
Днем |
650х60 м МКп 30°-210° грунт |
|
22. Онега |
"Е" |
Ан-2, вертолеты всех типов |
Днем |
700 х 90 м МКп 118-298 грунт |
|
23. Пурнема |
"Е" |
Ан-2, вертолеты всех типов |
Днем |
600 х 60 м МКп 60-240 грунт |
_________
(*1) ВПП - взлетно-посадочная полоса.
(*2) ГВПП - грунтовая взлетно-посадочная полоса.
(*3) МКп - магнитный курс посадки.
Анализ технического состояния аэродромов и посадочных площадок Архангельской области показывает, что имеется значительная потребность в проведении их ремонта и модернизации.
IV. Анализ состояния сегмента региональных и местных авиаперевозок в Архангельской области
В настоящее время в Архангельской области местные авиаперевозки осуществляются на 23 аэродрома и посадочные площадки. В год на местных воздушных линиях перевозится до 50 000 пассажиров.
Текст Рисунка не приводится
Рисунок 3. Динамика пассажирских перевозок на местных воздушных линиях (2014-2017 годы)
Исходя из представленной информации (рис. 3), за последние годы наблюдается спад пассажирских перевозок на местных воздушных линиях Архангельской области по большинству авианаправлений. Для сравнения:
в 1993 году с использованием воздушного транспорта на местных воздушных линиях перевозилось более 100 тыс. пассажиров. Сокращение авиаперевозок явилось результатом общего спада спроса на авиаперевозки в Российской Федерации в период до 1999 года и системного кризиса развития гражданской авиации в соответствующий период, а также развития дорожной сети Архангельской области.
Текст Рисунка не приводится
Рисунок 4. Динамика основных межрегиональных направлений (2014-2017 годы)
Анализ динамики основных межрегиональных направлений выявил также отрицательную тенденцию по пассажиропотоку в 2017 году по сравнению с 2014 годом.
В 2017 году наблюдается снижение пассажиропотока по всем направлениям на региональных и местных воздушных линиях.
Основными причинами снижения пассажиропотока на воздушных линиях являются:
высокая стоимость авиабилетов по сравнению с другими видами транспорта;
снижение покупательской способности населения Архангельской области;
миграционные процессы.
Правительством Архангельской области на регулярной основе выделяются субсидии авиакомпаниям на возмещение недополученных доходов, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на перевозки пассажиров и багажа. Установленные тарифы регулируются на социально значимых маршрутах Архангельской области, где воздушный транспорт является практически единственным круглогодичным видом транспорта. Предоставление субсидий авиакомпаниям на возмещение недополученных доходов влечет за собой контроль со стороны исполнительных органов государственной власти Архангельской области за повышением стоимости авиабилетов.
Таблица 2. Субсидии на возмещение недополученных доходов, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на перевозки пассажиров и багажа воздушным транспортом на территории Архангельской области, с разбивкой по годам
Год |
Размер субсидии (тыс. рублей) |
2014 |
68 616,7 |
2015 |
71 820,3 |
2016 |
80 899,9 |
2017 |
78 177,8 |
2018 (план) |
169 903,4 |
С целью сдерживания тарифов для населения в пределах инфляционных процессов на местных воздушных линиях с 2014 по 2018 годы наблюдается ежегодное увеличение объема предоставления субсидий авиаперевозчикам на возмещение недополученных доходов, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на перевозки пассажиров и багажа воздушным транспортом на территории Архангельской области. Кроме того, существенный рост субсидии в 2018 году по сравнению с 2017 годом обусловлен обновлением парка воздушных судов для авиаперевозчиков.
V. Формирование маршрутной сети региональных и местных авиаперевозок в Архангельской области и определение оптимальных типов воздушных судов для ее обслуживания
5.1. Прогноз региональных и местных авиаперевозок в Архангельской области до 2030 года
Центром стратегических разработок гражданской авиации (далее - ЦСР ГА) был произведен прогноз спроса на авиаперевозки на региональных и местных воздушных линиях Архангельской области.
Основной результат прогноза развития новых внутренних воздушных линий в разных сегментах представлен на рисунке (рис. 5).
Текст Рисунка не приводится
Рисунок 5. Средние темпы роста авиаперевозок на магистральных, региональных и местных воздушных линиях Архангельской области на период до 2030 года
Средние темпы роста авиаперевозок на магистральных, региональных и местных воздушных линиях на период до 2030 года по прогнозу ЦСР ГА составят:
на магистральных воздушных линиях - 6,4 процента;
на региональных воздушных линиях - 3,2 процента;
на местных воздушных линиях - 2,1 процента (рис. 6).
Текст Рисунка не приводится
Рисунок 6. Величина потенциального спроса на востребованных действующих авиалиниях Архангельской области для развития в период до 2030 года
Повышение пассажиропотока на регулярных воздушных линиях в последующие годы позволит в дальнейшем снизить стоимость авиабилетов по ряду категорий обслуживания, уменьшить расходы авиаперевозчика в пересчете на одного перевезенного пассажира, увеличить прибыль авиаперевозчиков, которая может быть в дальнейшем направлена на модернизацию воздушных судов и авиатранспортную инфраструктуру.
5.2. Анализ альтернативных видов транспорта на маршрутах и прогноз возможного перераспределения пассажиропотоков между видами транспорта
Для целей учета наличия конкурентных для гражданской авиации наземных альтернативных видов транспорта при прогнозе авиаперевозок был проведен анализ наличия, количества рейсов железнодорожного и междугороднего автобусного сообщений, а также анализ количества пассажиров по классам перевозок.
С учетом моделирования величин тарифов и оценки эластичности спроса от тарифов на различные виды транспорта была оценена вероятность перераспределения спроса на воздушный транспорт с альтернативных наземных видов транспорта.
Таблица 3. Состояние конкурентной ситуации на основных видах транспорта местных перевозок в Архангельской области
Пункт отправления |
Пункт назначения |
Расстояние по ортодромии |
Наличие стыковочных авиарейсов или иных видов транспорта |
Наличие |
Наличие прямого железно-дорожного сообщения |
Наличие прямых междугородных автобусных маршрутов |
Архангельск |
Амдерма-2 (Новая Земля) |
1460 |
нет |
да (по разовым разрешениям) |
нет |
нет |
Архангельск |
Котлас |
504 |
нет |
да |
да |
да |
Архангельск |
Лешуконское |
234 |
нет |
да |
нет |
да (сезонные) |
Архангельск |
Мезень |
211 |
нет |
да |
нет |
да (сезонные) |
Архангельск |
В. Золотица |
123 |
нет |
да |
нет |
нет |
Архангельск |
Вижас |
330 |
нет |
да |
нет |
нет |
Архангельск |
Вожгора |
371 |
нет |
да |
нет |
нет |
Архангельск |
Долгощелье |
206 |
нет |
да |
нет |
нет |
Архангельск |
Каменка |
214 |
нет |
да |
нет |
нет |
Архангельск |
Койда |
216 |
нет |
да |
нет |
нет |
Архангельск |
Койнас |
336 |
нет |
да |
нет |
нет |
Архангельск |
Л. Золотица |
189 |
нет |
да |
нет |
нет |
Архангельск |
Лопшеньга |
150 |
нет |
да |
нет |
нет |
Архангельск |
Мосеево |
289 |
нет |
да |
нет |
нет |
Архангельск |
Олема |
263 |
нет |
да |
нет |
нет |
Архангельск |
Пертоминск |
112 |
нет |
да |
нет |
нет |
Архангельск |
Пурнема |
160 |
нет |
да |
нет |
нет |
Архангельск |
Ручьи |
163 |
нет |
да |
нет |
нет |
Архангельск |
Сафоново |
348 |
нет |
да |
нет |
нет |
Архангельск |
Сояна |
182 |
нет |
да |
нет |
нет |
Архангельск |
Ценогора |
287 |
нет |
да |
нет |
нет |
Архангельск |
Соловки |
250 |
да |
да |
нет |
нет |
Как видно из представленной таблицы, только на трех линиях (Котлас, Лешуконское и Мезень) имеется конкуренция воздушного транспорта с межмуниципальными автобусными перевозками, но время в пути на автобусах в среднем составляет 12, 7 и 7,5 часа и, соответственно, уступает 1,3 и 0,8 и 0,8 часа времени в пути на воздушном судне.
Подобная ситуация наблюдается и с железнодорожным транспортом на направлении "Котлас - Архангельск". Время в пути составляет порядка 21 часа по железной дороге, что в 15,3 раза больше времени, затрачиваемого на авиаперелет. При этом, несмотря на ежедневную частоту железнодорожных перевозок на данном направлении, что в 3,5 раза больше частоты воздушного транспорта, достаточен спрос на авиаперевозки с частотой не менее 2 раз в неделю.
Значительную конкуренцию по направлению "Архангельск - Соловки" оказывают водные виды транспорта в части перевозок туристов из соседних субъектов Российской Федерации.
Тем не менее, в связи с более высокими тарифами на авиаперевозку пассажиров в сравнении с наземными видами транспорта полного перераспределения спроса не происходит.
Основным преимуществом воздушного транспорта перед наземным является скорость перевозки, которая существенно влияет на предпочтение воздушного транспорта в том случае, если поездки наземным транспортом на данное расстояние составляют в среднем 4-5 часов. В связи с этим появляются конкуренция и преимущество воздушного транспорта перед наземными.
5.3. Потребность в воздушных судах для использования на региональных и местных маршрутах Архангельской области
На основании сформированных вариантов моделей маршрутной сети региональных авиаперевозок, включающих экономически обоснованные предложения по перечню маршрутов, частоте рейсов, классам воздушных судов, рассчитывается потребность в воздушных судах для авиаперевозок.
Для поточных региональных авиалиний в каждом последующем году, как правило, требуется воздушное судно большей вместимости, что обусловлено различными факторами.
В целом алгоритм, апробированный для практического применения авиакомпаниями, крупными лизинговыми компаниями, производителями авиационной техники при определении оптимальных типов воздушных судов, содержит следующие блоки:
формирование подходящих баз данных по спросу на авиаперевозки и перевозки альтернативными видами транспорта;
распределение объемов авиаперевозок по интересующим макрорегионам и регионам (или иным сегментам при сегментации не по географическому признаку) в разрезе участков полета;
определение на основе макроэкономических показателей анализируемых регионов параметров, влияющих на темпы роста авиаперевозок и прогноз темпов роста;
некоторые подэтапы эконометрического анализа и экономического моделирования эксплуатации воздушных линий;
определение условий перехода распределения прироста пассажиропотоков по рейсам и интервалам пассажировместимости;
распределение потоков по расчетным интервалам пассажировместимости;
расчет потребного количества воздушных судов через заданные экономические показатели;
подбор наиболее рациональных типов воздушных судов под расчетные эксплуатационные показатели маршрутной сети.
Задача выбора оптимального типа воздушного судна на каждую конкретную авиалинию осуществлялась с учетом расчета себестоимости рейсов определенных типов воздушных судов.
Наиболее рациональными типами воздушных судов, обеспечивающими оптимальное соотношение для пассажиров по параметру цена/качество продукта авиаперевозки, доступными на рынке и эксплуатируемыми в Российской Федерации, для планируемой маршрутной сети Архангельской области являются: Ан-24, Л-410, Ан-2, Ми-8, в перспективе (после 2022 года) - Ил-114-300.
Необходимое количество воздушных судов каждого типа должно определяться при дальнейшей разработке плана развития АО "2-ой Архангельский ОАО", предусматривающего параметры модернизации парка воздушных судов.
До момента освоения парка воздушных судов в АО "2-ой Архангельский ОАО" возможна аренда самолетов у эксплуатантов соседних регионов, что практикуется другими авиакомпаниями для авиаперевозок в пределах Архангельской области.
Таблица 4. Выбор рациональных типов воздушных судов по соотношению цена/качество продукта для эксплуатации на региональных и местных воздушных линиях Архангельской области
N п/п |
Пункт отправления |
Пункт назначения |
Расстояние (км) |
Тип воздушного судна (2014-2015 годы) |
Тип воздушного судна (2020 год) |
Тип воздушного судна (2030 год) |
Среднегодовое количество рейсов в неделю (2014-2015 годы) |
Среднегодовое количество рейсов в неделю (2014-2016 годы) |
Среднегодовое количество рейсов в неделю (2014-2017 годы) |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
1 |
Архангельск |
Амдерма-2 (Новая Земля) |
1460 |
Ан-24 |
Ан-24 |
Ан-24 |
3 |
4 |
4 |
2 |
Архангельск |
Котлас |
504 |
L410 |
L410 |
SRJ200 |
4 |
5 |
6 |
3 |
Архангельск |
Лешуконское |
234 |
L410 |
L410 |
L410 |
6 |
7 |
8 |
4 |
Архангельск |
Мезень |
211 |
L410 |
L410 |
L410 |
6 |
7 |
8 |
5 |
Архангельск |
Верхняя Золотица |
123 |
Ан-2 |
Ан-2 |
Ан-2 |
2 |
2 |
2 |
6 |
Архангельск |
Вожгора |
371 |
Ан-2 |
Ан-2 |
Ан-2 |
2 |
2 |
2 |
7 |
Архангельск |
Долгощелье |
206 |
Ан-2 |
Ан-2 |
Ан-2 |
2 |
2 |
2 |
8 |
Архангельск |
Каменка |
214 |
Ан-2 |
Ан-2 |
Ан-2 |
2 |
2 |
2 |
9 |
Архангельск |
Койда |
216 |
Ан-2 |
Ан-2 |
Ан-2 |
2 |
2 |
2 |
10 |
Архангельск |
Койнас |
336 |
L410 |
L410 |
L410 |
2 |
2 |
2 |
11 |
Архангельск |
Летняя Золотица |
189 |
Ан-2 |
Ан-2 |
Ан-2 |
2 |
2 |
2 |
12 |
Архангельск |
Лопшеньга |
150 |
Ан-2 |
Ан-2 |
Ан-2 |
2 |
2 |
2 |
13 |
Архангельск |
Мосеево |
289 |
Ан-2 |
Ан-2 |
Ан-2 |
2 |
2 |
2 |
14 |
Архангельск |
Олема |
263 |
Ан-2 |
Ан-2 |
Ан-2 |
2 |
2 |
2 |
15 |
Архангельск |
Пертоминск |
112 |
Ан-2 |
Ан-2 |
Ан-2 |
2 |
2 |
2 |
16 |
Архангельск |
Пурнема |
160 |
Ан-2 |
Ан-2 |
Ан-2 |
2 |
2 |
2 |
17 |
Архангельск |
Ручьи |
163 |
Ан-2 |
Ан-2 |
Ан-2 |
2 |
2 |
2 |
18 |
Архангельск |
Сафоново |
348 |
Ан-2 |
Ан-2 |
Ан-2 |
2 |
2 |
2 |
19 |
Архангельск |
Сояна |
182 |
Ан-2 |
Ан-2 |
Ан-2 |
2 |
2 |
2 |
20 |
Архангельск |
Ценогора |
287 |
Ан-2 |
Ан-2 |
Ан-2 |
2 |
2 |
2 |
21 |
Архангельск |
Соловки |
353 |
L410 Ан-24 |
L410 Ан-24 |
L410 Ан-24 |
6 |
7 |
8 |
Парк воздушных судов, который потребуется для обслуживания местных воздушных линий, в будущем будет формироваться с учетом поступления на рынок новых конкурентоспособных региональных самолетов и вертолетов отечественного производства (сборки). Использование авиаперевозчиками воздушных судов зарубежного производства будет снижено при поступлении на рынок новых российских судов, отвечающих всем современным техническим параметрам безопасности полетов.
5.4. Формирование проекта маршрутной сети региональных и местных авиаперевозок в Архангельской области
При моделировании маршрутной сети региональных и местных авиаперевозок в Архангельской области необходимо учитывать следующие аспекты:
обеспечение единства транспортного пространства на всей территории страны и Архангельской области, как ее составляющей, с учетом всех видов транспорта и интеграции основных экономических и культурных центров Архангельской области;
обеспечение экономии бюджетных средств на субсидирование с учетом применения транзитных и трансферных схем;
учет результатов реализации пилотных проектов и программ развития региональных авиаперевозок в других субъектах Российской Федерации;
учет лучших международных практик формирования региональных и местных маршрутных сетей воздушных перевозок;
учет других аспектов.
Для формирования вариантов моделей маршрутной сети региональных и местных авиаперевозок в Архангельской области реализован следующий алгоритм:
формирование баз данных по спросу на авиаперевозки для анализа с использованием специализированных программных комплексов и прогноза спроса в рамках макрорегиона;
анализ альтернативных видов транспорта на маршрутах и прогноз возможного перераспределения пассажиропотоков между видами транспорта;
анализ спроса и прогноз по направлениям региональных и местных авиаперевозок;
формирование проекта маршрутной сети региональных и местных авиаперевозок;
оценка потребности в субсидировании региональных и местных маршрутов.
С учетом вышеназванных аспектов планируется использовать нижеприведенную маршрутную сеть авиаперевозок Архангельской области (рис. 7) и реализовать план ввода новых маршрутов по направлениям полетов из аэропортов Архангельской области (таблица 5).
Рисунок 7. Маршрутная сеть местных авиаперевозок Архангельской области
Таблица 5. План ввода новых маршрутов на направлениях полетов из аэропортов Архангельской области
Пункт отправления |
Пункт назначения |
Вид рейса |
Расстояние по ортодромии (км) |
Количество рейсов в год (ед.) |
Среднегодовая загрузка воздушных судов в период выполнения рейсов (пассажиров) |
Год продолжения эксплуатации (ввода в эксплуатацию) |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Архангельск |
Каргополь |
Местное направление, полеты не осуществляются |
357 |
240 |
11-19 |
2020-2030 |
Архангельск |
Шенкурск |
Местное направление, полеты не осуществляются |
299 |
112 |
12-19 |
2020-2030 |
Архангельск |
Верхняя Тойма |
Местное направление, полеты не осуществляются |
340 |
112 |
12-19 |
2020-2030 |
Котлас |
Киров |
Региональное направление, полеты не осуществляются |
340 |
366 |
13-19 |
2019-2030 |
Архангельск |
Петрозаводск |
Региональное направление, полеты не осуществляются |
467 |
575 |
20-30 |
2018-2020 |
Архангельск |
Череповец |
Региональное направление, полеты не осуществляются |
617 |
167 |
45-70 |
2019-2020 |
Архангельск |
Н. Новгород |
Региональное направление, полеты не осуществляются |
987 |
416 |
42-70 |
2020-2030 |
Архангельск |
Казань |
Региональное направление, полеты не осуществляются |
1185 |
427 |
47-70 |
2020-2030 |
Архангельск |
Екатеринбург |
Региональное направление, полеты не осуществляются |
1500 |
490 |
46-70 |
2020-2030 |
Архангельск |
Краснодар |
Региональное направление, полеты не осуществляются |
2292 |
549 |
46-70 |
2019-2020 |
Архангельск |
Пермь |
Региональное направление, полеты не осуществляются |
1208 |
441 |
46-70 |
2020-2030 |
Архангельск |
Самара |
Региональное направление, полеты не осуществляются |
1378 |
425 |
47-70 |
2020-2030 |
Архангельск |
Сочи |
Региональное направление, полеты осуществляются только в летний период |
2352 |
425 |
47-70 |
2020-2030 |
План ввода новых маршрутов по направлениям полетов из аэропортов Архангельской области был сформирован на основании исследований, проведенных ЦСР ГА, и мнений экспертного сообщества, занятого в сфере авиаперевозок.
VI. Анализ перспективной модели управления предприятиями ВТС Архангельской области
С целью комплексного решения задач ВТС Архангельской области необходимо консолидировать все авиапредприятия в рамках единой системы управления, чтобы обеспечить контроль над финансовыми потоками, затратную эффективность предприятий, самоокупаемость всей системы воздушного транспорта за счет перераспределения прибыли в развитие инфраструктуры и в пользу убыточных направлений.
Проведенный анализ показал, что в период до 2030 года, обеспечив системное управление всеми предприятиями в рамках единой структуры, а также проведя комплексную реконструкцию и модернизацию объектов авиатранспортной инфраструктуры, Архангельская область сможет сохранить и расширить существующую сеть посадочных площадок.
Для обеспечения эффективного управления развитием авиатранспортного комплекса Архангельской области выбрана и обоснована на начальных этапах (после передачи из федеральной собственности акций авиапредприятий Архангельской области в государственную собственность Архангельской области) следующая модель управления (рис. 8):
Текст Рисунка не приводится
Рисунок 8. Модель управления в первоначальный период
Данная модель управления предусматривает управление авиапредприятиями Архангельской области через совет директоров, в состав которого будут входить представители Правительства Архангельской области и независимые директора.
В следующий период предполагается управление авиатранспортным комплексом Архангельской области через созданную Правительством Архангельской области управляющую компанию (рис. 9).
Текст Рисунка не приводится
Рисунок 9. Модель управления в последующий период
Предлагаемая модель управления авиатранспортной инфраструктурой Архангельской области является наиболее рациональной моделью по управлению аэродромной сетью Архангельской области и в целом ВТС Архангельской области.
Данная модель управления позволяет осуществлять централизованное управление всеми активами через управляющую компанию - единоличного исполнительного органа на основании договора на выполнение функций единоличного исполнительного органа. При этом формируется консолидированный бюджет, осуществляется единое управление финансовыми активами предприятий группы, централизация административного персонала, осуществление закупочной деятельности в интересах группы, сокращение административного аппарата на местах за счет замещения их сотрудниками управляющей компании.
Управляемые общества имеют самостоятельный баланс, имущество, персонал, необходимый для осуществления текущей финансово-хозяйственной деятельности.
VII. Финансово-экономическое обоснование Концепции
В рамках предложенной для реализации модели развития авиатранспортного комплекса Архангельской области предполагается выделение средств из федерального и областного бюджетов на реализацию мероприятий по реконструкции и модернизации авиатранспортной инфраструктуры Архангельской области.
При этом для определения капитальных затрат на реконструкцию аэродромов и посадочных площадок, а также на поддержание их эксплуатационной годности учитывались расчетные типы воздушных судов в соответствии с разработанной маршрутной сетью.
Прогнозная смета расходов областного, федерального бюджетов и средств внебюджетных источников, привлекаемых Правительством Архангельской области на реализацию мероприятий по реконструкции и модернизации авиатранспортной инфраструктуры Архангельской области, приведена в таблице 6.
При разработке финансово-экономической модели развития авиатранспортного комплекса Архангельской области будет использована модель управления авиатранспортным комплексом Архангельской области, указанная в разделе VI настоящей Концепции.
Основным источником финансирования мероприятий по реконструкции и модернизации авиатранспортной инфраструктуры Архангельской области является областной бюджет Архангельской области.
Финансовая модель АО "2-го Архангельского ОАО" учитывает получение предприятием доходов от всех видов деятельности (не только от авиационных пассажирских перевозок на социально значимых авиационных линиях), а именно:
авиационные перевозки пассажиров на самолетах по расписанию;
выполнение пассажирских перевозок чартерными рейсами на самолетах и вертолетах, включая VIP-перевозку;
выполнение грузовых перевозок на самолетах;
выполнение грузовых перевозок на вертолетах внутри фюзеляжа и на внешней подвеске;
выполнение авиационных работ в разных отраслях промышленности;
выполнение авиационных работ за рубежом;
аэровизуальные полеты (включая мониторинг трубопроводов, линий электропередач и другое);
аэросъемка и аэрофотосъемка (для целей картографии, геологоразведки, телевещания и другое);
медицинская эвакуация и выполнение полетов по санзаданию;
строительно-монтажные работы (монтаж вышек линий электропередач, отдельных конструкций и т.д.);
полеты на плавучие буровые установки и корабли (офшорные работы).
В таблице 6 приведены инвестируемые на реализацию мероприятий по реконструкции и модернизации авиатранспортной инфраструктуры Архангельской области и на субсидирование авиаперевозок средства из областного, федерального бюджетов и внебюджетных источников в период 2018-2022 годов:
3470,1 млн. рублей - на реконструкцию и модернизацию аэропортов "Архангельск" (Талаги) (за исключением ИВПП, принадлежащей Министерству обороны Российской Федерации), "Васьково" (за исключением ИВПП, принадлежащей Министерству обороны Российской Федерации), аэродромов и посадочных площадок местных воздушных линий, расположенных на территории Архангельской области, а также на обновление парка воздушных судов АО "2-ой Архангельский ОАО" (также для АО "2-й Архангельский ОАО" ежегодно предусматриваются средства из областного бюджета на обеспечение финансирования выпадающих доходов, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на перевозки пассажиров и багажа на местных авиалиниях);
345,30 млн. рублей - инвестиции, которые обязуется привлечь Правительство Архангельской области за счет внебюджетных источников на реконструкцию склада горюче-смазочных материалов и аэровокзального комплекса "Архангельск" (Талаги) в соответствии с государственной программой Российской Федерации "Развитие транспортной системы", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2017 года N 1596, а также собственные средства акционерных обществ на разработку проектно-сметной документации "Реконструкция посадочной площадки "Соловки".
Таблица 6. Расчет средств, необходимых для реализации комплекса мероприятий по реконструкции и модернизации авиатранспортной инфраструктуры Архангельской области (млн. рублей)
Годы |
2018 |
2019 |
2020 |
2021 |
2022 |
Всего (млн. рублей) |
Мероприятия | ||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
1. Реконструкция международного аэропорта "Архангельск" (Талаги) |
150 |
194,43 |
70 |
50 |
57 |
250,0 (внебюджетные источники), |
реконструкция склада горюче-смазочных материалов и аэровокзального комплекса |
150 |
100 |
- |
- |
- |
250 |
установка телескопического трапа в терминал местных воздушных линий (МВЛ) с устройством переходной галереи |
- |
8 |
20 |
- |
- |
28 |
реконструкция грузового терминала с изменением технологических зон, напольных покрытий, покрытий подъездных площадок |
- |
10 |
- |
- |
- |
10 |
реконструкция ограждения аэродрома |
- |
2 |
- |
- |
- |
2 |
строительство пристройки с торца пассажирского терминала ВВЛ для размещения медпункта аэропорта и расширения технологических площадей |
- |
- |
- |
- |
12 |
12 |
приобретение спецтехники |
- |
64,03 |
50 |
50 |
45 |
209,03 |
приобретение рентгенотелевизионных систем (интроскопов) |
- |
7,5 |
- |
- |
- |
7,5 |
приобретение стационарных арочных металлодетекторов для досмотра пассажиров |
- |
0,4 |
- |
- |
- |
0,4 |
приобретение и установка системы видеоконтроля |
- |
2,5 |
- |
- |
- |
2,5 |
2. Летный отряд |
56,11 |
75,07 |
75,07 |
75,07 |
75,07 |
356,39 (областной бюджет) |
ремонт и обновление парка воздушных судов |
56,11 |
75,07 |
75,07 |
75,07 |
75,07 |
356,39 |
3. Васьково |
- |
15,75 |
4,7 |
- |
15 |
35,45 (областной бюджет) |
капитальный ремонт здания аэровокзала |
- |
8,75 |
- |
- |
- |
8,75 |
реконструкция системы электроснабжения, пожарно-охранной системы |
- |
2 |
- |
- |
- |
2 |
ремонт подъездной дороги и привокзальной площади |
- |
5 |
- |
- |
- |
5 |
приобретение рентгенотелевизионных систем (интроскопов) |
- |
- |
3 |
- |
- |
3 |
приобретение стационарных арочных металлодетекторов для досмотра пассажиров |
- |
- |
0,2 |
- |
- |
0,2 |
приобретение и установка системы видеоконтроля |
- |
- |
1,5 |
- |
- |
1,5 |
приобретение спецтехники |
- |
- |
- |
- |
15 |
15 |
4. Пертоминск |
- |
2,3 |
- |
- |
- |
2,3 (областной бюджет) |
обустройство ограждения |
- |
1 |
- |
- |
- |
1 |
отсыпка и планировка пониженного участка аэродрома 50х50 м |
- |
0,5 |
- |
- |
- |
0,5 |
строительство нового склада |
- |
0,5 |
- |
- |
- |
0,5 |
ремонт здания аэровокзала |
- |
0,2 |
- |
- |
- |
0,2 |
приобретение метеооборудования (М-63М1 и барометр-анероид) |
- |
0,1 |
- |
- |
- |
0,1 |
5. Лопшеньга |
- |
1,33 |
- |
- |
- |
1,33 (областной бюджет) |
обустройство ограждения |
- |
1 |
- |
- |
- |
1 |
ремонт здания аэровокзала |
- |
0,2 |
- |
- |
- |
0,2 |
приобретение метеооборудования (М-63М1 и барометр-анероид) |
- |
0,1 |
- |
- |
- |
0,1 |
приобретение бензоинструмента (кусторез) |
- |
0,03 |
- |
- |
- |
0,03
|
6. Летняя Золотица |
- |
1,83 |
- |
- |
- |
1,83 (областной бюджет) |
обустройство ограждения |
- |
0,5 |
- |
- |
- |
0,5 |
ремонт здания аэровокзала |
- |
0,2 |
- |
- |
- |
0,2 |
вырубка деревьев на спланированной грунтовой части летного поля |
- |
0,5 |
- |
- |
- |
0,5 |
проведение агротехнических мероприятий по задернению ГВПП |
- |
0,5 |
- |
- |
- |
0,5 |
приобретение метеооборудования (М-63М1 и барометр-анероид) |
- |
0,1 |
- |
- |
- |
0,1 |
приобретение бензоинструмента (кусторез) |
- |
0,03 |
- |
- |
- |
0,03 |
7. Верхняя Золотица |
- |
1,5 |
0,5 |
- |
- |
2 (областной бюджет) |
обустройство ограждения |
- |
0,5 |
0,5 |
- |
- |
1 |
ремонт здания аэровокзала |
- |
0,2 |
- |
- |
- |
0,2 |
устройство дренажной канавы для отвода грунтовых вод с летной полосы |
- |
0,2 |
- |
- |
- |
0,2 |
проведение агротехнических мероприятий по задернению ГВПП |
- |
0,5 |
- |
- |
- |
0,5 |
приобретение метеооборудования (М-63М1 и барометр-анероид) |
- |
0,1 |
- |
- |
- |
0,1 |
8. Сояна |
- |
1,33 |
0,5 |
- |
- |
1,83 (областной бюджет) |
обустройство ограждения |
- |
0,5 |
0,5 |
- |
- |
1 |
ремонт здания аэровокзала |
- |
0,2 |
- |
- |
- |
0,2 |
проведение агротехнических мероприятий по задернению ГВПП |
- |
0,5 |
- |
- |
- |
0,5 |
приобретение метеооборудования (М-63М1 и барометр-анероид) |
- |
0,1 |
- |
- |
- |
0,1 |
приобретение бензоинструмента (кусторез) |
- |
0,03 |
- |
- |
- |
0,03 |
9. Долгощелье |
- |
1,33 |
0,5 |
- |
- |
1,83 (областной бюджет) |
обустройство ограждения |
- |
0,5 |
0,5 |
- |
- |
1 |
ремонт здания аэровокзала |
- |
0,2 |
- |
- |
- |
0,2 |
проведение агротехнических мероприятий по задернению ГВПП |
- |
0,5 |
- |
- |
- |
0,5 |
приобретение метеооборудования (М-63М1 и барометр-анероид) |
- |
0,1 |
- |
- |
- |
0,1 |
приобретение бензоинструмента (кусторез) |
- |
0,03 |
- |
- |
- |
0,03 |
10. Ручьи |
- |
1,33 |
0,5 |
- |
- |
1,83 (областной бюджет) |
обустройство ограждения |
- |
0,5 |
0,5 |
- |
- |
1 |
ремонт здания аэровокзала |
- |
0,2 |
- |
- |
- |
0,2 |
проведение агротехнических мероприятий по задернению ГВПП |
- |
0,5 |
- |
- |
- |
0,5 |
приобретение метеооборудования (М-63М1 и барометр-анероид) |
- |
0,1 |
- |
- |
- |
0,1 |
приобретение бензоинструмента (кусторез) |
- |
0,03 |
- |
- |
- |
0,03 |
11. Мосеево |
- |
1,33 |
0,5 |
- |
- |
1,83 (областной бюджет) |
обустройство ограждения |
- |
0,5 |
0,5 |
- |
- |
1 |
ремонт здания аэровокзала |
- |
0,2 |
- |
- |
- |
0,2 |
проведение агротехнических мероприятий по задернению ГВПП |
- |
0,5 |
- |
- |
- |
0,5 |
приобретение метеооборудования (М-63М1 и барометр-анероид) |
- |
0,1 |
- |
- |
- |
0,1 |
приобретение бензоинструмента (кусторез) |
- |
0,03 |
- |
- |
- |
0,03 |
12. Сафоново |
- |
0,83 |
0,5 |
- |
- |
1,33 (областной бюджет) |
обустройство ограждения |
- |
0,5 |
0,5 |
- |
- |
1 |
ремонт здания аэровокзала |
- |
0,2 |
- |
- |
- |
0,2 |
приобретение метеооборудования (М-63М1 и барометр-анероид) |
- |
0,1 |
- |
- |
- |
0,1 |
приобретение бензоинструмента (кусторез) |
- |
0,03 |
- |
- |
- |
0,03 |
13. Койда |
- |
1,33 |
0,6 |
- |
- |
1,93 (областной бюджет) |
обустройство ограждения |
- |
0,5 |
0,5 |
- |
- |
1 |
проведение агротехнических мероприятий по задернению ГВПП |
- |
0,5 |
- |
- |
- |
0,5 |
устройство дренажной канавы для отвода грунтовых вод с летной полосы |
- |
0,3 |
- |
- |
- |
0,3 |
приобретение метеооборудования (М-63М1 и барометр-анероид) |
- |
- |
0,1 |
- |
- |
0,1 |
приобретение бензоинструмента (кусторез) |
- |
0,03 |
- |
- |
- |
0,03 |
14. Каменка |
- |
1,13 |
- |
- |
- |
1,13 (областной бюджет) |
обустройство ограждения |
- |
0,5 |
- |
- |
- |
1 |
приобретение метеооборудования (М-63М1 и барометр-анероид) |
- |
0,1 |
- |
- |
- |
0,1 |
приобретение бензоинструмента (кусторез) |
- |
0,03 |
- |
- |
- |
0,03 |
15. Онега |
- |
0,83 |
0,5 |
|
|
1,33 (областной бюджет) |
обустройство ограждения |
- |
0,5 |
0,5 |
- |
- |
1 |
ремонт здания аэровокзала |
- |
0,2 |
|
- |
- |
0,2 |
приобретение метеооборудования (М-63М1 и барометр-анероид) |
- |
0,1 |
- |
- |
- |
0,1 |
приобретение бензоинструмента (кусторез) |
- |
0,03 |
- |
- |
- |
0,03 |
16. Пурнема |
- |
1,33 |
0,5 |
- |
- |
1,83 (областной бюджет) |
обустройство ограждения |
- |
0,5 |
0,5 |
- |
- |
1 |
строительство мобильного здания аэровокзала |
- |
0,5 |
- |
- |
- |
0,5 |
планировка грунтового покрытия |
- |
0,2 |
- |
- |
- |
0,2 |
приобретение метеооборудования (М-63М1 и барометр-анероид) |
- |
0,1 |
- |
- |
- |
0,1 |
приобретение бензоинструмента (кусторез) |
- |
0,03 |
- |
- |
- |
0,03 |
17. Соловки |
428,6 |
1 222,2 |
1 222,2 |
- |
- |
2873 |
Разработка проектно-сметной документации "Реконструкция аэропортового комплекса "Соловки", о. Соловецкий, Архангельская область" |
95,3 |
- |
- |
- |
- |
95,3 (внебюджетные источники) |
Реконструкция аэропортового комплекса "Соловки" |
333,3 |
1 222,2 |
1 222,2 |
- |
- |
2500 (федеральный бюджет) 277,7 (областной бюджет) |
18. Каргополь |
- |
0,9 |
0,9 |
0,9 |
0,9 |
3,6 (областной бюджет) |
Приобретение оборудования для ВПП в г. Каргополе |
- |
0,9 |
0,9 |
0,9 |
0,9 |
3,6 |
19. Верхняя Тойма |
- |
0,8 |
0,8 |
0,8 |
0,8 |
3,2 |
Приобретение оборудования для ВПП |
- |
0,8 |
0,8 |
0,8 |
0,8 |
3,2 |
Всего по аэропортам (ИВПП), в том числе по источникам финансирования*: | ||||||
федеральный бюджет |
300,0 |
1100,0 |
1100,0 |
- |
- |
2500,0 |
областной бюджет |
89,41 |
326,88 |
278,27 |
126,77 |
148,77 |
970,1 |
внебюджетные источники (включая собственные средства акционерных обществ) |
245,3 |
100,0 |
- |
- |
- |
345,3 |
Итого |
|
|
|
|
|
3815,4 |
_____
* В период с 2023 по 2030 годы планируется предусмотреть дополнительные финансовые средства после определения потребности в инвестициях в последующие годы с учетом социально-экономического развития Архангельской области в долгосрочной перспективе.
В рамках передачи акций акционерного общества "Аэропорт Архангельск" и АО "2-ой Архангельский ОАО" из федеральной собственности в собственность Архангельской области Правительством Архангельской области планируется привлечение внебюджетных средств в размере 250 млн. рублей на реконструкцию склада горюче-смазочных материалов и аэровокзального комплекса АО "Аэропорт Архангельск" в 2018-2019 годах.
Внебюджетными источниками будут являться располагаемая чистая прибыль АО "Аэропорт Архангельск" за 2017 и 2018 годы и заемные средства общества в виде кредитов и (или) займов. Правительство Архангельской области перед ежегодными общими собраниями акционеров АО "Аэропорт Архангельск" в 2018 и 2019 годах инициирует внесение вопроса о направлении чистой прибыли за соответствующие периоды на мероприятия по реконструкции склада горюче-смазочных материалов и аэровокзального комплекса АО "Аэропорт Архангельск".
VIII. Оценка рисков
На основании проведенного исследования ЦСР ГА и его анализа выявлены основные риски реализации проекта комплексного развития авиатранспортной инфраструктуры Архангельской области. Среди них можно выделить следующие:
высокая степень износа транспортных и технических средств;
высокая себестоимость местных перевозок;
дефицит квалифицированных кадров во всех сферах авиационной деятельности;
высокая стоимость создания наземной инфраструктуры обеспечения перевозок и полетов, включающей топливно-заправочные комплексы, светосигнальные системы;
внутренняя и внешняя миграция населения;
ценовая недоступность приобретения воздушных судов;
сокращение или прекращение на длительный срок инвестиционных программ по модернизации основных средств и в результате - неудовлетворение спроса населения и отраслей экономики в авиационных перевозках;
увеличение кредитной нагрузки на предприятия;
заинтересованность частного инвестора в развитии только своего актива в ущерб другим авиапредприятиям Архангельской области;
иные социальные, техногенные, административно-законодательные и экологические риски.
IX. Развитие сопутствующих направлений ВТС Архангельской области
9.1. Обеспечение оказания экстренной медицинской помощи на территории Архангельской области с применением санитарной авиации
Одной из приоритетных задач системы здравоохранения является обеспечение доступности для населения Архангельской области своевременной качественной медицинской помощи.
Всего в Архангельской области насчитывается 3956 населенных пунктов, из них 606 населенных пунктов, имеющих постоянное население, находятся на расстоянии более 6 км до ближайших медицинских организаций (в некоторых случаях - несколько сотен километров).
Регулярное транспортное сообщение отсутствует в 1092 населенных пунктах Архангельской области. Действующие дороги в зимний период времени (далее - зимник) действуют в течение четырех - пяти месяцев в году, в остальное время для оказания экстренной медицинской помощи используется авиация.
В 20 населенных пунктах Архангельской области оказание экстренной медицинской помощи возможно только с использованием санитарной авиации, железнодорожного сообщения или по зимнику.
Отделение экстренной консультативной скорой медицинской помощи (далее - служба санитарной авиации) функционирует на базе государственного бюджетного учреждения здравоохранения Архангельской области "Архангельская областная клиническая больница" (далее - ГБУЗ "АОКБ").
Услуги санитарной авиации на территории Архангельской области осуществляет АО "2-ой Архангельский ОАО". В качестве авиационного транспорта используется вертолет МИ-8, а также самолеты АН-2 и Л-410. Финансирование специализированной санитарно-авиационной эвакуации осуществляется за счет средств областного бюджета по государственному контракту между АО "2-ой Архангельский ОАО" и ГБУЗ "АОКБ".
Архангельская область с 2017 года участвует в реализации приоритетного проекта "Обеспечение своевременности оказания экстренной медицинской помощи гражданам, проживающим в труднодоступных районах Российской Федерации" (далее - приоритетный проект).
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 января 2017 года N 126-р Архангельской области в 2017 году была выделена субсидия на закупку авиационной услуги в сумме 81,4 млн. рублей. Софинансирование из областного бюджета в размере 9468,9 тыс. рублей было предусмотрено государственной программой Архангельской области "Развитие здравоохранения Архангельской области (2013-2020 годы)", утвержденной постановлением Правительства Архангельской области от 12 октября 2012 года N 462-пп.
В рамках приоритетного проекта в сентябре 2017 года в Архангельскую область поступил вертолет МИ-8МТВ-1, оснащенный медицинским модулем, для оказания экстренной медицинской помощи жителям отдаленных и труднодоступных районов на территории Архангельской области и эвакуации пациентов, получения специализированной помощи.
В 2018 году реализация приоритетного проекта продолжается.
Всего на территории Архангельской области по состоянию на 1 января 2018 года во всех муниципальных образованиях имеется 35 вертолетных посадочных площадок, соответствующих минимальным требованиям безопасности полетов, на которые возможна посадка вертолетов при выполнении санитарных заданий. На 15 из них посадка возможна в любое время суток. В то же время официальный реестр вертодромов и посадочных площадок для вертолетов, имеющихся на территории Архангельской области, отсутствует. Для трех вертолетных посадочных площадок не определено право собственности. Для большинства вертолетных площадок требуется приобретение оборудования для обеспечения их функционирования в круглосуточном режиме в соответствии с требованиями безопасности полетов.
При государственных медицинских организациях Архангельской области имеется 5 площадок (ГБУЗ "АОКБ", ГБУЗ "Коношская центральная районная больница", ГБУЗ "Устьянская центральная районная больница", ГБУЗ "Плесецкая центральная районная больница", ГБУЗ "Няндомская центральная районная больница").
В рамках приоритетного проекта в 2017 году выполнены мероприятия по модернизации вертолетной площадки при ГБУЗ "АОКБ" (средства областного бюджета в размере 420,8 тыс. рублей предусмотрены государственной программой Архангельской области "Развитие здравоохранения Архангельской области (2013-2020 годы)").
В период 2018-2030 годов для развития санитарной авиации планируется выполнить следующие мероприятия:
в целях эффективного использования вертолетных площадок и обеспечения круглосуточного приема воздушных судов, оснащения навигационным оборудованием - передача данных площадок в собственность муниципальных образований Архангельской области;
приобретение специализированных воздушных транспортных средств при участии Правительства Архангельской области и соответствующих федеральных государственных органов.
9.2. Авиационный мониторинг пожарной опасности в лесах и тушение лесных пожаров
На сегодняшний день земли лесного фонда, расположенные на территории Архангельской области, занимают 28,4 млн. га.
В связи с труднодоступностью и удаленностью территорий ежегодно на площади 20,5 млн. га проводятся лесоавиационные работы, такие, как авиационный мониторинг пожарной опасности в лесах и тушение лесных пожаров, а также воздушные тренировки парашютистов-пожарных и контрольно-проверочные полеты летного состава.
В 2017 году государственным автономным учреждением Архангельской области "Единый лесопожарный центр" (далее - ЕЛЦ) на оказание авиационных услуг израсходовано 32 958,4 тыс. рублей, в том числе:
на проведение авиационного мониторинга пожарной опасности в лесах - 15 511,0 тыс. рублей;
на тушение лесных пожаров - 8372,5 тыс. рублей.
В 2017 году на лесоавиационных работах было задействовано 4 самолета АН-2, 5 самолетов Cesna, 2 вертолета Ми-8. Базирование воздушных судов осуществлялось в г. Архангельске, г. Вельске, с. Карпогоры и с. Верхняя Тойма.
В целях проведения авиационного мониторинга ЕЛЦ разработаны 8 маршрутов авиационного патрулирования, которые утверждены сводным планом тушения лесных пожаров на территории Архангельской области (далее - сводный план). Патрулирование по данным маршрутам выполнялось также с установленных мест базирования.
Взлетно-посадочная площадка с. Карпогоры (далее - ВПП) находится в оперативном управлении ЕЛЦ. Денежные средства на содержание данной ВПП не выделяются, содержание производится за счет приносящей доход деятельности ЕЛЦ. В с. Карпогоры базируется Карпогорское авиаотделение (20 парашютистов-пожарных и 2 летчика-наблюдателя).
ВПП с. Верхняя Тойма является собственностью муниципального образования "Верхнетоемский муниципальный район". Ежегодно перед пожароопасным сезоном между ЕЛЦ и администрацией муниципального образования "Верхнетоемский муниципальный район" заключается договор безвозмездного пользования ВПП Верхняя Тойма. ЕЛЦ содержит ВПП за счет приносящей доход деятельности. В с. Верхняя Тойма базируется Верхнетоемская авиагруппа (9 парашютистов-пожарных и 2 летчика-наблюдателя).
Кроме основных мест базирования воздушных судов, сводным планом было запланировано использование 27 ВПП и аэродромов для выполнения разовых взлетов и посадок, в том числе в пос. Талаги, пос. Соловки, пос. Верхняя Золотица, пос. Летняя Золотица, г. Шенкурск, с. Красноборск, г. Котлас, г. Каргополь, с. Лешуконское, г. Мезень, с. Койда.
Авиационный мониторинг осуществлялся в соответствии с регламентом работы лесопожарных служб, утвержденным сводным планом, в зависимости от классов пожарной опасности в лесах и мест возникновения пожаров.
За пожароопасный сезон 2017 года 62 процента лесных пожаров обнаружено при осуществлении лесоавиационных работ (авиационный мониторинг, тушение лесных пожаров).
За время осуществления лесоавиационных работ по тушению лесных пожаров на территории лесного фонда Архангельской области в Карпогорском авиаотделении обнаружено 11 лесных пожаров (52 процента от общего количества лесных пожаров). В Архангельском и Вельском авиаотделениях обнаружено по 4 лесных пожара.
Перед пожароопасным сезоном и в течение его прохождения для подготовки парашютистов-пожарных выполнялись тренировочные прыжки с применением самолетов АН-2. Для этих работ были задействованы ВПП в г. Архангельске - 36 вылетов, г. Вельске - 6 вылетов, с. Верхняя Тойма - 3 вылета, с. Карпогоры - 2 вылета.
В целях проведения в период 2018 - 2030 годов авиационного мониторинга пожарной опасности в лесах и тушения лесных пожаров планируется провести следующие мероприятия:
с целью оперативного выявления и последующего устранения лесных пожаров - увеличение количества полетных маршрутов, а также часов налетов в пожароопасный период;
увеличение качественных и количественных значений показателей подготовки парашютистов-пожарных и летчиков-наблюдателей.
9.3. Обеспечение воздушных перевозок при реализации инфраструктурных проектов и мероприятий в Арктике
Исторически Архангельская область является территорией международных торговых, дипломатических и культурных контактов, местом проведения крупных международных мероприятий с участием глав государств, министров, руководителей крупных компаний и научно-образовательных организаций.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 сентября 2016 года N 2016-р город Архангельск определен местом постоянного проведения Международного арктического форума "Арктика - территория диалога" один раз в два года, начиная с 2017 года. Закрепление в Архангельске крупнейшего межгосударственного форумного мероприятия высокого уровня, посвященного Арктике, создает условия для проведения в Архангельской области большого числа российских и международных мероприятий, способствует развитию деловой активности, культурных и образовательных обменов, въездного туризма. Это стимулирует рост воздушных перевозок, но в то же время предполагает высокий стандарт качества организации авиаперевозок и функционирования аэропортов в Архангельской области для комфортного приема гостей и определяет необходимость обновления парка воздушных судов, расширения технических возможностей и модернизации наземной инфраструктуры, комплексного благоустройства прилегающей территории.
Большинство природно-ресурсных, инфраструктурных и логистических проектов в Арктической зоне Российской Федерации могут быть реализованы только при условии достаточного по объему, своевременного и безопасного воздушно-транспортного обеспечения с использованием надежных современных объектов инфраструктуры, воздушной техники и обеспечивающего оборудования. Это, в свою очередь, требует своевременного планирования авиационного обеспечения перспективных проектов в Арктике и организации взаимодействия между Правительством Архангельской области, предприятиями авиационной отрасли и операторами арктических проектов.
В число крупных перспективных проектов и мероприятий в Арктике входят:
1. Инфраструктурные проекты, направленные на развитие судоходства по Северному морскому пути и рост перевозок в Арктике.
1.1. Строительство железнодорожной магистрали "Белкомур" ("Белое море - Коми - Урал") по маршруту Архангельск - Сыктывкар - Соликамск.
Проект "Белкомур" является основой Комплексной программы инфраструктурного развития Северо-Запада и Урала. Реализация проекта создаст альтернативное транспортное направление, соединяющее промышленно развитые районы Урала и порты Белого и Баренцева морей, оптимизирует пути доставки грузов за счет частичной разгрузки Транссиба и транспортных узлов Москвы и Санкт-Петербурга, обеспечит условия для формирования нового международного транспортного коридора Китай - Европа, сочетающего железнодорожные и морские пути через порты Арктического бассейна.
1.2. Строительство глубоководного района морского порта "Архангельск".
Проект предполагает строительство современного транспортно-промышленного узла, включающего шесть терминалов (минеральных удобрений, металлогрузов, навалочных, лесных грузов, нефтеналивных грузов и газового конденсата, генеральных грузов) совокупной мощностью до 37,9 млн. тонн к 2035 году ежегодно, подъездную автомобильную и железную дороги.
1.3. Строительство производственно-логистического комплекса Вооруженных сил России (далее - ПЛК).
ПЛК в Архангельске будет использоваться как в интересах Министерства обороны Российской Федерации, так и в интересах потенциальных гражданских заказчиков. Реализация проекта предполагает обустройство серьезной транспортно-логистической инфраструктуры: строительство дорог, подъездных путей, складских терминалов, причалов, систем электро-, водо- и теплоснабжения.
Реализация указанных проектов предполагает организацию мультимодальных перевозок грузов, в том числе воздушным транспортом, на этапе строительства крупных объектов и обеспечения их деятельности (включая объекты на островах в Северном Ледовитом океане и на отдаленных арктических территориях). Развитие Арктического транспортно-промышленного узла "Архангельск" способствует привлечению новых грузов и открытию новых направлений перевозок, стимулирует рост деловой активности с соответствующим увеличением числа пассажиров, прибывающих воздушным транспортом.
2. Участие в проектах, направленных на развитие промышленности Архангельского области.
2.1. Проект "Павловское": создание горнодобывающего производственного комплекса по добыче и переработке свинцово-цинковых руд на острове Южный архипелага Новая Земля.
Оператором проекта - акционерным обществом "Первая горнорудная компания" была предварительно заявлена потребность в организации регулярных авиаперевозок для доставки персонала количеством до 700 человек из Архангельска на Новую Землю и обратно, а также в организации вертолетных перевозок на Новой Земле как на этапе строительства производственной инфраструктуры (с 2019 года), так и в период эксплуатации объекта (14 и более лет). Предпочтительным перспективным типом воздушного судна предварительно обозначен проектируемый самолет Ил-114-300 (2 - 3 единицы).
Высокую актуальность в связи с разработкой месторождения "Павловское" приобретает использование авиатранспорта для доставки строительных материалов на архипелаг Новая Земля.
В перспективе, по мере создания инфраструктуры на месторождении "Павловское", возможно использование наземной инфраструктуры на острове Южный для поддержки нефте- и газоразведочных мероприятий в море, поисково-спасательных операций, в качестве баз подскока, для мониторинга акваторий и территорий.
2.2. Мероприятия по доразведке недр и организации добычи твердых полезных ископаемых в Приморском и Мезенском муниципальных районах Архангельской области.
По предварительным данным, возможно расширение ресурсной базы для существующих горнодобывающих производств в Архангельской области. На этапах проведения геологоразведки и строительства соответствующих объектов промышленной инфраструктуры потребуется использование вертолетной техники для доставки оборудования, строительных материалов и персонала на удаленные территории.
3. Развитие природоохранной, научно-образовательной и туристской деятельности в Арктике.
3.1. Строительство многофункциональных автономных комплексов (далее - МАК) Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации на Новой Земле и Земле Франца-Иосифа.
Минприроды России планирует разместить на территории национального парка "Русская Арктика" научные стационары на Земле Франца-Иосифа и Новой Земле, включающие блоки жилых модулей по 50 мест, склады горюче-смазочных материалов, объекты коммунальной инфраструктуры, вертолетные площадки. Строительство и эксплуатация этих объектов потребуют участия авиации. При приеме туристов предполагается использование вертолетов для доставки туристов на отдельные острова Земли Франца-Иосифа (всего порядка 200 островов). Доставка туристов и ученых на острова возможна как морским, так и воздушным транспортом (вертолетом либо самолетом). Базирование вертолетной техники в туристический сезон предполагается в районе мыса Дружный на острове Хейса Земли Франца-Иосифа и в районе мыса Желания на острове Северный на архипелаге Новая Земля.
Строительство МАК создаст условия для базирования воздушных транспортных средств для обеспечения поисковой и аварийно-спасательной готовности, развития научной и природоохранной деятельности на архипелагах, позволит существенно диверсифицировать перечень турпродуктов и турмаршрутов, значительно ускорит процесс развития туристской инфраструктуры на арктических архипелагах Архангельской области.
Проект строительства МАКов приобретает особую актуальность в связи с планами крупных круизных компаний по организации регулярных сезонных рейсов на Землю Франца-Иосифа. Создание наземной гостиничной инфраструктуры для размещения туристов сроком до одной - двух недель сформирует потребность в авиаперевозках по островам архипелага и обеспечит постоянную загрузку вертолетам, которые будут базироваться на островах.
Возможно использование вертолетов в связи с проведением научных исследований и природоохранных мероприятий на территории национального парка "Русская Арктика".
Дополнительная загрузка вертолетов может быть сформирована по мере развития арктического туризма на материковой части Архангельской области - в Мезенский и Онежский районы, а также в Пинежский, Лешуконский и Холмогорский районы (туры к оленеводам, в лесные отели, базы отдыха, природный и экологический туризм, в том числе для туристов, следующих из других субъектов Российской Федерации).
X. Заключение
Концепция является основным инструментом для принятия необходимых государственных решений по поддержке гражданской авиации на территории Архангельской области.
Реализация Концепции позволит достичь следующих результатов:
количество созданных новых посадочных площадок местных воздушных линий - не менее 3 единиц;
количество модернизированных (реконструированных) объектов авиатранспортной инфраструктуры, расположенной на территории Архангельской области, - не менее 18 единиц;
количество перевезенных пассажиров на регулярных рейсах местных воздушных линий - не менее 70 тыс. человек в год, в том числе на Новую Землю и Землю Франца-Иосифа;
интенсивность воздушного движения в воздушном пространстве над Архангельской областью - не менее 6500 часов в год;
количество авиамаршрутов к культурно-историческим и рекреационным местам Архангельской области - не менее 3 маршрутов;
доля районов Архангельской области, в которых возможно применение санитарной авиации, - не менее 100 процентов;
утверждение авиаперевозчиками программ повышения качества транспортного обслуживания пассажиров в 2018-2030 годах - не менее 2 программ.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Распоряжение Правительства Архангельской области от 3 апреля 2018 г. N 95-рп "Об утверждении Концепции развития региональных авиаперевозок Архангельской области до 2030 года"
Настоящее распоряжение вступает в силу с 3 апреля 2018 г.
Текст распоряжения официально опубликован не был