Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел VI. Сценарий развития на период до 2035 года
В ходе работы над Стратегией произведена оценка развития основных показателей экономической деятельности в Архангельской области в рамках целевого сценария развития.
Обострение глобальной и межрегиональной конкуренции, переход субъектов Российской Федерации к инновационному социально ориентированному типу развития предполагают в первую очередь развитие человеческого капитала. Как в национальном, так и в региональном контексте человеческий капитал, несомненно, является важным, ключевым внутренним фактором конкуренции. Переход от экспортно-сырьевой к инновационной модели экономического роста связан и с формированием нового механизма социального развития, основанного на сбалансированности предпринимательской свободы, социальной справедливости и национальной конкурентоспособности. Такой подход требует реализации комплекса взаимосвязанных по ресурсам, срокам и этапам преобразований по следующим направлениям:
развитие человеческого потенциала;
создание высококонкурентной институциональной среды, стимулирующей предпринимательскую активность и привлечение капитала в экономику;
структурная диверсификация экономики на основе инновационного технологического развития;
закрепление и расширение глобальных конкурентных преимуществ в традиционных сферах (энергетика, транспорт, аграрный сектор, переработка природных ресурсов);
расширение и укрепление внешнеэкономических позиций;
переход к новой модели пространственного развития.
1. Факторы внешней среды
В долгосрочной перспективе предполагается усиление конкуренции субъектов Российской Федерации за ключевые ресурсы развития, при концентрации последних в энерго-сырьевых регионах и крупных агломерациях. Положительное влияние на Архангельскую область могут оказать климатические изменения и возрастание значения северных территорий, связанное с развитием разведки и добычи полезных ископаемых. Негативно сказаться на развитии Архангельской области могут такие факторы, как старение населения и рост миграции (отток населения). В данной связи в целях обеспечения конкурентоспособности Архангельской области должны быть созданы благоприятные условия для жизнедеятельности населения, в частности профессиональных кадров.
В качестве благоприятных условий для социально-экономического развития Архангельской области следует рассматривать усиление процессов глобализации мировой экономики, а также ожидаемый рост политического и экономического значения Арктического региона в долгосрочной перспективе. Процессы глобализации мировой экономики и развития внешнеэкономических связей будут сопровождаться усилением внешнеполитического обмена и увеличением спроса на транспортные услуги.
По прогнозам, торговля между государствами Азиатско-Тихоокеанского региона и Европейским союзом станет одним из самых динамичных рынков, при этом выгоду получат также страны, которые смогут привлечь транзитный евроазиатский грузопоток на свои транспортные коммуникации. Благодаря преимуществам своего географического положения Архангельская область имеет большой потенциал в развитии транспортно-экономических связей и расширении сотрудничества с европейскими и азиатскими странами. Ожидается, что в среднесрочной перспективе Северный морской путь станет активно развивающимся направлением транзита, что приведет к перераспределению между субъектами Российской Федерации, в особенности между регионами СЗФО, нагрузки по обеспечению международных перевозок грузов с увеличением нагрузки на такие регионы, как Архангельская и Мурманская области.
В связи с перспективным ростом числа перевозок контейнерных грузов морским транспортом потребуется строительство новых портовых комплексов, а также реконструкция действующих контейнерных терминалов в целях увеличения их мощности по переработке крупнотоннажных контейнеров. В соответствии с этим особое значение имеют строительство железнодорожной магистрали "Белкомур" и модернизация Архангельского морского порта (до 2030 года). В среднесрочной перспективе реализация данных проектов будет сопровождаться высокими страновыми и макроэкономическими рисками и обусловленной этим высокой стоимостью привлечения капитала, большими капитальными затратами и сроками реализации.
Важным фактором, сдерживающим развитие региональной экономики, может стать усиление ограничений для привлечения иностранных инвестиций, снижение возможностей иностранных заимствований для российского финансового сектора и более жесткая позиция иностранных партнеров.
В условиях негативных макроэкономических тенденций ожидаемые структурные сдвиги в региональной экономике будут происходить медленно. В среднесрочной перспективе структура экономики Архангельской области не претерпит значительных изменений - основу рыночной специализации Архангельской области продолжат составлять отрасли лесоперерабатывающего комплекса и судостроение. На фоне удержания данными отраслями лидирующих позиций прогнозируется сохранение благоприятных условий для развития в экономике Архангельской области предприятий химической промышленности (производство резиновых и пластмассовых изделий), металлургического производства и производства готовых металлических изделий, специального машиностроения, а также добывающей промышленности.
Отрасль рыболовства, в последние годы развивавшаяся под влиянием кризисных явлений в национальной экономике, сохранит свои текущие позиции в структуре валовой добавленной стоимости и занятости. Рыболовство будет основываться преимущественно на океаническом лове. Факторами, оказывающими в долгосрочной перспективе благоприятное воздействие на развитие рыболовства, станут прогнозируемый рост спроса на мировом рынке морепродуктов, а также сохранение тренда на импортозамещение на внутреннем рынке. В то же время прогнозируемое истощение запасов биоресурсов Мирового океана будет препятствовать интенсивному росту рынка, а также увеличит глобальную конкуренцию за морские биоресурсы, в том числе между странами Арктического региона. В данных условиях океанический промысел водных биоресурсов будет ориентирован на исключительную экономическую зону Российской Федерации и на вылов наиболее массовых и валютоемких объектов промысла, а также переход на рыбоводство и развитие аквакультуры.
В долгосрочной перспективе увеличение добычи нефти и газа на шельфе стимулирует спрос на транспортные, обслуживающие и технические суда, приспособленные для работы в арктических условиях. Возрастет спрос на выполнение судостроительными организациями Архангельской области государственного оборонного заказа, останется востребованной продукция отечественного военного кораблестроения на мировом рынке. Для сохранения тенденций устойчивого развития в среднесрочной и долгосрочной перспективе будут обеспечены проведение институциональных преобразований в отрасли, развертывание программ содействия технологической модернизации, в том числе в смежных отраслях (металлургии, машиностроении, электронике и т.п.), а также продвижение продукции судостроительных предприятий на внутренний и внешние рынки.
Функционирование лесопромышленного комплекса в среднесрочной перспективе будет определяться сохранением влияния следующих факторов, ограничивающих его развитие: низкий прирост и съем древесины с единицы площади эксплуатационных лесов, недостаточная эффективность лесовосстановления, увеличение повреждения лесов и потерь лесных ресурсов от пожаров и заболеваний вследствие недостаточной эффективности системы охраны и защиты лесов, ограниченность масштабов внутреннего рынка, низкая степень использования вторичной макулатуры, дефицит публично доступных достоверных сведений о лесных ресурсах, низкий уровень инфраструктурного, материально-технического, научного и кадрового обеспечения. В долгосрочной перспективе прогнозируются увеличение к 2035 году внутрироссийского и внешнего спроса на пиломатериалы, сохранение тренда на импортозамещение продукции целлюлозно-бумажной промышленности, а также увеличение на рынке Евросоюза спроса на топливные гранулы (пеллеты) вследствие увеличения стоимости природного газа и расширения внутреннего потребления биотоплива. С учетом существующих факторов развитие лесопромышленного комплекса Архангельской области будет реализовано на базе лесопромышленных кластеров вокруг акционерного общества "Архангельский ЦБК" с интенсификацией использования лесного сырья, включая низкокачественную древесину, и развитием деревообрабатывающих производств с более высокой добавленной стоимостью.
Увеличение добычи полезных ископаемых в Арктической зоне Российской Федерации стимулирует расширение проектов по разработке коренных месторождений алмазов имени В. Гриба и имени М.В. Ломоносова и серебросодержащего свинцово-цинкового месторождения "Павловское" на архипелаге Новая Земля. В долгосрочной перспективе формирующаяся тенденция снижения инвестиций добывающих компаний в геологоразведочные работы станет неблагоприятным фактором, однако использование механизма государственно-частного партнерства позволит стимулировать добывающие предприятия к проведению геологоразведочных работ на территории Архангельской области.
2. Сценарные условия развития Архангельской области
При определении основных сценарных условий должно учитываться 2 главных показателя: развитие экономики и привлечение человеческого капитала.
Поскольку основные потери человеческого капитала вызваны миграционным оттоком образованного трудоспособного населения, ключевым фактором определения реализации сценария был выбран показатель миграционного притока высококвалифицированных трудовых ресурсов.
Разработанная модель определяет влияние роста инвестиций на увеличение заработной платы как фактора привлечения высококвалифицированных трудовых ресурсов. Выбор данных переменных основывался на построении корреляционной матрицы для определения наиболее статистически значимых показателей.
Условием для привлечения человеческого капитала является средняя заработная плата, уровень которой выше, чем в других субъектах Российской Федерации, схожих по уровню социально-экономического развития. Текущий показатель средней заработной платы в Архангельской области ниже среднего по СЗФО; Архангельская область находится на 6-м месте среди 12 регионов СЗФО.
Инвестиционная активность станет ключевым механизмом развития Архангельской области. Интенсивность процесса инвестирования зависит также от предельной склонности к сбережениям и определяется не только уровнем накопления, но и сдвигами в экономической конъюнктуре, комплексной оценкой предпринимателями перспектив (горизонтов) экономического развития.
На инвестиционный климат будут влиять общая экономическая и политическая ситуация в стране, состояние внешней торговли, валютный курс национальной денежной единицы, новые открытия в области науки, техники и технологий, нахождение новых источников сырья и материалов, изменения в структуре спроса населения, размеры его доходов, национальные традиции и т.д.
Формированию благоприятного инвестиционного климата будет способствовать наличие ряда условий, основными из которых являются:
достаточный для инвестиций уровень сбережений, выступающих как инвестиционные ресурсы;
существование объектов для инвестирования в виде реальных и/или финансовых активов, обеспечивающих сохранение и/или возрастание вложенных средств;
функционирование экономических субъектов, способных осуществлять инвестиции;
наличие в экономической системе институтов, обеспечивающих аккумуляцию и трансформацию сбережений в инвестиции.
Необходимость достижения заданного уровня средней начисленной заработной платы и уровня ВРП в рамках реализации Стратегии обусловливает достижение необходимого темпа роста объемов инвестиций в основной капитал. Источниками инвестиций будут являться федеральные трансферты, зарубежные инвестиции и привлеченные средства.
Текущий темп роста инвестиций по расчету за период 2007-2017 годов составил 1,02 процента в год. Однако за последние 2 года средний темп прироста инвестиций превышал 20 процентов (уточненный объем инвестиций в основной капитал за 2017 год составил 108,92 млрд. рублей).
Таблица 9. Темпы прироста инвестиций в основной капитал до 2035 года, %
2018 год (базовый) |
2024 год к 2018 году |
2030 год к 2025 году |
2035 год к 2030 году |
2035 год к 2018 году |
100 |
165,3 |
177,07 |
154,7 |
429,6 |
Для реализации инвестиционного потенциала необходим уровень долговой нагрузки областного бюджета на уровне 50 - 40.
Другой возможностью увеличения внутреннего инвестиционного потенциала является финансовый потенциал компаний.
В Архангельской области очевидным внутренним инвестиционным потенциалом обладают следующие сферы деятельности:
предоставление услуг в сфере культуры и спорта;
предоставление услуг в сфере здравоохранения;
предоставление прочих услуг;
деятельность профессиональная и научная;
деятельность по операциям с недвижимостью, деятельность гостиниц и предприятий общественного питания;
деятельность в сфере информации и связи;
добыча полезных ископаемых.
Обрабатывающая промышленность, занимая значительную долю в производстве и использовании трудовых ресурсов, имеет коэффициент автономии ниже 20 процентов, что говорит о низких внутренних инвестиционных возможностях и необходимости привлечения внешних инвесторов. В ближайшей перспективе данный сектор в наименьшей степени будет иметь возможность использования внешнего финансирования для поддержки инвестиционной активности.
Еще 1 источник повышения внутренних инвестиционных возможностей - это финансы населения. Потенциал увеличения объемов ипотечного кредитования может свидетельствовать о перспективных возможностях роста инвестиций в строительной и сопутствующих сферах. Для определения финансового потенциала населения был использован показатель PTI, обозначающий отношение размера ежемесячных платежей по всем кредитам заемщика к уровню его дохода.
Таблица 10. Уровень номинальной долговой нагрузки на конец первого полугодия 2017 года
|
Средний платеж, рублей I-2017 |
PTI I-2017 |
Средний платеж, рублей I-2016 |
PTI I-2016 |
Архангельская область |
11 445 |
29% |
11 419 |
30% |
В целом по Российской Федерации |
12 538 |
32% |
12 278 |
34% |
Нормальным в банковской классификации считается показатель PTI на уровне 30 - 35 процентов. Уровень долговой нагрузки жителей Архангельской области и средний размер платежа свидетельствуют об отсутствии "закредитованности" и о потенциале переориентирования населения без залоговых краткосрочных кредитов на целевые ипотечные заимствования.
Другими аспектами, влияющими на уровень инвестиций, являются показатели социально-экономического развития Архангельской области и рост ВРП Архангельской области для развития межрегионального товарного обмена и внешнеторгового оборота.
На основании анализа временных рядов и прогнозов внешнеторговых оборотов были получены основные результаты влияния экспорта и импорта Архангельской области на рост ВРП и инвестиций:
рост экспорта на 1 процент приведет к росту ВРП на 1,19 процента;
рост импорта на 1 процент приведет к росту ВРП на 0,89 процента;
рост экспорта на 1 процент приведет к росту инвестиций на 0,92 процента;
рост импорта на 1 процент приведет к росту инвестиций на 0,84 процента.
3. Целевой сценарий
Сценарий социально-экономического развития Архангельской области предполагает низкие темпы повышения ключевой ставки, установленной Центральным банком Российской Федерации, и достаточно высокие темпы физического объема инвестиций (ежегодный прирост составит в среднем 106,3 процента).
Сложившиеся условия позволят экономике Архангельской области выйти на путь роста средней производительности труда, что приведет к повышению конкурентоспособности рабочих мест. Привлекательность Архангельской области для населения, особенно его молодой части, будет расти, в связи с чем сформируется устойчивый вектор роста миграционного сальдо и к началу 3-го этапа Стратегии чистый отток населения остановится. Однако данных темпов будет недостаточно для сохранения численности населения на текущем уровне.
Доля экспорта в экономике будет расти, но не достигнет значимого уровня. Помимо указанных в целевом сценарии, ускоренное развитие получат отрасли цифровой экономики. Ключевым источником роста будут являться судостроительная и смежные отрасли, транспортно-логистический комплекс и добывающая промышленность.
Комплексная оценка прогнозных значений трудоспособного населения (средний прогноз), среднего значения участия в рабочей силе за период с 2005 по 2016 год (67,6 процента) и структуры отраслей в 2016 году по всем отраслям позволяет сделать вывод о снижении потребности в кадрах в среднем на 12,4 процента по отношению к уровню 2018 года. Снижение потребности в кадрах в 2035 году будет приходиться главным образом на обрабатывающие производства.
К концу 1-го этапа будет увеличена доля высокотехнологичных производств, в том числе за счет малого предпринимательства.
Ключевым драйвером экономического роста в целевом сценарии выступят развитие транспортно-логистического комплекса и обслуживание Северного морского пути, а также производство, ориентированное на экспорт и поставки в другие субъекты Российской Федерации. Традиционные обрабатывающие производства будут ориентированы на рост производительности труда за счет технологической модернизации. Самостоятельным драйвером развития станут отрасли, в которых возможна разработка прорывных технологий, прежде всего на рынках композитных материалов, био- и информационных технологий.
Прирост инвестиций положительно скажется как на имидже Архангельской области - быстроразвивающейся территории с инновационной экономикой, так и на размере заработной платы и уровне жизни населения. Более высокий уровень жизни населения, в свою очередь, позволит привлечь дополнительные человеческие ресурсы и переключить миграцию на приток квалифицированных кадров.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.