Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел I. Итоги развития Архангельской области за 2008-2017 годы
1. Основные итоги реализации Стратегии социально-экономического развития Архангельской области на период до 2030 года (за 2008-2017 годы)
Распоряжением администрации Архангельской области от 16 декабря 2008 года N 278-ра/48 одобрены:
Стратегия социально-экономического развития Архангельской области до 2030 года (далее - Стратегия до 2030 года) как базовый документ стратегического развития Архангельской области, разработанный с применением программно-целевого метода на основе правовых, экономических и организационных механизмов, используемых в государственном управлении;
Основные направления деятельности исполнительных органов государственной власти Архангельской области на 2009-2012 годы, которыми установлены целевые индикаторы для мониторинга реализации целей Стратегии до 2030 года и ключевые мероприятия, направленные на достижение установленных целей на период с 2009 по 2012 год. Реализация целей Стратегии до 2030 года осуществлялась в рамках государственных, адресных и иных программ Архангельской области.
Ключевым индикатором достижения целей Стратегии до 2030 года является уровень валового регионального продукта (далее - ВРП) на душу населения. При базовом сценарии развития прогнозируемый уровень ВРП на душу населения должен был составить 409 тыс. руб./чел., что сопоставимо с уровнем ВРП Чехии, Португалии, Тайваня и Южной Кореи в 2006 году. Для достижения целевого показателя средний ежегодный прирост ВРП на душу населения в 2030 году должен был составить 5,2 процента, но за период с 2006 по 2015 год составил 3,4 процента. При сохранении данной тенденции уровень ВРП на душу населения к 2030 году по сравнению с 2006 годом вырастет на 84 процента, в то время как прогнозируемый рост к 2030 году в базовом сценарии составляет 140 процентов. Текущий уровень развития Архангельской области превосходит прогнозные значения пессимистичного сценария, в соответствии с которым в долгосрочной перспективе ожидалось увеличение уровня ВРП на душу населения на 62,5 процента. Текущие темпы роста среднедушевых доходов населения (2,8 процента) ниже темпов роста среднедушевых доходов населения при пессимистичном варианте развития (3,0 процента).
Уровень средней производительности труда в Архангельской области при базовом сценарии развития к 2030 году должен составить 2,3 млн. рублей при ежегодном темпе роста показателя на 4 процента. Текущий среднегодовой темп роста индикатора составляет 3,4 процента. При сохранении темпов роста средняя производительность труда к 2030 году увеличится на 85 процентов, что незначительно меньше планируемого удвоения показателя.
В целом в условиях экономических кризисов достигнутые позитивные изменения позволили увеличить с 2008 года реальный располагаемый доход населения на 11 процентов. Реальная среднемесячная начисленная заработная плата с 2008 по 2016 год выросла на 16 процентов, денежные доходы в расчете на душу населения в месяц с учетом инфляции увеличились на 18 процентов.
Наблюдаются значительные изменения в демографической ситуации Архангельской области. В первую очередь ожидаемая продолжительность жизни увеличилась более чем на 3 года. Значительную роль сыграла стойкая тенденция к снижению смертности населения от социально значимых заболеваний. Показатель младенческой смертности в 2016 году уменьшился на 34,4 процента к уровню 2008 года.
На период реализации Стратегии до 2030 года пришлись серьезные внешние и внутренние вызовы как для страны в целом, так и для каждого субъекта Российской Федерации. Ключевыми причинами, не позволившими реализовать задачи Стратегии до 2030 года, являются:
недостаточный уровень финансирования, в том числе за счет средств федерального бюджета, проектов и мероприятий Стратегии до 2030 года, а также принимаемых для ее реализации программ;
отсутствие генеральных планов и правил землепользования и застройки во многих городских и сельских поселениях Архангельской области;
низкие темпы строительства, в том числе из-за недостатка собственных оборотных средств у застройщиков;
неблагоприятный демографический тренд;
отсталость материально-технической базы промышленных организаций;
критический уровень физического и морального износа оборудования;
низкая инвестиционная привлекательность в сфере жилищно-коммунального хозяйства (далее - ЖКХ);
высокий уровень износа жилищно-коммунальной инфраструктуры;
замедление роста объемов налоговых и неналоговых доходов областного и федерального бюджетов.
Реализация Стратегии до 2030 года в период 2009-2017 годов проходила в 3 этапа:
с 2009 по 2012 год - на основании ежегодно утверждаемых и корректируемых планов первоочередных мероприятий на соответствующий год;
с 2012 по 2013 год - посредством долгосрочных государственных программ Архангельской области;
с 2014 по 2017 год - путем укрупнения государственных программ Архангельской области.
В рамках первого и второго этапов можно отметить достижение следующих результатов.
Сохранение и развитие человеческого капитала
Среди 66 показателей, которые в новой структуре целей можно отнести к направлению "Сохранение и развитие человеческого капитала", в отношении 36 показателей имеется информация о достижении целевых значений хотя бы 1 раз за период 2009-2011 годов, что составляет 54,5 процента от общего числа показателей. По иным показателям информация об их достижении либо отсутствует, либо такие показатели не достигнуты.
Пространство, комфортное для жизни
Из 60 показателей, которые могут быть отнесены к направлению "Пространство, комфортное для жизни", в отношении 21 показателя имеется информация о достижении целевых значений хотя бы 1 раз за период 2009-2011 годов, что составляет 35 процентов от общего числа показателей. По иным показателям информация об их достижении либо отсутствует, либо такие показатели не достигнуты.
Благоприятные условия для устойчивого экономического роста
Из 173 показателей, которые могут быть отнесены к направлению "Благоприятные условия для устойчивого экономического роста", в отношении 60 показателей имеется информация о достижении целевых значений за период 2009-2011 годов, что составляет 34,68 процента от общего числа показателей. По иным показателям информация об их достижении либо отсутствует, либо такие показатели не достигнуты.
Консолидация населения и развитие гражданского общества
Из 21 показателя, которые могут быть отнесены к направлению "Консолидация населения и развитие гражданского общества", в отношении 11 показателей имеется информация о достижении целевых значений за период 2009-2011 годов, что составляет 53,38 процента от общего числа показателей. По иным показателям информация об их достижении либо отсутствует, либо такие показатели не достигнуты.
Проектные инициативы
В связи с анализом и оценкой эффективности реализации Основных направлений деятельности исполнительных органов государственной власти Архангельской области на 2009-2012 годы было выделено 85 мероприятий проектного типа. Из них в рамках представленных отчетов имеется информация о выполнении или частичной реализации 22 инициатив, что составляет 25,88 процента от общего числа выделенных инициатив.
Реализация государственных программ архангельской области
Из перечня мероприятий, перечисленных в рамках Основных направлений деятельности исполнительных органов государственной власти Архангельской области на 2009-2012 годы, выделено 59 инициатив, связанных с разработкой различных программ и программных документов, из них по 29 инициативам имеется информация о выполнении или частичной реализации, что составляет 49,15 процента.
На третьем этапе реализации Стратегии до 2030 года после укрупнения государственных программ Архангельской области эффективность их реализации существенно возросла. Степень исполнения определялась как отношение фактического значения показателя по данным отчетов об их исполнении к плановому.
Средняя степень исполнения программы - это медианное значение степени исполнения каждого отдельного показателя программы. Средняя степень (медианное значение) реализации программ за период 2012-2014 годов составляет 100 процентов, средняя степень реализации программ в 2015 году - 97 процентов, а в 2016 году - 96 процентов.
Архангельская область активно вовлекается в реализацию федеральных целевых программ (далее также - ФЦП), государственных программ Российской Федерации, в том числе государственных программ Российской Федерации, направленных на развитие Арктической зоны Российской Федерации. Участие в ФЦП и государственных программах Российской Федерации позволяет Архангельской области привлекать дополнительные средства из федерального бюджета, способствующие социально-экономическому развитию Архангельской области.
Таблица 1. Сводная информация об участии Архангельской области в федеральных целевых программах
|
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
Общее финансирование ФЦП из федерального бюджета, млрд. рублей |
1096,1 |
1025,5 |
937,3 |
966,1 |
893,7 |
Количество ФЦП, в которых принимала участие Архангельская область, единиц |
22 |
19 |
15 |
14 |
12 |
Финансирование Архангельской области из федерального бюджета в рамках ФЦП, млрд. рублей |
7520,7 |
8608,5 |
7905,8 |
-* |
4640,6 |
Доля финансирования Архангельской области в рамках ФЦП, процентов |
0,69 |
0,84 |
0,84 |
-* |
0,52 |
* Данные отсутствуют.
За период 2012-2016 годов на реализацию мероприятий в рамках федеральных целевых программ, государственных программ Российской Федерации и федеральной адресной инвестиционной программы из федерального бюджета областному бюджету предоставлено 96 610,4 млн. рублей, из которых освоено 80 563 млн. рублей (83,4 процента). Наименьший уровень освоения средств приходится на период 2012-2013 годов, когда не было освоено до половины средств.
В 2016 году Архангельская область приняла участие в 19 государственных программах Российской Федерации, а также в 12 ФЦП и в 1 проекте по непрограммной части федеральной адресной инвестиционной программы.
Таблица 2. Освоение средств в рамках федеральных целевых программ, государственных программ Российской Федерации, непрограммной части федеральной адресной инвестиционной программы, млн. рублей
|
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
|||||
Поступило |
Освоено |
Поступило |
Освоено |
Поступило |
Освоено |
Поступило |
Освоено |
Поступило |
Освоено |
|
Всего, млн. рублей |
8 986,2 |
4 579,5 (51%) |
9 940,6 |
5 255,5 (52,9%) |
24 683,4 |
22 356,7 (90,6%) |
28 650,4 |
24 697,4 (86,2%) |
24 349,8 |
23 674,6 (97,2%) |
Федеральный бюджет |
7 520,7 |
3 121,9 (41,5%) |
8 608,5 |
4 001,8 (46,5%) |
13 212,9 |
10 924,1 (82,7%) |
15 563,1 |
12 141,4 (78%) |
10 800,5 |
10 236,2 (94,8%) |
Областной бюджет |
433,1 |
424,7 (98,1%) |
613,0 |
495,6 (80,8%) |
2 296,5 |
2 259,6 (98,4%) |
2 830,0 |
2 504,5 (88,5%) |
5 949,5 |
5 853,3 (98,4%) |
Внебюджетный источник |
1 032,4 |
1 032,9 (100%) |
719,1 |
758,1 (105,4%) |
9 174,0 |
9 173,0 (100%) |
10 257,3 |
10 051,5 (98%) |
7 599,8 |
7 585,1 (99,8%) |
Архангельская область участвует примерно в одной трети федеральных целевых программ, предусматривающих бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства. Областному бюджету из федерального бюджета за период с 2008 по 2016 год в рамках федеральных целевых программ предоставлено 31 840,9 млн. рублей бюджетных ассигнований, что составляет 0,51 процента от всех выделяемых из федерального бюджета средств (38-е место). При этом лидерами по получению из федерального бюджета средств для реализации проектов строительства и реконструкции объектов капитального строительства являются город Москва (9,2 процента), Краснодарский край (8,0 процента), Московская область (6,9 процента), город Санкт-Петербург (5,5 процента) и Приморский край (3,7 процента).
2. Ключевые параметры социально-экономического развития Архангельской области в 2008-2016 годах
В период 2008-2016 годов темпы роста экономики Архангельской области незначительно отличались от среднероссийских.
Позитивные перемены 2008-2016 годов проявились в увеличении доли занятого населения в третичном секторе экономики (сфера торговли и услуг) и снижении доли занятого населения в первичном секторе экономики (сельское хозяйство и добывающая промышленность) при одновременном росте объема создаваемой в них валовой добавленной стоимости.
Рис. 1. Прирост/спад валовой добавленной стоимости в расчете на одного занятого, % к предыдущему году
Произошедшие процессы положительно повлияли на производительность труда. Наибольшие уровни производительности труда в экономике Архангельской области по итогам 2016 года зафиксированы в добывающей промышленности, рыболовстве и рыбоводстве. Лидерство добывающей промышленности в Архангельской области по показателю производительности труда соответствует общероссийской тенденции.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.