Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел VII. Управление реализацией стратегии
1. Сроки и этапы реализации Стратегии
Стратегия предусматривает 3 этапа реализации:
1-й этап - 2019-2024 годы - формирование условий для развития;
2-й этап - 2025-2030 годы - повышение темпов экономического роста;
3-й этап - 2031-2035 годы - сохранение и устойчивое социально-экономическое развитие.
Этапы реализации Стратегии различаются по условиям, факторам, рискам социально-экономического развития и приоритетам экономической политики Архангельской области.
1-й этап (2019-2024 годы) базируется на реализации и расширении тех конкурентных преимуществ, которыми обладает экономика Архангельской области в настоящий момент. На данном этапе, когда закладываются основные предпосылки достижения приоритетов Стратегии, необходимо будет внести изменения в систему государственных программ с учетом реализации ключевых проектов. К концу 1-го этапа будут достигнуты значительные изменения в социальной сфере и сформированы условия для экономического рывка.
2-й этап (2025-2030 годы) характеризуется значительным ростом конкурентоспособности и объемов привлеченных инвестиций. На данном этапе большинство целевых показателей будет достигнуто.
Будут создаваться институциональные условия и технологические предпосылки развития. Ускорится кластерное взаимодействие, активно начнут появляться малые инновационные предприятия, будет дан старт проектам межрегиональной и международной интеграции. Внешняя конъюнктура улучшится, темпы роста инвестиций повысятся, что обеспечит заметный рост экономики и развитие социальной сферы.
На 3-м этапе (2031-2035 годы) будут реализованы все ключевые проекты, созданы условия для глобальной конкурентоспособности экономики Архангельской области. Предприятия Архангельской области будут активно выступать на международных рынках. Архангельская область станет экономическим, социальным и культурным центром Русского Севера.
2. Ожидаемые результаты реализации Стратегии
К значимым последствиям реализации целевого сценария и увеличения объема инвестиций относятся:
глубокая модернизация экономики, обеспеченная организационно-проектными усилиями региональной власти по привлечению инвестиций и управлению процессами развития, благоприятно скажется на увеличении спроса на экспортные продукты Архангельской области;
реализация крупных ресурсодобывающих и инфраструктурных проектов на фоне общего роста мировой экономики позволит создать дополнительные финансовые возможности для формирования мощного инновационно-технологического сектора и развития социальной сферы;
в области управления социальными процессами и развитием человеческого капитала произойдет переход от административно-ведомственных целевых программ к современным форматам стратегического планирования на основе общественного консенсуса и участия власти, бизнеса и общества в решении ключевых задач регионального развития;
будет создана региональная инновационная система, включающая в себя научно-образовательный и инновационно-технологический комплекс на базе САФУ, определены особые экономические зоны, технопарки и бизнес-инкубаторы. Будет сформирован инновационно-технологический сектор экономики и сектор цифровой экономики, что позволит привлечь дополнительные высококвалифицированные трудовые ресурсы, обеспечив их конкурентным уровнем заработной платы и предоставив перспективы профессионального роста;
будет осуществлена переориентация с поддерживающей социальной политики на стратегию целевых инвестиций в перспективные группы и формирование инновационно активной среды;
привлечение инвесторов для реализации перспективных проектов явится стимулом комплексного развития региональной инфраструктуры (транспортно-логистической, энергетической, коммунальной, телекоммуникационной, деловой, социальной и рекреационной), обеспечивающей процессы социально-экономического развития;
будет сформирована практика управления процессами социально-экономического развития, включая систему стратегического планирования и проектного управления (в партнерстве "власть - бизнес - общество") на уровне Архангельской области и муниципальных образований Архангельской области, что активизирует деятельность специально созданных общественных институтов развития.
В целом в результате реализации целевого сценария ожидается привлечение высококвалифицированных трудовых ресурсов за счет обеспечения более высокого уровня жизни. Стимулирование инноваций позволит реализовать текущий потенциал человеческого капитала, что благоприятно скажется на экономическом развитии Архангельской области. Новые технологии, цифровая экономика, инвестиции в перспективные проекты повысят значимость человеческого капитала и послужат стимулом для создания соответствующей социальной инфраструктуры. Существенно возрастет экономическая и гражданская активность жителей. Благодаря модернизации существующих отраслей, формированию инновационно-технологического сектора экономики (включая сферу цифровой экономики) будут созданы рабочие места для выпускников высших учебных заведений инженерно-технических и социально-гуманитарных специальностей. Это приведет к выравниванию диспропорции на рынке труда и миграционному притоку активной инновационно ориентированной молодежи. Все более важную роль будет играть коммерциализация разработок научных лабораторий и исследовательских центров Архангельской области. Направленная политика снижения уровня предотвратимой смертности приведет к уменьшению смертности в трудоспособном возрасте, которое эквивалентно приросту трудоспособного населения на 10 процентов. Эффективная работа здравоохранения, направленная на продление активного периода жизни и сохранение здоровья, позволит задействовать трудовой потенциал людей старших возрастов. Сфера образования будет служить "социальным лифтом" и институтом профессиональной подготовки и личностного развития молодежи. Научно-образовательный комплекс Архангельской области станет инициатором и "ядром" складывающихся новых общественных институтов развития - площадок коммуникации, стратегирования, проектирования, апробации новых экономических, социальных и культурных практик.
3. Мониторинг достижения целей Стратегии
С учетом изменений, происходящих в социально-экономическом положении Архангельской области и Российской Федерации в целом, необходима регулярная корректировка и актуализация Стратегии.
Для достижения стратегических целей и повышения эффективности выполнения Стратегии формируется система мониторинга ее реализации, которая предполагает:
формирование для каждого этапа реализации Стратегии плана мероприятий с учетом достижения запланированных показателей предыдущего этапа;
корректировку положений Стратегии в целях обеспечения ее согласованности с приоритетами социально-экономического развития Российской Федерации;
создание механизма мониторинга реализации Стратегии, включая формирование системы отчетности исполнителей мероприятий.
Реализация Стратегии осуществляется органами государственной власти Архангельской области, ответственными за исполнение плана мероприятий, в соответствии с полномочиями в установленной сфере деятельности. Органы государственной власти Архангельской области определяют перечень должностных лиц, несущих персональную ответственность за исполнение мероприятий и за представление отчетности о достижении целевых показателей, проблемах и рисках, а также о принимаемых в связи с ними мерах.
Основными критериями выполнения Стратегии являются достижение конечных результатов, соблюдение сроков реализации мероприятий, целевое и эффективное использование выделенных средств, в том числе средств областного и федерального бюджетов и внебюджетных источников финансирования.
По результатам проверок подготавливаются и вносятся в Правительство Архангельской области предложения о целесообразности продолжения выполнения мероприятий, их финансирования (их прекращения) или применения санкций к участникам их реализации.
Процедуру актуализации рекомендуется синхронизировать с ежегодным посланием Губернатора Архангельской области Архангельскому областному Собранию депутатов о социально-экономическом и общественно-политическом положении в Архангельской области. Актуализация должна проводиться на основе пересмотра содержания основных разделов Стратегии с учетом изменения внутренних и внешних факторов.
По окончании каждого из 3 этапов возможна корректировка Стратегии - изменение Стратегии с сохранением временного периода ее реализации с учетом сложившихся внутренних и внешних факторов.
Корректировку плана мероприятий по реализации Стратегии рекомендуется осуществлять при корректировке или актуализации Стратегии, а также при существенном изменении внешних и внутренних факторов, снижающих результативность и эффективность мероприятий.
Механизм мониторинга реализации Стратегии предполагает создание единой информационной базы расширенных социально-экономических и финансовых показателей, предусматривающей агрегацию целевых показателей по муниципальным образованиям Архангельской области. Это позволит оперативно получать достоверную информацию, характеризующую выполнение плана мероприятий и оценивающую эффективность реализации Стратегии.
В целях обеспечения мониторинга реализации Стратегии и выявления необходимости своевременной актуализации определены целевые социально-экономические и финансовые показатели развития Архангельской области на конец каждого этапа.
Таблица 11. Целевые показатели реализации Стратегии
Наименование целевого показателя |
Значение целевого показателя по годам |
||
2024 |
2030 |
2035 |
|
ВРП в основных ценах, млрд. рублей |
754,21 |
1 177,42 |
1 774,63 |
Объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования, млрд. рублей |
192,13 |
309,33 |
486,83 |
Доходы консолидированного бюджета, млрд. рублей |
89,66 |
109,41 |
131,61 |
Доля продукции/услуг МСП в общем объеме ВРП*, процентов |
23,70 |
32,40 |
40,00 |
Число МСП, включая микропредприятия (на конец года), единиц |
14 913,00 |
15 453,00 |
15 902,00 |
Среднесписочная численность работников (без внешних совместителей) МСП, включая микропредприятия, тыс. человек |
78,60 |
81,59 |
84,17 |
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников по полному кругу организаций, рублей |
58 543,95 |
74 944,65 |
92 071,00 |
Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума, процентов от общей численности населения |
12,50 |
11,39 |
10,53 |
Продукция сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий, млрд. рублей |
17,03 |
24,04 |
34,94 |
Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами по виду экономической деятельности "Обрабатывающие производства", млрд. рублей |
454,83 |
715,03 |
1 093,80 |
Доля продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей экономики в ВРП, процентов |
31,0 |
34,09 |
36,60 |
Ожидаемая продолжительность жизни при рождении, лет |
74,67 |
76,93 |
78,71 |
Годовой объем ввода жилья, тыс. кв. метров |
433,47 |
487,83 |
533,13 |
Стоимостной объем экспорта несырьевых неэнергетических товаров, млн. долларов США |
1 509,00 |
1 704,00 |
2 319,00 |
Численность постоянного населения на 1 января, тыс. человек |
1 054,34 |
1 026,78 |
1 011,86 |
Среднегодовая численность занятых в экономике, тыс. человек |
499,45 |
496,36 |
493,80 |
Уровень безработицы (по методологии МОТ), процентов |
6,31 |
6,26 |
6,22 |
Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами по виду экономической деятельности "Добыча полезных ископаемых", млрд. рублей |
47,25 |
61,76 |
77,26 |
Объем работ, выполненных по виду экономической деятельности "Строительство", млрд. рублей |
90,29 |
153,35 |
241,65 |
Оборот розничной торговли, млрд. рублей |
360,54 |
593,42 |
1 000,84 |
Оборот общественного питания, млрд. рублей |
20,91 |
32,44 |
47,71 |
Объем платных услуг, оказываемых населению предприятиями и организациями, млрд. рублей |
101,37 |
158,96 |
246,69 |
Ожидаемая продолжительность жизни при рождении, лет |
74,67 |
76,93 |
78,71 |
Экспорт, млн. долларов США (в сопоставимых ценах) |
2 939,00 |
2 907,80 |
3 470,10 |
Ввоз (покупка) продукции (товаров) организациями Архангельской области, млн. рублей |
69 477,50 |
75 079,00 |
81 751,90 |
Вывоз продукции (товаров) организациями Архангельской области, млн. рублей |
62 195,90 |
57 172,00 |
64 836,20 |
__________
* Расчет выполнен с учетом самозанятых.
4. Ресурсы и механизмы реализации Стратегии
В долгосрочной перспективе повышается роль демографического барьера роста, который будет значительно сдерживать возможности экономического развития. Снижение воздействия негативных демографических тенденций возможно путем проведения активной миграционной политики и значительного повышения производительности труда, опирающегося в прогнозный период на рост инвестиций и увеличение нормы сбережения.
Текущая тенденция сформировала средний показатель роста за период 2006-2015 годов на уровне 3,4 процента. Для достижения более значительных темпов роста необходимы принципиальное изменение экономической модели, повышение доли высокотехнологичных и инновационных производств в структуре ВРП до 25-30 процентов. Ключевая роль в развитии экономики отводится частным инвестициям.
Реализация Стратегии планируется с использованием нескольких источников финансирования. С целью исключения серьезного увеличения нагрузки на областной бюджет значительная часть проектов синхронизирована с действующими национальными проектами и государственными программами. Источники финансирования данных проектов включают средства:
федерального бюджета;
Федерального фонда обязательного медицинского страхования;
Фонда социального страхования Российской Федерации;
бюджетных и внебюджетных фондов.
Для реализации крупных проектов в сфере промышленности предполагается привлечение внешних частных, в том числе иностранных, инвестиций.
Кроме того, часть проектов, предусматривающих модернизацию механизмов государственного управления, предполагается реализовывать без финансирования.
Оставшиеся проекты будут реализованы с привлечением финансирования из средств областного бюджета; при этом предусматривается постепенное сокращение бюджетных средств за счет перехода на самоокупаемость и привлечения внешних инвесторов. Существенная часть проектов будет реализована с помощью механизмов государственно-частного партнерства, что также позволит снизить нагрузку на областной бюджет.
Для последующей реализации Стратегии, проведения сбалансированной бюджетной политики, выполнения социальных обязательств необходимо заложить механизмы ее реализации, а именно:
создание инвестиционно привлекательных условий, снижение административных и прочих барьеров, расширение перечня государственных услуг и сокращение сроков их предоставления, цифровизация экономики, расширение кооперации, создание и развитие кластеров;
привлечение жителей Архангельской области к реализации наиболее социально значимых проектов, расширение взаимодействия власти, бизнеса и общества;
повышение открытости деятельности органов региональной и муниципальной власти, в том числе с использованием информационных технологий;
развитие института государственно-частного партнерства.
Указанные механизмы позволят в перспективе максимизировать результат, ожидаемый от реализации Стратегии. Наибольшая эффективность будет достигнута за счет сочетания проектного подхода с лучшими программно-целевыми методами управления.
4.1. Совершенствование инвестиционной политики
Возрастающая потребность в привлечении дополнительных инвестиций обусловливает необходимость повышения уровня открытости деятельности органов государственной власти Архангельской области и органов местного самоуправления, улучшения технологического состояния сопутствующей инфраструктуры. Кроме того, создание благоприятного инвестиционного климата должно дублироваться на муниципальном уровне, что подтверждает необходимость формирования единых направлений и методов взаимодействия с инвесторами на всех уровнях власти:
внедрение единого стандарта формирования инвестиционной среды, предусматривающего единообразие подходов к взаимодействию с инвесторами для исполнительных органов государственной власти Архангельской области и органов местного самоуправления;
усиление межведомственного взаимодействия, формирование коммуникационной схемы на стыках зон ответственности исполнительных органов государственной власти Архангельской области;
определение ключевых показателей эффективности, связанных с качеством кластерного взаимодействия и с вкладом проекта в общий годовой объем инвестиций;
повышение прозрачности и открытости деятельности органов государственной власти Архангельской области, в том числе предоставление услуг в электронном виде.
Несмотря на то, что реализация Стратегии основывается на проектных решениях, комплексная система управления, финансирования и контроля выходит за рамки реализации отдельных проектов. Предполагается синергетический эффект от совокупности всех проектов, обеспечивающий рост ВРП, повышение инвестиционной привлекательности Архангельской области и соответствующий рост благосостояния ее жителей.
Реализация Стратегии предполагает изменение подхода к выделению финансовых ресурсов: переход от прямой государственной поддержки к созданию и поддержке необходимых институциональных условий для привлечения частных инвесторов. Основное требование к формированию институциональных условий и механизмов Стратегии - их гибкость и ориентация на развитие и поощрение предпринимательской и инновационной инициативы со стороны бизнеса.
Приоритетное значение имеет сотрудничество с крупным бизнесом, который способен принять нагрузку по реализации инвестиционных проектов Стратегии, а также участвовать в решении социально значимых задач. В таком случае предполагаются дополнительный учет интересов бизнеса, действующего в стратегическом партнерстве с региональной властью, и контроль за формами и методами взаимодействия, с тем чтобы интересы населения и государственные интересы не были нарушены. Успешная реализация Стратегии возможна только при условии непосредственного вовлечения в этот процесс администраций крупных городов, органов местного самоуправления и населения. Привлечение населения предполагает как участие в управлении и контроле, так и в реализации отдельных проектов. При этом все участники должны брать на себя ответственность соразмерно принятым обязательствам.
При реализации Стратегии должны быть учтены геополитические вызовы и угрозы. Важность вопроса достаточной заселенности и освоенности приарктической и арктической территорий обусловливает необходимость организации новых производств и сфер приложения труда.
4.2. Модернизация методов государственного управления
Эффективное государственное управление предусматривает модернизацию системы государственного и муниципального управления с учетом новых требований и возможностей экономики. Исходя из этого формулируется ряд задач:
создание партнерской модели взаимодействия бизнеса и власти;
повышение доверия к органам власти посредством создания единой прозрачной информационной среды, минимизирующей коррупционные риски в деятельности органов власти и включающей формирование системы автоматизированной поддержки принятия решений;
переход электронного правительства от автоматизации ведомственных процессов к ориентации на пользователя - создание эффективной системы сбора, обработки, хранения и предоставления потребителям пространственных данных, обеспечивающей потребности государства, бизнеса и граждан в актуальной и достоверной информации;
снижение затрат ресурсов за счет перехода на дистанционное и электронное межведомственное взаимодействие, создание общих баз данных и эффективной системы взаимодействия на региональном и местном уровнях;
создание условий для развития электронного судопроизводства, внедрение современных информационных технологий для автоматизации процесса правовой экспертизы муниципальных нормативных правовых актов;
создание условий для активного гражданско-общественного контроля и обеспечения участия гражданского общества в оценке эффективности деятельности органов государственной власти;
разработка и внедрение механизмов оценки результативности и эффективности действий органов местного самоуправления, направленных на повышение инвестиционной привлекательности муниципальных образований Архангельской области;
привлечение жителей Архангельской области к управлению развитием Архангельской области, поддержание всеми имеющимися административными ресурсами механизмов принятия решений органами государственной власти с участием заинтересованных сторон;
актуализация государственных программ Архангельской области, направленная на повышение эффективности расходования средств и результативности достижения целевых показателей путем создания государственной программы для каждой цели Стратегии.
4.3. Проектное управление
В Архангельской области реализован уникальный опыт применения проектного управления, а именно создан проектный офис в целях организации и обеспечения функционирования в Архангельской области системы стратегического планирования и управления.
По результатам 2017 года в Архангельской области реализована одна из лучших практик проектного офиса по обучению государственных служащих проектному управлению.
Практика проектного управления станет одним из основных механизмов реализации Стратегии.
Несмотря на высокую оценку практики проектного управления в Архангельской области, рекомендуется усовершенствование методов взаимодействия участников системы проектного управления с общественностью, а также распространение практики проектного управления на муниципальный уровень.
4.4. Политика пространственного зонирования
Основными задачами пространственного развития территории Архангельской области являются:
развитие и оптимизация сложившейся структуры расселения, в том числе развитие формирующихся групповых систем населенных мест;
диверсификация производственной специализации моногородов за счет развития сети предприятий по производству продукции и услуг;
развитие арктических территорий, территориальной инженерно-транспортной инфраструктуры, ведущих секторов экономики Архангельской области, сельских поселений, специализирующихся на производстве сельскохозяйственной продукции;
развитие экологического каркаса и создание благоприятной среды для жизнедеятельности человека путем достижения баланса экономических и экологических интересов.
В современных условиях особое значение приобретает возможность формирования и реализации эффективной региональной политики на основе анализа структурных характеристик Архангельской области. Исследование особенностей пространственной организации Архангельской области позволяет адекватно реагировать на последствия поляризации социально-экономического пространства, учитывать особенности отдельных территорий при реализации региональной политики, поддерживать развитие "полюсов роста", усиливать конкурентные преимущества отдельных территорий.
Итогом анализа социально-экономического развития муниципальных образований Архангельской области является зонирование Архангельской области. Зонирование представляет собой определение групп муниципальных образований Архангельской области со схожими социально-экономическими условиями и перспективами развития. На основе проведенного анализа муниципальные образования Архангельской области можно разделить на следующие категории:
"полюса роста" (города Архангельск, Северодвинск, Новодвинск, Котлас и Коряжма). Городские округа Архангельской области обладают наиболее положительной динамикой демографических показателей, максимальными показателями экономической деятельности и развитой отраслевой структурой. Территориально муниципальные образования Архангельской области формируют 2 "полюса роста" - Северный, включающий Архангельск, Северодвинск и Новодвинск, и Южный, включающий Котлас и Коряжму. На территориях этих 2 "полюсов роста" сосредоточены важнейшие отрасли экономики Архангельской области - лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная; кроме того, они являются транспортными узлами, центрами третичного сектора и производства пищевой продукции. Северный "полюс роста" также включает рыбное хозяйство и судостроение;
территории влияния "полюсов роста" (Вилегодский, Котласский, Красноборский, Ленский, Приморский и Холмогорский муниципальные районы). Данные территории сосредоточены вокруг "полюсов роста", они характеризуются менее развитой экономикой, оттоком и старением населения, однако играют важную роль в обеспечении "полюсов". К их функциям относятся обслуживание инфраструктуры, сбыт сельскохозяйственной продукции, прочие работы и услуги. В перспективе влияние "полюсов роста" должно усилиться, обеспечив социально-экономическое развитие указанных территорий;
устойчиво развивающиеся территории (Вельский и Устьянский муниципальные районы). Для них характерны не столь высокие демографические и экономические показатели, как у "полюсов роста"; на фоне развитой структуры экономики нет явных проблем развития;
развивающиеся территории с системными проблемами (Каргопольский, Коношский, Няндомский, Онежский и Плесецкий муниципальные районы). Население данных муниципальных образований является преимущественно городским. Социально-экономические показатели этих территорий хуже, чем у предыдущей группы, однако они имеют относительно развитую структуру экономики: в Онежском и Плесецком муниципальных районах развито лесное хозяйство; в Онежском муниципальном районе - деревообработка; в Коношском и Няндомском муниципальных районах - обслуживание железнодорожного транспорта; в Плесецком муниципальном районе - добыча бокситов; в Каргопольском муниципальном районе - молочная промышленность;
слабоосвоенные территории (Верхнетоемский, Виноградовский, Лешуконский, Мезенский, Пинежский и Шенкурский муниципальные районы). Данные муниципальные районы являются преимущественно сельскими поселениями Архангельской области, для которых характерны наибольший отток и старение населения, наименьшие масштабы экономической деятельности и отраслевой диверсификации экономики, а также слабое инфраструктурное оснащение в сфере транспорта и связи и, как следствие, труднодоступность ряда муниципальных образований. Тем не менее для части муниципальных районов характерна специализация в лесном хозяйстве (Виноградовский, Пинежский и Шенкурский муниципальные районы), для Мезенского муниципального района - в рыбном хозяйстве.
Муниципальные образования Архангельской области "Новая Земля" и "Мирный" не отнесены к категориям вследствие отсутствия ряда показателей для анализа.
В условиях поляризации территории Архангельской области необходимо использование системного регулирования ее развития. Переход от концентрированной экономики к распределенной должен осуществляться на основе определения наиболее выгодной специализации различных территорий, а также их конкурентных преимуществ. С одной стороны, это позволит сконцентрировать усилия в "полюсах роста", с другой - создаст предпосылки для развития муниципальных образований, отнесенных к слаборазвитым территориям.
Регулирование территориального развития требует реализации стратегического подхода, обеспечивающего сохранение и развитие конкурентных преимуществ в долгосрочной перспективе. В этих условиях задачей органов региональной и муниципальной власти становится совершенствование условий, определяющих конкурентные преимущества в отраслях специализации территории. Особую важность приобретает объективное определение приоритетных направлений развития для дотационных территорий, поскольку проблема выбора наиболее эффективных вариантов использования и без того сильно ограниченных ресурсов является крайне актуальной.
В условиях поляризации социально-экономического пространства в соответствии с выявленными планируемыми темпами роста объемов выручки компаний в выделенных конкурентных зонах наиболее существенными являются следующие типы региональной политики:
стимулирующая региональная политика, использующая имеющиеся в ее распоряжении средства для ускорения регионального развития, подготовки его очередных фаз за счет прямого поощрения новых видов деятельности, экономических отношений (а также свертывания старых) путем инфраструктурной и информационной подготовки территории;
компенсирующая региональная политика, использующая те же средства для смягчения отрицательных последствий, прежде всего социального и экологического характера, с которыми сопряжена любая стадия хозяйственного развития. Чаще всего такая политика представляет собой одну из форм перераспределения доходов для снижения ущерба от неравномерности регионального развития в виде помощи муниципальным образованиям, отнесенным к развивающимся территориям с системными проблемами и слаборазвитым территориям, их обустройства, требующего дотаций, льгот, профессиональной переподготовки трудоспособного населения и т.п.;
адаптирующая региональная политика, содействующая приспособлению более подвижных и управляемых компонентов регионального развития к инерционным, менее управляемым и оцениваемым как неустранимые. Примером может служить концентрация жилищного, промышленного и прочего строительства в местах, ставших притягательными для населения независимо от того, к какому типу - центральному или периферийному - они относятся.
Особенностью Архангельской области является поляризация пространственного развития.
Рис. 26. Социально-экономическое зонирование Архангельской области
В сложившейся ситуации необходимо выявление зон со схожими условиями и проблемами, а также разработка уникальных механизмов развития территории. Использование индивидуальных подходов для развития зон Архангельской области обеспечит решение проблем и вызовов, характерных для каждой из них.
Управление одной и той же территорией может осуществляться на разных уровнях (федеральном, региональном, муниципальном). Для лучшего обеспечения территориального управления следует не только сопоставлять стратегии социально-экономического развития муниципальных образований Архангельской области со Стратегией, но и координировать такие стратегии муниципальных образований Архангельской области одной зоны друг с другом.
В качестве механизма реализации Стратегии предполагается применение политики пространственного зонирования с определением приоритетных направлений развития для каждой выявленной социально-экономической зоны.
"Полюса роста" - данные территории выступают в качестве драйверов развития всей Архангельской области. Инструментом обеспечения опережающего развития социальной и экономической сфер является введение инноваций, а также создание условий, способствующих сохранению и привлечению высококвалифицированных кадров для занятости в инновационных отраслях, а именно:
развитие мультимодального логистического комплекса;
создание новых отраслей экономики (биотехнологические производства, развитие аквакультуры, производство биополимеров, развитие пейнт-технологий);
развитие образовательных и научных центров;
формирование технопарка высоких технологий;
развитие информационной инфраструктуры, включая создание регионального дата-центра;
совершенствование кластерной политики, включая расширение межкластерного взаимодействия;
улучшение качества жилищного фонда;
благоустройство городов на основе "умных технологий";
развитие пригородного сельского хозяйства.
Территории влияния "полюсов роста" - "полюса роста" оказывают влияние на развитие данных территорий, которые, в свою очередь, играют значимую роль в функционировании "полюсов роста". Приоритетной мерой является поддержка территорий, выраженная в создании недостающей инфраструктуры и стимулировании занятости, расширении выполняемых функций территории, в ее сближении с "полюсами роста" в социально-экономическом аспекте, прежде всего:
развитие транспортно-коммуникационного каркаса;
реализация инвестиционных проектов (сельское хозяйство, промышленность, сфера услуг);
поддержка малого предпринимательства в сельской местности;
создание сети опорных сел и развитие инфраструктуры в сельской местности;
реализация инициатив сельских жителей через деятельность территориального общественного самоуправления;
создание комфортной городской среды.
Устойчиво развивающиеся территории - являются опорными сельскохозяйственными территориями Архангельской области, вследствие чего реализация проектов развития агропромышленного комплекса становится первоочередной задачей; не менее важны проекты, направленные на поддержку лесопромышленного комплекса и улучшение условий проживания населения. К задачам развития данных территорий относятся:
реализация инвестиционных проектов агропромышленного комплекса;
развитие форм кооперации;
поддержка малого предпринимательства в сельской местности;
реализация проектов лесовосстановления;
содействие созданию инвестиционных проектов лесопромышленного комплекса;
создание сети опорных сел и развитие инфраструктуры в сельской местности;
реализация инициатив сельских жителей через деятельность территориального общественного самоуправления;
реновация городского жилья;
100-процентное обеспечение водопроводом и канализацией жилых домов городских населенных пунктов;
предоставление инвестиционных площадок для потребительского рынка и бизнеса;
создание комфортной городской среды.
Развивающиеся территории с системными проблемами - территории характеризуются достаточно развитой инфраструктурой и экономикой, высокой долей городского населения, однако имеют недостаточные условия для обеспечения его потребностей. Для решения проблем необходимы:
реализация проектов лесовосстановления;
стимулирование занятости населения в малом и среднем предпринимательстве;
реновация городского жилья;
100-процентное обеспечение водопроводом и канализацией жилых домов городских населенных пунктов;
предоставление инвестиционных площадок для потребительского рынка и бизнеса;
создание комфортной городской среды;
поддержка малого предпринимательства в сельской местности;
создание сети опорных сел и развитие инфраструктуры в сельской местности;
реализация инициатив сельских жителей через деятельность территориального общественного самоуправления;
проведение высокоскоростной сети "Интернет", в том числе в труднодоступные поселения.
Слабоосвоенные территории - территории в наименьшей степени получили инфраструктурное и экономическое развитие, исключая развитие лесного и рыбного хозяйства в части районов. Отмечается наличие запасов леса на труднодоступных территориях. Для ряда муниципальных образований Архангельской области основной проблемой является разобщенность территории из-за слаборазвитой инфраструктуры и наличия природных барьеров. Для территорий необходимы:
проведение высокоскоростной сети "Интернет", в том числе в труднодоступные поселения;
подключение местных сетей к централизованной энергетической системе Архангельской области и обеспечение круглогодичной автодорожной связи;
реализация проектов лесовосстановления и транспортного освоения удаленных участков лесных хозяйств;
поддержка малого предпринимательства в сельской местности;
создание сети опорных сел и поддержка инфраструктуры в сельской местности;
реализация инициатив сельских жителей через деятельность территориального общественного самоуправления.
Основу пространственной структуры экономики будут составлять отраслевые кластеры, территориально привязанные к зонам экономического роста. Для этого необходимо продолжить развитие всех видов инфраструктуры (транспортной, энергетической, инженерной, социальной, научно-образовательной, финансовой и прочей), направленное на улучшение условий конкуренции и облегчение создания новых организаций в развивающихся кластерах, в том числе в рамках создаваемых специальных форм пространственной организации (особые экономические зоны, промышленные парки, научно-исследовательские парки и т.д.).
Ключевым условием эффективного пространственного развития является плотное взаимодействие органов государственной власти Архангельской области и органов местного самоуправления. Для этого необходимы наделение соответствующими полномочиями органов государственной власти Архангельской области и формирование объединений органов местного самоуправления в рамках каждой зоны. Развитие территории каждой зоны должно осуществляться на основе документов стратегического планирования с четким разделением компетенций между органами государственной власти Архангельской области и органами местного самоуправления. При необходимости должна быть организована передача исполнительным органам государственной власти Архангельской области муниципальных полномочий, осуществление которых в условиях низкой плотности населения является неэффективным.
Реализация Стратегии с использованием политики пространственного зонирования позволит добиться экономии бюджетных средств и повышения эффективности осуществления региональной пространственной политики.
4.5. Социальное партнерство
Основой реализации Стратегии является вовлечение в этот процесс населения Архангельской области. На данный момент в Архангельской области активно создается и функционирует территориальное общественное самоуправление. По этой причине представляется целесообразным использование механизмов социального партнерства.
Социальное партнерство представлено в виде:
коллективных переговоров, направленных на организацию разработки коллективных договоров, соглашений, а также на их заключение;
проведения общественных слушаний в ходе разработки проектов областных законов и внесения в них поправок;
консультаций по правовым вопросам организации трудового процесса;
деятельности профсоюзов;
организации трехсторонних комиссий.
Кроме того, социальное партнерство может быть основано на общественном договоре, предполагающем выполнение негосударственной структурой ряда государственных функций.
Значимой характеристикой социального партнерства является возможность участия в принятии решений всех представителей общества. Для этого необходимо создание соответствующей институциональной среды. Формирование подобных условий основано на сотрудничестве некоммерческих организаций с органами государственной власти. Такая деятельность некоммерческих организаций основана на следующих механизмах:
содействие вовлеченности населения в реализацию решений;
внедрение социальных новаций;
благотворительность;
поддержка ТОС.
В результате консолидации усилий органов государственной власти и гражданского общества по вопросам социально-экономического развития произойдет согласование интересов публичных органов, предпринимательского и гражданского сообщества при выработке и принятии значимых решений в социальной и экономической сферах.
Для повышения доверия к органам государственной власти необходима разработка дополнительных правовых норм, направленных на увеличение публичности осуществления государственной власти за счет расширения перечня сведений о деятельности органов государственной власти, подлежащих раскрытию, увеличения числа открыто публикуемых отчетных материалов, осуществления мер по закреплению правовых механизмов совместного принятия решений обществом и государством (институт общественных слушаний, общественных комиссий и общественной экспертизы), а также на усиление взаимодействия и взаимодополняющего сотрудничества между органами государственной власти и органами местного самоуправления.
4.6. Государственно-частное партнерство
Применение механизма государственно-частного партнерства (далее также - ГЧП) целесообразно для реализации большинства целей Стратегии.
Системный подход к развитию инфраструктуры и привлечению для этих целей внебюджетных средств предполагает проведение мероприятий по формированию и развитию институциональной среды в сфере ГЧП.
4.6.1. Государственно-частное партнерство для реализации проектов в сфере транспорта
Среди проектов ГЧП в сфере транспорта преобладают концессии, что обусловлено многолетним опытом структурирования проектов в рамках концессионного законодательства и, как следствие, доверием инвесторов и финансирующих организаций к данной форме ГЧП. В рамках ГЧП концессии способны отчасти покрыть затраты областного бюджета или местного бюджета на реализацию проекта.
По причине недостаточного финансирования проектов ГЧП регионального уровня разработан механизм предоставления межбюджетных трансфертов для реализации концессионных соглашений в сфере автодорожных проектов ГЧП регионального уровня. В целях осуществления финансирования региональных автодорожных проектов в рамках ГЧП утвержден перечень транспортных объектов, в отношении которых планируется заключение концессионных соглашений:
создание автомобильной дороги Усть-Вага - Ядриха на участке км 200 - км 215, объем инвестиций - 1 105,03 млн. рублей;
создание и реконструкция автомобильной дороги Усть-Вага - Ядриха на участке км 174 - км 200, км 215 - км 219, объем инвестиций - 2 219,4 млн. рублей;
создание автомобильной дороги Котлас - Коряжма на участке км 0 - км 41 (с обходом городов Котлас и Коряжма), объем инвестиций - 5 000,0 млн. рублей.
Предполагается расширение обозначенного перечня транспортных объектов, поскольку использование механизма ГЧП способно частично восполнить бюджетные затраты на реализацию автодорожных проектов Архангельской области за счет частных лиц. Проекты строительства и реконструкции автодорог регионального уровня предполагается направить в Межведомственную комиссию по отбору проектов по строительству или реконструкции автомобильных дорог (участков автомобильных дорог и (или) искусственных дорожных сооружений), реализуемых субъектами Российской Федерации в рамках концессионных соглашений.
4.6.2. Государственно-частное партнерство в сфере жилищного строительства и предоставления коммунальных услуг
Опыт использования механизмов ГЧП в сфере ЖКХ и жилищного строительства реализуется уже достаточно давно. В период экономической нестабильности бизнесу, работающему в ЖКХ, оказывается особая поддержка: запускается субсидирование процентной ставки по кредитам на проекты в ЖКХ, создаются механизмы прямого софинансирования модернизации инфраструктуры в малых городах. Кроме того, концессионное законодательство усовершенствовано таким образом, что все концессионные соглашения должны предусматривать целевые показатели для инвесторов.
В качестве одного из перспективных инструментов изменения ситуации в жилищно-коммунальной сфере рассматривается государственно-частное партнерство, основанное на привлечении частных инвестиций с целью оптимизации государственных расходов. На сегодняшний день в Архангельской области реализуется около 3 десятков проектов ГЧП, в основном в сфере коммунального хозяйства. Крупнейшим из них является заключенное в октябре 2018 года концессионное соглашение в отношении отдельных объектов централизованных систем водоснабжения и водоотведения, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию "Город Архангельск". Соглашение рассчитано на 49 лет, общий объем инвестиций составляет 12,8 млрд. рублей в ценах 2018 года.
Передача коммунальных объектов в концессию позволит решить сразу 2 глобальные задачи - обеспечить население качественными коммунальными услугами, не повышая их стоимость, и реализовать экономический потенциал коммунальной сферы. Рекомендуется создание подпрограммы развития государственно-частного партнерства. Возможно также применение положительного опыта других субъектов Российской Федерации, например создание единого оператора ЖКХ с целью консолидации предприятий коммунального хозяйства на территории Архангельской области посредством заключения концессионных соглашений с органами местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области.
4.6.3. Государственно-частное партнерство в социальной сфере
Государственно-частное партнерство является одним из механизмов реализации проектов социальной сферы. Для проектов создания социальной инфраструктуры характерна слабая окупаемость, что делает их непривлекательными для инвесторов. По этой причине распространена практика гарантированных выплат частному лицу, воплощающему проект. Данный механизм можно использовать в сферах здравоохранения, образования, культуры, спорта и социальной защиты. Для реализации крупных проектов регионального значения публичным партнером может выступать орган государственной власти Архангельской области, в то время как для локальных проектов публичным лицом может выступать местное самоуправление.
Частный бизнес и государство совместно, используя преимущества каждой из сторон, могут реализовать множество значимых социальных проектов. Несмотря на то, что механизм государственно-частного партнерства в социальной сфере довольно успешно реализуется, предполагается переход от разовых мероприятий к системной работе в этом направлении.
4.7. Кластерная политика
Применение кластерной политики для реализации Стратегии предусматривает поддержку внутрикластерного и стимулирование межкластерного взаимодействия, а также развитие 2 межрегиональных кластеров: судостроительного и арктического рыбопромышленного. Сформированные межрегиональные судостроительный и арктический рыбопромышленный кластеры объединяют предприятия 6 субъектов Российской Федерации, тесное экономическое сотрудничество и территориальная близость которых позволят максимизировать положительный эффект от взаимодействия для экономики и промышленности для всех участников. Кроме Архангельской области, участниками являются Калининградская, Мурманская, Ленинградская области, город Санкт-Петербург и Республика Карелия. Поддержка концепции межрегиональных кластеров позволит реализовать отраслевые проекты и стимулировать развитие как судостроения, так и рыбопромышленной отрасли. Предусматривается государственная поддержка кластеров, включающая выделение субсидий на строительство и ремонт судов, приобретение высокотехнологичного оборудования и сырья для предприятий рыбной промышленности.
4.8. Реализация инвестиционных проектов
Реализация инвестиционных проектов является механизмом, позволяющим финансировать мероприятия Стратегии, используя внебюджетные источники, которые включают собственные и заемные средства компаний. Часть мероприятий Стратегии включена в перечень приоритетных инвестиционных проектов Архангельской области.
Таблица 12. Реализуемые и планируемые к реализации приоритетные инвестиционные проекты Архангельской области
Отрасль |
Наименование проекта |
Объем финансирования, млн. рублей |
|
собственные средства |
заемные средства |
||
Лесопромышленный комплекс |
Увеличение объемов глубокой переработки древесины, организация производства биотоплива на базе ООО "Форест" |
39,2 |
261,4 |
Лесопромышленный комплекс |
Организация современного лесоперерабатывающего комплекса полного цикла в Архангельской области на базе ООО "Поморская лесопильная компания" |
500,0 |
10 542,0 |
Лесопромышленный комплекс |
Реконструкция производства картона |
5 125,2 |
5 766,5 |
Лесопромышленный комплекс |
Строительство лесопильно-деревообрабатывающего комплекса в Маймаксанском округе г. Архангельска, ул. Родионова, 25 |
1 259,7 |
2 939,4 |
Лесопромышленный комплекс |
Организация производства по переработке низкосортной древесины и отходов лесопиления на базе общества с ограниченной ответственностью "Устьянская лесоперерабатывающая компания" |
2 795,2 |
5 650,3 |
Топливно-энергетический комплекс |
Организация централизованного электроснабжения Мезенского и Лешуконского районов |
203,0 |
3 834,0 |
Рыбопромышленный комплекс |
Строительство и приобретение рыболовных судов |
4 982,6 |
11 165,60 |
Агропромышленный комплекс |
Молочно-товарный комплекс "Холмогорский" |
761,0 |
- |
Агропромышленный комплекс |
Строительство животноводческой фермы на 1584 дойные коровы с выращиванием ремонтного молодняка в деревне Нагорская Устьянского района Архангельской области (3-й этап) |
96,9 |
301,4 |
Здравоохранение |
Создание центра семейной медицины в округе Майская Горка города Архангельска |
120,0 |
- |
Алмазодобывающая промышленность |
Горно-обогатительный комбинат на месторождении алмазов им. М.В. Ломоносова |
73 400,0 |
- |
Добывающая промышленность |
Строительство горно-обогатительного комбината на базе месторождения свинцово-цинковых руд "Павловское" и портового комплекса, остров Южный архипелага Новая Земля |
10 650,0 |
24 850,0 |
Производство строительных материалов |
Проектирование и строительство цеха по производству сборных железобетонных изделий методом непрерывного безопалубочного формования |
27,5 |
148,4 |
Сбор, обработка и утилизация отходов |
Строительство современной межмуниципальной комплексной системы по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Архангельской области |
345,2 |
805,4 |
Выставочная деятельность |
Выставочный центр "НОРД-ЭКСПО" |
342,0 |
- |
Общий объем финансирования реализуемых и планируемых к реализации приоритетных инвестиционных проектов Архангельской области составляет 166 911,8 млн. рублей. Финансируемые в рамках приоритетных инвестиционных проектов Архангельской области мероприятия преимущественно относятся к проектам сбалансированного развития инновационного лесопромышленного кластера и высоких технологий в лесопереработке.
Для выполнения мероприятий, направленных на поддержку развития инновационной инфраструктуры лесопромышленного кластера, реализуется 5 инвестиционных проектов с общим объемом финансирования 24 336,9 млн. рублей.
Рис. 27. Объем финансирования приоритетных инвестиционных проектов Архангельской области по отраслям экономики, млн. рублей
В сфере энергетической безопасности Архангельской области планируется реализация проекта по организации централизованного электроснабжения Мезенского и Лешуконского районов с общим объемом финансирования 4 037 млн. рублей для выполнения мероприятия по подключению изолированных энергорайонов к централизованной энергосистеме Архангельской области.
Реализация крупных проектов требует значительных объемов инвестиций. Включение в проект интересов и ресурсов разных субъектов Российской Федерации и зарубежных стран позволяет лучше диверсифицировать риски и обеспечить более эффективное расходование бюджетных и частных средств. Преимуществом межрегиональных и международных проектов является возможность привлечения дополнительных компетенций, сильных сторон субъектов Российской Федерации и зарубежных стран - партнеров.
Межрегиональные инвестиционные проекты и проекты в сфере внешнеэкономического сотрудничества осуществляются по следующим направлениям:
1) реализация проектов развития транспортной инфраструктуры "Белкомур" и "Глубоководный район морского порта Архангельск";
2) формирование крупных транспортно-логистических хабов в рамках программы "Развитие Северного морского пути и обеспечение судоходства в Арктике";
3) расширение научно-исследовательского взаимодействия в рамках проекта "Создание оборудования и технологий нефтегазового и промышленного машиностроения, необходимых для освоения минерально-сырьевых ресурсов Арктической зоны Российской Федерации";
4) развитие экспортно ориентированных проектов рыбной, лесоперерабатывающей, добывающей, химической и судостроительной промышленности;
5) научные и исследовательские коллаборации международных и российских университетов с высшими учебными заведениями Архангельской области;
6) формирование межрегионального и международного туристического кластера;
7) расширение межрегионального взаимодействия в рамках проекта "Серебряное ожерелье России";
8) развитие событийного туризма и взаимодействия в сфере культуры посредством расширения перечня всероссийских и межрегиональных культурных и спортивных мероприятий;
9) расширение проектов музейного и культурного сотрудничества в рамках Баренцева / Евроарктического региона.
4.9. Оценка финансовых ресурсов, необходимых для реализации Стратегии
Долгосрочное развитие Архангельской области будет осуществляться в рамках общей федеральной социально-экономической политики с учетом региональных особенностей. В первую очередь это предполагает участие в реализации федеральных отраслевых стратегий, долгосрочных программ, приоритетных национальных проектов.
В соответствии с прогнозом социально-экономического развития Архангельской области на период до 2035 года среднегодовой индекс инвестиций в основной капитал в течение 2017-2035 годов составит 105,39 процента.
С учетом прогнозируемого уровня индекса-дефлятора инвестиций, сопоставимого с прогнозируемым Министерством экономического развития Российской Федерации уровнем инфляции на долгосрочную перспективу, в текущих ценах ежегодный объем инвестиций должен увеличиться с 108,92 млрд. рублей в 2017 году до 486,83 млрд. рублей в 2035 году. Таким образом, объем финансовых ресурсов, необходимых для реализации Стратегии, составит порядка 4,4 трлн. рублей с 2018 по 2035 год.
Механизмами ресурсного обеспечения Стратегии, помимо государственных программ, являются:
активизация деятельности по внесению заявок на финансирование запланированных инвестиционных проектов капитального строительства во все действующие и разрабатываемые федеральные программы;
широкое использование средств федеральной адресной инвестиционной программы, Инвестиционного фонда Российской Федерации; федеральных бюджетных субсидий, дотаций и иных межбюджетных трансфертов;
активизация участия в приоритетных национальных проектах;
включение инвестиционных проектов Архангельской области в проекты федеральных долгосрочных отраслевых стратегий, концепций, программ, в том числе в приоритетные национальные проекты;
привлечение средств областного и федерального бюджетов, а также внебюджетных источников для финансирования программ и проектов в рамках комплексных инвестиционных планов модернизации моногородов;
укрепление финансовой дисциплины и обеспечение строгого соблюдения взятых обязательств по целевому использованию привлекаемых бюджетных средств;
взаимодействие Архангельской области с российскими и иностранными финансовыми организациями, в том числе для целей выпуска долговых финансовых инструментов, ориентированных на привлечение средств;
осуществление прямых и портфельных частных инвестиций;
сотрудничество со специализированными институтами развития и участие в проектах как международного, так и макрорегионального уровня.
К направлениям повышения бюджетной самообеспеченности относятся:
приватизация и использование государственного и муниципального имущества;
стимулирование перехода субъектов сельскохозяйственной деятельности, ведущих личные подсобные хозяйства, на предпринимательские формы;
оптимизация бюджетных расходов в социальной сфере за счет формирования адресного принципа предоставления социальных услуг;
передача непрофильных функций государственных и муниципальных учреждений на аутсорсинг;
развитие муниципально-частного партнерства, преимущественно в сферах, требующих бюджетной поддержки (ЖКХ, транспорт);
консолидация муниципальных образований Архангельской области, оптимизация системы органов местного самоуправления;
оптимизация системы льгот;
увеличение налоговой базы по налогу на имущество за счет приведения кадастровой стоимости недвижимости к рыночному уровню.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.