Постановление Правительства Архангельской области от 26 февраля 2019 г. N 92-пп
"О создании и организации системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства в Архангельской области"
В соответствии с пунктом 2 распоряжения Правительства Российской Федерации от 18 октября 2018 года N 2258-р, в целях реализации Национального плана развития конкуренции в Российской Федерации на 2018-2020 годы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 21 декабря 2017 года N 618, Правительство Архангельской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемое Положение об организации системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства в исполнительных органах государственной власти Архангельской области (далее - Положение).
2. Министерству экономического развития Архангельской области (далее - министерство) осуществлять координацию деятельности по созданию и организации системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства в исполнительных органах государственной власти Архангельской области (далее соответственно - антимонопольный комплаенс, исполнительные органы).
3. Исполнительным органам:
1) при создании и организации антимонопольного комплаенса в исполнительном органе руководствоваться Положением;
2) до 1 апреля 2019 года правовым актом исполнительного органа определить уполномоченное структурное подразделение (должностное лицо) исполнительного органа, ответственное за осуществление антимонопольного комплаенса в исполнительном органе, и коллегиальный орган, осуществляющий оценку эффективности организации и функционирования в исполнительном органе антимонопольного комплаенса в соответствии с пунктом 10 Положения, копию указанного правового акта исполнительного органа направить в министерство;
3) ежегодно, до 1 февраля года, следующего за отчетным, представлять в министерство доклад об антимонопольном комплаенсе.
4. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Архангельской области:
1) при создании и организации антимонопольного комплаенса руководствоваться Положением;
2) до 1 апреля 2019 года принять правовые акты по созданию и организации антимонопольного комплаенса;
3) ежегодно, до 1 февраля года, следующего за отчетным, представлять в министерство доклад об антимонопольном комплаенсе.
5. Рекомендовать Управлению Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области оказывать исполнительным органам, органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Архангельской области содействие по внедрению антимонопольного комплаенса.
6. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
Первый заместитель Губернатора |
А.В. Алсуфьев |
УТВЕРЖДЕНО
постановлением Правительства
Архангельской области
от 26 февраля 2019 г. N 92-пп
Положение
об организации системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства в исполнительных органах государственной власти Архангельской области
I. Общие положения
1. Настоящее Положение, разработанное в соответствии с пунктом 2 распоряжения Правительства Российской Федерации от 18 октября 2018 года N 2258-р, в целях реализации Национального плана развития конкуренции в Российской Федерации на 2018-2020 годы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 21 декабря 2017 года N 618, определяет порядок организации системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства (далее - антимонопольный комплаенс) в исполнительных органах государственной власти Архангельской области (далее - исполнительные органы).
2. Понятия, используемые в настоящем Положении, применяются в значениях, определенных антимонопольным законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о защите конкуренции (далее - антимонопольное законодательство).
3. Целями антимонопольного комплаенса являются:
1) обеспечение соответствия деятельности исполнительного органа требованиям антимонопольного законодательства;
2) профилактика нарушений требований антимонопольного законодательства в деятельности исполнительного органа.
4. Задачи антимонопольного комплаенса:
1) выявление рисков нарушений антимонопольного законодательства;
2) управление рисками нарушений антимонопольного законодательства;
3) контроль за соответствием деятельности исполнительного органа требованиям антимонопольного законодательства;
4) оценка эффективности организации в исполнительном органе антимонопольного комплаенса.
5. При организации антимонопольного комплаенса исполнительный орган руководствуется следующими принципами:
1) заинтересованность руководства исполнительного органа в эффективности функционирования антимонопольного комплаенса;
2) регулярность оценки рисков нарушения антимонопольного законодательства;
3) обеспечение информационной открытости функционирования действующего в исполнительном органе антимонопольного комплаенса;
4) непрерывность анализа и функционирования антимонопольного комплаенса;
5) совершенствование системы антимонопольного комплаенса.
II. Уполномоченное подразделение (должностное лицо), ответственное за осуществление антимонопольного комплаенса в исполнительном органе, и коллегиальный орган, осуществляющий оценку эффективности организации и функционирования в исполнительном органе антимонопольного комплаенса
6. Общий контроль за организацией и функционированием в исполнительном органе антимонопольного комплаенса осуществляется руководителем исполнительного органа, который:
1) определяет уполномоченное структурное подразделение (должностное лицо), ответственное за осуществление антимонопольного комплаенса в исполнительном органе, и коллегиальный орган, осуществляющий оценку эффективности организации и функционирования в исполнительном органе антимонопольного комплаенса в соответствии с настоящим Положением;
2) применяет предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ответственности за несоблюдение государственными гражданскими служащими и работниками исполнительного органа настоящего Положения;
3) рассматривает материалы, отчеты, справки и результаты периодических оценок эффективности функционирования антимонопольного комплаенса и принимает меры, направленные на устранение выявленных недостатков;
4) осуществляет контроль за устранением выявленных недостатков антимонопольного комплаенса.
7. Обязанностями уполномоченного структурного подразделения (должностного лица), указанного в подпункте 1 пункта 6 настоящего Положения, являются:
1) разработка, согласование и внедрение правовых актов исполнительного органа, обеспечивающих развитие и функционирование антимонопольного комплаенса в исполнительном органе;
2) координация и методологическое обеспечение мероприятий антимонопольного комплаенса в исполнительном органе;
3) контроль за функционированием антимонопольного комплаенса в исполнительном органе;
4) выявление рисков нарушения антимонопольного законодательства в деятельности исполнительного органа, учет обстоятельств, связанных с рисками нарушения антимонопольного законодательства, определение вероятности возникновения рисков нарушения антимонопольного законодательства;
5) инициирование мероприятий по минимизации рисков нарушения антимонопольного законодательства в исполнительном органе;
6) информирование должностных лиц исполнительного органа, в зоне ответственности которых имеются соответствующие антимонопольные риски, и руководителя исполнительного органа о выявленных рисках;
7) организация взаимодействия с другими структурными подразделениями исполнительного органа по вопросам реализации антимонопольного комплаенса в исполнительном органе;
8) взаимодействие с Управлением Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области и министерством экономического развития Архангельской области.
Уполномоченное структурное подразделение (должностное лицо) исполнительного органа осуществляет указанные обязанности во взаимодействии с другими структурными подразделениями исполнительного органа.
8. Оценку эффективности организации и функционирования в исполнительном органе антимонопольного комплаенса осуществляет коллегиальный орган.
9. К функциям коллегиального органа относятся:
1) рассмотрение и оценка мероприятий исполнительного органа в части, касающейся функционирования антимонопольного комплаенса;
2) рассмотрение и утверждение доклада об антимонопольном комплаенсе.
10. Функции коллегиального органа могут быть возложены на общественный совет при исполнительном органе, коллегию исполнительного органа или совещательный и вспомогательный органы при Губернаторе Архангельской области в сфере деятельности исполнительного органа, иной коллегиальный совещательный орган, созданный при исполнительном органе.
III. Выявление и оценка рисков нарушения антимонопольного законодательства
11. В целях обеспечения соответствия деятельности исполнительного органа требованиям антимонопольного законодательства осуществляется выявление и оценка рисков нарушения антимонопольного законодательства.
12. В целях выявления рисков нарушения антимонопольного законодательства уполномоченным структурным подразделением (должностным лицом) исполнительного органа совместно с другими структурными подразделениями исполнительного органа на регулярной основе проводятся следующие мероприятия:
1) анализ выявленных нарушений антимонопольного законодательства за предыдущие три года (наличие предостережений, предупреждений, штрафов, жалоб, возбужденных дел);
2) анализ проектов нормативных правовых актов Архангельской области, разработанных в исполнительном органе, и принятых нормативных правовых актов Архангельской области, относящихся к сфере деятельности исполнительного органа, реализация которых связана с соблюдением требований антимонопольного законодательства (далее соответственно - проекты актов, принятые акты), на предмет соответствия их антимонопольному законодательству;
3) мониторинг и анализ практики применения антимонопольного законодательства;
4) проведение систематической оценки эффективности разработанных и реализуемых мер по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства.
13. Анализ выявленных в исполнительном органе нарушений антимонопольного законодательства за предыдущие три года (наличие предостережений, предупреждений, штрафов, жалоб, возбужденных дел) проводится не реже одного раза в год. При проведении данного анализа в исполнительном органе реализуются следующие мероприятия:
1) осуществление сбора сведений, в том числе в структурных подразделениях исполнительного органа, о наличии нарушений антимонопольного законодательства;
2) составление перечня выявленных нарушений антимонопольного законодательства в исполнительном органе, который содержит классифицированные по сферам деятельности исполнительного органа сведения о выявленных за последние три года нарушениях антимонопольного законодательства (отдельно по каждому нарушению) и информацию о нарушении (с указанием нарушенной нормы законодательства, краткого изложения сути нарушения, последствий нарушения антимонопольного законодательства и результата рассмотрения нарушения антимонопольным органом), позицию антимонопольного органа, сведения о мерах по устранению нарушения, а также сведения о мерах, направленных исполнительным органом на недопущение повторения нарушения.
14. Анализ принятых актов на предмет соответствия их антимонопольному законодательству проводится исполнительными органами ежегодно в рамках осуществления мониторинга нормативных правовых актов Архангельской области в соответствии с Регламентом организации и проведения мониторинга нормативных правовых актов Архангельской области, утвержденным указом Губернатора Архангельской области от 16 ноября 2010 года N 197-у, путем анализа:
1) принятых Федеральной антимонопольной службой или Управлением Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области мер реагирования на нарушения антимонопольного законодательства (предписания, предостережения о недопустимости нарушения антимонопольного законодательства);
2) актов прокурорского реагирования на принятые акты, не соответствующие антимонопольному законодательству;
3) решений суда о признании принятых актов в области конкуренции несоответствующими законодательству Российской Федерации и недействующими;
4) экспертных заключений федеральных органов исполнительной власти в сфере юстиции на принятые акты в области конкуренции;
5) предложений по совершенствованию принятых актов, направляемых федеральными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области, организациями и физическими лицами;
6) обращений организаций и физических лиц;
7) информации правоприменительных органов, актов контрольных и надзорных органов;
8) информации, формируемой на основе социологических исследований, и информации, полученной через средства массовой информации.
15. При проведении анализа проектов актов на предмет их соответствия антимонопольному законодательству реализуются следующие мероприятия:
1) размещение на портале проектов нормативных правовых актов Архангельской области regulation.gov.ru проекта акта с приложением пояснительной записки, в которой содержится указание на необходимость обоснования реализации предлагаемых решений, в том числе их влияние на конкуренцию;
2) осуществление сбора и проведение оценки поступивших от граждан и организаций замечаний и предложений по проекту акта в части соблюдения антимонопольного законодательства;
3) подготовка по итогам рассмотрения полученных замечаний и предложений по проекту акта справки о выявлении (отсутствии) в проекте акта положений, противоречащих антимонопольному законодательству.
16. При проведении мониторинга и анализа практики применения антимонопольного законодательства реализуются следующие мероприятия:
1) осуществление на постоянной основе сбора сведений, в том числе в структурных подразделениях исполнительного органа, о практике применения в исполнительном органе антимонопольного законодательства;
2) по итогам сбора информации о практике применения в исполнительном органе антимонопольного законодательства подготавливается аналитическая справка об изменениях и основных аспектах правоприменительной практики в исполнительном органе, а также при необходимости - о проблемах правоприменения в части конкуренции;
3) проведение (не реже одного раза в год) рабочих совещаний в исполнительном органе с приглашением представителей Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области и министерства экономического развития Архангельской области по обсуждению результатов практики применения в исполнительном органе антимонопольного законодательства и по вопросам проблем правоприменения;
4) по итогам проведения совещания, предусмотренного подпунктом 3 настоящего пункта, составляется протокол, а также при необходимости подготавливаются предложения по решению проблем правоприменения в области конкуренции.
17. При выявлении рисков нарушения антимонопольного законодательства проводится оценка таких рисков с учетом следующих показателей:
1) отрицательное влияние на отношение институтов гражданского общества к деятельности исполнительного органа по развитию конкуренции;
2) выдача предупреждения о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства;
3) возбуждение дела о нарушении антимонопольного законодательства;
4) привлечение к административной ответственности в виде наложения штрафов на должностных лиц или в виде их дисквалификации.
18. Выявляемые риски нарушения антимонопольного законодательства распределяются по уровням согласно приложению к настоящему Положению.
19. На основе проведенной оценки рисков нарушения антимонопольного законодательства уполномоченным структурным подразделением (должностным лицом) исполнительного органа совместно с другими структурными подразделениями исполнительного органа составляется описание рисков, в которое включается также оценка причин и условий возникновения рисков.
20. Информация о проведенных мероприятиях по выявлению и оценке рисков нарушения антимонопольного законодательства включается в доклад об антимонопольном комплаенсе.
IV. Мероприятия по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства
21. В целях снижения рисков нарушения антимонопольного законодательства уполномоченным структурным подразделением (должностным лицом) исполнительного органа совместно с другими структурными подразделениями исполнительного органа разрабатываются (не реже одного раза в год) мероприятия по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства.
22. Уполномоченное структурное подразделение (должностное лицо) совместно с другими структурными подразделениями исполнительного органа осуществляет мониторинг исполнения мероприятий по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства.
23. Информация об исполнении мероприятий по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства включается в доклад об антимонопольном комплаенсе.
V. Оценка эффективности функционирования в органе власти антимонопольного комплаенса
24. В целях оценки эффективности функционирования в исполнительном органе антимонопольного комплаенса устанавливаются ключевые показатели как для уполномоченного структурного подразделения (должностного лица), так и для других структурных подразделений исполнительного органа и исполнительного органа в целом.
25. Методика расчета ключевых показателей эффективности функционирования в исполнительном органе антимонопольного комплаенса разрабатывается уполномоченным структурным подразделением (должностным лицом) исполнительного органа по согласованию с министерством экономического развития Архангельской области с учетом методик, разработанных федеральным антимонопольным органом.
26. Уполномоченное структурное подразделение (должностное лицо) исполнительного органа совместно с другими структурными подразделениями исполнительного органа проводит (не реже одного раза в год) оценку достижения ключевых показателей эффективности антимонопольного комплаенса в исполнительном органе.
27. Информация о достижении ключевых показателей эффективности функционирования в исполнительном органе антимонопольного комплаенса включается в доклад об антимонопольном комплаенсе.
VI. Доклад об антимонопольном комплаенсе
28. Доклад об антимонопольном комплаенсе должен содержать информацию:
1) о результатах проведенной оценки рисков нарушения исполнительным органом антимонопольного законодательства;
2) об исполнении мероприятий по снижению рисков нарушения исполнительным органом антимонопольного законодательства;
3) о достижении ключевых показателей эффективности антимонопольного комплаенса.
29. Доклад об антимонопольном комплаенсе представляется в коллегиальный орган, указанный в пункте 8 настоящего Положения, на утверждение (не реже одного раза в год).
30. Доклад об антимонопольном комплаенсе, утвержденный коллегиальным органом, размещается на официальном сайте исполнительного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а при его отсутствии - на странице исполнительного органа на официальном сайте правительства Архангельской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
31. Доклад об антимонопольном комплаенсе, утвержденный коллегиальным органом, направляется исполнительным органом в министерство экономического развития Архангельской области ежегодно, до 1 февраля года, следующего за отчетным.
ПРИЛОЖЕНИЕ
к Положению об организации системы
внутреннего обеспечения соответствия
требованиям антимонопольного
законодательства в исполнительных органах
государственной власти Архангельской области
Уровни рисков
нарушения антимонопольного законодательства
Уровень риска |
Описание риска |
Низкий уровень |
отрицательное влияние на отношение институтов гражданского общества к деятельности исполнительного органа государственной власти Архангельской области по развитию конкуренции; вероятность выдачи предупреждений, возбуждения дел о нарушении антимонопольного законодательства, наложения штрафов отсутствуют |
Незначительный уровень |
вероятность выдачи исполнительному органу государственной власти Архангельской области предупреждения |
Существенный уровень |
вероятность выдачи исполнительному органу государственной власти Архангельской области предупреждения и возбуждения в отношении него дела о нарушении антимонопольного законодательства |
Высокий уровень |
вероятность выдачи исполнительному органу государственной власти Архангельской области предупреждения, возбуждения в отношении него дела о нарушении антимонопольного законодательства и привлечения его к административной ответственности (штраф, дисквалификация) |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Архангельской области от 26 февраля 2019 г. N 92-пп "О создании и организации системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства в Архангельской области"
Настоящее постановление вступает в силу с 27 февраля 2019 г.
Текст постановления опубликован на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 27 февраля 2019 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Архангельской области от 25 февраля 2021 г. N 91-пп
Изменения вступают в силу с 26 февраля 2021 г.
Постановление Правительства Архангельской области от 7 ноября 2019 г. N 606-пп
Изменения вступают в силу с 14 ноября 2019 г.
Постановление Правительства Архангельской области от 20 мая 2019 г. N 270-пп
Изменения вступают в силу с 27 мая 2019 г.