Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу Министерства
культуры Республики Крым
от 01.10.2018 г. N 214
Модельный стандарт деятельности общедоступной библиотеки Республики Крым
Введение
Модельный стандарт деятельности общедоступной библиотеки Республики Крым (далее - Стандарт) разработан в целях реализации государственной культурной политики, развития библиотечно-информационной отрасли, организации деятельности библиотек в условиях общественных изменений, технологических инноваций.
Стандарт подготовлен с учётом действующего законодательства Российской Федерации и Республики Крым. Стандарт рассматривает общедоступную библиотеку в качестве многофункционального учреждения, сочетающего в своей работе информационные, просветительские, культурные, интеллектуально-досуговые и мемориальные функции.
Стандарт основан на действующем российском законодательстве, разработан с учетом современного состояния сети муниципальных библиотек и перспективы их развития, устанавливает минимальные требования к целям, содержанию, видам, условиям реализации библиотечно-информационного обслуживания населения, включает нормативы обеспечения библиотеки материальными ресурсами и показатели качества услуг, обеспечивающие полноценное функционирование общедоступных библиотек муниципальных образований Республики Крым (далее - библиотеки).
Разработка Стандарта предусматривает достижение следующих основных целей:
- предоставление всем гражданам равных возможностей в получении библиотечного обслуживания через библиотеки;
- экономически эффективное использование ресурсов, выделяемых на организацию библиотечного обслуживания населения, за счет оптимального соотношения затрат на библиотеки и результатов библиотечной деятельности;
- установление требований к работе (нагрузке) библиотечного персонала, обеспечивающих оптимальный уровень ее эффективности и позволяющих реализовать принцип оплаты труда с учетом достигнутых результатов.
Стандарт разработан с учетом специфики региональной муниципальной библиотечной системы, которая характеризуется преимущественным расположением библиотек в сельской местности (85 %). При этом значительная их часть расположена в малочисленных населенных пунктах, удаленных от административного центра поселения.
Нормы Стандарта позволяют не только упорядочить существующую систему библиотечного обслуживания, сохранить дееспособные библиотеки и поддерживать их функционирование, но и решать задачу открытия новых библиотек там, где они необходимы. Наличие Стандарта не исключает экономически оправданного превышения модельного уровня ресурсного обеспечения библиотек.
Разработанный Стандарт охватывает практически все основные аспекты работы библиотеки, поэтому может быть использован органами местного самоуправления в качестве методических рекомендаций для организации эффективной системы библиотечного обслуживания населения Республики Крым и создание аналогичных документов регионального уровня.
Органы местного самоуправления вправе разрабатывать и принимать собственные нормативы, отражающие потребности в библиотечно-информационном обслуживании, материальные и иные возможности местного сообщества.
Стандарт является основой для принятия органами исполнительной власти муниципальных образований эффективных управленческих решений в реализации полномочий в соответствии со статьями 15, 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" с целью организации финансового и организационного обеспечения библиотечного обслуживания населения.
1. Основные положения
1.1. Муниципальная общедоступная библиотека Республики Крым (далее - муниципальная библиотека) является составной частью библиотечной сети Республики Крым и представляет собой важную часть регионального культурного и информационного ресурса.
1.2. В муниципальных образованиях Республики Крым насчитывается 659 муниципальных библиотек, деятельность которых регулируется федеральными, республиканскими и муниципальными нормативными правовыми актами (Приложение 1).
1.3. Под муниципальной библиотекой понимаются все виды стационарных библиотек, учреждаемых местными органами власти с фондом документов по всем основным отраслям знания, предназначенных для библиотечного обслуживания всех категорий населения по месту жительства и содержащихся за счет бюджетных средств местных органов власти.
1.4. Сеть библиотек, формируется по согласованию с органом исполнительной власти муниципального образования в соответствии потребностями населения, а также с учетом иных местных условий. В структуру муниципальных библиотек и их систем могут входить специализированные библиотеки, филиалы, отделы, в том числе для обеспечения прав особых групп пользователей (дети, юношество, инвалиды ит.д.).
1.5. Муниципальная библиотека может быть самостоятельным юридическим лицом в форме муниципального учреждения культуры.
1.6. Библиотеки на добровольной основе могут создавать объединение
муниципальных библиотек - централизованную библиотечную систему (далее - ЦБС), являющуюся юридическим лицом, во главе с центральной/межпоселенческой библиотекой, функционирующую на основе общего единого фонда, единого управления, бюджета, штата и организационно - технологического единства. В структуру ЦБС могут входить центральная (межпоселенческая) библиотека, центральная (межпоселенческая) детская библиотека, библиотеки филиалы с детским отделением и самостоятельные детские библиотеки. Библиотека может находиться в составе социокультурного комплекса (центра), являющегося юридическим лицом.
1.7. Методическая помощь, оказываемая центральной (межпоселенческой) районной (городской) библиотекой, должна распространяться не только на библиотеки поселений, получившие статус филиалов, но и на библиотеки, ставшие самостоятельными или вошедшие в состав социокультурного комплекса (центра).
1.8. Учредитель обеспечивает библиотеке гарантированное, систематическое и достаточное финансирование в объеме, необходимом для осуществления библиотекой своей деятельности в соответствии с данным Стандартом.
1.9. Базовым источником финансирования деятельности общедоступной библиотеки является местный бюджет, а также участие в реализации социально - экономических программ Республики Крым при условии долевого финансирования программных мероприятий за счет средств местных бюджетов. Развитие муниципальных библиотек должно поддерживаться долгосрочными, среднесрочными социальными целевыми программами.
1.10. Документные фонды библиотеки являются неотъемлемой частью распределенного библиотечного фонда муниципального образования, который имеет характер стратегических ресурсов, определяющих уровень развития территории.
2. Библиотека как социальный институт
2.1. Библиотека создает и использует имеющиеся информационные, материальные и другие имеющиеся ресурсы в целях содействия формированию и развитию социально - экономического, культурного, творческого, образовательного потенциала территории.
2.2. Библиотека развивается по основным направлениям:
- Библиотека как культурно-просветительский центр: коммуникационная площадка для интеллектуального, творческого развития и культурного досуга населения;
- Библиотека как активный информационный агент: предоставляет доступ к собственным и мировым информационным ресурсам, обеспечивает по ним навигацию, даёт пользователю профессиональную консультацию в выборе источников информации и их качеству;
- Библиотека как хранитель культурного наследия, в том числе муниципального и регионального значения, представленного её фондами и другими информационными ресурсами.
В соответствии со статьей 13 Закона Республики Крым от 30.12.2015 N 199-ЗРК/2015 "О библиотечном деле" муниципальные библиотеки, имеющие в своих фондах книжные памятники, обеспечивают их сохранность и несут ответственность за своевременное предоставление сведений о них для регистрации в реестре книжных памятников.
В соответствии с "Положением о книжных памятниках Республики Крым", утвержденного приказом Министерства культуры Республики Крым от 10 мая 2018 N 110, исполнительные органы муниципальных образований Республики Крым обеспечивают библиотекам необходимые финансовые и иные условия для выявления, хранения и рационального использования книжных памятников в научных, культурных и просветительских целях.
Библиотека ведет мемориальную и краеведческую деятельность, направленную на изучение и популяризацию истории, литературы и культуры своей большой и малой родины, для чего:
- выявляет краеведческие документы и местные издания своего края, собирает и хранит их в фонде библиотеки;
- ведет Летопись своего населенного пункта, создает ее электронную версию;
- наиболее полно отражает местную тематику в справочно-поисковом аппарате;
- в рамках своей компетенции составляет и издает на различных носителях информации краеведческие библиографические пособия, справочники, проспекты, путеводители, буклеты;
- популяризирует краеведческую литературу и краеведческие знания, посредством различных форм работы с читателями;
- может выступать в качестве экскурсионного ресурсного центра местного сельского туризма;
- совместно с другими организациями участвует в сохранении местных традиций, изучении генеалогии и истории отдельных семейств и родов, создаёт летописные и биографические описания местных достопримечательностей, знаменитых личностей, наиболее ярких событий, организует работу краеведческих клубов и объединений при библиотеке.
Развитие информационной культуры пользователей.
С этой целью библиотека:
- принимает участие в мероприятиях образовательных учреждений;
- организовывает регулярные экскурсии по библиотеке, знакомит посетителей с фондами, справочно - библиографическим аппаратом, услугами, технологическими возможностями библиотеки.
- для пользователей библиотек в рамках своей компетенции организует специальные семинары и тренинги в помощь овладению компьютерной грамотностью, основам работы с электронными ресурсами, обучающими программами.
2.3. Выполнение библиотеками для взрослых функций обслуживания детей и юношества возможно при наличии обученного персонала, специализированного библиотечного фонда, соответствующего помещения и технического оснащения учреждений. При обслуживании детей и молодёжи должны соблюдаться: безопасность (в т. ч. информационная), комфорт, свободное пространство для развития личности (чтения, образования, самообразования, развивающих игр, творчества, общения и досуга).
2.4. Часть пользователей библиотек - люди с ограниченными возможностями здоровья - требуют особых условий обслуживания. Конвенция ООН о правах инвалидов, Федеральные законы "О библиотечном деле" и "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" регламентируют их права на библиотечное обслуживание в общедоступных библиотеках, специализированных библиотеках для слепых/незрячих и слабовидящих и иных учреждениях в соответствии с их уставами. Работа общедоступной библиотеки строится в тесном взаимодействии со специализированными учреждениями и общественными организациями инвалидов.
Основные требования к библиотекам, обслуживающим людей с ограничениями здоровья: безопасность, комфорт, беспрепятственный доступ к библиотечному и информационному пространству с использованием технологий, учитывающих разные формы инвалидности.
Обслуживание особых групп пользователей требует наличия специального материального обеспечения и технического оснащения (фонд изданий в специальных форматах для слепых и слабовидящих, вспомогательные технические (в т. ч. электронные) устройства и адаптивные технологии).
Целями деятельности библиотек, обслуживающих людей с ограниченными возможностями здоровья, являются, в том числе: создание равных условий доступа к информации, знаниям, культурному наследию; содействие развитию их творческого и интеллектуального потенциала; социокультурная реабилитация и интеграция в общественную и культурную жизнь.
2.5. Библиотека ведет культурно-просветительскую работу, приобщает к культурному наследию, развивает у пользователей способность воспринимать культуру и искусство; организует вечера, встречи, лекции, фестивали, конкурсы и иные культурные акции. Библиотека формирует книжную культуру населения посредством продвижения чтения лучших образцов отечественной и мировой художественной литературы.
2.6. Библиотека является центром правовой информации, в том числе по вопросам защиты детства, и ведет работу по правовому просвещению и формированию правовой культуры местного населения с использованием электронных баз законодательного характера.
2.7. Библиотека является информационным центром территории по формированию экологической культуры населения и участвует в создании экологически безопасной окружающей среды.
2.8. Библиотека является хранителем культурного наследия, в том числе регионального значения, воплощенного в ее фондах и других информационных ресурсах. При этом библиотека должна не только хранить, но и предоставлять в общественное пользование материалы по культурному наследию, в том числе региональной и краеведческой тематики.
2.9. Для развития общедоступных библиотек органы муниципальной власти через центральные районные, городские (межпоселенческие) библиотеки должны создать библиотечное пространство (физическое и виртуальное), изменяющееся в соответствии с требованиями пользователей и предоставляющее возможность:
- получения книг и других видов документов в бумажном, аудиовизуальном и электронном форматах посредством библиотечного абонемента (выдачи книг на дом), межбиблиотечного абонемента (МБА), читального зала библиотеки, доступа к полнотекстовым базам данных и других форм библиотечно-информационного обслуживания;
- приобретения новинок издательской продукции, периодических, продолжающихся изданий и электронных баз данных;
- доступа к единому национальному электронному ресурсу, сформированному в Национальной электронной библиотеке (далее - НЭБ); посредством создания электронных читальных залов в библиотеках, оформления заявки на подключение библиотеки к НЭБ, оказания консультационной помощи читателям;
- получения необходимой консультационной помощи; посредством консультаций, оказываемых в рамках библиотечной деятельности центрами правовой и иной социально значимой информации с приглашением специалистов - юристов, психологов, врачей, экологов, представителей органов власти, избирательных комиссий, военкоматов и пр.;
- пользования другими государственными услугами и получения иных социально значимых и дополнительных услуг посредством доступа к сайту государственных услуг и электронного правительства;
- получения возможности проведения интеллектуального досуга и общения, обсуждения прочитанного и увиденного, повышения квалификации и уровня образованности посредством создания клубов по интересам, площадок для общения, литературных студий, проведения интеллектуальных игр, встреч с деятелями культуры, выставок в помещениях библиотек либо через онлайн сервисы, а также посредством проведения просветительских мероприятий: лекций, семинаров и др. услуг, в том числе во взаимодействии с образовательными и другими учреждениями и организациями.
3. Библиотека и местное сообщество
3.1. Библиотека принимает непосредственное участие в жизни местного сообщества, создает и использует свой информационный потенциал и другие ресурсы в целях содействия формированию и развитию социально- экономического, культурного, творческого, образовательного потенциала территории, содействует реализации жизненных планов и интересов всех членов сообщества.
3.2. В деле защиты прав пользователей на качественное библиотечно-информационное обслуживание библиотека сотрудничает со всеми секторами общества: государственным, коммерческим и общественным, осуществляя совместно с ними культурные, образовательные, информационные и иные программы, проекты, акции. Библиотека постоянно откликается на происходящие социальные изменения, взаимодействует с органами местного самоуправления, местными организациями и предприятиями, общественными движениями, средствами массовой информации, развивает деловые и творческие связи с работниками культуры, искусства, представителями бизнеса.
3.3. Библиотека является общедоступной для всех категорий и групп граждан, обеспечивает и защищает их права на доступ к знаниям, информации и культуре.
3.4. Библиотека должна строить свою деятельность на основе анализа потребностей населения.
3.5. Библиотека выполняет функции муниципального информационного центра, выступает в качестве "связующего звена" между властью и населением:
- участвует в реализации программ социально - экономического развития своих территорий;
- осуществляет организацию, сбор, хранение документов и материалов по вопросам местного самоуправления;
организует свободный доступ населения к информации о деятельности органов местного самоуправления;
- поддерживает общественные акции местной власти, оказывает им информационную и организационную поддержку.
3.6. Библиотека выполняет функции центра социокультурной реабилитации для незащищенных слоёв и особых групп населения (пенсионеров, участников войн, детей из малообеспеченных семей, переселенцев, подростков с девиантным поведением, инвалидов).
3.7. Библиотека формирует и развивает читательскую культуру пользователей, поддерживает и воспитывает у них потребность в чтении посредством продвижения лучших образцов отечественной и мировой художественной литературы.
3.8. Библиотека создает условия для самообразования и дополнительной профессиональной подготовки граждан: способствует развитию детей и юношества, прививает им навыки чтения и компьютерной грамотности, совместно с образовательными учреждениями, в рамках своей компетенции, участвует в обеспечении учебного процесса.
3.9. Библиотека внедряет новые формы услуг и обслуживания, основанные на широком применении информационно - коммуникационных технологий и нацеленные на повышение комфорта пользователей и улучшение качества их жизни.
3.10. Библиотека должна регулярно информировать общественность о своих целях и задачах, ресурсах, возможностях, текущей и перспективной деятельности. Информация о предоставляемых услугах должна включать перечень услуг, правила и условия их предоставления.
3.11. Значительную помощь библиотеке могут оказывать волонтёры из числа местных жителей, чей добровольный и бескорыстный труд всегда направлен на благо библиотеки. Полезно создать при библиотеке Общество друзей библиотеки, Попечительский совет, клубы книголюбов и т.д.
3.12. Руководитель муниципальной библиотеки подотчётен как руководителю структурного подразделения сферы культуры органа местного самоуправления муниципального образования, так и местным жителям региона, на территории которого размещена муниципальная библиотека. Руководитель муниципальной библиотеки отчитывается перед ними о проделанной работе. Такие отчёты могут иметь форму ежегодных докладов (как устных, так и публикуемых в местной печати, на сайте библиотеки или органов местного самоуправления), публичных встреч, консультаций и др. В отчётах перед населением руководители библиотек особо должны подчеркивать участие конкретных людей в том или ином содействии библиотеке.
3.13. Ежедневный режим работы (в том числе перерывы, выходные, санитарные дни) библиотеки устанавливается с учетом потребностей местных жителей и интенсивности ее посещения. Библиотека должна быть открыта для читателей в один из общепринятых выходных дней (субботу или воскресенье). Время работы библиотеки не должно полностью совпадать с часами рабочего дня основной части населения. Время работы библиотечных пунктов (и передвижных форм обслуживания) регулируется в зависимости от местных условий.
4. Пользователи и обслуживание
4.1. Библиотечное обслуживание населения Республики Крым базируется на федеральном и региональном законодательстве о библиотечном деле, в соответствии с которым каждый гражданин, независимо от пола, возраста, национальности, образования, социального положения, политических убеждений, отношения к религии, имеет право на библиотечное обслуживание.
4.2. Библиотечное обслуживание населения на территории Республики Крым признается социально значимым видом деятельности.
4.3. Библиотека осуществляет обслуживание на основе изучения интересов местных жителей, постоянного мониторинга библиотечных и информационных потребностей населения, а также оценки качества и результативности библиотечных услуг на всех этапах их предоставления.
4.4. Пользователи библиотек, которые не могут посещать библиотеки в силу преклонного возраста и физических недостатков, имеют право получать документы из фондов общедоступных библиотек через заочные или внестационарные формы обслуживания, обеспечиваемые финансированием за счет средств соответствующих бюджетов.
4.5. Для обеспечения доступа этническим группам населения к информации на родном языке библиотека:
- изучает национальный состав населения, выявляет потребности в литературе и информации на языках этнических групп, создает и актуализирует базы данных по данному направлению, устанавливает связи и осуществляет сотрудничество с национально - культурными центрами и землячествами на территории местности и за ее пределами.
4.6. Библиотека формирует информационные потребности и информационную культуру своих читателей и всего местного населения.
С этой целью библиотека:
- проводит экскурсии по библиотеке, знакомит посетителей с фондами, каталогами и базами данных, техническими средствами и технологическими возможностями;
- учит пользоваться справочно-поисковым аппаратом и отдельными его элементами, базами данных.
4.7. Пользователи общедоступных библиотек имеют право на получение следующих основных видов обязательных бесплатных услуг:
- предоставление информации о поступлении в фонд библиотеки интересующих пользователей изданий и материалов;
- предоставление информации о составе фондов через систему каталогов и другие формы библиотечной информации;
- обеспечение доступа к государственным электронным библиотечным ресурсам;
- предоставление во временное пользование документов из библиотечного фонда в соответствии с Правилами пользования библиотекой;
- оказание справочной и консультационной помощи в поиске и выборе источников информации;
- предоставление услуг читальных залов при библиотеке;
- составление библиографических списков и выполнение справок по запросам пользователей;
- проведение мероприятий с целью продвижения чтения, повышения информационной культуры, организации интеллектуального досуга и популяризации различных областей знания, в т. ч. по краеведению;
- предоставление информации о возможностях удовлетворения запроса с помощью ресурсов других библиотек: с использованием межбиблиотечного абонемента, внутрисистемного обмена и др.
4.8. Библиотека может оказывать дополнительные платные услуги, предусмотренные в Уставе учреждения, пользователям (физическим и юридическим лицам) с целью:
- наиболее полного удовлетворения информационных потребностей населения, расширения номенклатуры услуг и улучшения их качества;
- внедрения новых видов услуг и современных форм библиотечного обслуживания населения;
- повышения комфортности библиотечного обслуживания;
- получения дополнительных финансовых средств для развития уставной деятельности библиотеки, укрепления материально-технической базы, эффективности использования материально-технических, трудовых и интеллектуальных ресурсов, социально-творческого развития коллектива.
4.9. Оказание платных услуг осуществляется в соответствии с действующим законодательством и локальными нормативными актами библиотеки. Предоставление библиотекой других видов дополнительных услуг возможно, если это не наносит ущерба основной работе и соответствует целям, ради которых создана библиотека.
5. Обеспечение доступности размещения библиотек.
5.1. Физическая доступность библиотек - одно из важнейших условий реализации конституционного права граждан на доступ к информации, успешного решения задач оказания библиотечных услуг.
5.2. Доступность библиотечных услуг достигается основными формами обслуживания:
- стационарная форма обслуживания (все виды услуг библиотеки, оказываемых пользователю в помещениях библиотеки).
внестационарная форма обслуживания (доставка пользователю документов и оказание иных услуг библиотеки по месту жительства, работы, учебы). Библиобус - это современный передвижной библиотечный центр информационно - библиотечного обслуживания населения, имеющий постоянно обновляемый книжный фонд, доступ к сети Интернет, библиотечным, правовым и различным специализированным базам данных. Он оснащен современным аудио - и видеооборудованием для проведения образовательных и культурно массовых мероприятий.
- дистанционное обслуживание (обслуживание пользователя в удаленном режиме на основе информационно-коммуникационных технологий).
Библиотека должна иметь свое представительство в сети Интернет.
В этой связи существенное значение имеет:
- обязательное наличие в ЦБС, центральных межпоселенческих, городских библиотеках web-сайта или информационной страницы;
- развитие в библиотеке онлайн услуг: виртуальной справочной службы, электронной доставки документов, продления книг;
- обеспечение активного присутствия библиотеки в различных социальных сетях для информирования и формирования новых групп пользователей.
5.3. Физическая доступность библиотеки как одно из важнейших прав граждан на доступ к информации определяется временем (15 - 20 минут), в течение которого местный житель может добраться до библиотеки.
5.4. Доступность библиотеки обеспечивается ее удобным местоположением - в центре поселения (жилого квартала микрорайона, района города), на пересечении пешеходных путей, вблизи транспортных сообщений, в наиболее часто посещаемых культурных, торговых, деловых местных центрах.
5.5. Созданию привлекательного образа библиотеки, ее обозримости и доступности для местных жителей и приезжих граждан благоприятствуют система уличных указателей, свободные подходы к библиотеке, чистота прилегающей территории, видимое и легко узнаваемое название библиотеки, грамотная реклама, выполненная в едином стиле специально для библиотеки, свободная ориентация пользователей в помещении библиотеки, доступность различных видов и типов документов, наличие необходимого оборудования, профессиональная этика персонала, соблюдение прав пользователей.
5.6. Для обеспечения условий доступности библиотек для инвалидов различных категорий и маломобильных граждан к библиотечным услугам в сфере библиотечной деятельности необходимо руководствоваться Порядком обеспечения условий доступности для инвалидов библиотек и библиотечного обслуживания в соответствии с законодательством Российской Федерации о социальной защите инвалидов, утвержденного приказом Министерства культуры РФ от 10.11.2015 г. N 2761.
5.7. При формировании и исполнении местных бюджетов и межбюджетных отношений должны учитываться нормативы размещения сети общедоступных библиотек в соответствии с Методическими рекомендациями по развитию сети организаций культуры и обеспеченности населения услугами организаций культуры, утвержденных приказом Министерства культуры Республики Крым от 16.10.2017 года N 217.
6. Ресурсное обеспечение
6.1. Информационные ресурсы
6.1.1. Основным библиотечно-информационным ресурсом общедоступной библиотеки является библиотечный фонд, универсальный по содержанию, который включает издания на различных носителях: книги, периодические и продолжающиеся издания, аудиовизуальные и электронные документы.
6.1.2. Его содержание должно отвечать сложившемуся в обществе многообразию мнений и точек зрения, потребностям пользователей, исключать материалы, связанные с пропагандой вражды, насилия, жестокости, экстремизма.
6.1.3. Основными характеристиками фонда общедоступной библиотеки являются: оптимальный объём, информативность, постоянная обновляемость, соответствие запросам пользователей.
6.1.4. Библиотека ориентируется на доступ ко всей имеющейся информации, обеспечивает пополнение своего фонда также посредством использования каналов межбиблиотечного взаимодействия: внутрисистемного обмена, межбиблиотечного абонемента, электронной доставки документов.
6.1.5. Библиотека для обслуживания жителей своей территории, должна располагать фондом в соответствии установленными "Базовыми нормами организации сети и ресурсного обеспечения общедоступных библиотек муниципальных образований" (РБА, 2007 г.).
6.1.6. Средние показатели объема фонда могут корректироваться в зависимости от потребностей местных жителей, специфики конкретной библиотеки, близости других библиотек, возможностей доступа к внешним ресурсам, финансовых возможностей.
6.1.7. Библиотека самостоятельно определяет источники комплектования своих фондов и свободна в выборе документов в фонд.
6.1.8. В соответствии со статьей 6 Закона Республики Крым от 27.03.2017 N 368-ЗРК/2017 "Об обязательном экземпляре документов" производители документов в Республике Крым доставляют в центральные (межпоселенческие) городские и районные библиотеки по два обязательных экземпляра всех документов, изготовленных в административно-территориальных границах территории обслуживания (муниципального района, городского округа) независимо от носителя информации, в т. ч. документы по вопросам местного самоуправления.
6.1.9. В соответствии статьей 20 Модельного Библиотечного кодекса для государств участников СНГ библиотечные фонды, комплектуемые на основе системы обязательного экземпляра документов, а также содержащие особо ценные и редкие документы, являются национальным культурным достоянием и могут быть объявлены памятниками истории и культуры в соответствии с законодательством. Рукописные материалы, входящие в фонды библиотек, являются составной частью архивного фонда Российской Федерации.
6.1.10. В соответствии с Концепцией развития библиотечного дела Республики Крым до 2030 года, утвержденной приказом Министерства культуры Республики Крым от 28.11.2016 N 330 норматив пополнения книжного фонда муниципальных библиотек должен составлять в среднем 125 книг в расчете на 1000 жителей или 3,8 процента от числа годовой книговыдачи. Обновление фондов сельских библиотек должно составлять не менее 5 % от имеющегося фонда ежегодно.
6.1.11. Годовой объем обновления фондов для библиотечных пунктов (отделов нестационарного обслуживания) и передвижных библиотек должен составлять от 80 до 100 % их фонда.
6.1.12. В каждой библиотеке должно быть представлено ядро книжного фонда, в состав которого входят признанные произведения мировой художественной классики; художественные произведения, вошедшие в золотой фонд детской литературы; универсальные и отраслевые энциклопедии, словари, справочники.
6.1.13. Качество фонда библиотеки определяется как темпами их пополнения, так и своевременного списания документов. Библиотека осуществляет списание ветхих и устаревших изданий, особенно справочных материалов, а также изданий, утративших актуальность и не имеющих спроса со стороны пользователей в соответствии Порядком учета документов, входящих в состав библиотечного фонда, утвержденного приказом Министерства культуры Российской Федерации от 08.10.2012 N 1077.
6.1.14. В соответствии с п. 11 ст. 13 Федерального закона от 29.12.1994 N 78-ФЗ "О библиотечном деле" "библиотеки независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности не имеют права списывать и реализовывать документы, отнесенные к книжным памятникам".
6.1.15. В соответствии с п. 4. ст. 20 Закона Республики Крым от 30.12.2015 N 199-ЗРК/2015 "О библиотечном деле" государственные библиотеки Республики Крым не могут исключать из библиотечных фондов обязательный экземпляр документов Республики Крым. Единственный экземпляр таких документов может храниться в традиционном виде или быть преобразован в иной вид носителя (микроноситель или в электронную форму).
6.1.16. В Центральной библиотеке муниципального образования создается обменно-резервный фонд для обеспечения эффективного библиотечного обслуживания населения территории (муниципальный район, городской округ) и организации внестационарного обслуживания. С этой целью данная библиотека должна располагать увеличенным объемом фонда: дополнительно из расчета от 1 до 3 томов на одного жителя.
6.1.17. В соответствии с Манифестом ЮНЕСКО о публичных библиотеках, нормативный объем книжного фонда вновь создаваемой библиотеки должен определяться из расчета 1,5 - 2,5 книги на душу населения. Минимальный объем книжного фонда даже небольшого пункта обслуживания не должен опускаться ниже порога в 2500 книг. На этом этапе в дополнение к создаваемым фондам следует максимально использовать систему межбиблиотечного абонемента. Этот этап комплектации также должен включать обеспечение доступа к электронным источникам информации.
6.1.18. Если в зоне библиотечного обслуживания нет специализированной детской библиотеки, то литература для жителей в возрасте до 15 лет должна составлять не менее 30 % от общего объема фонда библиотеки и содержать документы на различных носителях, а также обучающие и развивающие программы, игры и т.п.
6.1.19. В целях информационной безопасности детей Федеральным законом от 29.12.2010 N 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" для библиотек устанавливается требование по соблюдению пространственной изоляции фондов детской литературы от литературы для взрослых.
6.1.20. Библиотеки должны включать в свой фонд документы для этнических групп пользователей. Величину данной части фонда целесообразно определять с учетом международной практики.
6.1.21. Объем фонда периодических изданий определяется из расчета не менее 15-20 названий изданий на 1000 жителей. Каждая библиотека должна получать не менее 1 названия районной (городской) периодики (газеты, журналы), не менее 2 названий республиканской периодики, не менее 2 названий общегосударственных ежедневных полноформатных газет, не менее 5 названий детских периодических изданий, не менее 5 журналов по различным отраслям знаний. В составе фонда периодики должны быть и профессиональные издания для библиотекарей.
6.1.22. Объем фонда периодических изданий центральной библиотеки рассчитывается исходя из количества взрослого населения и детского населения в возрасте до 15 лет районного (городского) муниципального образования.
6.1.23. Фонд звукозаписей (речевых и музыкальных) и видеозаписей, в том числе снабженных субтитрами для людей с ослабленным слухом, должен содержать не менее 10 единиц на 1000 жителей.
Фонд звукозаписей и видеозаписей для детей должен включать лучшие образцы отечественной и зарубежной детской музыкальной и киноклассики. В фонде библиотеки должны быть также представлены "говорящие книги ", включающие произведения классической русской и зарубежной литературы. Категорически недопустимо наличие в библиотеке "пиратских" дисков.
6.1.24. Объем фонда библиотеки специальных форматов (для слепых / незрячих, слабовидящих) зависит от региональных условий, потребностей адресных социальных групп жителей, возможностей конкретной библиотеки. Нормативный объем должен определяться исходя из средней книгообеспеченности на одного пользователя, но не менее чем в 4-5 названий изданий различных форматов. Ежегодное пополнение документов для этой категории пользователей должна быть не менее 2 изданий из расчета на 1000 жителей.
6.1.25. Библиотека должна быть обеспечена достаточным фондом справочных и библиографических изданий. Особой полнотой должен отличаться справочно-информационно-библиографический фонд центральной библиотеки муниципального образования (не менее 10 % к общему фонду).
6.1.26. Библиотека является источником информации о собственном фонде (посредством ведения системы каталогов и картотек) и внешних библиотечных ресурсах (издание библиографических списков, указателей). Информация обо всей поступающей в библиотеку литературе, о содержании и объеме поступлений, в обязательном порядке доводится до сведения местных жителей.
6.1.27. В библиотеке должен быть организован открытый доступ пользователей к фонду. В открытом доступе рекомендуется выставлять от 60 до 90 % изданий от общего фонда. Ценные или редкие издания, могут быть представлены для всеобщего обозрения в застекленных шкафах, стеллажах, на специальных выставках или на web-сайте библиотеки. В закрытых помещениях целесообразно размещать лишь те документы, которые пользуются крайне редким спросом, а также дублетные или устаревшие.
6.1.28. В библиотеке должны быть соблюдены все необходимые условия для обеспечения сохранности фондов, физического состояния документов и его эффективного использования в соответствии с установленными нормами размещения, освещения, температурного режима, охранно-пожарной сигнализации, видеонаблюдения и др.
6.1.29. Для обеспечения сохранности документов библиотечного фонда библиотеки:
- определяют условия его использования, устанавливают санкции за утерю или порчу экземпляров библиотечного фонда;
- определяют в соответствии с законодательством Российской Федерации и правилами пользования библиотекой виды и размеры компенсации ущерба, нанесенного пользователями библиотеки;
- применяют превентивные средства защиты (копирование документов, перевод документов на новые носители и т.д.).
6.2. Электронные ресурсы библиотеки
6.2.1. Наиболее распространенными видами электронных ресурсов библиотеки (далее - ЭР) являются: электронные журналы, электронные книги, реферативно-библиографические базы данных, справочные базы данных (биографии, словари, энциклопедии и т.п.), базы данных статистической и числовой информации, электронные изображения, электронные аудиовизуальные ресурсы.
6.2.2. Основными задачами библиотеки в области формирования информационных электронных ресурсов являются:
создание поискового аппарата, обеспечивающего доступ к библиотечным ресурсам;
- сбор, систематизация и хранение информационных электронных ресурсов;
- создание собственных информационных электронных ресурсов.
6.2.3. Наряду с карточными каталогами и картотеками, в общедоступной библиотеке создается электронный каталог на её фонд. Электронный каталог (далее - ЭК) является основным информационным электронным ресурсом, который библиотека формирует самостоятельно либо совместно с другими библиотеками, либо на основе использования корпоративного ресурса. ЭК призван, достаточно полно раскрывать библиотечный фонд, быть простым и удобным для работы пользователей библиотеки.
6.2.4. Помимо ЭК, библиотека создает актуальные базы данных (далее - БД) - библиографические, полнотекстовые, фактографические. Полнотекстовая БД официальных документов включает опубликованные и неопубликованные материалы, нормативные акты, принимаемые органами местного самоуправления и действующие на территории муниципального образования.
6.2.5. В обязательном порядке библиотека создает краеведческий электронный ресурс: краеведческий электронный каталог, тематические базы данных, отражающие направления развития местного сообщества, его историческую память.
6.2.6. С целью обеспечения более полного и качественного обслуживания пользователей с учетом их информационных потребностей библиотека может создавать собственные электронные коллекции, приобретать готовые базы данных, ориентируясь на информационные потребности своих читателей.
6.2.7. Для удовлетворения потребностей пользователей, расширения возможностей библиотека участвует в корпоративных проектах, создании единых информационных сетей (региональных, межрегиональных) на основе взаимодействия с библиотеками разных ведомств, с учреждениями культуры, образования, информационными центрами и другими организациями.
6.2.8. Для удаленного доступа к информационным ресурсам библиотека использует возможности сети Интернета. В добавление к имеющимся в библиотеке электронным ресурсам, на ее web-сайте размещаются коллекции полезных Интернет - ссылок, информационные навигаторы, обеспечивающих новые библиотечно-информационные формы работы, в том числе виртуальную справочную службу, электронные презентации ресурсов и услуг библиотеки, виртуальные выставки.
6.2.9. Для организации точки доступа к полнотекстовым информационным ресурсам в библиотеке оборудуются места с выходом в сеть Интернет и предоставлением доступа к оцифрованным полнотекстовым информационным ресурсам, на право пользования, которыми библиотека заключает договора (соглашения) с собственниками этих ресурсов.
6.2.10. К полнотекстовым информационным ресурсам, доступ к которым библиотека получает бесплатно, относятся фонды Национальной электронной библиотеки, фонды Федерального государственного бюджетного учреждения "Президентская библиотека имени Б.Н. Ельцина" и других библиотек.
6.3. Здания и помещения
6.3.1. Библиотека может размещаться в специальном отдельно стоящем здании, или в блок - пристройке к жилому или общественному зданию, а также в приспособленном помещении жилого или общественного здания. В любом случае должны соблюдаться архитектурно-планировочные и строительные нормы, соответствующие функциональному назначению библиотеки.
6.3.2. При размещении библиотеки на 1 этаже жилого или общественного многоэтажного здания или в одном здании с другим учреждением обеспечивается автономный и удобный подход для пользователей, запасной пожарный выход и подъезд для производственных целей самой библиотеки. Размеры площадей библиотечных помещений определяются с учетом их функционального назначения и на основе действующих нормативов и требований.
6.3.3. Проход через помещения хранения фондов библиотеки и размещение в них рабочих мест сотрудников других функциональных отделов библиотеки не допускается.
6.3.4. В соответствии с Федеральным законом от 29.12.1994 N 78-ФЗ "О библиотечном деле" регламентируется право пользователей библиотек детского возраста на библиотечное обслуживание в специализированных государственных детских библиотеках. Интересы читателя детского и юношеского возраста должны быть приоритетны.
Детская территория библиотеки должна быть легко узнаваемой (специальная мебель, цветовое и декоративное решение и т.д.). Размеры помещений, предназначенных для обслуживания детей, включают показатели размещения служб выдачи материалов, индивидуальной работы, коллективных форм.
6.3.5. Основные требования к библиотекам, обслуживающим людей с ограниченными возможностями здоровья, заключаются в безопасном, комфортном, беспрепятственном доступе к библиотечному и информационному пространству с учётом разных форм инвалидности.
Помещения библиотеки, обслуживающей инвалидов, как правило, требуют увеличения для обеспечения свободного передвижения и доступа в библиотеку, к фонду и пунктам обслуживания из расчета 2,7 - 3,0 кв. м. на одного пользователя. Библиотека должна быть приспособлена и оборудована соответствующим образом: иметь пандусы, специальные держатели, ограждения, лифты, специальные кресла для работы в библиотеке. Проемы дверей должны соответствовать ГОСТам для свободного проезда коляски по помещению библиотеки и доступа к фондам библиотек и т. д.
6.3.6. Количество служебных помещений зависит от числа штатных сотрудников и выполняемых ими функций, но не менее 20 % площади читательской зоны. Служебные помещения должны иметь удобную функциональную связь, как между собой, так и с подразделениями обслуживания читателей.
Площади основных производственных участков определяются соответствии с их назначением и с установленными нормативами.
6.3.7. Рабочие места, оборудованные техническими средствами, как в производственных целях, так и в целях обслуживания пользователей, должны размещаться в специально приспособленных помещениях, имеющих выходы к энергосети и обеспечиваться защитными средствами эксплуатации.
6.3.8. Состояние помещений библиотеки должно отвечать требованиям санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН в библиотеках. Помещения должны быть оборудованы средствами противопожарной безопасности и охранной безопасности в соответствии с действующим законодательством, а также лаконичной и понятной навигацией о передвижении людей внутри здания.
6.4. Оборудование и техническое обеспечение деятельности библиотеки
6.4.1. Для размещения ресурсов, организации производственных процессов и библиотечно-информационного обслуживания пользователей библиотека должна быть оборудована библиотечной мебелью (стеллажи, витрины, кафедры, столы, стулья и т.д.), средствами технического оснащения, обеспечивающими надлежащее качество предоставляемых услуг.
6.4.2. Определенные виды документов как на бумажных носителях, так на электронных и иных носителях различаются по характеру размещения и требуют соблюдения различных условий, режима расстановки, хранения и сохранности, специального оборудования.
6.4.3. Для поддержания оборудования и техники в рабочем состоянии, модернизации технической базы библиотеки ежегодно на эти цели должно выделяться не менее 8 - 10% от балансовой стоимости уже имеющегося оборудования и техники.
6.4.4. Библиотеки должна быть оснащены следующими техническими средствами:
- для копирования и тиражирования документов;
- для обработки и защиты документов;
- для организации процесса библиотечного обслуживания;
- транспортными средствами;
- теле -, аудио-, видеоаппаратурой, презентационной техникой;
- средствами связи;
- канцелярской и оргтехникой;
- средствами автоматизации библиотечных процессов.
6.4.5. С целью развития новых форм обслуживания и обеспечения доступности информации на качественно новом уровне, формирования электронных ресурсов библиотека осуществляет информатизацию, которая включает:
- создание материально-технической базы, определение необходимого количества автоматизированных рабочих мест для сотрудников и пользователей;
- приобретение лицензионных программных продуктов, формирование локальной вычислительной сети (ЛВС), подключение к сети Интернет;
- автоматизацию основных библиотечных процессов: управленческих, технологических (комплектование, обработка и каталогизация, создание справочно-библиографического аппарата и др.), библиотечного обслуживания, информационного обеспечения читателей.
- последовательную реализацию заложенных компьютеризацией технологических возможностей, формирование и наращивание информационных электронных ресурсов, в том числе через участие в корпоративных проектах.
Информатизация общедоступных библиотек Республики Крым осуществляется на базе автоматизированной информационно-библиотечной системы ИРБИС.
6.4.6. Уровень обеспечения библиотеки компьютерной техникой должен зависеть не только от финансовых возможностей библиотеки, но и от стоящих перед библиотекой задач в области информатизации и от востребованности информационных ресурсов пользователями.
6.4.7. Организация электронных читальных залов в библиотеке предусматривает приобретение персональных компьютеров, сервера, коммутационного оборудования, объединения их в ЛВС, приобретения лицензионного программного обеспечения для учёта и контроля работы пользователей за компьютером.
6.4.8. Программные продукты включают следующие категории:
- операционные системы;
- программные приложения (антивирусные программы, программы архивации и др.);
- прикладное программное обеспечение (офисные программы, автоматизированная библиотечная система ИРБИС, программа просмотра изображений, редактирования графических файлов, распознавания текстов);
- серверные продукты (серверные операционные системы и приложения, а также лицензии клиентского доступа к ним).
6.4.9. Программное обеспечение, устанавливаемое на компьютерах в библиотеках, в обязательном порядке должно быть лицензионным и иметь соответствующие подтверждающие документы.
6.4.10. Оборудование и программное сопровождение информационных систем в общедоступных библиотеках должны обновляться в соответствии с требованиями информационных и телекоммуникационных технологий. Ежегодное приобретение и обновление компьютерной техники и программного обеспечения осуществляется из расчета не менее 20 % от средств, выделяемых на пополнение и обновление фонда муниципальных библиотек.
6.4.11. Библиотека, исходя из потребностей адресных социальных групп жителей муниципального образования должна быть оснащена современным ассистивным оборудованием для лиц с нарушением зрения, слуха, и опорно-двигательного аппарата.
6.5. Финансовый ресурс
6.5.1. Финансовый ресурс - бюджетное финансирование и другие виды доходов, получение и использование которых не противоречит действующему законодательству.
6.5.2. Финансирование каждой общедоступной муниципальной библиотеки должно осуществляться на плановой основе на всех этапах ее функционирования и способствовать успешной реализации целей, задач и приоритетных направлений деятельности.
6.5.3. Главными источниками финансирования муниципальной библиотеки являются регулярные и единовременные поступления из местного, регионального или федерального бюджетов, формируемого за счет налогообложения.
6.5.4. Внебюджетными источниками поступлений являются:
- целевые гранты организаций и учреждений на международном, региональном и местном уровнях;
- добровольные средства и пожертвования со стороны учреждений, организаций или частных лиц;
- доходы, получаемые от платных услуг, предоставляемых пользователям;
- доходы от спонсорской деятельности внешних организаций и частных лиц;
- другие, не запрещенные законом поступления.
6.5.5. Обязательные бесплатные, гарантированные законом, услуги библиотеки населению должны финансироваться учредителем в объеме, необходимом для эффективного осуществления поставленных целей и задач, предусмотренных Уставом учреждения и муниципальным заданием учреждения.
6.5.6. Библиотеки, осуществляющие дополнительные функции или виды деятельности (социальную, образовательную, досуговую, рекреационную и т.д.) по согласованию с учредителем или его заказу, обеспечиваются соответствующими дополнительными материальными ресурсами, в том числе, на основе муниципального заказа.
6.6. Кадровый ресурс
6.6.1. Кадровый ресурс - весь штатный состав работников библиотеки (руководящий, основной и вспомогательный персонал), предоставляющий библиотечно-информационные услуги населению и выполняющий различные хозяйственные функции. От его качества и полноты реализации зависит в значительной степени успех в достижении поставленных перед библиотекой целей. Умелое управление персоналом должно быть направлено на максимально возможную реализацию персонала как потенциала.
6.6.2. Все сотрудники должны ясно представлять цели и задачи, проблемы и перспективы развития своей библиотеки. Каждый сотрудник должен иметь возможность участвовать в разработке стратегии своей библиотеки, проектной деятельности, выступать с инициативными предложениями по улучшению библиотечного обслуживания.
6.6.3. Сотрудники библиотеки должны обладать профессиональными знаниями, умениями и навыками, повышать свой профессиональный уровень, развивать способность к творческой и созидательной работе. В профессиональной деятельности сотрудники руководствуются Кодексом этики российского библиотекаря (2011 г.).
6.6.4. Нормативная потребность в штатных работниках определяется на основе расчетов с учетом норматива нагрузки на 1 библиотекаря по количеству читателей (750 читателей в городской библиотеке, 500 - в сельской библиотеке, 600 - в детской библиотеке), бюджета рабочего времени и норм времени на работы, выполняемые в библиотеках, исходя из основных направлений деятельности, объема предоставляемых услуг, количества структурных подразделений и внестационарных форм и др.
Минимальная штатная численность должна соответствовать бюджету рабочего времени с использованием Типовых отраслевых норм труда на работы, выполняемые в библиотеках (2014 г.).
В библиотеках, обслуживающих людей с ограничениями по зрению, вводятся дополнительные штатные единицы из расчета: 1 работник абонемента на 250 человек, 1 работник читального зала на 1200 посещений в год, 1 работник надомного обслуживания - на 180 человек.
6.6.5. На директора, его заместителей, на работников отделов: комплектования и обработки литературы, методической и библиографической работы, организации и использования единого библиотечного фонда и межбиблиотечного абонемента нормативы нагрузки по числу читателей и книговыдач не устанавливаются.
6.6.6. Необходимо наличие в штате библиотеки специалистов, обладающих специальными знаниями для выполнения различных функциональных обязанностей:
- для обслуживания особых групп пользователей (дети, юношество, этнические группы, пожилые люди, инвалиды и другие категории);
- для работы с определенными видами документов (электронные документы, аудиоматериалы, нотные издания, изоиздания, литература на иностранных языках, материалы рельефно-точечного шрифта и др.);
- для внедрения и использования информационных и телекоммуникационных технологий, создания электронных ресурсов, предоставления информационных услуг (квалифицированного технического персонала: программистов, электронщиков, специалистов в области защиты информации);
- для осуществления координации деятельности по библиотечному обслуживанию населения территории, оказания методической и практической помощи библиотекам поселений;
- для осуществления иных функций в центральной библиотеке обязательно наличие ставок комплектатора, библиографа, переплетчика.
6.6.7. Минимальная нормативная потребность в штатных работниках, определяемая исходя из необходимости обеспечения основных библиотечных процессов:
- комплектование, обработка документов - из расчета 1 человек на 1000 экз.;
- организация и использование единого фонда книгохранения - из расчета 1,2 человека на 60 тыс. экз.;
- справочно-библиографическая и информационная деятельность - из расчета 1 единица на каждые 8 тысяч читателей.
- в центральной библиотеке и в филиалах на 15 передвижных библиотек, пунктов выдачи и Библиомобиль КИБО (комплекс информационно-библиотечного обслуживания) устанавливается 1 единица ведущего библиотекаря и водителя, а на каждые последующие 15 передвижных библиотек и пунктов выдачи по 1 единице библиотекаря.
6.6.8. Не менее 60 % штатного персонала библиотеки должны быть дипломированными специалистами. Персонал библиотеки напрямую влияет на качество ее работы.
6.6.9. При принятии решения о прохождения аттестации на присвоение квалификационной категории каждый специалист библиотеки 1 раз в 5 лет должен обновить знания по установленной лицензированной программе образовательного центра (центра повышения квалификации) и не менее 1 раза в год (на профессиональных образовательных мероприятиях).
6.6.10. На участие персонала в образовательных мероприятиях различных форм обучения (курсы, семинары, стажировки, практикумы и т.п.) ежегодно должна расходоваться сумма в размере не менее 0,5 % от общего бюджета библиотеки.
6.6.11. С целью создания системы непрерывного профессионального развития библиотечных специалистов библиотека должна получать не менее 4 наименований изданий региональных и федеральных профессиональных журналов и газет.
6.6.12. Знания и навыки должны поддерживаться и обновляться постоянно в процессе непрерывного образования. Обучение библиотекарей должно осуществляться на основе специальных образовательных программ и образовательных стандартов.
6.6.13. Современный библиотекарь также обязан обладать базовыми знаниями в области информатизации, (визуальными, аудио, мультимедийными, цифровыми), понимать достоинства и ограничения источников информации в глобальных компьютерных сетях.
6.6.14. Основные мероприятия в рамках повышения квалификации и профессиональной подготовки кадров в области информационных и телекоммуникационных технологий предполагают организацию и проведение обучающих мероприятий дифференцированно в зависимости от стажа работы и образования.
6.6.15. Повышение квалификации и переподготовка библиотекарей осуществляются в специальных учебных заведениях по подготовке и переподготовке библиотекарей и на специальных региональных курсах (при наличии лицензии на оказание образовательных услуг);
6.6.16. Рекомендации методических центров (государственных, межпоселенческих/центральных библиотек) обязательны для исполнения общедоступными библиотеками.
6.6.17. В целях развития творческого потенциала и поощрения талантливых работников муниципальных библиотек учреждаются профессиональные конкурсы библиотечных специалистов, премии, целевые фонды органов местного самоуправления муниципальных образований.
6.6.18. Важен и полезен обмен профессиональными знаниями с библиотекарями внутри региона, внутри страны, с зарубежными коллегами, включая участие в деятельности Российской библиотечной ассоциации (РБА), Международной Федерации библиотечных Ассоциаций и Учреждений (ИФЛА), других профессиональных объединений библиотекарей и библиотек.
6.6.19. Администрация библиотеки и ее учредитель обеспечивают социальную и профессиональную защиту работников муниципальной библиотеки в соответствии с федеральным, региональным законодательством, местными нормативными документами, а также заботятся о создании удовлетворительных условий труда, оказывают поддержку молодым специалистам, их профессиональному росту.
6.6.20. Уровень оплаты труда, а также система стимулирования работников должны соответствовать объему и качеству выполняемой ими работы.
6.6.21. Для комфортного общения с посетителями библиотеки имена библиотекарей должны быть обозначены на бейдже или на именной карточке, на кафедре обслуживания.
6.7. Нормативно-правовые ресурсы
6.7.1. Нормативно-правовые ресурсы - это система локальных нормативных, технологических документов, регулирующая различные направления деятельности библиотеки, правоотношений с юридическими и физическими лицами, внешней средой, а также социально-трудовые отношения в учреждении.
6.7.2. В библиотеке следует осуществлять регулярный (не реже 1 раза в год) пересмотр документов, регламентирующих ее деятельность, на соответствие требованиям общества и законодательной базе.
7. Координационная и методическая деятельность
7.1. Центральная районная, городская (межпоселенческая) библиотека, выполняя функции методического и консультационного центра по вопросам организации библиотечно-информационного обслуживания населения в районе, городском округе, обеспечивает ресурсную поддержку деятельности общедоступных библиотек муниципальных образований, внедряет и развивает современные информационные и библиотечные технологии.
7.2. Методическое обеспечение деятельности общедоступных библиотек муниципальных образований, центральная районная, городская (межпоселенческая) библиотека осуществляет в соответствии с целями и задачами предусмотренными Уставом учреждения.
8. Эффективность и качество работы
8.1. Оценка эффективности работы библиотеки является важным аспектом в принятии управленческих решений, планировании и совершенствовании деятельности отдельных подразделений, технологических процессов, видов услуги библиотеки в целом.
8.2. Показатели для оценки эффективности деятельности библиотеки определяют общие требования к показателям работы библиотек, характеризующим удовлетворенность пользователей, выполнение общественно значимых функций (охват населения, цена обслуживания, полнота фондов, оперативность обслуживания и др.), а также качество технологических процессов.
8.3. Важными индикаторами эффективности для оценки деятельности библиотеки могут стать систематическое пополнение фонда, улучшение материальной базы, высокая обращаемость, посещаемость, пользование сайтом и имеющимися электронными ресурсами, качества выпускаемой информационной продукции и предоставляемых услуг.
8.4. Показателем результативности работы библиотеки является охват населения библиотечным обслуживанием.
8.5. Независимая оценка эффективности работы библиотеки может осуществляться путём сбора и анализа общедоступной информации о деятельности учреждения, в том числе информации в форме открытых данных. К источникам такой информации можно отнести: социологические опросы пользователей и местных жителей, наблюдения, анализ сайтов библиотек, публикаций в средствах массовой информации, онлайн - голосование, данные в книге отзывов библиотеки, заключения независимых экспертов, предложения и рекомендации общественных организаций, анализ первичных документов, отзывы пользователей в открытых независимых интернет - ресурсах.
8.6. Библиотеки создают условия для осуществления независимой оценки качества оказываемых услуг.
8.7. Основные задачи проведения независимой оценки качества работы библиотек:
- повышение информированности пользователей об услугах библиотек;
- развитие общественного контроля в сфере библиотечных услуг;
- проведение объективной независимой оценки качества работы библиотек;
- формирование информационного ресурса для принятия обоснованных менеджерских решений в библиотечном деле.
8.8. Руководитель библиотеки, получив результаты независимой оценки, должен разработать план по улучшению качества оказываемых услуг и принять меры по его реализации.
8.9. Рекомендуемые показатели для определения эффективности деятельности библиотеки:
Показатели спроса на информационно-библиотечные услуги (социальная эффективность):
- доступность фонда;
- охват населения услугами библиотек (% посетителей библиотек от общей численности жителей обслуживаемой территории);
- количество мероприятий (информационных, просветительских, досуговых);
- динамика количества посещений библиотеки и мероприятий;
- доля мероприятий по обслуживанию социально незащищённых групп: детей и подростков, пенсионеров, людей с ограничениями жизнедеятельности и т.п. (% от общего числа проводимых мероприятий);
- качество справочно-поискового аппарата и обеспечение доступа к нему.
Показатели экономической эффективности и использования ресурсов:
- расходы на одного пользователя;
- доля средств от уставной и предпринимательской деятельности;
- расходы на комплектование библиотечных фондов от общих расходов (%);
- число книговыдач на единицу фонда (обращаемость фонда);
- эффективность работы сотрудников;
- эффективность использования помещений, оборудования, технических средств;
- количество работников, прошедших повышение квалификации, профессиональную переподготовку.
Показатели перспектив развития:
- удовлетворённость пользователей услугами;
- развитие телекоммуникационных услуг и обеспечение доступа к ним;
- удовлетворённость персонала работой в библиотеке;
- влияние библиотеки на общество;
- выделение бюджетных средств на развитие библиотечного обслуживания.
При подготовке Стандарта использованы нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность общедоступных библиотек муниципальных образований (Приложение N 1 к Стандарту).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.