Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к Стратегии
социально-экономического
развития муниципального
образования городской
округ Ялта Республики
Крым до 2030 года
Планируемые флагманские проекты
В соответствии с миссией, приоритетами и целями на перспективу до 2030 года определены приоритетные проекты, обеспечивающие реализацию Стратегии. Проекты направлены на создание "зеленого" транспортного каркаса Большой Ялты, единого туристического пространства, а также условий для развития науки, образования и высшей школы.
"Всероссийская здравница"
Проект "Всероссийская здравница" представляет концепцию завершенной системы организации медицинской и реабилитационной помощи с учетом инновационной и образовательной составляющей, имеющей основную направленность - возвращение физического и психического здоровья гражданам - потребителя медицинских и реабилитационных услуг, а так же возвращение людей, имеющих необратимые нарушения здоровья, в социум посредством их реабилитации и социальной адаптации.
Программа состоит из нескольких основных блоков:
Научно-образовательный блок, включающий в себя раздел наукоемких инновационных разработок и раздел подготовки кадров всех специальностей с упором на реабилитацию и курортологию. Предполагается использовать мощности регионального медицинского ВУЗа. Будет предложено мнение о необходимости расширения клинической базы ВУЗа, в том числе строительство корпусов для размещения специализированных центров по работе с онкологическими больными, развитию педиатрического направления, неврологической патологии, генетической службы, других областей медицинской науки, а так же подготовке специалистов для различных отраслей здравоохранения и реабилитации для региональных и федеральных нужд.
Амбулаторный блок. Прежде всего предполагается создание "новой модели медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь", фактически являющейся продолжением программы "Бережливая поликлиника" и ставит целью - "повышение удовлетворенности населения качеством оказания медицинской помощи в амбулаторных условиях до 60 % к 2020 году и до 70 % к 2022 году путем создания новой модели медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь на принципах бережливого производства". Необходимо развивать "Программу организации (реорганизации) амбулаторно-поликлинических комплексов нового типа", призванных с использованием цифровых технологий сократить объем стационарной помощи путем максимального использования ресурсов амбулаторного звена с учетом внедрения инновационных и скрининговых методов диагностики (в том числе ранней), развитием системы "медицины одного дня" с более широким использованием практики "дневных стационаров", построение полноценной сети телемедицины, а также внедрением подразделений дневного пребывания для реабилитаций и паллиативной помощи населению, иных современных видов медицинской помощи.
Блок "Реабилитационный кластер". Реабилитация является стратегической основой социальной политики в отношении граждан со стойким нарушением здоровья. Реабилитация рассматривается как система и процесс восстановления нарушенных связей индивидуума и общества, способов взаимодействия инвалида и социума. Реабилитационные учреждения являются основным звеном службы реабилитации, осуществляющим процесс реабилитации граждан в соответствии с реабилитационными программами, реабилитационный кластер представляет собой систему реабилитационных учреждений (центров) и ассоциированных с ними служб, реабилитационных инновационных модулей и технологий, кадровых служб и технопарков, позволяющих максимально эффективно использовать свои возможности для реабилитации и абилитации граждан со стойкими нарушениями здоровья.
Санаторно-курортный блок. В структуре полного цикла организации медицинской и реабилитационной помощи санаторно-курортное лечение является этапом "закрепление позитивных результатов лечения и (или) реабилитации". Сеть имеющихся санаторно-курортных учреждений, а так же те учреждения, которые будут вновь созданы и построены в рамках развития проекта "Всероссийская здравница", должны быть подготовлены к приему реабилитантов по максимальному уровню эффективности и преемственности. Необходимо учитывать новейшие виды реабилитационных методологий, в том числе органозаместительных технологий для создания и поддержания приемлемой базы для приема пациентов как с территории России, так и иностранных граждан, обеспечивая им достойный уровень не только медицинского обслуживания и ухода, но и бытового и средового комфорта.
Реализация проекта позволит значительно повысить доступность и качество медицинской помощи населению и поможет достичь национальных целей, закрепленных Указом Президента Российской Федерации "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" от 07.05.2018 N 204.
"Скоростной общественный транспорт Республики Крым"
Приоритетный проект направлен на проработку Предложений по внесению изменений в документы стратегического и территориального планирования на уровне Республики Крым для разработки проекта строительства скоростной трамвайной линии "Симферополь - Севастополь - Ялта", оценки возможности его основе достижений современного этапа научно-технологического развития, а также проработку альтернативных вариантов организации скоростного общественного сообщения на Южном берегу Крыма.
Первые проекты по созданию железнодорожной линии, ведущей на Южный берег Крыма, начали появляться еще в конце XIX века. Основная активность по обсуждению и проектированию железнодорожной ветки в этом районе пришлась на первую половицу XX века. Целью строительства провозглашалось создание беспересадочного маршрута Москва - Ялта для рабочих и крестьян СССР после Октябрьской революции 1917 года.
Достигнутый на сегодняшний день уровень технологического прогресса, в частности в области легкорельсового транспорта, позволяет рассмотреть вопрос о реализации проекта по строительству скоростной трамвайной линии "Симферополь - Севастополь - Ялта". Запуск системы скоростного трамвая позволит улучшить состояние окружающей среды Южного берега Крыма, создать условия для пересадки автолюбителей на современный удобный общественный транспорт. Скоростной трамвай также обладает большей мобильностью пассажирского состава перед электропоездами, которая выражается в росте средней скорости передвижения за счет быстрых разгонов и торможений. Становление Симферополя и Севастополя в качестве крупных транспортных узлов Крыма делает нецелесообразным запуск поездов дальнего следования до Ялты. Предлагаемый скоростной трамвай станет опорным транспортным каркасом Южного берега Крыма.
Если разработанные проекты создания скоростного трамвая будут признаны нецелесообразными (по причине создания угрозы уникальному климату Южного берега Крыма в случае прокладки маршрута через горы или новые территории, нарушения природных ландшафтов, дороговизны, отсутствия возможности для расширения Южнобережного шоссе при прокладке вдоль существующего основного транспортного каркаса), возможно создание линии скоростного троллейбуса до Севастополя. Такие троллейбусы будут обладать большим запасом автономного хода, поэтому не потребуется строительство новой контактной сети, которая может нанести ущерб природным ландшафтам.
Реализация проекта будет способствовать созданию агломерации "Симферополь - Севастополь - Ялта", развитию современного экологически чистого общественного транспорта. Уникальность линии будет способствовать дополни тельному при току туристов на Южный берег Крыма.
"Современный морской транспорт"
Система водного транспорта Большой Ялты (причалы, доки, морской флот), сформированная еще при СССР, к настоящему времени морально и физически устарела, отдельные объекты портовой инфраструктуры были повреждены в результате природных катаклизмов. Предполагается проектирование и создание сети водного транспорта с восстановлением или строительством новой необходимой инфраструктуры, в том числе морского грузового и пассажирского портов. Пристальное внимание будет уделено развитию туристических морских прогулок на современных и комфортабельных судах, а также восстановлению пассажирского регулярного морского сообщения между прибрежными населенными пунктами Большой Ялты.
"Большая Ялта без машин"
Город Ялта станет пилотным проектом по реализации концепции "город без машин", которая предполагает использование только экологически чистых видов транспорта (электромобили, троллейбусы, велосипеды и пр.) при одновременном сокращении площадей автодорог, увеличении протяженности и площади пешеходных зон и велодорожек. Проект призван "вернуть город пешеходу". Сегодня такой подход - это обычная практика для островных территорий и европейских туристических городов, оказывающая положительное влияние на качество жизни, экологию, развитие туризма, малого и среднего предпринимательства.
Предполагается апробация концепции "город без машин" для центральных и исторических районов города Ялты. При успешной реализации "пилота" планируется расширение проекта "город без машин" на всю территорию Большой Ялты до 2030 года.
"Южнобережная набережная здоровья"
Предполагается создание "морского променада" - многокилометровой "Южнобережной набережной здоровья", которая протянется вдоль побережья Черного моря Большой Ялты, а впоследствии и всего Южного берега Крыма (в обход заповедных территорий). Первые проекты по созданию Южнобережной набережной (пешеходной тропы вдоль побережья) были предложены еще в 1935 году (Гинзбург и др., 1935, с. 18). Первый этап предполагает строительство единой набережной, состоящей из разных типов покрытий (в населенных пунктах - преимущественно плитка, вне населенных пунктов - преимущественно туристические тропы). Набережная будет огибать горные массивы и особо охраняемые природные территории для того, чтобы не нарушать существующие экосистемы и природные пейзажи.
Планируется восстановление набережных в прибрежных населенных пунктах и строительство "вертикальных" дорожек и лестниц для соединения с населенными пунктами, размещенными выше, и остановками общественного транспорта. Предполагается создание инфраструктуры для велосипедного туризма, мест для прогулок и кемпинга, указателей прохода к Южнобережному шоссе и туристическим центрам.
Будут разработаны типовые и узнаваемые планы оформления и застройки набережных (на основе опыта Турции (Сиде), Нью-Йорка (Кони-Айленд), Лазурного берет), предполагающие отделение транспортной сети от пешеходной и велосипедной частей, создание тематических зон и общественных пространств. Южнобережная набережная может стать первым в Крыму аналогом Ашгалачской тропы в США, размеченного маршрута для пешеходного туризма.
"Солнечная тропа"
Проект предполагает воссоздание "Солнечной тропы", охрану природных ландшафтов, создание новых зеленых зон и смотровых площадок. Солнечная тропа предполагается пешеходной на веем протяжении с исключением возможности пересечения с транспортными потоками в одном уровне.
"Туристические центры Южного берета Крыма"
Проект предполагает создание многофункциональных туристических центров, которые будут размещаться на съездах с Южнобережного шоссе, у входа или въезда в пешеходные части города, в исторических центрах, возле входа в парки и пр. Многофункциональные туристические центры предполагаются также в крупных транспортно-пересадочных узлах для осуществления услуг большему числу туристов. Более того, часть из таких центров должна быть обеспечена площадями для перехватывающих парковок для личного транспорта.
Список предоставляемых услуг (платных и бесплатных) включает в себя единую туристическую карту, аренду ячеек для хранения вещей, прокат необходимого снаряжения (рюкзаки, велосипеды и прочий инвентарь), бесплатные консультации.
Единая туристическая карта предполагает визуальное размещение информации обо всех достопримечательностях Большой Ялты, пешеходных туристических маршрутах, экскурсиях, пляжах и зонах отдыха, санаториях и гостиницах, маршрутах пассажирского транспорта, прогнозе погоды и рекомендациях по путешествиям. Будет создано специальное мобильное приложение.
Ожидается мощный системный и синергетический эффект, направленный на развитие не отдельных территорий санаториев, парков и т.д., а всей территории в целом, формирование и повышение ее связности, формирование нового бренда Ялты как передового курорта федерального уровня.
Навязывание услуг туристам, недобросовестная конкуренция - все это останется в прошлом, так как большинство туристических операций будет совершаться через мобильное приложение "Большая Ялта".
"Лечебный Крым"
В целях сохранения Большой Ялты как центра курортного туризма России необходимо проведение экологических мероприятий, направленных на сохранение флоры и фауны, природных ландшафтов. Именно сочетание различных природных факторов, как уже отмечалось, даст возможность достижения значимых результатов при лечении и профилактике многих заболеваний. Среди основных видов лечения можно выделить:
- солнцелечение:
- талассотерапию (лечение купанием, морской водой);
- аэротерапию (заболевания органов дыхания);
- влияние красот природы, наблюдение красот природы (для психосоматических заболеваний):
- санаторно-курортный режим.
Необходимо не только сохранить уникальное природное богатство, но и создавать новые; парки, парки XXI века, поскольку за прошедшие 30 лет не было предпринято практически ничего для сохранения флоры и фауны Большой Ялты. Среди основных первоочередных мероприятий можно выделить:
- рассмотрение вопроса о придании статуса особо охраняемых природных территорий федерального, регионального и местного значений незастроенным территориям с категорией земель - "земли лесного фонда", что позволит существенно увеличить зону, свободную от застройки:
- придание федерального статуса Ялтинскому горно-лесному заповеднику;
- осуществление мероприятий по посадке новых лесных насаждений, возможно, с привлечением общественности.
Террасное строительство, малоэтажное и среднеэтажное строительство
В целях повышения Качества жизни населения, увеличения туристического потока в Большую Ялту необходимо проведение сбалансированной современной градостроительной политики. В частности, в ряде случаев возможно и целесообразно применять принципы террасной застройки, строительства низкоэтажных и среднеэтажных (зданий, не нарушающих привычные "открыточные виды" Большой Ялты и органично вписывающихся в окружающую природу.
Для реализации приоритетного проекта будет проведено изучение передового отечественного и зарубежного опыта по организации охранных визуальных зон, ограничения высотности зданий, например, опыта Санкт-Петербурга, Канн, Ниццы, Венеции и других европейских городов.
Помимо придания охранного статуса зданиям, объектам культурного наследия, новым территориям, важным шагом в становлений удобного и современного курортного города является демонтаж незаконных построек на территории исторических и природных памятников.
Предусматривается разработка собственного архитектурного стиля населенных пунктов Большой Ялты, подчеркивающих преемственность с исторической застройкой, стилистики набережных, туристических центров, оформления фасадов зданий и сооружений, размещения рекламной продукции.
Необходимо ограничение строительства жилых зданий на архитектурных доминантах - холмах, горах, природных возвышенностях, так как такая застройка нарушает привычные и исторически сложившиеся природные ландшафты (пример нарушения визуального ряда - застройка "Мертвой долины" в Гурзуфе). Размещение среднеэтажных зданий планируется преимущественно в низинах или на значительном отдалении от моря, в глубине территорий. Необходима разработка проекта объемно-пространственной композиции застройки города.
Важно отметить, что введение особых условий для проектирования и строительства многоэтажных зданий не сильно скажется на - плотности населения - среднеэтажная застройка (4 - 8 этажей) предполагает максимальную плотность - не более 140 чел./га, в то время как многоэтажная (9 - 20 этажей) - не более 200 чел./га.
Новая экономика: наукоемкие кластеры
В целях диверсификации экономики Большой Ялты, создания всесезонного курорта, предполагается следующая специализация отдельных населенных пунктов и развитие в них соответствующей инфраструктуры:
- Кацивели, Понизовка, в перспективе Гурзуф - создание научного кластера (астрономический, астрофизический, гидрофизический, детского и юношеского творчества и др.);
- Никита - ботанический кластер на основе ботанического сада;
- Массандра, Ялта - кластер пищевой промышленности;
- Ялта - кластер высокотехнологических медицинских услуг, профилактический и лечебный центр.
Помимо этого необходима разработка планов мероприятий по созданию и развитию в Большой Ялте информационно-коммуникационной отрасли, кинопроизводственного кластера, включая создание музея кино.
Одним из направлений развития является обеспечение потребностей Большой Ялты в свежей рыбе, что также станет дополнительным конкурентным преимуществом повышения туристической привлекательности.
Формирование всесезонной высокотехнологичной и "зеленой" экономики невозможно без развития медико-биологического, пищевого, информационно-коммуникационного, астрономического (астрофизического) и кинопроизводственного кластеров и отраслей, развития "зеленого транспорта" и возобновляемой энергетики.
Российская "София-Антиполис"
Предполагается создание в Большой Ялте технологического парка, который позволит сформировать в регионе кадровый и научный потенциал для развития высокотехнологичных и наукоемких отраслей экономики. В качестве успешного опыта предлагается использовать опыт создания технологического парка "София-Антиполис" во Франции (вблизи городов Ницца, Канны и Антиб) или технопарка Кулим в Малайзии.
Перспективная территория для данного проекта - пгт Кацивели ввиду нахождения в нем научно-исследовательских объектов, которые могут стать в первые годы существования технологического парка его "якорными" проектами. При этом также предполагается использование незагруженных мощностей существующих и недействующих пансионатов и санаториев, где возможно размещение учебных классов, мест для проживания персонала.
Корпоративные университеты
Для создания в Большой Ялте "круглогодичной", всесезонной экономики также необходимо создание новых и перенос существующих корпоративных университетов и кампусов, также возможна поддержка проектов создания научно-технологических центров. Совмещение возможности отдыха и работы в крупнейших государственных корпорациях (Сбербанк, Ростехнологии, Газпром, Роснефть, предприятия Минобороны), развитие предпринимательских университетов - основа создания интеллектуального, научного и кадрового потенциала.
Управление стратегического развития Большой Ялты
Проект нацелен на презентацию инвестиционных возможностей Большой Ялты, поиск и сопровождение российских и международных инвесторов. Основная цель проекта - улучшение инвестиционного климата, индивидуальная поддержка инвестиционных проектов, их курирование, снижение административной нагрузки на бизнес.
Портал "Наша Ялта"
Краудсорсинговая площадка сбора идей и рационализаторских предложений в области улучшения городской среды, привлечение к развитию города добровольцев, молодежи, бизнес-сообществ, других активных слоев населения. Проект нацелен на формирование открытой и дружелюбной социальной среды, характеризующейся стремлением к творчеству и кооперации, на формирование имиджа Большой Ялты как яркого и интересного для жизни города.
Чистая Ялта
Предполагается введение в Большой Ялте запрета на использование пластиковой посуды, пакетов, а также захоронение отходов на территории муниципалитета, осуществление раздельного сбора мусора.
Город кино
Проект предполагает возрождение Ялтинской киностудии, создание музея кино Большой Ялты, проведение кинофестивалей, популяризация Большой Ялты как места съемок многих известных отечественных кинофильмов.
Начальник департамента |
Е.А. Никитенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.