Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 2
к распоряжению
Главы Республики Крым
от 19 июня 2019 года N 287-рг
Обоснования выбора каждого рынка, включенного в перечень товарных рынков по содействию развитию конкуренции в Республике Крым
1. Рынок розничной торговли лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и сопутствующими товарами
На территории Республики Крым расположено 910 объектов розничной торговли лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, из которых 797 - частной формы собственности и 113 - государственной (муниципальной).
Рынок характеризуется высоким уровнем развития конкуренции.
Доля негосударственных аптечных организаций, осуществляющих розничную торговлю фармацевтической продукцией, в общем количестве аптечных организаций, осуществляющих розничную торговлю фармацевтической продукцией, составляет 88%.
По оценке представителей бизнес сообщества уровень развития конкуренции на данном рынке является высоким: 62% респондентов отметили, что конкуренция высокая (очень высокая). При этом 57,4% потребителей товаров, работ и услуг отмечают удовлетворенность возможностью выбора организаций на рынке.
Факторы, влияющие на развитие рынка:
- низкая обеспеченность аптечными пунктами малонаселенных отдаленных территорий;
- наличие специфических требований к помещениям для размещения аптечных пунктов.
Задачи по развитию конкуренции на рынке:
- снижение административных барьеров;
- обеспечение прозрачности и обеспечение равного доступа к лицензированию фармацевтической деятельности организаций всех форм собственности.
За счет проведенных мероприятий по содействию развитию конкуренции к 2022 году планируется увеличение доли частных аптечных организаций на рынке до 89,2%.
2. Рынок медицинских услуг
По состоянию на 1 января 2019 года в Республике Крым выдано 523 лицензии на осуществление медицинской деятельности организациям частной формы собственности и 88 лицензий организациям государственной и муниципальной формы собственности.
При этом, 1713 организаций (из них 847 государственной и муниципальной формы собственности и 866 частной формы собственности), согласно сведениям из реестра уведомлений Росздравнадзора по Республике Крым продолжают осуществлять медицинскую деятельность на основании уведомления, поданного в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 9 марта 2015 года N 207 "О применении на территориях Республики Крым и г. Севастополя законодательства Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности и законодательства Российской Федерации о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля".
В реестр медицинских организаций на оказание медицинской помощи в системе обязательного медицинского страхования в 2018 году вошли 33 частные медицинские организации, что составляет 32% от общего числа медицинских организаций, вошедших в указанный реестр.
Рынок характеризуется невысоким уровнем конкуренции и доминированием государственных организаций на рынке.
По оценке представителей бизнеса 48% респондентов отмечают слабый уровень развития конкуренции. При этом 54% потребителей товаров, работ и услуг не в полной мере удовлетворены возможностью выбора организаций на данном рынке, 56% - ставят под сомнение качество оказываемых услуг.
По состоянию на 1 января 2018 года доля частных организаций, оказывающих платные медицинские услуги по 10 основным направлениям ("Терапия", "Неврология", "Акушерство и гинекология", "Стоматология", "Педиатрия", "Офтальмология", "Хирургия", "Эндокринология", "Кардиология", "Урология"), составляет более 63%.
Основными факторами, влияющими на развитие конкуренции на рынке медицинских услуг, являются:
- низкие нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи (дефицит программы государственных гарантий) приводят к низкому уровню участия частной системы здравоохранения в реализации территориальной программы государственных гарантий;
- недостаточная и неравномерная технологическая оснащенность медицинских учреждений;
- реализация Федеральной целевой программы "Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2022 года", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 11 августа 2014 года N 790, в рамках которой осуществляется строительство государственных объектов в сфере здравоохранения, которые окажут существенное влияние на долю присутствия в отрасли организаций частного сектора.
Таким образом, основными задачами по содействию развитию конкуренции на рынке медицинских услуг станут:
- снижение административных барьеров;
- повышение качества медицинских услуг;
- поддержание существующей доли частного сектора на рынке медицинских услуг.
3. Рынок услуг дошкольного образования
В Республике Крым насчитывается 544 образовательные организации, реализующие основную образовательную программу дошкольного образования, из которых:
- 4 - республиканские дошкольных подразделения при школах-интернатах;
- 425 - муниципальные дошкольные образовательные учреждения и 119 - дошкольные подразделения при школах;
- 5 - частные.
В данных образовательных организациях по состоянию на 1 января 2019 года воспитывается и обучается 74114 детей, в том числе 542 ребенка - в образовательных организациях частной формы собственности.
Конкурентная среда в сфере дошкольного образования характеризуется невысоким уровнем развития конкуренции и доминированием муниципальных образовательных организаций.
Большинство экспертов из субъектов предпринимательской деятельности (58%) отмечают отсутствие конкуренции на данном рынке.
В то же время большинство потребителей качество и уровень цен на услуги дошкольного образования оценивают положительно: 57% и 52% соответственно.
Основными факторами, влияющими на развитие конкуренции на данном рынке, являются:
- наличие очереди на получение дошкольного образования. Численность детей в возрасте от 2 мес. до 8 лет, не обеспеченных местом в дошкольных образовательных организациях по состоянию на 1 января 2019 года, составляет 18047 чел.;
- высокая стоимость родительской платы в частных детских садах;
- высокая стоимость аренды имущества под размещение детских садов;
- реализация Федеральной целевой программы "Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2022 года", утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 11 августа 2014 года N 790, в рамках которой осуществляется строительство государственных объектов в сфере дошкольного образования.
Таким образом, основной задачей по развитию конкуренции на рынке будет создание условий для развития конкуренции на рынке дошкольного образования.
4. Рынок услуг общего образования
В 2018/2019 учебном году в республике находится 544 общеобразовательные организации, в том числе:
- 522 - муниципальные;
- 6 - частные;
- 16 - государственных бюджетных общеобразовательных учреждений интернатного типа (из них 7 - специальные учреждения, реализующие адаптированные общеобразовательные и дополнительные общеразвивающие программы для детей с ограниченными возможностями здоровья; 5 - санаторные, осуществляющие совместно с образовательной деятельностью лечебно-профилактические мероприятия для детей с различными нарушениями здоровья; 3 - учреждения для одаренных детей и 1 кадетский корпус, реализующие основные общеобразовательные программы, в том числе программы углубленного изучения предметов).
Всего начальное общее, основное общее и среднее общее образование получают 207837 чел., из них:
- в общеобразовательных организациях обучается 207010 чел. (в муниципальных дневных общеобразовательных организациях - 202370 чел., в вечерних классах при дневных общеобразовательных организациях - 475 чел., в государственных общеобразовательных организациях - 3212 чел., в частных общеобразовательных организациях - 953 чел.);
- на семейном образовании - 668 чел.;
- на самообразовании - 159 чел.
Рынок характеризуется невысоким уровнем развития конкуренции и доминированием муниципальных образовательных учреждений.
По результатам проведенного мониторинга 82% респондентов из бизнес сообщества считают, что конкуренция на данном рынке слабая или отсутствует вовсе.
В то же время большая часть потребителей услуг удовлетворены качеством и ценовой конкуренцией на рынке общего образования.
Факторы, влияющие на развитие конкуренции:
- обучение во вторую смену, в связи с загруженностью учреждений;
- высокая стоимость родительской платы в частных организациях общего образования.
Основной задачей по содействию развитию конкуренции на рынке является осуществление мер поддержки частных организаций в сфере общего образования.
5. Рынок услуг среднего профессионального образования
Система среднего профессионального образования Республики Крым насчитывает 37 учреждений среднего профессионального образования, в том числе:
- 25 образовательных организаций среднего профессионального образования входят в сферу управления Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым;
- 4 образовательные организации относятся к сфере управления Министерства здравоохранения Республики Крым;
- 2 образовательные организации подведомственны Министерству культуры Республики Крым;
- 1 образовательная организация относится к сфере управления Министерства спорта Республики Крым;
- 5 частных организаций среднего профессионального образования.
Также на территории Республики Крым 6 образовательных организаций высшего образования реализуют программы среднего профессионального образования.
В 2018/2019 учебном году программами среднего профессионального образования охвачено около 30 тысяч обучающихся, из которых около 2 тысяч человек обучаются в учреждениях среднего профессионального образования частной формы собственности.
Также в сферу управления Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым входит 2 образовательные организации дополнительного профессионального образования: государственные бюджетные образовательные учреждения дополнительного профессионального образования Республики Крым "Крымский центр развития профессионального образования", "Крымский республиканский институт постдипломного педагогического образования".
По мнению представителей бизнес сообщества рынок характеризуется невысоким уровнем развития конкуренции: 58% респондентов отмечают слабую конкуренцию.
В то же время потребители удовлетворены возможностью выбора, качеством и ценой на услуги среднего профессионального образования.
Факторы, влияющие на развитие конкуренции:
- недостаточный уровень материально-технического оснащения учреждений;
- недостаточный уровень популяризации рабочих профессий среди молодежи.
Задачи по содействию развитию конкуренции:
- реализация мер поддержки частных организаций в сфере среднего профессионального образования;
- развитие инфраструктуры системы профессионального образования.
6. Рынок услуг высшего образования
На территории Республики Крым образовательную деятельность по программам высшего образования осуществляют 10 высших учебных заведений, из них:
- в сфере управления Министерства науки и высшего образования Российской Федерации - 1 вуз;
- в сфере управления Федерального агентства по рыболовству (Росрыболовство) - 1 вуз;
- в сфере управления Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым -1 вуз;
- в сфере управления Министерства культуры Республики Крым - 1 вуз;
- 3 частных вуза;
- 3 филиала (Крымский филиал Краснодарского университета Министерства внутренних дел РФ, Крымский филиал ФГБОУ ВО "Российский государственный университет правосудия", Крымский юридический институт ФГКОУ ВО "Университет прокуратуры Российской Федерации").
Количество обучающихся в 2018/2019 учебном году составляет порядка 42 тысяч человек. Обучение осуществляется по 227 направлениям подготовки (специальностям).
По мнению представителей бизнес сообщества, рынок характеризуется невысоким уровнем развития конкуренции: 58% респондентов отмечают слабую конкуренцию.
В то же время потребители удовлетворены возможностью выбора, качеством и ценой на услуги высшего образования.
Основными задачами по содействию развитию конкуренции на рынке являются:
- осуществление мер поддержки частных организаций в сфере среднего профессионального образования;
- привлечение частных организаций высшего образования к участию в региональных проектах и конкурсах;
- создание современной материально-технической базы в организациях высшего образования.
7. Рынок услуг детского отдыха и оздоровления
В летний период 2018 года организацию отдыха и оздоровления детей осуществляли:
- 54 организации отдыха детей и их оздоровления различной формы собственности (34 - частной, 3 - федеральной, 15 - государственной, 2 - муниципальной форм собственности);
- 225 лагерей дневного пребывания;
- 412 дневных тематических площадок при муниципальных образовательных учреждениях.
За период летней оздоровительной кампании 2018 года отдыхом и оздоровлением охвачено более 163701 ребенка школьного возраста, что составляет 76,9% от общей численности таких детей, проживающих на территории Республики Крым.
Доля организаций частного сектора на рынке детского отдыха и оздоровления по состоянию на 1 января 2018 года составляет 48,2%. К 2022 году планируется увеличение данного показателя до 50%.
Рынок характеризуется умеренным уровнем развития конкуренции с позиции экспертного сообщества предпринимателей (58%).
В то же время большинство потребителей услуг данного рынка считают удовлетворительными возможность выбора данных услуг (49%), качество и цену на услуги детского отдыха и оздоровления.
Проблемой недостаточного развития данного рынка является износ материально-технической базы большинства учреждений отдыха и оздоровления, а также несоответствие их современным требованиям.
Ключевыми векторами развития системы оздоровления и отдыха детей в регионе должны стать: переход от сезонного оздоровления к круглогодичному циклу, создание доступной среды в местах отдыха для детей-инвалидов, развитие детского туризма.
8. Рынок услуг дополнительного образования детей
В Республике Крым функционирует 139 организаций дополнительного образования, в том числе:
- 10 государственной формы собственности;
- 122 муниципальной формы собственности, из которых 57 находятся в сфере управления Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым, 65 - в сфере управления Министерства культуры Республики Крым;
- 7 учреждений частной формы собственности.
В данных учреждениях программой дополнительного образования охвачено 87332 человека в возрасте от 5 до 18 лет, в том числе 850 детей, получают дополнительное образование в учреждениях частной формы собственности.
Доля частного сектора на рынке по состоянию на 1 января 2018 года составляет 1,1%. К 2022 году планируется увеличение данного показателя до 5%.
Рынок характеризуется умеренным уровнем развития конкуренции (отмечают 56% респондентов) и доминированием муниципальных организаций на рынке.
Относительно качества услуг дополнительного образования 54% потребителей отмечает удовлетворенность, 49% - указывают на удовлетворенность ценовой конкуренцией.
Факторы, влияющие на развитие конкуренции:
- недостаточная материально-техническая база организаций дополнительного образования;
- качество предоставляемых услуг.
Первоочередными задачами по развитию конкурентоспособной среды на рынке дополнительного образования детей, является:
- развитие и укрепление материально-технической базы учреждений;
- повышение качества предоставляемых услуг;
- создание безбарьерной среды и беспрепятственного доступа;
- совершенствование кадрового потенциала за счет привлечения молодых специалистов.
9. Рынок социальных услуг
В Республике Крым осуществляет деятельность 39 учреждений социального обслуживания.
По состоянию на 1 января 2019 года социальные услуги получили 48930 человек, из них: в стационарной форме социального обслуживания - 2250 человек, в полустационарной форме социального обслуживания - 32379 человек, в форме социального обслуживания на дому - 14301 человек.
Самой востребованной социальной услугой в Республике Крым является помещение граждан в стационарные учреждения социального обслуживания психоневрологического профиля, что подтверждено наличием очередности в такие учреждения, которая по состоянию на 1 января 2019 года составляет 270 человек. В структуре очередности наибольшую долю занимают граждане, полностью утратившие способность к самообслуживанию (более 50%), в связи с чем требуется увеличение коечной мощности психоневрологических учреждений и отделений милосердия.
В республике ведется работа по строительству новых учреждений социального обслуживания и капитального ремонта существующих, что позволит сократить очередь в учреждения стационарного социального обслуживания, а также улучшить состояние материально-технической базы учреждений.
Также решение обозначенных проблемных вопросов возможно за счет выведения на рынок социальных услуг и увеличения удельного веса негосударственных поставщиков социальных услуг.
С 2018 года Министерством труда и социальной защиты Республики Крым предоставляются меры финансовой поддержки негосударственным поставщикам социальных услуг в качестве компенсации за оказанные социальные услуги, что позволяет обеспечить их финансовую стабильность и конкурентоспособность на рынке социальных услуг.
По состоянию на 01 января 2019 года в реестре поставщиков социальных услуг зарегистрировано 53 поставщика социальных услуг, из них:
- государственные поставщики социальных услуг - 39 ед.;
- негосударственные поставщики социальных услуг - 14 ед.
Доля негосударственных поставщиков социальных услуг по состоянию на 1 января 2018 года составляла фактически 0%. К 2022 году за счет привлечения негосударственных поставщиков к оказанию социальных услуг населению планируется увеличение показателя до 10%.
Рынок является неразвитым: 48% респондентов бизнес сообщества отмечают отсутствие конкуренции.
В то же время потребители удовлетворены возможностью выбора и ценой услуг на данном рынке.
Основными факторами, сдерживающими развитие рынка, являются:
- финансовая нестабильность частного сектора и отсутствие у организаций средств на развитие;
- сложность нормативно-правовой базы, соблюдение которой требуется для осуществления деятельности негосударственных поставщиков социальных услуг в условиях отсутствия стабильного финансирования.
10. Рынок семеноводства
В Республике Крым созданы все условия для развития отрасли семеноводства. Погодно-климатические условия являются благоприятными для производства семян с высокими посевными качествами и урожайными свойствами. Это обстоятельство является основным аргументом для развития отрасли семеноводства и обеспечения региона семенами высоких репродукций местного производства.
В Республике Крым находится 7 природно-климатических зон, которые отличаются по погодным, почвенным, климатическим условиям.
Ежегодная потребность в семенах основных сельскохозяйственных культур на территории Республики Крым составляет более 100 тыс. тонн. Основная часть (порядка 90 тыс. тонн) - семена зерновых культур, которые занимают в регионе около 500 тыс. га.
Специалистами филиала ФГБУ "Россельхозцентр" по Республике Крым и Службы по земельному и фитосанитарному надзору Республики Крым (Крымсельхознадзор) оказываются государственные услуги по определению сортовых (апробация посевов) и посевных качеств семенного материала. Ежегодно увеличивается количество поступивших на проверку кондиционных семян от сельхозтоваропроизводителей Республики Крым.
Так под урожай 2017 года доля кондиционных семян составила 96,6% от потребности, под урожай 2018 года - 114%. Для проведения озимого сева под урожай 2019 года поступило на проверку 108,9% от потребности, из них кондиционных - 105,7%.
В настоящее время ведётся проверка семенного материала яровых культур. По состоянию на 19 марта 2019 года на проверку поступило 15174 тонны семян, что составляет 97,6% от общей потребности для проведения сева яровых зерновых и зернобобовых культур, из них кондиционных 100%.
Филиалом ФГБУ "Россельхозцентр" по Республике Крым проведена сертификация семян озимых культур и яровых культур для реализации под урожай 2019 года в 16 предприятиях, из них наиболее крупные: ФГБУН "НИИ сельского хозяйства Крыма"; ООО "Таврия семена"; ИП Белый В.В.; ООО "Агроколорит"; ООО "Антей"; КФХ "Яблоко".
Рынок является достаточно развитым: доля организаций частного сектора на рынке составляет 100%.
С целью выполнения мероприятий, направленных на повышение качества сельскохозяйственной продукции Советом министров Республики Крым принят Порядок предоставления субсидий на оказание содействия достижению целевых показателей реализации региональных программ развития агропромышленного комплекса в области растениеводства в рамках реализации Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Республики Крым на 2015 - 2020 годы, утверждённый постановлением Совета министров Республики Крым от 9 февраля 2017 года N 62, в соответствии с которым субсидии предоставляются сельскохозяйственным товаропроизводителям на возмещение части затрат на приобретение семенного материала до 50% от стоимости семян.
Благодаря мерам государственной поддержки доля площади, засеваемая элитными семенами, в общей площади посевов на территории Республики Крым возросла с 2% в 2016 году до 6,36% в 2018 году. Рост составил 318%.
Так как сельское хозяйство является приоритетным направлением деятельности в республике и напрямую является гарантом продовольственной безопасности, необходимо предпринимать меры, направленные на дальнейшее развитие частного сектора, оказание финансовой и иных мер поддержки местным семеноводам.
11. Рынок вылова водных биоресурсов
Всего по данным УФНС России по Республике Крым по состоянию на 1 января 2019 года зарегистрировано 270 субъектов хозяйственной деятельности, работающих в сфере рыболовства.
По итогам промысла за 2018 год показатели добычи (вылова) водных биологических ресурсов снижены на 8,3% из-за значительного снижения добычи (вылова) водных биоресурсов в Азовском море (на 35,5%). В Черном море сохраняется тенденция увеличения добычи (вылова) водных биоресурсов (темп роста 114,8%).
Так, в Черном море добыча (вылов) текущего периода превышает показатели добычи (вылова) прошлого года по следующим видам водных биоресурсов:
- шпрот - 3,4 тыс. тонн в 2018 году, темп роста 193,2%;
- кефаль - 0,3 тыс. тонн в 2018, темп роста 139,8%;
- камбала-калкан - 0,3 тыс. тонн в 2018 году, темп роста 107,6%;
- хамса западнее меридиана, проходящего через мыс Сарыч, - 5,9 тонны в 2018 году, темп роста 804,4%;
- сарган - 5,2 тонны в 2018 году, темп роста 158,2%;
- луфарь - 2,5 тонны в 2018 году, темп роста 441,4%.
По итогам добычи (вылова) за 2018 год незначительно снижена добыча хамсы восточнее меридиана, проходящего через мыс Сарыч, на 1,2% (6,0 тыс. тонн в 2018 году).
Также, снижена добыча ставриды (487,0 тонны в 2018 году) - на 14,54%, барабули (201,5 тонны в 2018 году) - на 11,23%, креветки черноморской травяной (139,4 тонны в 2018 году) - на 31,94%, рапанов (53,6 тонны в 2018 году) на 49,5%. Кроме того, снижены уловы мерланга, смариды, акул, сельди черноморско-азовской проходной, атерины, незначительно скатов, пиленгаса и пеламиды.
В Азовском море в 2018 году наблюдается увеличение добычи рапана на 30,75% (1686,7 тонны в 2018 году), хамсы на 61,3% (258,5 тонны в 2018 году), кефали на 29,1% (160,1 тонны в 2018 г.), барабули на 119,7% (124,3 тонны в 2018 году), сельди черноморско-азовской проходной на 251,6% (105,9 тонны в 2018 году).
Однако общие показатели добычи водных биоресурсов в Азовском море по итогам 2018 года заметно снижены, из-за значительного уменьшения добычи (вылова) бычка, тюльки, хирономид, что связано с неблагоприятной промысловой обстановкой.
С точки зрения развития конкуренции рынок относится к развитому: доля организаций частной формы собственности по состоянию на 1 января 2019 года составляет 100%, что значительно выше показателя, установленного Федеральной антимонопольной службой (80%).
Основной задачей по содействию развитию конкуренции на рынке является сохранение существующей доли организаций частной формы собственности и обеспечение добросовестной конкуренции.
12. Рынок переработки водных биоресурсов
Всего по данным УФНС России по Республике Крым по состоянию на 1 января 2019 года зарегистрировано 59 субъектов хозяйственной деятельности, работающих в сфере переработки водных биоресурсов.
По данным органов местного самоуправления муниципальных образований в Республике Крым, на территории Крыма за 2018 год осуществляли деятельность по рыбопереработке 36 субъектов (включая 7 рыбоконсервных предприятий).
Доля организаций частного сектора на рынке по состоянию на 1 января 2019 года составляет 100%.
По данным Крымстата за 2018 год индекс производства по переработке и консервированию рыбы, ракообразных и моллюсков составил 96,2% по отношению к 2017 году.
Индекс производства по рыбе, переработанной и консервированной, ракообразным и моллюскам составляет 97,4% по отношению к 2017 году (27 тыс. тонн).
Такое снижение вызвано уменьшением производства рыбы соленой или в рассоле - 64,2% к 2017 году (241,71 тонны) и уменьшением производства рыбы и филе рыбного горячего копчения -83,7% к 2017 году (51,2 тонны).
На снижение темпа роста производства рыбы соленой и копченой повлияло снижение уровня производства на ООО "Агросервис 1" (83,07% к уровню 2017 года), у ИП Гажаловой С.В. (96,85% к уровню 2017 года), ИП Аникеевой А.Г. (55,8% к уровню 2017 года), ИП Смирнов Д.П. (86,2% к уровню 2017 года), что связано со снижением покупательской способности, а также прекращением деятельности Ивановской пищевкусовой фабрикой.
Также, снижено производство консервов рыбных 95,8% (56 896,29 туб).
На снижение темпа роста производства консервов рыбных, несмотря на начало деятельности ООО "Керчьхолод", повлияло прекращение деятельности на протяжении августа-ноября 2018 года керченским комбинатом ООО "Во СТО Крат" в связи с проведением капитального ремонта, а также снижение производства на заводе ООО "Пролив" (89,7% к уровню 2017 года) и на комбинате ООО "Арктика" (89,7% к уровню 2017 года) из-за отсутствия сырья в необходимом количестве, а также его удорожания.
Основной задачей по содействию развитию конкуренции на рынке является сохранение существующей доли организаций частной формы собственности и обеспечение поддержки предприятий рыбохозяйственного комплекса.
13. Рынок товарной аквакультуры
Всего по данным УФНС России по Республике Крым по состоянию на 1 января 2019 года зарегистрировано 112 субъектов хозяйственной деятельности, работающих в сфере рыбоводства.
Согласно статистической отчетности пользователей, занимающихся аквакультурой, за 2018 год выращено товарной рыбы и других объектов промышленного рыбоводства 2121,0 т, что на 17,9% больше, чем за 2017 год.
Согласно отчетности 2018 года заметно выросли показатели по выращиванию таких объектов промышленного рыбоводства как:
- устриц живых прочих (175,0 тонны, темп роста относительно прошлого года 448,7%);
- устриц массой не более 40 г (531,0 тонны, темп роста относительно 2017 года 166,5%);
- карпа живого (681,0 тонны, темп роста относительно 2017 года 131,2%);
- толстолобика живого (181,0 тонны, темп роста относительно 2017 года 112,4%).
Кроме того, наблюдается рост показателей реализации продукции промышленного рыбоводства, темп роста за 2018 год относительно 2017 года 160,6% и составил 554,0 т. Увеличены показатели реализации практически по всем объектам промышленного производства, особенно заметно по карпу (темп роста 159,6%), объем реализации которого составил 233,0 тонны (42,06% от общего объема реализации объектов промышленного рыбоводства), также, по устрицам (реализовано 99,0 тонны, темп роста относительно 2017 года 183,3%), мидиям (реализовано 104,0 тонны, темп роста относительно прошлого года 157,6%) и амуру живому (реализовано 32,0 тонны, за 2017 год реализована 1,0 тонны).
Как правило, реализация продукции промышленного рыбоводства осуществляется на территории Крыма (рынки, ярмарки, рестораны). Также, можно отметить некоторые рыбоводные хозяйства, которыми расширены регионы сбыта живой продукции марикультуры, продукция реализуется не только в Республике Крым, но и направляется в другие регионы. Среди таких хозяйств, ООО "Альянс НТИ", которым в 2018 году было подписано Соглашение с Правительством Ярославской области о развитии отношений в части поставок и реализации продукции на территории Ярославской области. Благодаря этому, Республика Крым наряду с такими традиционными "рыбными" регионами, как Приморье и Североморье становится одним из регионов России, обеспечивающим поставки деликатесных видов продукции.
В настоящее время доля частного сектора на рынке составляет 100%.
Для дальнейшего динамичного развития рынка необходимо осуществление мер государственной поддержки хозяйствующих субъектов в сфере товарной аквакультуры.
14. Рынок племенного животноводства
По состоянию на 1 января 2019 года на территории Республики Крым насчитывается 7 сельскохозяйственных организаций по улучшению породных и продуктивных качеств сельскохозяйственных животных и ведущих свою деятельность в области племенного животноводства:
- 4 организации по разведению крупного рогатого скота красной степной породы (племенной завод: ООО "Партизан", племенные репродукторы: ООО "Валико", СПК (колхоз) "Каркинитский", ГУП РК "УО ППЗ им. Фрунзе");
- 1 организация по разведению крупного рогатого скота голштинской породы (ООО "Крым-Фарминг");
- 1 организация по разведению свиней крупной белой породы (ООО "Велес-Крым");
- 1 организация по разведению овец цигайской породы (ООО "ЮКО").
Репродуктор первого и второго порядка по разведению кур кроссов доминант бурый Д-102 ООО "Партизан".
Все племенные организации за исключением
ГУП РК "УО ППЗ им. Фрунзе" являются организациями частной формы собственности.
Также в развитии племенного животноводства республики организованы племенные предприятия по хранению и реализации семени животных-производителей АО "Крымское предприятие по племенному делу в животноводстве" и обособленное подразделение ОАО ГЦВ по Республике Крым.
Доля организаций частной формы собственности по состоянию на 1 января 2018 года составляла 82,4%. К 2022 году планируется увеличение показателя до 100% путем выведения из рынка государственного унитарного предприятия.
15. Рынок жилищного строительства (за исключением Московского фонда реновации жилой застройки и индивидуального жилищного строительства)
В 2018 году на территории Республики Крым введено в эксплуатацию 764 тыс. кв.м общей площади жилых домов. По сравнению с 2017 годом объем введенного в эксплуатацию жилья сократился на 8%. Ввод в эксплуатацию многоквартирных домов составил 348 тыс. кв.м, что составляет 45,5% от общего объема ввода жилья, за счет собственных и заемных средств введено 416 тыс. кв.м, что составляет 54,5%.
Ввод в эксплуатацию многоквартирных жилых домов увеличился практически в 2 раза (192,2%) и составил 416 тыс. кв. м.
В рамках государственных жилищных программ на территории Республики Крым за 2018 год было введено 31974,5 кв. м стандартного жилья.
По официальным данным Управления федеральной службы государственной статистики по Республики Крым и г. Севастополю обеспеченность жилой площадью по Республике Крым в среднем на одного жителя по состоянию на 1 января 2018 года составляет 17,5 кв. м, по Российской Федерации в целом - 24,9 кв. м.
В рамках реализации государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 года N 1710, Министерство строительства и архитектуры Республики Крым, являющееся главным распорядителем средств бюджета, обеспечивает:
- ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов;
- инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов;
- ветеранов боевых действий;
- молодых семей;
- бывших украинских военнослужащих (Указ Президента Российской Федерации от 22 марта 2018 года N 116 "Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и г. Севастополя");
- граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении "Маяк", и приравненных к ним лиц;
- граждан, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей;
- граждан, признанных в установленном порядке вынужденными переселенцами.
Согласно проведенному мониторингу доля организаций частного сектора на рынке жилищного строительства составляет 100%.
В то же время большинство представителей бизнес сообщества (64%) отмечают слабый уровень развития конкуренции, при этом большинство потребителей положительно отзываются о качестве товаров, работ и услуг на данном рынке.
В период с 18 марта 2014 года, находясь в составе Российской Федерации, застройщики Республики Крым адаптировались к нормам Федерального закона от 30 декабря 2004 года N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - ФЗ-214). На сегодняшний день 30 застройщиков осуществляют строительство 62 объектов в рамках ФЗ-214.
Вместе с тем, федеральными законами от 29 июля 2017 года N 218-ФЗ "О публично-правовой компании по защите прав граждан - участников долевого строительства при несостоятельности (банкротстве) застройщиков и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", от 01 июля 2018 года N 175-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" внесены существенные поправки в ФЗ-214, ужесточающие требования к застройщикам, устанавливающие обязанность использования счетов эскроу при привлечении средств дольщиков и получении банковских кредитов в форме проектного финансирования для завершения строительства объектов.
При этом одним из факторов, препятствующих внедрению на территории Республики Крым установленных требований, является отсутствие конкуренции в банковской сфере: на территории Республики Крым для предоставления проектного финансирования аккредитованы лишь два банковских учреждения из 63, аккредитованных на территории Российской Федерации.
Учитывая, что основными критериями при принятии банками решений о выдаче таких кредитов являются рентабельность и финансовая модель проекта, не исключен массовый характер отказов банковскими учреждениями Республики Крым в осуществлении проектного финансирования действующих проектов социального класса.
Подобная ситуация может привести к отсутствию финансирования значительного количества объектов и, как следствие, остановке строительных работ.
16. Рынок строительства объектов капитального строительства, за исключением дорожного и жилищного строительства
По информации Управления Федеральной службы государственной статистики по Республике Крым и г. Севастополю по итогам 2018 года в целом на рынке строительства осуществляла деятельность 91 организация, в том числе 57 организаций с государственным (муниципальным) участием и 30 - частной формы собственности.
По результатам мониторинга доля организаций частной формы собственности на данном рынке по состоянию на 1 января 2018 года составила 90,2%.
Большинство представителей бизнес сообщества (64%) отмечают слабый уровень развития конкуренции, при этом большинство потребителей положительно отзываются о качестве товаров, работ и услуг на данном рынке.
Основным барьером, отмеченным респондентами, является сложность (затянутость) процедур получения разрешений на строительство.
Объем работ, выполненных по виду деятельности "Строительство", включая работы, выполненные хозяйственным способом, за 2018 год составил 146 359,397 млн. рублей, что в 2,4 раза превышает показатель за 2017 год.
Следует отметить, что на территории Республики Крым до 1 января 2019 года были установлены особенности осуществления градостроительной деятельности. В настоящее время разработан и проходит согласование в установленном порядке проект закона Республики Крым, позволяющий завершить строительство объектов, начатых строительством в условиях действия особенностей, в правовом поле Российской Федерации.
Основными задачами по содействию развитию конкуренции на рынке являются:
- снижение административных барьеров;
- привлечение инвестиций в объекты капитального строительства.
17. Рынок кадастровых и землеустроительных работ
Кадастровую деятельность в соответствии с требованиями Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" вправе осуществлять только кадастровые инженеры. При этом данные услуги могут оказывать как кадастровые инженеры, действующие в качестве индивидуальных предпринимателей, так и инженеры, осуществляющие деятельность в качестве работников юридического лица.
На территории Республики Крым кадастровую деятельность осуществляют 610 кадастровых инженеров. Также в регионе действует подразделение Ассоциация СРО "Кадастровые инженеры", целью которого является защита прав и профессиональных интересов кадастровых инженеров. В настоящее время членами ассоциации являются 115 кадастровых инженеров Республики Крым.
Несмотря на положительные тенденции развития рынка, существуют факторы, препятствующие его развитию:
- снижение количества заказов на выполнение работ, в связи с сокращением объектов, требующих постановку на кадастровый учет;
- недостаточный уровень квалификации кадастровых инженеров.
18. Рынок дорожной деятельности (за исключением проектирования)
Согласно данным Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства по состоянию на 1 января 2019 года в Республике Крым в сфере дорожной деятельности (42.11 Строительство автомобильных дорог и автомагистралей, 42.13 Строительство мостов и тоннелей) зарегистрирован 91 субъект, в том числе: 76 - юридических лиц и 15 - индивидуальных предпринимателей.
По мнению предпринимательского сообщества (64% респондентов) на рынке наблюдается слабая конкуренция. В то же время согласно проведенному мониторингу доля организаций частного сектора на рынке составляет 97,1%, что говорит о достаточно высокой развитости рынка.
Большинство потребителей (57,35%) при оценке качества работ в сфере дорожного строительства отмечают неудовлетворенность качеством проведенных работ.
Согласно Концепции развития сети автомобильных дорог Республики Крым на 2018 - 2024 годы, утвержденной распоряжением Совета министров Республики Крым от 09 октября 2018 года N 1174-р, к 2024 году доля региональных автодорог Республики Крым протяженностью 851 км, соответствующих нормативным требованиям, возрастет с 22% до 80%. Процент автодорог межмуниципального значения, находящихся в нормативном состоянии, к 2024 году планируется довести с 20% до 50%. Доля местных автодорог, соответствующих нормативным требованиям, к концу реализации программы возрастет с текущих 18% до 30%.
В то же время запланировано совершенствование дорожной сети Республики Крым и перевод части автодорог регионального и межмуниципального значения в категорию дорог федерального значения, а части дорог местного значения в категорию автодорог регионального и межмуниципального значения. Ожидается, что к 2021 году протяженность федеральной сети автодорог в Республике Крым составит 1 256 км, региональной и межмуниципальной - 6 888 км, а протяженность автодорог местного значения составит 6 911 км. Данные показатели указаны без учета прироста протяженности дорожной сети за счет строительства новых автодорог.
В целом за период реализации Концепции планируется отремонтировать 1 830 км автомобильных дорог и 10 813 кв. метров искусственных сооружений. Капитальный ремонт будет проведен на 2 087 км автодорог и 86 710 кв. метров искусственных сооружений. Реконструировать планируется 196,6 км автодорог. Кадастровые и землеустроительные работы будут проведены на 4 874,96 км. Кроме того, планируется проектирование 2 489 км автомобильных дорог и искусственных сооружений.
Таким образом, развитие дорожной деятельности на территории республики в настоящее время является особенно актуальным.
Основными факторами, влияющими на развитие рынка, являются:
- недостаточная оснащенность организаций техникой для осуществления дорожной деятельности;
- ненадлежащее качество выполняемых работ.
19. Рынок архитектурно-строительного проектирования
По данным УФНС по РК по состоянию на 1 января 2018 года зарегистрировано 38 хозяйствующих субъектов, занимающихся разработкой строительных проектов, и 66 - в области архитектуры, связанной с созданием архитектурного объекта.
Согласно проведенному мониторингу доля организаций частного сектора на рынке архитектурно-строительного проектирования по состоянию на 1 января 2018 года составляет 93,5%, что значительно превышаем показатель, установленный Федеральной антимонопольной службой (80%).
Вместе с тем, опрошенные представители бизнес сообщества отмечают недостаточный уровень развития конкуренции (64% респондентов).
Большинство потребителей услуг архитектурно-строительного проектирования удовлетворены качеством и стоимостью услуг на данном рынке.
Саморегулируемые организации в сфере архитектурно-строительного проектирования на территории Республики Крым отсутствуют, в связи с чем возникает проблема при проведении мониторинга хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на рынке.
20. Рынок нефтепродуктов
На территории Республики Крым зарегистрировано 153 субъекта хозяйствования в сфере топливообеспечения, имеющих сеть АЗС, из которых 58 - юридических лиц и 95 - индивидуальных предпринимателей. Общая сеть АЗС всех хозяйствующих субъектов насчитывает 479 станций.
Основными операторами рынка нефтепродуктов в регионе являются: ООО "Фирма ТЭС", ООО "Кедр", ООО "Крым Ойл", ООО "Компания Развитие Сервис". Объем реализации нефтепродуктов указанными крупными организациями составляет порядка 50% от общего объема реализации топлива на АЗС в Республике Крым.
С точки зрения развития состояния конкурентной среды рынок является развитым.
Доля организаций частного сектора на рынке нефтепродуктов составляет 100%.
Большинство представителей бизнеса (52%) отмечают высокий уровень конкуренции на рынке, 51% потребителей удовлетворены возможностью выбора поставщиков на рынке. Каждый второй потребитель при покупке нефтепродуктов отмечает неудовлетворенность уровнем цен на топливо.
Основными факторами, препятствующими развитию конкуренции на рынке, являются отсутствие российских вертикально интегрированных компаний в связи с применяемыми в отношении республики санкциями, уровень цен на топливо в республике.
Реализацию светлых нефтепродуктов в регионе осуществляют независимые частные компании, которые приобретают нефтепродукты на бирже, что обуславливает уровень крымских цен на моторное топливо превышающих цену других регионов.
Снижение цен возможно ожидать после ввода в эксплуатацию железнодорожной части Крымского моста, что позволит сократить затраты на перевозку топлива в составе розничной цены.
21. Рынок поставки сжиженного газа в баллонах
В Республике Крым поставку сжиженного газа в баллонах для бытовых нужд населения осуществляют ГУП РК "Крымгазсети" и ООО "Альянс-газ", имеющие лицензию на оказание данного вида услуг.
Доля организаций частной формы собственности на рынке составляет 48,1%. К 2022 году планируется увеличение показателя до 50%.
Рынок характеризуется слабым уровнем развития конкуренции: 62% представителей бизнес сообщества отмечают отсутствие конкуренции на рынке, 47,5% потребителей не удовлетворены выбором поставщиков товаров на данном рынке.
Факторы, влияющие на развитие конкуренции:
- деятельность коммерческих организаций и физических лиц, осуществляющих поставку населению сжиженного газа в баллонах без наличия соответствующих разрешительных документов, что создает опасность при использовании и содержании внутридомового внутриквартирного газового оборудования;
- недостаточное качество поставляемых товаров.
Таким образом, основной задачей является выведение хозяйствующих субъектов, осуществляющих поставку сжиженного газа в баллонах, из теневого сектора и повышение качества товаров.
22. Рынок производства электрической энергии на розничном рынке, включая производство электрической энергии в режиме когенерации
На розничном рынке электрической энергии в Республике Крым функционирует 21 генерирующее предприятие, из которых 1 - государственное, 20 - частных.
Данные предприятия работают на основе использования возобновляемых источников энергии, из которых 7 - ветряные электростанции суммарной установленной мощностью 84,6 МВт, 19 - солнечные электростанции мощностью 296,9 МВт. В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", постановлениями Правительства Российской Федерации от 4 мая 2012 года N 442 "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии", от 23 января 2015 года N 47 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам стимулирования использования возобновляемых источников электрической энергии на розничных рынках электрической энергии" сетевые компании обязаны осуществлять покупку электроэнергии квалифицированных генерирующих объектов возобновляемых источников энергии по регулируемым тарифам для целей компенсации потерь, ввиду чего предприятия генерации электроэнергии в Республике Крым реализуют всю вырабатываемую энергию на розничном рынке через ГУП РК "Крымэнерго" как гарантирующего поставщика согласно приказу Государственного комитета по ценам и тарифам Республики Крым от 30 декабря 2015 года N 82/21 "Об определении границ зон деятельности гарантирующих поставщиков электрической энергии на территории Республики Крым".
Согласно проведенному мониторингу доля организаций частного сектора на рынке составляет 94%, в связи с чем можно считать рынок развитым. К 2022 году планируется увеличение показателя до 96%.
В то же время представители бизнеса, оценивая уровень конкуренции на рынке, отмечают низкий уровень конкуренции (88%).
Основной проблемой в сфере электроэнергетики является значительный физический износ электрооборудования, поэтому необходимо предпринимать меры, направленные на реконструкцию электрогенерирующих мощностей, повышение энергоэффективности и внедрение энергосберегающих технологий.
23. Рынок добычи общераспространенных полезных ископаемых на участках недр местного значения
Добыча общераспространенных полезных ископаемых на территории Республики Крым осуществляется субъектами предпринимательской деятельности, имеющими лицензию на разведку и добычу общераспространенных полезных ископаемых.
Статьей 15 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 года N 2395-1 "О недрах" определено, что государственная система лицензирования - это единый порядок предоставления лицензий, включающий информационную, научно-аналитическую, экономическую и юридическую подготовку материалов и их оформление.
Предоставление права пользования участком недр местного значения для разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых или для геологического изучения, разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых осуществляется по результатам аукциона.
Исключением является предоставление такого права:
- для добычи общераспространенных полезных ископаемых при установлении факта открытия месторождений общераспространенных полезных ископаемых пользователям недр, проводившим работы по геологическому изучению, в целях поисков и оценки месторождений общераспространенных полезных ископаемых за счет собственных средств;
- для разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых, необходимых для целей выполнения работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования, осуществляемых на основании гражданско-правовых договоров на выполнение указанных работ, заключенных в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ или Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ.
Указанные положения закреплены в действующих нормативных правовых актах Республики Крым.
По состоянию на 1 марта 2019 года на территории Республики Крым с целью разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых выдано 118 лицензий на пользование недрами.
В сфере добычи общераспространённых полезных ископаемых предприятия - монополисты отсутствуют.
Рынок является развитым с точки зрения развития конкуренции. Согласно проведенному мониторингу доля организаций частного сектора на рынке по состоянию на 1 января 2018 года составляет 100%.
Проблемным вопросом, влияющим на развитие конкуренции на данном рынке, является незаконная добыча полезных ископаемых хозяйствующими субъектами.
В связи с этим основной задачей по развитию конкуренции является обеспечение добросовестной конкуренции.
24. Рынок легкой промышленности
Согласно данным Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства в Республике Крым зарегистрировано 333 субъекта, из которых 58 - юридические лица, 275 - индивидуальные предприниматели.
На сегодняшний день согласно статистическим показателям мониторинга процессов в отдельных отраслях промышленности наблюдается положительная динамика показателя в текстильном и швейном производстве.
По итогам работы за январь-февраль 2019 года индекс промышленного производства в отраслях легкой промышленности по сравнению с показателем января-февраля 2018 года составил:
- производство текстильных изделий - 207,0%;
- производство одежды - 142,8%;
- производство кожи и изделий из кожи - 59,1%.
Рынок характеризуется достаточно развитым состоянием конкурентной среды: 36% предпринимателей отмечают высокий уровень развития конкуренции на рынке, 45% - потребителей удовлетворены возможностью выбора товаров на данном рынке.
В результате проведенного мониторинга выявлено, что доля организаций частного сектора на рынке составляет 100%, государственные и муниципальные предприятия отсутствуют.
Факторы, влияющие на развитие конкуренции:
- техническая и технологическая отсталость легкой промышленности от зарубежных стран, выражаемая в высокой энергоемкости и трудоемкости производства, увеличении цен на сырье;
- обострение конкуренции на внутреннем рынке;
- социальная и кадровая проблема, проявляющаяся в ежегодном оттоке рабочих кадров, приводящем к дефициту высококвалифицированных специалистов в отрасли легкой и текстильной промышленности, что не позволяет предприятиям легкой промышленности удовлетворить растущий спрос на продукцию отрасли в рамках реализуемой госпрограммы импортозамещения.
Задачи по развитию конкуренции:
- реализация мер финансовой поддержки предприятий легкой промышленности;
- содействие в продвижении товаров хозяйствующих субъектов в сфере легкой промышленности на рынки;
- привлечение частных инвестиций в сферу легкой промышленности.
25. Рынок производства кирпича
По данным Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства по состоянию на 1 января 2019 года на территории Республики Крым зарегистрировано 6 хозяйствующих субъектов с заявленным видом деятельности по производству кирпича.
Доля организаций частного сектора на рынке составляет 100%, организации государственной (муниципальной) собственности на рынке отсутствуют.
Основными факторами, влияющими на развитие рынка, являются:
- высокая популярность ракушечника среди населения республики, используемого для индивидуального жилищного строительства;
- низкий спрос на кирпич строительный;
- увеличение объемов строительства монолитного домостроения.
26. Рынок производства бетона
По данным Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства по состоянию на 1 января 2019 года на территории Республики Крым зарегистрировано 62 хозяйствующих субъекта по виду деятельности: "Производство товарного бетона", в том числе 42 - юридические лица, 14 - индивидуальные предприниматели.
В Перечень промышленных и строительных предприятий, организаций Республики Крым за 2018 год, сформированный Крымстатом, включено 9 организаций частной формы собственности, осуществляющих производство товарного бетона.
Объем производства бетона, готового для заливки за январь-сентябрь 2018 года составил 407,0 тыс. м3.
Доля участия организаций частной формы собственности на рынке производства бетона по состоянию на 1 января 2018 года составила - 93%.
27. Рынок услуг в сфере наружной рекламы
Количество хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на рынке, составляет 54 ед. (владельцы законных отдельно стоящих рекламных конструкций).
Рынок характеризуется высоким уровнем развития конкуренции.
Доля частных хозяйствующих субъектов на указанном рынке услуг составляет 100%, так как государственные и муниципальные субъекты хозяйствования в данной сфере на территории Республики Крым отсутствуют.
Основным фактором, влияющим на развитие конкуренции на данном рынке, является наличие теневого сектора.
Основной задачей на рынке является выявление и демонтаж незаконных рекламных конструкций и обеспечение честной конкуренции на рынке.
28. Рынок услуг связи по предоставлению широкополосного доступа к сети "Интернет"
По состоянию на 1 марта 2019 года на территории Республики Крым лицензии на осуществление деятельности по оказанию услуг связи имеют:
- лицензии на оказание телематических услуг связи - 232;
- лицензии на оказание услуг связи по передаче данных, за исключением услуг связи по передаче голосовой информации (широкополосный доступ в информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет" - 211, из которых фактически оказывают услуги связи:
- юридические лица - 110;
- индивидуальные предприниматели - 49.
В Крыму продолжается работа по строительству сети беспроводного широкополосного доступа к сети "Интернет" для всех населенных пунктов Республики Крым. Так, доля населенных пунктов, в которых имеется возможность пользоваться услугами широкополосного доступа к сети "Интернет" составляет 86,5%.
Следует отметить, что в Крыму увеличилось количество зарегистрированных радиоэлектронных средств и на сегодняшний день составляет 17203, из которых только в 2019 году зарегистрировано - 1511 радиоэлектронных средств. Из вышесказанного можно сделать вывод о постоянном развитии операторами связи своей сети.
Данный рынок характеризуется невысоким уровнем развития конкуренции.
Предпринимателями уровень конкуренции на данном рынке оценивается как умеренный, в то время как 68% экспертов отмечают отсутствие конкуренции на рынке.
Результаты опроса потребителей на данном рынке показали, что 54% респондентов не удовлетворены возможностью выбора услуг связи, при этом отмечая ненадлежащее качество предоставляемых услуг.
Доля организаций частной формы собственности на рынке по состоянию на 1 января 2018 года составляет 48,5%. К 2022 году планируется увеличение данного показателя до 98%.
Ключевыми факторами, препятствующими развитию конкуренции, являются инфраструктурные и административные барьеры, такие как:
- необходимость создания материально-технической базы (строительство базовых станций, сетевой инфраструктуры);
- потребность в наличии рабочих проектов сети связи, прошедших государственную экспертизу;
- большой процент износа оборудования линий связи;
- длительные сроки согласования предоставления земельных участков для размещения объектов и сетей связи;
- малочисленность и низкая платежеспособность населения в сельских населенных пунктах.
Основной задачей по развитию конкуренции на рынке является снижение административных барьеров.
29. Рынок выполнения работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме
С 2014 года Федеральным законом от 21 июля 2014 года N 255-ФЗ установлено, что деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации.
Указом Главы Республики Крым от 20 февраля 2018 года N 56-У создана Лицензионная комиссия по лицензированию деятельности по управлению многоквартирными домами в Республике Крым, утверждено Положение о Лицензионной комиссии.
Приказом Инспекции по жилищному надзору Республики Крым от 15 января 2015 года N 4 утвержден Административный регламент Инспекции по жилищному надзору Республики Крым по предоставлению государственной услуги по лицензированию предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
Всего за период 2015 - 2018 гг. Инспекцией по жилищному надзору Республики Крым выдано 248 лицензий на осуществление деятельности по управление многоквартирными домами.
Все заявления соискателей лицензий удовлетворены в полном объеме, доля управляющих организаций, получивших лицензии на осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами, составляет 100%.
В настоящее время фактически деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляют 138 управляющих организаций, из которых 56 - муниципальные, 82 - частные.
Рынок характеризуется умеренным уровнем развития конкуренции.
Доля организаций частной формы собственности по состоянию на 1 января 2018 года составляла 26%. К 2022 году планируется увеличение показателя до 30%.
Проблемой в сфере управления многоквартирными домами является недостаточное качество оказываемых хозяйствующими субъектами услуг.
Основной задачей на рынке является повышение качества услуг, оказываемых управляющими компаниями.
30. Рынок теплоснабжения (производство тепловой энергии)
Коммунальный комплекс Республики Крым включает в себя 1395 источников теплоснабжения протяженностью тепловых и паровых сетей в двухтрубном исчислении - 1468,8 км.
В реестр регулируемых организаций регулятора на 2019 год включено 34 организации сферы теплоснабжения, из них муниципальные - 5, государственные - 6, частные - 23.
Рынок характеризуется низким уровнем развития конкуренции: 94% представителей бизнес сообщества отмечают отсутствие конкуренции на рынке, 48% потребителей не удовлетворены возможностью выбора организаций, оказывающих услуги теплоснабжения.
На рынке услуг теплоснабжения существенными факторами, сдерживающими конкуренцию, являются:
- ограничение роста платы граждан за коммунальные услуги;
- износ основных фондов в сфере теплоснабжения.
В рамках мониторинга выявлено, что доля организаций частного сектора на рынке теплоснабжения составляет 23%, что превышает значение показателя, установленного Федеральной антимонопольной службой. В целях развития рынка необходимо предпринимать меры, направленные на повышение качества услуг в сере теплоснабжения, привлечение частных инвестиций и поддержание существующей доли частного сектора на рынке.
31. Рынок ритуальных услуг
Ритуальные услуги на территории Республики Крым представляют 102 организации, из них специализированные службы представлены 68 организациями муниципальной формы собственности и 6 организациями частной формы собственности, а также неспециализированные службы представлены 12 организациями муниципальной формы собственности и 22 организациями частной формы собственности.
Общий объем выручки предприятий всех форм собственности за 2017 год, по информации УФНС, составляет 109,2 млн. руб., по информации муниципальных образований Республики Крым, объем выручки муниципальных унитарных предприятий составляет 76,08 млн. руб.
Доля организаций частной формы собственности по состоянию на 1 января 2018 года составляла 30,30%. К 2022 году планируется увеличение данного показателя до 30,43%.
Ритуальная деятельность сегодня имеет положительные тенденции развития. В то же время существует ряд проблем:
- тенизация рынка,
- недобросовестная конкуренция,
- несовершенство земельного законодательства, влекущие дефицит кладбищенских земель.
Таким образом, основными задачами по содействию развитию конкуренции на рынке являются:
- детенизация рынка;
- развитие нормативной правовой базы в сфере ритуальных услуг.
32. Рынок услуг по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов
Услуги по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) в Республике Крым предоставляются двумя региональными операторами по обращению с ТКО, отобранными на конкурсной основе в соответствии с требованиями Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления". По итогам конкурсных процедур заключены соглашения с:
- ООО "Альтфатер Крым" по 2-му кластеру согласно Территориальной схеме (частная форма собственности);
- ГУП РК "Крымэкоресурсы" по 1, 3, 4, 5, 6 кластерам согласно Территориальной схеме (государственное предприятие).
Региональными операторами в свою очередь проведен отбор операторов по обращению с ТКО. По итогам конкурсных процедур заключены соглашения с 17 предприятиями, из которых 8 - частной формы собственности и 9 - муниципальной формы собственности.
Расчетный объем твердых коммунальных отходов, вывезенный предприятиями всех форм собственности, ежегодно составляет 1 021 тыс.т.
Рынок характеризуется невысоким уровнем развития конкуренции: каждый второй опрошенный респондент из бизнес - сообщества отмечает отсутствие конкуренции на рынке.
В то же время большинство потребителей удовлетворены возможностью выбора и ценой на услуги по транспортированию ТКО.
Доля организаций частной формы собственности на рынке по состоянию на 1 января 2018 года составляла 20,18%. К 2022 году планируется увеличение данного показателя до 20,23%.
Основной проблемой на рынке является качество оказываемых услуг, в связи с чем необходимо предпринимать меры по повышению качества услуг по транспортировке ТКО и обеспечению равного доступа хозяйствующих субъектов всех форм собственности к оказанию услуг на данном рынке.
33. Рынок услуг по перевозке пассажиров и багажа легковыми такси
В настоящее время на территории Республики Крым осуществляет деятельность свыше 560 субъектов хозяйствования, предоставляющих услугу по перевозке пассажиров и багажа легковыми такси. С точки зрения развития конкуренции рынок является достаточно развитым, при этом доля организаций частного сектора на данном рынке составляет 100%.
Министерством транспорта Республики Крым с 2016 года производится выдача разрешений на осуществление деятельности такси. За весь период субъектами хозяйствования было оформлено свыше 8000 разрешений. В то же время, несмотря на положительные тенденции развития рынка, существует проблема осуществления перевозок пассажиров и багажа легковыми такси вне правового поля.
Таким образом, основной задачей на рынке услуг по перевозке пассажиров и багажа легковыми такси является создание условий для честной конкуренции между хозяйствующими субъектами.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.