Распоряжение Управления делами Губернатора Московской области и Правительства Московской области
от 21 февраля 2019 г. N 27-Р
"Об организации системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства в Управлении делами Губернатора Московской области и Правительства Московской области"
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 21.12.2017 N 618 "Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции" и в целях соблюдения антимонопольного законодательства и предупреждения его нарушения:
1. Утвердить прилагаемое Положение об организации системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства в Управлении делами Губернатора Московской области и Правительства Московской области (далее - Положение; Управление делами).
2. Определить Управление государственных закупок Управления делами уполномоченным структурным подразделением, ответственным за организацию и функционирование системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства.
3. Отделу организационного обеспечения и мобилизационной работы Управления делами обеспечить размещение настоящего распоряжения на официальном сайте Управления делами в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в течение трех рабочих дней со дня, следующего за днем принятия настоящего распоряжения.
4. Руководителям структурных подразделений Управления делами ознакомить государственных гражданских служащих Московской области и работников в структурных подразделениях с Положением, утвержденным пунктом 1 настоящего распоряжения.
5. Контроль за выполнением настоящего распоряжения возложить на первого заместителя Управляющего делами Губернатора Московской области и Правительства Московской области Здомскую Т.В.
Управляющий делами |
Р.Н. Мамедов |
Утверждено
распоряжением
Управления делами Губернатора
Московской области и Правительства
Московской области
от 21 февраля 2019 г. N 27-Р
Положение
об организации системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства в Управлении делами Губернатора Московской области и Правительства Московской области
I. Общие положения
1. Настоящее Положение разработано во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 21.12.2017 N 618 "Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции" и определяет порядок внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства в Управлении делами Губернатора Московской области и Правительства Московской области (далее - антимонопольный комплаенс, Управление делами).
2. Термины и понятия, используемые в настоящем Положении, применяются в значениях, определенных антимонопольным законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о защите конкуренции (далее - антимонопольное законодательство).
3. Целями антимонопольного комплаенса являются:
обеспечение соответствия деятельности Управления делами требованиям антимонопольного законодательства;
профилактика нарушений требований антимонопольного законодательства в деятельности Управления делами;
повышение уровня правовой культуры в Управлении делами;
сокращение количества нарушений антимонопольного законодательства.
4. Задачи антимонопольного комплаенса:
выявление рисков нарушений антимонопольного законодательства;
управление рисками нарушений антимонопольного законодательства;
контроль соответствия деятельности Управления делами требованиям антимонопольного законодательства;
оценка эффективности организации антимонопольного комплаенса в Управлении делами.
5. Принципы антимонопольного комплаенса:
законность;
регулярность оценки рисков нарушения антимонопольного законодательства;
информационная открытость действующего в Управлении делами антимонопольного комплаенса;
непрерывность анализа и функционирования антимонопольного комплаенса;
совершенствование антимонопольного комплаенса.
II. Уполномоченное подразделение
6. Структурным подразделением, ответственным за организацию и функционирование системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства в Управлении делами, является Управление государственных закупок Управления делами (далее - уполномоченное подразделение).
7. К функциям уполномоченного подразделения относятся:
разработка и представление на утверждение Управляющему делами Губернатора Московской области и Правительства Московской области правовых актов Управления делами, регламентирующих процедуры антимонопольного комплаенса (во взаимодействии с Отделом правового обеспечения Управления делами);
выявление рисков нарушения антимонопольного законодательства, учет обстоятельств, связанных с рисками нарушения антимонопольного законодательства, определение вероятности их возникновения;
выявление конфликта интересов в деятельности государственных гражданских служащих Московской области, замещающих должности государственной гражданской службы Московской области в Управлении делами (далее - гражданские служащие), работников, занимающих должности в Управлении делами, не относящиеся к должностям государственной гражданской службы Московской области, государственным должностям Московской области (далее - работники) (далее - при совместном упоминании - сотрудники), и структурных подразделений Управления делами, разработка предложений по их исключению (во взаимодействии с Отделом кадров Управления делами);
консультирование и организация обучения сотрудников по вопросам, связанным с соблюдением антимонопольного законодательства и антимонопольным комплаенсом (во взаимодействии с Отделом кадров Управления делами);
организация взаимодействия со структурными подразделениями Управления делами по вопросам, связанным с антимонопольным комплаенсом;
инициирование проверок, связанных с нарушениями, выявленными в ходе контроля соответствия деятельности сотрудников требованиям антимонопольного законодательства и участия в них в порядке, установленном действующим законодательством;
взаимодействие с федеральным антимонопольным органом и его территориальными органами (далее - антимонопольный орган) и организация содействия ему по вопросам, связанным с выявленными нарушениями, проводимыми проверками, и привлечения к ответственности (во взаимодействии с Отделом правового обеспечения Управления делами);
информирование Управляющего делами Губернатора Московской области и Правительства Московской области о внутренних документах, которые могут повлечь нарушение антимонопольного законодательства, противоречить антимонопольному законодательству и антимонопольному комплаенсу (во взаимодействии с Отделом правового обеспечения Управления делами);
иные функции, связанные с функционированием антимонопольного комплаенса.
8. Оценку эффективности организации и функционирования в Управлении делами антимонопольного комплаенса выполняет созданная Управлением делами комиссия, осуществляющая функции коллегиального органа.
9. К функциям комиссии относятся:
рассмотрение и оценка мероприятий Управления делами в части, касающейся функционирования антимонопольного комплаенса;
Рассмотрение и утверждение доклада об антимонопольном комплаенсе.
III. Выявление и оценка рисков нарушения антимонопольного законодательства в деятельности Управления делами
10. Выявление и оценка рисков нарушения антимонопольного законодательства является неотъемлемой частью внутреннего контроля соблюдения Управлением делами антимонопольного законодательства.
11. В целях выявления рисков нарушения антимонопольного законодательства уполномоченным подразделением на регулярной основе проводятся:
анализ выявленных нарушений антимонопольного законодательства в деятельности Управления делами за предыдущие 3 года (наличие предостережений, предупреждений, штрафов, жалоб, возбужденных дел);
анализ действующих правовых актов Управления делами;
анализ проектов правовых актов Управления делами;
мониторинг и анализ практики применения Управлением делами антимонопольного законодательства;
разработка и поддержание в актуальном состоянии методики выявления внутренних и внешних рисков нарушения антимонопольного законодательства;
проведение систематической оценки эффективности разработанных и реализуемых мероприятий по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства;
проведение регулярных проверок для выявления в деятельности Управления делами остаточных рисков нарушения антимонопольного законодательства.
12. При проведении (не реже одного раза в год) уполномоченным подразделением анализа выявленных нарушений антимонопольного законодательства за предыдущие 3 года (наличие предостережений, предупреждений, штрафов, жалоб, возбужденных дел) должны реализовываться следующие мероприятия:
осуществление сбора в структурных подразделениях Управления делами сведений о наличии нарушений антимонопольного законодательства;
составление перечня выявленных нарушений антимонопольного законодательства, который должен содержать сведения о выявленных
за последние 3 года нарушениях законодательства, отдельно по каждому нарушению, и информацию о нарушении (с указанием нарушенной нормы законодательства, краткого изложения сути нарушения, последствий нарушения антимонопольного законодательства и результата рассмотрения нарушения антимонопольным органом), позицию антимонопольного органа, сведения о мерах по устранению нарушения, а также сведения о мерах, направленных Управлением делами на недопущение повторения нарушения.
13. При проведении (не реже одного раза в год) уполномоченным подразделением анализа правовых актов Управления делами, должны реализовываться следующие мероприятия:
разрабатывается и размещается на официальном сайте Управления делами в информационно-телекоммуникационной сети Интернет исчерпывающий перечень правовых актов Управления делами, затрагивающих вопросы, регулируемые антимонопольным законодательством (далее - перечень актов), с приложением текстов таких актов, за исключением правовых актов, содержащих сведения, относящиеся к охраняемой законом тайне;
на официальном сайте Управления делами размещается уведомление о начале сбора замечаний и предложений организаций и граждан по перечню актов;
обеспечивается возможность направления замечаний и предложений организаций и граждан по перечню актов с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет;
осуществляется сбор и проводится анализ представленных замечаний и предложений;
представляется Управляющему делами сводный доклад с обоснованием целесообразности (нецелесообразности) внесения изменений в правовые акты Управления делами.
14. При проведении анализа проектов правовых актов Управления делами, затрагивающих вопросы, регулируемые антимонопольным законодательством, уполномоченным подразделением должны реализовываться следующие мероприятия:
проект правового акта размещается на официальном сайте Управления делами в информационно-телекоммуникационной сети Интернет с необходимым обоснованием реализации предлагаемых решений, в том числе их влияние на конкуренцию;
обеспечивается возможность направления замечаний и предложений организаций и граждан с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет;
организуется сбор и проводится оценка поступивших от организаций и граждан предложений и замечаний по проекту правового акта.
15. При проведении мониторинга и анализа практики применения антимонопольного законодательства уполномоченным подразделением должны реализовываться следующие мероприятия:
практике применения антимонопольного законодательства;
по итогам сбора информации, указанной в абзаце 2 настоящего пункта, подготавливается аналитическая справка об изменениях и основных аспектах правоприменительной практики в Управлении делами;
один раз в год проводятся рабочие совещания с приглашением представителей антимонопольного органа по обсуждению результатов правоприменительной практики в Управлении делами.
16. При выявлении рисков нарушения антимонопольного законодательства уполномоченным подразделением должна проводиться оценка таких рисков с учетом следующих показателей:
отрицательное влияние на отношение институтов гражданского общества к деятельности Управления делами по развитию конкуренции;
выдача предупреждения о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства;
возбуждение дела о нарушении антимонопольного законодательства;
привлечение к административной ответственности в виде наложения штрафов на должностных лиц или в виде их дисквалификации.
17. Выявляемые риски нарушения антимонопольного законодательства распределяются уполномоченным подразделением по уровням:
низкий уровень - отрицательное влияние на отношение институтов гражданского общества к деятельности Управления делами по развитию конкуренции, вероятность выдачи предупреждения, возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства, наложения штрафа отсутствует;
незначительный уровень - вероятность выдачи Управлению делами предупреждения;
существенный уровень - вероятность выдачи Управлению делами предупреждения и возбуждения в отношении него дела о нарушении антимонопольного законодательства;
высокий уровень - вероятность выдачи Управлению делами предупреждения, возбуждения в отношении него дела о нарушении антимонопольного законодательства и привлечения его к административной ответственности (штраф, дисквалификация).
18. На основе проведенной оценки рисков нарушения антимонопольного законодательства уполномоченным подразделением составляется описание рисков, в которое также включается оценка причин и условий возникновения рисков.
19. Информация о проведении выявления и оценки рисков нарушения антимонопольного законодательства включается в Доклад об антимонопольном комплаенсе.
IV. Мероприятия по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства
20. В целях снижения рисков нарушения антимонопольного законодательства уполномоченным подразделением должны разрабатываться (не реже одного раза в год) мероприятия по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства.
21. Уполномоченное подразделение должно осуществлять мониторинг исполнения мероприятий по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства.
22. Информация об исполнении мероприятий по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства должна включаться в доклад об антимонопольном комплаенсе.
V. Оценка эффективности функционирования в Управлении делами антимонопольного комплаенса
23. В целях оценки эффективности функционирования в Управлении делами антимонопольного комплаенса должны устанавливаться ключевые показатели как для уполномоченного подразделения, так и для Управления делами в целом.
24. Уполномоченное подразделение должно проводить (не реже одного раза в год) оценку достижения ключевых показателей эффективности антимонопольного комплаенса в Управлении делами.
25. Информация о достижении ключевых показателей эффективности функционирования в Управлении делами антимонопольного комплаенса должна включаться в доклад об антимонопольном комплаенсе.
VI. Организация систематического обучения гражданских служащих и работников Управления делами требованиям антимонопольного законодательства и антимонопольного комплаенса
26. Формы организации обучения:
вводный (первичный) инструктаж;
целевой (внеплановый) инструктаж;
повышение квалификации.
27. Вводный (первичный) инструктаж и ознакомление с основами антимонопольного законодательства и настоящим Положением проводятся Отделом кадров Управления делами при поступлении гражданских служащих и приеме работников Управления делами соответственно на государственную службу и работу, в том числе при переводе гражданского служащего и работника на другую должность, если она предполагает другие должностные обязанности.
28. Целевой (внеплановый) инструктаж проводится Отделом кадров Управления делами при изменении антимонопольного законодательства, настоящего Положения и при выявлении антимонопольным органом или уполномоченным подразделением признаков нарушения (установления факта) антимонопольного законодательства в деятельности Управления делами.
29. Повышение квалификации гражданских служащих и работников в части изучения требований антимонопольного законодательства осуществляется с периодичностью не реже одного раза в три года.
30. Информация о проведении ознакомления Отделом кадров Управления делами гражданских служащих и работников с антимонопольным комплаенсом, а также о проведении обучающих мероприятий включается в Доклад об антимонопольном комплаенсе.
VII. Доклад об антимонопольном комплаенсе
31. Доклад об антимонопольном комплаенсе должен содержать:
информацию о результатах проведенной оценки рисков нарушения антимонопольного законодательства;
информацию об утверждении и исполнении планов мероприятий ("дорожных карт") по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства;
информацию о достижении ключевых показателей эффективности антимонопольного комплаенса.
32. Доклад об антимонопольном комплаенсе должен представляться в комиссию Управления делами на утверждение (не реже одного раза в год) уполномоченным подразделением.
33. Доклад об антимонопольном комплаенсе, утвержденный коллегиальным органом, должен размещаться на официальном сайте Управления делами в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
34. Доклад об антимонопольном комплаенсе комиссией Управления делами не реже одного раза в год направляется по запросу в адрес антимонопольного органа для включения информации о мерах по организации и функционированию антимонопольного комплаенса органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации в ежегодный доклад о состоянии и развитии конкурентной среды на рынках товаров, работ и услуг субъекта Российской Федерации, подготавливаемый в соответствии с положениями Стандарта развития конкуренции в субъектах Российской Федерации, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 05.09.2015 N 1738-р.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В Управлении делами Губернатора и Правительства Московской области ответственным за организацию и функционирование системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства является Управление государственных закупок. К его функциям относят выявление рисков нарушения антимонопольного законодательства; выявление конфликта интересов в деятельности государственных гражданских служащих, разработку предложений по его исключению; консультирование и организацию обучения сотрудников по вопросам, связанным с соблюдением антимонопольного законодательства; инициирование проверок, связанных с нарушениями, выявленными в ходе контроля соответствия деятельности сотрудников требованиям антимонопольного законодательства; взаимодействие с федеральным антимонопольным органом и его территориальными органами по вопросам, связанным с выявленными нарушениями, проводимыми проверками, и привлечения к ответственности. По итогам работы утверждается доклад, который должен размещаться на официальном сайте Управления делами в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
Распоряжение Управления делами Губернатора Московской области и Правительства Московской области от 21 февраля 2019 г. N 27-Р "Об организации системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства в Управлении делами Губернатора Московской области и Правительства Московской области"
Текст распоряжения опубликован на сайте Управления делами Губернатора Московской области и Правительства Московской области (http://ud.mosreg.ru) 22 февраля 2019 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Распоряжение Управления делами Губернатора Московской области и Правительства Московской области от 15 января 2024 г. N 3-Р
Распоряжение Управления делами Губернатора Московской области и Правительства Московской области от 16 января 2023 г. N 2-Р
Распоряжение Управления делами Губернатора Московской области и Правительства Московской области от 25 марта 2020 г. N 28-Р