Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Статья 6. Требования к архитектурно-художественному облику отдельных объектов и элементов благоустройства
1. Объектами благоустройства на территориях транспортных коммуникаций является улично-дорожная сеть в границах красных линий, пешеходные переходы различных типов.
2. Улицы и дороги, магистрали
2.1. Мероприятия, направленные на благоустройство автомобильных дорог общего пользования, элементов обустройства автомобильных дорог общего пользования осуществляются в части, не противоречащей Федеральному закону от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Федеральному закону от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" и иным нормативным правовым актам Российской Федерации и нормативно-техническим документам, устанавливающим требования к автомобильным дорогам общего пользования.
2.2. Перечень элементов благоустройства на территории улиц и дорог включает: твердые виды покрытия дорожного полотна и тротуаров, элементы сопряжения поверхностей, озеленение вдоль улиц и дорог, ограждения опасных мест, осветительное оборудование, носители информации дорожного движения (дорожные знаки, разметка, светофорные устройства), рекламной информации, ливневую канализацию, удобно обустроенные, защищенные от неблагоприятных погодных явлений и осадков остановки ожидания общественного транспорта, снабженные информационными указателями о наименовании остановки, графике движения автобусных маршрутов, телефонами обслуживающих организаций и перевозчиков.
2.3. Проектирование благоустройства возможно производить на сеть улиц определенной категории, отдельную улицу или площадь, часть улицы или площади, транспортное сооружение.
При проектировании улицы следует разработать архитектурно-образное решение. Оно должно основываться на следующих аспектах:
1. Исторический анализ (при проектировании новой застройки - придание новой улице своего нового образа).
2. Функционально-планировочный анализ (какую нагрузку несет эта улица в структуре города).
3. Объемно-архитектурный анализ (какими объемными элементами сформирована либо будет формироваться улица).
Так же должны учитываться составные элементы улицы - транзитные пути, перекрестки, места отдыха, входные группы архитектурных объемов, их классификация, остановочные пункты и т.п. в целях формирования индивидуального образного решения той или иной улицы и подобрать инструментарий для оформления её благоустройства (тип покрытий, материал, форма и размер, малые архитектурные формы, элементы озеленения и другое).
2.4. Виды и конструкции дорожного покрытия проектируются с учетом категории улицы и обеспечением безопасности движения.
Текущий и капитальный ремонт, содержание, строительство и реконструкция автомобильных дорог общего пользования, тротуаров и иных транспортных инженерных сооружений осуществляется организациями в соответствии с муниципальным заданием или по договорам (муниципальным контрактам).
2.5. Основная задача ливневой канализационной системы - предохранение тротуаров, дорог, отмостки и фундаментов сооружений от возможных разрушений под действием потока дождевой воды.
Проектирование стока поверхностных вод осуществлять в соответствии с требованиями нормативных документов. При организации стока необходимо обеспечивать комплексное решение вопросов организации рельефа и устройства открытой или закрытой системы водоотводных устройств: водосточных труб (водостоков), лотков, кюветов, быстротоков, дождеприемных колодцев. Проектирование поверхностного водоотвода необходимо осуществлять с минимальным объемом земляных работ, предусматривая сток воды со скоростями, исключающими возможность эрозии почвы.
Дождеприемные колодцы являются элементами закрытой системы дождевой (ливневой) канализации, устанавливаются в местах понижения проектного рельефа: на въездах и выездах из кварталов, перед перекрестками со стороны притока воды до зоны пешеходного перехода, в лотках проезжих частей улиц и проездов в зависимости от продольного уклона улиц.
Дождеприёмные колодцы необходимо размещать по возможности близко максимально близко к бортовому камню. Прорези водосточной решетки должны быть направлены перпендикулярно относительно оси улицы.
2.6. При обустройстве решеток, перекрывающих водоотводящие лотки на пешеходных коммуникациях, ребра решеток не должны располагаться вдоль направления пешеходного движения, а ширину отверстий между ребрами следует принимать не более 15 мм. Основными материалами для водосточных решеток являются чугун, нержавеющая сталь и пластик.
Люки, расположенные на автомобильных дорогах, необходимо проектировать "плавающего" типа - с плавающими (самонивелирующимися) опорными кольцами. Основные материалы для канализационных люков: серый чугун, высокопрочный чугун; пластик; композитная смесь.
2.7. При проектировании тротуаров надо учитывать особенности движения пешеходов, в частности то, что люди не ходят по прямым углам, на поворотах и пересечениях дорожек необходимо выполнять скругления (напимер путем установки бортового камня по радиусу от 1,5 до 5,0 метров).
2.8. Для ограничения движения автомобилей вне проезжих частей и недопущения заезда личного автотранспорта на газоны, пешеходные тротуары, велодорожки, следует применять ограничители движения - полусферы, столбики, декоративные заборы, клумбы. При перпендикулярной парковке - устанавливать ограничители на расстоянии 0,5 - 1,0 метра от края парковки.
2.9. В местах, где проходят подземные коммуникации и невозможно расположение опор перильного ограждения, для ограничения можно воспользоваться малыми архитектурными формами в виде вазонов, скамеек, урн и подобных.
2.10. Для обеспечения возможности доступа техники для уборки тротуаров, разрабатываются специальные маршруты заезда техники и используются специальные съемные ограничители движения (один на въезде, один на выезде техники).
2.11. Дорожные знаки, несущие информацию для пешеходов, велосипедистов должны устанавливаться на наименьшую по требованиям ГОСТ Р 52289-2004 высоту.
2.12. Опоры средств регулирования движения, освещения и дорожных знаков размещать только вне тротуаров, велодорожек. Размещать на стыках тротуар-велодорожка, тротуар-проезжая часть, в газонах.
Высота шрифта (в миллиметрах) для размещения надписей на информационных табличках выбирается по следующему правилу: расстояние до надписи должно быть в 300 раз больше вертикального размера шрифта или ближе.
2.13. Для повышения визуальной привлекательности населенных пунктов, а также в экологических целях необходимо при проектировании улично-дорожной сети закладывать как можно больше зеленых насаждений, уделяя особое внимание размещению деревьев на больших открытых пространствах. При разработке проекта озеленения улиц и дорог устанавливаются минимальные расстояния от зелёных насаждений до сетей подземных коммуникаций и прочих сооружений улично-дорожной сети в соответствии со строительными нормами и правилами.
2.14. При разработке проекта предусматривается увеличение буферных зон между краем проезжей части и ближайшим рядом деревьев - за пределами зоны риска необходимо высаживать специально выращиваемые для таких объектов растения. Не рекомендуется применять деревья и кустарники, имеющие блестящие листья, дающие большое количество летящих семян, обильно плодоносящих, рано сбрасывающих листву.
2.15. Могут использоваться два вида озеленения: стационарное - посадка растений в грунт и мобильное - посадка растений в специальные передвижные емкости (контейнеры, вазоны и т.п.). При проектировании необходимо указывать возраст высаживаемых деревьев - не менее трех лет; кустарников - не менее года. Высаживание деревьев на тротуарах производится с приствольными решетками и применением газонного или иного покрытия не препятствующего аэрации почвы. Цветочное оформление, используется в наиболее посещаемых местах: общественном центре, местах отдыха, парках, садах, скверах, на главных улицах населенного пункта.
2.15.1. Примыкание газонов к тротуарам надо выполнять таким образом, чтобы поверхностная вода с газонов и грунт не попадали на тротуар. Примыкание газона к бортовому камню необходимо выполнять с перепадом по высоте - грунт газона должен быть ниже на 50 мм, чем бортовой камень. При этом в случае, если газон подходит к тротуару с уклоном, необходимо крайние 30 сантиметров газона идущие вдоль тротуара вырезать ниже уровня бордюра на 3-7 сантиметров. Для эстетичного вида вырезанный лоток можно заполнить бетонной решеткой, "белым щебнем", мраморной крошкой и т.п.
2.16. Для освещения улиц на участках между пересечениями, на эстакадах, мостах и путепроводах опоры светильников располагают с двухсторонней расстановкой (симметрично или в шахматном порядке), по оси разделительной полосы, аналогично осуществляется подвеска светильников между высокими опорами на тросах. Расстояние между опорами устанавливается в зависимости от типа светильников, источников света и высоты их установки, но не более 50 м. Рекомендуется размещение оборудования декоративно-художественного (праздничного) освещения.
2.17. На опоры линий освещения и электросети рекомендуется наносить антивандальное покрытие, предотвращающее нанесение на их поверхность надписей, рисунков, расклейку листовок.
Опоры, выполняемые с цоколем и находящиеся на пешеходном тротуаре, необходимо проектировать таким образом, чтобы цоколь был скрыт декоративной накладкой либо функциональным элементом (скамейка, клумба). При этом должен быть обеспечен легкий доступ к цоколю.
3. Пешеходные переходы
3.1. Пешеходные переходы размещаются в местах пересечения основных пешеходных коммуникаций с улицами и дорогами.
3.2. При проектировании пересечений тротуаров и велодорожек с местными проездами необходимо по возможности предусматривать отступ от края проезжей части шириной 5-6 метров - для создания зоны ожидания для одной машины перед выездом на основную проезжую часть. При необходимости можно для этого изогнуть велодорожку и тротуар. При этом нужно стремиться к тому, чтобы изгиб был как можно более плавным. Оптимальный угол изгиба не более 30 градусов.
При размещении наземного пешеходного перехода на улицах нерегулируемого движения обеспечивается треугольник видимости, в зоне которого не следует допускать размещение строений, некапитальных нестационарных сооружений, рекламных щитов, зеленых насаждений высотой более 0,5 м.
3.3. Перечень элементов благоустройства наземных пешеходных переходов включает: дорожную разметку, пандусы для съезда с уровня тротуара на уровень проезжей части, осветительное оборудование, с двух сторон ярко освещающее зону пешеходного перехода в темное время суток.
3.4. В зоне наземного пешеходного перехода обеспечивается дополнительное освещение, отчетливо выделяющее его на проезжей части.
3.5. На всех въездах во дворы, местах пересечений внутренних проездов с тротуарами с высоким пешеходным траффиком, на автомобильных дорогах, расположенных вблизи детских образовательных учреждений, детских площадок, в жилых кварталах необходимо выполнять приподнятый пешеходный переход.
3.6. Светофорные объекты для пешеходов должны выполняться с табло отсчета времени до переключения сигнала.
4. Инженерные коммуникации
4.1. Объектами благоустройства на территориях инженерных коммуникаций являются охранно-эксплуатационные зоны магистральных сетей, инженерных коммуникаций.
4.2. На территории городского округа Пущино предусматриваются следующие виды технических (охранно-эксплуатационных) зон: магистральных коллекторов и трубопроводов, кабелей высокого и низкого напряжения, слабых токов, линий высоковольтных передач.
4.3. На территории выделенных технических (охранных) зон магистральных коллекторов и трубопроводов, кабелей высокого, низкого напряжения и слабых токов, линий высоковольтных передач допускается прокладка транспортно-пешеходных коммуникаций с твердыми видами покрытий, установка осветительного оборудования, средств наружной рекламы и информации, устройство площадок (детских, отдыха, стоянок автомобилей, установки мусоросборников), возведение любых видов сооружений, в том числе некапитальных нестационарных, кроме технических, имеющих отношение к обслуживанию и эксплуатации проходящих в технической зоне коммуникаций, при условии согласования с организациями, эксплуатирующими инженерные сети.
4.4. В зоне линий высоковольтных передач напряжением менее 110 кВ могут размещаться площадки для выгула и дрессировки собак.
4.5. Озеленение осуществляется в виде цветников и газонов по внешнему краю зоны, далее - посадка кустарника и групп низкорастущих деревьев с поверхностной (неглубокой) корневой системой.
5. Твердые и мягкие покрытия
5.1. Для целей благоустройства территории применяются следующие виды покрытий:
1) твердые (капитальные) - монолитные или сборные, выполняемые из асфальтобетона, цементобетона, тротуарной плитки и т.п. материалов;
2) мягкие (некапитальные) - выполняемые из природных или искусственных сыпучих материалов (песок, щебень и др.), находящихся в естественном состоянии, сухих смесях, уплотненных или укрепленных вяжущими;
3) газонные, выполняемые по специальным технологиям подготовки и посадки травяного покрова;
4) комбинированные, представляющие сочетания несколько покрытий.
Покрытие автомобильных дорог должно соответствовать требованиям, установленным строительными нормами и государственными стандартами в зависимости от категории и условий эксплуатации.
5.2. В целях улучшения архитектурно-эстетической выразительности пространства при мощении поверхностей необходимо руководствоваться следующими основными принципами:
- мощение должно отвечать технологическим требованиям при строительстве, техническим требованиям к содержанию и эксплуатации территорий, обеспечивать удобство и безопасность пешеходного и транспортного движения, высокое эстетическое качество городской среды;
- характер мощения должен отвечать планировочному и функциональному зонированию территорий, вертикальной планировке, архитектурным особенностям среды;
- цвет и рисунок мощения должны гармонировать с архитектурно-пространственным окружением, элементами благоустройства, объектами монументально-декоративного искусства;
- в целях сохранения исторического своеобразия населенных пунктов, для пешеходных зон рекомендуется использовать материал мощения из естественного камня.
5.3. Для мощения основных пешеходных коммуникаций следует применять изделия с покрытием, препятствующим скольжению обуви.
5.4. Покрытие площадок для отдыха на территории рекреационных объектов (парков, скверов и т.п.) и социальных учреждений производится в виде мощения, комбинируя с естественным грунтовым покрытием.
5.5. Для мощения покрытий на территориях жилых и общественных зон городской среды следует применять:
- асфальтовое и асфальто-бетонное покрытие;
- бетонные камни мощения и плиты;
- дорожные изделия из природного камня (брусчатка, шашка, булыжный камень и плиты из естественных каменных материалов);
- архитектурно-строительные изделия из природного камня.
Покрытия из резиновой крошки, а также из резиновой тротуарной плитки и брусчатки применяют для покрытий площадок с повышенным риском получения травм: детские площадки, игровые и спортивные зоны.
Используемые материалы должны соответствовать нормативным требованиям.
5.6. В рабочей документации необходимо увязывать форму, размеры и раскладку камней с конкретным участком мощения для уменьшения пиленых стыков. Переломы плоскостей в тротуаре в зоне въездов, перекрестков и т. д., следует совмещать со швами в покрытии.
При проектировании покрытий, составленных из камней различной конфигурации и размеров, во избежание риска поломок, следует избегать применения камней более чем в 2 раза различающимися размерами в плане.
5.7. Для объектов, где есть необходимость замаскировать незначительные пятна и следы, которые могут возникнуть от машинных масел, топлива, еды, напитков и т.д. - необходимо использовать разноцветное мощение.
Для обеспечения контрастных эффектов при любой погоде, необходимо использовать чередование камней, особенно цветных, с различной лицевой поверхностью (гладкой, текстурной, с различными видами механической обработки). При укладке рекомендуется комбинировать изделия из разных транспортных поддонов или партий.
5.8. При устройстве примыканий следует руководствоваться следующими правилами, которые необходимо прописывать в рабочей документации:
- ни один отрезанный кусок не должен быть меньше четверти полноразмерного камня;
- нельзя использовать обрезанные камни (плиты), если оставшаяся их короткая сторона не соответствует минимум половине длины большей стороны необрезанного камня (плиты);
- обрезанные камни и плиты не должны иметь острых углов (менее 45 градусов).
Примыкания также могут быть выполнены гранитными мелкоштучными камнями.
5.9. Края покрытия из плит/камней мощения должны быть обязательно зафиксированы. Для этой цели могут использоваться натуральные камни (например, брусчатка из горных пород), бортовые гранитные или бетонные камни, пластиковые или металлические полосы толщиной не менее 3 мм, антисептированные доски. В местах примыкания мощения к асфальтовому покрытию следует устанавливать бортовой камень. В местах примыкания мощения к асфальтовому покрытию (параллельное расположение в плане тротуара и велодорожки) следует устанавливать бортовой камень вровень с поверхностью асфальта велодорожки и тротуара, то есть без перепада высотных отметок.
5.10. Поперечный уклон к лоткам или другим водоотводящим устройствам должен быть не менее 2,5 _.
6. Здания, строения, сооружения, нестационарные (некапитальные) объекты
6.1. Основным требованием к фасадам зданий, сооружений является стилевое единство архитектурно-художественного образа, материалов и цветового решения.
6.2. Фасад первого этажа, включая оформление входов в жилые подъезды (двери, козырьки и пр.) и помещений, занятых учреждениями обслуживания (витрины, входы, навесы, оконные решетки и пр.), должен иметь единообразное (по одному проекту) конструктивное и архитектурное решение для всего здания. Локальные участки фасада, детали, элементы и дополнительное оборудование должны соответствовать комплексному решению фасада здания - проекту, утвержденному в установленном порядке. Цветовая гамма фасада здания определяется согласно паспорту колористического решения фасадов здания. Изменение цветового тона при эксплуатации здания, сооружения или ремонте не допускается.
6.3. Окраска фасадов разрешается только после приемки и утверждения представителем Администрации городского округа Пущино (в соответствии с паспортом колористического решения фасадов здания) проб всех колеров, выполненных на участке фасадной стены площадью 1 кв. м. Отделка фасадов зданий, расположенных в зонах охраны объектов культурного наследия, осуществляется в соответствии с законодательством в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия и проектом зон охраны объектов культурного наследия по согласованию с органами, уполномоченными
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.