Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 2
Утверждено
постановлением
администрации области
от 04 07.2019 г. N 787
Описание
создаваемой цифровой образовательной среды в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях Тамбовской области
1. Обоснование потребности в реализации мероприятия по внедрению целевой модели цифровой образовательной среды в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях
Достижение детерминирующих целей развития российского образования, определенных национальным проектом "Образование" - обеспечение его глобальной конкурентоспособности, воспитание гармонично развитой, социально ответственной личности возможно только при условии понимания основных векторов социально-экономического развития ведущих стран мира, нашей страны и обеспечения соответствия содержательной, управленческой, кадровой, материально-технической компонент образования этим векторам. Сегодня одним из основополагающих трендов, характеризующих степень развития страны, является уровень цифровизации жизненного пространства населения.
Образование является одним из ключевых факторов, обеспечивающих формирование нового качества экономики и общества, определяющих положение государства в мире и гражданина в обществе, соответственно его цифровая трансформация становится необходимым условием эффективного социально-экономического развития нашего государства.
Приоритетная роль образования в реализации основных направлений экономики Тамбовской области отражена в "Стратегии социально-экономического развития Тамбовской области до 2035 года", утвержденной Законом области от 04.06.2018 N 246-З.
Ключевой задачей цифровой трансформации российского образования в целом и региональной системы образования в частности, определено создание к 2024 году современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования всех видов и уровней.
В региональной системе образования не первый год осуществляются процессы информатизации и цифровизации управленческой деятельности, внедрения цифровых технологий в образовательную деятельность.
На сегодня накоплен существенный опыт в данном направлении: в 100% образовательных организаций внедрены электронные дневники и журналы успеваемости. 76,7% школ с филиалами организуют свою деятельность без ведения бумажного журнала успеваемости;
системно ведется работа по предоставлению государственных услуг в электронном виде, что обеспечивается в том числе за счет функционирования АИС "Комплектование ДОУ", АИС "Зачисление в 00", АИС "Зачисление в ПОО", АИС "Зачисление в ОДО";
ведется работа по переводу общеобразовательных организаций области на безналичную оплату питания, внедрению информационной системы учета выполнения норм питания, охвата им обучающихся;
рейтингование муниципальных образовательных систем, образовательных организаций, сбор форм статистической отчетности осуществляется на основе web-технологий;
внедрен программный навигатор системы дополнительного образования детей области;
в образовательный процесс внедряется электронное и смешанное обучение, электронные формы учебников, используются интерактивный мультимедийный контент "Сетевая библиотека ЭОР", образовательная онлайн-система "Мобильное Электронное Образование. Школа", ресурсы информационно-образовательных порталов Учи.ру, "Я-класс" и др., осуществляется дистанционное обучение детей;
развиваются IT-направления в рамках реализации программ дополнительного образования детей: реализуется проект "Яндекс.Лицей", в рамках которого старшеклассники проходят обучение программированию; функционирует детский технопарк "Кванториум-Тамбов"; на базе МАОУ СОШ N 1 "Школа Сколково-Тамбов" открыт класс "Ростелеком", направленный на формирование и развитие компетенций обучающихся в области современных цифровых технологий, их профессиональное самоопределение и самореализацию в приоритетных отраслях экономики; образовательные организации области принимают активное участие во всероссийских акциях, направленных на популяризацию IT-специальностей, формирование цифровых компетенций ("Час кода", "Проектория", "IТ-ланета", "Изучи интернет - управляй им" и др.);
обеспечивается информационная открытость региональной системы образования: 100%) образовательных организаций региона имеют официальные web-сайты; ведется работа по использованию социальных сетей в качестве вспомогательного коммуникативного канала с субъектами образовательных отношений; осуществляется активное взаимодействие с муниципальными, региональными и федеральными СМИ посредством цифровых каналов связи;
активно осуществляется сетевое взаимодействие субъектов образовательных отношений: функционируют 18 сетевых сообществ педагогических работников; работает региональная виртуальная площадка "Tambov-WIKI"; инициируются виртуальные образовательные события для обучающихся и учителей;
обеспечивается информационная безопасность обучающихся в сети интернет: утвержден межведомственный план мероприятий по обеспечению информационной безопасности детей на 2018 - 2020 гг.; ведется работа по построению защищенных каналов связи системы образования; обеспечена централизованная контентная фильтрация доступа к сети Интернет в образовательных организациях области; осуществляется тесное взаимодействие с управлением Роскомнадзора по Тамбовской области по информационному просвещению детей и молодежи по вопросам защиты персональных данных.
Очевидно, что в области имеется существенный потенциал для развития цифровой образовательной среды, но вместе с тем существуют и определенные проблемы технического, инфраструктурного, кадрового и содержательного характера, связанные:
с разрозненностью инструментария, используемого для автоматизации управленческой деятельности, отсутствием единой платформы, позволяющей интегрировать накопленные данные и осуществлять их системный анализ;
с дифференциацией материально-технического обеспечения городских и сельских школ, базовых школ и филиалов;
со скоростью доступа к сети Интернет, устаревшей материально-технической базой в ряде образовательных организаций, что не позволяет качественно использовать образовательный контент, онлайн-технологии в их деятельности;
с неравномерностью развития кадрового потенциала, обладающего необходимыми цифровыми компетенциями: в части муниципалитетов (органах управления образованием, школах) отсутствуют специалисты требуемой квалификации, способные обеспечить бесперебойную работу используемых информационных систем, программных продуктов и их модулей; остается невысокой степень мотивации кадрового состава в ряде муниципалитетов, образовательных организаций к внедрению элементов цифровизации в управленческий и образовательный процессы.
Внедрение целевой модели цифровой образовательной среды в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях региона позволит в кратчайшие сроки обеспечить решение обозначенных проблем, инициировать позитивные сдвиги в цифровой трансформации региональной системы образования.
2. Статистические данные по сети общеобразовательных организаций и профессиональных образовательных организаций, численности и континенту обучающихся, кадровому составу
Подготовка кадров по востребованным экономикой области 44 профессиям и 79 специальностям по 31 укрупненной группе направлений подготовки осуществляется в 25 организациях профессионального образования (из них 20 организаций областного подчинения, 5 - негосударственных организаций), в которых обучаются 18226 студентов. Образовательный процесс обеспечивают 509 преподавателей, 262 мастера производственного обучения. Управление организациями осуществляют 99 директоров, заместителей директоров и руководителей структурных подразделений. Квалификационные категории имеют 49,8% педагогических работников (26,2% - высшую квалификационную категорию, 23,6% - первую квалификационную категорию), 100% - имеют высшее и среднее профессиональное образование.
В области 107 общеобразовательных организаций-юридических лиц, 338 филиалов, в том числе 13 юр. лиц - государственные организации, 1 юр. лицо - негосударственное, 93 юр. лица (338 филиалов) -- муниципальные.
Количество обучающихся 1-11 классов - 94096 человек, из которых: 39956 чел. осваивают программы начального общего образования; 45512 чел. осваивают программы основного общего образования; 7675 чел. осваивают программы среднего общего образования (кроме того 953 чел. обучается по программам образования обучающихся с умственной отсталостью).
В общеобразовательных организациях области работают 9875 педагогических работников (в том числе 7932 учителя), 680 руководящих работников (директоров, заместителей директоров и руководителей структурных подразделений). Квалификационные категории имеют 48,7% педагогических работников (9,4% - высшую квалификационную категорию, 39,3% - первую квалификационную категорию), 100% - имеют высшее и среднее профессиональное образование.
3. Информация о повышении квалификации в области цифровых технологий сотрудников и педагогов общеобразовательных организаций и профессиональных образовательных организаций, участвующих во внедрении целевой модели цифровой образовательной среды
Более 60% педагогических работников общеобразовательных организаций и организаций профессионального образования, привлекаемых к реализации мероприятий по внедрению целевой модели цифровой образовательной среды, прошли повышение квалификации по вопросам организации дистанционного обучения, разработки информационных образовательных ресурсов, применения в образовательном процессе проектных технологий и другим, связанным с созданием в образовательной организации информационно-развивающей среды. Не менее 45% учителей и 25% преподавателей профессиональных образовательных организаций активно применяют информационные технологии в образовательном процессе, участвуют в работе профессиональных сетевых сообществ. Активно работают 18 сетевых профессиональных сообществ педагогов, ежегодно проводится конкурс профессионального мастерства "IТ-учитель", конкурсы на лучшие информационные образовательные ресурсы, лучшие методические разработки.
Вместе с тем, вопросы цифровой трансформации системы образования требуют дополнительного повышения квалификации, в ряде случаев - профессиональной переподготовки всех категорий управленческих работников и педагогических. По мере внедрения в образовательные организации области целевой модели цифровой образовательной среды будет организовано обучение 100% педагогического и административно-управленческого персонала по организационно-управленческим и содержательно-методическим вопросам внедрения и работы в условиях цифровой среды. Обучение, повышение квалификации будет осуществляться по согласованию с Центром цифровой трансформации образования с привлечением ведущих ученых и практиков, как в очном, так и в дистанционном форматах.
4. Информация о цифровой трансформации региональный системы образования
Под цифровой трансформацией системы образования понимаем целенаправленный планомерный процесс интеграции цифровых технологий во все аспекты деятельности образовательных организаций, требующий внесения коренных изменений в методологию, технологии, операции, процессы и модели работы.
Цифровая трансформация региональной системы образования должна привнести качественные изменения в основные составляющие образовательного пространства как каждой образовательной организации, так и региона в целом, обеспечить процессы полной или частичной автоматизации. В качестве ключевых направлений деятельности, обеспечивающих эффективность интеграции цифровых технологий в региональную систему образования, определим:
обеспечение инфраструктурной модернизации;
автоматизацию административных, управленческих и обеспечивающих процессов (как на уровне образовательной организации, так и на уровне региона);
модернизацию технологий и содержания обучения с позиций формирования у субъектов образовательных отношений цифровых компетенций;
формирование кадрового потенциала системы образования, обладающего ключевыми цифровыми компетенциями, и способностью использовать в своей деятельности современные цифровые решения.
В рамках цифровой трансформации осуществляются структурные и качественные изменения системы образования как в целом на уровне области, так и в каждой образовательной организации, включенной в реализацию мероприятий, а также обновляются и расширяются наборы технологий, методических и методологических подходов.
С целью формирования единого цифрового образовательного пространства региона будет создан региональный портал системы образования, который обеспечит взаимодействие между разными уровнями образования посредством "единого окна", возможность интеграции используемых образовательными организациями цифровых ресурсов между собой и с внешними системами, например, электронными дневниками и журналами.
Будет обеспечено обучение педагогических и руководящих работников навыкам использования новых технологий. Для успеха цифровой трансформации все работники образовательной организации должны быть готовы к любым изменениям процессов, если эти изменения необходимы для повышения эффективности и продуктивности. Такая готовность означает и умение мыслить творчески, и знание новых технологий, и умение использовать их с максимальной эффективностью. Работа с кадрами начнется с выявления профессиональных дефицитов, соотнесенных с базовой моделью компетенций цифровой экономики, разработка которой будет осуществлена в рамках реализации программы "Цифровая экономика Российской Федерации". Будут сформированы профили цифровых компетенций для всех участников образовательного процесса (педагоги, административно-управленческий персонал), в том числе и для обучающихся.
Основной этап цифровой трансформации - изменение основ организации образования: от образования как процесса передачи знаний, формирования умений и навыков - к образованию как процессу непрерывного развития и применения компетенций; от образования для всех - к образованию для каждого; от непрерывного образования - к непрерывному личностному развитию в течение всей жизни.
Новая экономика требует формирования актуальных цифровых компетенций граждан, базовый уровень которых должен быть сформирован уже в школе. С этой целью необходимо обеспечить внедрение в образовательную программу образовательных организаций современных цифровых технологий (виртуальной и дополненной реальности, цифровых двойников и других технологий в освоении отдельных предметных областей).
Предстоит сформировать на основе новейших платформ и технологий единое цифровое пространство содержания образования, в которое будут включены все образовательные программы, модели компетенций и протоколы обмена данными между ними. Будут созданы условия для выстраивания индивидуальных образовательных маршрутов в течение всей жизни человека и формирования персональных профилей компетенций. Необходимым элементом цифровой среды станет единая система независимой оценки компетенций в сфере образования всех уровней и видов.
Внутренняя среда школы, основанная на цифровых технологиях, обеспечит концентрацию наиболее значимых ресурсов, позволит выстроить системы доступа, организовать внутреннюю и внешнюю логистику информационных потоков.
Цифровая среда принципиально изменит подходы к управлению школой (система "Умная школа", электронный документооборот), обеспечению безопасности (электронная система контроля), доступности и инклюзии (позволит интегрировать территориально разобщенных участников образовательного процесса).
Обновление материально-технической базы образовательных организаций позволит обеспечить их современным компьютерным оборудованием, периферийным оборудованием, программным обеспечением и презентационным оборудованием, позволяющим обеспечить доступ обучающихся, сотрудников и педагогических работников к цифровой образовательной инфраструктуре и контенту, а также автоматизировать и повысить эффективность организационно-управленческих процессов.
Внедрение в образовательных организациях цифровой среды обеспечит региональную систему образования эффективным инструментом для формирования позитивного информационного поля сферы образования, положительного отношения общественности к значимым событиям, позволит обеспечить своевременное информирование и получение обратной связи от референтных групп, разъяснение сути происходящих изменений в системе образования с использованием современных, востребованных способов коммуникации. Будет осуществлено обновление информационного наполнения и функциональных возможностей открытых и общедоступных информационных ресурсов образовательных организаций; причем акцент будет сделан на обеспечение возможности получения репрезентативных данных, обратной связи от родителей (законных представителей) обучающихся, актуальных для прогнозирования развития системы образования.
В организационном плане цифровую трансформацию системы образования предполагается реализовать на основе каскадной модели с приданием статуса "Ресурсный центр цифрового образования" образовательным организациям, первыми приступившим к созданию цифровой образовательной среды. Ресурсные центры обеспечивают консультационное, методическое, техническое сопровождение прикрепленных к ним образовательных организаций, вступающих в проект позднее. Общее управление и контроль за ходом реализации проекта остается за ведомственным проектным офисом.
Индикаторы внедрения целевой модели цифровой образовательной среды и предварительная калькуляция операционных расходов представлены в приложениях и N 1 и N 2.
Перечень общеобразовательных организаций и профессиональных образовательных организаций, в которых планируется внедрение целевой модели цифровой образовательной среды в 2020 - 2022 годах представлен в приложении N 3.
Также будет реализована модель "Цифровой муниципалитет", в рамках которой будут отработаны способы взаимодействия, технологии обмена данными, организации образовательного процесса базовой школы с филиалами.
Использование цифровых технологий в различных сферах жизнедеятельности человека, и в частности в сфере образования, позволяет достигнуть значимых социальных эффектов.
Построение безопасной цифровой образовательной среды, цифровая трансформация образовательной деятельности позволит региональной системе образования выйти на новый уровень развития, повысить эффективность деятельности образовательной организации, адаптированной к требованиям современного информационного общества.
Будет оптимизирована деятельность образовательных организаций, значительно сокращены временные и трудовые затраты на формирование различных видов отчетности, автоматизирована управленческая, административная, хозяйственная деятельность.
Учителя получат возможность пользоваться современным, качественным контентом, цифровыми технологиями, что позволит снизить нагрузку при подготовке к занятиям, повысить интерес учащихся к своему предмету.
Обучающиеся смогут учиться по индивидуальным образовательным траекториям, учитывающим их склонности, интересы, особенности развития, изучать отдельные модули посредством онлайн-курсов, результаты прохождения которых будут засчитываться школой.
Детям будет предоставлена возможность изучать цифровые технологии, программирование на базе специально созданных центров дополнительного образования, дистанционно и в рамках обновленных образовательных программ.
Родители получат возможность повысить свой уровень информированности о состоянии региональной системы образования в целом и об индивидуальных достижениях своего ребенка в частности; донести свою позицию по значимым вопросам до всех субъектов образовательных отношений; стать активным участником развития региональной системы образования.
В целом школа получит принципиально новые возможности: перейти от обучения в классной комнате к обучению в любом месте и в любое время;
проектировать индивидуальный образовательный маршрут, тем самым удовлетворять образовательные потребности личности обучающегося;
формировать компетенции обучающихся, соответствующие требованиям цифровой экономики: от активного пользователя электронных ресурсов к создателю электронных продуктов.
5. Опыт Тамбовской области в реализации федеральных и международных проектов (мероприятий) в области образования
В области накоплен определенный потенциал по созданию информационной среды в образовательных организациях, что позволит эффективно решить задачи по внедрению цифровой образовательной среды.
В период с 1990 по 2000 годы на территории региона были реализованы масштабные проекты по информатизации общего, начального, среднего профессионального и высшего профессионального образования. В образовательные организации области были закуплены компьютеры, принтеры, были открыты 2 центра по подготовке учителей информатики и вычислительной техники. В образовательный процесс постепенно началось внедрение компьютерных технологий.
С 2005 по 2010 годы все школы области были подключены к сети Интернет, во всех 30 базовых школах области были созданы центры дистанционного образования. Педагоги области активно участвовали в реализации международной программы Intel "Обучение для будущего", международной программе "Партнерство в образовании", реализуемой Корпорацией Microsoft. С 2008 года область принимала участие в проекте "Сетевая школа управленцев", реализуя федеральный проект "Формирование сетевой школы управленческих кадров общего образования".
В течение последних 5 лет школы области участвуют в реализации проектов "Яндекс.Лицей", "Якласс". В 2018 году в регионе открыт единственный в центральном федеральном округе класс цифрового образования "Ростелеком". 100% обучающихся подключены к системам электронных дневников и журналов обучающихся, активно используются образовательные платформы "Учи.ру", "Российская электронная школа", "Мобильное электронное образование". На базе информационнобиблиотечных центров проходят on-line занятия с преподавателями вузов, реализуются сетевые проекты.
Опыт выполнения в регионе федеральных проектов (мероприятий) в области образования за последние 3 года
Наименование проекта/мероприятия |
Объем и источник финансирования, тыс. руб. |
Основные результаты |
1 |
2 |
3 |
1. Программа Тамбовской области "Защитим детей от насилия!" на 2015 - 2017 гг. (постановление администрации области от 11.03.2015 N 228) |
Средства фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации - 29956,2; бюджет Тамбовской области - 74262,9; внебюджетные средства - 57,5 |
Расширена сеть и инфраструктура социальных услуг для детей и семей с детьми; снизилась численность детей, отобранных у родителей при непосредственной угрозе жизни или здоровью детей |
2. Реализация проекта "Разработка, апробация и внедрение системы мер по повышению качества работы школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях, с различными социальными статусами и затратами ресурсов школы" (письмо управления образования и науки области от 26.04.2016 N 1.01-25/1535) |
Бюджет Тамбовской области - 300 |
Разработаны и тиражированы программы помощи школам, координирующие усилия всех уровней системы образования, вовлекающие родителей и местное сообщество |
3. Реализация мероприятия 5.1 федеральной целевой программы развития образования (далее - ФЦПРО) на 2016 - 2020 гг. "Развитие национально-региональной системы независимой оценки качества общего образования через реализацию пилотных региональных проектов и создание национальных механизмов оценки качества" (соглашение от 14.02.2017 N 077-08-043) |
Федеральный бюджет - 7043,0; бюджет Тамбовской области и местный бюджет - 3018,4 |
Развитие технологического обеспечения процедур оценки качества образования: закуплено и направлено в пункты проведения экзаменов 359 единиц оборудования; разработан инструментарий и проведен мониторинг уровня социальной зрелости 1577 выпускников основной школы; из 22 общеобразовательных организаций; обучено 267 педагогических работников |
4. Реализация мероприятия 2.4 "Модернизация технологий и содержания обучения в соответствии с новым федеральным государственным образовательным стандартом (далее - ФГОС) посредством разработки концепций модернизации конкретных областей, поддержки региональных программ развития образования и поддержки сетевых методических объединений" ФЦПРО на 2016 - 2020 гг. (соглашение от 25.05.2016 N 08G29.24/009, от 19.02.2017 N 074-08-438) |
Федеральный бюджет - 11156,1; бюджет Тамбовской области и местный бюджет - 4800,6 |
Обучено 3901 педагогический работник; создано 30 информационных библиотечных центров; в 18 сетевых сообществах создан региональный банк методических материалов и медиаресурсов в поддержку практической реализации предметных концепций |
5. Реализация мероприятия 2.2 ФЦПРО на 2016 - 2020 гг. "Повышение качества образования в школах с низкими результатами обучения и в школах, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях, путем реализации региональных проектов и распространение их результатов" (соглашение от 19.02.2017 N 074-08-438) |
Федеральный бюджет - 959,5; бюджет Тамбовской области и местный бюджет - 3536,2 |
Обучено 305 руководящих и педагогических работников 20 школ с низкими результатами обучения и школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях, в том числе специалистов 16 органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования; разработана региональная программа повышения качества образования и 16 муниципальных программ помощи школам |
6. Реализация мероприятия 1.6 Федеральной целевой программы "Русский язык" на 2016 - 2020 гг. "Развитие содержания, форм, методов повышения кадрового потенциала педагогов и специалистов по вопросам изучения русского языка |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.