Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Утвержден
постановлением
администрации города
от 11.07.2019 N 915
Порядок
разработки, утверждения и реализации муниципальных программ города Котовска Тамбовской области
1. Общие положения
1.1. Порядок разработки, утверждения и реализации муниципальных программ города Котовска Тамбовской области (далее - Порядок) определяет правила разработки, утверждения и реализации муниципальных программ на территории города Котовска (далее - муниципальные программы), а также контроля за ходом их реализации.
Настоящий Порядок разработан в соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.10.2018 г. N 1288 "Об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации".
1.2. Основные понятия, используемые в настоящем Порядке:
муниципальная программа - система мероприятий (взаимоувязанных по задачам, срокам и механизмам осуществления, ресурсам и результатам) социально - экономического, организационного, правового, финансового и иного характера, обеспечивающих в рамках реализации ключевых муниципальных функций достижение стратегических приоритетов и целей в сфере социально - экономического развития города Котовска;
подпрограмма муниципальной программы (далее - подпрограмма) - комплекс взаимоувязанных по целям, срокам, ресурсам основных мероприятий, выделенный исходя из масштаба и сложности задач, решаемых в рамках муниципальной программы;
сфера реализации муниципальной программы (подпрограммы) - сфера социально - экономического развития, на решение проблем в которой направлена соответствующая муниципальная программа (подпрограмма);
основные параметры муниципальной программы (подпрограммы) - цели, задачи, показатели (индикаторы), ожидаемые конечные результаты реализации муниципальной программы (подпрограммы), сроки их достижения, объем ресурсов, необходимый для достижения целей муниципальной программы (подпрограммы);
проблема социально - экономического развития - противоречие между желаемым и текущим (действительным) состоянием сферы реализации муниципальной программы (подпрограммы);
факторы риска - вероятные явления, события, процессы, не зависящие от участников муниципальной программы и негативно влияющие на основные параметры муниципальной программы (подпрограммы);
цель - формируемый при анализе проблемной ситуации приоритет, достижение которого с учетом имеющихся ресурсов и в заданных временных рамках ведет к достижению стратегических целей и задач социально - экономического развития города;
задача - результат реализации совокупности взаимосвязанных мероприятий, направленных на достижение цели (целей) муниципальной программы (подпрограммы);
основное мероприятие - комплекс взаимосвязанных мер (проектов, действий), характеризуемый значимым вкладом в достижение определенной задачи программы (подпрограммы);
показатель (индикатор) - количественно выраженная характеристика достижения цели или решения задачи;
ответственный исполнитель муниципальной программы - структурное подразделение администрации города или муниципальное учреждение города, определенные ответственными в соответствии с утвержденным перечнем муниципальных программ и обладающее полномочиями, установленными настоящим Порядком;
соисполнители муниципальной программы - структурные подразделения администрации города и/или муниципальные учреждения города, ответственные за разработку, реализацию и мониторинг подпрограммы (подпрограмм) и/или отдельных мероприятий, входящих в состав муниципальной программы;
мониторинг - процесс наблюдения за реализацией основных параметров муниципальной программы (подпрограммы);
федеральный проект - проект, обеспечивающий достижение целей, целевых и дополнительных показателей, выполнение задач национального проекта и (или) достижение иных целей и показателей, выполнение иных задач по поручению и (или) указанию Президента Российской Федерации, поручению Председателя Правительства Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, решению Совета, президиума Совета, поручению куратора соответствующего национального проекта;
региональный проект - проект, обеспечивающий достижение целей, показателей и результатов федерального проекта, мероприятия которого относятся к законодательно установленным полномочиям субъекта Российской Федерации, а также к вопросам местного значения муниципальных образований, расположенных на территории указанного субъекта Российской Федерации.
1.3. Муниципальная программа объединяет все финансовые и иные ресурсы, планируемые на достижение определенной стратегической цели социально-экономического развития города.
1.4. Муниципальная программа формируется на основе долгосрочных целей социально - экономического развития, показателей (индикаторов) их достижения и учета положений стратегических и программных документов, утвержденных Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации, администрацией Тамбовской области, Администрацией города Котовска Тамбовской области.
1.5. Муниципальная программа может включать в себя подпрограммы, содержащие основные мероприятия, мероприятия федеральных (региональных) проектов, а также прочие основные мероприятия и мероприятия федеральных (региональных) проектов, не вошедшие в подпрограммы.
Включение в муниципальную программу основных мероприятий других муниципальных программ не допускается.
1.6. Муниципальные программы разрабатываются на срок не менее шести лет.
1.7. Муниципальные программы утверждаются постановлением администрации города.
Внесение изменений в муниципальную программу (подпрограмму) осуществляется в порядке, установленном для разработки и утверждения муниципальных программ.
Внесение изменений в муниципальную программу в части федеральных (региональных) проектов осуществляется в случае изменения общих основных параметров реализации федеральных (региональных) проектов на соответствующий год.
2. Требования к содержанию и структуре муниципальных программ
2.1. Муниципальная программа содержит Паспорт муниципальной программы по форме согласно приложению N 1 к настоящему Порядку, текстовую часть и приложения к текстовой части муниципальной программы по формам согласно приложениям N 2-5 к настоящему Порядку.
2.2. Текстовая часть муниципальной программы состоит из следующих разделов:
раздел 1 "Общая характеристика сферы реализации муниципальной программы";
раздел 2 "Приоритеты развития муниципального образования в сфере реализации муниципальной программы, цели, задачи, сроки и этапы реализации муниципальной программы";
раздел 3 "Показатели (индикаторы) достижения целей и решения задач, основные ожидаемые конечные результаты муниципальной программы";
раздел 4 "Обобщенная характеристика подпрограмм, мероприятий муниципальной программы";
раздел 5 "Прогноз сводных показателей муниципальных заданий в рамках реализации муниципальной программы";
раздел 6 "Обоснование объема финансовых ресурсов, необходимых для реализации муниципальной программы";
раздел 7 "Механизмы реализации муниципальной программы".
2.3. Раздел 1 должен содержать характеристику текущего состояния и основных проблем в сфере реализации муниципальной программы, в том числе анализ социальных, финансовых, экономических и прочих факторов, влияющих на их решение, факторов рисков реализации муниципальной программы.
2.4. Раздел 2 должен содержать описание приоритетов в соответствующей сфере социально - экономического развития города, целей, задач, сроков и этапов реализации муниципальной программы.
Цели муниципальной программы должны соответствовать приоритетам социально - экономического развития города и быть согласованы с целями соответствующей государственной программы Российской Федерации, государственной программы Тамбовской области и федерального (регионального) проекта.
Цель должна обладать следующими свойствами:
специфичность (цель должна соответствовать сфере реализации муниципальной программы и полномочиям городского округа в этой сфере);
конкретность (не допускаются размытые (нечеткие) формулировки, имеющие произвольное или неоднозначное толкование);
измеряемость (должна существовать возможность проверки достижения цели);
достижимость (цель должна быть потенциально достижима за период реализации муниципальной программы);
релевантность (соответствие формулировки цели ожидаемым конечным результатам реализации муниципальной программы).
Формулировка цели должна быть краткой и ясной и не должна содержать специальных терминов, указаний на иные цели, задачи или результаты, которые являются следствиями достижения самой цели, а также описания путей, средств и методов достижения цели.
Комплекс задач должен быть необходим и достаточен для достижения соответствующей цели.
Способом реализации задачи является механизм реализации программного мероприятия, представляющий собой долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные инструменты реализации муниципальной программы, в том числе финансовые.
На основе последовательности решения задач муниципальной программы определяются этапы ее реализации. Для каждого из этапов в обязательном порядке определяются промежуточные результаты реализации муниципальной программы.
При формулировании целей и задач необходимо обеспечить инструментарий проверки и подтверждения их достижения (решения) в виде системы индикаторов и показателей.
Дублирование целей и задач муниципальной программы, а также индикаторов для оценки их достижения (решения) в других муниципальных программах не допускается.
2.5. Раздел 3 должен содержать описание показателей (индикаторов) достижения целей и задач, основных ожидаемых конечных результатов муниципальной программы. Данный раздел дополняется приложением к муниципальной программе и оформляется по форме согласно приложению N 2 к настоящему Порядку.
Целевые индикаторы должны быть согласованы с показателями реализации государственных программ Тамбовской области, федеральных (региональных) проектов, соглашений с региональными органами исполнительной власти, а также с показателями, установленными для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления.
Используемые индикаторы и показатели должны соответствовать следующим требованиям:
адекватность (индикатор и показатель должен очевидным образом характеризовать прогресс в достижении цели или решении задачи и охватывать все существенные аспекты достижения цели или решения задачи);
точность (погрешности измерения не должны приводить к искаженному представлению о результатах реализации муниципальной программы);
объективность (не допускается использование индикаторов и показателей, улучшение отчетных значений которых возможно при ухудшении реального положения дел);
достоверность (способ сбора и обработки исходной информации должен допускать возможность проверки точности полученных данных в процессе независимого мониторинга и оценки муниципальной программы);
однозначность (определение индикатора и показателя должно обеспечивать одинаковое понимание существа измеряемой характеристики как специалистами, так и конечными потребителями услуг, для чего следует избегать излишне сложных показателей, а также показателей, не имеющих четкого, общепринятого определения и единиц измерения);
сопоставимость (обеспечение сопоставимости показателей за отдельные периоды с показателями, используемыми для оценки прогресса в реализации сходных программ, а также с областными показателями).
Индикаторы и показатели федеральных (региональных) проектов, подпрограмм должны быть увязаны с индикаторами и показателями, характеризующими достижение цели (целей) муниципальной программы.
Индикаторы и показатели должны иметь количественные значения, отражающие фактическое описание ситуации на момент разработки и утверждения муниципальной программы и запланированные по годам реализации муниципальной программы, измеряемые или рассчитываемые по установленным методикам, и определяться на основе данных официальной ведомственной и/или статистической отчетности.
Единица измерения показателя выбирается из общероссийского классификатора единиц измерения.
Не допускается использовать в качестве показателей (индикаторов) плановые и фактические значения бюджетных расходов и объемов вложенных в мероприятие (проект) средств за счет других источников.
Ожидаемые конечные результаты муниципальной программы представляют собой характеризуемое количественными и/или качественными показателями состояние (изменение состояния) социально-экономического развития города, которое отражает выгоды от реализации муниципальной программы.
Система ожидаемых конечных результатов муниципальной программы включает результаты для города и населения, вклад муниципальной программы в достижение целей социально-экономического развития города, а также результаты, характеризующие развитие сферы (отрасли).
Непосредственные результаты характеризуют объем реализации основного мероприятия и направлены на достижение конечных результатов муниципальной программы.
2.6. Раздел 4 должен содержать перечень и краткое описание подпрограмм, мероприятий федеральных (региональных) проектов, которые необходимо реализовать для решения задач муниципальной программы и достижения поставленных целей. Данный раздел дополняется приложением к муниципальной программе и оформляется по форме согласно приложению N 3 к настоящему Порядку.
Программные мероприятия должны быть увязаны по срокам и ресурсам.
Масштаб основного мероприятия должен обеспечивать возможность контроля хода выполнения муниципальной программы и решения определенной задачи.
Основные мероприятия необходимо формировать с учетом возможности отражения их наименования в целевых статьях расходов бюджета города Котовска Тамбовской области.
В случае участия города Котовска Тамбовской области в реализации федерального, регионального проекта в состав муниципальной программы включаются основные мероприятия, направленные на реализацию соответствующего федерального (регионального) проекта. Федеральный (региональный) проект отражается в виде основного мероприятия в составе соответствующих муниципальных программ (подпрограмм), к сфере реализации которых он относится. Наименование основного мероприятия должно включать указание на наименование федерального (регионального) проекта.
В случае, если мероприятия федерального (регионального) проекта входят в состав нескольких муниципальных программ, в каждую из них включается информация о реализации соответствующего федерального (регионального) проекта.
2.7. Муниципальная программа может содержать прогноз сводных показателей муниципальных заданий в разделе 5 в случае оказания (выполнения) в рамках муниципальной программы муниципальными учреждениями муниципальных услуг (работ) юридическим и/или физическим лицам и дополняться приложением к муниципальной программе по форме согласно приложению N 4 к настоящему Порядку.
2.8. Раздел 6 должен содержать обоснование объема финансовых ресурсов, необходимых для реализации муниципальной программы за счет средств бюджета города, а также прогнозного объема финансирования за счет иных источников (федерального и областного бюджетов, внебюджетных источников) с расшифровкой по ответственным исполнителям и соисполнителям муниципальной программы, а также подпрограммам и основным мероприятиям, не вошедшим в подпрограммы, по годам реализации муниципальной программы (дополняется приложением к муниципальной программе и оформляется по форме согласно приложению N 5 к настоящему Порядку).
2.9. Раздел 7 должен содержать взаимоувязанный комплекс экономических, правовых, организационных мер, обеспечивающих достижение целей и решение задач муниципальной программы.
К реализации программных мероприятий ответственным исполнителем и/или соисполнителем могут привлекаться исполнители программных мероприятий - организации, определяемые после утверждения муниципальной программы, в порядке, установленном законодательством о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд, а также муниципальные бюджетные учреждения, в порядке, установленном администрацией города о формировании муниципального задания в отношении муниципальных бюджетных и казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания.
Данный раздел включает информацию о распределении ответственности и порядке взаимодействия по реализации муниципальной программы между ответственным исполнителем и соисполнителями муниципальной программы, а также исполнителями программных мероприятий.
2.10. С целью обеспечения открытости и доступности информации проекты муниципальных программ подлежат публичному обсуждению. Ответственный исполнитель за 15 дней до направления проекта муниципальной программы на согласование в соответствии с настоящим Порядком обеспечивает размещение данного проекта на официальном сайте органов местного самоуправления города Котовска Тамбовской области в информационно-телекоммуникационной сети Интернет с указанием дат начала и окончания приёма предложений.
Поступившие предложения рассматриваются ответственным исполнителем, соисполнителями (при необходимости) и участником публичного обсуждения совместно при доработке проекта муниципальной программы. Информация о результатах публичного обсуждения прилагается к проекту муниципальной программы при ее представлении на согласование.
3. Основание, этапы разработки, внесения изменений и согласование муниципальных программ
3.1. Разработка проектов муниципальных программ осуществляется на основании перечня муниципальных программ (далее - Перечень).
Проект Перечня формируется отделом экономической политики администрации города на основании положений нормативных правовых актов Российской Федерации, Тамбовской области, города Котовска, предусматривающих реализацию муниципальных программ, а также с учетом предложений структурных подразделений администрации города, и утверждается распоряжением администрации города.
Внесение изменений в Перечень производится на основании предложений структурных подразделений администрации города до внесения на сессию Котовского городского Совета народных депутатов проекта решения о бюджете города.
3.2. Разработка проекта муниципальной программы (изменений в муниципальную программу) производится ответственным исполнителем совместно с соисполнителями в соответствии с настоящим Порядком.
3.3. Проекты постановления администрации города об утверждении муниципальной программы (изменений в муниципальные программы) подлежат обязательному согласованию с отделом экономической политики администрации города, финансовым отделом администрации города, соисполнителями муниципальных программ.
3.4. К проекту муниципальной программы (изменений в муниципальную программу), представляемой на согласование, должны быть приложены:
копии нормативных правовых актов, явившихся основанием для разработки муниципальной программы (внесения изменений);
пояснительная записка;
финансово-экономическое обоснование необходимых финансовых ресурсов на реализацию муниципальной программы;
информация о результатах публичного обсуждения проекта муниципальной программы (данная норма не относится к внесению изменений в муниципальную программу).
3.5. Согласованный с соисполнителями проект муниципальной программы (изменений в муниципальную программу) направляется ответственным исполнителем муниципальной программы в отдел экономической политики администрации города для подготовки заключения.
Отдел экономической политики администрации города не более 10 календарных дней осуществляет оценку проекта муниципальной программы и представляет заключение в финансовый отдел администрации города.
Финансовый отдел администрации города, учитывая данное заключение, в течение 10 календарных дней подготавливает и направляет ответственному исполнителю муниципальной программы обоснованное заключение о возможности финансирования муниципальной программы в предполагаемых объемах.
При необходимости - наличии разногласий по вопросам объемов финансирования, состава и содержания муниципальной программы между ответственным исполнителем, соисполнителями муниципальной программы, отделом экономической политики администрации города, финансовым отделом администрации города указанный вопрос рассматривается совместно с заинтересованными сторонами.
Доработанный проект муниципальной программы (изменений в муниципальную программу) повторно направляется для согласования в финансовый отдел администрации города.
3.6. Муниципальные программы, предлагаемые к реализации, начиная с очередного финансового года, утверждаются постановлениями администрации города до внесения на сессию Котовского городского Совета народных депутатов проекта решения о бюджете города.
Муниципальные программы подлежат приведению в соответствие с решением о бюджете города Котовска не позднее трех месяцев со дня вступления его в силу.
Муниципальные программы подлежат приведению в соответствие с изменениями в решение о бюджете города не позднее одного месяца со дня вступления их в силу.
В очередном финансовом году не допускается внесение изменений в основные параметры муниципальной программы, относящиеся к истекшему периоду.
При уточнении объема финансового обеспечения реализации муниципальной программы при необходимости подлежат уточнению и иные основные параметры муниципальной программы.
3.7. Утвержденная муниципальная программа (изменения в программу) подлежит официальному опубликованию.
4. Финансовое обеспечение реализации муниципальных программ
4.1. Финансовое обеспечение реализации муниципальных программ осуществляется за счет бюджетных ассигнований бюджета города Котовска, привлеченных средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и внебюджетных источников.
4.2. Объем бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение реализации муниципальных программ утверждается решением Котовского городского Совета народных депутатов о бюджете города по соответствующей каждой программе целевой статье расходов бюджета в соответствии с нормативным правовым актом администрации города, утвердившим программу, а также с учетом результатов реализации муниципальной программы за предыдущий период.
4.3. Планирование бюджетных ассигнований на реализацию муниципальных программ в очередном финансовом году и плановом периоде осуществляется в соответствии с нормативными актами, регулирующими порядок составления проекта бюджета города и планирование бюджетных ассигнований.
5. Управление и контроль реализации муниципальных программ
5.1. Для обеспечения мониторинга муниципальной программы ответственный исполнитель совместно с соисполнителями отчитывается о ходе ее выполнения.
При наличии в муниципальной программе соисполнителей они представляют свою информацию о ходе реализации муниципальной программы за отчетный период ответственному исполнителю.
Ответственный исполнитель по итогам года в срок до 20 февраля года, следующего за отчетным, представляет по электронной почте и на бумажном носителе в отдел экономической политики администрации города отчет о ходе реализации муниципальной программы, который включает:
сведения о степени выполнения мероприятий муниципальной программы по форме согласно приложению N 6 к настоящему Порядку;
отчет об использовании финансовых средств, предусмотренных на реализацию муниципальной программы за счет всех источников, по форме согласно приложению N 7 к настоящему Порядку;
фактические сводные показатели муниципальных заданий (согласно приложению N 8 к настоящему Порядку), достигнутые муниципальными учреждениями;
сведения о достижении значений показателей (индикаторов) муниципальной программы, подпрограмм муниципальной программы, (указываются согласно приложению N 9 к настоящему Порядку, с обоснованием отклонений по показателям (индикаторам), плановые значения по которым не достигнуты); пояснительную записку, в которой отражаются:
сведения о контроле ответственного исполнителя за исполнением муниципальной программы в полном объеме и по всем источникам: об участии в федеральных, областных программах и конкурсах, о заключении контрактов, соглашений, проведенных торгах, нахождении средств на счетах ответственного исполнителя, соисполнителей муниципальной программы и исполнителей программных мероприятий, определенных на конкурсной основе;
сведения о соответствии фактических значений основных целевых индикаторов, установленным при утверждении муниципальной программы, а также сведения о показателях, значения которых отличаются от среднеобластных в худшую сторону или имеют неблагоприятную динамику при реализации муниципальной программы;
информация о динамике целевых показателей и индикаторов в соответствии с полнотой финансирования муниципальной программы: описание положительной (отрицательной) динамики целевых показателей в соответствии с увеличением (уменьшением) финансирования муниципальной программы. В случае не достижения утвержденных в муниципальной программе показателей ответственный исполнитель обязан объяснить причины невыполнения данных показателей;
информация о ходе и полноте выполнения мероприятий и муниципальной программы в целом, о причинах несвоевременного выполнения мероприятий;
информация о достигнутой экономии бюджетных расходов на выполнение работ, поставку товаров и предоставление услуг для реализации мероприятий от проведения торгов (конкурсов) на участие в реализации программных мероприятий и направлениях расходования сэкономленных средств;
сведения о внедрении и эффективности инновационных проектов; оценка влияния фактических результатов реализации муниципальной программы на различные сферы экономики города (мультипликативный эффект);
информация о внесенных изменениях в муниципальную программу и приведении ее в соответствие с фактической реализацией: отражение в муниципальной программе изменений нормативных правовых актов, в том числе федеральных и (или) областных программ, на основании которых разрабатывалась муниципальная программа, информация об исключении (включении) мероприятий, о сокращении (увеличении) объемов финансирования.
Годовой отчет подлежит размещению на официальных сайтах администрации города и ответственного исполнителя в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
5.2. Финансовый отдел администрации города в срок до 20 февраля года, следующего за отчетным годом, представляет в отдел экономической политики администрации города информацию о финансировании расходов бюджета города на реализацию муниципальных программ (подпрограмм).
5.3. Отдел экономической политики администрации города на основании отчетов ответственных исполнителей и информации финансового отдела администрации города ежегодно до 15 апреля года, следующего за отчетным, представляет главе администрации города информацию о ходе реализации и оценке эффективности муниципальных программ.
Сводная информация об оценке эффективности реализации муниципальных программ подлежит размещению на официальном сайте органов местного самоуправления города Котовска Тамбовской области в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
5.4. Снижение эффективности реализации муниципальной программы является основанием для принятия администрацией города решения о приостановлении или прекращении действия как отдельных мероприятий муниципальной программы, так и муниципальной программы в целом, внесении в нее изменений, а также о снижении уровня ее финансирования или перераспределении на очередной финансовый год и плановый период бюджетных ассигнований на ее реализацию между ответственным исполнителем и/или соисполнителями муниципальной программы.
Оценка эффективности муниципальных программ производится в соответствии с порядком и критериями, утверждаемыми постановлением администрации города.
5.5. Руководители структурных подразделений администрации города - ответственные исполнители, соисполнители муниципальных программ, несут дисциплинарную ответственность в соответствии с законодательством РФ за эффективность реализации муниципальной программы, не достижение целевых индикаторов и/или показателей муниципальной программы, а также достоверность информации по муниципальной программе, представляемой в установленном порядке.
Заместитель главы администрации города |
Д.Г. Галцынов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.