Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к Постановлению Администрации
городского округа Сызрань
от 31.12.2015 N 4059
Порядок
проведения оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов администрации городского округа Сызрань, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности, и экспертизы нормативных правовых актов администрации городского округа Сызрань, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности
I. Общие положения
1.1. Настоящий Порядок устанавливает процедуру и правила проведения оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов Администрации городского округа Сызрань, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности, и экспертизы нормативных правовых актов Администрации городского округа Сызрань, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности.
1.2. Для целей настоящего Порядка используются следующие понятия:
оценка регулирующего воздействия проекта нормативного правового акта (далее - оценка регулирующего воздействия) - процедура, направленная на выявление положений проекта нормативного правового акта, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности или способствующих их введению, а также положений, способствующих возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности и бюджета городского округа Сызрань;
экспертиза нормативного правового акта (далее - экспертиза) - процедура, направленная на выявление в нормативном правовом акте положений, необоснованно затрудняющих осуществление предпринимательской и инвестиционной деятельности;
уполномоченный орган - постоянно действующая рабочая группа, созданная из числа представителей структурных подразделений Администрации городского округа, для проведения оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов Администрации городского округа Сызрань, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности, и экспертизы нормативных правовых актов Администрации городского округа Сызрань, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности, состав которой утверждается Распоряжением Администрации городского округа (далее - уполномоченный орган);
разработчик проекта нормативного правового акта - глава Администрации городского округа Сызрань, инициативная группа граждан, а также иной субъект правотворческой инициативы, установленный Уставом городского округа Сызрань (далее - разработчик);
публичные консультации - открытое обсуждение с лицами, интересы которых затрагиваются вводимым правовым регулированием, проекта или действующего нормативного правового акта, организуемое разработчиком и (или) уполномоченным органом в ходе проведения процедуры оценки регулирующего воздействия или процедуры экспертизы;
участники публичных консультаций - физические и юридические лица, общественные объединения в сфере предпринимательской и инвестиционной деятельности, объединения потребителей, саморегулируемые организации, научно-экспертные организации, федеральные органы исполнительной власти (их территориальные подразделения), государственные органы Самарской области, Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Самарской области, органы местного самоуправления городского округа Сызрань;
размещение уведомления о разработке предлагаемого правового регулирования (далее - уведомление) - этап процедуры оценки регулирующего воздействия, в ходе которого разработчик организует обсуждение идеи (концепции) предлагаемого им правового регулирования с заинтересованными лицами;
отчет о проведении оценки регулирующего воздействия проекта нормативного правового акта Администрации городского округа Сызрань (далее - отчет) - документ, содержащий выводы по итогам проведения разработчиком исследования о возможных вариантах решения выявленной в соответствующей сфере общественных отношений проблемы, а также результаты расчетов издержек и выгод применения указанных вариантов решения;
заключение об оценке регулирующего воздействия - завершающий процедуру оценки регулирующего воздействия документ, подготавливаемый уполномоченным органом и содержащий выводы об обоснованности полученных разработчиком результатов оценки регулирующего воздействия проекта нормативного правового акта Администрации городского округа Сызрань.
1.3. При проведении оценки регулирующего воздействия и экспертизы осуществляется анализ проблем и целей правового регулирования, выявление и оценка альтернативных вариантов решения проблем, а также определение связанных с ними выгод и издержек субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности, подвергающихся воздействию правового регулирования, для выбора наиболее эффективного (наилучшего) варианта правового регулирования.
Выбор наиболее эффективного (наилучшего) варианта правового регулирования в результате проведения оценки регулирующего воздействия основывается на оценке и сопоставлении качественных и количественных параметров положительных и (или) отрицательных последствий введения каждого из возможных способов правового регулирования в сравнении с существующим к моменту проведения оценки регулирующего воздействия правовым регулированием соответствующей сферы общественных отношений.
1.4. При осуществлении оценки регулирующего воздействия и экспертизы проводятся публичные консультации. Публичные консультации при проведении оценки регулирующего воздействия и экспертизы не проводятся, если проекты нормативных правовых актов или действующие нормативные правовые акты содержат сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну.
1.5. Задачами проведения публичных консультаций по проектам нормативных правовых актов являются:
а) максимальное вовлечение в процесс обсуждения проектов нормативных правовых актов участников публичных консультаций, а также учет их интересов;
б) обеспечение прозрачности процедур разработки проектов нормативных правовых актов (в том числе информирование заинтересованных лиц и групп), подотчетность, объективность и независимость выбора респондентов;
в) установление сроков обсуждения проектов нормативных правовых актов, достаточных для того, чтобы все заинтересованные лица и группы имели возможность подготовить и высказать аргументированную позицию.
II. Порядок проведения оценки регулирующего воздействия
2.1. Оценка регулирующего воздействия проводится:
а) разработчиками;
б) уполномоченным органом.
2.2. Оценка регулирующего воздействия проводится с учетом степени регулирующего воздействия положений, содержащихся в проекте нормативного правового акта:
а) высокая степень регулирующего воздействия - проект нормативного правового акта содержит положения, устанавливающие ранее не предусмотренные нормативными правовыми актами Администрации городского округа Сызрань обязанности, запреты и ограничения для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности, в том числе устанавливающие ранее не предусмотренные нормативными правовыми актами Администрации городского округа Сызрань административные процедуры с участием субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности, и (или) положения, приводящие к возникновению ранее не предусмотренных нормативными правовыми актами Администрации городского округа Сызрань расходов субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности и бюджета городского округа Сызрань;
б) средняя степень регулирующего воздействия - проект нормативного правового акта содержит положения, изменяющие ранее предусмотренные нормативными правовыми актами обязанности, запреты и ограничения для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности, в том числе предусмотренные нормативными правовыми актами административные процедуры с участием субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности, или способствует установлению положений, которые могут предусматривать обязанности, запреты и ограничения для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности, и (или) положения, приводящие к увеличению ранее предусмотренных нормативными правовыми актами расходов субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности и бюджета городского округа Сызрань;
в) низкая степень регулирующего воздействия - проект нормативного правового акта не содержит положений, предусмотренных пунктами "а" и "б" настоящего пункта. К проектам нормативных правовых актов низкой степени регулирующего воздействия относятся также проекты нормативных правовых актов о внесении изменений в нормативные правовые акты высокой и средней степени регулирующего воздействия, направленные исключительно на приведение положений данных нормативных правовых актов в соответствие с федеральным законодательством и (или) нормативными правовыми актами Самарской области большей юридической силы.
В случае наличия в одном проекте нормативного правового акта положений, относящихся к разным степеням регулирующего воздействия, соответствующий проект нормативного правового акта должен быть отнесен к проекту нормативного правового акта более высокой степени регулирующего воздействия, положения которой в нем предусмотрены или предположительно должны быть в нем отражены.
2.3. Процедура проведения оценки регулирующего воздействия состоит из следующих этапов:
а) размещение разработчиком уведомления о подготовке проекта нормативного правового акта (далее - уведомление) в случае проведения публичных консультаций;
б) разработка разработчиком проекта нормативного правового акта;
в) проведение разработчиком публичных консультаций в соответствии с настоящим Порядком. Проведение публичных консультаций при проведении оценки регулирующего воздействия в отношении проектов нормативных правовых актов высокой и средней степени регулирующего воздействия является обязательным. Публичные консультации в ходе проведения оценки регулирующего воздействия в отношении проектов нормативных правовых актов низкой степени регулирующего воздействия по решению разработчика могут не проводиться. В этом случае в отчете о проведении оценки регулирующего воздействия (далее - отчет) указывается на непроведение публичных консультаций;
г) составление разработчиком отчета;
д) подготовка уполномоченным органом заключения о проведении оценки регулирующего воздействия проекта нормативного правового акта в случае, если оценка регулирующего воздействия проводилась разработчиком, не являющимся уполномоченным органом (далее - заключение об оценке регулирующего воздействия).
2.4. Разработчик после принятия решения о подготовке проекта нормативного правового акта в случае проведения публичных консультаций размещает уведомление на официальном сайте муниципального образования городского округа Сызрань, путем направления уведомления и (или) иных материалов согласно настоящему Порядку в письменной и электронной формах в Администрацию городского округа Сызрань для их размещения на официальном сайте муниципального образования городского округа Сызрань (далее - сайт). Размещение уведомления на сайте является началом публичных консультаций.
Форма уведомления предусмотрена в приложении 1 к настоящему Порядку.
2.5. Сектор информационных технологий общего отдела Администрации городского округа Сызрань в срок не позднее трех рабочих дней со дня поступления материалов в Администрацию городского округа Сызрань, указанных в пункте 2.4, пункте 2.7 настоящего Порядка, размещает их на сайте.
2.6. О размещении на сайте уведомления разработчик проекта нормативного правового акта не позднее 5 рабочих дней со дня размещения, с указанием полной ссылки на электронный адрес страницы, где размещено уведомление, извещает:
уполномоченный орган;
заинтересованные органы местного самоуправления городского округа Сызрань, а также Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Самарской области;
организации, целью деятельности которых является защита и представление интересов субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности;
иные организации, экспертов в соответствующей сфере регулирования.
2.7. Разработчик обязан разместить на сайте в течение срока приема предложений, указанного в уведомлении, в соответствии с пунктом 2.10 настоящего Порядка, но не позднее, чем за 10 дней до окончания срока приема предложений следующие сведения:
текст проекта нормативного правового акта;
пояснительную записку;
финансово-экономическое обоснование;
перечень вопросов по проекту нормативного правового акта, предлагаемых к обсуждению в ходе публичных консультаций, составленный разработчиком проекта исходя из специфики проекта нормативного правового акта.
В случае если предусмотренные настоящим пунктом сведения были размещены на официальном сайте менее чем за 10 дней до окончания срока приема предложений, указанного в уведомлении, срок приема предложений участников публичных консультаций продлевается до 10 дней. Завершение приема предложений является окончанием публичных консультаций.
2.8. По результатам рассмотрения предложений участников публичных консультаций разработчик может принять мотивированное решение об отказе в разработке проекта нормативного правового акта. В этом случае разработчик размещает на сайте соответствующую информацию и в течение 3 рабочих дней извещает о принятом решении органы и организации, указанные в пункте 2.6 настоящего Порядка, которые ранее извещались о размещении уведомления (с указанием ссылки на электронный адрес страницы, где размещена информация об отказе).
2.9. Разработчик обязан рассмотреть все предложения, поступившие в срок, указанный в уведомлении, а в случае его продления - в срок, продленный с учетом положений последнего абзаца пункта 2.7 и пункта 2.11.
2.10. Срок проведения публичных консультаций (срок приема предложений от участников публичных консультаций) устанавливается разработчиком с учетом степени регулирующего воздействия положений, содержащихся в проекте нормативного правового акта, но не может составлять менее:
а) 20 календарных дней - для проектов нормативных правовых актов, содержащих положения, имеющие высокую или среднюю степень регулирующего воздействия;
б) 15 календарных дней - для проектов нормативных правовых актов, содержащих положения, имеющие низкую степень регулирующего воздействия (в случае принятия разработчиком решения о проведении публичных консультаций).
2.11. Срок проведения публичных консультаций может быть продлен по решению разработчика, который размещает соответствующее уведомление на сайте.
2.12. Публичные консультации могут дополнительно включать такие формы общественного обсуждения проекта нормативного правового акта, как опросы, "горячие линии", совещания с заинтересованными сторонами, "круглые столы", заседания общественно-консультативных органов и другие мероприятия, в том числе с использованием возможностей информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
2.13. Предложения, полученные в ходе общественного обсуждения проекта нормативного правового акта, фиксируются разработчиком и включаются в свод предложений, полученных по результатам проведения публичных консультаций.
Форма свода предложений, полученных по результатам публичных консультаций, предусмотрена в приложении N 2 к настоящему Порядку.
2.14. По результатам анализа предложений разработчик проекта нормативного правового акта оценивает последствия принятия проекта, альтернативные варианты решения проблемы, требующей правового регулирования, и выбирает эффективный вариант такого регулирования.
2.15. В течение 10 рабочих дней со дня окончания срока приема предложений по проекту нормативного правового акта разработчик подготавливает отчет о проведении оценки регулирующего воздействия по форме согласно приложению N 3 к настоящему Порядку.
2.16. В случае проведения публичных консультаций разработчик не позднее чем в течение трех рабочих дней со дня подписания руководителем данного органа отчета размещает его текст на сайте. В случае если в ходе публичных консультаций проект нормативного правового акта был скорректирован, вместе с отчетом на официальном сайте размещается скорректированный текст проекта нормативного правового акта.
2.17. При подготовке отчета о проведении оценки регулирующего воздействия рассмотрению подлежат имеющиеся сведения (расчеты, обоснования), информационно-аналитические материалы, мнения и предложения, поступившие в ходе проведения публичных консультаций, устанавливаются возможные затруднения в осуществлении предпринимательской и инвестиционной деятельности, которые могут быть вызваны применением положений проекта нормативного правового акта, а также их обоснованность и целесообразность для целей правового регулирования соответствующих отношений.
2.18. Если в результате доработки проекта нормативного правового акта разработчиком в него будут внесены изменения, содержащие положения, имеющие более высокую степень регулирующего воздействия, чем та, которая была определена для данного проекта нормативного правового акта изначально при проведении оценки регулирующего воздействия, в отношении соответствующего проекта нормативного правового акта повторно проводится оценка регулирующего воздействия в соответствии с настоящим Порядком.
2.19. Разработчик в течение трех рабочих дней со дня окончания срока для подготовки отчета о проведении оценки регулирующего воздействия направляет проект нормативного правового акта вместе с отчетом о проведении оценки регулирующего воздействия в уполномоченный орган для подготовки заключения об оценке регулирующего воздействия.
2.20. В случае отсутствия в отчете сведений, обязательных к отражению в соответствии с формой, согласно приложению N 3 настоящего Порядка, отчет возвращается уполномоченным органом для доработки разработчику в течение пяти рабочих дней со дня поступления отчета в уполномоченный орган.
2.21. На основании отчета о проведении оценки регулирующего воздействия уполномоченным органом в срок не более 15 рабочих дней со дня поступления проекта нормативного правового акта и отчета (доработанного в соответствии с пунктом 2.20 настоящего Порядка) подготавливается и направляется разработчику заключение об оценке регулирующего воздействия.
Заключение об оценке регулирующего воздействия должно содержать выводы о наличии (отсутствии) в проекте нормативного правового акта положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности или способствующих их введению, а также положений, способствующих возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности и бюджета городского округа.
Форма заключения об оценке регулирующего воздействия предусмотрена в приложении N 4 к настоящему Порядку.
2.22. В целях подготовки заключения об оценке регулирующего воздействия уполномоченный орган вправе запрашивать у разработчика дополнительные сведения, связанные с проведением оценки регулирующего воздействия. Срок представления указанных сведений не может превышать 3 рабочих дней.
2.23. Если проект нормативного правового акта содержит положения, имеющие высокую или среднюю степень регулирующего воздействия, уполномоченный орган вправе провести консультации с участниками публичных консультаций в течение срока, предусмотренного пунктом 2.21 настоящего Порядка.
2.24. Уполномоченный орган вправе обратиться к представителям предпринимательского сообщества и иным заинтересованным лицам с письменным запросом информационно-аналитических материалов и мнений по предмету оценки регулирующего воздействия нормативного правового акта, предлагая срок их предоставления.
2.25. В случае если в заключении сделан вывод о том, что разработчиком не соблюден порядок проведения оценки регулирующего воздействия, предусмотренный настоящим Порядком, либо отсутствует достаточное обоснование решения проблемы предложенным способом правового регулирования, разработчик проводит процедуры оценки регулирующего воздействия, предусмотренные настоящим Порядком, дополнительно обосновывает решение проблемы предложенным способом правового регулирования, после чего повторно направляет проект нормативного правового акта и подготовленный по результатам оценки регулирующего воздействия отчет в уполномоченный орган для подготовки заключения об оценке регулирующего воздействия.
2.26. Заключение об оценке регулирующего воздействия подлежит размещению уполномоченным органом на сайте не позднее 5 рабочих дней со дня его подписания руководителем уполномоченного органа и в этот же срок направляется разработчику. После получения положительного заключения об оценке регулирующего воздействия разработчик осуществляет всю последующую процедуру согласования проекта нормативного правового акта, предусмотренную действующими правовыми актами.
2.27. По результатам публичных консультаций и с учетом заключения уполномоченного органа об оценке регулирующего воздействия разработчик нормативного правового акта может принять одно из следующих решений:
а) внести проект нормативного правового акта на рассмотрение Администрации городского округа Сызрань;
б) доработать проект нормативного правового акта и внести его на рассмотрение Администрации городского округа Сызрань. Если в результате доработки проекта нормативного правового акта разработчиком в него будут внесены изменения, содержащие положения, имеющие более высокую степень регулирующего воздействия, чем та, которая была определена для данного проекта нормативного правового акта изначально при проведении оценки регулирующего воздействия, в отношении соответствующего проекта нормативного правового акта повторно проводится оценка регулирующего воздействия в соответствии с настоящим Порядком и требованиями Закона Самарской области от 14.11.2014 N 117-ГД "Об установлении правовых основ проведения органами местного самоуправления в Самарской области оценки регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности, и экспертизы муниципальных нормативных правовых актов, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности";
в) отказаться от внесения проекта нормативного правового акта на рассмотрение Администрации городского округа Сызрань.
2.28. Принятие нормативного правового акта, затрагивающего вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности, без положительного заключения уполномоченного органа об оценке регулирующего воздействия не допускается.
3. Порядок проведения экспертизы
3.1. Экспертиза проводится уполномоченным органом на основе ежегодного плана проведения экспертизы нормативных правовых актов Администрации городского округа Сызрань, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности (далее - ежегодный план).
3.2. Экспертиза проводится в отношении нормативных правовых актов, регулирующих отношения, участниками которых являются или могут являются субъекты предпринимательской и инвестиционной деятельности.
3.3. Ежегодный план составляется уполномоченным органом на основании сведений, которые могут быть получены самостоятельно в связи с осуществлением функций по вопросам местного значения и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, а также в результате рассмотрения предложений о проведении экспертизы, поступивших в уполномоченный орган от:
1) органов государственной власти Самарской области;
2) органов местного самоуправления;
3) субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности, ассоциаций и союзов, представляющих их интересы;
4) разработчиков;
5) иных лиц.
В план включатся нормативные правовые акты Администрации городского округа Сызрань, в отношении которых имеются сведения, указывающие, что положения нормативного правового акта могут создавать условия, необоснованно затрудняющие осуществление предпринимательской и инвестиционной деятельности.
Форма ежегодного плана предусмотрена в приложении N 5 к настоящему Порядку.
3.4. Ежегодный план утверждается на год и размещается на сайте.
3.5. Процедура проведения экспертизы состоит из следующих этапов:
а) проведение публичных консультаций по нормативному правовому акту;
в) подготовка отчета о проведении экспертизы (далее - отчет).
3.6. Для проведения публичных консультаций уполномоченный орган подготавливает:
а) уведомление о проведении экспертизы нормативного правового акта согласно приложению N 6 к настоящему Порядку;
б) текст нормативного правового акта в редакции, действующей на дату размещения уведомления о проведении экспертизы;
в) перечень вопросов для участников публичных консультаций.
Указанные в настоящем пункте материалы размещаются на сайте. Размещение уведомления на сайте является началом публичных консультаций.
3.7. О размещении на сайте материалов, указанных в пункте 3.6 настоящего Порядка, в течение 5 рабочих дней со дня их размещения извещает (с указанием полной ссылки на электронный адрес страницы, где размещено уведомление) (далее - ссылка на уведомление):
1) заинтересованные органы местного самоуправления городского округа, а также Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Самарской области;
2) организации, целью деятельности которых является защита и представление интересов субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности;
3) иные организации, эксперты в соответствующей сфере регулирования.
3.8. Срок, в течение которого уполномоченным органом проводятся публичные консультации по нормативному правовому акту, составляет 15 рабочих дней со дня размещения на сайте материалов, указанных в пункте 3.6 настоящего Порядка.
3.9. Срок проведения публичных консультаций может быть продлен по решению органа, проводящего экспертизу, который размещает соответствующее уведомление на сайте, но не более чем на 5 рабочих дней.
Уполномоченный орган обязан рассмотреть все предложения, поступившие в срок, указанный в уведомлении, а в случае его продления - в срок, продленный с учетом положения предыдущего абзаца.
3.10. Перечень вопросов для участников публичных консультаций составляется исходя из специфики нормативного правового акта, подлежащего экспертизе.
3.11. Публичные консультации могут дополнительно включать такие формы общественного обсуждения нормативного правового акта, как опросы, "горячие линии", совещания с заинтересованными сторонами, "круглые столы", заседания общественно-консультативных органов и другие мероприятия, в том числе с использованием возможностей информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
3.12. Уполномоченный орган в течение 15 рабочих дней со дня окончания срока проведения публичных консультаций подготавливает отчет о проведении экспертизы.
3.13. Подготовка отчета о проведении экспертизы осуществляется с учетом результатов анализа:
а) мнений, предложений, документов и материалов, поступивших разработчику в процессе проведения публичных консультаций по нормативному правовому акту;
б) положений нормативного правового акта во взаимосвязи со сложившейся практикой их применения.
3.14. Отчет о проведении экспертизы должен содержать:
а) выводы о наличии либо отсутствии в нормативном правовом акте положений, необоснованно затрудняющих осуществление предпринимательской и инвестиционной деятельности;
б) при наличии в нормативном правовом акте положений, необоснованно затрудняющих осуществление предпринимательской и инвестиционной деятельности, - предложения о признании утратившим силу нормативного правового акта либо его отдельных положений или о внесении изменений в иные нормативные правовые акты для преодоления негативных эффектов, связанных с правовым регулированием.
3.15. Уполномоченный орган не позднее чем в течение 5 рабочих дней со дня подписания отчета размещает его текст на сайте.
3.16. Уполномоченный орган вправе обратиться к представителям предпринимательского сообщества и иным заинтересованным лицам с письменным запросом информационно-аналитических материалов, мнений по предмету экспертизы нормативного правового акта, предлагая срок их предоставления.
3.17. Отчет о проведении экспертизы в течение 5 рабочих дней со дня его подписания направляется уполномоченным органом Главе Администрации городского округа Сызрань для рассмотрения и принятия решения по результатам экспертизы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.