Распоряжение Правительства Самарской области от 4 июля 2019 г. N 649-р
"О реализации в Самарской области в 2020-2022 годах мероприятий по разработке и распространению в системе среднего профессионального образования новых образовательных технологий и формы опережающей профессиональной подготовки в части создания центра опережающей профессиональной подготовки"
В целях реализации мероприятий по разработке и распространению в системе среднего профессионального образования новых образовательных технологий и формы опережающей профессиональной подготовки в рамках федерального проекта "Молодые профессионалы (Повышение конкурентоспособности профессионального образования)" национального проекта "Образование", утвержденного протоколом заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от 24.12.2018 N 16:
1. Утвердить прилагаемые:
Концепцию (описание) центра опережающей профессиональной подготовки, создаваемого в Самарской области в 2020-2022 годах;
комплекс мер ("дорожную карту") по созданию и функционированию центра опережающей профессиональной подготовки в Самарской области.
2. Утвердить региональным координатором, ответственным за реализацию в Самарской области в 2020-2022 годах мероприятий по разработке и распространению в системе среднего профессионального образования новых образовательных технологий и формы опережающей профессиональной подготовки, министерство образования и науки Самарской области.
3. Контроль за выполнением настоящего распоряжения возложить на министерство образования и науки Самарской области.
4. Опубликовать настоящее распоряжение в средствах массовой информации.
5. Настоящее распоряжение вступает в силу с 1 января 2020 года.
И.о. первого вице-губернатора - |
В.В. Кудряшов |
Утверждена
распоряжением Правительства
Самарской области
от 4 июля 2019 г. N 649-р
Концепция (описание)
центра опережающей профессиональной подготовки, создаваемого в Самарской области в 2020-2022 годах
1. Обоснование потребности в реализации мероприятий по созданию центра опережающей профессиональной подготовки
В Самарской области подготовку по программам среднего профессионального образования (далее - СПО) осуществляют 71 профессиональная образовательная организация (далее - ПОО) и 14 образовательных организаций высшего образования.
Общий контингент обучающихся по программам СПО в 2018 году составляет 69689 человек.
Образовательную деятельность осуществляют 3688 педагогических работников. Доля молодых педагогов в ПОО со стажем работы до 5 лет составляет 24,4%.
Педагогические работники ПОО регулярно проходят повышение квалификации, стажировки на ведущих предприятиях региона, активно участвуют в программах повышения квалификации, реализуемых Союзом "Агентство развития профессиональных сообществ и рабочих кадров "Молодые профессионалы" (Ворлдскиллс Россия)" (далее - Союз).
В 2017 году повышение квалификации прошли 140 преподавателей (мастеров производственного обучения) региона, в 2018 году - 158 педагогических работников, а в 2019 году планируется повышение квалификации 180 человек.
На данный момент в Самарской области функционируют 30 центров проведения демонстрационного экзамена по следующим компетенциям: промышленная автоматика, сварочные технологии, фрезерные работы на станках с числовым программным управлением (далее - ЧПУ), веб-дизайн и разработка, дошкольное воспитание, преподавание в младших классах и т.д., 7 специализированных центров компетенций, стажировочные площадки для повышения квалификации мастеров и центры обучения граждан предпенсионного возраста, что можно рассматривать в качестве ресурса для опережающей подготовки.
В 2017/18 учебном году 7 специализированных центров компетенций, созданных на базе организаций СПО Самарской области, успешно прошли аккредитацию в Союзе. В них проходит не только подготовка студентов региона, но и тренировки участников расширенного состава национальной сборной "Ворлдскиллс Россия", организуется повышение квалификации мастеров производственного обучения из различных регионов России.
В областной системе СПО неуклонно возрастает доля подготовки по профессиям и специальностям технического профиля (в 2018 году - 53,6%, в 2016 году - 53,1%). Ежегодно увеличивается объем контрольных цифр приема по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих (в 2016 году - 19%, в 2018 году - 26%).
В 2018/19 учебном году в 39 ПОО Самарской области приём абитуриентов на обучение осуществлен по 32 профессиям и специальностям, входящим в ТОП-50 наиболее востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий (мехатроник, мобильный робототехник, оператор беспилотных летательных аппаратов, техник по обслуживанию роботизированного производства, разработчик Web и мультимедийных приложений).
В рамках V Национального чемпионата "Молодые профессионалы" (WorldSkills Russia) проект FutureSkills представлен блоком соревнований по 9 малораспространенным, но перспективным компетенциям, которые пока не стандартизированы: прототипирование, инженерные космические системы, промышленная робототехника, реверсивный инжиниринг, технологии композитов, геномная инженерия, эксплуатация беспилотных авиационных систем, лазерные технологии, командная работа на производстве.
По направлению FutureSkills в Самарской области на данный момент ведется подготовка по двум компетенциям: эксплуатация беспилотных авиационных систем и интернет вещей.
Самарская область - пятый по величине и первый по уровню урбанизации регион Поволжья. Экономика области представлена практически всеми ключевыми отраслями, такими как добыча и переработка природных ресурсов, электроэнергетика, нефтехимия, металлургия, самолетостроение, производство космических аппаратов, строительство, сельское хозяйство, информационные технологии, пищевая и легкая промышленность. Одними из самых быстроразвивающихся и конкурентоспособных секторов экономики, составляющих основу перспективной специализации Самарской области, являются информационные технологии.
В 2018 году три города Самарской области - Самара, Тольятти и Новокуйбышевск - включились в реализацию федерального пилотного проекта "Умный город", который направлен на повышение конкурентоспособности российских городов, формирование эффективной системы управления городским хозяйством, создание безопасных и комфортных условий для жизни горожан.
Основной инструмент реализации этих принципов - широкое внедрение передовых цифровых и инженерных решений в городской и коммунальной инфраструктуре.
На территории Самарской области располагается Технопарк "Жигулевская долина" - один из крупнейших технопарков в сфере высоких технологий в России. С 2014 года "Жигулевская долина" является полноправным членом Международной ассоциации технопарков и зон инновационного развития (International Assosiation of Science Parks - IASP).
Свыше 300 компаний Самарской области активно ведут деятельность в таких сферах, как внедрение современных информационных технологий в автомобилестроение, двигателестроение, авиационно-космическую и нефтехимическую отрасли;
разработка мобильных устройств и мобильных приложений;
распознавание, обработка и моделирование образов, видео и аудио;
разработка новых мультимедийных технологий;
создание программного обеспечения в области стратегических информационных технологий, компьютерное моделирование технологических процессов;
системы навигации с использованием ИТ-технологий;
аналитические, инженерные системы;
системы искусственного интеллекта и виртуальной реальности, а также разработка и создание онлайн-игр;
разработка многопроцессорных ЭВМ с параллельной структурой и другие направления, способствующие развитию передовых технологий в сфере информационных технологий.
В соответствии со Стратегией социально-экономического развития Самарской области на период до 2030 года, утверждённой постановлением Правительства Самарской области от 12.07.2017 N 441, к 2020 году в регионе планируется полностью реструктуризировать экономику и создать благоприятные условия для роста высокотехнологичных отраслей промышленности, бизнеса. В 2025 году область должна стать ведущим производственным хабом, а к 2030 году - превратиться в центр промышленных инноваций России.
В этой связи приоритетными компетенциями (в том числе компетенциями FutureSkills) для организации опережающей подготовки являются: изготовление прототипов, реверсивный инжиниринг, интернет вещей, инженерный дизайн CAD, программные решения для бизнеса, сетевое и системное администрирование, машинное обучение и большие данные, разработка компьютерных игр и мультимедийных приложений, 3 D-моделирование для компьютерных игр, командная работа на производстве, мобильная робототехника, промышленная робототехника, управление жизненным циклом\управление программой и др.
Создание центра опережающей профессиональной подготовки (далее - ЦОПП) как организатора распределенной сети ресурсов (материально-технических (включая специализированные центры компетенций, центры проведения демонстрационного экзамена), кадровых (включая преподавателей, мастеров производственного обучения, тренеров и экспертов) для реализации программ опережающей профессиональной подготовки будет способствовать решению задачи эффективного территориально-отраслевого использования ресурсов системы профессионального образования региона.
Определение перечня компетенций опережающей профессиональной подготовки будет осуществляться как посредством мониторинга и аналитики функционального состава необходимых компетенций для реализации федеральных и мировых проектов, так и в соответствии с аналитикой конкретных запросов работодателей (в том числе из реального сектора экономики) Самарского региона. В результате ЦОПП сможет осуществлять подготовку по компетенциям "будущего" и реализовывать ускоренные программы (до 6 месяцев) по перспективным и востребованным компетенциям в регионе.
Программы опережающей профессиональной подготовки будут конструироваться в идеологии движения "Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)" (далее - движение Ворлдскиллс Россия) (практическая подготовка и тренировки сообразно требованиям и результатам мировых чемпионатов) по принципу конструктора компетенций и завершаться демонстрационным экзаменом. Программы и модули образовательных программ будут разрабатываться с использованием лучших мировых и отечественных практик подготовки кадров, лучших отраслевых практик, новых и перспективных профессиональных технологий.
Таким образом, программы подготовки будут складываться из нескольких самостоятельных модулей, состав которых зависит от конкретного запроса работодателя, образовательной организации (высшего образования и СПО) или конкретного физического лица. ЦОПП Самарского региона будет работать по принципу агрегатора (в том числе за счёт создаваемой цифровой платформы ЦОПП) программ опережающей профессиональной подготовки.
В 2019 году в Самарской области был апробирован механизм формирования программ опережающей профессиональной подготовки по компетенции "Веб-дизайн", в основу которого было положено техническое описание компетенции, в частности спецификация стандартов Ворлдскиллс Россия, и технология проведения аттестации в форме демонстрационного экзамена.
При формировании программ опережающей подготовки учитывались следующие требования: высокая степень завершённости и автономность программ, способность к объединению с другими программами с целью освоения нескольких компетенций.
По заказу Тольяттинской академии управления на подготовку 20 студентов по данной компетенции Тольяттинским социально-педагогическим колледжем были разработаны несколько программ с объемом часов от 40 до 100: "Профессиональный веб-дизайн", "Программирование на стороне клиента", "Разработка сайтов с использованием CMS" и др. Для каждой программы определен набор базовых навыков, необходимых для ее освоения.
Студенты имели возможность выбора отдельных программ и формирования набора программ, что позволило апробировать принцип конструктора компетенций под уникальный запрос потребителя.
Предполагается, что в результате реализации проекта создания и развития деятельности ЦОПП удастся достичь количественного и качественного баланса кадрового спроса и предложений на рынке труда Самарской области, а также оперативного удовлетворения потребностей предприятий в сфере высоких технологий в компетентных рабочих кадрах и специалистах среднего звена соответствующего профиля, изменить трудовые ориентации молодежи в сторону более рационального, перспективного, соответствующего запросам рынка труда выбора компетенций и типа профессиональной карьеры.
2. Опыт Самарской области в реализации федеральных и международных проектов (мероприятий) в области образования
Правительство Самарской области рассматривает опережающую и адаптивную систему подготовки кадров с прикладными квалификациями, способную оперативно и гибко реагировать на требования рынка труда, как важнейший ресурс развития экономики и социальной сферы региона. Именно поэтому управление областной системой профессионального образования организовано в тесной связи и постоянном взаимодействии с отраслевыми союзами работодателей Самарской области и предприятиями региона на основе выстраивания устойчивых и взаимовыгодных институциональных механизмов партнерства не только с работодателями как заказчиками кадров, но и с представителями федеральных структур, инициирующих проекты в области профессионального образования.
Самарская область участвует в реализации проектов автономной некоммерческой организации "Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов", Союза, автономной некоммерческой организации "Национальное агентство развития квалификаций" (далее - НАРК), приоритетного проекта Правительства Российской Федерации "Рабочие кадры для передовых технологий" и др.
Самарская область с 2016 года в пилотном режиме включена в апробацию внедрения регионального стандарта кадрового обеспечения промышленного (экономического) роста (далее - регстандарт), что позволило региону с 2017 года включиться в апробацию механизмов проведения демонстрационного экзамена по стандартам Ворлдскиллс Россия в рамках государственной итоговой и промежуточной аттестации студентов, обучающихся по программам СПО. Эта передовая практика независимой оценки компетенций постоянно расширяется.
В 2018 году 623 обучающихся (в 2017 году - 319 чел.) из 16 колледжей Самарской области прошли оценку профессионального уровня по 9 компетенциям в рамках промежуточной и государственной итоговой аттестации по стандартам Ворлдскиллс Россия, в том числе по техническим профессиям (токарные работы на станках с ЧПУ, сварочные технологии, электромонтаж, промышленная автоматика). Более 40% выпускников смогли преодолеть планку в 500 баллов (уровень медальона "За профессионализм").
В 2019 году в демонстрационном экзамене примут участие более 900 студентов из 19 колледжей. Самарская область выступит в качестве наставника для других субъектов Российской Федерации по вопросам внедрения регстандарта.
С 2018 года Самарская область в числе 8 регионов участвует в реализации пилотного проекта НАРК по применению инструментов независимой оценки квалификации для государственной итоговой аттестации студентов.
Развитию независимой оценки во многом способствовала готовность обучающихся, педагогов и работодателей к данной процедуре, так как в Самарской области с 2013 года действует региональная система промежуточной аттестации по профессиональным модулям образовательных программ СПО.
В Самарской области активно развивается система дуального обучения. В 2019 году в неё будут вовлечены не менее 45 профессиональных организаций (в 2018 году - 40) и не менее 2500 студентов (в 2018 году - 1700 чел.).
В ходе реализации проекта по дуальному обучению активно развивается система наставничества на предприятиях экономики Самарской области. С 2017 года в регионе проводится конкурс по определению лучшего наставника среди наставников предприятий/организаций (в том числе малых и средних), участвующих в реализации в Самарской области дуальной системы подготовки рабочих кадров. Сейчас на предприятиях за студентами закреплен 791 наставник.
В рамках работы по внедрению регстандарта было сформировано информационно-коммуникационное пространство "Трудовые ресурсы. Самарская область" (http://manpower.samregion.ru), направленное на обеспечение взаимодействия органов исполнительной власти, бизнеса и образования в контексте кадрового обеспечения экономики региона.
Сегодня охват участников данной площадки - 558 работодателей, 168 образовательных организаций, 8057 школьников, 10066 студентов, 24808 молодых специалистов.
В рамках реализации Концепции региональной системы профессиональной ориентации населения на период до 2020 года, одобренной Координационным советом по кадровой политике при Губернаторе Самарской области (протокол N 25 от 03.06.2014), ведется системная работа по навигации (профориентации) учащихся по востребованным и перспективным профессиям. Реализуется ряд областных профориентационных акций, создаются кванториумы.
В Самарской области успешно реализуется Единая система мер ("Взлет", "Полет", "Орбита"), которая направлена на выявление наиболее творчески одаренной молодежи в возрасте от 14 до 30 лет и координирует на единой организационно-методической платформе систематическую совместную работу по включению в деятельность организаций общего и высшего образования научно-исследовательских организаций и ведущих предприятий региона.
Интерес к рабочим профессиям поддерживается системой премий и специальных выплат студентам, получающим образование по актуальным для региона специальностям, профессиям.
Одним из эффективных инструментов повышения качества подготовки кадров в соответствии с требованиями международных стандартов является участие в движении Ворлдскиллс Россия.
Самарская область является первым регионом, присоединившимся к движению Ворлдскиллс Россия и организовавшим как первый региональный, так и национальный этап чемпионата.
Расширяется число компетенций регионального чемпионата "Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)" (за последние три года до 46 компетенций). Увеличивается количество участников чемпионатов: ежегодно в региональном чемпионате принимают участие более 300 студентов ПОО Самарской области.
Благодаря инициативе Самарской области с 2015 года в рамках движения Ворлдскиллс Россия стала развиваться компетенция "Физическая культура, спорт и фитнес". Уже сейчас компетенция реализуется в 46 регионах страны. По оценкам экспертов, это одна из самых быстро развивающихся компетенций движения.
В 2019 году Самарская область впервые приняла участников отборочных соревнований по компетенции "Визуальный мерчендайзинг".
Сборная команда региона ежегодно участвует в национальных чемпионатах "Молодые профессионалы" (WorldSkills Russia), в том числе WorldSkills Hi-Tech, добиваясь высоких результатов.
По итогам УП Национального чемпионата "Молодые профессионалы" (WorldSkills Russia), который прошел с 20 по 24 мая 2019 года в г. Казани, регион сохранил свои позиции в Общероссийском чемпионатом рейтинге WorldSkills Russia (12-е место) и повысил качественные показатели (в 2018 году - 14-е место).
Учреждения СПО региона несколько лет подряд становятся площадками Союза для повышения квалификации мастеров производственного обучения по стандартам Ворлдскиллс Россия.
По итогам 2018 года 4 колледжа Самарской области вошли в ТОП-100 лучших образовательных организаций движения Ворлдскиллс Россия: Поволжский государственный колледж, Самарский государственный колледж сервисных технологий и дизайна, Тольяттинский социально-педагогический колледж, Тольяттинский политехнический колледж.
В 2019 году 15 колледжей региона выступят площадкой для обучения по программам профессионального обучения и дополнительного профессионального образования граждан предпенсионного возраста по стандартам Ворлдскиллс Россия.
3. Организационно-правовая форма ЦОПП
ЦОПП Самарской области создается как самостоятельное юридическое лицо в организационно-правовой форме автономной некоммерческой организации "Центр опережающей профессиональной подготовки". Сокращенное наименование - АНО "ЦОПП".
Учредителями АНО "ЦОПП" выступят образовательные организации высшего и среднего профессионального образования, а также бизнес-организации.
Перечень целевых индикаторов, характеризующих ход реализации мероприятий по созданию ЦОПП в Самарской области, предварительная калькуляция операционных расходов на функционирование ЦОПП, его штатное расписание приведены в приложениях 1, 2, 3 к настоящей Концепции соответственно.
4. Описание модели функционирования ЦОПП
К основным функциям создаваемого в Самарской области ЦОПП относятся:
1. Мониторинг, анализ актуальной ситуации и динамики изменений на рынке труда Самарской области, прогнозирование востребованности кадров с целью формирования перечня компетенций опережающей профессиональной подготовки, разработки и реализации комплекса мер по устранению существующего и потенциального дефицита кадров и компетенций. Данная функция будет реализована путем формирования методической базы для аналитики перспективности развития регионального рынка труда и создания программ опережающей подготовки для разных групп населения. Будет создана электронная коммуникационная площадка ЦОПП в сети Интернет, внедрена электронная система мониторинга востребованных компетенций в регионе, а также создана система аналитики востребованности компетенций будущего.
2. Организационные механизмы взаимодействия с реальным сектором экономики по формированию заказа на опережающую подготовку, межведомственного взаимодействия с региональными органами исполнительной власти. ЦОПП будет разрабатывать целевые предложения по подготовке и переподготовке граждан (в том числе граждан предпенсионного возраста) по необходимым компетенциям для перспективных работодателей региона. Предполагается разработка и внедрение финансовых моделей реализации образовательных программ для оптимизации затрат работодателей, обучающихся и регионального бюджета. Будет обеспечено постоянное тиражирование разработанных ЦОПП программ опережающей профессиональной подготовки.
3. Развитие перспективных н приоритетных для Самарской области групп компетенций или отдельных компетенций, формирование новых компетенций, соответствующих приоритетам развития экономики региона. В целях реализации данной функции на базе ЦОПП будут созданы специализированные центры компетенций и центры проведения демонстрационного экзамена по компетенциям, указанным в пункте 12 настоящего раздела.
4. Формирование современной системы подготовки по перспективным и приоритетным для региона компетенциям на основе инвентаризации имеющейся в Самарской области инфраструктуры для реализации программ опережающей профессиональной подготовки (в том числе мастерские, оснащенные современной материально-технической базой по приоритетным компетенциям, стажировочные площадки по реализации дополнительных профессиональных программ повышения квалификации преподавателей, мастеров производственного обучения, специализированные центры компетенций, центры проведения демонстрационного экзамена). Будет сформирована электронная коммуникационная площадка ЦОПП для оперативного взаимодействия с гражданами (в том числе лицами предпенсионного возраста, учащимися школ и лицами с ограниченными возможностями здоровья), представителями бизнеса и государственных корпораций по вопросам профориентации, подбора необходимых программ подготовки, формирования индивидуальных образовательных траекторий, размещения резюме, вакансий и заказов на подготовку кадров. Сформированная в ЦОПП электронная площадка будет иметь возможность интеграции с базами данных организаций, связанных с профессиональной подготовкой и кадровым обеспечением, для оперативного поиска материально-технической базы, мастеров и программ подготовки по востребованным направлениям. Подключаясь к такой системе, пользователь получит доступ к данным о проведении, условиях и структуре программ подготовки (в том числе по FutureSkills).
5. Координирование развития и использования ЦОПП ресурсов Самарской области в целях опережающей профессиональной подготовки, которое будет реализовано путем мониторинга, инвентаризации, аналитики, проектирования и формирования систем опережающей подготовки посредством организации необходимой материально-технической базы, создания и реализации программ подготовки, обучения мастеров, тренеров и методистов, выстраивания системы стажировок и практик. ЦОПП будет работать в качестве агрегатора и организатора распределенной системы профессиональной подготовки в регионе.
6. Формирование предложений по реализации программ опережающей профессиональной подготовки, которое будет осуществляться через анализ передового мирового опыта в конкретных компетенциях и глобальных проектах развития и сопоставление результатов анализа с тенденциями развития регионального рынка труда, разработку соответствующих программ опережающей подготовки и их тиражирование на электронной площадке ЦОПП.
7. Определение заказа на опережающую профессиональную подготовку, которое будет реализовано посредством разработки комплекса мер для формирования системы подготовки и рекрутинга кадров по востребованным и перспективным компетенциям (в том числе компетенциям будущего), формирования перечня компетенций опережающей профессиональной подготовки в Самарской области, а также обеспечения готовности оперативно формировать предложения по реализации программ опережающей профессиональной подготовки для закрытия кадрового дефицита.
8. Конструирование образовательных программ с использованием принципа конструктора компетенций. Одна из основных задач методистов ЦОПП - функциональный разбор компетенций на операции, процедуры и приемы. На этой основе будет формироваться конструктор компетенций, благодаря которому появится возможность оперативно и качественно осуществлять целевую подготовку.
9. Обеспечение доступности для граждан, включая граждан предпенсионного возраста, всех видов образовательных ресурсов для реализации программ подготовки по перспективным и приоритетным для региона компетенциям, которое будет обеспечено за счет формирования индивидуальных образовательных траекторий и их реализации в сетевой и дистанционной форме обучения.
10. Обеспечение реализации индивидуальных образовательных траекторий посредством создания цифровой информационно-коммуникационной платформы, объединяющей функции профориентации, аналитики перспективных и актуальных в Самарской области компетенций, обеспечения доступа к перечню программ опережающей профессиональной подготовки, актуальным проектам и местам практик (стажировок) в регионе.
11. Реализация комплекса мер по профессиональной ориентации лиц, обучающихся в образовательных организациях, в том числе обучение их первой профессии на современном оборудовании, посредством объединения на информационно-коммуникационной платформе системы образования и бизнеса, позволяющей обеспечить совместное использование их ресурсов для организации образовательного процесса.
12. Создание условий для проведения государственной итоговой аттестации обучающихся по образовательным программам СПО с использованием механизма демонстрационного экзамена по стандартам Ворлдскиллс Россия. На базе ЦОПП будут созданы специализированные центры компетенций и центры проведения демонстрационного экзамена по следующим компетенциям: машинное обучение и большие данные, управление жизненным циклом/управление программой, разработка решений на основе блокчейн-технологий, разработка виртуальной и дополненной реальности, интернет-маркетинг, преподавание английского языка в дистанционном формате и др.
Основными задачами ЦОПП станут:
мониторинг и аналитика в целях определения востребованных, стратегически важных и перспективных для региона компетенций (в том числе совместно с ассоциациями и Союзом работодателей Самарской области);
создание и функционирование цифровой платформы ЦОПП как информационно-коммуникационной площадки;
разработка и реализация в сетевом формате гибких практикоориентированных модульных образовательных программ,
обеспечивающих возможности построения индивидуальных образовательных траекторий;
подготовка, переподготовка и повышение квалификации граждан по наиболее востребованным и перспективным профессиям в соответствии с запросами работодателей на уровне, соответствующем стандартам Ворлдскиллс Россия (в том числе совместно с другими ПОО региона);
проведение демонстрационного экзамена по стандартам Ворлдскиллс Россия для лиц, освоивших образовательные программы СПО, программы профессионального обучения;
организация повышения квалификации (стажировок) преподавательского состава ПОО (преподаватели, мастера производственного обучения, методисты), конкурсов профессионального мастерства "Преподаватель года", "Лучший мастер производственного обучения" и др.;
профессиональная диагностика, ориентация школьников и их обучение по программам профессиональной подготовки.
5. Описание площадки "ядра" ЦОПП (общая площадь, перечень функциональных зон с указанием их площади, территориальная доступность)
Общая площадь "ядра" ЦОПП составит 800 кв. м, изолирована от общих потоков обучающихся и располагается на 1 этаже государственного автономного профессионального образовательного учреждения Самарской области "Тольяттинский машиностроительный колледж".
Место нахождения организации: 445007, Самарская область, г. Тольятти, ул. Победы, д. 7.
Площадка "ядра" ЦОПП будет включать в себя следующие зоны:
коворкинг-пространство площадью 110 кв. м;
два компьютерных класса площадью 25,6 кв. м и 30 кв. м;
три аудитории-трансформера площадью 20 кв. м;
зону проектной деятельности площадью 50 кв. м;
помещение для персонала площадью 50,2 кв. м;
медиазону площадью 50 кв. м;
лекторий площадью 120 кв. м;
рецепцию площадью 30 кв. м.
Благодаря удобному расположению ЦОПП будет обеспечена транспортная доступность площадки, так как г.о. Тольятти равно удален от городов Сызрани и Самары - крупных промышленных центров Самарской области, на территории которых функционируют ПОО, осуществляющие подготовку кадров для предприятий ключевых отраслей Самарского региона.
Зонирование и дизайн-проект помещений ЦОПП в соответствии с брендбуком приведены в приложении 4 к настоящей Концепции.
Приложение 1
к Концепции (описанию) центра
опережающей профессиональной
подготовки, создаваемого в Самарской
области в 2020-2022 годах
Целевые индикаторы,
характеризующие ход реализации в Самарской области в 2020-2022 годах мероприятий по разработке и распространению в системе среднего профессионального образования новых образовательных технологий и формы опережающей профессиональной подготовки в части создания центра опережающей профессиональной подготовки
N п/п |
Наименование индикатора/показателя |
Минимальное значение в год начиная с X* года |
Значение Самарской области (далее - ежегодно, не менее установленного минимального значения) |
1. |
Численность граждан, обратившихся в центр опережающей профессиональной подготовки (далее - ЦОПП), в том числе по выстраиванию индивидуальных маршрутов обучения, чел. |
5700 |
5700 ** |
2. |
Численность граждан, прошедших обучение по предлагаемым ЦОПП программам, в том числе по разработанным (утвержденным), всего, чел. В том числе по: |
1000 |
1000 ** |
|
программам профессиональных модулей для среднего профессионального образования, чел. |
250 |
250 ** |
|
программам для обучающихся общеобразовательных организаций, чел. |
300 |
300 ** |
|
программам под заказ работодателей, чел. |
25 |
25 ** |
|
отраслевым программам, чел. |
25 |
25 ** |
|
программам для граждан предпенсионного возраста, чел. |
300 |
300 ** |
|
программам по компетенциям будущего, включая компетенции цифровой экономики, чел. |
100 |
100 ** |
3. |
Численность привлечённых ЦОПП сотрудников (работников) научных организаций и образовательных организаций, реализующих программы среднего профессионального, высшего образования и дополнительного образования, представителей промышленных предприятий и высокотехнологичного бизнеса, представителей иных организаций для реализации мероприятий по профессиональной ориентации, в том числе для учащихся общеобразовательных школ, чел. |
20 |
20 |
4. |
Доля граждан в возрасте от 12 до 65 лет, принявших участие в мероприятиях и программах ЦОПП, в том числе по профессиональной ориентации, ускоренного профессионального обучения (профессиональная подготовка; переподготовка, повышение квалификации по профессиям рабочих, должностям служащих), дополнительного профессионального образования по перспективным профессиям и компетенциям, от общего количества граждан в возрасте от 12 до 65 лет, проживающих в субъекте Российской Федерации, % |
од |
0,1 ** |
5. |
Доля обучающихся в 6-11 классах общеобразовательных организаций, принявших участие в профориентационных мероприятиях ЦОПП, от общего числа указанной категории лиц в регионе, % |
10 |
10 |
6. |
Доля обучающихся в 6-11 классах общеобразовательных организаций, прошедших в ЦОПП профессиональное обучение (обучение первой профессии), от общего числа указанной категории лиц в регионе, % |
1,0 |
1,0 ** |
7. |
Доля преподавателей (мастеров производственного обучения), участвующих в реализации программ, разработанных ЦОПП, прошедших программы повышения квалификации, основанные на опыте Союза "Ворлдскиллс Россия", от общего числа преподавателей (мастеров производственного обучения), участвующих в реализации программ, разработанных в ЦОПП, % |
100 |
100 |
*X - год получения субсидии, значения указаны с учетом единой даты открытия ЦОПП 01.09.Х.
** Значения указаны с учетом единой даты открытия ЦОПП 01.09.X. В год, следующий за годом получения субсидии, значения показателей запланированы на уровне, не менее чем в 2 раза превышающем минимальные значения.
Приложение 2
к Концепции (описанию) центра
опережающей профессиональной
подготовки, создаваемого
в Самарской области в 2020-2022 годах
Предварительная калькуляция
операционных расходов на функционирование центра опережающей профессиональной подготовки
Статья расходов |
Расчёт суммы на X1 год, далее с ежегодной индексацией, тыс. руб. |
211 - заработная плата |
9840,00 |
212 - прочие несоциальные выплаты (суточные) |
25,00 |
213 - начисления на выплаты по оплате труда |
2972,00 |
226 - транспортные расходы сотрудников, направленных в командировку и приобретающих билеты в рамках командировочных расходов (проезд педагогов на обучение) |
384,00 |
340 - увеличение стоимости материальных запасов (приобретение расходных материалов) |
727,00 |
Иные расходы (аренда, коммунальные платежи и т.д.) |
354,00 |
Итого |
14302,00 |
1X - год получения субсидии. В год получения субсидии сумма операционных расходов будет скорректирована с учетом даты создания ЦОПП.
Приложение 3
к Концепции (описанию) центра
опережающей профессиональной
подготовки, создаваемого
в Самарской области в 2020-2022 годах
Штатное расписание
центра опережающей профессиональной подготовки
Категория персонала |
Позиция (содержание деятельности) |
Количество штатных единиц |
Управленческий |
Директор |
1 |
персонал |
Заместитель директора |
2 |
Основной персонал |
Педагог, мастер |
9 |
(учебная часть) |
производственного обучения |
|
|
Методист |
5 |
Административный |
CDO (Chief Data Officer) |
.2 |
персонал |
Специалист по работе с большими данными (аналитик) |
2 |
|
Методолог |
1 |
|
Системный администратор |
1 |
|
Администратор |
1 |
|
Главный бухгалтер |
1 |
|
Юрисконсульт |
1 |
|
Заведующий хозяйством |
1 |
|
Специалист по работе с персоналом |
1 |
|
Уборщик служебных помещений |
2 |
|
Специалист по работе со средствами массовой информации |
1 |
Всего |
|
31 |
Приложение 4
к Концепции (описанию) центра
опережающей профессиональной
подготовки, создаваемого
в Самарской области в 2020-2022 годах
Зонирование и дизайн-проект помещений
центра опережающей профессиональной подготовки в соответствии с брендбуком
Поэтажный план помещений функциональных зон (445007, Самарская область, г. Тольятти, ул. Победы, д. 7)
Поэтажный план (схема размещения оборудования)
Коворкинг-пространство (схема размещения оборудования)
Коворкинг-пространство (эскизный проект)
Компьютерные классы N 1,2 (схема размещения оборудования)
Компьютерные классы N 1,2 (эскизный проект)
Аудитории-трансформеры N 1,2,3 (схема размещения оборудования)
Аудитории-трансформеры N 1, 2, 3 (эскизный проект)
Зона проектной деятельности (схема размещения оборудования)
Зона проектной деятельности (эскизный проект)
Помещение для персонала (схема размещения оборудования)
Помещение для персонала (эскизный проект)
Медиазона (схема размещения оборудования)
Медиазона (эскизный проект)
Лекторий (схема размещения оборудования)
Лекторий (эскизный план)
Рецепция (схема размещения оборудования)
Рецепция (эскизный план)
Утвержден
распоряжением Правительства
Самарской области
от 4.07.2019 N 649-р
Комплекс мер ("дорожная карта")
по созданию и функционированию центра опережающей профессиональной подготовки в Самарской области
N п/п |
Наименование мероприятия |
Ответственный исполнитель |
Результат реализации мероприятия |
Срок реализации |
1. |
Утверждено должностное лицо в составе регионального ведомственного проектного офиса национального проекта "Образование" (далее - ведомственный проектный офис), ответственное за создание и функционирование центра опережающей профессиональной подготовки (далее - ЦОПП) |
Министерство образования и науки Самарской области (далее - Министерство) * |
Распорядительный акт Министерства (далее - распоряжение Министерства) |
25 августа X** - 1 года |
2. |
Утвержден медиаплан ЦОПП |
Министерство |
Распоряжение Министерства |
1 октября X - 1 года, далее ежегодно |
3. |
Утверждено Положение о деятельности ЦОПП |
Министерство |
Распоряжение Министерства |
1 октября X - 1 года |
4. |
Согласованы и утверждены дизайн-проект и зонирование ЦОПП |
Министерство, Минпросвещения России |
Письмо Минпросвещения России, распоряжение Министерства |
30 октября X - 1 года |
5. |
Сформирован и согласован перечень оборудования для оснащения ЦОПП |
Министерство, Минпросвещения России |
Письмо Минпросвещения России, распоряжение Министерства |
1 ноября X - 1 года |
6. |
Представлена информация об объемах средств операционных расходов на функционирование ЦОПП по статьям расходов |
Министерство, Минпросвещения России |
Письмо Министерства |
30 ноября X - 1 года, далее ежегодно |
7. |
Заключено дополнительное соглашение по реализации регионального проекта "Молодые профессионалы" на территории Самарской области в подсистеме управления национальными проектами государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами "Электронный бюджет" |
Министерство |
Дополнительное соглашение |
5 февраля X года, далее при необходимости |
8. |
Заключено финансовое соглашение в подсистеме управления национальными проектами государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами "Электронный бюджет" |
Министерство |
Финансовое соглашение |
15 февраля X года, далее при необходимости |
9. |
Объявлены закупки товаров, работ, услуг для создания ЦОПП |
Министерство |
Государственные (муниципальные) контракты (договоры) на поставку оборудования, работ, услуг |
25 февраля X года |
10. |
Определение перечня компетенций опережающей профессиональной подготовки |
Министерство |
Перечень компетенций опережающей профессиональной подготовки |
1 октября X - 1 года |
11. |
Утверждение перечня компетенций опережающей профессиональной подготовки |
Министерство |
Распоряжение Министерства |
1 ноября X - 1 года |
12. |
Разработка технического задания на создание цифровой платформы ЦОПП |
Министерство |
Техническое задание |
30 ноября X - 1 года |
13. |
Определение требований к руководителю и ключевым позициям административного и основного персонала ЦОПП |
Министерство |
Объявления о конкурсе на замещение вакантных должностей в ЦОПП, должностные инструкции сотрудников ЦОПП |
1 октября X - 1 года |
14. |
Комплектование штата ЦОПП |
Министерство |
Приказы о назначении на должность сотрудников ЦОПП |
1 января X года |
15. |
Повышение квалификации (профмастерства) сотрудников ЦОПП |
Министерство |
Свидетельство о повышении квалификации, отчет по программам переподготовки кадров |
Согласно отдельному графику |
16. |
Завершено приведение площадок ЦОПП в соответствие с фирменным стилем; доставлено, установлено, налажено оборудование |
Министерство |
Акты приемки работ, товарные накладные |
25 августа X года |
17. |
Получена лицензия образовательной деятельности ЦОПП (при необходимости) |
Министерство |
Лицензия на реализацию образовательных программ дополнительного образования детей и взрослых |
25 августа X года |
18. |
Проведен мониторинг оснащения средствами обучения и приведения площадки ЦОПП в соответствие с фирменным стилем |
Министерство, ведомственный проектный офис |
Письмо Министерства с приложением информации, в том числе фотоотчета, согласно форме отчета |
30 августа X года |
19. |
Разработка программ опережающей профессиональной подготовки |
Министерство, ЦОПП |
Утвержденные программы опережающей профессиональной подготовки |
Март X года |
20. |
Реализация программ опережающей профессиональной подготовки |
ЦОПП |
Приказы о начале и завершении обучения (проведении итоговой аттестации) по программам опережающей профессиональной подготовки |
Декабрь X года |
21. |
Открытие ЦОПП в единый день |
Министерство |
Информационное освещение в СМИ |
1 сентября X года |
* Распоряжением Правительства Самарской области, утверждающим настоящий Комплекс мер ("дорожную карту"), Министерство утверждено региональным координатором, ответственным за реализацию в Самарской области в 2020-2022 годах мероприятий по разработке и распространению в системе среднего профессионального образования новых образовательных технологий и формы опережающей профессиональной подготовки.
**Х - год получения субсидии.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Распоряжение Правительства Самарской области от 4 июля 2019 г. N 649-р "О реализации в Самарской области в 2020-2022 годах мероприятий по разработке и распространению в системе среднего профессионального образования новых образовательных технологий и формы опережающей профессиональной подготовки в части создания центра опережающей профессиональной подготовки"
Настоящее распоряжение вступает в силу с 1 января 2020 г.
Текст распоряжения опубликован на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 5 июля 2019 г., на официальном сайте Правительства Самарской области (http://www.pravo.samregion.ru) 5 июля 2019 г., в газете "Волжская коммуна" от 12 июля 2019 г. N 100
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Распоряжение Правительства Самарской области от 11 июня 2020 г. N 299-р
Изменения вступают в силу с 15 июня 2020 г.