Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
Утверждено
постановлением администрации
Ангарского городского округа
от 17.04.2019 N 336-па
Положение
об организации и проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера на территории Ангарского городского округа
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение определяет организацию и основные направления подготовки к проведению, проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ при ликвидации чрезвычайной ситуации (далее - ЧС) природного и техногенного характера на территории Ангарского городского округа (далее - АГО). Ликвидация ЧС - это аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении ЧС и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь, а также на локализацию зон ЧС, прекращение действия характерных для них опасных факторов.
1.2. Администрация АГО в соответствии с п.2 статьи 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" самостоятельно на территории АГО организует и проводит аварийно-спасательные и другие неотложные работы (далее - АСДНР).
1.3. Аварийно-спасательные работы (далее - АСР) - это действия по спасению людей, материальных и культурных ценностей, защите природной среды в зоне ЧС, локализации ЧС и подавлению или доведению до минимально возможного уровня воздействия характерных для них опасных факторов. Аварийно-спасательные работы характеризуются наличием факторов, угрожающих жизни и здоровью проводящих эти работы людей, и требуют специальной подготовки, экипировки и оснащения.
1.4. Другие неотложные работы при ликвидации ЧС (далее - ДНР) - это деятельность по всестороннему обеспечению аварийно-спасательных работ, оказанию населению, пострадавшему в ЧС, медицинской и других видов помощи, созданию условий, минимально необходимых для сохранения жизни и здоровья людей, поддержания их работоспособности.
1.5. Организация и проведение АСДНР при ЧС природного и техногенного характера осуществляются по следующим основным направлениям:
1.5.1. Привлечение аварийно-спасательных служб и создание группировки сил и средств.
1.5.2. Ведение АСДНР.
1.5.3. Обеспечение АСДНР.
1.5.4. Управление силами и средствами при ведении АСДНР.
1.5.5. Руководство силами и средствами при ведении АСДНР.
2. Привлечение аварийно-спасательных формирований и создание группировки сил и средств
2.1. Привлечение сил и средств Ангарского звена территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС (далее - ТП РСЧС) с целью ликвидации ЧС осуществляется:
2.1.1. В соответствии с Планом действий по предупреждению и ликвидации ЧС природного и техногенного характера АГО.
2.1.2. По решению комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности АГО (далее - КЧС и ПБ АГО) на основе запроса руководителей организаций, на территории которых сложились ЧС или к полномочиям которых отнесена ликвидация указанных ЧС.
2.2. В целях своевременного и качественного выполнения работ, оперативного управления силами и средствами решением председателя КЧС и ПБ АГО создается группировка сил и средств для проведения АСДНР.
2.3. В первоочередном порядке к аварийно-спасательным и другим неотложным работам привлекаются дежурные подразделения сил Ангарской ТП РСЧС постоянной готовности: аварийно-спасательные службы, иные службы и формирования, оснащенные специальной техникой, оборудованием, снаряжением, инструментом, материалами с учетом обеспечения проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в зоне ЧС в течение 3 суток. Состав и построение группировки уточняется при возникновении ЧС и после их возникновения с учетом сложившейся обстановки, реального наличия и состояния сил и средств, объема работ в границах зон ЧС.
2.4. Привлечение дополнительных сил и средств для ликвидации ЧС производится на основе запроса руководителей ликвидации ЧС в соответствии с решением уполномоченных на то должностных лиц, осуществляющих руководство деятельностью аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований.
3. Организация и ведение АСДНР
3.1. Аварийно-спасательные и другие неотложные работы организуются и ведутся на основе единых действий с предоставлением руководителем ликвидации ЧС уполномоченным на решение задач гражданской обороны и ЧС инициативы в выборе конкретных методов и технологий управления и ведения работ в соответствии с реальной обстановкой. При этом строго соблюдается принцип централизации управления.
3.2. Ведение АСДНР на территории АГО осуществляется в соответствии с решением КЧС и ПБ АГО на ликвидацию ЧС, в котором указывается:
3.2.1. Краткие выводы из оценки обстановки.
3.2.2. Объем и характер предстоящих задач, последовательность и сроки их выполнения.
3.2.3. Состав сил, привлекаемых для ликвидации ЧС.
3.2.4. Задачи уполномоченным на решение задач ГО и ЧС, взаимодействующим и другим силам, задействованным в ликвидации ЧС.
3.2.5. Порядок всестороннего обеспечения.
3.2.6. Организация взаимодействия и управления.
Решение КЧС и ПБ оформляется на карте (плане города, объекта). К решению прилагаются краткое описание действий, необходимые расчеты, таблицы, графики, справочные и другие материалы.
3.3. АСДНР ведутся, как правило, непрерывно, днем и ночью, в любую погоду до полного завершения.
При крупных авариях и катастрофах, больших объемах АСДНР и в сложных условиях их проведения работы организуются круглосуточно.
Общая продолжительность работ спасателей - не более 12 часов в сутки. Периоды интенсивной работы в ходе смены не должны превышать: при работе легкой и средней тяжести - 30 мин. для каждого часа работы; при тяжелых работах - 3-5 мин. в течение каждых 30 мин. работы.
При планировании круглосуточного ведения АСДНР продолжительность рабочих смен (рабочих циклов), включая перерывы на отдых, не должна превышать 8 часов и устанавливается в каждом конкретном случае на основе показателей, характеризующих устойчивую работоспособность в течение заданного времени.
При постановке задач ночным сменам предусматривается, что темп работ ночью должен быть таким же, как и в дневных условиях, но, учитывая более сложные условия, заданный объем работ уменьшается на 25 %, соответственно увеличивается время отдыха.
Смена формирований (подразделений) производится непосредственно на рабочих местах. При этом инженерная техника, как правило, не выводится с участков работ, а передается подразделению (формированию), прибывшему на смену, непосредственно на месте работ.
3.4. Решение задач АСДНР выполняется в три этапа:
3.4.1. Первый этап - решаются задачи по экстренной защите персонала объекта (объектов), где произошла ЧС и населения, предотвращению развития или уменьшению воздействия поражающих факторов источников аварий (катастроф) и подготовке к проведению АСДНР, при этом в первую очередь осуществляется оповещение персонала объекта (объектов) и населения о ЧС.
3.4.2. Второй этап - основной задачей является непосредственное проведение АСДНР, и одновременно продолжение выполнения задач первого этапа.
3.4.2.1. Проведение АСР включает:
1) ведение разведки маршрутов выдвижения привлеченных служб, формирований и участков (объектов) работ;
2) локализацию и тушение пожаров (при их возникновении) на участках (объектах) работ и путях выдвижения к ним;
3) розыск пораженных, извлечение их из поврежденных и горящих зданий, завалов, загазованных, затопленных и задымленных помещений;
4) вскрытие разрушенных, поврежденных и заваленных защитных сооружений и спасение находящихся в них людей;
5) подачу воздуха в заваленные защитные сооружения;
6) оказание первой помощи пораженным и эвакуация их в лечебные учреждения;
7) вывод (вывоз) населения из опасных мест в безопасные районы;
8) санитарную обработку населения, обеззараживание зданий и сооружений, специальную обработку техники и территорий.
3.4.2.2. Проведение других неотложных работ включает:
1) прокладку колонных путей и устройство проездов (проходов) в завалах и зонах заражения (при их возникновении);
2) локализацию аварий на газовых, энергетических, водопроводных, канализационных и технологических сетях в целях создания условий для проведения спасательных работ;
3) укрепление или обнаружение конструкций зданий и сооружений, угрожающих обвалом и препятствующих безопасному проведению аварийно-спасательных работ;
4) ремонт и восстановление поврежденных и разрушенных линий связи и коммунально-энергетических сетей в целях обеспечения спасательных работ;
5) обнаружение, обезвреживание и уничтожение невзорвавшихся боеприпасов в обычном снаряжении и других взрывоопасных предметов;
6) ремонт и восстановление поврежденных защитных сооружений.
Одновременно могут проводиться и такие работы, как обеззараживание очагов поражения, сбор материальных ценностей, обеспечение питанием нуждающегося в нем населения, утилизация зараженного продовольствия и другие работы, направленные на предотвращение возникновения эпидемии.
3.4.3. Третий этап - решаются задачи по обеспечению жизнедеятельности населения в районах, пострадавших в результате аварии (катастрофы), и по восстановлению функционирования объектов (ГОСТ Р 22.3.01-94).
Осуществляются мероприятия по восстановлению жилья (или возведению временных жилых построек), энерго- и водоснабжению объектов коммунального обслуживания, линий связи, организации медицинского обслуживания для пострадавших, снабжения продуктами и предметами первой необходимости.
3.5. Наряду с выполнением АСДНР проводятся следующие мероприятия:
3.5.1. Временное отселение из пострадавших районов населения.
3.5.2. Организация комендантской службы в районе разрушения и организация пропускного режима.
3.5.3. Проведение необходимых мероприятий по организации и оказанию медицинской помощи населению, противоэпидемическому и санитарно-гигиеническому обеспечению; размещение населения, пострадавшего в ЧС, в пунктах временного размещения.
3.5.4. Организация учета и распределения поступающей материальной помощи.
3.5.5. Организация справочно-информационной службы о месте и времени захоронения погибших, размещении пострадавших в медицинских учреждениях и местах временного проживания.
3.6. ЧС считается ликвидированной, когда устранена или снижена до приемлемого уровня непосредственная угроза жизни и здоровью населения, локализовано или подавлено воздействие поражающих факторов, организовано первоочередное жизнеобеспечение. Решение о завершении аварийно-спасательных и других неотложных работ и переходе Ангарского звена ТП РСЧС на режим повседневной деятельности принимает КЧС и ПБ АГО.
4. Обеспечение процесса АСДНР
4.1. Для своевременного и качественного проведения АСДНР организуется и проводится их всестороннее обеспечение - комплекс мер, осуществляемых в целях создания условий для успешного выполнения задач привлекаемыми к работам силами ликвидации чрезвычайной ситуации.
4.2. КЧС и ПБ АГО в решении на проведение АСДНР определяет порядок их всестороннего обеспечения в соответствии с Планом действий по предупреждению и ликвидации ЧС природного и техногенного характера на территории АГО.
4.3. К основным видам обеспечения процесса относятся:
4.3.1. Разведка - является важнейшим видом обеспечения действий привлеченных формирований и ведется с целью своевременного добывания данных об обстановке, необходимых для принятия обоснованного решения и успешного проведения АСДНР в очагах поражения, зонах катастрофического затопления, в районах стихийных бедствий (аварий, катастроф).
4.3.2. Инженерное обеспечение - создание благоприятной инженерной обстановки для проведения мероприятий по защите населения и ликвидации ЧС.
4.3.3. Медицинское обеспечение - своевременное оказание медико-санитарной помощи пострадавшим, лечения и восстановления работоспособности и здоровья личного состава сил ликвидации ЧС.
4.3.4. Противопожарное обеспечение - создание условий для выполнения задач по ликвидации ЧС, сопровождающихся пожарами.
4.3.5. Радиационное и химическое обеспечение - создание условий для выполнения задач по ликвидации чрезвычайной ситуации с радиационным и химическим заражением и заражением объектов внешней среды, снижения его воздействия на личный состав сил Ангарского звена ТП РСЧС и население.
4.3.6. Транспортное обеспечение - обеспечение беспрепятственного маневра силами и средствами ликвидации ЧС, своевременного подвоза необходимых материально-технических средств, эвакуации пострадавших и населения.
4.3.7. Материальное обеспечение - снабжение материальными средствами, необходимыми для ликвидации ЧС, жизнеобеспечения сил Ангарского звена ТП РСЧС и населения.
4.3.8. Техническое обеспечение - организуется поддержание в работоспособном состоянии всех видов транспорта, инженерной и другой специальной техники, используемой при ликвидации ЧС.
4.3.9. Финансовое обеспечение - рациональное и целенаправленное распределение финансовых средств для оплаты расходов на мероприятия по ликвидации ЧС.
4.3.10. Метрологическое обеспечение - поддержание в постоянной готовности техники, различных видов аппаратуры и приборов, используемых при ликвидации ЧС.
4.3.11. Гидрометеорологическое обеспечение - всесторонняя оценка элементов погоды, своевременное выявление опасных метеорологических и гидрологических процессов, оценка их возможного влияния на действия сил и проведение мероприятий по защите населения при ликвидации ЧС.
4.3.12. Охрана общественного порядка - осуществление формированиями охраны общественного порядка. При этом в организациях (предприятиях, учреждениях), которые находятся в зоне ЧС, усиливается пропускной режим, охрана территории и контроль общественного порядка.
4.3.13. Комендантская служба в зоне ЧС - проводится с целью обеспечения выдвижения сил гражданской обороны и РСЧС в район АСДНР, развертывания их органов управления.
5. Управление силами и средствами при ведении АСДНР
5.1. Управление ликвидацией ЧС - процесс целенаправленного воздействия со стороны руководителя (органов управления) на подчиненные (уполномоченные на решение задач по ГО и ЧС) органы управления и силы путем выработки и организации выполнения решений, определяющих задачи подчиненным (уполномоченным), порядок и способы их выполнения, обеспечивающие наиболее полное использование потенциальных возможностей сил для эффективного выполнения стоящих задач.
Одним из важнейших условий успешного управления является организация взаимоотношений между вышестоящими (старшими) и подчиненными (уполномоченные на решение задач по ГО и ЧС) органами управления, обеспечение их согласованной и слаженной работы.
5.2. Вышестоящие органы управления АСДНР обязаны: постоянно руководить подчиненными (уполномоченными) органами, своевременно ставить им задачи по ликвидации ЧС, разрабатывать и доводить до них приказы, распоряжения и другие документы; информировать их об обстановке, а при необходимости ориентировать в части, их касающейся, о намеченных мероприятиях и решениях; своими средствами организовывать и поддерживать с подчиненными (уполномоченными) органами управления стабильную обратную связь; определять порядок предоставления донесений, сводок и других документов; указывать места пунктов управления (далее - ПУ) и порядок их перемещения; оказывать помощь подчиненным (уполномоченным) органам управления в работе, обеспечивать их необходимым топографическими материалами.
5.3. Подчиненные (уполномоченные) органы управления должны строго выполнять все указания вышестоящего органа управления.
5.4. Основой для организации управления являются решение начальника (руководителя) органа управления и указания вышестоящего органа управления.
5.5. Управление силами Ангарского звена ТП РСЧС включает в себя:
5.5.1. Определение задач и порядка работы органов управления Ангарского звена ТП РСЧС в различных режимах функционирования.
5.5.2. Организацию и осуществление мероприятий по поддержанию и приведению в готовность органов управления, сил и средств Ангарского звена ТП РСЧС.
5.5.3. Указание мест, порядка развертывания и работы пункта управления (далее - ПУ), систем связи, оповещения и автоматизированных комплексов управления.
5.6. Управление силами Ангарского звена ТП РСЧС осуществляется:
5.6.1. С ПУ повседневной деятельностью - руководителем КЧС и ПБ АГО (руководитель работ по ликвидации ЧС) при отсутствии ЧС (угрозы ЧС), возникновении ЧС и организации АСДНР по ликвидации ЧС.
5.6.2. С подвижного (мобильного) пункта управления (далее - ППУ) (на автомобильной базе) - руководителем КЧС и ПБ АГО в целях непосредственного управления силами АСДНР в любом районе или наиболее ответственных направлениях.
5.7. Все пункты управления оборудуются соответствующими техническими средствами, системами жизнеобеспечения, программным обеспечением, позволяющим вести информационный обмен в реальном масштабе времени с обеспечением всех возможных видов связи.
6. Руководство силами и средствами при ведении АСДНР
6.1. Общее руководство организацией и проведением ликвидации чрезвычайной ситуации осуществляет руководитель КЧС и ПБ АГО.
Координацию деятельности аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований на территории АГО осуществляет МКУ "Служба ГО и ЧС".
6.2. Руководство силами и средствами Ангарского звена ТП РСЧС, привлеченными к ликвидации ЧС и организацию их взаимодействия, осуществляет руководитель работ по ликвидации ЧС.
Руководитель привлеченной аварийно-спасательной службы, прибывший в зону ЧС первым, принимает полномочия руководителя работ по ликвидации ЧС и исполняет их до прибытия руководителя работ по ликвидации ЧС, назначенного распоряжением (постановлением) администрации АГО.
6.3. При подготовке и проведении АСДНР в зоне ЧС руководитель работ по ликвидации ЧС обязан:
6.3.1. На основе данных предварительной разведки и обследования зоны ЧС утвердить оперативный план проведения АСДНР.
6.3.2. Определить участки (сектора), объемы, виды и способы ведения АСДНР, назначить руководителей аварийно-спасательных и других неотложных работ на участках (секторах).
6.3.3. Поставить задачи руководителям привлеченных аварийно-спасательных формирований (служб, подразделений), организовать их взаимодействие, обеспечить выполнение задач;
6.3.4. Принять решение о необходимости развертывания ППУ, пунктов связи, определить порядок связи с вышестоящими органами управления, руководителями привлеченных аварийно-спасательных формирований (служб, подразделений).
6.3.5. Вызвать дополнительные силы и средства, организовать их встречу, размещение и расстановку.
6.3.6. Организовать создание резерва сил и средств, посменную работу привлеченных аварийно-спасательных формирований (служб, подразделений), питание и отдых личного состава аварийно-спасательных формирований (служб, подразделений).
6.3.7. Назначить ответственное должностное лицо за соблюдение безопасности при проведении АСДНР.
6.3.8. Организовать пункты сбора пострадавших и оказания им первой помощи.
6.3.9. Организовать своевременное доведение информации об обстановке и ходе проведения АСДНР до вышестоящих (руководящих) органов управления, а также населения.
6.3.10. Заслушивать по окончании проведения АСДНР руководителей аварийно-спасательных формирований (служб, формирований) и лично убедиться в завершении указанных работ.
6.3.11. Определить порядок убытия с места проведения АСДНР сил и средств, участвовавших в ликвидации ЧС.
6.4. Оперативный план проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ предусматривает:
6.4.1. Поиск, деблокирование (извлечение из под завалов) и спасение пострадавших, при необходимости обеспечение их средствами индивидуальной защиты.
6.4.2. Оказание пострадавшим медицинской помощи и их доставку в медицинские учреждения.
6.4.3. Проведение первоочередных мероприятий (тушение пожаров, локализацию заражений аварийно химически опасными веществами, радиационного загрязнения).
6.4.4. Локализацию аварий в коммунально-энергетических сетях, препятствующих ведению аварийно-спасательных и других неотложных работ.
6.4.5. Устройство проездов и проходов, разборку завалов, вскрытие разрушенных (заваленных) укрытий, подачу в них воздуха.
6.4.6. Обнаружение неустойчивых (разрушенных) конструкций, демонтаж сохранившегося оборудования в коммунально-энергетических сетях, которые влекут за собой угрозу разрушения.
6.4.7. Развертывание временных пунктов питания и проживания населения, пострадавшего в результате ЧС.
6.4.8. Спасение материальных и культурных ценностей.
6.5. В случае крайней необходимости руководители ликвидации ЧС вправе самостоятельно принимать решения:
6.5.1. О проведении эвакуационных мероприятий.
6.5.2. Об остановке деятельности организаций, находящихся в зонах ЧС.
6.5.3. О проведении АСР на объектах и территориях организаций, находящихся в зонах ЧС.
6.5.4. Об ограничении доступа населения в зоны ЧС.
6.5.5. Об использовании резервов материальных ресурсов для ликвидации ЧС организаций, находящихся в зонах поражения.
6.5.6. Об использовании в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, средств связи, транспортных средств и иного имущества организаций, находящихся в зонах поражения.
6.5.7. О привлечении к проведению работ по ликвидации ЧС нештатных и общественных аварийно-спасательных формирований, а также спасателей, не входящих в состав указанных формирований, при наличии у них документов, подтверждающих их аттестацию на проведение аварийно-спасательных работ.
6.5.8. О привлечении на добровольной основе населения к проведению неотложных работ, а также отдельных граждан, не являющихся спасателями, с их согласия к проведению аварийно-спасательных работ.
6.5.9. О принятии других необходимых мер, обусловленных развитием ЧС и ходом работ по их ликвидации.
Руководители ликвидации ЧС обязаны принять все меры по незамедлительному информированию руководителя КЧС и ПБ АГО, руководства привлеченных организаций о принятых ими в случае крайней необходимости решениях.
6.6. Руководящий состав работ по ликвидации ЧС по согласованию с руководителем КЧС и ПБ Ангарского городского округа и организациями, на территориях которых возникла ЧС, устанавливают границы зоны ЧС, порядок и особенности действий по ее локализации, а также принимают решения по проведению АСДНР.
Решения руководителей работ по ликвидации ЧС являются обязательными для всех граждан и организаций, находящихся в зоне ЧС, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
6.7. В случае технологической невозможности проведения всего объема АСР руководители ликвидации ЧС могут принимать решения о приостановке АСР в целом или их части, предприняв в первоочередном порядке все возможные меры по спасению находящихся в зонах ЧС людей.
Мэр Ангарского городского округа |
С.А.Петров |
<< Назад |
||
Содержание Постановление администрации Ангарского городского округа Иркутской области от 17 апреля 2019 г. N 336-ПА "Об утверждении... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.