Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к приказу
департамента образования
от 14 февраля 2019 г. N 143
Порядок
формирования предметной комиссий Владимирской области по вопросам оценивания образцов экзаменационных работ участников единого государственного экзамена
1. Общие положения о деятельности предметных комиссий
1.1. Проверка развернутых ответов участников единого государственного экзамена (далее - ЕГЭ) осуществляется предметными комиссиями (далее - ПК) по соответствующим учебным предметам.
1.2. ПК по каждому учебному предмету формируются департаментом образования администрации Владимирской области (далее - департамент образования) из числа ведущих, старших и основных экспертов.
1.3. ПК в своей деятельности руководствуется нормативными правовыми актами Минобрнауки Российской Федерации, Рособрнадзора, департамента образования, в том числе "Положением о предметной комиссии Владимирской области", "Положением о конфликтной комиссии Владимирской области".
1.4. Общее руководство и координацию деятельности ПК по соответствующему учебному предмету осуществляет ее председатель, в том числе представляет в ГЭК предложения по составу ПК и кандидатурам экспертов, предлагаемых для включения в состав предметных комиссий, создаваемых Рособрнадзором.
1.5. Департамент образования обеспечивает ПК помещениями для работы, которые располагаются в непосредственной близости к РЦОИ или в РЦОИ с соблюдением всех требований информационной безопасности. Информационное и организационно-технологическое обеспечение деятельности предметных комиссий осуществляет РЦОИ.
1.6. В случае возникновения ситуаций, не предусмотренных настоящим порядком, решение принимает председатель ПК и (или) руководитель РЦОИ в рамках своей компетенции с обязательным последующим информированием ГЭК.
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
1.6. Проверка развернутых ответов проводится, исходя из следующих принципов:
1.6.1. Каждая работа проверяется дважды независимо разными экспертами (первая и вторая проверка);
1.6.2. В случаях, установленных Порядком проведения ГИА, работы могут проходить межрегиональную перекрестную проверку, проверку третьим экспертом (далее - третья проверка), перепроверку, проверку устных ответов участников экзамена, а также проверку в рамках рассмотрения апелляции о несогласии с выставленными баллами.
2. Присвоение статусов экспертам
2.1. По результатам прохождения квалификационных испытаний эксперту может быть присвоен один из трех статусов: старший эксперт, основной эксперт.
Ведущий эксперт - статус, присваиваемый председателю и, по усмотрению председателя (при наличии соответствующих результатов квалификационного испытания), заместителю(-ям) председателя ПК, позволяющий осуществлять руководство подготовкой и/или подготовку экспертов на региональном уровне, участвовать в межрегиональных перекрестных проверках, привлекаться к рассмотрению апелляций по предмету, осуществлять проверку и перепроверку развернутых ответов участников экзамена в составе ПК, в том числе в качестве третьего эксперта.
Старший эксперт - статус, позволяющий осуществлять проверку и перепроверку выполнения заданий с развернутым ответом в составе ПК, в том числе назначаться для третьей проверки выполнения заданий с развернутым ответом, консультировать экспертов ПК по вопросам оценивания развернутых ответов участников экзамена (по назначению председателя ПК), участвовать в межрегиональных перекрестных проверках, а также проверках в рамках рассмотрения апелляции о несогласии с выставленными баллами.
Основной эксперт - статус, позволяющий осуществлять первую или вторую проверку выполнения заданий с развернутым ответом ГИА в составе ПК, участвовать в межрегиональных перекрёстных проверках в составе ПК.
Для присвоения эксперту того или иного статуса должно быть установлено соответствие его квалификации:
требованиям к экспертам, определенным Порядком;
требованиям к опыту оценивания экзаменационных работ участников экзамена;
требованиям к результатам квалификационного испытания;
требованиям к согласованности работы при проверке в предыдущем году и к значениям показателей статистики удовлетворенных апелляций.
3. Согласование подходов к оцениванию экзаменационных работ участников экзамена на федеральном и региональном уровнях
1. Для обеспечения единства подходов к оцениванию развернутых ответов участников экзамена используется система согласования и совершенствования подходов к оцениванию. Мероприятия по согласованию и совершенствованию подходов к оцениванию развернутых ответов участников экзамена (далее - система) осуществляются на федеральном и региональном уровнях.
1) На федеральном уровне система включает следующие мероприятия для экспертов, имеющих статус ведущих экспертов:
- в рамках очных мероприятий с участием членов комиссий по разработке КИМ обсуждение и выработку подходов к оцениванию типичных случаев, вызывающих затруднения у экспертов ПК при оценивании;
- оценивание указанными специалистами образцов экзаменационных работ в удаленном режиме;
- анализ результатов оценивания.
2) На региональном уровне система включает следующие мероприятия:
- внедрение согласованных на федеральном уровне подходов к оцениванию в процессе подготовки экспертов ПК. Подготовка экспертов осуществляется под руководством специалистов, имеющих статус ведущих экспертов, и включают практические занятия по оцениванию развернутых ответов участников экзаменов в предыдущие годы;
- обязательное проведение в течение не менее чем 60 минут оперативного согласования подходов к оцениванию ответов на каждое задание с развернутым ответом между экспертами ПК непосредственно перед проверкой работ, проводимого в день начала проверки развернутых ответов участников экзамена или накануне после получения критериев оценивания развернутых ответов из РЦОИ.
2. Мероприятия по согласованию подходов к оцениванию развернутых ответов участников экзамена на федеральном уровне организуются ФИПИ и включают в себя проведение очных семинаров в текущем учебном году. В ходе семинаров при обсуждении подходов к оцениванию формируется набор изображений ответов, как на отдельные задания, так и на целые работы, оценивание которых демонстрирует понимание экспертами выработанных подходов к оцениванию развернутых ответов. Далее отобранные работы используются для проведения квалификационных испытаний экспертов в области.
3. Мероприятия по согласованию и совершенствованию подходов к оцениванию развернутых ответов участников экзаменов на региональном уровне организуются департаментом образования. Подготовка экспертов должна проводиться в соответствии с образовательными программами и с использованием учебно-методических материалов для подготовки экспертов ЕГЭ, размещенных на официальном сайте ФИПИ (www.fipi.ru), образцов развернутых ответов участников экзаменов прошлых лет, предоставленных РЦОИ.
4. Квалификационные требования для присвоения статусов экспертам
4.1. Статусы ведущего, старшего или основного эксперта присваиваются всем экспертам, включаемым в ПК (кроме председателя ПК), в зависимости от уровня квалификации эксперта. Председателю ПК присваивается статус ведущего эксперта без участия в квалификационных испытаниях.
4.2. Для присвоения экспертам того или иного статуса устанавливаются определенные квалификационные требования.
Требования к образованию экспертов и опыту их работы в образовательных организациях устанавливаются Порядком проведения ГИА:
- наличие высшего образования;
- соответствие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках и (или) профессиональных стандартах;
- наличие опыта работы в организациях, осуществляющих образовательную деятельность и реализующих образовательные программы среднего общего, среднего профессионального или высшего образования (не менее 3 лет);
- наличие документа, подтверждающего получение дополнительного профессионального образования, включающего в себя практические занятия (не менее чем 18 часов) по оцениванию образцов экзаменационных работ в соответствии с критериями оценивания по соответствующему учебному предмету.
4.3. Для присвоения статуса "ведущий эксперт":
- необходим опыт организационной работы в ПК или ГЭК. Отсутствие такого опыта допустимо в случае, когда в состав ПК входит менее 10 человек. Экспертам, не назначенным заместителем председателя и председателем ПК и прошедшим квалификационные испытания с результатом, соответствующим статусу "ведущий эксперт", присваивается статус "старший эксперт".
Русский язык Иностранные языки Литература Обществознание |
История Биология |
Физика Химия Информатика География |
Математика |
не более 10% |
не более 10% |
не более 5% |
1% |
4.4. Для присвоения статуса "старший эксперт":
- необходим опыт оценивания развернутых ответов участников ГИА не менее трех лет. Отсутствие опыта проверки допускается только во вновь организуемых ПК по иностранным языкам;
- согласование на региональном уровне (успешное прохождение квалификационного испытания);
- значение показателя "процент заданий/критериев оценивания, по которым оценки эксперта не совпали с оценками, выработанными при согласовании подходов к оцениванию развернутых ответов":
Русский язык Иностранные языки Литература Обществознание |
История Биология |
Физика Химия Информатика География |
Математика |
не более 15% |
не более 15% |
не более 7% |
5% |
4.5. Для присвоения статуса "основной эксперт":
- приветствуется опыт оценивания развернутых ответов участников ГИА.
Отсутствие опыта оценивания развернутых ответов участников ГИА
допускается в отношении вновь назначенных в текущем году экспертов;
- согласование на региональном уровне (успешное прохождение квалификационного испытания);
- значение показателя "процент заданий/критериев оценивания, по которым оценки эксперта не совпали с оценками, выработанными при согласовании подходов к оцениванию развернутых ответов":
Русский язык Иностранные языки Литература Обществознание |
История Биология |
Физика Химия Информатика География |
Математика |
не более 25% |
не более 20% |
не более 10% |
7% |
Процент позиций оценивания, расхождение в которых составило 2 и более балла по заданию/критерию оценивания
|
Максимальное значение показателя |
Ведущий |
0% |
Старший |
0% |
5. Организация квалификационного испытания
5.1. Квалификационные испытания для определения статуса экспертов по каждому учебному предмету на региональном уровне проводятся с использованием Интернет-системы дистанционной подготовки экспертов "Эксперт ЕГЭ" и региональной программы "Эксперт РПК" (отбор работ для создания измерительных материалов осуществляет ФГБНУ "ФИПИ").
5.2. К прохождению квалификационных испытаний допускаются лица, успешно прошедшие обучение с дополнительной профессиональной программе повышения квалификации "Обучение экспертов региональной предметной комиссии по проверке развернутых ответов участников единого государственного экзамена".
5.3. Квалификационное испытание для присвоения статуса эксперту проводится ежегодно.
5.4. Информация о результатах квалификационного испытания и присвоенном экспертам статусе вносится в региональный реестр (региональную информационную систему).
5.5. Эксперты, не прошедшие квалификационные испытания в текущем году, не допускаются к включению в состав ПК и не могут принимать участие в проверке развернутых ответов участников экзамена в текущем году.
6. Порядок привлечения экспертов к работе в ПК
6.1. ПК формируются из числа ведущих экспертов, старших экспертов, основных экспертов. Председатель ПК назначается департаментом образования по согласованию с Рособрнадзором. Председателю ПК присваивается статус ведущего эксперта без участия в квалификационном испытании.
6.2. Заместителем(-ями) председателей ПК могут быть назначены только эксперты, имеющие статус ведущего эксперта.
6.3. Для проведения третьей проверки могут быть назначены эксперты, которым в текущем году присвоен статус "ведущий эксперт" или "старший эксперт", ранее не проверявшие данную экзаменационную работу, имеющие опыт первой - второй проверки в текущем году.
6.4. Для рассмотрения апелляций о несогласии с выставленными баллами при возникновении спорных вопросов по оцениванию развернутого ответа участника ГИА может привлекаться только эксперт ПК, которому в текущем году присвоен статус "ведущий эксперт" или "старший эксперт", имеющий опыт первой - второй и третьей проверки в текущем году, не проверявший ранее экзаменационную работу участника экзамена, подавшего апелляцию о несогласии с выставленными баллами.
6.5. Привлекаться к проведению перепроверки экзаменационных работ участников ГИА, инициированной департаментом образования, могут только эксперты, которым в текущем году присвоен статус "ведущий эксперт" или "старший эксперт", имеющие опыт первой - второй и третьей проверки в текущем году, и ранее не проверявшие данные работы.
6.6. Привлекаться к участию в межрегиональной перекрестной проверке, инициированной Рособрнадзором, могут только эксперты, которые являются членами федеральной предметной комиссии и комиссии по разработке КИМ.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.