Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 4
к распоряжению администрации области
от 29 октября 2018 г. N 746-р
Концепция
по созданию мобильного технопарка "Кванториум-33"
1. Обоснование потребности в реализации мероприятия по созданию мобильного технопарка "Кванториум-33" в рамках национального проекта "Образование"
1.1. Проблематика и ожидаемые результаты.
Концепция создания мобильного технопарка "Кванториум-33" (далее - Концепция) определяет цели, задачи и модель создания и развития мобильного технопарка "Кванториум-33" во Владимирской области.
В условиях непрерывного технологического развития современная экономика требует людей, которые отличаются способностью быстро осваивать инновации, работать на стыке научных дисциплин, самостоятельно искать информацию и генерировать решения сложных инженерных задач. В ответ на этот вызов времени в 2016 году во Владимирской области на базе государственного автономного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования Владимирской области "Владимирский институт развития образования имени Л.И. Новиковой" был создан детский технопарк "Кванториум-33", в котором процесс обучения детей максимально приближен к процессу функционирования современных высокотехнологичных компаний и научных центров.
За прошедший период коллективом технопарка накоплен успешный опыт реализации программ дополнительного образования по направлениям "Робототехника", "Промышленный дизайн", "Аэротехнологии", "Биотехнологии", "Дополненная и виртуальная реальность". Только за 9 месяцев 2018 года свыше 80 ребят стали победителями и призерами международных всероссийских, межрегиональных и региональных профильных соревнований и конкурсов. Имеется успешный опыт повышения квалификации педагогов в опорных школах "Кванториума-33" по направлению "Робототехника", разработаны дистанционные курсы для детей и взрослых.
Опыт работы владимирского "Кванториума-33" весной 2018 года был представлен на всероссийском семинаре в рамках VI Экономического форума Владимирской области и получил высокую оценку руководителей региональных детских технопарков 13 субъектов РФ и федерального оператора сети детских технопарков "Кванториум". В сентябре 2018 года на базе технопарка проходил III Всероссийский форум "Воспитание детей - инвестиции в будущее!", организованный Министерством просвещения Российской Федерации, Российской академией образования и Администрацией Владимирской области, участники которого высоко оценили уровень работы и достижения учреждения дополнительного образования.
В Послании Президента Российской Федерации Федеральному собранию от 1 марта 2018 года большое значение уделяется укреплению целостной системы поддержки и развития творческих способностей и талантов наших детей, которая должна охватить всю территорию страны, интегрировать возможности таких высокотехнологичных площадок, как "Кванториумы". Повышение доступности дополнительного образования детей, обеспечение равных возможностей для их развития и "социальных лифтов" для молодых граждан также обозначены Президентом Российской Федерации как приоритеты государственной политики в сфере образования до 2024 года.
Решение проблемы доступности новых моделей дополнительного образования детей и обновления содержания предметной области "Технология" в сельской школе станет функционирование на базе детского технопарка "Кванториум-33" мобильного кванториума. В рамках проекта предполагается создание мобильного детского технопарка на базе перевозной автомобильной станции. Станция, перемещаясь в пределах региона, останавливается на 2 недели в каждой агломерации. Специально подготовленные педагоги в первой половине дня проводят уроки технологии на основе сетевого взаимодействия, а во второй половине дня реализуют с детьми программы инженерной направленности. Кроме того, в целях повышения уровня профессионализма кадров образовательных организаций муниципалитета сотрудники педагоги мобильного кванториума осуществляют дополнительную подготовку и практико-ориентированное обучение педагогов школ и учреждений дополнительного образования технической направленности. Мероприятия, направленные на создание и открытие мобильного технопарка "Кванториум-33" в 2019 году, представлены в "Дорожной карте по созданию и открытию мобильного технопарка "Кванториум-33" в 2019 году", являющейся приложением N 1 к Концепции.
Мобильная станция "Кванториум-33" оснащается оборудованием, позволяющим вести обучение модулям образовательной области "Технология" и по программам дополнительного образования технической направленности сразу по нескольким направлениям, среди которых "Виртуальная реальность", "Промышленный дизайн", "Гео", "Информационные технологии", "Робо", "Аэро", "Хайтек".
Мобильный технопарк "Кванториум" будет тесно взаимодействовать с созданным в 2016 году на базе Владимирского института развития образования имени Л.И. Новиковой детским технопарком "Кванториум-33", что даст возможность быстрого и успешного старта новому проекту.
Детский технопарк "Кванториум-33" имеет опыт и положительные результаты использования высокотехнологичного оборудования для реализации проектной деятельности детей, направленной на решение конкретной практической задачи. Заказчиком может выступать бизнес-партнер, интеллектуальный или социальный партнер. Есть проекты из сферы ЖКХ, для людей с ОВЗ и инвалидов, внутренние задачи технопарка и др. Результатом проектной деятельности, как правило, становится социально значимый продукт, который в процессе создания постоянно согласовывается с заказчиком. Кроме того, совершенствованию изделия помогает система публичных защит по окончании каждой учебной итерации, на которые приглашаются эксперты в той или иной области регионального или даже федерального уровня. Обязательным условием для процесса проектирования является анализ рынка и экономический расчет целесообразности и рентабельности изделия.
Особое внимание в технопарке уделяется межквантумным проектам, которые позволяют решать серьезные жизненные проблемы. Так, межквантумный проект "Электронный поводырь" (совместная разработка квантума виртуальной и дополненной реальности и квантума промышленного дизайна) стал победителем отборочного этапа международных соревнований "Кванториада-2018" и вызвал широкий резонанс в обществе.
Во Владимирской области 16 сельских муниципальных образований. Две территории имеют большое количество школ и обучающихся и могут быть разбиты на две агломерации. Таким образом, за три года работы мобильного технопарка "Кванториум-33" будут охвачены 18 агломераций региона, что позволит охватить все сельские поселения Владимирской области.
Согласно расчетам, мобильный технопарк обеспечит ежегодный охват 1 тыс. детей, проживающих в сельской местности и труднодоступных территориях, высокотехнологичными программами дополнительного образования и модулями по предметной области "Технология", что создаст условия для создания современной образовательной среды и доступа сельских школьников к современному оборудованию и инновационным образовательным технологиям и методикам, запустит механизмы непрерывного развития профессионального мастерства и повышения уровня компетенций педагогов.
Оценка эффективности работы мобильного технопарка "Кванториум" осуществляется департаментом образования, исходя из достигнутых значений индикаторов (показателей), предусмотренных в приложении N 3 Концепции.
Школьники, прошедшие обучение на базе мобильного технопарка "Кванториум-33", вместе со своими педагогами будут привлекаться к участию в соревнованиях инженерно-технической направленности регионального и всероссийского уровней, а также получат возможность принять участие в работе инженерных и профильных смен региона.
В летние месяцы оборудование мобильного технопарка будет использоваться при проведении смен технической направленности в загородных лагерях летнего отдыха детей. Участие наставников детского технопарка "Кванториум-33" в профильной смене летнего оздоровительного лагеря "Искатель" (Ковровский район) на протяжении двух лет стало доброй традицией и дает хорошие результаты в плане выявления и привлечения технически одарённых школьников в проектные группы областного детского технопарка.
Кадровое обеспечение мобильного технопарка "Кванториум-33" - высококвалифицированные педагогические работники и специалисты, способные осуществлять инновационную образовательную деятельность в соответствии с целями и задачами мобильного технопарка по соответствующим направлениям.
1.2. Данные по сети организаций дополнительного образования
В области сложилась развитая система дополнительного образования детей и молодежи, в рамках которой успешно реализуются различные модели на базе организаций дополнительного образования детей, включая загородные оздоровительные лагеря и центры, общеобразовательные школы, дошкольные учреждения, которые охватывают различные сферы деятельности и интересов - образование, культуру и искусство, физическую культуру и спорт.
Сегодня в системе образования области работают 989 образовательных организаций. Из них - 114 муниципальных учреждений дополнительного образования, из которых 44 принадлежит системе образования, 17 - спорту, 4 - сферы молодёжной политики, 47 - культуре. Эти организации предоставляют возможности для занятий по программам различной направленности: технической, естественнонаучной, физкультурно-спортивной, художественной, туристско-краеведческой, социально-педагогической.
Сеть учреждений по видам образовательной деятельности представлена следующим образом: работающие по всем направлениям - 29; эколого-биологическая - 2; туристско-краеведческая - 1; спортивная - 30; художественная - 49; другие - 3.
Важной задачей в области доступности дополнительного образования является обеспечение инклюзии детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов. Организации дополнительного образования оказывают услуги детям с разными образовательными потребностями:
- дети с ограниченными возможностями здоровья и дети-инвалиды - 670 человек - 16% от общего количества детей 5-18 лет данной категории,
- дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей - 350 человек - 10% от общего количества детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Важнейшим параметром доступности дополнительного образования является возможность получения услуг бесплатно. В учреждениях сохраняется приоритет бесплатности и равного доступа дополнительного образования для детей. Доля платных образовательных услуг составляет 7,3% от общей численности оказываемых услуг.
Общий охват детей области программами дополнительного образования в общеобразовательных школах и учреждениях дополнительного образования составляет более 123 тысячи учащихся области, что составляет 71,3% от общего числа детей от 5 до 18 лет.
В целях стимулирования интереса школьников к сфере инноваций и высоких технологий; поддержки талантливых подростков, вовлечения учеников в научно-техническое творчество; популяризации инженерных профессий среди молодежи при поддержке АНО "Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов" на базе ГАОУ ДПО ВО ВИРО создан детский технопарк "Кванториум-33".
На территории технопарка размещаются биотехнологическая лаборатория; робототехническая, авиамодельная, дизайнерская мастерские; площадка для испытания устройств и механизмов; презентационный зал; медиа-библиотека с зоной отдыха, и, хай-тек цех, оснащенный высокоточным оборудованием и уникальным программным обеспечением для проведения экспериментов и демонстрации опытов.
На основании изучения потребностей региона в кадрах для высокотехнологичного производства были выбраны 5 направлений научно-технического творчества детей (квантумы): "Биоквантум", "Промышленный дизайн", "Дополненная и виртуальная реальность", "Аэроквантум", "Робототехника". В феврале 2018 года в технопарке начало работу экспериментальное направление медиажурналистика (медиаквантум) и открылась Шахматная гостиная.
Пропускная способность технопарка - 1100 обучающихся в год, из них 900 обучающихся осваивают вводные модули в течение трех месяцев, около 200 человек обучаются на постоянной основе в проектных группах.
Владимирский технопарк осуществляет методическое взаимодействие с 25-ю пилотными школами региона по направлению "Образовательная робототехника". В сентябре 2018 года в целях обеспечения равного доступа к современным дополнительным общеобразовательным программам детей открыты опорные площадки технопарка (образовательная робототехника на базе Лего и Ардуино) в Гусевском стекольном и Александровском промышленно-гуманитарном колледжах.
В целях обеспечения успешного выступления во всероссийских интеллектуальных состязаниях с октября 2014 года на базе института развития образования функционирует "Интеллектуальная школа олимпийского резерва", которая направлена на выявление и поддержку интеллектуально одаренных учащихся 8-11 классов.
Ежегодно в школе обучаются 166 старшеклассников по заочной форме обучения с применением дистанционных образовательных технологий. В период с 31 октября по 3 ноября проводятся очные занятия по 8 предметам: математике, физике, химии, литературе, истории, биологии, географии, информатике, в которых принимают участие более 140 обучающихся образовательных организаций из всех муниципальных образований региона.
В январе 2018 г. на базе государственного автономного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования Владимирской области "Владимирский институт развития образования имени Л.И. Новиковой" (далее - ВИРО) с учётом опыта Образовательного Фонда "Талант и успех" г. Сочи создан Центр поддержки одарённых детей "Платформа 33" (далее - Центр). Целью деятельности Центра является выявление, развитие и поддержка одаренных и высокомотивированных детей региона на основе интеграции психолого-педагогических и материально-технических ресурсов и создание для них системы мотивации и дальнейшего сопровождения. Центр реализует программы интеллектуальной направленности, которые нацелены на углубленное изучение профильных предметов, создание научных проектов, а также подготовку к финальным этапам всероссийских олимпиад и конкурсов.
Всего в учреждениях дополнительного образования детей работает 4294 человек, из них педагогических работников - 2439, кроме того, 1061 человек - внешние совместители. Большая часть педагогов - 1589 человек (65%) - работает в центрах, дворцах, домах детского творчества, школах искусств. 45 человек (1,8%) работают в учреждениях эколого-биологического направления, в центрах и станциях юных туристов, 495 человек (20,3%) - преподаватели детско-юношеских спортивных школ, детско-юношеских спортивных клубов, школ олимпийского резерва.
Кадровый потенциал педагогических работников достаточно высокий. Из общего количества педагогов - 2366 педагогов (97%) имеет высшее или среднее профессиональное образование, из них педагогическое - 1917 (81%). При этом 1897 человек (77,8%) - педагоги высшей или первой квалификационной категории (2017/2018 уч. г. - 77,2%). Количество педагогов со стажем работы до 5 лет - 308 (12,6%). По-прежнему высоким остается количество педагогов пенсионного возраста - 812 человек (33,3%). Доля учителей-мужчин, работающих в системе дополнительного образования, - 790 человек (32,4%).
Вместе с тем анализ образовательной ситуации в муниципальных общеобразовательных организациях Владимирской области, особенно расположенных в сельской местности (это 52% от общего количества школ региона), показывает низкий уровень развития дополнительного образования детей технической и естественнонаучной направленности, обусловленных в первую очередь отсутствием соответствующих современным задачам инфраструктуры и кадрового состава. Поэтому обеспечение современной инфраструктурой дополнительного образования детей, в первую очередь по современным технологическим направлениям, является одной из острых проблем региона, требующих незамедлительного решения. Одним из условий решения указанной проблемы является реализация в регионе проекта мобильного детского технопарка "Кванториум".
2. Опыт Владимирской области в реализации федеральных и международных проектов (мероприятий) в области образования
N |
Наименование проекта/ мероприятия |
Статус проекта/ мероприятия |
Объем финансирования и источник финансирования проекта |
Основные результаты |
Практическое применение результатов |
1. |
Приоритетный проект "Доступное дополнительное образование для детей", Мероприятие 3.5. "Создание условий, обеспечивающих доступность дополнительных общеобразовательных программ естественно-научной и технической направленности для обучающихся" |
Всероссийский |
Субсидия из федерального бюджета - 56 млн. 284,68 тыс. руб., Софинансирование из регионального бюджета - 24 млн. 122 тыс. руб. |
открытие детского технопарка "Кванториум-33" |
- повышение охвата детей качественными программами технической и естественно-научной направленности до 1000 чел. в год; - повышение престижа инженерно-технических профессий в результате проведения профильных мероприятий для внешней детско-юношеской аудитории (не менее 5000 чел. в год); - создание в регионе условий для непрерывного развития профессионального мастерства и повышения уровня компетенций педагогов общего и дополнительного образования по профилю. |
2. |
Мероприятие 5.4 "Поддержка инноваций в области развития и мониторинга системы образования", проект "Информационно-образовательная региональная сеть Владимирской области" |
Всероссийский |
Грант 1 млн. 766 403,97 руб. |
Создана информационно-образовательная сеть, объединяющая 10 образовательных площадок в регионе |
Разработаны программы повышения квалификации (ПК). Проведены курсы ПК, вебинары, мастер-классы, обучающие семинары, родительские собрания, конкурсы инновационных проектов |
3. |
Мероприятие 2.2 "Повышение качества образования в школах с низкими результатами обучения и в школах, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях, путем реализации региональных проектов и распространение их результатов" 2017 - 2018 г.г. |
Всероссийский |
2 млн.224 200,00 руб. |
Разработаны задания для проведения мониторинга качества образования в формате ВПР, ОГЭ, ЕГЭ для учащихся начальной школы, 5,6, 9, 11 классов по математике, русскому языку, истории. Подготовлены программы ПК для руководителей и педагогов школ. Разработана методика идентификации школ. Подготовлен комплект диагностических материалов по диагностике познавательных процессов обучающихся |
Апробирован инструментарий, реализованы программы ПК, внедрены методические рекомендации |
4. |
Проект ФЦПРО на 2011 - 2015 гг. по направлению "Распространение на всей территории Российской Федерации современных моделей успешной социализации детей" во Владимирской области |
Всероссийский |
1 млн.738 тыс. руб. |
Создание сайта "Семейный очаг", выпуск журнала "Родительское сердце", создание базовых площадок http://viro33.ru/2014-11-27-13-00-44/751.html |
Внедрение моделей успешной социализации детей во Владимирской и Ивановской областях. Организация повышения квалификации научно-педагогических работников по 7 программам |
5. |
Модель формирования гражданской компетентности старшеклассников |
Международный (Россия, Армения) |
1 млн. руб. Грант РФФИ N 18-513-05003 |
Разработана и апробирована модель формирования гражданской компетентности старшеклассников Статьи, методические рекомендации для образовательных организаций. |
Проведен межрегиональный фестиваль воспитательных систем с представлением опыта формирования гражданственности учащихся |
6. |
Исследовательский проект "Формирование у педагогов российской школы представлений о культуре повседневности народов, проживающих на территории РФ и составляющих основной поток миграции в РФ" |
Всероссийский |
1 млн. 400 тыс. руб. Грант РФФИ N 11-06-01180 |
Диагностический инструментарий, определяющий уровень культуры этнотолерантности
Дидактические пособия и методические рекомендации |
Внедрение диагностического инструментария, определяющего уровень культуры этнотолерантности. Использование методических рекомендаций для формирования у педагогов российской школы представлений о культуре повседневности народов, проживающих на территории РФ и составляющих основной поток миграции в РФ |
7. |
Исследовательский проект: "Формирование культуры межэтнических отношений молодежи как основы национального единства" |
Всероссийский |
3 млн. 150 тыс. руб. Грант РФФИ N 15-36-14008. |
Программа социологического исследования "Проблемы межнациональных и межэтнических отношений в молодежной среде Владимирской области". Уточнение понятийного аппарата и концептуальных основ решения проблемы. Разработка программ факультативных курсов и внеурочной деятельности. Серия публикаций. |
Реализация программ внеурочной деятельности и методических рекомендаций, направленных на улучшение ситуации по формированию культуры межнациональных отношений. области |
8. |
Исследовательский проект: "Воспитательная система этнополикультурной школы" |
Всероссийский |
1 550 тыс. руб. Грант РГНФ N 14-06-00234 |
Серия публикаций |
Внедрение методических рекомендаций по результатам исследования в деятельность школ |
3. Организационно-правовая форма организации, реализующей мероприятие по созданию мобильного технопарка "К мобильного ванториум-33"
Мероприятие реализует государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Владимирской области "Владимирский институт развития образования имени Л.И. Новиковой".
Организационно-правовая форма - автономное учреждение.
4. Описание мобильного технопарка "Кванториум-33" (тип/модель транспортного средства, вместимость и другие характеристики)
Для реализации проекта планируется приобретение специальной передвижной станции, в которой будет располагаться несъемное высокотехнологичное оборудование и перевозиться оборудование, размещаемое в агломерации на время работы мобильного технопарка "Кванториум-33". Передвижная лаборатория представляет собой двухосный прицеп со следующими характеристиками:
N |
Функциональные, технические, и качественные, эксплуатационные характеристики объекта закупки |
Требования к показателям |
1. |
Количество товара |
1 |
2. |
Габариты внешние: |
|
2.1 |
Длина без прицепного устройства, мм |
Не более 8300 |
2.2 |
Длина с прицепным устройством, мм |
Не более 9300 |
2.3 |
Ширина, мм |
Не более 2460 |
2.4 |
Высота по верхней точке купола, мм |
Не более 3300 |
2.5 |
Клиренс фургона |
Не менее 280 |
2.6 |
Диаметр колесных дисков, дюйм |
Не менее 14 |
2.7 |
наличие молдингов по границе двери и окон |
Наличие |
2.8 |
Стеклопластиковая наружная облицовка |
Наличие |
3. |
Габариты внутренние по полу от перегородки до перегородки: |
|
3.1 |
Длина, мм |
Не менее 5800 |
3.2 |
Ширина, мм |
Не менее 2260 |
3.3 |
Высота по центру, мм |
Не менее 2130 |
4. |
Конструкция |
|
4.1 |
Пространственная металлическая рама каркаса: |
|
4.2 |
Толщина металла рамы, мм |
Не менее 4 |
4.3 |
Толщина балки дышла, мм |
Не менее 5 |
4.4 |
Покрытие - фосфатный грунт |
Наличие |
4.5 |
Наличие утеплителя |
Наличие |
4.6 |
Толщина утеплителя стены, мм |
Не менее 40 |
4.7 |
Толщина стенки прицепа с утеплением, мм |
Не менее 45 |
4.8 |
Толщина утеплителя пола, мм |
не менее 50 |
5. |
Вес: |
|
5.1 |
Без оборудования, кг |
Не более 1800 |
5.2 |
Максимальная грузоподъёмность, кг |
Не менее 3500 |
6. |
По правому борту три открывающихся окна |
Наличие |
6.1 |
С наружи закрываются откидными антивандальными ставнями на газовых стойках с внутренним запиранием |
Наличие |
6.2 |
Боковые окна - раздвижная система стеклопакетов |
Наличие |
6.2.1. |
Длина, мм |
Не менее 1900 Не более 2100 |
6.2.2 |
Высота, мм |
Не менее 850 Не более 1100 |
7. |
По левому борту одна дверь: |
|
7.1 |
Размеры дверного проема, мм |
Не менее 750 Не более 950 |
7.2 |
Материал-стеклопластик, |
Наличие |
7.3 |
Прислонно-поворотный механизм открывания и закрывания. |
Наличие |
8. |
Подвеска и тормоза |
|
8.1 |
Подвеска: - двухосная |
Наличие |
8.2 |
Резиножгутовая |
Наличие |
8.3 |
Независимая |
Наличие |
8.4 |
Инерционная система с тормозом наката |
Наличие |
8.5 |
Ручной стояночный тормоз |
Наличие |
9. |
Электрика, осве |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.