Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 2
к распоряжению администрации области
от 29 октября 2018 г. N 746-р
Концепция
реализации мероприятия по поддержке образования для детей с ограниченными возможностями здоровья в рамках федерального проекта "Современная школа" национального проекта "Образование"
1. Обоснование потребности в реализации мероприятия по поддержке образования для детей с ограниченными возможностями здоровья в рамках национального проекта "Образование", в том числе за счет софинансирования из федерального бюджета (далее - Мероприятие).
Во Владимирской области функционирует 21 общеобразовательная организация (специальная (коррекционная) школа-интернат), реализующая исключительно адаптированные общеобразовательные программы для детей с ограниченными возможностями здоровья различной нозологии:
- для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) - 18 организаций,
- слепых и слабовидящих детей - 1 организация,
- глухих, слабослышащих и позднооглохших детей - 1 организация,
- для детей с тяжелыми нарушениями речи - 1 организация.
В организациях реализуются следующие адаптированные общеобразовательные программы:
- для слепых обучающихся;
- для слабовидящих обучающихся;
- для слабослышащих и позднооглохших обучающихся;
- для глухих обучающихся;
- для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи;
- для обучающихся с расстройствами аутистического спектра;
- для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
- для обучающихся с задержкой психического развития;
- для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Всего в специальных (коррекционных) школах-интернатах области в 2018 - 2019 учебном году обучается 3258 человек (2017 - 2018 учебный год - 3162), в том числе 1206 детей-инвалидов, 32 инвалида.
В специальных (коррекционных) школах - интернатах для детей с нарушениями интеллекта обеспечивается образование обучающихся со сложной структурой дефекта и детей с глубокой умственной отсталостью. Всего таких классов по области - 50, обучающихся в них несовершеннолетних - 397 (2017 - 2018 учебный год - 37 классов, 310 обучающихся). Ежегодно увеличивается охват детей, нуждающихся в особых подходах при организации обучения, и детей, имеющих глубокие отклонения в развитии.
Кроме того, на базе специальных (коррекционных) образовательных организаций области обеспечивается образование детей с расстройствами аутистического спектра. В коррекционных школах области обучается 70 детей с РАС. В 2018 - 2019 годах на базе ГКОУ ВО "Специальная (коррекционная) школа-интернат N 1 г. Владимира" открыт ресурсный класс для таких детей.
На базе ГКОУ ВО "Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат г. Кольчугино" организовано обучение воспитанников ГКУСО ВО "Кольчугинский детский дом-интернат для умственно отсталых детей" (КДДИ). В 2017/2018 учебном году в школе-интернате создано 18 классов-комплектов, в которых обучалось 136 детей-инвалидов по программе для детей со сложной структурой дефекта (СИПР, 2 вариант ФГОС).
На начало 2018/2019 учебного года численность работников организаций составляет 1375 единиц, из них педагогические работники -709 человек:
- учителя - 430 (в том числе учителя-дефектологи - 337 чел.)
- педагог-психолог - 23
- учитель-логопед - 33
- социальный педагог - 25
- педагог-организатор - 23
- воспитатель - 172
- педагог-библиотекарь - 3
78,4% (337 чел.) от общего количества учителей областных коррекционных школ составляют учителя-дефектологи и учителя, получившие удостоверения о профессиональной переподготовке и повышении квалификации по профилям "Олигофренопедагог", "Тифлопедагог", "Сурдопедагог".
В организациях работает 69 учителей трудового обучения, из которых высшую категорию имеют 33 человека, первую категорию - 28 человек.
Всего в коррекционных школах области имеет высшую категорию 328 педагогов.
Помимо общеобразовательных программ в школах-интернатах региона реализуются программы дополнительного образования по следующим направлениям: техническое, туризм и краеведение, спортивное, художественно-эстетическое, музыкальное, художественное творчество, декоративно-прикладное искусство и др.
Одним из главных направлений деятельности образовательных организаций является трудовая подготовка обучающихся для их последующей интеграции в общество. В учреждениях области реализуются следующие профили трудового обучения (профессиональной подготовки): металлообработка, деревообработка, художественный труд, обувное дело, швейное дело, скорняжное дело, слесарное дело, столярное дело, штукатурно-малярное дело, цветоводство и декоративное садоводство, художественная обработка древесины, основы художественного ремесла, младший обслуживающий персонал, рабочий по обслуживанию здания, озеленители.
Для реализации познавательной и творческой активности обучающихся педагогами используются современные образовательные технологии, дающие возможность повышать качество образования и более эффективно использовать учебное время. В урочной и внеурочной деятельности по трудовому обучению применяются следующие образовательные педагогические технологии:
- проблемное обучение - создание в учебной деятельности проблемных ситуаций и организация самостоятельной деятельности учащихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками, развиваются и корригируются мыслительные способности;
- метод проектов, который дает возможность развивать индивидуальные способности учащихся, более осознанно подходить к профессиональному и социальному самоопределению;
- игровые методы, способствующие расширению кругозора учащихся с ограниченными возможностями здоровья, развитию познавательной деятельности, формированию определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности;
- здоровьесберегающие технологии;
- обучение в сотрудничестве (групповая, командная работа) - совместная развивающая деятельность взрослых и детей;
- информационно-коммуникационные технологии.
Таким образом, использование широкого спектра педагогических технологий дает возможность педагогическому коллективу продуктивно использовать учебное время и добиваться высоких результатов обученности учащихся.
Ежегодно среди учащихся коррекционных школ Владимирской области проводится специальная олимпиада по профессиональному мастерству по специальности "швейное дело".
Кроме того, в 2018 году обучающийся ГКОУ ВО "Гусь-Хрустальная специальная (коррекционная) школа-интернат" стал победителем Чемпионата Владимирской области "Абилимпикс" в категории "Школьники".
Система трудовой и профессиональной подготовки учащихся входит в структуру единой социально-психологической адаптации и реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья.
Трудовое обучение является одним из главных условий подготовки школьников с нарушением интеллекта к самостоятельной жизни и занимает ведущее место в коррекционно-образовательном пространстве.
Для решения задач подготовки школьников с нарушением интеллекта к самостоятельной жизни и труду большое значение имеет продуманная и четкая организация и высокий методический уровень проведения занятий, хорошая дидактическая и материально-техническая оснащенность мастерских.
В настоящее время с особой остротой ощущается несоответствие между уровнем обученности практическим навыкам выпускников коррекционных школ и растущими требованиями подготовленности рабочих, что связано, в том числе, с несоответствием материально-технической базы школ современным требованиям.
Обновление материально-технической базы школьных мастерских и создание условий обучения, сходных с производственными, обеспечит эффективную профессиональную ориентацию и мотивацию детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья к получению профессионального образования, будет содействовать их трудоустройству и социокультурной инклюзии в общество.
Кроме того, это расширит возможности участия учащихся школ-интернатов в региональном этапе чемпионата "Абилимпикс".
Важным аспектом является обеспечение психологического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. В каждой образовательной организации функционирует социально-психологическая служба, в штате имеется педагог-психолог, социальный педагог. Однако оборудование для кабинетов педагогов-психологов, социальных педагогов не соответствует современным требованиям.
Только в 18 учреждениях в рамках реализации программы "Доступная среда" созданы и оборудованы сенсорные комнаты.
Отсутствие необходимого программно-методического материала, диагностических комплексов, коррекционно-развивающих и дидактических средств, направленных на решение задач обучения, развития детей, коррекции нарушений, вне зависимости от вида дефекта или степени его сложности, а также отсутствие специально созданного средового пространства для лиц, имеющих ограниченные возможности здоровья, сужает возможность образовательного учреждения для использования их потенциала.
Обновление материально-технической базы кабинетов педагога-психолога позволит обеспечить:
предупреждение возникновения проблем развития ребенка;
содействие ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации: учебные трудности, проблемы с выбором образовательного и профессионального маршрута, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями;
психологическое обеспечение образовательных программ;
развитие психолого-педагогической компетентности учащихся, родителей, педагогов;
развитие и укрепление положительного психологического климата, чувства психологической безопасности, сплочение детского коллектива, формирование положительных межличностных взаимоотношений в процессе социального общения и взаимодействия;
создание оптимальных условий при проведении индивидуальной и групповой работы с участниками образовательного процесса, в том числе материально-технической базы по обеспечению наиболее эффективного взаимодействия в системе "педагог-ребенок-родитель".
2. Опыт Владимирской области в реализации федеральных и международных проектов (мероприятий) в области образования.
Реализуется подпрограмма "Доступная среда" государственной программы Владимирской области "Социальная поддержка отдельных категорий граждан во Владимирской области на 2014 - 2020 годы", утвержденной постановлением Губернатора области от 13.11.2014 N 1163.
В соответствии с программными мероприятиями в 2014 - 2018 годах создана универсальная безбарьерная среда в 18 образовательных организациях, реализующих адаптированные образовательные программы (87%).
N |
Наименование проекта/ мероприятия |
Статус проекта/ мероприятия |
Объем финансирования и источник финансирования проекта |
Основные результаты |
Практическое применение результатов |
1. |
Приоритетный проект "Доступное дополнительное образование для детей", Мероприятие 3.5. "Создание условий, обеспечивающих доступность дополнительных общеобразовательных программ естественно-научной и технической направленности для обучающихся" |
Всероссийский |
Субсидия из федерального бюджета - 56 млн. 284,68 тыс. руб., Софинансирование из регионального бюджета - 24 млн. 122 тыс. руб. |
открытие детского технопарка "Кванториум-33" |
- повышение охвата детей качественными программами технической и естественнонаучной направленности до 1000 чел. в год; - повышение престижа инженерно-технических профессий в результате проведения профильных мероприятий для внешней детско-юношеской аудитории (не менее 5000 чел. в год); - создание в регионе условий для непрерывного развития профессионального мастерства и повышения уровня компетенций педагогов общего и дополнительного образования по профилю. |
2. |
Мероприятие 5.4 "Поддержка инноваций в области развития и мониторинга системы образования", проект "Информационно-образовательная региональная сеть Владимирской области" |
Всероссийский |
Грант 1 млн. 766 403,97 руб. |
Создана информационно-образовательная сеть, объединяющая 10 образовательных площадок в регионе |
Разработаны программы повышения квалификации (ПК). Проведены курсы ПК, вебинары, мастер-классы, обучающие семинары, родительские собрания, конкурсы инновационных проектов |
3. |
Мероприятие 2.2 "Повышение качества образования в школах с низкими результатами обучения и в школах, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях, путем реализации региональных проектов и распространение их результатов" 2017 - 2018 гг. |
Всероссийский |
2 млн.224 200,00 руб. |
Разработаны задания для проведения мониторинга качества образования в формате ВПР, ОГЭ, ЕГЭ для учащихся начальной школы, 5,6, 9, 11 классов по математике, русскому языку, истории. Подготовлены программы ПК для руководителей и педагогов школ. Разработана методика идентификации школ. Подготовлен комплект диагностических материалов по диагностике познавательных процессов обучающихся |
Апробирован инструментарий, реализованы программы ПК, внедрены методические рекомендации. |
4. |
Проект ФЦПРО на 2011 - 2015 гг. по направлению "Распространение на всей территории Российской Федерации современных моделей успешной социализации детей" во Владимирской области |
Всероссийский |
1 млн.738 тыс. руб. |
Создание сайта "Семейный очаг", выпуск журнала "Родительское сердце", создание базовых площадок http://viro33.ru/2014-11-27-13-00-44/751.html |
Внедрение моделей успешной социализации детей во Владимирской и Ивановской областях. Организация повышения квалификации научно-педагогических работников по 7 программам |
5. |
Модель формирования гражданской компетентности старшеклассников |
Международный (Россия, Армения) |
1 млн. руб. Грант РФФИ N 18-513-05003 |
Разработана и апробирована модель формирования гражданской компетентности старшеклассников Статьи, методические рекомендации для образовательных организаций. |
Проведен межрегиональный фестиваль воспитательных систем с представлением опыта формирования гражданственности учащихся. |
6. |
Исследовательский проект "Формирование у педагогов российской школы представлений о культуре повседневности народов, проживающих на территории РФ и составляющих основной поток миграции в РФ" |
Всероссийский |
1 млн. 400 тыс. руб. Грант РФФИ N 11-06-01180 |
Диагностический инструментарий, определяющий уровень культуры этнотолерантности
Дидактические пособия и методические рекомендации |
Внедрение диагностического инструментария, определяющего уровень культуры этнотолерантности. Использование методических рекомендаций для формирования у педагогов российской школы представлений о культуре повседневности народов, проживающих на территории РФ и составляющих основной поток миграции в РФ. |
7. |
Исследовательский проект: "Формирование культуры межэтнических отношений молодежи как основы национального единства" |
Всероссийский |
3 млн. 150 тыс. руб. Грант РФФИ N 15-36-14008. |
Программа социологического исследования "Проблемы межнациональных и межэтнических отношений в молодежной среде Владимирской области". Уточнение понятийного аппарата и концептуальных основ решения проблемы. Разработка программ факультативных курсов и внеурочной деятельности. Серия публикаций. |
Реализация программ внеурочной деятельности и методических рекомендаций, направленных на улучшение ситуации по формированию культуры межнациональных отношений |
8. |
Исследовательский проект: "Воспитательная система этнополикультурной школы" |
Всероссийский |
1 550 тыс. руб. Грант РГНФ N 14-06-00234 |
Серия публикаций |
Внедрение методических рекомендаций по результатам исследования в деятельность школ |
3. Описание площадок организаций, расположенных во Владимирской области, в которых планируется реализация Мероприятия.
1) Государственное казенное общеобразовательное учреждение Владимирской области "Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат N 2 г. Владимира" (600001, г. Владимир, ул. Пичугина, д. 10).
Обучение в образовательном учреждении осуществляется по адаптированным образовательным программам для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1 и вариант 2).
В 2018/2019 учебном году в школе-интернате обучается 244 человека, из них 119 детей-инвалидов.
В образовательном учреждении в 2018/2019 учебном году работает 35 педагогов, из которых 18 человек является учителями-дефектологами. Стаж педагогической работы до 10 лет имеют 20 человек, более 20 лет - 15 человек. Высшую квалификационную категорию имеют 9 сотрудников, первую категорию - 21 сотрудник, не имеют категории - 5 человек (стаж работы менее 3 лет).
В школе-интернате реализуются следующие профили профессионально-трудового обучения: швейное дело; столярное дело; рабочий по обслуживанию здания.
В учреждении работают 4 педагога профессионально-трудового обучения, которые имеют высшее образование по профилю. В 2016 - 2017 учебном году два педагога прошли переподготовку по профилю "Учитель-олигофренопедагог". Высшую квалификационную категорию имеют 2 педагога, первую категорию - 2. Стаж педагогической работы более 30 лет у трех сотрудников, свыше 5 лет у одного. Почетное звание "Почетный работник начального профессионального образования РФ" имеет 1 человек. В 2016 году 3 педагога прошли курсы повышения квалификации на базе Владимирского института развития образования имени Л.И. Новиковой.
Ежегодно образовательное учреждение выпускает от 25 до 45 учащихся, которые в дальнейшем направляются на обучение и получение профессии в колледжи города Владимира. Школа-интернат тесно сотрудничает с ГБПОУ ВО "Владимирский экономико-технологический колледж" по профессии "Швея", ГБПОУ ВО "Владимирский технологический колледж" по профессии "Маляр строительный". После окончания колледжей выпускники успешно трудоустраиваются по профессии.
По профилям трудового обучения школа-интернат располагает отдельными удовлетворительно оснащенными мастерскими. Оборудование в мастерских выпуска 1960 - 1990 годов.
В настоящее время с особой остротой ощущается несоответствие между уровнем обученности практическим навыкам значительной части выпускников коррекционной школы и растущими требованиями подготовленности рабочих. Это связано с тем, что материально-техническая база мастерских школы не соответствует новым, современным требованиям. Таким образом, выпускники испытывают трудности в приобретении практических навыков и получении профессии в колледжах, где имеется современное, новейшее оборудование.
Обновляя материально-техническую базу школьных мастерских и создавая условия обучения, сходные с производственными, будут обеспечены эффективная профессиональная ориентация и мотивация детей с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья к получению профессионального образования.
Категории детей, обучающихся в ГКОУ ВО "Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат N 2 г. Владимира", включают детей с разными нарушениями развития, выраженность которых различна:
- дети с психопатоподобными формами поведения (по типу аффективной возбудимости, истероидности, психастении и др.);
- дети с нарушенными формами поведения органического генеза (гиперактивность, синдром дефицита внимания);
- дети с психогениями (неврозами);
- дети с начальным проявлением психических заболеваний (шизофрения, ранний детский аутизм, эпилепсия);
- дети с лёгкими проявлениями двигательной патологии церебрально-органической природы;
- дети, имеющие асинхронию созревания отдельных структур головного мозга или нарушения их функционального или органического генеза (в том числе по типу минимальной мозговой дисфункции).
Важным аспектом при осуществлении работы с детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ является обеспечение психологического сопровождения.
Вопрос организации и обеспечения образовательного процесса для детей-инвалидов и детей с ОВЗ во многом связан с материально-технической и программно-методической базой учреждения. Средовое пространство для лиц, имеющих ограниченные возможности здоровья, должно отличаться повышенной комфортностью и доступностью. Отсутствие необходимого программно-методического материала, направленного на решение задач обучения и развития детей, вне зависимости от вида дефекта или степени его сложности, сужает возможности образовательного учреждения для использования их потенциала.
Одной из наиболее важных сторон деятельности группы специалистов сопровождения по включению ребенка с ОВЗ в образовательное пространство школы является работа учителя-логопеда. Зачастую, именно логопедические проблемы затрудняют развитие общения между детьми, а также создают значительные трудности в усвоении знаний, умений и навыков ребенком с ОВЗ.
73% учащихся школы-интерната N 2 имеют речевые нарушения. Поэтому коррекция речевых нарушений у данной категории детей является необходимостью. У 20% учащихся школы-интерната N 2 г. Владимира речь практически отсутствует. Данные проблемы актуализируют необходимость оборудования кабинета учителя-логопеда современными диагностическими комплексами, коррекционно-развивающими и дидактическими средствами.
Таким образом, при реализации Мероприятия численность детей, осваивающих предметную область "Технология" по обновленным примерным основным общеобразовательным программам общего образования и на обновленной материально-технической базе, составит 98 чел.
Численность детей с ОВЗ и инвалидностью, обучающихся в коррекционных школах в условиях современной здоровьесберегающей образовательной среды, обеспечивающей индивидуальный образовательный маршрут с учетом особых образовательных потребностей, - 245 чел.
Будет обеспечено повышение квалификации 100% педагогов по вопросам работы с детьми с ОВЗ, в том числе предмету "Технология".
2) Государственное казенное общеобразовательное учреждение Владимирской области "Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат N 1 г. Владимира" (600007, г. Владимир, ул. Усти-на-Лабе, д. 28).
На начало 2018/2019 учебного года в учреждении обучается 253 ребенка, из них 103 ребенка-инвалида.
В образовательном учреждении реализуются адаптированные общеобразовательные программы для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями); адаптированные основные общеобразовательные программы начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра (вариант 8.3, вариант 8.4).
Реализуются программы профессиональной подготовки по профессиям "швея", "маляр", а также по дополнительным общеразвивающим программам следующей направленности: художественно-эстетической, социально-бытовой, физкультурно-оздоровительной, трудовой.
В учреждении планируется реализация Мероприятия в части обновления материально-технической базы и приобретения оборудования для трудовых мастерских для реализации предметной области "Технология", оборудования для кабинетов педагога-психолога, учителя-дефектолога, учителя-логопеда, для дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья.
На начало учебного года численность работников организации составила 65 единиц, из них административные работники - 4 человека. Педагогические работники - 37 человек. 28 педагогов имеет дефектологическое образование. Из 5 педагогов трудового обучения - 2 имеют дефектологическое образование, один педагог прошел курсы переподготовки по специальности "учитель-дефектолог, олигофренопедагог"; один педагог заявлен на переподготовку в 2019 году. За последние три года курсовую подготовку прошли 90% педагогических работников школы.
Одним из главных направлений деятельности образовательной организации является трудовая подготовка обучающихся для последующей интеграции в общество. В учреждении функционируют 2 швейных и 1 слесарная мастерских. Все они оборудованы станками, швейными машинами и необходимыми для работы инструментами.
Для реализации познавательной и творческой активности обучающихся педагогами школы широко используются современные образовательные технологии, дающие возможность повышать качество образования и более эффективно использовать учебное время.
Трудовое обучение в коррекционной школе ставит своей целью подготовку работников физического труда, способных самостоятельно и на профессиональном уровне выполнять несложные виды работ в условиях обычного трудового коллектива.
Для решения задач подготовки школьников с нарушением интеллекта к самостоятельной жизни и труду большое значение имеет продуманная и четкая организация и высокий методический уровень проведения занятий, хорошая дидактическая и материально-техническая оснащенность мастерских. Образовательная область "Трудовое и профессионально-трудовое обучение" представлена предметом:
- в начальной школе:
"Ручной труд", "Трудовое обучение" 1-4 класс - 2 часа в неделю;
- в основной школе:
"Профессионально-трудовое обучение" слесарное дело, швейное дело, МОП (младший обслуживающий персонал):
5 класс - 5 часов в неделю
6 класс -6 часов в неделю
7 класс - 9 часов в неделю
8 класс - 11 часов в неделю
9 класс - 13 часов в неделю;
"Профессиональное обучение":
10 класс (вариант 1) - 21 часа в неделю
10 класс (вариант 2) - 6 часов в неделю.
Современная школьная программа разработана с учетом новых требований федерального государственного стандарта и включает в себя разные направления технологического обучения школьников, в данном учреждении - технический и обслуживающий труд. Эффективность обучения предмету напрямую зависит от укомплектованности мастерских необходимым оборудованием.
Оснащение кабинета труда в школе ФГОС регламентировано рекомендациями Министерства образования и науки РФ. Предлагаемое в этих документах школьное оборудование является типовым и достаточным для приобретения практических навыков и полного освоения учебного материала по предмету "технология".
Активное наполнение школьных мастерских в ходе оснащения кабинета труда в школе по ФГОС современными инструментами для обработки материалов предполагает также частичную замену устаревших механических приспособлений электрическими. Вследствие этого в школе возникла необходимость в дополнительном оборудовании слесарной мастерской.
При изучении программного материала по швейному делу учащиеся должны усвоить теоретический материал по таким темам как: "Получение волокон (хлопка, шёлка, шерсти, искусственного и синтетического волокна)"; "Производство тканей (ткачество, крашение, печатание рисунка, дефекты производства ткани)"; "Моделирование одежды" и многие другие, требующие изучения либо производственного процесса, либо специальной деятельности, которой в повседневной жизни наблюдать невозможно. При изучении данных тем, базируясь на статичных рисунках в учебнике, у детей с особенностями развития процессов мышления не формируются необходимые базовые знания. Для полноценного усвоения такого теоретического материала, учащимся специальных коррекционных школ необходимо организовать просмотр видеоматериала, в связи с чем обе швейные мастерские необходимо оснастить мультимедийными системами, состоящими из: ноутбука, проектора и экрана.
Программный материал по швейному делу включает в себя отработку навыков по снятию мерок с фигуры человека. Для исключения моментов дискриминации учащихся с недостатками физического и психического развития такие действия лучше всего отрабатывать на манекенах, в каждой мастерской таких манекенов должно быть минимум два (один для демонстрации приёмов работы учителем, второй для одновременной работы ученика). Удобство современных манекенов заключается в том, что они могут раздвигаться на один или два размера. Это даёт возможность выполнять примерку изделий разных размеров на одном манекене.
Во время пошива программных изделий учащиеся выполняют большое количество работ, связанных с влажно-тепловой обработкой швов, узлов, деталей. Для качественного выполнения таких работ необходимо качественное оборудование, а именно регулируемые под разные типы тканей утюги.
Для соблюдения необходимых условий работы за промышленным швейным оборудованием, а также выполнения требований по здоровьесбережению учащихся каждое рабочее место швеи необходимо оборудовать индивидуальным местным источником света (настольной лампой) и специальным регулируемым стулом для швеи.
Знакомясь с программным изделием, учащиеся должны усвоить процесс детализации данного изделия (мысленно разделить целое изделие на основные части). Для детей с особенностями развития процессы анализа и синтеза вызывают особые затруднения, облегчить восприятие и усвоение данных процессов способны специальные пособия и шаблоны, изготовить которые можно и в условиях мастерской на цветном принтере и ламинаторе. Ламинировать пособия необходимо для удобства работы ими учащимися с недостатками в развитии мелкой и общей моторики рук.
Из общего количества учащихся школы 101 человек имеет системное недоразвитие речи (тяжелой, средней и легкой степени тяжести). Специфика логопедической работы с данным контингентом детей заключается в большой наглядности с привлечением всех анализаторов, частой смене упражнений (в одно занятие приходится включать около 5 видов работы), проведении занятий в форме игры, сочетании речевых упражнений с организованными движениями и т.д. Для проведения коррекционной работы с учащимися необходимо оснащение логопедического кабинета необходимым оборудованием и дидактическими материалами.
В школе-интернате обучаются учащиеся со сложной структурой дефекта (4 класса, в которых обучается 45 человек), а также с 01.09.2018 года открыт ресурсный класс для детей с РАС. Работа в этих классах ведется учителями-дефектологами. Материально-техническая и методическая база кабинетов должна отвечать основным задачам, которые решает учитель-дефектолог в процессе своей профессиональной деятельности. Выбор оснащения, оборудования, пособий обусловлен особенностями категории детей, на которых направлено внимание специалиста и их особыми образовательными потребностями, на которых направлена деятельность дефектолога. Следует выделить два аспекта организации рабочего поля - это организация пространства и организация среды внутри этого пространства.
Организация пространства предполагает создание рабочих зон кабинета, которые включают по отношению к детям (в соответствии с видами работ с детьми):
- учебную зону
- двигательную зону
- игровую зону.
В школе-интернате весь учебно-воспитательный процесс организован так, что каждый ребенок находится в комфортных условиях, в атмосфере психологической защищенности. Соблюдается щадящий режим в сочетании с разнообразными приемами коррекционного воздействия. Психолого-педагогическое сопровождение учащихся помимо педагогов осуществляет педагог-психолог и социальный педагог школы.
Реализация комплекса психокоррекционных и восстановительных мероприятий предполагает проведение занятий в специально оборудованном помещении, которое должно отвечать соответствующим условиям и требованиям к техническому обеспечению и оснащению психологического кабинета. В кабинете выделяется 6 зон: холл, зона ожидания приема, зона первичного приема и беседы с клиентом, зона консультативной работы, зона терапии, зона релаксации и снятия психоэмоционального напряжения. Каждая из зон имеет свое цветовое оформление, которое меняется за счет использования подвижных перегородок, декоративных занавесей, расстановки мебели. Световое оформление изменяется за счет чередования естественного и искусственного освещения разной интенсивности. Звуковое оформление кабинета предполагает периодическое включение записей звуков природы и музыки. Для эффективной работы и использования полного ресурса кабинета необходимо приобретение соответствующего оборудования.
В школе-интернате реализуется программа дополнительного образования (хоровое пение) на основании лицензии N 3944 от 6 мая 2016 года. Охват учащихся 1-4 классов хоровым пением составляет 47%.
Рабочая программа составлена с учетом психофизических особенностей учащихся с интеллектуальной недостаточностью, направленная на коррекцию эмоционально-волевой сферы и познавательной деятельности.
Для организации эффективной работы педагога дополнительного образования (хоровое отделение младший состав, дети от 7 лет до 13 с ограниченными возможностями здоровья) необходимо обновление оборудования школы, что позволит обеспечить реализацию следующих задач: способствовать воспитанию интереса к музыкальному искусству и пению, коллективизма, товарищества; научить ориентироваться в жанрах музыкального, драматического и художественного искусства; способствовать усвоению навыков вокально-хорового исполнения; формировать основы певческой и общемузыкальной культуры (эстетические эмоции, интересы, оценки, вокально-хоровые умения и навыки); развитие слуха и голоса детей, формирование голосового аппарата, сохранение и укрепление психического здоровья детей и др.
Таким образом, при реализации Мероприятия численность детей, осваивающих предметную область "Технология" по обновленным примерным основным общеобразовательным программам общего образования и на обновленной материально-технической базе, составит 127 человек.
Численность детей с ОВЗ и инвалидностью, обучающихся в коррекционных школах в условиях современной здоровьесберегающей образовательной среды, обеспечивающей индивидуальный образовательный маршрут с учетом особых образовательных потребностей, - 256 человек.
Будет обеспечено повышение квалификации 100% педагогов по вопросам работы с детьми с ОВЗ, в том числе предмету "Технология".
3) Государственное казенное общеобразовательное учреждение Владимирской области "Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат г. Вязники" (601440, Владимирская обл., г. Вязники, ул. Институтская, д.1).
В школе-интернате в 2018/2019 учебном году обучается 191 ребенок, из которых 48 детей-инвалидов, 5 детей с РАС. 33 ребенка обучается на дому. В образовательном учреждении реализуются адаптированные общеобразовательные программы для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
В школе 40 педагогических работников, 24 из которых имеют дефектологическое образование и прошли профессиональную переподготовку, 95% педагогических работников прошли курсы повышения квалификации за последние 3 года. Из 40 педработников 22 учителя, 13 воспитателей, 1 педагог-психолог, 1 учитель-логопед, 1 социальный педагог, 1 педагог-организатор, 1 педагог-библиотекарь.
В учреждении планируется реализация Мероприятия в части обновления материально-технической базы и приобретения оборудования для трудовых мастерских для реализации предметной области "Технология", оборудование для кабинетов педагога-психолога, учителя-дефектолога, учителя-логопеда, для дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья.
Профессионально-трудовое обучение в школе-интернате представлено следующими профилями: швейное дело, столярное дело, обувное дело, штукатурно-малярное дело.
На территории города Вязники и Вязниковского района имеются две профессиональные образовательные организации, в которых выпускники школы продолжают обучение по профессиям каменщика, сварщика, плотника, вышивальщицы, повара. На рынке труда данные профессии являются востребованными. Работа по профессиональной ориентации обучающихся проводится в системе, организуются экскурсии на производство, в центр занятости города Вязники, колледжи.
Овладение доступными профессиями "швея", "маляр" и др., самостоятельное выполнение обучающимися производственных заданий зависит от уровня оснащенности учебных мастерских. Работа в мастерских, оборудование которых приближено к современному производству, воспитывает у обучающихся чувство ответственности, интерес к профессии и бережливость.
По профилям трудового обучения школа-интернат располагает удовлетворительно оснащенными мастерскими. Оборудование в мастерских 1960 - 1990 годов выпуска.
В настоящее время с особой остротой ощущается потребность в обновлении материально-технической базы школы в связи растущими требованиями подготовки по направлениям рабочих специальностей, обеспечение преемственности обучения в школе и колледжах, где имеется современное, новейшее оборудование.
В школе-интернате отсутствует сенсорная комната, комната релаксации, а также в целом не созданы оптимальные условия для проведения системной коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения развития. Обновление материально-технической базы кабинета педагога-психолога, учителя-логопеда позволит реализовать комплекс мероприятий по диагностике, коррекции выявленных нарушений как в групповой, так и в индивидуальной форме.
В школе реализуются программы дополнительного образования детей по направлениям спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, творческое и др. В школе-интернате создано детское творческое объединение "Фантазия", программа которого направлена на раскрытие индивидуальных способностей детей, в том числе и через средства детского театрального творчества. В связи с чем возникла необходимость приобретения современного оборудования для создания предметно-развивающей среды театральной студии.
При реализации Мероприятия численность детей, осваивающих предметную область "Технология" по обновленным примерным основным общеобразовательным программам общего образования и на обновленной материально-технической базе, составит 115 чел.
Численность детей с ОВЗ и инвалидностью, обучающихся в коррекционных школах в условиях современной здоровьесберегающей образовательной среды, обеспечивающей индивидуальный образовательный маршрут с учетом особых образовательных потребностей, - 205 чел.
Будет обеспечено повышение квалификации 100% педагогов по вопросам работы с детьми с ОВЗ, в том числе предмету "Технология".
4) Государственное казенное общеобразовательное учреждение Владимирской области "Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат г. Коврова для глухих, слабослышащих и позднооглохших детей" (601907, Владимирская обл., г. Ковров, ул. Белинского, д. 4-а).
Школа-интернат функционирует с 1933 года. В учреждении обучаются дети с нарушением слуха.
В рамках реализации Мероприятия планируется обновление материально-технической базы и приобретение оборудования для трудовых мастерских, кабинетов педагога-психолога, учителей-дефектологов.
В настоящее время в учреждении обучается 91 воспитанник с ограниченными возможностями здоровья, из них 90 детей-инвалидов, в том числе 53% глухих детей, 30% слабослышащих и 17% обучающихся, перенесших операцию кохлеарной имплантации.
19% обучающихся имеют сложную структуру дефекта, 2% имеют нарушение зрения, 2% имеют нарушения опорно-двигательного аппарата.
В учреждении обучающиеся получают два уровня образования:
- I уровень - начальное общее образование (для глухих обучающихся - 5-6 лет; для слабослышащих и позднооглохших обучающихся - 4-6 лет);
- II уровень - основное общее образование (для глухих обучающихся - 11 лет; для слабослышащих и позднооглохших обучающихся - 10 лет).
На начальном уровне образования - 41 обучающийся, на основном уровне образования - 50 обучающихся.
Форма образования - очная. 3 ребенка-инвалида обучаются дистанционно.
С 2016 года в рамках Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья реализуются адаптированные основные общеобразовательные программы начального общего образования:
- АООП НОО глухих обучающихся (вариант 1.1, 1.2, 1.3, 1.4);
- АООП НОО слабослышащих и позднооглохших обучающихся (вариант 2.1, 2.2, 2.3).
Педагогический коллектив составляет 45 педагогов: 27 учителей, из которых 24 учителя-дефектолога, из них 20 сурдопедагогов, 13 воспитателей, учитель-дефектолог, 2 педагога-психолога, социальный педагог, педагог-библиотекарь. Педагоги, имеющие высшее образование, составляют 93%, из них учителей-дефектологов - 51%. Число педагогов, имеющих высшую квалификационную категорию - 58%, первую квалификационную категорию имеют 11%. Ежегодно педагоги учреждения проходят курсы повышения квалификации. Стаж работы педагогов: до трех лет три человека, до пяти лет 2 человека, до десяти лет 1 человек, до пятнадцати лет 3 человека, до двадцати лет 3 человека, более двадцати лет 35 человек.
Педагоги коррекционной школы в восьмидесятые годы принимали участие в федеральном эксперименте по составлению и апробированию "Программы по развитию слухового восприятия" под руководством Научно-исследовательского института дефектологии Академии педагогических наук СССР.
С 2014 года начато оснащение школы электроакустической аппаратурой SUVAG и VERBOTON, что позволяет сурдопедагогам вести обучение с использованием технологий современного верботонального метода.
В коррекционной школе-интернате осуществляется профессионально-трудовое обучение. Получение основного общего образования в области "Технология" направлено на организацию предпрофильной подготовки, социализацию воспитанников. В силу различных особенностей физического, интеллектуального, эмоционального развития глухие, слабослышащие и позднооглохшие дети испытывают трудности в выборе профессии. Для организации предпрофильной подготовки, социализации воспитанников необходимо новое современное оборудование для профессионально-трудового обучения по профилю "Швейное дело".
В коррекционной школе-интернате функционирует социально-психологическая служба, в рамках которой осуществляется социально-психологическое сопровождение детей с нарушением слуха для организации индивидуального подхода к ним, оказывается социально-психологическая помощь детям, родителям, педагогам. Оказывается психопрофилактическая помощь и проводится работа по первичной социально-психологической коррекции и реабилитации обучающихся с нарушением слуха.
В школе создана специальная слухоречевая среда, способствующая адаптации, социализации, профориентации детей с нарушением слуха.
Основными задачами специальных коррекционных курсов (индивидуальные занятия по развитию речевого слуха и произносительной стороны речи, музыкально-ритмические занятия, фронтальные занятия в слуховом кабинете), а также на общеобразовательных уроках и внеклассных занятиях являются развитие речевого слуха, слухо-зрительного восприятия речи, формирование и совершенствование произношения обучающихся.
С целью эффективного формирования речевого слуха, слухо-зрительного восприятия речи, для совершенствования произношения и техники речи обучающихся необходима стационарная электроакустическая аппаратура, отвечающая современным техническим, медицинским требованиям. Это необходимое условие для организации учебно-воспитательного процесса (общеобразовательные уроки, индивидуальные занятия по развитию речевого слуха и формированию произносительной стороны речи, занятия внеурочной деятельности).
Верботональный метод обучения с использованием специального верботонального оборудования является современным, эффективным, технологичным для развития слухового восприятия и формирования устной речи, развития познавательной сферы, способствует формированию коммуникативной функции речи и позволяет сохранить навыки, приобретённые в ходе реабилитации, на всю жизнь.
В индивидуальных кабинетах учителя-дефектологи проводят индивидуальные занятия по формированию произношения и развитию слухового восприятия.
Кроме того, в школе имеется необходимость приобретения специального оборудования для преподавания учителями-дефектологами предметов естественно-научного цикла, включающих формирование представлений об окружающем социальном мире и умений ориентироваться в нем, включаться в социальные отношения. В силу особенностей физического, интеллектуального, эмоционального развития глухие, слабослышащие и позднооглохшие дети испытывают трудности в осознании социальных явлений. Оборудование по обучению предметам естественно-научного цикла (химия, биология) позволяет организовать образование детей с нарушением слуха на достаточно высоком профессиональном уровне, сделать обучение более эффективным, обеспечивающим успешную социализацию детей с ограниченными возможностями здоровья в обществе, обеспечивает дальнейшее профессиональное образование глухих, слабослышащих и позднооглохших детей.
В целях совершенствования и обогащения процесса психологического сопровождения обучающихся с недостатками слуха в учреждении необходимо оборудование рабочего кабинета педагога-психолога с включением в него развивающих комплексов, позволяющих в игровой форме проводить арттерапевтические занятия с детьми по развитию творческих способностей, оптимизации эмоциональных состояний, совершенствованию когнитивной сферы и развитию коммуникативных навыков. Приобретение и активное использование многофункционального мультимодального комплекса "Творческая мастерская" предполагает работу с детьми как индивидуально, так и в групповой форме, а также позволяет проводить комплексное коррекционное и развивающее воздействие на все сферы психики ребенка, применяя новейшие и эффективные методы пескотерапии, арттерапии, сказкотерапии и драматерапии.
Для разработки коррекционных программ, работы с психодиагностическими методиками и обработкой результатов, а также общего документирования работы педагога-психолога в кабинете необходим персональный компьютер с возможностью выхода в сеть "Интернет".
При реализации Мероприятия численность детей, осваивающих предметную область "Технология" по обновленным примерным основным общеобразовательным программам общего образования и на обновленной материально-технической базе, составит 17 чел.
Численность детей с ОВЗ и инвалидностью, обучающихся в коррекционных школах в условиях современной здоровьесберегающей образовательной среды, обеспечивающей индивидуальный образовательный маршрут с учетом особых образовательных потребностей, - 96 чел.
Будет обеспечено повышение квалификации 100% педагогов по вопросам работы с детьми с ОВЗ, в том числе предмету "Технология".
Таким образом, в результате реализации проекта к 2024 году в 21 организации, осуществляющей образовательную деятельность исключительно по адаптированным общеобразовательным программам, будет обновлена материально-техническая база, включая приобретение оборудования для трудовых мастерских для реализации предметной области "Технология" (для внедрения современных программ трудового и профессионально-трудового обучения в коррекционных школах по востребованным на рынке труда профессиям); оборудования для кабинетов педагога-психолога, учителя-дефектолога, учителя-логопеда, диагностических комплексов, коррекционно-развивающих и дидактических средств, оборудования для дополнительного образования обучающихся с ОВЗ, а также достигнуты следующие результаты:
реализован комплекс мер по повышению квалификации (профессиональной переподготовке) 100% педагогических работников и специалистов коррекционных школ;
на 100% обеспечена кадровая потребность коррекционных школ в педагогических работниках и специалистах в соответствии с требованиями адаптированных общеобразовательных программ;
реализован комплекс мер по созданию в не менее 50% коррекционных школ условий современной здоровьесберегающей образовательной среды, обеспечивающей индивидуальный образовательный маршрут с учетом особых образовательных потребностей обучающихся;
реализован комплекс мер по внедрению современных программ трудового и профессионально-трудового обучения предметной области "Технология" в коррекционных школах по востребованным на рынке труда профессиям, в том числе на базе детских технопарков "Кванториум";
обеспечен к 2020 году 100% охват коррекционных школ профориентационной работой.
4. Предварительная калькуляция операционных расходов на функционирование школ
1) Государственное казенное общеобразовательное учреждение Владимирской области "Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат N 2 г. Владимира"
N |
Направление расходов |
2019 (тыс. руб.) |
2020 (тыс. руб.) |
1 |
Финансовое обеспечение деятельности организации, всего, в т.ч.: |
32673,60 |
32673,60 |
1.1 |
Расходы на оплату труда |
18092,00 |
18092,00 |
1.2 |
Отчисления в ПФР и ФСС |
5463,80 |
5463,80 |
1.3 |
повышение квалификации сотрудников |
127,2 |
127,2 |
1.4 |
расходные материалы (по направлениям "Технология", доп. образование, кабинет психолога, логопеда, дефектолога) |
159,00 |
159,00 |
1.5 |
приведение помещений школы в соответствие с требованиями СанПин |
954,00 |
954,00 |
2) Государственное казенное общеобразовательное учреждение Владимирской области "Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат N 1 г. Владимира"
N |
Направление расходов |
2019 (тыс. руб.) |
2020 (тыс. руб.) |
1 |
Финансовое обеспечение деятельности организации, всего (тыс. руб.), в т.ч.: |
34201,0 |
34201,0 |
1.1 |
Расходы на оплату труда |
26268,0 |
26268,0 |
1.2 |
Отчисления в ПФР и ФСС |
7933,0 |
7933,0 |
1.3 |
повышение квалификации сотрудников |
25,0 |
25,0 |
1.4 |
расходные материалы (по направлениям "Технология", доп. образование, кабинет психолога, логопеда, дефектолога) |
969,0 |
969,0 |
1.5 |
приведение помещений школы в соответствие с требованиями СанПин |
687,0 |
687,0 |
3) ГКОУ ВО "Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат г. Вязники"
N |
Направление расходов |
2019 (тыс. руб.) |
2020 (тыс. руб.) |
1 |
Финансовое обеспечение деятельности организации, всего (тыс. руб.), в т.ч.: |
48053,3 |
49000,0 |
1.1 |
Расходы на оплату труда |
26457,2 |
26460,0 |
1.2 |
Отчисления в ПФР и ФСС |
7990,0 |
8012,0 |
1.3 |
повышение квалификации сотрудников |
60,0 |
55,0 |
1.4 |
расходные материалы (по направлениям "Технология", доп. образование, кабинет психолога, логопеда, дефектолога) |
350,0 |
360,0 |
1.5 |
приведение помещений школы в соответствие с требованиями СанПин |
2000,0 |
1000,0 |
1.6 |
Прочие расходы |
11196,1 |
13113,0 |
4) Государственное казенное общеобразовательное учреждение Владимирской области "Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат г. Коврова для глухих, слабослышащих и позднооглохших детей"
N |
Направление расходов |
2019 (тыс. руб.) |
2020 (тыс. руб.) |
1 |
Финансовое обеспечение деятельности организации, всего (тыс. руб.), в т.ч.: |
51719,4 |
56891,3 |
1.1 |
Расходы на оплату труда |
29127,1 |
30583,5 |
1.2 |
Отчисления в ПФР и ФСС |
879,6 |
923,6 |
1.3 |
повышение квалификации сотрудников |
306,4 |
321,7 |
1.4 |
расходные материалы (по направлениям "Технология", доп. образование, кабинет психолога, логопеда, дефектолога) |
7036,0 |
6457,6 |
1.5 |
приведение помещений школы в соответствие с требованиями СанПин |
2270,4 |
2498,0 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.