Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел I Общая характеристика сферы реализации программы: текущее состояние, основные проблемы и прогноз развития малого и среднего предпринимательства города Камешково
Программа направлена на долгосрочное стратегическое развитие малого и среднего предпринимательства города Камешково.
Программа развития малого и среднего предпринимательства города Камешково на 2016 - 2021 годы определяет цели, задачи и направления развития сферы малого и среднего предпринимательства, финансовое обеспечение и механизмы реализации предусмотренных мероприятий, показатели их результативности.
Программа разработана в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.03.2013 N 467-р "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Экономическое развитие и инновационная экономика", Законом Владимирской области от 07.10.2010 N 90-ОЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства во Владимирской области", постановлением администрации Владимирской обл. от 07.10.2014 N 1051 "Об утверждении Программной Стратегии среднесрочного социально-экономического развития монопрофильного муниципального образования город Камешково на 2014 - 2018 годы".
Общая характеристика состояния малого и среднего предпринимательства Камешковского района
Определяющей спецификой города Камешково является монопрофильный характер муниципальной экономики. В 2009 году город Камешково вошел в перечень моногородов, претендующих на получение государственной поддержки за счет средств федерального бюджета.
Глобальная зависимость муниципальной экономики и жизнеобеспечения города от состояния градообразующих предприятий в случае ухудшения рыночной конъюнктуры не позволяет эффективно парировать внешние угрозы и может привести моногород в зону неуправляемого риска.
Перспективы малого и среднего бизнеса рассматриваются в границах Камешковского района с максимально возможным "ужатием" границ анализа до границ города Камешково в связи с тем, что под действие Федерального закона от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" подпадает муниципальное образование Камешковский район, а не муниципальное образование город Камешково.
Оборот малых предприятий района составил 2,6 млрд. руб., что составляет 68% от оборота крупных и средних предприятий района. Наибольших экономических результатов достигли ООО "Алиса" - производство молочной продукции, ООО "Компания "Консервы" - переработка и консервирование рыбо- и морепродуктов, филиал ООО "Сластена Плюс" в городе Камешково - изготовление кондитерских изделий недлительного хранения, ООО "Владимирский садовый центр" - выполнение работ по ландшафтному озеленению, ООО "Котломаш" - производство оборудования общего назначения, ООО "Поречье" - выпуск мясных деликатесов и колбасных изделий.
В Камешковском районе малое и среднее предпринимательство относится к числу приоритетных секторов экономики, имеющих принципиальное значение для экономической и политической стабильности, динамичного общественного развития, освоения новых видов товаров, повышения качества услуг, социальной мобильности общества, формирования среднего класса.
Проводимые в районе мероприятия по обеспечению развития предпринимательства в целом способствуют положительной динамике основных показателей, характеризующих деятельность предпринимательских структур.
В 2013 году, по данным единого государственного реестра юридических лиц, в районе насчитывалось 259 малых и средних предприятий и 704 индивидуальных предпринимателя. Среднесписочная численность работающих в малых и средних предприятиях района в 2013 году составляла 2215 человек, оборот - 2,1 млрд. рублей.
Количество субъектов МСП в количестве всех предприятий района составляет 80,6%.
Среднесписочная численность работников на предприятиях малого и среднего бизнеса района в 2013 году по отношению к 2012 году снизилась на 1,7%.
Доля оборота малых и средних предприятий в общем обороте предприятий района в 2013 году составила 33,3%.
Вместе с тем в последние годы отраслевая структура субъектов малого предпринимательства практически не меняется. Большая часть малых предприятий района сконцентрирована в торговле и общественном питании.
Структура
малых и средних предприятий района по видам экономической деятельности
Виды экономической деятельности |
на 01.01.2014 |
на 01.01.2013 |
Торговля, общественное питание и бытовое обслуживание |
38,0% |
37,2% |
Обрабатывающие производства |
12,4% |
11,6% |
Сельскохозяйственные предприятия |
5,8% |
6,4% |
Операции с недвижимым имуществом |
7,0% |
6,4% |
Коммунальные услуги |
14,0% |
14,5% |
Пищевая промышленность |
2,9% |
4,1% |
Текстильные производства |
4,1% |
4,1% |
Транспортные услуги |
1,8% |
2,9% |
Строительство и ремонтно-строительные работы |
2,9% |
2,9% |
Здравоохранение и предоставление социальных услуг |
2,3% |
2,3% |
Прочие виды деятельности |
8,8% |
7,6% |
В распределении индивидуальных предпринимателей по видам деятельности наблюдаются те же тенденции, что и в структуре малых предприятий. Число предпринимателей, специализирующихся на сфере услуг, составляет более 60%. Основная причина такого распределения в том, что непроизводственная сфера деятельности (особенно торговля и общественное питание) остается более привлекательной, чем производственная, ввиду быстрой оборачиваемости средств. Поэтому и темпы роста оборота торговли значительно выше, чем в производственной сфере.
Структура предприятий позволяет сделать вывод, что в районе наблюдается устойчивый рост предприятий розничной торговли, в то время как производственный малый бизнес развивается недостаточными темпами.
Промышленный сектор малого предпринимательства теряет эффективность, ему нужны новые технологии, новые помещения. Дальнейший рост арендных платежей неизбежен из-за сокращения предложения производственных площадей. Требования к малому бизнесу возрастают по всем параметрам: по организации производства, по налоговым платежам, по социальному обеспечению и если ничего не менять, то потенциальный рост малого бизнеса исчерпан.
В городе Камешково сложилась структура экономики, опирающаяся на небольшое количество крупных промышленных предприятий, что ставит под угрозу стабильность жизни населения и создает зависимость всего поселка от нескольких предприятий. Подобная структура экономика должна быть изменена в сторону увеличения доли малого и среднего бизнеса. Этот сектор экономики должен создавать новые рабочие места и обслуживать значительную долю потребителей, производя комплекс товаров и услуг в соответствии с существующими требованиями рынка. Малый и средний бизнес будет развиваться в сферах деятельности, непривлекательных для крупного бизнеса, способствовать стабилизации налоговых поступлений, динамично осваивать новые виды продукции и экономические ниши. Его динамичное развитие является одним из важнейших факторов устойчивого развития экономики поселка и оказывает доминирующее влияние на формирование среднего класса как основы политической и социальной стабильности общества. В этой связи основным направлением деятельности в отношении малого и среднего предпринимательства является создание благоприятных условий развития и повышение уровня конкурентоспособности субъектов малого и среднего предпринимательства.
Предпринимательский климат
Благоприятный предпринимательский климат создается элементами инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства на территории Владимирской области: "Фонд содействия развитию малого и среднего предпринимательства во Владимирской области", "Фонд содействия развитию инвестиций в субъекты малого и среднего предпринимательства Владимирской области".
Инструментами поддержки этих фондов пользуются и субъекты малого и среднего предпринимательства Камешковского района. Основными инструментами, которыми успешно пользуются субъекты МСП района, являются:
- субсидии: по договорам лизинга субъектов предпринимательства, направленным на модернизацию технологических процессов и пополнение основных фондов и на возмещение части затрат субъектов малого и среднего предпринимательства, связанных с приобретением оборудования в целях создания и (или) развития и (или) модернизации производства товаров;
- предоставление субъектам малого и среднего предпринимательства займов.
Основные проблемы развития малого и среднего предпринимательства
Сдерживающими факторами развития промышленного сектора малого предпринимательства являются:
1. Недостаток собственных финансовых ресурсов для развития бизнеса.
2. Высокая стоимость и сложность получения банковских кредитных ресурсов.
3. Недостаток средств в муниципальных бюджетах на развитие малого и среднего предпринимательства.
4. Высокий уровень физического и морального износа основных фондов.
5. Недостаточный уровень развития инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства.
6. Низкая производственная и инновационная активность малого и среднего бизнеса.
7. Дефицит высококвалифицированных кадров.
8. Усиление позиции конкурирующего импорта, низкий уровень конкурентоспособности продукции районных товаропроизводителей.
9. Низкий уровень выпуска инновационной продукции.
10. Отсутствие производственной и инженерной инфраструктуры.
11. Ежегодный рост арендных платежей.
12. Отсутствие тесного экономического взаимодействия малого и крупного бизнеса, что ограничивает возможность роста малых предприятий.
13. Недостаточное информационное обеспечение.
Прогноз развития малого и среднего предпринимательства на перспективу до 2021 года
К 2021 году количество субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих деятельность на территории Камешковского района, и оборот продукции и услуг, производимых малыми предприятиями и индивидуальными предпринимателями, по сравнению с 2013 годом увеличится на 12,5% и 33,9% соответственно. По оценочным данным оборот субъектов малого и среднего предпринимательства в районе в целом увеличится к 2021 году до 2,8 млрд. рублей. Такой положительный тренд увеличит вклад малого и среднего бизнеса в экономику района.
Реализация Программы позволит сформировать эффективное взаимодействие как внутри предпринимательского сообщества, так и между предпринимателями и органами местного самоуправления в рамках работы координационного Совета в области развития малого и среднего предпринимательства при главе администрации Камешковского района. В результате изменится место МСП в структуре экономики района, сформируется предпринимательство, отвечающее запросам современного рынка.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.