Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 7
к постановлению
администрации области
от 13 июня 2019 г. N 431
Подпрограмма
"Развитие муниципальных общедоступных библиотек области"
Паспорт
Наименование подпрограммы государственной программы Владимирской области |
"Развитие муниципальных общедоступных библиотек области" |
Ответственный исполнитель подпрограммы (соисполнитель программы) |
Департамент культуры администрации Владимирской области |
Участники подпрограммы |
ГБУК ВО "Владимирская областная универсальная научная библиотека им. М. Горького"; органы местного самоуправления муниципальных образований Владимирской области |
Программно-целевые инструменты подпрограммы |
Не предусмотрены |
Цели подпрограммы |
- создание муниципальных модельных библиотек Владимирской области; - развитие библиотечного обслуживания населения Владимирской области, обеспечение сохранности и комплектования библиотечных фондов |
Задачи подпрограммы |
- создание условий для повышения качества и доступности библиотечных услуг, интеллектуального развития населения области на основе формирования единого библиотечно-информационного и культурного пространства на территории Владимирской области; - комплектование книжных фондов муниципальных общедоступных библиотек; - софинансирование полномочий муниципальных образований области по комплектованию фондов общедоступных библиотек, подключению общедоступных библиотек к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и развитие муниципальных общедоступных библиотек с учетом задачи расширения информационных технологий и оцифровки; - софинансирование расходов муниципальных образований области, связанных с созданием модельных библиотек, соответствующих требованиям "Модельного стандарта деятельности общедоступной библиотеки" (для целей модернизации библиотечной сети Владимирской области). |
Целевые индикаторы и показатели подпрограммы |
- количество модельных библиотек, соответствующих требованиям "Модельного стандарта деятельности общедоступной библиотеки"; - количество точек доступа к федеральной государственной информационной системе "Национальная электронная библиотека" |
Этапы и сроки реализации подпрограммы |
2019 - 2021 годы |
Объемы бюджетных ассигнований на реализацию подпрограммы |
Общий объем бюджетных ассигнований на реализацию подпрограммы составляет 22193,8 тыс. рублей, в том числе: федеральный бюджет - 20000,0 тыс. рублей: 2019 год - 20000,0 тыс. рублей; областной бюджет - 800,0 тыс. рублей: 2019 год - 800,0 тыс. рублей; средства бюджетов муниципальных образований - 1393,8 тыс. рублей: 2019 год - 1393,8 тыс. рублей. |
Ожидаемые результаты реализации подпрограммы |
- создание условий для получения информации, соответствующей высокому интеллектуальному уровню развития граждан Владимирской области; - создание регионального пространства знаний и компетенций, условий для умственного и творческого развития, расширения кругозора граждан; - интеграция библиотек в единую информационную сеть; - обеспечение свободного доступа к единому национальному собранию полных текстов электронных документов через интернет-портал Национальной электронной библиотеки; - рост востребованности библиотек у населения; повышение качества и разнообразия библиотечных услуг, доступности информации, в том числе для социально уязвимых групп населения, к информационно-библиотечным ресурсам; - уменьшение диспропорций в доступности к качественным библиотечным услугам, в том числе для граждан с ограниченными возможностями здоровья; - созданные модельные муниципальные библиотеки станут "образцом" для модернизации других библиотек и подтвердят востребованность библиотек населением и необходимость инвестиций в библиотеки муниципального образования. |
Нумерация разделов приводится в соответствии с источником
7. Общая характеристика сферы реализации подпрограммы, формулировки основных проблем в указанной сфере и прогноз ее развития
Подпрограмма "Развитие муниципальных общедоступных библиотек" направлена на решение задачи 1 "Сохранение культурного и исторического наследия области, обеспечение гражданам доступа к культурным ценностям; создание условий для реализации каждым человеком его творческого потенциала".
Общедоступные муниципальные библиотеки как никакой иной современный социальный институт:
1) гарантируют права граждан на свободный доступ к информации, культурным ценностям и образовательным ресурсам;
2) обеспечивают свободу выбора способов получения знаний, сохраняя и развивая традиционные (отличные от цифровых) формы получения информации;
3) реализуют приоритет и защиту традиционных российских духовно-нравственных ценностей, и соблюдение основанных на этих ценностях норм поведения при использовании информационных и коммуникационных технологий;
4) осуществляют адаптацию всех категорий населения страны к условиям цифровой экономики путем всесторонней поддержки процесса непрерывного самообразования;
5) поддерживают общественные инициативы, направленные на раскрытие творческого и интеллектуального потенциала граждан и повышение качества жизни населения области.
Современная общедоступная библиотека - социальный институт, обеспечивающий познавательную, творческую деятельность обслуживаемого сообщества посредством организации интеллектуального общения, взаимодействия, реализации обучающих и просветительских программ, предоставления в общественное пользование необходимого пространства, аппаратного и программного инструментария и доступа к источникам информации. Подавляющее большинство таких общедоступных библиотек в стране находятся в ведении муниципальных органов управления.
Общедоступные муниципальные библиотеки в настоящее время:
имеют серьезный кредит доверия, как со стороны общества, так и со стороны конкретных людей, которые при этом могут не пользоваться их услугами и ресурсами;
реализуют идею и технологию беспрепятственного и безвозмездного доступа для всех категорий населения к социально-значимой информации;
способствуют интеллектуальному развитию общества, предоставляя всем желающим знания и опыт, накопленные, зафиксированные и хранящиеся в библиотечных фондах;
создают новые формы информационных услуг и обслуживания, основанные на широком применении информационно-коммуникационных технологий и нацеленные на повышение комфорта пользователей и улучшение качества жизни;
гарантируют сохранность, неизменность, аутентичность и правомерность (легитимность) предоставления результатов интеллектуальной и культурно-просветительской деятельности, признавая это одним из приоритетов своей деятельности;
создают условия для просвещения, самообразования и дополнительной профессиональной подготовки граждан;
являются площадками живого общения, порождения идей, центрами межкультурного и межнационального взаимодействия;
интегрируют и реализуют опыт сохранения мирового культурного наследия, в том числе сохраняют местную культуру и развивают краеведение.
1. Необходимость трансформации муниципальных библиотек.
В настоящее время человечество вступило в фазу развития, именуемую эпохой четвертой промышленной революции или обществом знаний. Повсеместное ускоряющееся распространение технологических достижений коренным образом меняет все сферы деятельности, подготавливая беспрецедентный по масштабам скачок в истории человечества. Увеличение продолжительности жизни, решение проблем продовольствия и бедности, получение безграничного объема возобновляемой энергии будут сочетаться с проблемами тотального контроля над личностью, избытком рабочей силы, необходимостью примирения враждующих идеологий. Грядущие перемены затрагивают все без исключения общественные институты, которые активно меняют свои основные функции, технологию и методы работы.
На всем протяжении собственной эволюции и особенно на предшествующей цивилизационной ступени, имевшей характерное название "информационное общество", библиотеки выполняли важнейшую функцию накопления, хранения, систематизации и выдачи документально зафиксированной информации. Без реализации этих процессов была невозможна никакая научная, производственная, образовательная, воспитательная и многие иные виды деятельности. Общество нуждалось в библиотеках как в обязательном элементе своего функционирования.
Цифровая природа сетевого информационного потока сегодня позволяет во многом устранить проблемы хранения, поиска и доступа к информации.
Устранение проблем с поиском и доступом к информации переносит акцент информационной деятельности на процесс ее освоения и превращения в знания (убеждения) - как на уровне конкретной личности, так и общества в целом.
Вместе с тем знание, во многом формируется через общение, постоянно осуществляющееся в форме устных бесед, наблюдений, чтения текстов, восприятия любых форм видео- и аудиоконтента, а также внутренних размышлений. Общение выступает в роли основного инструмента, меняющего как понимание какого-либо частного вопроса, так и все мировоззрение отдельной личности, которые, объединяясь, в совокупности приобретают форму общественной позиции.
Библиотеки Владимирской области выполняют важнейшие социальные и коммуникативные функции, являются одним из базовых элементов культурной, образовательной и информационной инфраструктуры, вносят весомый вклад в экономическое развитие области. Основные услуги библиотек бесплатны. Цели и задачи развития общедоступных библиотек области в условиях реформирования социально-экономической сферы должны соответствовать происходящим переменам и международной практике. Трансформация библиотек в библиотеки общества знания требует радикальных преобразований и изменений подходов к их деятельности.
2. Основные направления развития современной общедоступной библиотеки:
активизация, организация и моделирование интеллектуального взаимодействия внутри обслуживаемого сообщества, направленные на разрешение его насущных проблем;
предоставление пространства для реализации творческих инициатив и решения повседневных задач пользовательской аудитории;
создание, разработка и реализация обучающих (просветительских) программ, направленных на адаптацию граждан к непрерывно появляющимся инновационным разработкам.
Библиотеки призваны инициировать и организационно обеспечить диалог между различными слоями сообщества, добиваясь решения наиболее актуальных проблем. Задача библиотеки - выявить требующие решения вопросы, вовлечь в диалог все заинтересованные стороны, организовать всестороннее обсуждение, обнародовать результаты и способствовать принятию решений по проблеме. Общедоступная библиотека в этом случае выступает в роли эффективного инструмента решения социальных проблем, выполняя функцию организатора и интеллектуального лидера обслуживаемого сообщества.
Таким образом, общедоступная муниципальная библиотека должна стать коммуникационной площадкой общественного диалога, интеллектуального и социального развития, просвещения и культурного досуга населения; кроме того, площадкой общения, коммуникации и реализации инициатив успешных граждан, занимающих активную жизненную позицию, модератор местного гражданского общества, инструмент повышения качества жизни.
При этом, поддержка и развитие детского и юношеского чтения, понимаемые как приоритетное направление в культурной и образовательной политике государства, имеющее важнейшее значение для будущего страны, постоянно являются наиболее актуальным направлением деятельности общедоступной библиотеки.
Общедоступная муниципальная библиотека функционирует как открытое общественное, интеллектуально нагруженное пространство, комфортное место индивидуальной или коллективной работы и творческой самореализации. Привлекая на свою площадку все интеллектуально активные группы обслуживаемого сообщества, она трансформируется в основное место реализации созидательных и познавательных инициатив в масштабах муниципальных образований любого типа.
Изменение функций влечет изменение требований к библиотечному пространству, в основе формирования которого лежат принципы трансформативности (мобильности), комфортности, открытости и безопасности.
Важная задача общедоступных библиотек - адаптация общества к изменениям, связанным с наступлением четвертой промышленной революции, смягчение ее социальных последствий, что включает самые разнообразные направления работы:
от развития творческих способностей дошкольников до обучения пользованию новыми устройствами и приложениями лиц пожилого возраста,
от знакомства с постоянно появляющимися новыми профессиями подростков и молодежи до предоставления доступа к очным или дистанционным курсам по новым профессиям для работоспособных взрослых, прежние профессии которых утрачивают востребованность.
Основной формой реализации этого направления должно стать формирование и осуществление максимально возможного спектра развивающих, обучающих и просветительских программ и мероприятий.
Вместе с тем, библиотека остается и понимается как хранитель культурного наследия, в том числе регионального и местного значения, воплощенного в ее фондах и других информационных ресурсах.
Таким образом, должна произойти трансформация профессионального сознания библиотечного специалиста, что должно быть обеспечено различными формами повышения квалификации.
При этом библиотека должна не только хранить, но и создавать, приумножать культурное наследие, предоставлять в общественное пользование материалы, имеющие отношение к культурному наследию российской нации, в том числе региональной, краеведческой и локально-исторической тематики.
Библиотеки сегодня - наиболее многочисленная группа учреждений культуры. Основными проблемами, напрямую влияющими на качественное исполнение библиотеками своего предназначения, являются:
1. Неудовлетворительная обновляемость и низкое качество комплектования библиотечных фондов.
Документный фонд является основой функционирования библиотеки как социального института и главным источником удовлетворения читательских потребностей. Основная цель формирования фонда - достижение соответствия его состава запросам пользователей и задачам библиотеки. От состояния книжных фондов, систематического и планомерного их пополнения в значительной мере зависит успех работы библиотеки.
2. Проблема обеспечения сохранности библиотечных фондов.
Несмотря на бурное развитие информационных технологий и постоянное увеличение количества изданий в электронной среде, библиотеки испытывают потребность в сохранности документов. В силу объективных причин (в первую очередь финансовых) за 10 лет проблема сохранности всего особо ценного движимого имущества библиотек решена лишь частично.
3. Недостаточные темпы информатизации библиотек.
Отставание в области внедрения информационных технологий в библиотеках области и муниципальных образований усугубляет развитие информационного неравенства граждан области в целом. В результате сокращается возможность информационного обеспечения науки, образования и производства, тормозится включение области в государственные информационные процессы. Все это снижает уровень конкурентоспособности, усугубляет негативные общественные тенденции, в том числе экономическое и социокультурное неравенство.
4. Неудовлетворительное состояние материальной базы библиотек.
Большинство библиотек не обеспечено современными системами пожарно-охранной сигнализации, пожаротушения и климатического контроля. Они располагают устаревшим оборудованием практически во всех сферах библиотечной деятельности. В результате существует опасность утраты национального достояния и угрозы для пребывания людей, особенно в крупных библиотеках, отличающихся массовым посещением.
Библиотечное пространство должно обеспечивать условия для реализации требований "Модельного стандарта деятельности общедоступной библиотеки". Однако данные условия частично созданы в государственных библиотеках и в открытой в 2016 году в пос. Боголюбово модельной библиотеке XXI века - первой в стране площадке пилотного проекта Минкультуры РФ по внедрению "Модельного стандарта деятельности общедоступной библиотеки".
2. Приоритеты государственной политики в сфере реализации подпрограммы, цели, задачи и показатели (индикаторы) их достижения; основные ожидаемые конечные результаты подпрограммы, сроки и этапы реализации подпрограммы
С учетом приоритетов культурной политики целью подпрограммы "Развитие муниципальных общедоступных библиотек области" является обеспечение развития библиотечного обслуживания населения Владимирской области, сохранности и комплектования библиотечных фондов.
Достижение данной цели потребует решения следующих задач:
создание условий для повышения качества и доступности библиотечных услуг, интеллектуального развития населения области на основе формирования единого библиотечно-информационного и культурного пространства на территории Владимирской области;
комплектование книжных фондов муниципальных общедоступных библиотек;
софинансирование полномочий муниципальных образований области по комплектованию фондов общедоступных библиотек, подключению общедоступных библиотек к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и развитие муниципальных общедоступных библиотек с учетом задачи расширения информационных технологий и оцифровки;
софинансирование расходов муниципальных образований области, связанных с созданием модельных библиотек, соответствующих требованиям "Модельного стандарта деятельности общедоступной библиотеки" (для целей модернизации библиотечной сети Владимирской области).
Оценка результатов реализации подпрограммы осуществляется на основе использования показателей, сформированных с учетом специфики деятельности учреждений культуры различных видов и размещенных в специальных разделах каждой подпрограммы.
В рамках реализации подпрограммы будут осуществлены следующие мероприятия:
а) с участием межбюджетного трансферта из федерального бюджета:
пополнение фондов муниципальных библиотек новыми книжными, периодическими изданиями;
проведение текущих ремонтных работ, необходимых для реализации проекта;
создание современного библиотечного пространства, в том числе приспособление внутреннего пространства библиотеки к потребностям пользователей, включая создание условий для библиотечно-информационного обслуживания лиц с ограниченными возможностями здоровья;
внедрение информационных систем в работу муниципальной библиотеки с пользователями, а также обеспечение возможности предоставления пользователям современных централизованных библиотечно-информационных сервисов;
оснащение муниципальных библиотек необходимым оборудованием для обеспечения высокоскоростного широкополосного доступа к сети "Интернет", в том числе для посетителей;
обеспечение доступа к отечественным информационным ресурсам научного и художественного содержания, оцифрованным ресурсам периодической печати;
создание точки доступа к федеральной государственной информационной системе "Национальная электронная библиотека";
приобретение необходимого оборудования для обеспечения доступа к информационным ресурсам;
профессиональная переподготовка и повышение квалификации основного персонала муниципальной библиотеки;
б) за счет средств бюджета учредителя муниципальной библиотеки и (или) бюджета Владимирской области:
обеспечение канала муниципальной библиотеки для высокоскоростного широкополосного доступа к сети "Интернет";
проведение капитального ремонта или реконструкции зданий и (или) помещений муниципальной библиотеки;
разработка дизайн-проекта.
Ожидаемые результаты реализации программы:
- создание условий для получения информации, соответствующей высокому интеллектуальному уровню развития граждан Владимирской области;
- создание регионального пространства знаний и компетенций, условий для умственного и творческого развития, расширения кругозора граждан;
- интеграция библиотек в единую информационную сеть;
- обеспечение свободного доступа к единому национальному собранию полных текстов электронных документов через интернет-портал Национальной электронной библиотеки;
- рост востребованности библиотек у населения; повышение качества и разнообразия библиотечных услуг, доступности информации, в том числе для социально уязвимых групп населения, к информационно-библиотечным ресурсам;
- уменьшение диспропорций в доступности к качественным библиотечным услугам, в том числе для граждан с ограниченными возможностями здоровья;
созданные модельные муниципальные библиотеки станут "образцом" для модернизации других библиотек и подтвердят востребованность библиотек населением и необходимость инвестиций в библиотеки муниципального образования.
Реализация подпрограммы "Развитие муниципальных общедоступных библиотек области" будет осуществляться с 2019 по 2021 годы.
Сведения об индикаторах и показателях подпрограммы, и их значениях представлены в таблице 1.
3. Обобщенная характеристика основных мероприятий подпрограммы
Для достижения цели и решения задач подпрограммы планируется осуществление основных мероприятий по поддержке муниципальных общедоступных библиотек области:
1) "Федеральный проект "Культурная среда" национального проекта "Культура", которое включает:
- обеспечение доступа пользователей муниципальной библиотеки к современным отечественным информационным ресурсам научного и художественного содержания, оцифрованным ресурсам периодической печати;
- оснащение муниципальных библиотек высокоскоростным широкополосным доступом к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет");
- создание точек доступа к федеральной государственной информационной системе "Национальная электронная библиотека";
- создание современного библиотечного пространства, в том числе разработка дизайн-проекта;
- формирование и поддержка деятельности дискуссионных клубов, кружков и консультационных пунктов;
- регулярное проведение культурно-просветительских, социально значимых и образовательных мероприятий для всех возрастных групп пользователей муниципальной библиотеки и населения, обслуживаемых ею;
- профессиональная переподготовка и повышение квалификации основного персонала муниципальной библиотеки;
- комплектование фондов муниципальных общедоступных библиотек;
- комплектование фондов муниципальных модельных библиотек после реализации проекта;
- расходы модельных библиотек, расходы на содержание библиотек (персонал, доступ в интернет, коммунальные платежи и прочее).
Исполнителями мероприятий являются: ГБУК ВО "Владимирская областная универсальная научная библиотека им. М. Горького", на базе которой организован проектный офис по созданию муниципальных модельных библиотек и органы местного самоуправления муниципальных образований Владимирской области.
Перечень основных мероприятий подпрограммы представлен в таблице 2.
4. Ресурсное обеспечение подпрограммы
Финансирование реализации подпрограммы осуществляется за счет средств федерального бюджета, областного бюджета, предусматриваемых ежегодно законом Владимирской области об областном бюджете на соответствующий финансовый год, а также за счет средств бюджетов муниципальных образований.
Объем финансирования подпрограммы составит 22193,8 тыс. рублей, из них:
федеральный бюджет - 20000,0 тыс. рублей, в том числе:
2019 год - 20000,0 тыс. рублей.
Областной бюджет - 800,0 тыс. рублей:
2019 год - 800,0 тыс. рублей;
средства бюджетов муниципальных образований - 1393,8 тыс. рублей:
2019 год - 1393,8 тыс. рублей.
5. Прогноз конечных результатов реализации подпрограммы
Реализация мероприятий подпрограммы характеризуется следующими конечными результатами:
создание условий для получения информации, соответствующей высокому интеллектуальному уровню развития граждан нашей страны.
Создание регионального пространства знаний, компетенций, расширение кругозора;
интеграция библиотек в единую информационную сеть;
обеспечение свободного доступа к единому национальному собранию полных текстов электронных документов через интернет-портал Национальной электронной библиотеки;
рост востребованности библиотек у населения; повышение качества и разнообразия библиотечных услуг, доступности информации, в том числе для социально уязвимых групп населения, к информационно-библиотечным ресурсам;
уменьшение диспропорций в доступности к качественным библиотечным услугам, в том числе для граждан с ограниченными возможностями;
созданные модельные муниципальные библиотеки станут "образцом" для модернизации других библиотек и покажут местной власти востребованность библиотек населением и необходимость инвестиций в библиотеки муниципального образования;
повышение уровня обновляемости библиотечных фондов муниципальных библиотек;
обеспечение конституционного права граждан на доступ к информации
Перечень показателей (индикаторов) подпрограммы с расшифровкой плановых значений по годам представлен в таблице 1. Взаимосвязь мероприятий с целевыми показателями (индикаторами) подпрограмм представлена в таблице 2.
6. Анализ рисков реализации подпрограммы и описание мер управления рисками реализации подпрограммы
Важное значение для успешной реализации подпрограммы имеет прогнозирование возможных рисков, связанных с достижением основной цели, решением задач подпрограммы, оценка их масштабов и последствий, а также формирование системы мер по их предотвращению.
В рамках реализации подпрограммы могут быть выделены следующие риски ее реализации.
Правовые риски
Правовые риски связаны с изменением федерального законодательства, длительностью формирования нормативно-правовой базы, необходимой для эффективной реализации Программы. Это может привести к существенному увеличению планируемых сроков или изменению условий реализации мероприятий Программы.
Для минимизации воздействия данной группы рисков в рамках реализации подпрограммы "Развитие муниципальных общедоступных библиотек области" планируется проведение мониторинга планируемых изменений в федеральном законодательстве в сфере культуры.
Финансовые риски
Финансовые риски связаны с возникновением бюджетного дефицита и недостаточным, вследствие этого, уровнем бюджетного финансирования, секвестированием бюджетных расходов на сферу культуры, что может повлечь недофинансирование, сокращение или прекращение программных мероприятий.
Способами ограничения финансовых рисков выступают меры, предусмотренные в рамках реализации подпрограммы "Развитие муниципальных общедоступных библиотек области":
ежегодное уточнение объемов финансовых средств, предусмотренных на реализацию мероприятий государственной программы, в зависимости от достигнутых результатов;
определение приоритетов для первоочередного финансирования;
планирование бюджетных расходов с применением методик оценки эффективности бюджетных расходов;
привлечение внебюджетного финансирования.
Кадровые риски
Кадровые риски обусловлены значительным дефицитом высококвалифицированных кадров в сфере культуры, что снижает эффективность работы учреждений сферы культуры и качество предоставляемых услуг.
7. Прогноз сводных показателей государственных заданий по этапам реализации подпрограммы (при оказании государственными учреждениями государственных услуг (работ) в рамках подпрограммы)
Прогноз сводных показателей не требуется в связи с отсутствием в подпрограмме установленного государственного задания.
<< Приложение N 6 |
Приложение >> N 8 |
|
Содержание Постановление администрации Владимирской области от 13 июня 2019 г. N 431 "О внесении изменений в постановление Губернатора... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.