Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 2
УТВЕРЖДЕНО
постановлением Правительства
Амурской области
от 3 июля 2019 г. N 364
Описание
создаваемой цифровой образовательной среды в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях Амурской области
1. Обоснование потребности в реализации мероприятия по внедрению целевой модели цифровой образовательной среды в общеобразовательных организациях и профессиональных общеобразовательных организациях Амурской области
Концепция целевой модели цифровой образовательной среды в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях Амурской области разработана с целью обеспечения выполнения Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" в рамках федерального проекта "Цифровая образовательная среда" национального проекта "Образование".
Современное образование вариативно и разнообразно, оно не только формирует у обучающегося научную картину мира, но и развивает компетенции для успешной, эффективной и безопасной жизнедеятельности в сетевом обществе и экономике знаний, удовлетворяет любые стремительно меняющиеся образовательные запросы.
Образование становится важнейшей отраслью экономики цифрового общества, крупнейшим нематериальным активом любого государства. Изменяются способы создания, передачи и фиксации знания, процесс личностного развития человека, его самоидентификации. Сегодня знания становятся общедоступны и относительно дешевы за счет транснациональности и транскультурности цифровых технологий.
Перед региональной системой образования сегодня поставлена задача построения образовательной среды нового типа - цифровой образовательной среды (далее - ЦОС), в которую вовлечены все участники образовательного процесса: администрация образовательных организаций, педагоги и обучающиеся, их родители, муниципальные органы управления образованием, социальные партнеры. ЦОС призвана расширить возможности организационных форм и методов обучения посредством цифровых сервисов и ресурсов (смещение парадигм обучения к онлайн и гибридной моделям, распространение подхода BYOD (использование обучающимися собственных мобильных устройств), использование облачных технологий), способствуя получению наибольшего эффекта от использования информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе.
Особая роль в ЦОС отводится созданию условий для оптимизации организационно-управленческих процессов в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях.
Потребность внедрения в Амурской области ЦОС определяется следующими факторами:
необходимостью формирования современного образовательного пространства для обеспечения конкурентоспособности российского образования, что соответствует стратегическим задачам развития российского образования;
необходимостью создания условий, способствующих изменению существующих образовательных моделей на основе онлайн-технологий;
необходимостью системного развития в регионе электронного обучения, обучения с использованием дистанционных образовательных технологий (далее - ДОТ);
необходимостью преодоления разного уровня материально-технического оснащения образовательные организации и подготовленности педагогических кадров в области цифровых технологий;
необходимостью преодоления разрозненности используемых цифровых сервисов (развитие технологических платформ онлайн-обучения);
необходимостью формирования системы комплексного учета потребностей всех участников образовательных отношений, мониторинга удовлетворенности участников образовательных отношений качеством образовательных услуг;
внедрение целевой модели ЦОС в общеобразовательных и профессиональных образовательных организациях будет способствовать цифровой трансформации региональной системы образования.
2. Статистические данные по сети общеобразовательных организаций и профессиональных образовательных организаций, численности и контингенту обучающихся, кадровому составу
В системе общего образования Амурской области функционируют 295 общеобразовательных организаций (из них 8 учреждений интернатного типа и 1 учреждение при УФСИН России по Амурской области), 217 из них расположены в сельской местности либо в посёлках городского типа, малых городах.
В общеобразовательных организациях области в 2018/19 учебном году обучались 98249 человек.
В регионе осуществляют образовательную деятельность 16 профессиональных образовательных организаций (далее - ПОО), из которых в ведении министерства образования и науки Амурской области находятся 10 организаций, УФСИН России по Амурской области - 2 ПОО, министерства здравоохранения Амурской области и министерства культуры и национальной политики Амурской области - по одной организации, являются негосударственными 2 ПОО.
В профессиональных образовательных организациях в 2018/19 учебном году обучался 20531 студент, по заочной форме обучения - 4168 человек, в том числе:
по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих - 4537 человек;
по программам подготовки специалистов среднего звена - 15994 человека.
3. Информация о повышении квалификации в области цифровых технологий сотрудников и педагогов общеобразовательных организаций и профессиональных образовательных организаций
В сфере образования Амурской области занято около 27 тысяч человек, в том числе в муниципальных системах образования - 23, 3 тысячи человек.
В Амурской области насчитывается более 8 тысяч педагогических работников образовательных организаций, осуществляющих подготовку по образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования, из них около 4 тысяч - в городской местности, более 4 тысяч - в сельской местности. Степень кандидата наук имеют 3 педагогических работника, высшую квалификационную категорию - 1463 человека, первую квалификационную категорию - 2846 человек. Более 6 тыс. педагогических работников имеют высшее образование, более 1,8 тыс. - среднее профессиональное по программам подготовки специалистов среднего звена.
В профессиональных образовательных организациях насчитывается более 900 педагогических работников. Более 700 педагогических работников имеют высшее образование, около 200 - среднее профессиональное образование. Высшую квалификационную категорию имеют 197 человек, первую квалификационную категорию - 296 человек.
4. Информация о цифровой трансформации региональной системы образования, в том числе ожидаемые результаты внедрения целевой модели ЦОС в общеобразовательных организациях и профессиональных общеобразовательных организациях Амурской области
В соответствии со сведениями территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Амурской области административно-территориальное деление Амурской области представлено 9 городами, 21 посёлком городского типа, 608 сельскими населёнными пунктами. Область делится на 20 муниципальных районов и 9 городских округов. Несколько населённых пунктов расположены в значительном удалении от областного центра, а часть из них находится в труднодоступной местности, поэтому востребовано обучение в дистанционной форме, однако, число обучающихся по дистанционной форме обучения составляет 535 человек.
Министерством образования и науки Амурской области разработана модель цифровой трансформации региональной системы образования, при реализации всех компонентов которой ожидается повсеместное использование онлайн-обучения для школ и ПОО Амурской области, что позволит обеспечить равные возможности при получении образования в современных условиях всем обучающимся общеобразовательных и профессиональных образовательных организаций.
Модель цифровой трансформации региональной системы образования
4.1. Организационно-управленческий компонент модели
Цель: создание условий для обеспечения доступности качественного образования посредством внедрения целевой модели ЦОС (далее - мероприятие).
Задачи:
- разработать и внедрить целевую модель ЦОС в образовательных организациях;
- расширить функциональные возможности открытых и общедоступных информационных ресурсов образовательных организаций, в том числе информационно-образовательных ресурсов, представляемых на сайтах и порталах образовательных организаций, организаций-партнеров по реализации мероприятия;
- интегрировать в образовательные программы образовательных организаций электронное обучение, обучение с использованием ДОТ;
- обеспечить готовность управленческих и педагогических кадров к реализации целевой модели ЦОС.
Ожидаемые результаты:
- внедрена целевая модель ЦОС, начиная с 2019 года;
- обновлены в образовательных организаций информационные наполнения и функциональные возможности открытых и общедоступных информационных ресурсов, начиная с 2019 года;
- внедрены в образовательные программы общеобразовательных организаций современные цифровые технологии, начиная с 2020 года;
- обучены руководители образовательных организаций и органов исполнительной власти, осуществляющих государственное управление в сфере образования, по программам повышения квалификации по вопросам цифровизации и современным цифровым технологиям.
4.2. Методический компонент модели
Цель: совершенствование системы регионального обучения и поддержки педагогов и управленческого персонала.
Задачи:
обеспечение повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров по вопросам цифровизации;
- методическое сопровождение внедрения целевой модели ЦОС;
- обеспечение тьюторского сопровождения реализации Мероприятия.
Ожидаемые результаты:
освоение и внедрение в образовательный процесс современных образовательных технологий, формирование мотивации педагогов к внедрению новых методов обучения и воспитания;
осуществлено методическое сопровождение проведения виртуальных педагогических советов и методических семинаров по тематике, связанной с внедрением ЦОС, новыми образовательными стандартами, с инновационными инструментами, новыми образовательными результатами;
подготовлены муниципальные тьюторы, обеспечено сопровождение реализации мероприятия.
4.3. Образовательный компонент модели
Цель: совершенствование системы регионального обучения и поддержки обучающихся.
Задачи:
- внесение изменений в образовательные программы образовательных организаций в части использования возможностей ЦОС;
- сопровождение индивидуальных образовательных траекторий средствами ЦОС;
- разработка дополнительных профессиональных образовательных программ по подготовке (повышению квалификации) администрации, педагогических работников, региональных тьюторов по развитию цифровой компетенции (работе в ЦОС);
- разработка информационно-образовательных ресурсов, методических рекомендаций по организации обучения в ЦОС.
Ожидаемые результаты:
- изменены образовательные программы образовательных организаций в части использования возможностей ЦОС;
- разработаны методические рекомендации по сопровождению индивидуальных образовательных траекторий средствами ЦОС в образовательных организациях;
- разработаны дополнительные профессиональные образовательные программы по подготовке (повышению квалификации) администрации, педагогических работников, региональных тьюторов по развитию цифровой компетенции (работе в ЦОС);
- разработаны методические рекомендации по организации обучения в ЦОС.
4.4. Технологический компонент модели
Цель: обеспечение технико-технологической стороны образовательного процесса.
Задачи:
- обновление материально-технического оснащения образовательных организаций;
- обеспечение доступа к современным цифровым ресурсам;
- обеспечение интернет-безопасности ЦОС;
Ожидаемые результаты:
- обновлено материально-техническое оснащение образовательных организаций;
обеспечен доступ к современным цифровым ресурсам; обеспечена интернет-безопасность ЦОС.
В рамках проекта "Цифровая образовательная среда" ожидается обновление информационного наполнения и функциональных возможностей открытых и общедоступных информационных ресурсов 295 школ и 10 профессиональных образовательных организаций по следующим направлениям:
разработка и внедрение системы онлайн-обучения (систем дистанционного обучения) для школ и ПОО Амурской области (приобретение оборудования, настройка, администрирование);
обучение педагогов образовательных организаций по вопросам внедрения и функционирования системы дистанционного обучения и разработки образовательного контента;
оснащение образовательных организаций оборудованием, необходимым для бесперебойной работы сети Интернет;
оснащение образовательных организаций компьютерными классами, приобретение лицензионного программного обеспечения, интерактивных комплексов, цифровых лабораторий.
Таблица индикаторов приведена в приложении N 1 к настоящему Описанию.
Предварительная калькуляция операционных расходов приведена в приложении N 2 к настоящему Описанию.
Перечень общеобразовательных организаций и профессиональных образовательных организаций Амурской области для внедрения целевой модели ЦОС в 2020 - 2022 гг. приведен в приложении N 3 к настоящему Описанию.
5. Опыт Амурской области в реализации федеральных и международных проектов (мероприятий) в области образования
N п/п |
Наименование проекта (мероприятия) |
Статус проекта (мероприятия) |
Годы реализации |
Количество участников, в том числе из других регионов |
Объем финансирования и источник финансирования |
Основные результаты |
Практическое применение результатов |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
1 |
Комплексные программы и проекты Фонда поддержки детей, находящихся с трудной жизненной ситуации |
Общероссийский |
2009 - 2018 |
24354 ребенка, находящихся в трудной жизненной ситуации |
210,2 млн. руб. из Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации |
Реализовано 7 комплексных программ и 6 проектов, направленных на устройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, социальную поддержку семей с детьми-инвалидами, профилактику безнадзорности, беспризорности и преступности несовершеннолетних |
Профилактика семейного неблагополучия и социального сиротства детей, социальная реабилитация детей, находящихся в трудной жизненной ситуации |
2 |
Проекты поддержки муниципальной системы образования в рамках частно-государственного партнерства с ПАО "РусГидро" |
Общероссийский |
2009 - 2018 |
3150 детей |
59,5 млн. руб. из внебюджетных источников |
Ежегодно совместно с филиалом ПАО "РусГидро" - "Зейская ГЭС" реализуются 5 проектов, направленных на поддержку сферы образования г. Зея |
Выявление и развитие способностей одаренных детей, пропаганда здорового образа жизни, поддержка детей, находящихся в трудной жизненной ситуации |
3 |
Мероприятие "Распространение на всей территории Российской Федерации моделей образовательных систем, обеспечивающих современное качество общего образования" Федеральной целевой программы развития образования на 2011 - 2013 годы |
Общероссийский |
2011 - 2013 |
2502 слушателя |
59,5 млн. руб. из федерального бюджета |
Обучено 2502 слушателя (154 - из других субъектов РФ), 40 тьюторов по внедрению Федеральных образовательных стандартов, 29 тьюторов по вопросам государственного общественного управления |
Разработаны и внедрены модели многопрофильной школы, сформирован институт ведущих консультантов по вопросам развития системы образования, организовано межрегиональное взаимодействие |
4 |
Мероприятие "Модернизация муниципальных систем дошкольного образования" Федеральной целевой программы развития образования на 2011 - 2013 годы |
Общероссийский |
2011 - 2013 |
1023 слушателя |
42,0 млн. руб. из федерального бюджета |
На базе региональных площадок обучено 1023 слушателя, в том числе представители Республики Саха (Якутия), ЕАО, Хабаровского края |
Разработаны и внедрены вариативные модели дошкольного образования |
5 |
Проект "Реализация программ повышения квалификации специалистов и преподавателей по вопросам функционирования русского языка как государственного языка РФ" Федеральной целевой программы "Русский язык" на 2011 - 2015 годы |
Общероссийский |
2011 - 2015 |
217 слушателей |
0,2 млн. руб. из федерального бюджета |
Обучено 217 слушателей, из них 66 - преподаватели русского языка и литературы образовательных организаций области |
Апробирована программа повышения квалификации учителей по вопросам преподавания русского языка как государственного |
6 |
Модернизация региональной системы дошкольного образования |
Общероссийский |
2013 - 2015 |
2867 детей в возрасте от 3 до 7 лет |
712,3 млн. руб. из федерального бюджета, 155,5 млн. руб. из областного бюджета, 61,6 млн. руб. из местных бюджетов |
Проведены ремонт, реконструкция и строительство 35 дошкольных образовательных организаций, создано 2867 новых мест |
Достижение полного обеспечения детей в возрасте от 3 до 7 лет местами в дошкольных образовательных организациях |
7 |
Мероприятие "Федеральная стажировочная площадка" Федеральной целевой программы развития образования на 2014 - 2015 годы |
Общероссийский |
2014 - 2015 |
2368 слушателей |
43,2 млн. руб. из федерального бюджета |
Обучено 2368 слушателей, из них 1989 - представители 12 субъектов РФ |
Разработана и реализуется Концепция государственного общественного управления образованием, формируется региональная система оценки качества образования, общественно-профессиональная экспертиза оценки деятельности педагогов |
8 |
Мероприятие "Создание в образовательных организациях условий для инклюзивного образования детей-инвалидов" государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" на 2011 - 2020 годы |
Общероссийский |
2014 - 2017 |
970 обучающихся - инвалидов |
54,9 млн. руб. из федерального бюджета, 16,0 млн. руб. из областного бюджета, 11,3 млн. руб. из местных бюджетов |
Создание |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.