Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 2
УТВЕРЖДЕН
постановлением Правительства
Амурской области
от 3 июля 2019 г. N 367
Основные принципы
целевой модели развития региональной системы дополнительного образования детей в Амурской области
1. Обоснование потребности в реализации мероприятия по формированию современных управленческих решений и организационно-экономических механизмов в системе дополнительного образования детей в рамках федерального проекта "Успех каждого ребенка" национального проекта "Образование"
Амурская область имеет важное геополитическое значение, значительный природно-ресурсный потенциал. Поддержка, оказываемая Амурской области на федеральном уровне, позволила привлечь в область масштабные проекты, многие из которых в настоящее время находятся в стадии активной реализации.
В числе ключевых инвестиционных проектов: введение в эксплуатацию объектов наземной космической инфраструктуры космодрома "Восточный"; строительство магистрального газопровода "Сила Сибири" со службами технического сопровождения; строительство крупнейшего в России газоперерабатывающего комплекса (ОАО "Газпром") и газохимического завода (СИБУР); ввод в эксплуатацию Нижне-Бурейской ГЭС.
Стратегической целью Концепции развития инновационной деятельности в Амурской области до 2020 года, утвержденной постановлением Правительства Амурской области от 02.05.2012 N 243, является создание условии для перехода к инновационному сценарию развития экономики области, повышение конкурентоспособности экономики на основе эффективного использования научно-технического и инновационного потенциала региона.
Развитие экономики влечет за собой развитие всех сфер образования, в том числе и дополнительного.
Дополнительное образование детей в области является неотъемлемой частью непрерывного вариативного образования.
Образовательную деятельность осуществляют 977 педагогов дополнительного образования. От общего количества педагогов - 38% - педагоги детского творчества, 26,4% - педагоги, детских юношеских спортивных школ.
В Амурской области осуществляют свою деятельность 80 муниципальных организаций дополнительного образования, находящихся в ведении органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, в сфере культуры, сфере физической культуры и спорта.
По программам дополнительного образования деятельность осуществляют 756 объединений:
естественнонаучное направление - 17 объединений;
техническое направление - 33 объединения;
социально-педагогическое направление - 32 объединения;
художественное направление - 458 объединений;
патриотическое направление - 45 объединений;
спортивно-оздоровительное направление - 147 объединений;
туристско-краеведческое направление - 24 объединения.
Общий охват обучающихся в организациях дополнительного образования составляет 36602 человека.
Из них:
по возрастным категориям:
16473 человека - обучающиеся 1 - 4 классов (что составляет 45% от общего количества обучающихся);
15716 человек - обучающиеся 5 - 9 классов (что составляет 43% от общего количества обучающихся);
4413 человек - обучающиеся 10 - 11 классов (что составляет 12% от общего количества обучающихся).
Программы дополнительного образования также реализуются в общеобразовательных организациях в организациях профессионального и высшего образования, что позволяет достичь 74% охвата детей и молодежи программами дополнительного образования.
В настоящее время принимаются меры по развитию программ технической направленности (робототехника, рационализаторство и изобретательство, 3D-прототипирование, инженерный дизайн и другие).
Развитие научно-технического направления идет как на муниципальном, так и на региональном уровне, в том числе при поддержке федеральных грантов и субсидий.
В то же время отмечается:
неравномерный охват услугами дополнительного образования в различных муниципальных образованиях области;
недоступность дополнительного образования по технической, естественнонаучной направленностям в ряде муниципальных образований, особенно в сельских территориях;
недостаток дополнительных общеобразовательных программ,
направленных на развитие практик социального проектирования, детского самоуправления, внедрение современных дополнительных
общеобразовательных программ для детей с особыми потребностями (детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, одаренных);
низкий уровень развития системы дистанционного обучения и реализации дополнительных общеобразовательных программ в сетевой форме;
ведомственная разобщенность организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные программы (образование, культура и спорт);
недостаточный уровень профессионального мастерства управленческих кадров региональной системы дополнительного образования.
В области не внедрён механизм персонифицированного финансирования дополнительных общеобразовательных программ.
Внедрение целевой модели региональной системы дополнительного образования позволит обеспечить комплексное эффективное функционирование системы взаимодействия в сфере дополнительного образования детей в Амурской области, включающее:
создание современных организационных, правовых и финансово-экономических механизмов управления и развитие региональной системы дополнительного образования детей;
формирование системы обмена опытом и лучшими региональными практиками реализации программ дополнительного образования;
действующего общедоступного навигатора по дополнительному образованию детей;
обеспечение доступа к современным и вариативным дополнительным общеобразовательным программам, в том числе для детей из сельской местности.
Таблица индикаторов представлена в приложении N 1 к настоящим Основным принципам.
В рамках региональной целевой модели системы дополнительного образования в Амурской области будут реализованы следующие мероприятия:
1. Создание и обеспечение деятельности регионального модельного центра дополнительного образования детей в Амурской области (далее - Региональный модельный центр), который будет:
а) выполнять функции регионального проектного офиса по общей координации реализации регионального проекта на региональном уровне, организации проектной деятельности в сфере дополнительного образования детей в области, а также по взаимодействию с рабочей группой федерального проекта "Успех каждого ребёнка" и ведомственного проектного офиса национального проекта "Образование";
б) обеспечивать (оказывать содействие) внедрение системы персонифицированного финансирования в регионе;
в) формировать в Амурской области эффективную систему взаимодействия в сфере дополнительного образования детей, включающую в себя муниципальные (опорные) центры дополнительного образования и организации, участвующие в дополнительном образовании детей;
г) внедрять пилотные проекты обновления содержания и технологий дополнительного образования;
д) обеспечивать развитие профессионального мастерства и уровня компетенций педагогов и других участников сферы дополнительного образования детей, в том числе непрерывного дополнительного профессионального образования педагогических работников, для работы с одарёнными детьми;
е) выявлять и распространять лучшие практики реализации современных управленческих и организационно-экономических механизмов в системе дополнительного образования детей, дополнительных общеобразовательных программ, осуществлять программное, методическое, кадровое, информационное и организационное сопровождение развития региональной системы дополнительного образования детей в Амурской области.
Предварительная калькуляция операционных расходов на функционирование Регионального модельного центра представлена в приложении N 2 к настоящим Основным принципам.
План первоочередных действий по созданию Регионального модельного центра представлен в приложении N 3 к настоящим Основным принципам.
2. Создание сети муниципальных опорных центров (далее - МОЦ) в каждом муниципальном образовании Амурской области. Региональная сеть МОЦ представлена в приложении N 4 к настоящим Основным принципам.
3. Внедрение и распространение системы персонифицированного финансирования дополнительного образования детей, обеспечение равных условий доступа к финансированию за счёт бюджетных ассигнований государственными, муниципальными и частными организациями, осуществляющими деятельность по реализации дополнительных общеобразовательных программ, внедрение эффективных моделей государственно-частного партнёрства в сфере дополнительного образования детей.
4. Формирование современной системы сопровождения, развития и совершенствования профессионального мастерства педагогических и управленческих кадров сферы дополнительного образования детей, а также специалистов-практиков из реального сектора экономики и других сфер, студентов и аспирантов, не имеющих педагогического образования, в целях их привлечения к реализации дополнительных общеобразовательных программ (в соответствии с приказом Министерства просвещения Российской Федерации "Об утверждении целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей", предусмотренным соответствующим результатом федерального проекта "Успех каждого ребёнка" национального проекта "Образование".
5. Реализация дополнительных общеобразовательных программ в сетевой форме, вовлечение в реализацию образовательных программ образовательных организаций всех типов, в том числе профессиональных и организаций высшего образования, а также научных, организаций спорта, культуры, общественных организаций и предприятий реального сектора экономики.
6. Выравнивание доступности предоставления дополнительного образования детей с учётом региональных особенностей, соответствующего запросам, уровню подготовки и способностям детей с различными образовательными потребностями и возможностями (в том числе одарённых детей, детей из сельской местности и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации).
7. Внедрение общедоступного навигатора по дополнительным общеобразовательным программам, соответствующего функциональным требованиям, позволяющего семьям выбирать образовательные программы, соответствующие запросам и уровню подготовки детей.
К реализации мероприятий будут привлечены руководители и педагогические работники ведущих образовательных организаций Амурской области, образовательных организаций разного типа, научных организаций, реального сектора экономики; представители исполнительных органов государственной власти Амурской области.
В целях внедрения целевой модели с ведомственным проектным офисом национального проекта согласовывается смета расходования средств на реализацию соответствующих мероприятий целевой модели в году получения субсидии.
2. Структурная организация и описание площадки Регионального модельного центра
Имущественный комплекс Регионального модельного центра находится в государственной собственности.
Региональный модельный центр - структурное подразделение ГАУ ДПО "Амурский областной институт развития образования". Расположен по адресу: Амурская область г. Благовещенск, ул. Северная, 107.
Региональный модельный центр - ядро системы дополнительного образования детей области, обеспечивающий реализацию возложенных на него функций согласно положению Регионального модельного центра, утвержденного данным постановлением.
Региональный модельный центр координирует деятельность муниципальных (опорных) центров, реализующих дополнительные общеобразовательные программы.
Региональные (опорные) центры координируют деятельность и оказывают методическую поддержку организациям, осуществляющим обучение в сфере дополнительного образования детей в соответствующих муниципальных образованиях. Штатное расписание и функциональные обязанности сотрудников представлены в приложении N 5 к настоящим Основным принципам.
Площадка центра включает 350 кв. м. Административные зоны общей площадью 200 кв. м, площадь коворкинга - 50 кв. м, площадь лектория - 100 кв. м.
Зонирование помещений в Региональном модельном центре будет осуществляться с учётом требований, предъявляемых к помещениям, в которых осуществляется образовательная деятельность, в соответствии с действующими нормативными документами, а также в соответствии с зонированием и дизайн-проектом согласно приложению N 6 к настоящим Основным принципам.
Региональный модельный центр для организации деятельности имеет право использовать иные функциональные зоны коллективного пользования ГАУ ДПО "Амурский институт развития образования" без ограничений.
Помещения центра оснащены современным компьютерным, оргтехническими, аудио-, видео-, проекционным оборудованием, необходимым для реализации функций Регионального модельного центра, в том числе в части обеспечения проведения мероприятий, лекций, семинаров, а также в дистанционных формах.
3. Основные принципы системы персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в Амурской области
В основе системы персонифицированного финансирования лежат следующие принципы:
1. Равный и свободный доступ детей к получению сертификата на обучение по дополнительным общеобразовательным (за исключением предпрофессиональных программ, предусматривающих отбор детей для зачисления на программу) программам (без конкурсного отбора, квот и т.д.);
2. Свобода выбора ребёнком и его семьёй любой дополнительной общеобразовательной программы, реализуемой на территории проживания (территории Амурской области);
3. Право ребёнка в любой момент поступить (при открытом наборе на программу) на обучение или сменить дополнительную общеобразовательную программу, по которой он проходит обучение, в т. ч. наличие понятного и прозрачного механизма изменения дополнительной общеобразовательной программы в рамках одной организации или между разными исполнителями услуг;
4. Информационная открытость и простота получения информации о порядке получения сертификатов, перечне исполнителей образовательных услуг и реализуемых ими дополнительных общеобразовательных программах, порядке реализации сертификата и иных параметрах функционирования системы персонифицированного финансирования;
5. Равный и административно-безбарьерный доступ исполнителей образовательных услуг вне зависимости от организационно-правовой формы к системе персонифицированного финансирования, наличие понятного и прозрачного механизма финансового обеспечения реализации ими дополнительных общеобразовательных программ в соответствии с сертификатами;
6. Принцип персональной закреплённости средств за получателем сертификата, в том числе именная принадлежность сертификата и запрета (отсутствия возможности) передачи третьим лицам или монетизации.
С учётом целей и принципов системы персонифицированного финансирования выделяются следующие критерии системы персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в Амурской области:
Наименование критерия |
Обоснование признака (соотнесение с мотивом внедрения) |
Признаки, определяющие соответствие критерию |
1 |
2 |
3 |
В рамках системы соблюдается принцип персональной закреплённости средств за потребителем |
В рамках персонифицированного финансирования осуществляется закрепление за ребёнком персонального права получить услугу в соответствии с его выбором. Для того чтобы образовательные программы предлагались с учётом индивидуальных потребностей детей, исполнители образовательных услуг должны ориентироваться на потребности детей, обладающих сертификатами, а не на программы, которые уже реализуются у исполнителя, но не востребованы детьми (в том числе "исторически" реализуемые программы, не отвечающие современным запросам). Система должна строиться на принципах общественно-профессиональной оценки качества программ и, при необходимости, их рейтингования. Получение сертификата определяет закрепление соответствующих организационных и финансовых ресурсов, сертификат не должен являться необеспеченным и нереализуемым правом |
Ведётся реестр детей, обладающих сертификатом дополнительного образования; все дети, за которыми закреплены гарантии по сертификатам, могут ими воспользоваться (с учётом ограниченности мест для приёма на каждую конкретную программу); объёмы средств, предусмотренных на обеспечение сертификатами, определены и предусмотрены в соответствующем уровне бюджета (бюджет субъекта Российской Федерации/местные бюджеты), а также установлены правовым актом субъекта Российской Федерации (муниципалитета); объём (размер) обеспечения, предусмотренного сертификатами, для детей одной категории не различается |
Обеспечена открытость системы и равные условия деятельности всех участников системы. |
Единственным требованием, предъявляемым к исполнителям образовательных услуг для включения в систему персонифицированного финансирования дополнительного образования, является осуществление ими образовательной деятельности в соответствии с требованиями законодательства, в том числе наличие лицензии на осуществление образовательной деятельности по программам дополнительного образования. При этом в случае реализации дополнительных общеобразовательных программ такому требованию могут соответствовать как организации, осуществляющие образовательную деятельность, так и индивидуальные предприниматели. Включение в систему должно осуществляться на основании заявительного принципа, не допускается установление ограничений для отдельных исполнителей, за исключением требований, установленных законодательством Российской Федерации в сфере предоставления бюджетных средств юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям. Информация о порядке включения в систему должна быть доступна для всех потенциальных участников. В этом случае будет обеспечена возможность качественного обновления содержания и технологий образовательных программ в условиях возникающей конкуренции. Принцип финансирования программ за счёт сертификата должен быть нормативно закреплённым, единым, в том числе это выражается в отсутствии преференций для отдельных видов поставщиков, и обеспечивающим равный доступ к бюджетным ресурсам независимо от форм собственности и места расположения исполнителя услуг, в т.ч. с государственного на негосударственного), при условии соблюдения рациональности и возмещения понесённых затрат поставщиков образовательных услуг за период освоения ребёнком образовательной программы |
Соблюдается заявительный принцип включения поставщиков образовательных услуг в систему; обеспечена полная информационная открытость информационной системы для потенциальных поставщиков образовательных услуг; для всех поставщиков образовательных услуг установлен единый порядок включения в систему; основным требованием для включения в систему является соблюдение норм законодательства в сфере реализации дополнительных общеобразовательных программ, в том числе наличие права на осуществление образовательной деятельности по реализации дополнительных общеобразовательных программ; включение поставщика образовательных услуг автоматически определяет его право на зачисление детей на обучение по сертификатам и получение соответствующего финансового обеспечения (в т.ч. не предусматриваются дополнительные условия, такие, как конкурсный отбор, распределение квот приёма детей, прохождение проверки на право заключения договора и др.); для однородных образовательных программ поставщиками образовательных услуг устанавливаются однородные нормативы финансового обеспечения их реализации за счёт средств сертификата дополнительного образования; нормативы обеспечения программ учитывают все затраты, необходимые для их реализации, в объёме, реально отражающем потребности организаций (не допускается по сертификатам оплачивать лишь часть необходимых затрат, сохраняя финансирование оставшейся части для государственных (муниципальных) организаций за счёт субсидий, недоступных для иных поставщиков образовательных услуг) соответствующим "переносом" сертификата; порядок финансового обеспечения получения ребёнком дополнительного образования по сертификату (заключённое соглашение/договор) предусматривают точный расчёт объёма оплаты услуг в зависимости от фактического объёма оказанных услуг; отсутствует "квотирование" по поставщикам образовательных услуг, в том числе в части объёмов средств, предусмотренных на оплату услуг в муниципальных, государственных и частных организациях и у индивидуальных предпринимателей |
4. Региональный общедоступный навигатор дополнительного образования Амурской области
Региональный навигатор дополнительного образования Амурской области будет создан в соответствии с функциональными требования для региональных навигаторов по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденных конкурсной документацией на участие в отборе субъектов Российской Федерации на предоставление в 2020 - 2022 годах субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на формирование современных управленческих решений и организационно-экономических механизмов в системе дополнительного образования детей в рамках федерального проекта "Успех каждого ребенка" национального проекта "Образование".
Функционирование регионального навигатора дополнительного образования Амурской области будет обеспечено в рамках деятельности Регионального модельного центра.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.