Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел I изменен с 1 января 2018 г. - Постановление администрации г.Иркутска от 13 декабря 2017 г. N 031-06-1193/7 (в редакции постановления администрации г.Иркутска от 26 декабря 2017 г. N 031-06-1284/7)
Раздел I. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения
Муниципальная программа "Дороги города Иркутска на 2013 - 2020 годы" (далее также - Программа) направлена на решение вопросов местного значения городского округа и исполнение требований законодательства в сфере осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения города Иркутска и в сфере создания условий для предоставления транспортных услуг населению и организации транспортного обслуживания населения в границах города Иркутска.
В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа отнесены дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации; создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организации транспортного обслуживания населения в границах городского округа.
На начало 2012 год город Иркутск занимает площадь в 280 кв. км, под городской застройкой занято 105 кв. км, что составляет 35,1 % территории. В городе Иркутске сосредоточено 23 % населения области, что составляет около 600 тыс. человек.
Наибольшая часть населения города проживает в Свердловском административном округе - 33,6 %, в Ленинском - 24,3 %, в Октябрьском - 23,5 % и в Правобережном - 18,6 %.
Центральное положение в городе занимает Правобережный административный округ, включающий Кировский и Куйбышевский районы. В него входит: центральная часть города, предместья Марата и Рабочее, микрорайоны Топкинский, Зеленый.
Наиболее удален от основной части города Ленинский административный округ, сложившийся из отдельных поселков: Жилкино, им. Кирова, им. Горького, микрорайона Ново-Ленино и Иркутска-II, расположенных на левобережье Ангары и Иркута.
Свердловский административный округ входит в левобережную часть города и включает в себя территории: Студгородка, Академгородка, микрорайонов: Первомайского, Университетского, Синюшиной горы, Юбилейного и Радужного.
Обширную нагорную площадь в правобережной части города к востоку от центра занимает Октябрьский административный округ, представленный преимущественно кварталами многоэтажной жилой застройки, в него также входят микрорайоны: Байкальский и Солнечный.
К настоящему времени в городе сформировалось пять крупных промышленных зон: Северная, Жилкинская, Мельниковская, Маратовская, Восточная. В них входит около 500 различных предприятий, баз, складов, гаражей и других объектов, которые занимают площадь, равную 19,6 кв. км.
В условиях социально-экономических преобразований к автомобильному транспорту предъявляются дополнительные требования по ускорению товародвижения, объявлению более точных сроков доставки грузов. В связи с чем автомобильный транспорт - самый оперативный вид сообщения.
Автомобильные дороги (список сокращений приведен в Приложении N 1 к Программе) имеют значимую роль в обеспечении жизнедеятельности города.
Ежегодно с учетом межремонтных сроков приведению в нормативное состояние подлежит 52,4 км автомобильных дорог.
Автомобильные дороги обладают рядом существенных недостатков, таких как высокая степень загруженности и недостаточный уровень развития магистральной сети, что осложняется радиальной структурой размещения, отсутствием дублирующих направлений, вызванных сложившимся устойчивым недофинансированием строительства и реконструкции. Кроме того, существующая ситуация, определенная ростом количества автомобильного транспорта, превышающим темпы роста дорожного строительства, требует дальнейшего совершенствования транспортной схемы города.
Перечисленные недостатки особо негативно сказываются на функционировании общественного транспорта. В результате общественный транспорт сосредоточен на ограниченном количестве автомобильных дорог, что приводит к очень высокой загруженности правых крайних полос и автомобильных дорог в целом.
В настоящее время средняя ширина проезжей части автомобильных дорог (магистральных) составляет 11,6 м при необходимой в 15 м; плотность автомобильных дорог составляет 1,75 км/кв.км при минимально необходимой 2,5 км/кв. км и оптимальной для центральной части города - 4 км/кв. км.
Центр города перенасыщен транспортом, движущимся к Глазковскому, Академическому и Ангарскому мосту. Всего на территории города эксплуатируется 16 больших и малых автодорожных мостов общей протяженностью 4444,27 п. м, 3 пешеходных моста длиной 52,85 п. м и 14 путепроводов - 957,21 п. м.
Наибольшей транспортной нагрузке транзитным движением подвержены автомобильные дороги города, входящие в маршрут федеральной дороги "Байкал" М-53, М-55 (14,2 км), региональной автомобильной дороги "Иркутск - Усть-Ордынский" (6,1 км), связующего звена между ними (5,3 км), связующего полукольца между дорогами федерального и регионального значения (25,4 км).
Кроме того, большая часть других автомобильных дорог города имеет уровень загрузки, в разы превышающий нормативный.
В связи с перегрузкой магистральных автомобильных дорог снижается эффективность эксплуатации всей системы городского пассажирского транспорта, в том числе производительность, безопасность движения, повышается себестоимость перевозок, что отражается на основных характеристиках транспортного обслуживания населения Иркутска.
Исследуя скоростной режим поездок по городским маршрутам, можно констатировать, что скорость сообщения на общественном транспорте составляет 22 - 30 км/ч.
На 2012 год автомобильные дороги города перегружены маршрутным транспортом.
При интенсивности движения маршрутного транспорта 200-300 ед./ч. остановочные пункты не могут функционировать нормально и становятся источником помех движению транспортных потоков. В Таблице 1.2, приведены показатели интенсивности движения общественного транспорта ед./ч. в одну сторону в центральной части города.
Таблица 1.2
Участки автомобильных дорог города Иркутска |
Интенсивность, физ. ед./час |
Кол-во маршрутов |
Ул. Байкальская от плотины ГЭС до ул. Советской |
530 |
29 |
Ул. Байкальская от ул. Советской до плотины ГЭС |
540 |
30 |
Ул. Боткина |
310 |
55 |
Ул. Дзержинского от ул. Ленина до ул. Литвинова |
840 |
42 |
Ул. Дзержинского от ул. Литвинова до ул. Д.Событий |
660 |
28 |
Ул. К.Маркса от ул. Д.Событий до ул. Сухэ-Батора |
450 |
20 |
Ул. Ленина от ул. Тимирязева до ул. Желябова |
440 |
45 |
Ул. Ленина от ул. Чкалова до ул. Дзержинского |
390 |
38 |
Ул. Чкалова в центр |
450 |
39 |
Ул. Чкалова из центра |
380 |
33 |
Городской пассажирский транспорт является одной из социально значимых отраслей городского хозяйства.
Общественный пассажирский транспорт города Иркутска включает в себя муниципальный и коммерческий пассажирский транспорт. Муниципальный пассажирский транспорт обеспечивает выполнение социальной политики города Иркутска в части льготного (бесплатного) проезда отдельных категорий граждан, поддержания существующего уровня обслуживания муниципальных маршрутов транспортом большой вместимости по тарифам, обусловленным социальной направленностью муниципального транспорта. В городе Иркутске работают два муниципальных пассажирских транспортных предприятия.
Муниципальный пассажирский транспорт обслуживает автобусами большой вместимости 30 городских маршрутов, 26 сезонных садоводческих маршрутов, 10 троллейбусных и 5 трамвайных маршрутов.
Сокращение муниципального подвижного состава ведет к увеличению коммерческого пассажирского транспорта, и на сегодняшний день тенденция такова, что на маршруте сосредоточено большое количество частных микроавтобусов (малой вместимостью около 11 - 14 мест), что напрямую влияет на интенсивность движения, негативно сказывается на пропускной способности автомобильных дорог, безопасности движения.
Физический износ подвижного состава в муниципальных предприятиях пассажирского транспорта на 01.07.2012 составил:
- по автобусам - 47,9 % (91 автобус с истекшим сроком амортизации);
- по троллейбусам - 21,9 % (16 троллейбусов с истекшим сроком амортизации);
- по трамваям - 84,5 % (49 трамваев требуют проведение капитального ремонта).
Ежегодно необходимо предусматривать замену до 10 км контактного провода, до 10 км несущего троса и до 75 опор контактной сети.
Требуется строительство новых троллейбусных линий в связи с введением в эксплуатацию Академического моста через реку Ангара и необходимостью улучшения транспортного обслуживания населения в отдельных микрорайонах города.
Кроме того, для нормального функционирования общественного транспорта необходимо строительство шести конечных остановочных пунктов: пос. Боково, Больница N 8, 6-й микрорайон, м-н Топкинский, м-н Солнечный, Ново-Иркутская ТЭЦ.
Неудовлетворительные дорожные условия ведут к ДТП на автомобильных дорогах.
Таблица 1.3
Наименование показателей |
Годы |
|||
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
|
Общее количество ДТП |
23944 |
23784 |
25484 |
25342 |
В том числе: |
|
|
|
|
ДТП со смертельным исходом |
93 |
75 |
79 |
85 |
Пострадавшие в ДТП с ранениями различной тяжести |
1192 |
998 |
1231 |
1120 |
Количество автотранспортных средств |
191552 |
195654 |
208374 |
222293 |
Основными причинами ДТП, как правило, являются: отсутствие тротуаров, светофоров, ограждений для упорядочения движения пешеходов через проезжую часть автомобильных дорог; недостаточное освещение и ширина проезжей части автомобильных дорог, ограниченная видимость, нарушения в системе водоотвода.
Наибольшее количество аварий приходится на улицы общегородского значения: ул. Байкальская, ул. Лермонтова, ул. Боткина, ул. Джамбула, ул. Баумана, ул. Радищева, ул. Шевцова.
Необходимо отметить, что большинство ДТП в городах происходит на перекрестках. С увеличением интенсивности движения возрастает вероятность появления новых конфликтных точек.
Регулирование движения на перекрестках с помощью сигналов светофора способствует обеспечению безопасности, сокращению простоев транспорта на перекрестках, приоритетному движению общественного транспорта через перекресток. В современных условиях используются светофоры, сигналы которых могут переключаться как через определенные промежутки времени (фазы) независимо от интенсивности дорожного движения, так и с учетом интенсивности движения, когда продолжительность фазы приспосабливается к количеству проезжающих автомобилей. Регулирование дорожного движения с помощью светофоров сокращает количество ДТП примерно на 15 %.
Переход проезжей части дорог с автомобильным движением сопряжен часто с определенными трудностями. Особые проблемы при переходе автомобильных дорог общего назначения возникают у детей и престарелых граждан. До 70 % ДТП с участием пешеходов происходит при переходе проезжей части дороги.
Разметка пешеходных переходов не всегда обеспечивает должную безопасность. Водители автомобилей, как правило, не придерживаются правила "Уступите дорогу" в отношении пешеходов на переходах.
В целях облегчения пешеходам возможности перехода проезжей части в местах пешеходных переходов должны использоваться светофоры.
Применение светофорного регулирования движения на пешеходных переходах, расположенных вне перекрестков, позволяет снизить общее количество дорожно-транспортных происшествий на 5 - 10 %.
Эти результаты распространяются на сам пешеходный переход и зону около 50 м от и до перехода.
Для решения вышеуказанных проблем используется программно-целевой метод. Применение программно-целевого метода планирования обусловлено:
- внедрением комплексного и системного подхода для достижения общественно значимых результатов;
- повышения эффективности бюджетных расходов;
- определения механизмов достижения результатов.
С 2009 по 2012 год на территории города Иркутска действовала ведомственная целевая программа "Повышение безопасности дорожного движения и осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения г.Иркутска на период 2009 - 2012 гг.", утвержденная постановлением мэра города Иркутска от 21.10.2008 N 031-06-2381/8, которая по результатам итоговой оценки показала эффективность программно-целевого подхода к решению задач, направленных на повышение уровня безопасности дорожного движения.
В дальнейшем предполагается развитие городской среды, генерирующей положительное эмоциональное восприятие города, в том числе посредством развития дорожной и транспортной инфраструктуры на территории города Иркутска.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.