Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел I изменен с 16 апреля 2018 г. - Постановление администрации г.Иркутска от 16 апреля 2018 г. N 031-06-341/8
Раздел I. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения
Муниципальная программа "Стимулирование экономической активности в городе Иркутске на 2013-2020 годы" (далее - Программа) затрагивает вопросы развития экономики города Иркутска. До настоящего времени в администрации города Иркутска действовали несколько муниципальных программ по развитию экономической деятельности:
- "Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в г.Иркутске на 2008 - 2012 годы";
- "Содействие развитию туризма в городе Иркутске на 2009-2012 годы";
- "Развитие инновационной деятельности в городе Иркутске" на 2009-2012 годы.
Также ежегодно принимались планы мероприятий по следующим направлениям деятельности органов местного самоуправления города Иркутска: международная деятельность, инвестиционная деятельность, деятельность в сфере потребительского рынка.
Данные программы и направления деятельности по большей части действовали разрознено, то есть преимущественно учитывали задачи и механизмы реализации отдельно взятых программ. В связи с этим оценить эффективность реализации мероприятий по программам и направлениям деятельности, а также их влияние на социально-экономическое развитие города Иркутска не представлялось возможным.
Такие направления как стимулирование инвестиционной деятельности и развитие потребительского рынка, которые являются неотъемлемой частью развития экономики города, не были включены в программно-целевой процесс формирования стратегического и бюджетного планирования.
Основополагающим условием развития экономики являются инвестиции. Привлечение инвестиций в экономику города обеспечивает устойчивый рост объемов производства, вследствие чего снижается уровень безработицы, повышается благосостояние населения, а также увеличиваются налоговые поступления в бюджет города.
В городе Иркутске в последние пять лет наблюдается значительный рост инвестиций, осуществляемых крупными и средними предприятиями, так, в 2007 году данный показатель составил 16926,3 млн. руб., а в 2011 году - 63265,3 млн. руб. Однако инвестиционная инфраструктура в городе недостаточно развита, а также недостаточно эффективно функционируют важнейшие стимулирующие инструменты поддержки органами местного самоуправления инвестиционной деятельности.
Развитие малого и среднего предпринимательства является одним из приоритетных направлений социально-экономического развития города Иркутска. Значимость малого и среднего предпринимательства обусловлена его специфическими свойствами, ключевыми из которых являются оперативность, мобильность и способность достаточно гибко реагировать на все изменения конъюнктуры рынка. С помощью малого предпринимательства решаются вопросы занятости населения, сглаживается высокая дифференциация в доходах населения, формируется средний класс, способствующий социально-политической стабильности в обществе.
Малые предприятия работают во всех видах экономической деятельности. Наибольший удельный вес занимают предприятия оптовой и розничной торговли; ремонта автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования - от 39 % (2009 г.) до 37,6 % (2011 г.); предприятия, занимающиеся операциями с недвижимым имуществом, арендой и предоставлением услуг - от 20 % (2009 г.) до 22,2 % (2011 г.); организации строительства - 15,0 %; обрабатывающие производства - от 10,4 % (2009 г.) до 9,3 % (2011 г.).
Среднесписочная численность работников (без совместителей) малых предприятий за период с 2009 года по 2011 годы возросла на 10 % и на 01.01.2012 составила 42238 человек. Доля занятых на малых предприятиях составила 18,3 % от занятых в экономике города.
Разработка продуманной стратегии, реализация которой осуществляется на основе эффективной целевой программы поддержки и развития малого и среднего предпринимательства, позволяет городу Иркутску получать стабильные поступления в бюджет города Иркутска. А это очень важно, так как эти финансовые средства идут, в том числе на улучшение социальной и инженерной инфраструктуры города, что, в свою очередь, приводит к улучшению предпринимательского климата на территории города.
Одним из конкурентных преимуществ города Иркутска, реализация которого может существенным образом повлиять на экономическое развитие, является его туристический потенциал, особенно в направлениях экологического и делового туризма.
Туристическая сфера города Иркутска характеризуется следующими показателями:
- доля занятых на предприятиях сферы туризма в общем числе занятых на предприятиях города Иркутска увеличилась на 1,3 п.п.: с 7,6 % в 2010 году до 8,9 % в 2011 году;
- среднемесячная заработная плата работников организаций сферы гостиничного и ресторанного бизнеса увеличилась на 35 %: с 10116 руб. в 2009 году до 13641 руб. в 2011 году;
- объем оказанных туристских услуг по городу Иркутску в 2011 году составил 2,8 млрд. руб. (рост на 75 % по сравнению с 2009 г.);
- вместимость номерного фонда в коллективных средствах размещения с 2009 года увеличилась на 671 место, таким образом, вместимость номерного фонда в 2011 году составила 3929 мест.
Несмотря на видимые улучшения в данной сфере, есть необходимость решения следующих проблем:
- отставание в разработке и внедрении на туристском рынке города прогрессивных технологий туристского обслуживания и управления;
- недостаточный уровень рекламной деятельности по продвижению туристских продуктов города на внутренний и внешний рынки;
- проблемы в системе подготовки, переподготовки и повышения квалификации туристских кадров в области делового туризма.
Главным приоритетом в долгосрочном развитии Российской Федерации, ее регионов и муниципальных образований признается развитие инновационной экономики, основанное, в первую очередь, на технологических инновациях в приоритетных сферах деятельности. Формирование национальной инновационной системы остается одним из основных направлений внутренней политики государства.
Для развития делового туризма необходима соответствующая инфраструктура. В этом контексте город Иркутск имеет большой потенциал развития. Создание положительного имиджа города Иркутска как центра коммуникаций позволит развивать и взаимосвязанные бизнес-направления: гостиничный бизнес, потребительский рынок, выставочно-ярмарочную деятельность.
Государство принимает активное участие в создании условий для формирования национальной инновационной системы: реализуются федеральные целевые программы, создаются венчурные фонды, развивается инновационная инфраструктура (в частности, центры трансфера технологий, центры коллективного пользования и прочее), сформирована система финансовой поддержки малых и средних инновационных компаний.
За 2009-2012 годы в городе Иркутске в сфере инновационной деятельности более 50 компаний города Иркутска с проектами на общую сумму порядка 20 млн. руб. получили субсидии, более 500 человек и 120 компаний получили организационно-методическую и консультационную поддержку деятельности. Доля инновационных компаний, имеющих защищенную интеллектуальную собственность, составила в 2011 году 43,9 % от общего числа компаний (в 2009 г. - 35 %), численность работников, занятых инновационной деятельностью, увеличилась до 538 человек в 2011 году (344 человек в 2009 г.), а доля инновационной продукции в общем объеме отгруженной продукции в 2011 году составила 2,1 % (1,74 % в 2009 г.).
Несмотря на активизацию процессов в данной сфере, уровень практического внедрения инновационных разработок в экономике крайне недостаточен. Более того, темпы перехода на инновационный уровень экономики крайне низкие, что, в значительной степени зависит от законодательного регулирования социально-экономических отношений с учетом специфики инновационной деятельности.
Иркутская область занимает стратегически важное экономико-географическое положение в центре азиатской части России на пересечении торговых путей из центральных регионов России к странам Азиатско-Тихоокеанского региона. В Иркутской области действуют мощные промышленные комплексы: топливно-энергетический, горно-добывающий, лесопромышленный, нефтехимический; особое развитие получила алюминиевая промышленность; высока роль машиностроения и биофармацевтики.
Оказание организационно-методической, консультационной и финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства, основывающего бизнес на внедрении инновационных разработок, на уровне муниципалитета представляется целесообразным и крайне важным для формирования инновационной системы города.
В целом по городу на начало 2012 года обеспеченность торговыми площадями составляет 173,6 %, или 1154,3 кв. м. на 1 тыс. жителей при нормативе минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов (согласно письму Службы потребительского рынка и лицензирования Иркутской области от 02.11.2010 N 83-37-1484/10) - 665 кв. м. на 1 тыс. жителей, обеспеченность торговыми площадями по продаже продовольственных товаров в целом по городу Иркутску составляет 143,2 %, по продаже непродовольственных товаров - 186,9 %. Всего на потребительском рынке города занято более 85 тыс. человек, также активно развивается рынок наружной рекламы.
Однако для решения таких проблем, как несбалансированное развитие различных форм и способов оптовой и розничной торговли, диспропорции в размещении объектов потребительского рынка на территории города, большое количество нестационарных торговых объектов, расположенных на территории города и других необходима разработка основ муниципальной политики по развитию потребительского рынка, включающей меры по обеспечению территориальной доступности инфраструктуры торговли и услуг, по созданию условий для вовлечения жителей города в предпринимательскую деятельность в сфере торговли и услуг.
Основным принципом разработки данной Программы является выработка единого, комплексного подхода к стимулированию экономической активности в городе Иркутске, оптимизация существующих и создание новых механизмов муниципальной поддержки экономических процессов.
Использование программно-целевого метода посредством реализации Программы позволит:
- эффективно управлять бюджетными средствами, выделяемыми на реализацию мероприятий Программы;
- координировать весь комплекс мероприятий, направленных на реализацию обозначенных в Подпрограмме задач;
- гибко реагировать на возможные изменения внешней и внутренней среды;
- обеспечить объективный контроль реализации Программы в соответствии с четко обозначенными критериями достижения цели и целевыми индикаторами Программы.
Программа направлена на развитие конкурентоспособной высокотехнологичной диверсифицированной экономики, что соответствует направлению Стратегии социально-экономического развития города Иркутска на период до 2030 года - "Динамичное экономическое пространство.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.