Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 4. Обоснование расчетных показателей минимально допустимого
уровня обеспеченности объектами местного значения АГО,
иными объектами местного значения населения АГО и перечня
расчетных показателей максимально допустимого уровня территориальной доступности
таких объектов для населения АГО.
Установление расчетных показателей минимально допустимого уровня обеспеченности объектами местного значения АГО, иными объектами местного значения населения АГО и расчетных показателей максимально допустимого уровня территориальной доступности таких объектов для населения АГО основывается на базовых расчетных показателях, установленных в нормативных технических документах федерального и регионального уровня.
Расчетные показатели для местных нормативов градостроительного проектирования уточняют базовые показатели применительно к территории Ангарского городского округа с учетом социально-демографического состава и плотности населения на территории муниципального образования, планов и программ комплексного социально-экономического развития территории, предложений органов местного самоуправления и заинтересованных лиц.
4.1. Объекты жилищного фонда АГО.
В соответствии с постановлением администрации АГО от 30.06.2015 N 349-па, учетная норма для принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях составляет 18 м2 общей площади жилого помещения на 1 чел.
Норма предоставления жилого помещения по договору социального найма для семьи численностью 3 и более человек составляет 18 м2 общей площади жилого помещения на каждого члена семьи; для семьи численностью 2 человека - 42 м2 общей площади жилого помещения; для семьи численностью 1 человек - 33 м2 общей площади жилого помещения.
4.2. Объекты здравоохранения.
Минимальный уровень обеспеченности населения АГО объектами здравоохранения принимается по таблице 3.1.
Таблица 3.1 - Уровень обеспеченности населения объектами здравоохранения
Наименование объектов |
Единица измерения |
Показатель (расчет) |
Обоснование |
Амбулаторно-поликлинические учреждения |
посещение в смену на 1 тыс. чел. |
Социальные нормативы и нормы, утвержденные распоряжением Правительства РФ от 03.07.1996 г. N 1063-р; Региональные нормативы градостроительного проектирования Иркутской области, утвержденные постановлением Правительства Иркутской области от 30.12.2014 N 712-пп |
Формула расчета
где П - предельные значения расчетных показателей минимально допустимого уровня обеспеченности объектами здравоохранения местного значения;
Пб - базовые показатели обеспеченности объектами здравоохранения.
Ктн - коэффициент техногенной нагрузки.
Максимально допустимый уровень территориальной доступности объектов здравоохранения для населения принимается по таблице 3.2.
Таблица 3.2 - Максимально допустимый уровень территориальной
доступности объектов здравоохранения
Наименование объектов |
Единица измерения |
Показатель |
Обоснование |
Амбулаторно-поликлинические учреждения |
час |
1* |
Социальные нормативы и нормы, утвержденные распоряжением Правительства РФ от 03.07.1996 г. N 1063-р; Региональные нормативы градостроительного проектирования Иркутской области, утвержденные постановлением Правительства Иркутской области от 30.12.2014 N 712-пп |
______________________
Примечание: * - транспортная доступность.
4.3. Объекты образования.
За период 1989-2015 гг. удельный вес населения возрастной группы 0-15 лет сократился с 24,1 % до 17,8 %. В настоящее время доля женщин, находящихся в возрасте, наиболее благоприятном для рождения ребенка, сокращается, поскольку в данной категории женщин начнет преобладать возрастная группа рожденных после 1991 года, когда произошел резкий спад рождаемости. Размер детородной базы городского округа начнет расти лишь после 2025 г., когда в фертильный возраст вступят женщины, родившиеся после 2006 года, когда уровень рождаемости начал постепенно повышаться.
4.3.1. Дошкольные образовательные учреждения.
Согласно СП 42.13330.2011 (Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89* "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений") расчетные показатели минимального обеспечения населения объектами дошкольного образования определяются в зависимости от прогноза демографической структуры населения, исходя из обеспечения детскими учреждениями в пределах 85 % численности детей в возрасте от 1,5 до 6,5 лет. Численность данной возрастной группы составляет 18,2 тыс. чел. Обеспечить детскими учреждениями (85 % численности данной возрастной группы) необходимо около 15,5 тыс. детей, а минимальная потребность в местах в дошкольных образовательных учреждениях составит 65 мест на 1000 жителей:
П=Ч1,5-6,5 /Чобщ=18200/239,6 тыс.0,85 = 65 мест на 1000 чел.,
где Ч1,5-6,5 - прогнозная численность детей в возрасте 1,5 до 6,5 лет в АГО;
Чобщ - численность постоянного населения АГО.
Максимально допустимый уровень территориальной доступности дошкольных образовательных учреждений на территории АГО - 300 м, при одно- и двухэтажной застройке - 500 м. Указанный радиус обслуживания не распространяется на специализированные и оздоровительные учреждения. Для детей, проживающих за пределами нормативной доступности, необходимо предусматривать организацию перевозки. В сельской местности максимально допустимый уровень территориальной транспортной доступности допускается принимать в 1 час с организацией перевозки.
4.3.2. Общеобразовательные школы.
Уровень обеспеченности населения общеобразовательными школами принимается согласно СП 42.13330.2011 (Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89* "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений") с учетом 100 %-ого охвата детей школьного возраста (I-XI классы). Численность данной возрастной группы составляет 26,5 тыс. чел. Минимальная потребность в местах в общеобразовательных школах составит 111 мест на 1000 жителей:
Пб=Ч6,5-18/ Чобщ=26500/239,6 тыс.=111 мест на 1000 чел.,
где Ч6,5-18 - численность детей в возрасте 6,5 до 18 лет в АГО;
Чобщ - численность постоянного населения АГО.
Максимально допустимый уровень территориальной доступности общеобразовательных школ на территории городского округа - 750 м, для начальных классов - 500 м (согласно СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях", утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 N 189).
В сельской местности максимально допустимый уровень территориальной доступности общеобразовательных школ для учащихся II-III ступеней - 1 час (в одну сторону). Для учащихся, проживающих за пределами нормативной доступности, необходимо предусматривать организацию перевозки.
4.3.3. Учреждения дополнительного образования.
Минимальный уровень обеспеченности населения местами во внешкольных образовательных учреждениях устанавливается в соответствии с СП 42.13330.2011 (Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89* "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений"). Уровень обеспеченности внешкольными образовательными учреждениями принимается в размере 10 % общего числа школьников, или 11 мест на 1000 жителей.
Максимально допустимый уровень транспортной доступности внешкольных образовательных учреждений на территории АГО - 1 час (в одну сторону).
4.4. Объекты предоставления муниципальных услуг.
Расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности объектами предоставления муниципальных услуг согласно показателям по подобным объектам в СП 42.13330.2011 (Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89* "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений") составляют - 1 операционное место (окно приема документов) на 500 чел.
Максимально допустимый уровень транспортной доступности объектов - 1 час (в одну сторону).
4.5. Объекты культуры и досуга.
Минимальный уровень обеспеченности населения городского округа объектами культуры и досуга принимается по таблице 3.3.
Таблица 3.3 - Минимальный уровень обеспеченности населения АГО объектами культуры и досуга
Наименование объектов |
Единица измерения |
Показатель (расчет) |
Обоснование |
1 |
2 |
3 |
4 |
Муниципальные библиотеки |
тыс. единиц хранения на 1 тыс. чел. |
Социальные нормативы и нормы, утвержденные распоряжением Правительства РФ от 03.07.1996 г. N 1063-р; Региональные нормативы градостроительного проектирования Иркутской области, утвержденные постановлением Правительства Иркутской области от 30.12.2014 N 712-пп |
|
Муниципальные музеи |
объект |
1 |
|
Муниципальные архивы |
объект |
1 |
Региональные нормативы градостроительного проектирования Иркутской области, утвержденные постановлением Правительства Иркутской области от 30.12.2014 N 712-пп |
Учреждения культурно-досугового типа |
зрительское место на 1 тыс. чел. |
20 |
Социальные нормативы и нормы, утвержденные распоряжением Правительства РФ от 03.07.1996 г. N 1063-р; Региональные нормативы градостроительного проектирования Иркутской области, утвержденные постановлением Правительства Иркутской области от 30.12.2014 N 712-пп |
Формула расчета
где П - предельные значения расчетных показателей минимально допустимого уровня обеспеченности объектов культуры и досуга местного значения.
Пб - базовые показатели обеспеченности объектами культуры и досуга.
Кр - зональный коэффициент развития.
Музеи. За сетевую единицу принимаются краеведческие и мемориальные музеи, музеи изобразительных искусств, технические, исторические, литературные, народного творчества, этнографические, воинской и трудовой славы и другие музеи, являющиеся самостоятельными юридическими лицами, а также музеи-филиалы без образования юридического лица и территориально обособленные отделы музеев.
Учреждения культурно-досугового типа. В качестве сетевых единиц учреждений культурно-досугового типа учитываются самостоятельные учреждения (Дома культуры, социально-культурные и культурно-досуговые комплексы и др.) и обособленные отделы.
Максимальный уровень территориальной доступности объектов культуры и досуга для населения принимается по таблице 3.4.
Таблица 3.4 - Максимальный уровень территориальной доступности
объектов культуры и досуга для населения
Наименование объектов |
Единица измерения |
Показатель |
Обоснование |
Муниципальные библиотеки |
час |
в 1 час (в одну сторону)* |
Региональные нормативы градостроительного проектирования Иркутской области, утвержденные постановлением Правительства Иркутской области от 30.12.2014 N 712-пп |
Муниципальные музеи |
час |
в 1 час (в одну сторону)* |
|
Муниципальные архивы |
час |
в 1 час (в одну сторону)* |
|
Учреждения культурно - досугового типа |
час |
в 1 час (в одну сторону)* |
_______________________
Примечание: * - транспортная доступность.
В связи с особенностями размещения сети сельских населенных пунктов округа максимальный уровень территориальной доступности объектов культуры и досуга для сельской местности принимается по таблице 3.5.
Таблица 3.5 - Максимальный уровень территориальной доступности
объектов культуры и досуга для сельской местности
Наименование объектов |
Единица измерения |
Показатель |
Обоснование |
Муниципальные библиотеки |
мин |
30* |
Социальные нормативы и нормы, утвержденные распоряжением Правительства РФ от 03.07.1996 г. N 1063-р; Региональные нормативы градостроительного проектирования Иркутской области, утвержденные постановлением Правительства Иркутской области от 30.12.2014 N 712-пп |
Учреждения культурно-досугового типа |
мин. |
30* |
___________________
Примечание: * - транспортная доступность.
4.6. Объекты физической культуры и массового спорта.
Минимальный уровень обеспеченности населения городского округа объектами физической культуры и массового спорта принимается по таблице 3.6.
Таблица 3.6 - Минимальный уровень обеспеченности населения АГО
объектами физической культуры и массового спорта
Наименование объектов |
Единица измерения |
Показатель (расчет) |
Обоснование |
Спортивные залы |
м2 площади пола на 1 тыс. чел. |
СП 42.13330.2011 (Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89* "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений"); Региональные нормативы градостроительного проектирования Иркутской области, утвержденные постановлением Правительства Иркутской области от 30.12.2014 N 712-пп |
|
Плавательные бассейны |
м2 зеркала воды на 1 тыс. чел. |
||
Плоскостные сооружения |
м2 плоскостных сооружений на 1 тыс. чел. |
1949,4 |
Социальные нормативы и нормы, утвержденные Распоряжением Правительства РФ от 03.07.1996 г. N 1063-р; Региональные нормативы градостроительного проектирования Иркутской области, утвержденные постановлением Правительства Иркутской области от 30.12.2014 N 712-пп |
Формула расчета
где П - предельные значения расчетных показателей минимально допустимого уровня обеспеченности объектов физической культуры и массового спорта местного значения.
Пб - базовые показатели обеспеченности объектами физической культуры и массового спорта.
Кр - зональный коэффициент развития.
Максимальный уровень территориальной доступности объектов физической культуры и массового спорта для населения принимается по таблице 3.7.
Таблица 3.7 - Максимальный уровень территориальной доступности объектов физической культуры и массового спорта
Наименование объектов |
Единица измерения |
Показатель |
Обоснование |
Спортивные залы |
мин (час) |
30(2)* |
Региональные нормативы градостроительного проектирования Иркутской области, утвержденные постановлением Правительства Иркутской области от 30.12.2014 N 712-пп |
Плавательные бассейны |
час |
1(2)* |
|
Плоскостные сооружения |
м (час) |
1500(2)* |
___________________
Примечание: * - транспортная доступность.
В связи с особенностями размещения сети сельских населенных пунктов АГО максимальный уровень территориальной доступности объектов физической культуры и массового спорта для сельской местности принимается по таблице 3.8.
Таблица 3.8 - Максимальный уровень территориальной доступности
объектов физической культуры и массового спорта
Наименование объектов |
Единица измерения |
Показатель |
Обоснование |
Спортивные залы |
час |
1* |
Региональные нормативы градостроительного проектирования Иркутской области, утвержденные постановлением Правительства Иркутской области от 30.12.2014 N 712-пп |
Плавательные бассейны |
час |
1* |
|
Плоскостные сооружения |
час |
1* |
|
Физкультурно-спортивные центры |
час |
1* |
_____________________
Примечание: * - транспортная доступность.
4.7. Муниципальные объекты торговли, в том числе сельскохозяйственные рынки
Минимальный уровень обеспеченности населения АГО объектами торговли, в том числе сельскохозяйственными рынками принимается по таблице 3.9.
Таблица 3.9 - Минимальный уровень обеспеченности населения муниципальными объектами торговли, в том числе сельскохозяйственными рынками
Наименование объектов |
Единица измерения |
Показатель |
Обоснование |
Магазины |
м2 торговой площади на 1 тыс. чел. |
100 |
СП 42.13330.2011 (Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89* "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений") |
в т. ч. продовольственные |
то же |
70 |
|
непродовольственные |
то же |
30 |
|
Сельскохозяйственные рынки, рыночные комплексы |
то же |
40 |
Максимальный уровень территориальной транспортной доступности муниципальных объектов торговли, в том числе сельскохозяйственных рынков - 2 часа.
4.8. Объекты ритуальных услуг и мест захоронения.
В соответствии СП 42.13330.2011 "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*" рекомендуемый минимальный уровень обеспеченности в отношении кладбищ традиционного захоронения составляет 0,024 га на 100 чел., бюро похоронного обслуживания - 1 объект на округ.
Размещение кладбищ определяется в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле", СанПиН 2.1.2882-11 "Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения" и предполагает выбор площадки вне границ селитебной территории. Максимальный уровень территориальной транспортной доступности объектов ритуальных услуг и мест захоронения - 2 часа.
4.9. Объекты автомобильного транспорта.
4.9.1. Автомобильные дороги местного значения в границах АГО.
Основным показателем, характеризующим обеспеченность населения автомобильным транспортом, является уровень автомобилизации.
Уровень автомобилизации принимается в соответствии СП 42.13330.2011 "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*" и приводится в таблице 3.10.
Таблица 3.10 - Минимальный уровень автомобилизации
Населенные пункты АГО |
Минимальный уровень автомобилизации |
Обоснование |
г.Ангарск, пос. Мегет |
325 |
СП 42.13330.2011 (Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89* "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений") |
пос. Звездочка, пос. Зверево, д. Зуй, з. Ивановка, пос. Ключевая, пос. Новоодинск, с. Одинск, с. Савватеевка, пос. Стеклянка, пос. Ударник, д. Чебогоры, з. Якимовка |
190 |
Примечание: Пропускная способность сети улиц, дорог и транспортных пересечений, число мест хранения автомобилей определяется исходя из уровня автомобилизации.
Расчетные показатели плотности сети линий наземного общественного пассажирского транспорта определяют минимально допустимый уровень обеспеченности автомобильными дорогами общего пользования муниципального значения (принимаются по таблице 3.11).
Протяженность сети автомобильных дорог общего пользования - суммарная протяженность участков автомобильных дорог, образующих сеть автомобильных дорог общего пользования.
Таблица 3.11 - Расчетные показатели плотности сети линий
наземного общественного пассажирского транспорта
Виды территорий |
Плотность, км/км2 |
Обоснование |
в пределах городской черты |
3,9 |
СП 42.13330.2011 (Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89* "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений") |
магистральных улиц и дорог на застроенной территории |
1,7 |
|
магистральных улиц и дорог в пределах жилой зоны |
2,2 |
При планировании сети общественного транспорта основным расчетным показателем является - дальность пешеходных подходов до ближайшей остановки общественного пассажирского транспорта, которая определяется обязательными положениями СП 42.13330.2011 (Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89* "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений"). За расчетные показатели максимально допустимого уровня территориальной доступности автомобильных дорог местного значения принимаются следующие характеристики: автомобильные дороги общей сети I, II, III категорий, располагаются в обход населенных пунктов; расстояния от бровки земляного полотна указанных дорог до застройки необходимо принимать не менее: до жилой застройки - 100 м; садово-дачной застройки - 50 м; для дорог IV категории - соответственно 50 и 25 м.
4.9.2. Элементы обустройства автомобильных дорог. Расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности и максимально допустимого уровня территориальной доступности элементов обустройства автомобильных дорог для населения Ангарского городского округа определяются в соответствии с СП 42.13330.2011 (Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89* "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений") и принимаются согласно таблице 3.12.
Таблица 3.12 - Расчетные показатели минимально допустимого уровня
обеспеченности и максимально допустимого уровня территориальной
доступности элементов обустройства автомобильных дорог
N |
Элементы обустройства автомобильных дорог |
минимально допустимый уровень обеспеченности |
территориальная доступности, м |
1 |
2 |
3 |
4 |
1 |
Остановки общественного пассажирского транспорта |
Протяженность участков дорог между остановочными пунктами на маршрутах регулярных перевозок 400 м |
|
1.1 |
в районах индивидуальной усадебной застройки |
800 |
|
1.2 |
от главного входа объектов массового отдыха и спорта |
||
1.3 |
в селитебной территории |
500 |
|
1.4 |
от проходных предприятий |
400 |
|
1.5 |
в общегородском центре от объектов массового посещения |
250 |
|
2 |
Парковки (парковочные места), для индивидуального автомобильного транспорта |
Число машино-мест на расчетную единицу |
|
2.1 |
до входов в парки, на выставки и стадионы |
5 на 100 посетителей (мест) |
400 |
2.2 |
до учреждений и предприятий обслуживания населения и административных зданий |
10 на 100 посетителей (мест) |
250 |
2.3 |
до входов в места крупных учреждений торговли и общественного питания |
7 на 100 посетителей (мест) |
150 |
4.10. Объекты инженерно-коммунальной инфраструктуры.
За расчетные показатели максимально допустимого уровня территориальной доступности объектов инженерно-коммунальной инфраструктуры принимаются показатели, обеспечивающие высокую степень благоустройства среды обитания; предотвращающие неблагоприятные воздействия при эксплуатации объектов на территории жилых, общественно-деловых и рекреационных зон; предотвращающие прямое или косвенное воздействие на безопасность населения.
4.10.1. Объекты электроснабжения.
Расход электроэнергии и потребность в мощности источников следует определять:
- для производственных и сельскохозяйственных предприятий - по проектам новых, реконструируемых или аналогичных предприятий, а также по укрупненным показателям;
- для жилищно-коммунального сектора - в соответствии с РД 34.20.185-94 "Инструкция по проектированию городских электрических сетей" с учетом изменений и дополнений к разделу 2 "Расчетные электрические нагрузки", СП 31-110-2003 "Проектирование и монтаж электроустановок жилых и общественных зданий", а также с учетом Нормативов градостроительного проектирования Иркутской области.
При градостроительном проектировании, в том числе при разработке документации по планировке территории, разработке схем развития инженерных сетей, программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры для определения укрупненных показателей электропотребления следует применять расчетные показатели, приведенные в таблице 3.13. Данные показатели были получены на основе анализа ранее разработанной документации территориального планирования на территории АГО.
Удельная электрическая нагрузка определяется отношением расчетной электрической нагрузки к вводимой площади жилого фонда или объектов общественной застройки.
Таблица 3.13 - Определение укрупненных показателей электропотребления
Наименование показателей |
Формула для определения расчетных показателей электропотребления |
Удельная электрическая нагрузка, Вт/м2 |
1 |
2 |
3 |
г.Ангарск, пос. Мегет | ||
Жилой фонд |
21,3 |
|
Общественно-деловая застройка |
11,8 |
|
пос. Звездочка, пос. Зверево, д. Зуй, з. Ивановка, пос. Ключевая, пос. Новоодинск, с. Одинск, с. Савватеевка, пос. Стеклянка, пос. Ударник, д. Чебогоры, з. Якимовка | ||
Жилой фонд |
14,7 |
|
Общественно-деловая застройка |
8,5 |
Примечание: * - где S - вводимая площадь (га) и Pр - электрическая нагрузка (кВт) перспективные показатели ранее разработанной документации территориального планирования на территории Ангарского городского округа.
Приведенные в таблице 3.13 показатели удельной электрической нагрузки могут использоваться для определения укрупненных показателей электропотребления. Для уточнения расчетных нагрузок жилых и общественных зданий следует руководствоваться РД 34.20.185-94 "Инструкция по проектированию городских электрических сетей".
За развивающийся частный сектор принято 40 % от общего количества земельных участков. Электрические нагрузки частного сектора следует принимать из расчета 15 кВт на частный дом в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.04.2009 N 334 (в редакции от 04.05.2012) "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам совершенствования порядка технологического присоединения потребителей к электрическим сетям".
4.10.2. Объекты теплоснабжения.
Основными потребителями тепловой энергии АГО являются жилищно-коммунальный сектор, включая объекты социальной сферы, и промышленные предприятия.
Тепловые нагрузки потребителей следует определять:
- для существующих зданий жилищно-коммунального сектора и действующих промышленных предприятий согласно СНиП 41-02-2003 "Тепловые сети", по проектам с уточнением по фактическим тепловым нагрузкам;
- для вновь вводимых жилых и общественных зданий по удельным расчетным часовым расходам тепловой энергии на отопление, вентиляцию и горячее водоснабжение, приведенным в таблицах 3.14, 3.15, 3.16.
Таблица 3.14 - Удельный расход тепловой энергии на отопление,
вентиляцию и горячее водоснабжение проектируемых
многоквартирных домов 5 - 12 этажей и выше, ккал/час на м2
Типы зданий |
Наименование удельного показателя |
Значения удельного показателя с 01 января 2016 г. |
Значения удельного показателя с 01 января 2020 г. |
||
5 этажей |
12 этажей и выше |
5 этажей |
12 этажей и выше |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Многоквартирные жилые дома 5-12 этажей и выше |
Удельный расход тепловой энергии на отопление и вентиляцию |
31,50 |
26,73 |
26,73 |
22,00 |
Удельный расход тепловой энергии на горячее водоснабжение |
8,6 |
7,4 |
_____________________
Примечание: Для зданий высотой с 6 по 11 этаж значения определяются по интерполяции.
Таблица 3.15 - Удельный расход тепловой энергии на отопление, вентиляцию и горячее водоснабжение проектируемых малоэтажных многоквартирных домов, ккал/час на м2
Типы зданий |
Наименование удельного показателя |
значения удельного показателя с 01 января 2016 г. |
Значения удельного показателя с 01 января 2020 г. |
||||||
С числом этажей |
С числом этажей |
||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
1 |
2 |
3 |
4 |
||
1 |
2 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
Отапливаемая площадь зданий, м2* |
Удельный расход тепловой энергии на отопление и вентиляцию |
|
|
|
|
|
|
|
|
60 и менее |
52,0 |
- |
- |
|
44,6 |
- |
- |
- |
|
100 |
46,36 |
50,1 |
- |
|
39,8 |
43,0 |
- |
- |
|
150 |
40,88 |
44,5 |
49,0 |
|
35,1 |
38,2 |
41,4 |
- |
|
250 |
37,14 |
40,0 |
41,0 |
42,7 |
31,9 |
33,5 |
35,1 |
36,6 |
|
400 |
- |
33,5 |
35,3 |
37,2 |
- |
28,7 |
30,3 |
31,9 |
|
600 |
- |
29,7 |
31,6 |
33,5 |
- |
25,5 |
27,1 |
28,7 |
|
1000 и более |
- |
26,0 |
28,0 |
29,7 |
- |
22,3 |
23,8 |
25,5 |
|
|
Удельный расход тепловой энергии на горячее водоснабжение |
8,6 |
7,4 |
____________________
Примечание: * - При промежуточных значениях отапливаемой площади здания в интервале 60-1000 м2 значения удельного показателя должны определяться по линейной интерполяции.
Таблица 3.16 - Удельный расход тепловой энергии на отопление проектируемых общественных зданий за отопительный период ккал/час на м2, (ккал/ час на м3)
Типы зданий |
Этажность зданий |
|||||||
1 |
2 |
3 |
4,5 |
6,7 |
8,9 |
10,11 |
12-25 |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
|
Значения удельного показателя с 01 января 2016 г. |
|||||||
1. Общественные здания, кроме перечисленных позиций 2-5 |
49,8 |
44,9 |
43,07 |
39,07 |
35,9 |
33,9 |
32,90 |
31,07 |
2. Поликлиники и лечебные учреждения |
51,4 |
50,0 |
48,64 |
47,3 |
45,4 |
44,0 |
43,2 |
42,1 |
3. Дошкольные учреждения |
49,6 |
49,6 |
49,6 |
- |
- |
- |
- |
- |
4. Административного назначения (офисы) |
44,1 |
40,2 |
35,7 |
31,8 |
27,9 |
25,5 |
24,0 |
23,7 |
5. Сервисного обслуживания, культурно-досуговой деятельности и складов при твн =18 °С |
(7,6) |
(7,4) |
(6,9) |
(6,6) |
(6,5) |
- |
- |
- |
|
Значения удельного показателя с 01 января 2020 г. |
|||||||
1. Общественные здания, кроме перечисленных позиций 2-5 |
42,7 |
38,5 |
36,9 |
33,5 |
30,8 |
29,1 |
28,20 |
26,6 |
2. Поликлиники и лечебные учреждения |
44,1 |
42,9 |
41,7 |
40,5 |
38,9 |
37,7 |
37,02 |
36,10 |
3. Дошкольные учреждения |
42,5 |
42,5 |
42,5 |
- |
- |
- |
- |
- |
4. Административного назначения (офисы) |
37,8 |
34,5 |
30,6 |
27,30 |
23,9 |
21,9 |
20,60 |
20,30 |
5. Сервисного обслуживания, культурно-досуговой деятельности и складов при твн =18 °С |
(6,5) |
(6,4) |
(5,9) |
(5,7) |
(5,6) |
- |
- |
- |
Удельное водопотребление на горячее водоснабжение для определения расчетных расходов воды в общественных зданиях следует принимать в соответствии с СП 30.13330.2012 "Внутренний водопровод и канализация зданий". Актуализированная редакция СНиП 2.04.01-85*.
Удельные показатели, приведенные в таблицах 3.14, 3.15, 3.16, определены с учетом законодательства об энергосбережении и повышении энергетической эффективности в отношении снижения удельного потребления тепловой энергии. Удельные часовые расходы тепловой энергии ккал/час для многоквартирных домов высотой 5 этажей и выше определены по показателям нормируемого суммарного удельного годового расхода тепловой энергии на отопление, вентиляцию и горячее водоснабжение (кВт ч/(м2 год), принимаемым в соответствии со Сводом правил СП 54.13330.2011 "СНиП 31-01-2003. Здания жилые многоквартирные". Актуализированная редакция СНиП 31-01-2003 (утв. приказом Министерства регионального развития РФ от 24.12.2010 N 778) по величине градусо-суток отопительного периода, °С-сут.
Для зданий, не относящихся к многоквартирным домам выше 4-х этажей, и для общественных зданий проведены соответствующие расчеты по определению нормируемого удельного годового расхода тепловой энергии на отопление базового уровня по формуле:
qуд нор.=qredh Dd 10-3 (кВт ч/ (м2 год),
где значения qredh принимаются в соответствии со Строительными нормами и правилами РФ СНиП 31-05-2003 "Общественные здания административного назначения" (приняты постановлением Госстроя РФ от 23 июня 2003 г. N 108);
Dd - градусо-сутки отопительного периода (оС-сут), которые определяются на основе климатических параметров наружного воздуха и микроклимата помещений и рассчитываются по формуле:
,
где tв - температура воздуха внутри помещений;
tот - средняя температура наружного воздуха;
N - продолжительность отопительного периода.
При расчете удельных часовых расходов тепловой энергии на отопление (ккал /час) этих типов зданий определенная величина нормируемого удельного годового расхода тепловой энергии на отопление зданий базового уровня в кВт ч/ (м2 год) принимается уменьшенной на 30 % с 2016 г. и на 40 % с 2020 г.
Для достижения показателей, характеризующих выполнение требований энергетической эффективности необходимо выполнять технические требования:
- при проектировании, строительстве, реконструкции должны использоваться архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения, обеспечивающие максимальную энергетическую эффективность зданий, строений, сооружений. При всех наружных входах в жилые здания следует предусматривать тамбуры глубиной не менее 1,5 м.;
- при проектировании, строительстве, реконструкции элементы и конструкции зданий, строений, сооружений и их эксплуатационные свойства должны обеспечивать максимальную энергетическую эффективность зданий, строений, сооружений;
- требования к используемым в зданиях, строениях, сооружениях устройствам и технологиям, включая инженерные системы, которым должно отвечать вводимое в эксплуатацию при строительстве, реконструкции и капитальном ремонте здание. Здание должно быть оборудовано:
- приборами учета энергетических и водных ресурсов, установленными на вводе в здание, в квартирах, помещениях общего пользования и сдаваемых в пользование третьим лицам;
- дверными датчиками (в многоквартирных домах - для всех дверей в местах общего пользования);
- второй дверью в тамбурах входных групп, обеспечивающей минимальные потери тепловой энергии, или вращающимися дверями;
- ограничителями открывания окон (для многоквартирных домов - в помещениях общего пользования, квартирах);
- отопительными приборами, используемыми в местах общего пользования, с классом энергетической эффективности не ниже первых двух (в случае, если классы установлены);
- лифтами с классом энергетической эффективности не ниже первых двух (в случае, если классы установлены);
- электродвигателями для вентиляторов вентсистем, лифтов, перемещения воды во внутридомовых системах отопления, горячего и холодного водоснабжения, систем кондиционирования с классом энергетической эффективности не ниже первых двух (в случае, если классы установлены);
- теплообменниками для нагрева воды на горячее водоснабжение с устройством автоматического регулирования ее температуры, установленными на вводе в здание или части здания;
- устройствами, оптимизирующими работу вентсистем (воздухопропускные клапаны в окнах или стенах, автоматически обеспечивающие подачу наружного воздуха по потребности, утилизаторы теплоты вытяжного воздуха для нагрева приточного или горячей воды на бытовые нужды, использование рециркуляции);
- регуляторами давления воды в системах холодного и горячего водоснабжения на вводе в здание, строение, сооружение (для многоквартирных домов - на вводе в здание, в квартирах, помещениях общего пользования);
- устройствами регулирования температуры в системах отопления, в том числе автоматического регулирования;
- устройствами автоматического снижения температуры воздуха в помещения общественных зданий в нерабочее время в зимний период;
- устройствами, позволяющими снижать пиковую нагрузку в системах холодоснабжения за счет использования охлаждаемых перекрытий для аккумуляции холода в ночное время;
- устройствами компенсации реактивной мощности при работе электродвигателей.
Теплоснабжение жилой и общественной застройки на территории АГО следует предусматривать:
- централизованное - от ТЭЦ, крупных и малых котельных;
- децентрализованное - от автономных (индивидуальных) котельных, индивидуальных котлов и водонагревателей.
Для объектов, в которых не допускаются перерывы в подаче тепла (больницы, дошкольные образовательные учреждения с круглосуточным пребыванием детей и др.), надежность теплоснабжения при проектировании системы теплоснабжения должна обеспечиваться одним из следующих решений:
- проектированием резервных источников тепла, обеспечивающих отопление здания в полном объеме;
- двусторонним питанием от разных тепловых сетей.
При проектировании вновь строящихся и реконструируемых автономных котельных учитывать требования СП 41-104-2000 "Проектирование автономных источников теплоснабжения".
Не допускается встраивать котельные в жилые многоквартирные здания.
Не допускается проектирование крышных, встроенных и пристроенных котельных к зданиям детских дошкольных и школьных учреждений, к лечебным корпусам больниц и поликлиник с круглосуточным пребыванием больных, к спальным корпусам санаториев и учреждений отдыха.
Расчетная производительность котельной определяется суммой расходов тепла на отопление и вентиляцию при максимальном режиме (максимальные тепловые нагрузки) и тепловых нагрузок на горячее водоснабжение при среднем режиме и расчетных нагрузок на технологические цели при среднем режиме. При определении расчетной производительности котельной должны учитываться также расходы тепла на собственные нужды котельной, включая отопление котельной.
Тепловые нагрузки для расчета и выбора оборудования котельных должны определяться для трех режимов:
- максимального - при температуре наружного воздуха в наиболее холодную пятидневку;
- среднего - при средней температуре наружного воздуха в наиболее холодный месяц;
- летнего.
Вводимые в действие котельные должны иметь систему автоматического регулирования для эффективного использования энергоресурсов.
Необходимо предусматривать только закрытые системы теплоснабжения.
Присоединение зданий к тепловым сетям должно осуществляться через тепловые пункты (центральные [ЦТП] и индивидуальные [ИТП]). Для жилых и общественных зданий необходимость устройства ЦТП определяется конкретными условиями теплоснабжения района строительства на основании технико-экономических расчетов.
Трассы и способы прокладки тепловых сетей следует предусматривать в соответствии с СП 18.13330.2011 "Генеральные планы промышленных предприятий Актуализированная редакция СНиП II-89-80*", СП 124.13330.2012 "Тепловые сети Актуализированная редакция СНиП 41-02-2003", СП 42 13330.2011 "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*". Для прохождения теплотрасс в заданных направлениях выделяются специальные коммуникационные коридоры, которые учитывают интересы прокладки других инженерных коммуникаций с целью исключения или минимизации участков их взаимных пересечений. Внутриквартальные инженерные сети и сооружения размещаются в технических зонах, между участками, отводимыми под застройку. Прохождение инженерных сетей через застраиваемые участки возможно при обеспечении сервитута на зоны прокладки сетей. Это положение распространяется на участки инженерных сетей, обеспечивающих подключение зданий к распределительным сетям квартала и сооружениям на них.
Тепловые сети, независимо от способа прокладки и системы теплоснабжения, не должны проходить по территории кладбищ, свалок, скотомогильников, мест захоронения радиоактивных отходов, полей орошения, полей фильтрации и других участков, представляющих опасность химического, биологического и радиоактивного загрязнения теплоносителя.
При проектировании и строительстве тепловых сетей следует отдавать предпочтение трубопроводам с тепловой изоляцией заводского изготовления из пенополиуретана с защитным покрытием из полиэтилена (тепловая изоляция может быть различных классов в зависимости от климатических условий эксплуатации трассы). Для надземной прокладки в качестве покровного слоя следует применять алюминиевый лист и сталь тонкостенную оцинкованную - для мест, не защищенных от воздействия прямой солнечной радиации.
4.10.3. Объекты газоснабжения.
В настоящее время в поселениях АГО природного газа нет. Сетевое газоснабжение имеется только в городе Ангарске. Газоснабжение потребителей города Ангарска производится технологическим газом от ОАО "АНХК". Газ используется для приготовления пищи и для ряда мелких котельных. Потребители, удаленные от городских газораспределительных сетей, для приготовления пищи используют сжиженный газ. На перспективу планируется переход на природный газ Ковыктинского газоконденсатного месторождения и принимаются допускаемые укрупненные показатели потребления природного газа, м3/год на 1 человека при теплоте сгорания газа 34 МДж/м3 (8000 ккал/м3), приведенные в таблице 3.17, в соответствии СП 42-101-2003 "Общие положения по проектированию и строительству газораспределительных систем из металлических и полиэтиленовых труб", так как годовые нормы потребления природного газа населением, рассчитанные по формулам, указанным в "Правилах установления нормативов потребления коммунальных услуг", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306, приближены к этим показателям.
Годовые расходы газа на нужды предприятий торговли, бытового обслуживания непроизводственного характера и т.п. допускается принимать в размере 5 % суммарного расхода теплоты на жилые дома.
Годовые расходы газа на нужды промышленных и сельскохозяйственных предприятий следует определять по объектам аналогам или на основе технологических норм расхода топлива (теплоты).
Расчетные расходы газа на отопление и вентиляцию зданий определяются по максимальному часовому расходу тепла на эти нужды.
Система газоснабжения поселения должна рассчитываться на максимальный часовой расход газа.
Расчетные внутренние диаметры газопроводов определяются исходя из условия обеспечения бесперебойного газоснабжения всех потребителей в часы максимального потребления газа.
Таблица 3.17 - Укрупненные показатели газопотребления
Потребители природного газа (без учета отопления и вентиляции) |
Укрупненные показатели потребления газа, м3/год на 1 чел. |
Население, при наличии централизованного горячего водоснабжения |
120 |
Население, при горячем водоснабжении от газовых водонагревателей |
300 |
Население, при отсутствии всяких видов горячего водоснабжения (в сельской местности) |
180 (220) |
При использовании одно и многоступенчатой сети газораспределения подача газа потребителям производится по распределительным газопроводам одной или нескольких категорий давления. В АГО следует предусматривать сети газораспределения I - III категорий по давлению с пунктами редуцирования у потребителя. При газификации одноквартирных жилых домов следует предусматривать пункты редуцирования газа для каждого дома.
Наружные газопроводы следует размещать по отношению к зданиям, сооружениям и сетям инженерно-технического обеспечения в соответствии с приложениями Б и В СП 62.13330.2011 "Газораспределительные системы. Актуализированная редакция СНиП 42-01-2002".
Для регулирования давления газа в газораспределительной сети предусматривают следующие пункты редуцирования газа:
- газорегуляторные пункты (ГРП);
- газорегуляторные пункты блочные (ГРПБ) заводского изготовления в зданиях контейнерного типа;
- газорегуляторные пункты шкафные (ГРПШ);
- газорегуляторные установки (ГРУ).
ГРП размещают отдельно стоящими, пристроенными к газифицируемым производственным зданиям, котельным и общественным зданиям с помещениями производственного характера, встроенными в одноэтажные газифицируемые производственные здания и котельные (кроме помещений, расположенных в подвальных и цокольных этажах), на покрытиях газифицируемых производственных зданий I и II степеней огнестойкости класса С0 с негорючим утеплителем.
ГРПБ следует размещать отдельно стоящими.
ГРПШ размещают отдельно стоящими или на наружных стенах зданий, для газоснабжения которых они предназначены. На наружных стенах зданий размещение ГРПШ с газовым отоплением не допускается. Допускается размещать ГРПШ ниже уровня поверхности земли, при этом такой ГРПШ следует считать отдельно стоящим.
Отдельно стоящие ГРП, ГРПБ и ГРПШ в АГО должны располагаться на расстояниях от зданий и сооружений (за исключением сетей инженерно-технического обеспечения) согласно требованиям СП 62.13330.2011.
4.10.4. Объекты водоснабжения.
Жилая и общественная застройка АГО, включая индивидуальную отдельно стоящую и блокированную жилую застройку с участками, а также производственные объекты должны быть обеспечены централизованными или локальными системами водоснабжения и канализации. В жилых функциональных зонах, не обеспеченных централизованным водоснабжением и хозяйственно-бытовой канализацией, размещение многоэтажных жилых домов не допускается. Вновь строящиеся и реконструируемые системы водоснабжения следует проектировать с учетом водосберегающих мероприятий, в том числе уменьшение величины утечек и неучтенных расходов воды, за счет модернизации и внедрении новых технологий для системы водоснабжения и водоотведения.
Удельное среднесуточное (за год) водопотребление на хозяйственно-бытовые нужды населения следует принимать в соответствии с таблицей 3.18. Показатель удельного среднесуточного (за год) водопотребления для проектирования систем водоснабжения и водоотведения и разработки градостроительной документации для населенных пунктов АГО, принят на основе аналитических и фактических данных по водопотреблению, данных по источникам водоснабжения, данных по степени благоустройства жилой застройки в населенных пунктах АГО.
Таблица 3.18 - Удельное среднесуточное (за год) водопотребление
на хозяйственно-бытовые нужды населения
Степень благоустройства жилой застройки в населенных пунктах АГО |
Удельное хозяйственно-питьевое водопотребление в населенных пунктах на одного жителя среднесуточное (за год), л/сут |
|
Для существующей застройки |
Для перспективной застройки с учетом внедрения водосберегающих технологий |
|
Застройка зданиями, оборудованными внутренним водопроводом и канализацией, без ванн |
140 |
130 |
То же, с ванными и местными водонагревателями |
190 |
180 |
То же, с централизованным горячим водоснабжением |
280 |
265 |
Прогнозный показатель удельного среднесуточного потребления в жилом и коммунально-бытовом секторе определен на основе фактических данных водопотребления и анализе перспективных показателей, в соответствии с анализом планируемого развития систем водоснабжения в каждом населенном пункте АГО.
Удельное среднесуточное (за год) водоотведение бытовых сточных вод от жилых зданий следует принимать равным расчетному удельному среднесуточному (за год) водопотреблению согласно таблице 3.18, без учета расхода воды на полив территорий и зеленых насаждений.
Для районов застройки зданиями с водопользованием из водозаборных колонок удельное среднесуточное (за год) водопотребление на одного жителя проживающего в районе застройки, принимается равным 50 л/сут.
Удельные расходы на полив принимаются равными 50 л/сут на человека.
Расходы на промышленность следует принимать исходя из фактических данных, с учетом перспективной динамики развития.
Расчетный (средний за год) суточный расход воды Qcyт.m, м3/сут, на хозяйственно-питьевые нужды следует определять по формуле:
,
где qсут - удельное водопотребление, принимаемое по таблице 3.18;
N - расчетное число жителей в районах жилой застройки с различной степенью благоустройства.
Расчетные расходы воды в сутки наибольшего и наименьшего водопотребления Qcyт.m, м3/сут, следует определять:
Qcyт.max = Kсут.max Qcyт.m; Qcyт.miN = Kсут.miNQcyт.m. |
} |
Коэффициент суточной неравномерности водопотребления Ксут, учитывающий уклад жизни населения, режим работы предприятий, степень благоустройства зданий, изменения водопотребления по сезонам года и дням недели, для населенных пунктов Ангарского городского округа принят равным:
Kсут.max = 1,2;
Kсут.miN = 0,8.
4.10.5. Объекты водоотведения.
За минимально допустимый уровень обеспеченности следует принимать расчетные общие минимальные расходы сточных вод с учетом суточной, часовой и внутричасовой неравномерности, приведенные в таблице 3.19 согласно Своду правил СП 32.13330.2012 "СНиП 2.04.03-85. Канализация. Наружные сети и сооружения". Актуализированная редакция СНиП 2.04.03-85 (утвержденному приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 29.12.2011 N 635/11).
Таблица 3.19 - Расчетные общие минимальные расходы сточных вод с учетом суточной, часовой и внутричасовой неравномерности
Общий коэффициент неравномерности притока сточных вод |
Средний расход сточных вод, л/с |
||||||||
5 |
10 |
20 |
50 |
100 |
300 |
500 |
1000 |
5000 и более |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
Минимальный при 1 % обеспеченности |
0,2 |
0,23 |
0,26 |
0,3 |
0,35 |
0,4 |
0,45 |
0,51 |
0,56 |
Минимальный при 5 % обеспеченности |
0,38 |
0,46 |
0,5 |
0,55 |
0,59 |
0,62 |
0,66 |
0,69 |
0,71 |
Примечания: 1. Общие коэффициенты притока сточных вод, приведенные в таблице, допускается принимать при количестве производственных сточных вод, не превышающем 45 % общего расхода. 2. 5 %-ная обеспеченность предполагает возможное уменьшение расхода в среднем 1 раз в течение суток. 1 % - 1 раз в течение 5-6 сут. |
4.10.6. Объекты утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности и максимально допустимого уровня территориальной доступности объектов утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов (сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов) принимаются следующие:
1) За расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности данных объектов принимаются нормы накопления бытовых отходов - 1,5 куб.м/чел в год в целом по АГО для определения площади данных объектов.
В целях определения площади объектов, предназначенных для утилизации и переработки бытовых отходов предлагается установить норматив накопления ТБО, м3/чел в год.
Согласно данным предоставленным администрацией прогнозные значения объемов вывоза и складирования ТБО по г.Ангарску на 1 чел в год до 2020 г. составит 1,82 м3.
Фактический объем вывезенный с Мегетской территории за 2014 г., составил 19317 м3, что соответствует 2 м3 на человека в год.
Фактический объем вывезенный с Савватеевской территории за 2014 г., составил 780 тонн, что ориентировочно соответствует 1,5 м3 на человека в год.
Фактический объем вывезенный с Одинской территории за 2014 г., составил 849 м3, что соответствует 0,8 м3 на человека в год.
2) Максимально допустимый уровень территориальной транспортной доступности объектов принимается в 1 час (в одну сторону).
4.11. Объекты благоустройства территории.
Расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности и максимально допустимого уровня территориальной доступности объектов благоустройства территории принимаются в отношении территорий жилой застройки согласно Строительных норм и правил СНиП III-10-75 "Благоустройство территорий" (утвержденных постановлением Госстроя СССР от 25.09.1975 N 158).
Расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности объектами благоустройства территории принимаются следующие:
- площадь зеленых насаждений квартала (микрорайона) - не менее 10 % площади жилой территории (норма может быть сокращена до 7 % при примыкании территории к парку, лесопарку, городскому саду или скверу);
- площадь: детских игровых площадок из расчета 0,5 - 0,7 кв.м на 1 жителя; площадок отдыха из расчета 0,1-0,2 кв.м на 1 жителя; комплексных физкультурно-спортивных площадок для детей - 150 кв.м; площадок для выгула собак - 400 кв.м.
Расчетные показатели максимально допустимого уровня территориальной доступности объектов благоустройства территории принимаются согласно таблице 3.20.
Таблица 3.20 - Расчетные показатели максимально допустимого уровня территориальной доступности объектов благоустройства территории
Вид благоустройства |
Расстояние от окон жилых домов, м |
детская площадка для дошкольного возраста |
15 |
детская площадка для школьного возраста |
25 |
площадка для чистки домашних вещей |
20 |
мусоросборник |
100 |
площадка для выгула собак |
600 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.