Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
Утверждена
постановлением администрации
Ангарского городского округа
от 14.11.2019 N 1181-па
Муниципальная программа
Ангарского городского округа "Развитие образования" на 2020 - 2024 годы
26 декабря 2019 г.
Паспорт муниципальной программы Ангарского городского округа "Развитие образования" на 2020 - 2024 годы
(далее - Программа)
1. Характеристика текущего состояния сферы реализации Программы
Программа является логическим продолжением действовавших ранее муниципальных программ АГО "Развитие образования". Достигнутые к 2019 году конечные результаты реализации ранее действующей муниципальной программы "Развитие образования" являются отправными точками для планирования ожидаемых конечных результатов Программы на период 2020 - 2024 годов.
Так, за период реализации муниципальной программы "Развитие образования" на 2017-2021 годы были достигнуты следующие показатели:
1) обеспечена доступность современного качественного дошкольного образования для детей в возрасте от 1 до 6 лет с 88,7 % до 90 %;
2) сократилась доля выпускников уровня среднего общего образования, не получивших документ об образовании, на 0,6 %;
3) доля школьников, обучающихся во вторую смену, снизилась с 16 % до 13,4 %;
4) увеличился охват дополнительным образованием детей в возрасте 5-18 лет на 2 %;
5) выросла доля МОУ АГО, активно внедряющих инновационные образовательные проекты, на 4 %.
В целом, система образования АГО динамично развивается и является одной из лидирующих на региональном уровне.
В то же время, выделяется общая для области образования проблема: "Недостаточный уровень доступности качественного образования, соответствующего общественным запросам, потребностям устойчивого социально-экономического развития АГО".
Проблема недостаточного уровня доступности качественного образования определяется следующими составляющими:
1) сохраняется очередь на места в дошкольные учреждения для детей в возрасте от 1 до 3 лет. По состоянию на 01.11.2019 в очереди на получение места в муниципальные дошкольные образовательные учреждения зарегистрированы 1 225 детей в возрасте от 1 до 3 лет, 25 детей в возрасте от 3 до 7 лет;
2) не обеспечена возможность организации всех видов учебной деятельности в первую смену для 13,4 % обучающихся общеобразовательных учреждений АГО в 2018/2019 учебном году;
3) направленность услуг дополнительного образования носит традиционный характер и не в полной мере обеспечивает запросы подростков;
4) качественные показатели освоения государственных образовательных стандартов выше средних по Иркутской области, но не в полной мере соответствуют запросам подростков для успешной самореализации;
5) ежегодная потребность в педагогических кадрах составляет более 20 специалистов различных направлений в общем образовании и около 50 специалистов в дошкольном образовании;
6) 76 % муниципальных образовательных учреждений АГО нуждаются в дополнительных мерах по обеспечению безопасности образовательного процесса.
Краткий анализ причин выявленной проблемы:
По статистическим данным на 01.01.2019 года на территории АГО население в возрасте от 1 до 6 лет составляет 18 875 человек. Сложилась стабильная тенденция к росту детского населения (численность детей дошкольного возраста от 1 года до 6 лет на 01.01.2012 составляла - 16 344, 01.01.2013 - 16 996, 01.01.2014 - 17 817, 01.01.2015 - 18 304, 01.01.2016 - 18 542, 01.01.2017 - 18 821, 01.01.2018 - 19 184, 01.01.2019 - 18 875).
По состоянию на 01.09.2019 в АГО функционируют 67 лицензированных муниципальных дошкольных образовательных учреждений, в которых воспитываются 16 900 детей, из них 3 730 в возрасте от 1 лет до 3 лет, 13 170 - дети в возрасте от 3 до 6 лет. Таким образом, охват детей от 1 до 6 лет, пользующихся услугами дошкольного образования, составляет 88,2 %.
Сеть действующих дошкольных образовательных учреждений обеспечивает потребность населения АГО в определении в них детей в возрасте от 3 до 7 лет на 100 %, но для детей в возрасте от 1 до 3 лет потребности социума обеспечиваются не в полной мере. Охват детей возрастной группы 1 до 3 лет дошкольным образованием в 2019 году составил 56,6 %. Ежегодный дефицит мест составляет около 1 200.
Открыты группы разного режима пребывания детей (от 3 до 24 часов), работают образовательные программы разной направленности от компенсирующих до общеразвивающих. Проводится интенсивная инвестиционная политика в данном направлении по строительству, капитальному ремонту и реконструкции зданий для размещения учреждений дошкольного образования.
Результаты государственной итоговой аттестации выпускников 11 классов стабильны и свидетельствуют о выполнении общеобразовательными учреждениями государственных требований к содержанию, уровню и качеству подготовки выпускников.
Для повышения доступности качественного образования должна быть обеспечена возможность организации всех видов учебной деятельности в одну смену обучения, безопасность и комфортность условий их осуществления.
По данным форм статистической отчетности в 2019/2020 учебном году в АГО в две смены ведут обучение 20 дневных общеобразовательных учреждения (55,6 %). Во второй смене в 2019/2020 учебном году обучается 3 784 школьника, доля от общего контингента - 13,4 %. С 2015 года наблюдается снижение доли детей, обучающихся во вторую смену (2015 год - 16,8 %, 2016 год - 15,6 %, 2017 год - 13,9 %, 2018 год - 13,4 %).
Вместе с тем, при существующей инфраструктуре, с учетом демографического прогноза в ближайшее время в АГО увеличатся показатели по двухсменному режиму работы общеобразовательных учреждений. В перспективе до 2025 года численность обучающихся общеобразовательных учреждений возрастет более чем на 5 тысяч человек (ежегодно прирост будет составлять от 500 до 700 человек).
Таким образом, необходимым является создание в АГО новых мест в общеобразовательных учреждениях в соответствии с прогнозируемой потребностью и современными требованиями к условиям обучения. Достижение данной цели может быть обеспечено мероприятиями по строительству новых общеобразовательных учреждений, модернизации уже существующей инфраструктуры общего образования (проведение капитального ремонта, реконструкции, возврата зданий, пригодных для осуществления образовательной деятельности, из региональной в муниципальную собственность и т.п.).
В последние годы наблюдается положительная динамика увеличения контингента в общеобразовательных учреждениях. В основном увеличение численности обучающихся происходит на уровне начального общего образования (в 2014/2015 учебном году - на 285 чел., в 2015/2016 учебном году - на 279 чел., в 2016/2017 учебном году - на 601 чел., в 2017/2018 учебном году - на 418 чел., в 2018/2019 учебном году - на 272 чел., в 2019/2020 учебном году - на 292 чел.), уровне основного общего образования (в 2014/2015 учебном году - на 556 чел., в 2015/2016 учебном году - на 481 чел., в 2016/2017 учебном году - на 113 чел., в 2017/2018 учебном году - на 128 чел., в 2018/2019 учебном году - на 240 чел., в 2019/2020 учебном году - на 310 чел.).
В развитии общего образования на территории АГО наметились следующие тенденции:
1) положительная динамика увеличения контингента в общеобразовательных учреждениях: в 2013/2014 учебном году - 24 099 чел. (прирост на 786 чел.), в 2014/2015 учебном году - 24 885 чел. (прирост на 365 чел.), в 2015/2016 учебном году - 25 595 чел. (прирост на 710 чел.), в 2016/2017 учебном году - 26 351 чел. (прирост на 756 чел.), в 2017/2018 учебном году - 27 111 чел. (прирост на 760 чел.), в 2018/2019 учебном году - 27 774 чел. (прирост на 663 чел.), в 2019/2020 учебном году - 28 352 чел. (прирост на 578 чел);
2) растет количество обучающихся, перешедших на обучение по федеральным государственным образовательным стандартам, в том числе в рамках опережающего развития: в 2012/2013 учебном году составило 12 608 чел., в 2013/2014 - 12 746 чел., в 2014/2015 - 13 159 чел., в 2015/2016 - 14 454 чел., в 2016/2017 - 17 467 чел., 2017/2018 - 20 291 чел., в 2018/2019 - 23 131 чел., в 2019/2020 - 26 037 чел.;
3) из 1 344 выпускников 2019 года успешно прошли государственную итоговую аттестацию по образовательным программам среднего общего образования и получили документ об образовании 1 334 человека. Не получили аттестат о среднем общем образовании 10 обучающихся 11 (12)-х классов муниципальных общеобразовательных учреждений (0,7 %), что лучше среднеобластного показателя;
4) действующая сеть муниципальных образовательных учреждений АГО позволила охватить дополнительным образованием 28 875 детей от 5 до 18 лет, что составило 76 % от общей численности детей, в то же время направленность услуг дополнительного образования носит традиционный характер и не в полной мере обеспечивает запросы подростков.
С целью вовлечения подростков в социально-активную деятельность и развития их творческих способностей на территории АГО функционируют 19 муниципальных образовательных учреждения дополнительного образования: 5 - подведомственных Управлению образования, 7 - подведомственных Управлению по физической культуре и спорту, 7 - подведомственных Управлению по культуре и молодежной политике. Кроме того, дополнительные образовательные программы реализуются и в дошкольных и общеобразовательных учреждениях Ангарского городского округа. Количество детей в возрасте 5-18 лет, получающих услуги по дополнительному образованию в муниципальных образовательных учреждениях в общем количестве детей данной возрастной группы, составляет 28 875 человек из 37 954 человек, что составляет 76 %.
В АГО сложилась система работы по выявлению и поддержке одаренных детей. Обучающиеся и воспитанники имеют возможность проявлять свои способности в различных видах творческой деятельности. В 2019 году 2 167 школьников приняли участие в муниципальном этапе всероссийской олимпиады школьников по 21 предмету, 279 - в региональном этапе, 63 из них стали победителями и призерами, 10 школьников приняли участие в заключительном этапе Всероссийской олимпиады школьников, 4 ученика получили дипломы призеров заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников, 1 ученик - диплом победителя.
Ежегодно растет количество обучающихся, принимающих участие в смотрах, конкурсах, научно-практических конференциях и иных видах познавательной, спортивной и художественно-творческой деятельности.
Приоритетом оздоровительных кампаний является обеспечение максимальной занятости детей и подростков в каникулярный период и максимальная вовлеченность в социально позитивную деятельность подростков, испытывающих проблемы в обучении и воспитании, состоящих на внутришкольном учете и на учете в Отделе по делам несовершеннолетних Управления Министерства внутренних дел России Ангарскому городскому округу (далее - Отдел по делам несовершеннолетних УМВД РФ по АГО), Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в муниципальном образовании "АГО" (далее - Комиссия по делам несовершеннолетних).
В летний период на территории АГО функционируют 6 загородных оздоровительных лагерей: "Звездный", "Здоровье", "Юбилейный", "Галактика", "Лукоморье", "Училище олимпийского резерва"; 20 лагерей дневного пребывания; общеобразовательные учреждения организуют рабочие места для трудоустройства обучающихся и профильные смены по следующим направлениям:
1) спортивно-оздоровительное;
2) туристско-краеведческое;
3) историко-краеведческое;
4) эстетическое;
5) пропаганда здорового образа жизни;
6) профилактика социально-негативных явлений.
В 2019 году охват детей и подростков оздоровительными мероприятиями составил 80 %.
В АГО работает Служба психологического консультирования (далее - Служба), созданная по инициативе муниципального общественного Совета "Родительская инициатива". Целью деятельности Службы является оказание психологической помощи детям и их семьям, попавшим в трудную жизненную ситуацию, содействие реабилитации подростков, попавших в беду. Основная целевая группа деятельности Службы - дети дошкольного и школьного возраста и их семьи (жители АГО).
Существующая система мероприятий по профилактике вредных привычек и вовлечению подростков группы риска в позитивную деятельность предполагает целый комплекс социально-профилактических мер, которые направлены как на оздоровление условий семейного, школьного воспитания, так и на индивидуальную психолого-педагогическую коррекцию личности подростка группы риска, а также мер по восстановлению его социального статуса в коллективе сверстников. Такая работа ведется в образовательных учреждениях, в учреждениях дополнительного образования педагогами, педагогами-психологами, социальными педагогами во взаимодействии с Комиссией по делам несовершеннолетних, областным региональным отделением по профилактике наркомании, муниципальной службой психологического консультирования и другими организациями.
Количество детей и подростков, привлеченных к позитивной деятельности и социально организованному досугу, неуклонно растет: в 2013 году - 66,4 % детей и подростков, в 2014 году - 66,6 %, в 2015 году - 66,7 %, в 2016 году - 66,7 %, в 2017 году - 78 %, в 2018 году - 82,6 %, в 2019 году - 82,8 %. Таким образом, проводимые мероприятия позволяют осуществлять выявление и поддержку одаренных детей и детей группы риска, но не обеспечивают в полной мере их индивидуального сопровождения.
При реализации задачи улучшения условий для социальной адаптации и самореализации каждого ребенка будет осуществляться взаимодействие с Управлением по культуре и молодежной политике администрации АГО (далее - Управление по культуре и молодежной политике), Управлением по физической культуре и спорту администрации АГО (далее - Управление по физической культуре и спорту), Комиссии по делам несовершеннолетних, Управлением Министерства внутренних дел России по Ангарскому городскому округу ГУ МВД России по Иркутской области, областным государственным казенным учреждением "Управление социальной защиты населения по Ангарскому району", Управлением социальной защиты населения администрации Ангарского городского округа.
Кадровый потенциал системы образования АГО (по состоянию на 20.09.2019) включает в себя 6 823 человека, из них 2 665 работников общеобразовательных учреждений, 3 656 работников дошкольных образовательных учреждений, 359 работников учреждений дополнительного образования детей, 143 работников сервисных служб. В муниципальных образовательных учреждениях АГО работают 64 молодых специалистов, 832 педагога пенсионного возраста.
Высшее образование имеют 82 % педагогов. Успешно прошли аттестацию и получили высшую и I квалификационные категории 83 % учителей, 13,8 % педагогических работников образовательных учреждений получили ведомственные награды за высокий уровень профессионализма и качественные результаты педагогической деятельности. Гендерный состав педагогов АГО характеризуется соотношениями: 96 % женщин и 4 % мужчин.
Ежегодно проводятся традиционные мероприятия для педагогического сообщества: муниципальный образовательный форум "Лидер в образовании", организуется участие муниципальных общеобразовательных учреждений АГО в Байкальском международном салоне образования, профессиональные конкурсы лучших работников образования. В 2019 году в мероприятиях муниципального образовательного форума приняли участие более 2 500 руководящих и педагогических работников АГО. 620 руководящих и педагогических работников АГО представляли АГО в мероприятиях Байкальского международного салона образования-2019, более 80 педагогов презентовали эффективный опыт, 31 человек принял участие в конкурсных мероприятиях форума.
В то же время необходимо отметить, что ежегодная потребность в педагогических кадрах составляет более 20 специалистов различных направлений в общем образовании и около 50 специалистов в дошкольном образовании.
Мероприятия Программы, направленные на выявление и поддержку положительных инновационных тенденций в муниципальной системе образования в условиях введения и реализации федеральных государственных образовательных стандартов, позволят обеспечить повышение имиджа педагога, развитие и совершенствование кадрового потенциала.
Реализация задачи развития кадрового потенциала муниципальной системы образования будет осуществляться в тесном взаимодействии с учреждениями высшего профессионального образования (федерального и регионального уровня), общественно-профессиональными организациями.
Особое внимание уделяется развитию материально-технической составляющей инфраструктуры образовательных учреждений АГО, которая направлена на изменение качества условий обучения и воспитания. Так, ведется работа по плановому капитальному ремонту муниципальных образовательных учреждений, усилению пожарной безопасности образовательных учреждений, оснащению пищеблоков образовательных учреждений. Особое внимание уделяется санитарно-техническому состоянию общеобразовательных учреждений. Реализация системного подхода к развитию материально-технической составляющей инфраструктуры образовательных учреждений на муниципальном уровне позволила изменить в лучшую сторону ситуацию по обеспечению безопасности и комфортности образовательного процесса:
1) в 100 % муниципальных образовательных учреждений АГО установлены автоматическая пожарная сигнализация и системы оповещения и эвакуации детей при пожаре;
2) приведены в соответствие с требованиями органов пожарного надзора пути эвакуации детей, педагогов и обслуживающего персонала муниципальных образовательных учреждений АГО;
3) проведены ремонты систем отопления, электроснабжения, канализации в 40 % образовательных учреждений, ремонт кровель - в 30 % муниципальных образовательных учреждений АГО;
4) осуществлены ремонты туалетов в 50 % муниципальных общеобразовательных учреждений АГО, замена и ремонт половых покрытий, замена окон, в том числе в спортивных залах 35 % образовательных учреждений АГО, реконструкции пищеблоков и приобретение технологического оборудования в 50 % образовательных учреждений.
Вместе с тем, нуждаются в дополнительных мерах по обеспечению безопасности образовательного процесса 76 % муниципальных образовательных учреждений АГО. В целом доля муниципальных учреждений АГО, инфраструктура которых полностью соответствует современным требованиям безопасности и комфортности образовательных учреждений, в 2019 году составила 24,2 %. В числе приоритетных проблем:
1) износ основных фондов, высокая доля зданий муниципальных образовательных учреждений АГО, несоответствующих современным требованиям по благоустройству, санитарно-гигиеническим правилам и нормам, безопасности;
2) недостаточное учебно-материальное оснащение образовательных учреждений АГО в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов.
При решении задачи по развитию инфраструктуры муниципальных образовательных учреждений АГО будет осуществляться взаимодействие с Управлением по капитальному строительству, жилищно-коммунальному хозяйству, транспорту и связи администрации АГО (далее - УКСЖКХТиС).
Использование программного метода позволит обеспечить комплекс мероприятий, направленных на решение вышеуказанных проблем в соответствии с целями и задачами Стратегии социально-экономического развития АГО, утвержденной решением Думы АГО от 05.07.2016 N 196-20/01рД (далее - Стратегия СЭР АГО).
Управлением образования администрации Ангарского городского округа разработаны муниципальные проекты, обеспечивающие достижение целей, показателей и результатов федеральных проектов, входящих в состав национальных проектов "Образование" и "Демография", мероприятия которых относятся к вопросам местного значения: "Современная школа", "Успех каждого ребенка", "Поддержка семей, имеющих детей", "Цифровая образовательная среда", "Учитель будущего", "Молодые профессионалы", "Новые возможности для каждого", "Содействие занятости женщин - создание условий дошкольного образования для детей в возрасте до 3-х лет". Их реализация рассчитана на 2019-2024 годы.
В рамках реализации Программы планируется включение мероприятий, обеспечивающих решение задач и достижение показателей региональных проектов национального проекта "Образование":
в рамках регионального проекта "Современная школа" в созданных в 2019 году в двух сельских школах АГО (МБОУ "Савватеевская СОШ", МБОУ "Мегетская СОШ") Центров "Точка роста" будет обеспечена возможность изучения обучающимися основных и дополнительных общеобразовательных программ цифрового, естественно-научного и гуманитарного профилей на обновленной материально-технической базе;
в рамках регионального проекта "Содействие занятости женщин - создание условий дошкольного образования для детей в возрасте до 3-х лет" обеспечение доступности дошкольного образования для детей в возрасте до 3-х лет;
в рамках проекта "Учитель будущего" планируется реализация комплекса мер для непрерывного и планомерного повышения квалификации педагогических работников.
В перспективе планируется включение АГО в реализацию регионального проекта "Цифровая образовательная среда" по обеспечению высокоскоростным Интернет-соединением и гарантированным интернет-трафиком общеобразовательных учреждений, регионального проекта "Успех каждого ребенка" по созданию на территории АГО технопарка "Кванториум".
Программа реализуется ответственным исполнителем - Управлением образования, который одновременно является соисполнителем по подпрограммам, входящим в нее.
2. Цель и задачи, целевые показатели, сроки реализации Программы
Целью Программы является повышение доступности и качества образования и обеспечение его соответствия требованиям инновационной экономики и потребностям рынка труда.
Кроме того, в рамках реализации Программы планируется включение мероприятий, обеспечивающих решение задач и достижение показателей региональных проектов национального проекта "Образование".
В рамках Программы качество образования рассматривается как взаимосвязанная структура, состоящая из трех главных компонентов: качество условий (доступность, ресурсы: кадровые, финансово-экономические, материально-технические, информационно-образовательная среда и т.п.), качество результата (уровень подготовленности выпускника, качество знаний школьника и т.п.), качество процесса (технология образовательного процесса, менеджмент образовательного процесса и т.п.).
Для реализации цели необходимо решить следующие задачи:
1) обеспечение доступности качественного общего и дополнительного образования детей;
2) улучшение условий для социальной адаптации и самореализации каждого ребенка;
3) развитие кадрового потенциала муниципальной системы образования;
4) развитие инфраструктуры муниципальных образовательных учреждений АГО;
5) обеспечение реализации Программы.
Целевыми показателями, характеризующими достижение цели Программы, являются:
1) доля детей в возрасте 1-6 лет, получающих дошкольную образовательную услугу и (или) услугу по их содержанию (присмотру и уходу) в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях АГО в общем количестве детей в возрасте 1-6 лет;
2) доля детей в возрасте от 1 до 3 лет, получающих дошкольную образовательную услугу и (или) услугу по их содержанию (присмотру и уходу) в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях АГО в общем количестве детей в возрасте 1-3 лет;
3) доля выпускников 11 (12)-х классов муниципальных общеобразовательных учреждений АГО, не получивших аттестат о среднем общем образовании, в общей численности выпускников данной категории;
4) доля обучающихся в муниципальных общеобразовательных учреждениях АГО, занимающихся во вторую смену, в общей численности обучающихся в муниципальных общеобразовательных учреждениях АГО;
5) доля детей в возрасте 5-18 лет, получающих услуги по дополнительному образованию в муниципальных образовательных учреждениях АГО, в общем количестве детей данной возрастной группы;
6) доля муниципальных образовательных учреждений АГО, активно внедряющих инновационные образовательные проекты в общем количестве муниципальных образовательных учреждений АГО;
7) доля педагогических работников системы образования, ежегодно принявших участие в мероприятиях по повышению квалификации и профессиональной подготовки, в общем количестве педагогических работников системы образования;
8) количество МОУ АГО, в которых проведены мероприятия по капитальному ремонту зданий;
9) доля использованных бюджетных средств на обеспечение реализации Программы от объема доведенных лимитов бюджетных обязательств за счет средств бюджета АГО на эти цели.
Обоснование состава и значений целевых показателей Программы и оценка влияния внешних факторов и условий на их достижение.
Состав целевых показателей Программы определен в соответствии с ее целями, задачами и мероприятиями.
Целевой показатель "Доля детей в возрасте 1-6 лет, получающих дошкольную образовательную услугу и (или) услугу по их содержанию (присмотру и уходу) в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях АГО в общем количестве детей в возрасте 1-6 лет" характеризует качество условий в части доступности дошкольного образования, повышение удовлетворенности населения АГО доступностью дошкольного образования. Деятельность по достижению целевого показателя обеспечивает снижение социальной напряженности за счет равного доступа к программам дошкольного образования.
Целевой показатель "Доля детей в возрасте от 1 до 3 лет, получающих дошкольную образовательную услугу и (или) услугу по их содержанию (присмотру и уходу) в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях АГО в общем количестве детей в возрасте 1-3 лет" характеризует качество условий в части доступности дошкольного образования, повышение удовлетворенности населения АГО доступностью дошкольного образования. Деятельность по достижению целевого показателя обеспечивает достижение показателя в соответствии с целевыми показателями государственной программы Иркутской области "Развитие образования" на 2019-2024 годы, утвержденной постановлением Правительства Иркутской области от 09.11.2018 N 820-пп (далее - ГП Иркутской области "Развитие образования"), регионального проекта "Содействие занятости женщин - создание условий дошкольного образования для детей в возрасте до 3-х лет".
Целевой показатель "Доля выпускников 11 (12)-х классов муниципальных общеобразовательных учреждений АГО, не получивших аттестат о среднем общем образовании, в общей численности выпускников данной категории" характеризует качество общего образования в части его результата. Деятельность по достижению целевого показателя обеспечивает достижение показателя в соответствии с задачами Стратегии СЭР АГО, а также целевыми показателями ГП Иркутской области "Развитие образования".
Целевой показатель "Доля обучающихся в муниципальных общеобразовательных учреждениях АГО, занимающихся во вторую смену, в общей численности обучающихся в муниципальных общеобразовательных учреждениях АГО" характеризует качество условий в части доступности общего образования, обеспечения возможности организации всех видов учебной деятельности в одну смену обучения, что позволит качественно реализовывать федеральные государственные образовательные стандарты. Деятельность по достижению целевого показателя обеспечивает достижение показателя в соответствии с задачами Стратегии СЭР АГО, а также Государственной региональной программой Иркутской области "Создание новых мест в общеобразовательных организациях в Иркутской области в соответствии с прогнозируемой потребностью и современными условиями обучения" на 2016-2025 годы, утвержденной распоряжением Правительства Иркутской области от 17.02.2016 N 71-рп.
Целевой показатель "Доля детей в возрасте 5-18 лет, получающих услуги по дополнительному образованию в муниципальных образовательных учреждениях АГО, в общем количестве детей данной возрастной группы" характеризует качество условий в части доступности дополнительного образования, обеспечивает равный доступ к программам дополнительного образования. Деятельность по достижению целевого показателя обеспечивает достижение показателя в соответствии с задачами Стратегии СЭР АГО, достижения ожидаемого результата реализации Концепции развития дополнительного образования детей, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 N 1726-р, а также целевыми показателями ГП Иркутской области "Развитие образования".
Целевой показатель "Доля муниципальных образовательных учреждений АГО, активно внедряющих инновационные образовательные проекты, в общем количестве муниципальных образовательных учреждений АГО" характеризует качество условий в части развития кадрового потенциала системы образования АГО. Деятельность по достижению целевого показателя обеспечивает достижение целевого показателя ГП Иркутской области "Развитие образования".
Целевой показатель "Доля педагогических работников системы образования, ежегодно принявших участие в мероприятиях по повышению квалификации и профессиональной подготовки, в общем количестве педагогических работников системы образования" характеризует качество условий в части развития кадрового обеспечения системы образования АГО. Деятельность по достижению целевого показателя обеспечивает достижение целевого показателя ГП Иркутской области "Развитие образования", регионального проекта "Учитель будущего".
Целевой показатель "Доля муниципальных образовательных учреждений АГО, инфраструктура которых соответствует современным требованиям безопасности, в общем количестве муниципальных образовательных учреждений АГО" характеризует качество условий в соответствии с современными требованиями по благоустройству, санитарно-гигиеническим правилам и нормам, безопасности и комфортности. Целевые показатели, сформулированные в Стратегии СЭР АГО, а именно "Доля муниципальных дошкольных образовательных учреждений, здания которых находятся в аварийном состоянии или требуют капитального ремонта, в общем числе муниципальных дошкольных образовательных учреждений" и "Доля муниципальных общеобразовательных учреждений, здания которых находятся в аварийном состоянии или требуют капитального ремонта, в общем количестве муниципальных общеобразовательных учреждений" отражены в Программе в интегрированным целевом показателе "Доля муниципальных образовательных учреждений АГО, инфраструктура которых соответствует современным требованиям безопасности, в общем количестве муниципальных образовательных учреждений АГО". Мероприятия Подпрограммы 4 "Развитие инфраструктуры" на 2020 - 2024 годы, направленные на достижение целевого показателя "Доля муниципальных образовательных учреждений АГО, инфраструктура которых соответствует современным требованиям безопасности, в общем количестве муниципальных образовательных учреждений АГО" способствуют повышению комфортности и безопасности учреждений образования и включают, в том числе, и мероприятия по их капитальному ремонту. Деятельность по достижению целевого показателя обеспечивает достижение показателя в соответствии с целями и задачами Стратегии СЭР АГО.
Целевой показатель "Доля использованных бюджетных средств на обеспечение реализации Программы от объема доведенных лимитов бюджетных обязательств за счет средств бюджета АГО на эти цели" характеризует качество условий в части эффективного использования бюджетных средств, выделенных на обеспечение системы образования АГО.
Перечень целевых показателей носит открытый характер и предусматривает возможность корректировки в случаях потери информативности показателя (достижение максимального значения или насыщения), изменения приоритетов государственной политики, появления новых социально-экономических обстоятельств, существенно влияющих на реализацию Программы.
Источниками информации для расчета целевых показателей Программы являются данные форм федерального статистического наблюдения (форма ОО-1, форма ОО-2, форма N 1-ДО, форма N 85-К), статистические бюллетени Иркутскстата "Численность населения по полу и возрасту" на 1 января календарного года, сведения мониторинга системы дошкольного образования, начального общего образования, основного общего образования, среднего общего образования и дополнительного образования детей Ангарского городского округа, данные автоматизированной информационной системы "Комплектование ДОУ".
Сроки реализации Программы: 2020 - 2024 годы.
Сроки реализации цели и задач Программы совпадают со сроком реализации Программы.
Условия досрочного прекращения реализации Программы.
Условиями досрочного прекращения реализации Программы являются:
1) досрочное решение задач и достижение ожидаемых конечных результатов реализации Программы;
2) изменение законодательства (как на федеральном, так и на региональном уровне);
3) отсутствие финансирования программных мероприятий;
4) признание Программы неэффективной по итогам оценки эффективности Программы в соответствии с порядком проведения оценки эффективности реализации муниципальных программ АГО, утвержденным постановлением администрации АГО от 20.06.2016 N 1458-па.
Цель, задачи, целевые показатели Программы отражены в приложении N 1 к Программе.
Методика расчета целевых показателей Программы приведена в приложении N 6 к Программе.
Раздел 3 изменен с 1 января 2020 г. - Постановление администрации Ангарского городского муниципального образования Иркутской области от 26 декабря 2019 г. N 1347-ПА
3. Обоснование выделения Подпрограмм
Программа включает в себя 5 подпрограмм, реализация которых в комплексе призвана обеспечить достижение цели Программы и решение программных задач.
Перечень подпрограмм Программы представлены в таблице:
Включение перечисленных подпрограмм в Программу обусловлено особенностями структуры системы образования и ключевыми задачами, связанными с обеспечением повышения качества образования.
В подпрограмме "Доступность современного качественного образования" на 2020 - 2024 годы сосредоточены мероприятия по развитию дошкольного, общего и дополнительного образования детей, направленные на обеспечение доступности и модернизации качественного дошкольного и общего образования, модернизацию общего образования.
Основное внимание при разработке подпрограммы "Территория детства" на 2020 - 2024 годы данной подпрограммы уделено достижению социального эффекта при осуществлении программных мероприятий, касающегося увеличения числа школьников, участвующих в мероприятиях различного уровня и получивших признание по итогам их проведения, организации предоставления эффективной психолого-педагогической помощи подросткам и их родителям (законным представителям), сопровождения несовершеннолетних с аддиктивным поведением.
Подпрограмма "Лидер в образовании" на 2020 - 2024 годы предназначена для реализации одного из основных направлений муниципальной политики в сфере образования - обеспечения соответствия педагогических кадров современным требованиям.
Подпрограмма "Развитие инфраструктуры" на 2020 - 2024 годы направлена на развитие материально-технической базы и обеспечение безопасности муниципальных образовательных учреждений.
Подпрограмма "Обеспечение реализации Программы" на 2020 - 2024 годы направлена на обеспечение высокого качества управления процессами развития образования через вовлечение профессионалов и общественности в реализацию мероприятий Программы, без чего ее успех невозможен.
4. Прогноз сводных показателей муниципальных заданий на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) муниципальными учреждениями АГО
Прогноз сводных показателей муниципальных заданий на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) муниципальными учреждениями АГО в рамках Программы отражены в приложении N 2 к настоящей Программе.
5. Объем и источники финансирования Программы
Финансирование Программы осуществляется за счет средств бюджета Ангарского городского округа в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, а также средств областного и федерального бюджета.
Общий объем финансирования Программы составляет 16 478 001,2 тыс. рублей, в том числе:
5.1. По подпрограммам:
а) "Доступность современного качественного образования" на 2020 - 2024 годы - 15 319 868,7 тыс. рублей;
б) "Территория детства" на 2020 - 2024 годы - 426 511,7 тыс. рублей;
в) "Лидер в образовании" на 2020 - 2024 годы - 2 100,0 тыс. рублей;
г) "Развитие инфраструктуры" на 2020 - 2024 годы - 346 117,8 тыс. рублей;
д) "Обеспечение реализации Программы" на 2020 - 2024 годы - 383 403,0 тыс. рублей.
5.2. По годам реализации:
2020 год - 3 526 148,1 тыс. рублей;
2021 год - 3 254 600,5 тыс. рублей;
2022 год - 3 263 771,0 тыс. рублей;
2023 год - 3 216 740,8 тыс. рублей;
2024 год - 3 216 740,8 тыс. рублей.
5.3. По источникам финансирования:
а) бюджет АГО - 2 891 383,3 тыс. рублей;
б) предполагаемые средства бюджета Иркутской области -13 508 210,0 тыс. рублей;
в) предполагаемые средства федерального бюджета - 78 407,9 тыс. рублей.
Объем и источники финансирования Программы отражены в приложении N 3 к Программе.
6. Ожидаемые конечные результаты реализации Программы
В результате реализации Программы прогнозируется достичь следующих конечных результатов:
1) обеспечение доступности современного качественного дошкольного общего образования для детей в возрасте от 1 до 6 лет к концу 2024 года до 90 % в общем количестве детей данной возрастной группы;
2) обеспечение доступности современного качественного дошкольного общего образования для детей в возрасте от 1 до 3 лет с 56,6 % в 2019 году до 60 % к концу 2024 года в общем количестве детей в возрасте от 1 до 3 лет;
3) доведение доли выпускников 11 (12)-х классов муниципальных общеобразовательных учреждений АГО, не получивших аттестат о среднем общем образовании, в общей численности выпускников данной категории к концу 2024 года - не выше 1,1 %;
4) снижение доли обучающихся в муниципальных общеобразовательных учреждениях АГО, занимающихся во вторую смену, в общей численности обучающихся в муниципальных общеобразовательных учреждениях АГО к концу 2024 года до 2,6 %;
5) доведение доли детей в возрасте 5-18 лет, получающих услуги по дополнительному образованию в муниципальных образовательных учреждениях АГО, с 76 % в 2019 году до 77 % к концу 2024 года в общем количестве детей данной возрастной группы;
6) доведение доли муниципальных образовательных учреждений АГО, активно внедряющих инновационные образовательные проекты, в общем количестве муниципальных образовательных учреждений АГО к концу 2024 года до 40 %;
7) сохранение доли педагогических работников системы образования, ежегодно принявших участие в мероприятиях по повышению квалификации и профессиональной подготовке, в общем количестве педагогических работников системы образования на уровне 33 % в год;
8) проведение мероприятий по капитальному ремонту зданий в 45 МОУ АГО за период реализации Программы;
9) доведение доли использованных бюджетных средств на обеспечение реализации Программы от объема доведенных лимитов бюджетных обязательств за счет средств бюджета АГО не менее 99 % ежегодно.
Конечные результаты, ожидаемые в итоге реализации Программы, позволят обеспечить доступность качественного общего и дополнительного образования, повышение успеваемости обучающихся.
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы отражены в приложении N 1 к Программе.
7. Анализ рисков реализации программы и описание мер управления рисками реализации Программы
К основным рискам реализации Программы относятся:
1) финансово-экономические риски, связанные с недостаточной обеспеченностью финансовыми ресурсами программных мероприятий, в том числе со стороны субъекта Российской Федерации;
2) правовые риски - непринятие или несвоевременное принятие необходимых нормативных актов, влияющих на мероприятия Программы;
3) организационные и управленческие риски - недостаточная проработка вопросов, решаемых в рамках Программы, недостаточная подготовка управленческих кадров, отставание от сроков реализации мероприятий;
4) социальные риски, связанные с сопротивлением населения, профессиональной общественности целям и реализации Программы.
Финансово-экономические риски связаны с недостаточным финансированием ряда мероприятий, в которых предполагается софинансирование деятельности по достижению цели Программы. Основное мероприятие 2 "Строительство муниципальных образовательных учреждений АГО" подпрограммы 4 "Развитие инфраструктуры", направленное на создание дополнительных мест общего образования, в том числе дошкольного, в соответствии с прогнозируемой потребностью и современными требованиями к условиям обучения, планируется осуществить в рамках государственных программ Иркутской области с получением финансирования из средств областного бюджета. Недофинансирование данного мероприятия Программы не позволит достичь целевого показателя подпрограммы 1 "Доступность современного качественного образования" на 2020 - 2024 годы "Доля обучающихся в муниципальных общеобразовательных учреждениях, занимающихся во вторую смену, в общей численности обучающихся в муниципальных общеобразовательных учреждениях" в период реализации Программы. Минимизация этих рисков возможна через заключение договоров о реализации мероприятий, направленных на достижение цели Программы, через институционализацию механизмов софинансирования.
Правовые риски. В Программе заложены, в том числе, мероприятия, направленные на изменения в системе образования, установленные в Федеральном законе от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации". Изменение требований действующего законодательства Российской Федерации, потребует внесения соответствующих изменений в Программу, что может повлиять на выполнение мероприятий и достижение цели.
Устранение (минимизация) рисков связано с качеством планирования реализации Программы, обеспечением мониторинга ее реализации и оперативного внесения необходимых изменений.
Организационные и управленческие риски. Ошибочная организационная схема и слабый управленческий потенциал (в том числе недостаточный уровень квалификации для работ с новыми инструментами) могут приводить к неэффективному управлению процессом реализации Программы, несогласованности действий основного исполнителя и участников Программы, низкому качеству реализации программных мероприятий на муниципальном уровне и уровне образовательных организаций. Устранение риска возможно за счет организации постоянного и оперативного мониторинга (в том числе социологического) реализации Программы и ее подпрограмм, а также за счет корректировки Программы на основе анализа данных мониторинга. Важным средством снижения риска является переподготовка управленческих кадров муниципальной системы образования, а также опережающая разработка инструментов мониторинга до начала реализации Программы.
Социальные риски могут реализоваться в сопротивлении общественности осуществляемым изменениям, связанном с недостаточным освещением в средствах массовой информации целей, задач и планируемых в рамках Программы результатов, с ошибками в реализации мероприятий Программы, с планированием, недостаточно учитывающим социальные последствия. Минимизация названного риска возможна за счет обеспечения широкого привлечения общественности к обсуждению целей, задач и механизмов развития образования в АГО, а также публичного освещения хода и результатов реализации Программы.
Контроль реализации Программы осуществляется в соответствии с Порядком принятия решения о разработке муниципальных программ АГО и их формирования и реализации, утвержденном постановлением администрации АГО от 05.08.2015 N 677-па.
8. Подпрограмма 1 "Доступность современного качественного образования" на 2020 - 2024 годы
(далее - Подпрограмма 1)
8.1. Паспорт Подпрограммы 1 Программы
8.2. Цель и задачи, целевые показатели, сроки реализации, ожидаемые конечные результаты реализации Подпрограммы 1
Перечень целей и задач, целевых показателей, сроки реализации Подпрограммы 1 приведен в приложении N 1 к Программе.
8.3. Основные мероприятия Подпрограммы 1
При решении задачи по обеспечению доступности качественного общего и дополнительного образования детей будет осуществляться во взаимодействии с УКСЖКХТиС.
Основное мероприятие 1: Организация и обеспечение общедоступного и бесплатного дошкольного образования.
Реализация основного мероприятия 1 позволит увеличить долю детей в возрасте 1-6 лет, в том числе в возрасте 1-3 лет, получающих дошкольную образовательную услугу и (или) услугу по их содержанию (присмотру и уходу) в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях АГО в общем количестве детей указанных возрастных групп, а также будет способствовать решению задачи Программы по обеспечению доступности качественного общего образования.
В соответствии с разграничением полномочий в сфере образования между органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления финансирование мероприятия осуществляется из средств областного и муниципального бюджетов. За счет субвенции из областного бюджета на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных и общеобразовательных организациях осуществляется оплата труда работников, начислений на выплаты по оплате труда и учебных расходов. Из средств муниципального бюджета осуществляется обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий и другие мероприятия.
Основное мероприятие 2: Организация и обеспечение общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего общего образования.
Реализация основного мероприятия 2 позволит увеличить долю выпускников муниципальных общеобразовательных учреждений АГО, получивших аттестат о среднем общем образовании, в общем количестве выпускников данной категории; снизить долю обучающихся в муниципальных общеобразовательных учреждениях, занимающихся во вторую смену, в общей численности обучающихся в муниципальных общеобразовательных учреждениях, качественно реализовывать федеральные государственные образовательные стандарты на уровнях начального общего, основного общего и среднего общего образования, и способствует решению задачи обеспечения доступности качественного общего образования.
Финансирование мероприятия осуществляется за счет средств областного и муниципального бюджетов. За счет субвенции из областного бюджета на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего общего образования, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных учреждениях АГО осуществляется оплата труда работников общеобразовательных учреждений, начислений на выплаты по оплате труда и учебных расходов. Из средств муниципального бюджета осуществляется обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий и другие мероприятия.
Основное мероприятие 3: Организация предоставления дополнительного образования детей.
Реализация основного мероприятия 3 позволит увеличить долю детей в возрасте 5-18 лет, получающих услуги по дополнительному образованию в муниципальных образовательных учреждениях АГО, в общем количестве детей данной возрастной группы и способствует решению задачи обеспечения доступности качественного дополнительного образования.
Перечень основных мероприятий Подпрограммы 1 приведен в приложении N 3 к Программе.
8.4. Объемы и источники финансирования мероприятий Подпрограммы 1
Финансирование Подпрограммы 1 будет осуществляться за счет средств бюджета Иркутской области и бюджета АГО.
В ходе реализации Подпрограммы 1 отдельные ее мероприятия могут уточняться, а объемы их финансирования корректироваться с учетом утвержденных расходов областного бюджета на текущий финансовый год.
Объемы и источники финансирования Подпрограммы 1, основных мероприятий Подпрограммы 1 приведены в приложении N 3 к Программе.
9. Подпрограмма 2 "Территория детства" на 2020 - 2024 годы
(далее - Подпрограмма 2)
9.1. Паспорт Подпрограммы 2
9.2. Цель и задачи, целевые показатели, сроки реализации, ожидаемые конечные результаты реализации Подпрограммы 2
Перечень целей и задач, целевых показателей, сроки реализации Подпрограммы 2 приведен в приложении N 1 к Программе.
Подраздел 9.3 изменен с 1 января 2020 г. - Постановление администрации Ангарского городского муниципального образования Иркутской области от 26 декабря 2019 г. N 1347-ПА
9.3. Основные мероприятия Подпрограммы 2
Проблемы, которые предстоит решить в рамках Подпрограммы "Территория детства" на 2020 - 2024 годы, состоят в совершенствовании систем поддержки талантливых детей и сопровождения детей группы риска. При
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.