28 мая, 29 октября, 14 ноября, 24 декабря 2019 г., 28 февраля, 25 ноября 2020 г.
В соответствии с постановлением Правительства Иркутской области от 16 июля 2013 года N 261-пп "О разработке, утверждении и реализации ведомственных целевых программ Иркутской области", руководствуясь статьей 21 Устава Иркутской области, статьей 13 Закона Иркутской области от 12 января 2010 года N 1-оз "О правовых актах Иркутской области и правотворческой деятельности в Иркутской области", Положением о министерстве образования Иркутской области, утвержденным постановлением Правительства Иркутской области от 29 декабря 2009 года N 391/170-пп, приказываю:
1. Утвердить ведомственную целевую программу Иркутской области "Развитие системы психолого-педагогической и медико-социальной помощи" на 2019 - 2024 годы (прилагается).
2. Признать утратившими силу:
1) приказ министерства образования Иркутской области от 23 октября 2013 года N 91-мпр "Об утверждении ведомственной целевой программы "Развитие системы психолого-педагогической и медико-социальной помощи" на 2014 - 2020 годы";
2) приказ министерства образования Иркутской области от 4 июня 2014 года N 60-мпр "О внесении изменений в ведомственную целевую программу Иркутской области "Развитие системы психолого-педагогической и медико-социальной помощи" на 2014 - 2018 годы";
3) приказ министерства образования Иркутской области от 22 октября 2014 года N 114-мпр "О внесении изменений в ведомственную целевую программу Иркутской области "Развитие системы психолого-педагогической и медико-социальной помощи" на 2014 - 2018 годы";
4) приказ министерства образования Иркутской области от 4 декабря 2014 года N 131-мпр "О внесении изменений в ведомственную целевую программу Иркутской области "Развитие системы психолого-педагогической и медико-социальной помощи" на 2014 - 2018 годы";
5) приказ министерства образования Иркутской области от 13 февраля 2015 года N 7-мпр "О внесении изменений в ведомственную целевую программу Иркутской области "Развитие системы психолого-педагогической и медико-социальной помощи" на 2014 - 2018 годы";
6) приказ министерства образования Иркутской области от 22 мая 2015 года N 37-мпр "О внесении изменений в ведомственную целевую программу Иркутской области "Развитие системы психолого-педагогической и медико-социальной помощи" на 2014 - 2018 годы";
7) приказ министерства образования Иркутской области от 16 октября 2015 года N 82-мпр "О внесении изменений в ведомственную целевую программу Иркутской области "Развитие системы психолого-педагогической и медико-социальной помощи" на 2014 - 2018 годы";
8) приказ министерства образования Иркутской области от 10 ноября 2015 года N 102-мпр "О внесении изменений в ведомственную целевую программу Иркутской области "Развитие системы психолого-педагогической и медико-социальной помощи" на 2014 - 2018 годы";
9) приказ министерства образования Иркутской области от 15 февраля 2016 года N 11-мпр "О внесении изменений в ведомственную целевую программу Иркутской области "Развитие системы психолого-педагогической и медико-социальной помощи" на 2014 - 2018 годы";
10) приказ министерства образования Иркутской области от 24 мая 2016 года N 51-мпр "О внесении изменений в ведомственную целевую программу Иркутской области "Развитие системы психолого-педагогической и медико-социальной помощи" на 2014 - 2018 годы";
11) приказ министерства образования Иркутской области от 27 сентября 2016 года N 108-мпр "О внесении изменений в ведомственную целевую программу Иркутской области "Развитие системы психолого-педагогической и медико-социальной помощи" на 2014 - 2018 годы";
12) приказ министерства образования Иркутской области от 11 ноября 2016 года N 123-мпр "О внесении изменений в ведомственную целевую программу Иркутской области "Развитие системы психолого-педагогической и медико-социальной помощи" на 2014 - 2018 годы";
13) приказ министерства образования Иркутской области от 4 августа 2017 года N 56-мпр "О внесении изменения в ведомственную целевую программу Иркутской области "Развитие системы психолого-педагогической и медико-социальной помощи" на 2014 - 2020 годы";
14) приказ министерства образования Иркутской области от 9 октября 2017 года N 75-мпр "О внесении изменений в ведомственную целевую программу Иркутской области "Развитие системы психолого-педагогической и медико-социальной помощи" на 2014 - 2020 годы";
15) приказ министерства образования Иркутской области от 14 февраля 2018 года N 12-мпр "О внесении изменений в ведомственную целевую программу Иркутской области "Развитие системы психолого-педагогической и медико-социальной помощи" на 2014 - 2020 годы";
16) приказ министерства образования Иркутской области от 2 апреля 2018 года N 37-мпр "О внесении изменений в ведомственную целевую программу Иркутской области "Развитие системы психолого-педагогической и медико-социальной помощи" на 2014 - 2020 годы";
17) приказ министерства образования Иркутской области от 24 апреля 2018 года N 48-мпр "О внесении изменений в ведомственную целевую программу Иркутской области "Развитие системы психолого-педагогической и медико-социальной помощи" на 2014 - 2020 годы";
18) приказ министерства образования Иркутской области от 27 июля 2018 года N 74-мпр "О внесении изменений в ведомственную целевую программу Иркутской области "Развитие системы психолого-педагогической и медико-социальной помощи" на 2014 - 2020 годы";
19) приказ министерства образования Иркутской области от 5 сентября 2018 года N 90-мпр "О внесении изменений в ведомственную целевую программу Иркутской области "Развитие системы психолого-педагогической и медико-социальной помощи" на 2014 - 2020 годы";
20) приказ министерства образования Иркутской области от 2 октября 2018 года N 108-мпр "О внесении изменений в ведомственную целевую программу Иркутской области "Развитие системы психолого-педагогической и медико-социальной помощи" на 2014 - 2020 годы".
3. Настоящий приказ подлежит официальному опубликованию на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru).
4. Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2019 года.
Министр |
В.В.Перегудова |
Утверждена
приказом министерства образования
Иркутской области
от 30 октября 2018 года N 121-мпр
Ведомственная целевая программа
Иркутской области "Развитие системы психолого-педагогической и медико-социальной помощи" на 2019 - 2024 годы
28 мая, 29 октября, 14 ноября, 24 декабря 2019 г., 25 ноября 2020 г.
Паспорт изменен с 1 января 2021 г. - Приказ Министерства образования Иркутской области от 25 ноября 2020 г. N 93-мпр
Паспорт
ведомственной целевой программы Иркутской области "Развитие системы психолого-педагогической и медико-социальной помощи" на 2019 - 2024 годы
Министерство образования Иркутской области
Наименование программы |
Развитие системы психолого-педагогической и медико-социальной помощи на 2019 - 2024 годы |
Дата, номер, наименование правового акта, утвердившего программу |
Приказ министерства образования Иркутской области от "30" октября 2018 года N 121-мпр |
Цель программы |
Организация предоставления эффективной психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям и их родителям (лицам, их заменяющим), специалистам, работающим с детьми, попавшими в трудную жизненную ситуацию. |
Задачи программы |
- |
Целевые показатели программы |
1. Удовлетворенность населения качеством оказания социально-педагогической помощи (от числа опрошенных). 2. Доля детей, у которых наблюдается положительная динамика в развитии, от общего числа детей, получивших психологическую помощь. 3. Доля родителей, получивших психологическую помощь, от общего количества родителей детей-инвалидов и родителей детей с ограниченными возможностями здоровья. |
Сроки реализации программы |
2019 - 2024 годы |
Ресурсное обеспечение программы |
Общий объем финансирования реализации ведомственной целевой программы за счет средств областного бюджета составляет 196 008,5 тыс. рублей В том числе по годам: 2019 год - 34 411,6 тыс. рублей; 2020 год - 34 715,8 тыс. рублей; 2021 год - 32 796,1 тыс. рублей; 2022 год - 31 935,4 тыс. рублей; 2023 год - 31 074,8 тыс. рублей; 2024 год - 31 074,8 тыс. рублей. |
Ожидаемые конечные результаты реализации программы |
1. Доля детей, у которых наблюдается положительная динамика в развитии, от общего числа детей, получивших психологическую помощь составит 68 %. 2. Доля родителей, получивших психологическую помощь, от общего количества родителей детей-инвалидов и родителей детей с ограниченными возможностями здоровья составит 1,2 %. 3. Удовлетворенность населения качеством оказания социально-педагогической помощи (от числа опрошенных) составит 90 %. |
Раздел 1. Характеристика проблемы и обоснование необходимости ее решения на ведомственном уровне
В последнее десятилетие в системе образования России складывается особая культура поддержки и помощи ребенку в воспитательно-образовательном процессе - психолого-педагогическое сопровождение как практическое воплощение идеи гуманистического и личностно-ориентированного подхода к ребенку.
На современном этапе в образовательных организациях всех уровней, типов, видов и подчиненности все более острой становится потребность актуализировать деятельность, ориентированную на поддержку детей, создание безопасной образовательной среды, основанной на гуманистических подходах, на формирование ценностей здорового образа жизни и предупреждение отклоняющегося поведения несовершеннолетних. Внедрение в образовательную среду инновационных социально-педагогических и психологических технологий, обеспечивающих достижение выше поставленных целей, способствует социализации образовательного процесса, направленного на развитие социально-ориентированной# личности, успешности выпускников на рынке труда, повышению престижа образовательной организации.
Обеспечение благополучного и защищенного детства стало одним из основных национальных приоритетов России. Вместе с тем продолжается сокращение численности детского населения, за последнее десятилетие сформировались устойчивые негативные тенденции в динамике основных параметров здоровья детей.
Низкими темпами сокращается число детей-инвалидов, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Остро стоят проблемы подросткового алкоголизма, наркомании и токсикомании, особую озабоченность вызывает суицид и покушение на суицид со стороны несовершеннолетних, а также жестокое обращение с детьми, информационная агрессия.
Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа" определяет приоритетные цели и задачи, решение которых требует построения адекватной системы психолого-педагогического сопровождения каждого ребенка в процессе обучения и воспитания.
Новая школа - это школа для всех. В ней будет обеспечиваться успешная социализация детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Будут учитываться возрастные особенности школьников.
Новая школа - это новые учителя, открытые ко всему новому, понимающие детскую психологию и особенности развития школьников.
Актуальность программы обусловлена необходимостью изменения жизненной ситуации людей с инвалидностью, вовлечение их в жизнь и создание условий достойного существования.
В настоящее время условия жизни инвалидов Иркутской области не соответствуют современным нормам жизни человека в обществе. В большинстве из них люди с особыми нуждами не только лишены качественных услуг и развития потенциальных возможностей к самостоятельной жизни, они лишены возможности удовлетворять основные человеческие потребности, в том числе на образование: дошкольное, школьное и профессиональное, а впоследствии реализации прав на работу и достойное существование в социуме.
Контингент обучающихся в Иркутской области из числа детей с ограниченными возможностями здоровья насчитывает 15 673 ребенка. Для обучения детей с ОВЗ в Иркутской области функционирует система специального (коррекционного) образования, которая развивается в двух направлениях: дифференциация и инклюзивное обучение. Дифференцированная сеть включает в себя 37 государственных специальных (коррекционных) общеобразовательных организаций для обучающихся с ОВЗ. Число обучающихся в этих учреждениях составляет 4 590 человек. Сформировано 425 классов-комплектов.
В муниципальных общеобразовательных организациях области дети с ОВЗ обучаются в интегрированной форме в специальных (коррекционных) классах. Данная категория детей обучается по адаптированным основным общеобразовательным программам, и составляет 4 668 человек. Дети с ОВЗ обучаются и в форме инклюзивного обучения: 6 415 несовершеннолетних с ОВЗ получают образовательные услуги в муниципальных общеобразовательных организациях, в том числе 152 ребенка с нарушениями зрения, 94 - с нарушениями слуха, 605 - с нарушениями опорно-двигательного аппарата, 27 - с нарушениями речи, 3 131 - с умственной отсталостью, 2 406 - с задержкой психического развития.
Домашней формой обучения по адаптированным основным общеобразовательным программам охвачено 1 277 детей с ограниченными возможностями здоровья.
Проблема социального сиротства для Иркутской области остается крайне актуальной.
В 2017 году общая численность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете в органах опеки и попечительства 17 343 человека, это меньше на 3997 человек в сравнении с 2012 годом.
В Иркутской области реализуются такие формы семейного устройства, как опека, в том числе усыновление (удочерение), приемная семья.
По данным на 1 января 2018 года на территории Иркутской области 2919 детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитываются в семьях опекунов (попечителей), 3207 детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитываются в семьях усыновителей, 12369 детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитываются в приемных семьях.
Предпринимаемые активные меры по профилактике социального сиротства позволили увеличить число детей, оставшихся без попечения родителей, переданных на воспитание биологическим родителям.
По данным министерства образования Иркутской области, в 2017 - 2018 учебном году в Региональный банк данных выпускников (далее РБДВ) Государственного автономного учреждения Иркутской области "Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи" поступила 281 анкета о выпускниках из 28 образовательных организаций и организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из них:
- в профессиональных образовательных организациях обучаются 279 человек,
- в образовательных организациях высшего образования обучаются 2 человека.
Из поступивших в 2017 - 2018 учебном году в профессиональные образовательные организации числятся в архиве 5 человек, по причине переезда в другой регион и оформление опеки над ними.
На 1 июня 2018 года в РБДВ содержатся документированные сведения о 3386 выпускниках (в 2016 - 2017 году - 3105 выпускников).
Органы и организации, работающие с выпускниками, в основном ведут работу по преодолению кризисных ситуаций, а не по их предупреждению. Основная задача организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - подготовка выпускника к реальной жизни в обществе. Несмотря на это, сохраняется тенденция, при которой подавляющее большинство выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеют возможностей для позитивной социализации после выпуска из указанных организаций.
Ведущая задача развития образования в Иркутской области - создание механизмов устойчивого повышения доступности качественного образования, максимального соответствия качества образования государственному заказу и социальному спросу, эффективности получаемых результатов.
Приоритетные задачи:
- повышение уровня социальной защищенности детей-сирот, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- создание условий устойчивого развития системы дополнительного образования детей, повышение эффективности дополнительного образования для успешной социализации, саморазвития и профессионального самоопределения детей.
- организация активной жизнедеятельности, обеспечение комфортного самочувствия каждого ребенка в детском сообществе.
Целью модернизации образования является обеспечение высокого качества российского образования, которое не сводится только к обученности детей, набору знаний и навыков, но связывается с воспитанием, понятием "качество жизни", раскрывающимся через такие категории как "здоровье", "социальное благополучие", "самореализация", "защищенность". Соответственно, сфера ответственности системы психолого-педагогического сопровождения не может быть ограничена рамками задач преодоления трудностей в обучении, но должна включать в себя задачи обеспечения успешной социализации, сохранения и укрепления здоровья, защиты прав детей. Поэтому социальное и психологическое сопровождение должны стать неотъемлемой частью сопровождения.
Таким образом, сопровождение сегодня является не просто суммой разнообразных методов коррекционно-развивающей работы с детьми, но выступает как комплексная технология, особая культура поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации.
Главный ориентир своей деятельности специалисты должны видеть в том, чтобы, сохранив лучшие традиции отечественного образования, взять на себя дополнительные функции защиты интересов личности, ее гармоничного развития, повышения адаптационных возможностей участников образовательного процесса через формирование системы комплексного психолого-педагогического, социального сопровождения всех субъектов образования.
Комплексное сопровождение в ГАУ "Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи" определяется как система профессиональной деятельности "команды" специалистов, направленной на создание социально-психологических условий для успешного развития каждого ребенка независимо от уровня его способностей и жизненного опыта, в конкретной социальной среде.
Основными характеристиками этой системы являются:
- законодательно закрепленный приоритет интересов ребенка при соблюдении гарантированных прав родителей (законных представителей);
- мультидисциплинарность (комплексность), т.е. осуществление сопровождения с участием разных специалистов (учителей-логопедов, учителей-дефектологов, педагогов-психологов, социальных педагогов и т.д.);
- независимость и автономность каждого специалиста при соблюдении принципа последовательности и преемственности в работе с ребенком.
Важнейшей задачей сопровождения является обеспечение доступности качественного образования, его индивидуализация и дифференциация, что предполагает:
- защиту прав личности ребенка, обеспечение его психологической и физической безопасности, педагогическую поддержку и содействие ребенку в проблемных ситуациях;
- квалифицированную комплексную диагностику возможностей и способностей ребенка, начиная с раннего возраста;
- реализацию программ преодоления трудностей в обучении, участие специалистов системы сопровождения в разработке образовательных программ, адекватных возможностям и особенностям каждого ребенка;
- участие специалистов сопровождения в психолого-педагогической экспертизе профессиональной деятельности педагогов образовательной организации, образовательных программ и проектов, учебно-методических пособий и иных средств обучения;
- психологическое обеспечение образовательных программ в целях адаптации их содержания и способов освоения к интеллектуальным и личностным возможностям и особенностям дошкольников;
- профилактическую работу и пропаганду здорового образа жизни среди воспитанников, педагогов, родителей;
- психолого-педагогическую помощь семьям (в том числе семьям детей групп особого внимания).
Традиционно данное направление определялось как психологическое просвещение. Утверждение парадигмы развивающего, личностно-ориентированного образования, задачи повышения профессионализма педагогических кадров требуют перехода от традиционной модели психологического просвещения к модели развития психологической компетенции педагога, оснащению их психотехниками, позволяющими решать актуальные задачи развития и воспитания ребенка.
Решение задач социально - экономического развития при помощи комплекса мероприятий, предусмотренных ведомственной целевой программой позволит создать новые механизмы развития отрасли образования, оптимизировать использование имеющихся организационных, кадровых, финансовых ресурсов для решения стратегической цели обновления системы образования, обеспечить проведение единой государственной образовательной политики.
Основные проблемы в сфере профилактики отклонений в поведении детей:
- недостаточная эффективность имеющихся механизмов обеспечения и защиты прав и интересов детей, неисполнение международных стандартов в области прав ребенка;
- высокий риск бедности при рождении детей, особенно в многодетных и неполных семьях;
- распространенность семейного неблагополучия, жестокого обращения с детьми и всех форм насилия в отношении детей;
- низкая эффективность профилактической работы с неблагополучными семьями и детьми, распространенность практики лишения родительских прав и социального сиротства;
- социальная исключенность уязвимых категорий детей (дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети-инвалиды и дети, находящиеся в социально опасном положении);
- нарастание новых рисков, связанных с распространением информации, представляющей опасность для детей;
- возросшее влияние молодежных субкультур, пропагандирующих употребление наркотиков, алкоголя, а также самоубийства среди несовершеннолетних;
- алкоголизация населения, толерантное отношение общества к употреблению пива и слабоалкогольных напитков, в том числе подростками и молодежью;
- ранние половые связи несовершеннолетних;
- рост детской преступности, в том числе в сфере наркосбыта и наркопотребления;
- увеличение количества сексуальных посягательств и изнасилований несовершеннолетних, распространенность детской порнографии среди социально-незащищенных (слабо защищенных) слоев общества и др.
И сегодня, как никогда раньше встает вопрос, как защитить детей от угроз внешнего мира? Как помочь детям и их родителям справиться с отклонениями в поведении?
Как известно, одним из наиболее активных участников процесса профилактики в Российской Федерации является система образования. Имеющийся у Государственного казенного учреждения Иркутской области "Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, профилактики, реабилитации и коррекции (далее - ГКУ "Центр профилактики, реабилитации и коррекции") профессиональный, организационный ресурс, а также сфера социального влияния позволяют обеспечивать комплексное, системное воздействие на целый ряд социальных групп, прежде всего, обучающихся, воспитанников, их родителей (законных представителей), добровольцев (волонтеров), общественных деятелей, а, следовательно, вносить существенный вклад в формирование культуры здорового и безопасного образа жизни у подрастающего поколения.
Объектами профилактики в образовательной среде являются условия и факторы жизни обучающихся, воспитанников, связанные с отклоняющимся, асоциальным поведением, влияние которых возможно корректировать или нивелировать за счет специально организованного профилактического воздействия.
Задачами профилактики в образовательной среде являются:
- формирование единого профилактического пространства в образовательной среде путем объединения усилий всех участников профилактического процесса для обеспечения комплексного системного воздействия на целевые группы профилактики;
- мониторинг состояния организации профилактической деятельности в образовательной среде и оценка ее эффективности, а также характеристика ситуаций, связанных с распространением употребления ПАВ обучающимися, воспитанниками образовательных организаций, суицидальными намерениями несовершеннолетних, фактами жестокого обращения с детьми и проявлениями детской преступности;
- исключение влияния условий и факторов, способных провоцировать отклонения в поведении, в особенности - вовлечение в употребление ПАВ обучающихся образовательных организаций;
- развитие ресурсов, обеспечивающих снижение риска употребления ПАВ среди обучающихся и факторов, влияющих на распространение и развитие отклонений поведения несовершеннолетних.
Принципы профилактической работы:
- стратегическая целостность,
- системность,
- комплексность,
- многоаспектность,
- ситуационная адекватность,
- динамичность,
- эффективное использование ресурсов,
- легитимность.
В настоящее время возникла необходимость внесения изменений организационных основ профилактической деятельности в образовательной среде. Она обусловлена усилением отклонений поведения несовершеннолетних и молодежи, учащением случаев детского и подросткового суицида, жестокого обращения с детьми и информационной агрессии, а также возросшей актуальностью позитивной профилактической работы, направленной на формирование морально-нравственных качеств будущих поколений, культуры здорового и безопасного образа жизни.
Именно поэтому необходима модернизация профилактической деятельности в системе образования Иркутской области, а именно:
1. Изменение понимания и подходов к организации профилактики. Необходимо избавляться от стереотипов и перестать связывать профилактику лишь с употреблением психоактивных веществ, активизируясь лишь во время проведения разовых акций, месячников и т.д. Проблемы детей подталкивают нас к принятию экстренных мер по их преодолению. И правило, что профилактика является наиболее действенным и мало затратным средством защиты несовершеннолетних от угроз внешнего мира никто не отменял.
2. Четкое понимание, что жестокое обращение с детьми, алкоголизация, наркотизация, добровольный уход из жизни, информационная агрессия часто тесно взаимосвязаны и вытекают одно из другого. И, в большинстве своем имеют идентичную методологию, пути и способы решения. Но, все же, имеют и определенные отличия, и требуют дополнительного внимания.
3. Объединение как образовательных организаций, сходных по типу, виду и подчиненности на уровне территорий, так и объединение территорий на уровне области в решении профилактических задач.
Только системность, комплексность, целостность, многоаспектность, ситуационная адекватность деятельности, динамичность, эффективность использования всех имеющихся ресурсов при взаимодействии всех субъектов и объектов профилактики, только уход от однобокости, односторонности и "разового использования" профилактики, направленной на решение лишь одной проблемы и понимание профилактики гораздо шире, как профилактики отклоняющегося поведения несовершеннолетних, будет способствовать достижению значительных положительных эффектов в социализации обучающихся и воспитанников.
Все это предусматривается комплексом задач данной программы и будет иметь долгосрочный эффективный результат при условии финансовой поддержки, так как ведомственная целевая программа направлена на модернизацию взаимодействия и управления процессами профилактики на уровне субъекта и на повышение эффективности профилактических воздействий.
Содержание деятельности Центров определяется образовательными программами, в том числе разрабатываемыми и реализуемыми организациями самостоятельно.
Образовательный процесс в Центрах осуществляется с использованием индивидуально-ориентированных профилактических и коррекционно-развивающих образовательных программ и обеспечивается тесным взаимодействием педагогов-психологов, социальных педагогов, врача-педиатра, врача-психиатра, методистов и руководителей отделов.
Раздел 2. Цели и задачи целевой программы ведомства, срок реализации
Цель Программы: организация предоставления эффективной психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям и их родителям (лицам, их заменяющим), специалистам, работающим с детьми, попавшими в трудную жизненную ситуацию.
Срок реализации программы: 2019 - 2024 годы.
Раздел 3. Целевые показатели и ожидаемые конечные результаты реализации целевой программы, оценка рисков реализации ведомственной целевой программы
По итогам реализации мероприятий Программы планируется достижение следующих целевых показателей:
1. Доля детей, у которых наблюдается положительная динамика в развитии, от общего числа детей, получивших психологическую помощь - 68 %
2. Доля родителей, получивших психологическую помощь, от общего количества родителей детей-инвалидов и родителей детей с ограниченными возможностями здоровья - 1,2 %
3. Удовлетворенность населения качеством оказания социально-педагогической помощи (от числа опрошенных) - 90 %
Значения целевых показателей за период реализации Программы отражены в приложении 1 (прилагается).
Выполнению мероприятий Программы могут мешать риски, сложившиеся под воздействием негативных факторов и имеющихся в обществе социально-экономических проблем:
Риски |
Пути минимизации рисков |
Снижение темпов роста экономики области, уровня инвестиционной активности, высокая инфляция. |
Минимизация этих рисков возможна через институционализацию механизмов софинансирования, качественное планирование реализации Программы, обеспечение мониторинга ее реализации и оперативное внесение необходимых изменений. |
Увеличение количества платных образовательных услуг в организациях специального (коррекционного) образования в рамках действующего федерального законодательства. | |
Недостаточный уровень квалификации педагогических работников государственных специальных (коррекционных) образовательных организаций Иркутской области. |
Для минимизации влияния указанного фактора планируется проведение семинаров, курсов повышения квалификации, очных и дистанционных консультаций и тренингов. |
Раздел 4. Перечень и описание программных мероприятий, сроки их реализации
Программа реализуется как комплекс организационных, методических мероприятий, обеспечивающих достижение поставленной цели.
Мероприятия программы разработаны на основе предварительного анализа деятельности государственных организаций, оказывающих психолого-педагогическую и медико-социальную помощь детям и их родителям (лицам, их заменяющим), проведенного министерством образования Иркутской области.
Характер программных мероприятий сводится к обеспечению реализации функций, соответствующих подведомственных образовательных организаций, оказывающих услуги населению по реализации программ для специалистов государственных образовательных организаций, детей и их родителей (лицам, их заменяющим), а также программ профилактики отклоняющегося поведения несовершеннолетних.
Основное внимание при разработке программы уделено минимизации затрат на достижение социального и экономического эффекта при осуществлении программных мероприятий.
Перечень и сроки реализации мероприятий программы представлены в приложении 2 (прилагается).
Раздел 5. Методика оценки эффективности ведомственной целевой программы
Эффективность реализации программы оценивается в соответствии со следующими целевыми показателями, характеризующими достижение цели:
1. Удовлетворенность населения качеством оказания социально-педагогической помощи (от числа опрошенных):
,
где:
- удовлетворенность населения качеством оказания социально-педагогической помощи (от числа опрошенных), %;
- численность опрошенных, удовлетворенных качеством оказания социально-педагогической помощи, чел.;
- общая численность опрошенных, чел.
2. Доля детей, у которых наблюдается положительная динамика в развитии, от общего числа детей, получивших психологическую помощь:
,
где:
- доля детей, у которых наблюдается положительная динамика в развитии, от общего числа детей, получивших психологическую помощь, %;
- численность детей, у которых наблюдается положительная динамика в развитии, чел.,
- общая численность детей, получивших психологическую помощь, чел.
3. Доля родителей, получивших психологическую помощь, от общего количества родителей детей-инвалидов и родителей детей с ограниченными возможностями здоровья:
,
где:
- доля родителей, получивших психологическую помощь, от общего количества родителей детей-инвалидов и родителей детей с ограниченными возможностями здоровья, %;
- численность родителей детей-инвалидов и родителей детей с ограниченными возможностями здоровья, получивших психологическую помощь, чел.;
- общая численность родителей детей-инвалидов и родителей детей с ограниченными возможностями здоровья, чел.
Общий уровень эффективности реализации программы оценивается путем соотнесения степени достижения целевых показателей ведомственной целевой программы к уровню ее финансирования.
,
где:
- интегральный показатель эффективности;
- общее количество целевых показателей;
- фактическое значение целевого показателя, ед. изм.;
- плановое значение целевого показателя, ед. изм.;
- фактическая сумма финансирования по ведомственной целевой программе, тыс. рублей;
- плановая сумма финансирования по ведомственной целевой программе, тыс. рублей.
Ежегодная оценка эффективности реализации программы осуществляется по следующим критериям:
эффективность реализации ведомственной целевой программы признается высокой в случае, если значение эффективности реализации ведомственной целевой программы не менее 0,9;
эффективность реализации ведомственной целевой программы признается средней в случае, если значение эффективности реализации ведомственной целевой программы не менее 0,8;
эффективность реализации ведомственной целевой программы признается удовлетворительной в случае, если значение эффективности реализации ведомственной целевой программы не менее 0,7.
В остальных случаях эффективность реализации ведомственной целевой программы признается неудовлетворительной.
По результатам оценки эффективности может быть обоснована необходимость корректировки перечня мероприятий программы, состава и количественных изменений целевых показателей, объемов финансирования программы на очередной и последующий годы реализации.
Раздел 6. Обоснование потребности в необходимых ресурсах
Источником финансирования Программы являются средства областного бюджета.
Объемы и источники финансирования Программы определяются Перечнем программных мероприятий.
Объемы финансирования Программы уточняются при формировании проекта областного бюджета на соответствующий финансовый год.
Направления и объемы финансирования Программы за счет средств областного бюджета представлены в приложении 3 (прилагается).
Раздел 7. Описание системы управления реализацией ведомственной целевой программы
Выполнение работ, оказание услуг, предусмотренных мероприятиями Программы, осуществляется на основании государственных контрактов (договоров), заключенных в порядке, предусмотренном действующим законодательством о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Предоставление бюджетных средств в рамках настоящей Программы осуществляется в соответствии с бюджетным законодательством.
Контроль по реализации Программы осуществляется министерством образования Иркутской области и иными исполнительными органами государственной власти Иркутской области в установленном порядке.
Министерство образования Иркутской области:
- осуществляет управление Программой и проводит мониторинг результатов реализации программных мероприятий;
- доводит до сведения всех заинтересованных лиц информацию о реализации мероприятий Программы посредством размещения на официальном сайте министерства образования Иркутской области;
- осуществляет контроль за целевым и эффективным использованием средств областного бюджета, выделенных на реализацию мероприятий настоящей Программы.
Министр образования Иркутской области |
В.В.Перегудова |
Приложение 1
к ведомственной целевой программе Иркутской области
"Развитие системы психолого-педагогической
и медико-социальной помощи" на 2019 - 2024 годы
Планируемые целевые показатели
ведомственной целевой программы
N п/п |
Наименование цели, задачи*, целевого показателя |
Ед. изм. |
Значение целевого показателя |
Порядок (формула) расчета целевого показателя |
Источники данных для расчета целевого показателя |
Периодичность расчета целевого показателя |
||||||||
2017 год (факт) |
2018 год (оценка) |
Плановый период |
||||||||||||
2019 год |
2020 год |
2021 год |
2022 год |
2023 год |
2024 год |
|||||||||
|
Цель: организация предоставления эффективной психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям и их родителям (лицам, их заменяющим), специалистам, работающим с детьми, попавшими в трудную жизненную ситуацию. |
|||||||||||||
1. |
Удовлетворенность населения качеством оказания социально-педагогической помощи (от числа опрошенных). |
% |
90 |
90 |
90 |
90 |
90 |
90 |
90 |
90 |
Здесь должна быть формула: |
Мониторинг удовлетворенности качеством оказания социально-педагогической помощи |
ежегодно |
|
2. |
Доля детей, у которых наблюдается положительная динамика в развитии, от общего числа детей, получивших психологическую помощь. |
% |
68 |
68 |
68 |
68 |
68 |
68 |
68 |
68 |
Здесь должна быть формула: |
Статистические данные по результатам работы образовательных организаций |
ежегодно |
|
3. |
Доля родителей, получивших психологическую помощь, от общего количества родителей детей-инвалидов и родителей детей с ограниченными возможностями здоровья. |
% |
1,2 |
1,2 |
1,2 |
1,2 |
1,2 |
1,2 |
1,2 |
1,2 |
Здесь должна быть формула: |
Статистические данные по результатам работы образовательных организаций |
ежегодно |
Приложение 2 изменено с 1 января 2021 г. - Приказ Министерства образования Иркутской области от 25 ноября 2020 г. N 93-мпр
Приложение 2
к ведомственной целевой программе Иркутской области
"Развитие системы психолого-педагогической
и медико-социальной помощи" на 2019 - 2024 годы
Система
мероприятий ведомственной целевой программы
28 мая, 29 октября, 14 ноября, 24 декабря 2019 г., 28 февраля, 25 ноября 2020 г.
N п/п |
Наименование цели, задачи*, мероприятия |
Ответственный за реализацию мероприятия |
Срок реализации мероприятия |
Источник финансирования/ Наименование показателя мероприятия |
Ед. изм. |
Расходы на мероприятие/Значения показателей мероприятия |
||||||||||||||
с (месяц/ год) |
по (месяц/ год) |
2019 год |
2020 год |
2021 год |
2022 год |
2023 год |
2024 год |
|||||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
||||||||
|
Цель: организация предоставления эффективной психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям и их родителям (лицам, их заменяющим), специалистам, работающим с детьми, попавшими в трудную жизненную ситуацию. |
|||||||||||||||||||
1. |
Оказание помощи специалистам государственных образовательных организаций Иркутской области по вопросам социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей |
Министерство образования Иркутской области |
01.2019 |
12.2024 |
Областной бюджет |
тыс. руб. |
2 215,7 |
2 265,7 |
2 265,7 |
2 152,5 |
2 039,2 |
2 039,2 |
||||||||
Количество специалистов государственных образовательных организаций Иркутской области, получивших специализированную методическую помощь |
чел. |
595 |
595 |
595 |
595 |
595 |
595 |
|||||||||||||
Доля специалистов государственных образовательных организаций Иркутской области, работающих с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, получивших специализированную методическую помощь, от общего количества специалистов, обратившихся за помощью |
% |
90 |
90 |
90 |
90 |
90 |
90 |
|||||||||||||
2. |
Подготовка опекунов (попечителей), а также кандидатов из лиц, выразивших желание взять ребенка на воспитание |
Министерство образования Иркутской области |
01.2019 |
12.2024 |
Областной бюджет |
тыс. руб. |
650,0 |
854,0 |
825,9 |
783,2 |
740,5 |
740,5 |
||||||||
Количество опекунов (попечителей), а также кандидатов из лиц, выразивших желание взять ребенка на воспитание, получивших свидетельства |
чел. |
153 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
|||||||||||||
Доля кандидатов, получивших свидетельство о прохождении обучения, от общего количества обучающихся кандидатов |
% |
90 |
90 |
90 |
90 |
90 |
90 |
|||||||||||||
3. |
Содержание имущества государственных организаций Иркутской области, оказывающих психолого-педагогическую и медико-социальную помощь |
Министерство образования Иркутской области |
01.2019 |
12.2024 |
Областной бюджет |
тыс. руб. |
226,6 |
240,6 |
193,2 |
182,1 |
171,0 |
171,0 |
||||||||
Количество государственных организаций Иркутской области, оказывающих психолого-педагогическую и медико-социальную помощь |
ед. |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
|||||||||||||
Объем кредиторской задолженности |
тыс. руб. |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|||||||||||||
4. |
Организация предоставления психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, своем развитии и социальной адаптации и родителям (лицам их заменяющим) |
Министерство образования Иркутской области |
01.2019 |
12.2024 |
Областной бюджет |
тыс. руб. |
29 718,1 |
29 454,3 |
27 895,3 |
27 296,6 |
26 698,2 |
26 698,2 |
||||||||
Количество человек, прошедших комплексную диагностику, получивших психолого-педагогическую, медицинскую и социальную помощь |
чел. |
10 972 |
7 352 |
7 352 |
7 352 |
7 352 |
7 352 |
|||||||||||||
Доля детей и их родителей (лиц их заменяющих), получивших психолого-педагогическую, медицинскую и социальную помощь, от общего количества детей и их родителей (лиц их заменяющих), обратившихся по вопросам наличия трудностей в освоении основных общеобразовательных программ, своем развитии и социальной адаптации |
% |
90 |
90 |
90 |
90 |
90 |
90 |
|||||||||||||
5. |
Реализация мероприятий по индивидуальной программе реабилитации или абилитации ребенка-инвалида |
Министерство образования Иркутской области |
01.2019 |
12.2024 |
Областной бюджет |
тыс. руб. |
1 601,2 |
1 901,2 |
1 616,0 |
1 521,0 |
1 425,9 |
1 425,9 |
||||||||
Количество записей в автоматизированной информационной системе "Федеральное бюро медико-социальной экспертизы" |
ед. |
7 777 |
8 000 |
8 000 |
8 000 |
8 000 |
8 000 |
|||||||||||||
Доля детей-инвалидов, получивших индивидуальную программу реабилитации или абилитации ребенка-инвалида, от общего количества зарегистрированных в автоматизированной информационной системе "Федеральное бюро медико-социальной экспертизы" |
% |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
|||||||||||||
|
Итого объем финансирования по программе: |
Областной бюджет |
тыс. руб. |
34 411,6 |
34 715,8 |
32 796,1 |
31 935,4 |
31 074,8 |
31 074,8 |
Приложение 3 изменено с 1 января 2021 г. - Приказ Министерства образования Иркутской области от 25 ноября 2020 г. N 93-мпр
Приложение 3
к ведомственной целевой программе Иркутской области
"Развитие системы психолого-педагогической
и медико-социальной помощи" на 2019 - 2024 годы
Направления и объемы
финансирования ведомственной целевой программы
28 мая, 29 октября, 14 ноября, 24 декабря 2019 г., 28 февраля, 25 ноября 2020 г.
N п/п |
Наименование цели, мероприятия |
Источник финансирования |
КВСР |
Рз |
Пр |
КЦСР |
КВР |
Общий объем финансирования, тыс. руб. |
Объем финансирования, тыс. руб. |
|||||
2019 год |
2020 год |
2021 год |
2022 год |
2023 год |
2024 год |
|||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
|
Цель: организация предоставления эффективной психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям и их родителям (лицам, их заменяющим), специалистам, работающим с детьми, попавшими в трудную жизненную ситуацию. |
Итого |
807 |
07 |
09 |
|
|
207 990,6 |
34 411,6 |
34 715,8 |
32 796,1 |
31 935,4 |
31 074,8 |
31 074,8 |
Областной бюджет |
807 |
07 |
09 |
5110429999 |
100 |
94 553,7 |
16 828,2 |
15 545,1 |
15 802,8 |
15 802,6 |
15 802,7 |
15 802,7 |
||
807 |
07 |
09 |
5110429999 |
200 |
10 533,7 |
839,7 |
1 938,8 |
1 183,8 |
1 183,8 |
1 183,8 |
1 183,8 |
|||
807 |
07 |
09 |
5110429999 |
600 |
102 808,6 |
16 739,6 |
17 213,8 |
15 805,4 |
14 944,9 |
14 084,2 |
14 084,2 |
|||
807 |
07 |
09 |
5110429999 |
800 |
94,6 |
4,1 |
18,1 |
4,1 |
4,1 |
4,1 |
4,1 |
|||
1. |
Оказание помощи специалистам государственных образовательных организаций Иркутской области по вопросам социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей |
Итого |
807 |
07 |
09 |
|
|
13 544,2 |
2 215,7 |
2 265,7 |
2 265,7 |
2 152,5 |
2 039,2 |
2 039,2 |
Областной бюджет |
807 |
07 |
09 |
5110429999 |
600 |
13 544,2 |
2 215,7 |
2 265,7 |
2 265,7 |
2 152,5 |
2 039,2 |
2 039,2 |
||
2. |
Подготовка опекунов (попечителей), а также кандидатов из лиц, выразивших желание взять ребенка на воспитание |
Итого |
807 |
07 |
09 |
|
|
4 920,0 |
650,0 |
854,0 |
825,9 |
783,2 |
740,5 |
740,5 |
Областной бюджет |
807 |
07 |
09 |
5110429999 |
600 |
4 920,0 |
650,0 |
854,0 |
825,9 |
783,2 |
740,5 |
740,5 |
||
3. |
Содержание имущества государственных организаций Иркутской области, оказывающих психолого-педагогическую и медико-социальную помощь |
Итого |
807 |
07 |
09 |
|
|
1 429,6 |
226,6 |
240,6 |
193,2 |
182,1 |
171,0 |
171,0 |
Областной бюджет |
807 |
07 |
09 |
5110429999 |
600 |
1 335,0 |
222,5 |
222,5 |
189,1 |
178,0 |
166,9 |
166,9 |
||
807 |
07 |
09 |
5110429999 |
800 |
94,6 |
4,1 |
18,1 |
4,1 |
4,1 |
4,1 |
4,1 |
|||
4. |
Организация предоставления психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, своем развитии и социальной адаптации и родителям (лицам их заменяющим) |
Итого |
807 |
07 |
09 |
|
|
176 989,6 |
29 718,1 |
29 454,3 |
27 895,3 |
27 296,6 |
26 698,2 |
26 698,2 |
Областной бюджет |
807 |
07 |
09 |
5110429999 |
100 |
94 553,7 |
16 828,2 |
15 545,1 |
15 802,8 |
15 802,6 |
15 802,7 |
15 802,7 |
||
807 |
07 |
09 |
5110429999 |
200 |
10 533,7 |
839,7 |
1 938,8 |
1 183,8 |
1 183,8 |
1 183,8 |
1 183,8 |
|||
807 |
07 |
09 |
5110429999 |
600 |
71 902,2 |
12 050,2 |
11 970,4 |
10 908,7 |
10 310,2 |
9 711,7 |
9 711,7 |
|||
5. |
Реализация мероприятий по индивидуальной программе реабилитации или абилитации ребенка-инвалида |
Итого |
807 |
07 |
09 |
|
|
11 107,2 |
1 601,2 |
1 901,2 |
1 616,0 |
1 521,0 |
1 425,9 |
1 425,9 |
Областной бюджет |
807 |
07 |
09 |
5110429999 |
600 |
11 107,2 |
1 601,2 |
1 901,2 |
1 616,0 |
1 521,0 |
1 425,9 |
1 425,9 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Министерства образования Иркутской области от 30 октября 2018 г. N 121-мпр "Об утверждении ведомственной целевой программы Иркутской области "Развитие системы психолого-педагогической и медико-социальной помощи" на 2019 - 2025 годы"
Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2019 г.
Текст приказа опубликован на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 1 ноября 2018 г.
Приказом Министерства образования Иркутской области от 25 декабря 2023 г. N 55-95-МПР настоящий документ признан утратившим силу с 1 января 2024 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Приказ Министерства образования Иркутской области от 25 декабря 2023 г. N 55-96-мпр
Изменения вступают в силу с 27 декабря 2023 г.
Приказ Министерства образования Иркутской области от 30 августа 2023 г. N 55-62-мпр
Изменения вступают в силу с 15 сентября 2023 г.
Приказ Министерства образования Иркутской области от 28 февраля 2023 г. N 55-17-мпр
Изменения вступают в силу с 14 марта 2023 г.
Приказ Министерства образования Иркутской области от 12 января 2023 г. N 55-1-мпр
Изменения вступают в силу с 17 января 2023 г.
Приказ Министерства образования Иркутской области от 19 декабря 2022 г. N 55-80-мпр
Изменения вступают в силу с 1 января 2023 г.
Приказ Министерства образования Иркутской области от 22 ноября 2022 г. N 55-70-мпр
Изменения вступают в силу с 23 ноября 2022 г.
Приказ Министерства образования Иркутской области от 3 августа 2022 г. N 55-44-мпр
Изменения вступают в силу с 3 августа 2022 г.
Приказ Министерства образования Иркутской области от 25 февраля 2022 г. N 55-16-мпр
Изменения вступают в силу с 1 марта 2022 г.
Приказ Министерства образования Иркутской области от 16 декабря 2021 г. N 94-мпр
Изменения вступают в силу с 17 декабря 2021 г.
Приказ Министерства образования Иркутской области от 22 ноября 2021 г. N 82-мпр
Изменения вступают в силу с 1 января 2022 г.
Приказ Министерства образования Иркутской области от 28 июля 2021 г. N 54-мпр
Изменения вступают в силу с 30 июля 2021 г.
Приказ Министерства образования Иркутской области от 19 марта 2021 г. N 20-мпр
Изменения вступают в силу с 22 марта 2021 г.
Приказ Министерства образования Иркутской области от 30 декабря 2020 г. N 109-мпр
Изменения вступают в силу с 11 января 2021 г.
Приказ Министерства образования Иркутской области от 25 ноября 2020 г. N 93-мпр
Изменения вступают в силу с 1 января 2021 г.
Приказ Министерства образования Иркутской области от 28 февраля 2020 г. N 10-мпр
Изменения вступают в силу с 28 февраля 2020 г.
Приказ Министерства образования Иркутской области от 24 декабря 2019 г. N 94-мпр
Изменения вступают в силу с 24 декабря 2019 г.
Приказ Министерства образования Иркутской области от 14 ноября 2019 г. N 81-мпр
Изменения вступают в силу с 14 ноября 2019 г.
Приказ Министерства образования Иркутской области от 29 октября 2019 г. N 70-мпр
Изменения вступают в силу с 29 октября 2019 г.
Приказ Министерства образования Иркутской области от 28 мая 2019 г. N 35-мпр
Изменения вступают в силу с 28 мая 2019 г.