Заслушав и обсудив информацию руководителя департамента потребительской сферы и регулирования рынка алкоголя Краснодарского края Р.С. Куринного о ходе реализации постановления Законодательного Собрания Краснодарского края от 25 сентября 2018 года N 671-П "О размещении и деятельности нестационарных торговых объектов на территории Краснодарского края" (далее также - постановление N 671-П), Законодательное Собрание Краснодарского края отмечает, что органами местного самоуправления в Краснодарском крае системно и комплексно реализуются рекомендации органов государственной власти Краснодарского края в целях создания экономических и правовых условий, обеспечивающих повышение эффективности деятельности нестационарных торговых объектов.
Проведенный Законодательным Собранием Краснодарского края мониторинг в форме анализа полученной в ответ на запрос информации органов местного самоуправления в Краснодарском крае, а также в форме выездных заседаний постоянного комитета Законодательного Собрания Краснодарского края по вопросам промышленности, инвестиций, предпринимательства, связи, потребительского и финансового рынков, внешнеэкономической деятельности в отдельных муниципальных образованиях показал, что в большинстве муниципальных районов и городских округов, городских и сельских поселений внесены изменения в муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы размещения и деятельности нестационарных торговых объектов (далее также - НТО), либо приняты новые муниципальные правовые акты с учетом постановления N 671-П.
При этом администрациями отдельных муниципальных образований (в том числе Апшеронский район, Великовечненское и Первомайское сельские поселения Белореченского района, Красноармейское сельское поселение Ейского района, Пушкинское и Новоукраинское сельские поселения Гулькевичского района) соответствующие правовые акты так и не приняты. В качестве объяснения этому приводится факт отсутствия НТО на их территориях. Депутаты Законодательного Собрания Краснодарского края не считают эту причину достаточно объективной, так как правовая основа должна быть создана ввиду потенциальной возможности такой торговли.
Данная ранее рекомендация Законодательного Собрания Краснодарского края по активизации заключения договоров на право размещения нестационарных торговых объектов, исключению практики предоставления мест на основании разрешений (согласований) органов местного самоуправления выполняется. Вместе с тем из фактически размещенных в крае 6777 нестационарных объектов только по 4537 заключены договоры на размещение. В некоторых муниципалитетах (например, Каневской, Выселковский, Тбилисский, Кущевский районы) договоры на право размещения НТО не заключаются. Нестационарные объекты продолжают работать на праве аренды земельных участков (что в силу федерального земельного законодательства недопустимо) либо на основе разрешений (согласований), что также неприемлемо, так как в договорах должны быть четко определены обязанности, ответственность сторон, срок деятельности НТО на определенном месте, а также другие существенные условия с целью стабильной работы предпринимателей.
В адрес органов местного самоуправления в Краснодарском крае еще в сентябре 2018 года департаментом потребительской сферы и регулирования рынка алкоголя Краснодарского края был направлен модельный (типовой) договор на право размещения нестационарного торгового объекта, рекомендованный при проектировании и заключении новых или продлении на новый срок действующих договоров. Несмотря на необходимость включения в перечень основных требований типового договора существенных условий (запрет на передачу или уступку хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность, прав по договору на размещение НТО третьим лицам; недопущение нарушений законодательства об обороте алкогольной продукции (в том числе пива), табачной продукции, требований муниципальных правил благоустройства; порядок изменения размера платы за размещение объекта в зависимости от инфляционных процессов), не всеми органами местного самоуправления выполняется эта рекомендация. До сих пор на согласовании находятся разработанные муниципальные правовые акты об утверждении формы договора (например, город Сочи, Кореновский, Кущевский, Белореченский районы) либо причина, по которой правовой акт не применяется, не указывается.
В этой связи работу по заключению договоров на право размещения нестационарных торговых объектов следует активизировать.
Графические схемы размещения НТО, включающие всю территорию соответствующего населенного пункта, в подавляющем большинстве муниципальных образований созданы и размещены на официальных сайтах органов местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - официальные сайты органов местного самоуправления). Для удобства предпринимательского сообщества в указанных схемах в отношении каждого объекта содержатся: адрес (адресный ориентир) - место размещения; специализация (с указанием ассортимента реализуемой продукции); период деятельности (постоянно или сезонно); площадь земельного участка или торгового объекта; количество рабочих мест. Рекомендация о включении в схемы размещения НТО (далее также - схемы) территорий парков и пляжей, расположенных на муниципальных землях, также системно реализуется. Однако порядок размещения нестационарных объектов на пляжах, расположенных на земельных участках государственной собственности, требует проработки и административной регламентации органами исполнительной власти Краснодарского края совместно с муниципалитетами.
Кроме того, сложилась практика внесения новых НТО в схемы только после получения заявления от предпринимателя. Органами государственной власти Краснодарского края рекомендуется перестроить данную деятельность и включать потенциальные объекты в схему по инициативе органов местного самоуправления на основе проводимого ими системного и объективного анализа с учетом необходимости объекта с конкретной специализацией в определенном месте и пожеланий жителей прилегающих территорий.
Также депутаты Законодательного Собрания Краснодарского края отмечают, что мнение предпринимательского сообщества при включении новых объектов в схемы учитывается далеко не всеми органами местного самоуправления. Представленная информация о включении в состав муниципальных комиссий (иных органов), рассматривающих предложения об изменении схем, председателей органов территориального общественного самоуправления, о размещении проекта муниципального правового акта на официальном сайте органа местного самоуправления с целью проведения оценки регулирующего воздействия не может являться подтверждением эффективного взаимодействия с предпринимателями. Рекомендация постановления N 671-П о включении в муниципальные комиссии представителей общественных палат муниципальных районов и городских округов, торгово-промышленных палат, уполномоченных по защите прав предпринимателей, советов работодателей в муниципалитетах, Краснодарского краевого отделения Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства "Опора России" актуальна и в настоящее время. В этой связи следует обратить внимание на необходимость включения представителей общественности в состав комиссий, определяющих победителей конкурсов на предоставление права на размещение НТО. Конструктивный диалог муниципальной власти и торгового бизнеса позволит обеспечить добросовестную конкуренцию, уменьшит риск разорения в случае установки нескольких объектов с одинаковой специализацией в определенном месте.
Рекомендация о включении мобильных торговых объектов в схемы недостаточно выполняется. Так, например, в отдаленных населенных пунктах объекты развозной (мобильной) торговли (наиболее распространенными являются автолавки) фактически действуют, но в схемах они не отражены. Преодоление сложности определения адресного ориентира такого объекта достигается путем включения в схему в центре населенного пункта объекта (точки с ссылкой) и дополнения текстовой части схемы описанием ссылки, определяющей мобильный объект, периодичность движения, специализацию торговли. Кроме того, с предпринимателями, торгующими с использованием мобильных объектов, в некоторых районах договоры так и не заключены либо не со всеми договоры заключаются (например, Ейский, Каневской, Новокубанский, Новопокровский, Успенский районы). В этой связи работу по заключению договоров с мобильными торговыми объектами также следует активизировать.
Кроме того, проведенный анализ свидетельствует о том, что муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы введения платности размещения (эксплуатации) НТО в местные бюджеты, приняты не во всех муниципальных образованиях. В частности, не приняты соответствующие акты в Динском, Кущевском, Отрадненском, Успенском районах, в некоторых поселениях Кавказского, Калининского, Новокубанского, Тбилисского, Туапсинского районов. Как уже указывалось в постановлении N 671-П, принятие таких актов и, следовательно, включение условия платности в существенные условия договоров на размещение НТО позволит увеличить доходную часть местных бюджетов.
Сложилась различная практика по определению стартовой цены для проведения аукциона, базового размера финансового предложения хозяйствующего субъекта при проведении конкурса. Так, на территории муниципального образования город-курорт Геленджик конкурсы на право заключения договоров на размещение НТО проводятся в форме торгов, стартовая цена лота определяется независимой оценочной организацией на основании заключенного муниципального контракта. В муниципальном образовании город Армавир проводится открытый аукцион, при этом базовая ставка начального размера стоимости права заключения договора на размещение несезонного НТО установлена муниципальным правовым актом и составляет 550 рублей за один квадратный метр. В Белореченском районе базовый размер финансового предложения - 160 рублей в месяц за один квадратный метр. Определение стартовой цены лота в конкурсе на территории Крымского района осуществляется на основе экспертной оценки федеральной некоммерческой организации "Союз "Крымская торгово-промышленная палата", имеющей лицензию на данный вид деятельности. Независимой оценкой определяется начальная цена торгов в форме аукциона в Темрюкском районе. При расчете платы за размещение НТО применяется среднее значение удельного показателя кадастровой стоимости одного квадратного метра земельного участка в Абинском, Кущевском, Староминском районах, отдельных поселениях Каневского района. По мнению депутатов Законодательного Собрания Краснодарского края, независимая оценка наиболее объективна и целесообразна при определении стартовой цены для проведения аукциона, базового размера финансового предложения при проведении конкурса.
В правилах отбора победителей конкурсов также указываются различные критерии, хотя на практике в большинстве случаев главным фактором является только наибольшее финансовое предложение участника. Отмечается объективная необходимость включения в условия отбора анализа дополнительной информации предпринимателя о применении современного торгового оборудования с учетом передовых технологий; об использовании в оформлении объекта элементов, популяризирующих местные достопримечательности; о предоставлении дополнительных услуг по фасовке товара в упаковку с фирменным знаком; наличии у продавца форменной одежды с логотипом хозяйствующего субъекта. Такие требования уже закреплены муниципальным актом Ейского городского поселения Ейского района и предметно применяются.
Доходы, полученные за предоставленное право на размещение НТО, повышают уровень поступлений в местные бюджеты в большинстве муниципальных образований. Так, например, в местный бюджет Апшеронского района в 2017 году поступило 49,3 тыс. рублей, в 2018 году - 77,5 тыс. рублей, в 2019 году планируется 120 тыс. рублей. В местный бюджет Красноармейского района в 2017 году поступило 89 тыс. рублей, в 2018 году - 140,6 тыс. рублей, в 2019 году планируется 308 тыс. рублей. В местный бюджет Курганинского района в 2017 году поступило 359,5 тыс. рублей, в 2018 году - 628,5 тыс. рублей, в 2019 году планируется 2706,5 тыс. рублей. В местный бюджет Приморско-Ахтарского района в 2017 году поступило 336 тыс. рублей, в 2018 году - 687,9 тыс. рублей, в 2019 году планируется 923,7 тыс. рублей. В местный бюджет города Новороссийска в 2017 году поступило 6034 тыс. рублей, в 2018 году - 10853,8 тыс. рублей, в 2019 году планируется 12000 тыс. рублей. При этом в Каневском, Отрадненском, Тбилисском, Успенском районах за предоставление права на размещение НТО поступлений в местные бюджеты нет. Органам местного самоуправления указанных районов следует в кратчайшие сроки организовать заключение договоров на размещение НТО на платной основе.
Неоднократно органы государственной власти Краснодарского края обращали внимание органов местного самоуправления на необходимость соответствия внешнего вида нестационарных торговых объектов архитектурным требованиям. В городах Армавир, Геленджик, Краснодар, Сочи наиболее показателен опыт приведения НТО к современному единому облику. Многие муниципальные образования, среди которых Апшеронский, Каневской, Староминский районы, формально относятся к данному направлению работы.
В настоящее время сложилась различная практика по закреплению требований к внешнему виду объектов. Так, в городах Анапа, Геленджик утверждены типовые конструкции НТО; в городах Краснодар, Сочи, Армавир эскизные проекты на каждый объект согласовываются структурными подразделениями местных администраций в области архитектуры; в Динском и Тимашевском районах требования к внешнему виду НТО закреплены в правилах благоустройства, утвержденных соответствующими муниципальными правовыми актами; в Курганинском районе проекты планируемых к размещению объектов подлежат обязательному рассмотрению на заседаниях Градостроительного совета при главе муниципального образования Курганинский район. У Законодательного Собрания Краснодарского края и органов исполнительной власти Краснодарского края сформирована согласованная позиция, заключающаяся в том, что муниципальным образованиям необходимо разработать типовые проекты внешнего вида нестационарных торговых объектов, закрепив их в муниципальных правовых актах, регламентирующих размещение НТО. Соответствующие типовые проекты (эскизы) в апреле 2019 года были разработаны и направлены департаментом по архитектуре и градостроительству Краснодарского края органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов.
С целью развития нестационарной торговли, приведения к единому внешнему виду НТО одной специализации в некоторых муниципальных образованиях края сложилась положительная практика сдачи в аренду муниципальных конструкций. Так, в Ейском городском поселении такие конструкции за счет местного бюджета были изготовлены для торговли безалкогольными прохладительными напитками, плодоовощной продукцией, бахчевыми культурами, сувенирной продукцией, туристско-экскурсионными путевками и представляются в аренду предпринимателям по результатам аукционов. Начальный размер арендной платы определяется на основе оценки рыночной стоимости НТО, проводимой независимой организацией на основании муниципального контракта, заключенного в соответствии с федеральным законодательством в области закупок для государственных и муниципальных нужд. Органам местного самоуправления в Краснодарском крае предложено изучить данный опыт и рассмотреть возможность его применения.
В связи с вышеизложенным и в целях развития экономических и правовых условий, обеспечивающих повышение эффективности предпринимательской деятельности в нестационарных торговых объектах, Законодательное Собрание Краснодарского края постановляет:
1. Информацию руководителя департамента потребительской сферы и регулирования рынка алкоголя Краснодарского края Р.С. Куринного о ходе реализации постановления Законодательного Собрания Краснодарского края от 25 сентября 2018 года N 671-П "О размещении и деятельности нестационарных торговых объектов на территории Краснодарского края" принять к сведению.
2. Рекомендовать департаменту потребительской сферы и регулирования рынка алкоголя Краснодарского края:
1) продолжить работу по координации деятельности органов местного самоуправления в Краснодарском крае в целях реализации рекомендаций, содержащихся в постановлении N 671-П и в настоящем постановлении;
2) обеспечить эффективное проведение информационно-аналитического наблюдения за осуществлением торговой деятельности в нестационарных торговых объектах;
3) совместно с департаментом имущественных отношений Краснодарского края провести анализ размещения НТО на пляжах, расположенных на земельных участках, находящихся в государственной собственности, с целью дальнейшей подготовки оптимального механизма их размещения.
3. Рекомендовать органам местного самоуправления в Краснодарском крае:
1) продолжить работу по реализации рекомендаций, содержащихся в постановлении N 671-П;
2) активизировать заключение договоров на право размещения нестационарных торговых объектов, в том числе при осуществлении развозной (мобильной) торговли;
3) включать нестационарные торговые объекты в схему размещения НТО на основе проводимого органами местного самоуправления анализа с учетом необходимости НТО для жителей прилегающих территорий;
4) разработать и принять муниципальные правовые акты, закрепляющие типовые проекты внешнего вида нестационарных торговых объектов; активизировать деятельность по реализации данных правовых актов;
5) продолжить работу по принятию муниципальных правовых актов, регулирующих вопросы платности размещения НТО и перечисления средств в местные бюджеты;
6) при проведении конкурса на право размещения нестационарного торгового объекта включать использование в оформлении НТО элементов, популяризирующих местные достопримечательности, фирменных знаков в условия отбора хозяйствующих субъектов.
4. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на постоянный комитет Законодательного Собрания Краснодарского края по вопросам промышленности, инвестиций, предпринимательства, связи, потребительского и финансового рынков, внешнеэкономической деятельности.
Председатель Законодательного |
Ю.А. Бурлачко |
г. Краснодар
26 июня 2019 года
N 1182-П
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Законодательного Собрания Краснодарского края от 26 июня 2019 г. N 1182-П "О ходе реализации постановления Законодательного Собрания Краснодарского края "О размещении и деятельности нестационарных торговых объектов на территории Краснодарского края"
Настоящее постановление вступает в силу с 26 июня 2019 г.
Текст постановления опубликован на официальном сайте Законодательного Собрания Краснодарского края (http://www.kubzsk.ru) 3 июля 2019 г., на "Официальном интернет-портале правовой информации" (http://publication.pravo.gov.ru) 5 июля 2019 г.