Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел I.
Результаты деятельности министерства курортов, туризма и олимпийского наследия Краснодарского края за 2018 год
Доклад о результатах и основных направлениях деятельности министерства курортов, туризма и олимпийского наследия Краснодарского края (далее - доклад) подготовлен во исполнение постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 10 июля 2008 г. N 548 "О создании системы управления по целям и результатам деятельности в органах исполнительной власти Краснодарского края".
Министерство курортов, туризма и олимпийского наследия Краснодарского края (далее - Министерство) является специально уполномоченным органом исполнительной власти Краснодарского края в сфере развития курортов, туризма и олимпийского наследия, осуществляющим в установленном законодательством порядке реализацию государственной политики в сфере развития курортов и туризма на территории Краснодарского края, уполномоченным органом исполнительной власти Краснодарского края по проведению на территории Краснодарского края эксперимента по развитию курортной инфраструктуры в целях сохранения, восстановления и развития курортов, формирования единого туристского пространства, создания благоприятных условий для устойчивого развития сферы туризма.
Министерство в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Краснодарского края, а также Положением о Министерстве, утвержденным постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 28 декабря 2015 г. N 1335 "О министерстве курортов, туризма и олимпийского наследия Краснодарского края".
Министерство в своей деятельности подконтрольно главе администрации (губернатору) Краснодарского края, а также заместителю главы администрации (губернатора) Краснодарского края, курирующему вопросы развития.
Основными задачами Министерства являются:
создание благоприятных условий для развития курортов и туризма, сохранения олимпийского наследия на территории Краснодарского края;
обеспечение регулирования в области использования и охраны курортов, лечебно-оздоровительных местностей и природных лечебных ресурсов в Краснодарском крае;
обеспечение мер по реализации федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов Краснодарского края в сфере развития курортов, туризма и олимпийского наследия;
создание условий для инвестиционной привлекательности курортов и туризма на территории Краснодарского края;
разработка предложений по развитию туристского и санаторно-курортного комплекса, обеспечивающих потребности граждан в туризме, отдыхе и санаторно-курортном лечении;
обеспечение при реализации своих полномочий приоритета целей и задач по содействию развитию конкуренции в сфере санаторно-курортных и туристских услуг.
В сфере курортов, туризма и олимпийского наследия на территории Краснодарского края министерство выполняет следующие функции:
участвует в установленном порядке в разработке проектов федеральных законов, законов Краснодарского края и иных нормативных правовых актов в сфере курортов, туризма и олимпийского наследия, обобщает практику применения действующего законодательства и вносит предложения по его совершенствованию, в пределах компетенции самостоятельно осуществляет правовое регулирование;
представляет на рассмотрение главе администрации (губернатору) Краснодарского края проекты правовых актов Краснодарского края в сфере курортов, туризма и олимпийского наследия, в пределах компетенции самостоятельно осуществляет приведение в соответствие с законодательством Российской Федерации правовых актов Краснодарского края;
определяет основные задачи в сфере туризма и приоритетные направления развития туризма на территории Краснодарского края;
создает и обеспечивает благоприятные условия для беспрепятственного доступа туристов (экскурсантов) к туристским ресурсам, находящимся на территории Краснодарского края, и средствам связи, а также получения медицинской, правовой и иных видов неотложной помощи;
реализует меры по созданию системы навигации и ориентирования в сфере туризма на территории Краснодарского края;
содействует в продвижении туристских продуктов Краснодарского края на внутреннем и мировом туристских рынках, включая организацию рекламно-информационного обеспечения продвижения краевого туристского продукта на внутреннем и внешних рынках;
реализует меры по поддержке приоритетных направлений развития туризма в Краснодарском крае;
реализует в пределах компетенции Министерства комплекс мер по организации экскурсий и путешествий с культурно-познавательными целями для обучающихся в общеобразовательных организациях;
организует и проводит мероприятия в сфере туризма на региональном и межмуниципальном уровнях, в том числе форумов, конференций, совещаний, семинаров, выставок, краевых ярмарок, смотров-конкурсов и других мероприятий по вопросам туристской деятельности, сохранения и использования объектов олимпийского наследия Краснодарского края;
участвует в информационном обеспечении туризма, создании на территории Краснодарского края туристских информационных центров и обеспечении их функционирования;
определяет порядок формирования и ведения реестра субъектов и объектов туристской индустрии Краснодарского края и реестра туристских ресурсов Краснодарского края, осуществляет его ведение;
проводит аттестацию экскурсоводов (гидов), гидов-переводчиков, а также инструкторов-проводников на соответствие требованиям, установленным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти;
содействует органам местного самоуправления в Краснодарском крае в решении вопросов, направленных на создание благоприятных условий для развития туризма, в пределах компетенции Министерства;
заключает договоры на размещение объектов, определенных нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти Краснодарского края, на землях или земельных участках, находящихся в государственной собственности Краснодарского края, без предоставления земельных участков и установления сервитутов;
принимает участие в разработке и реализации документов стратегического планирования в сфере туризма в пределах своей компетенции;
определяет виды и перечень туристских маршрутов на территории Краснодарского края;
участвует в пределах своей компетенции в реализации региональной инвестиционной политики, в том числе формирует информацию об инвестиционных проектах в сфере развития курортов и туризма; участвует в пределах своей компетенции в привлечении инвестиций в развитие санаторно-курортного и туристского комплекса Краснодарского края, в обеспечении проработки инвестиционных проектов в сфере развития курортов и туризма в муниципальных образованиях Краснодарского края; обеспечивает мониторинг реализации инвестиционных проектов в рамках исполнения обязательств, принятых в заключенных с инвесторами протоколах о намерениях; обеспечивает мониторинг реализации одобренных инвестиционных проектов;
проводит анализ состояния туристской индустрии, туристских ресурсов и объектов олимпийского наследия;
участвует в пределах своей компетенции в создании и развитии туристско-рекреационных и автотуристских кластеров;
в пределах установленной компетенции взаимодействует с органами государственной власти Краснодарского края, органами местного самоуправления муниципального образования город-курорт Сочи по вопросам сохранения и использования объектов олимпийского наследия;
осуществляет ведение реестра лечебно-оздоровительных местностей и курортов Краснодарского края, включая санаторно-курортные организации Краснодарского края;
участвует совместно с заинтересованными организациями, ведомствами и органами местного самоуправления в разработке проектов округов санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов, имеющих региональное значение, в установлении их границ и режимов;
обеспечивает подготовку необходимой документации, организует проведение необходимых исследований, экспертиз и согласований с целью признания в установленном законодательством порядке территории лечебно-оздоровительной местностью или курортом регионального значения;
осуществляет в пределах своих полномочий функции государственного заказчика по закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд Краснодарского края;
осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации и Краснодарского края функции и полномочия учредителя в отношении подведомственных организаций. Осуществляет полномочия по управлению акциями, долями Краснодарского края в уставных капиталах хозяйственных обществ в случаях, предусмотренных законодательством Краснодарского края;
в пределах установленной компетенции осуществляет контроль за использованием имущества, принадлежащего государственным унитарным предприятиям Краснодарского края, а также анализ эффективности деятельности государственных унитарных предприятий Краснодарского края;
организует и проводит в пределах установленной компетенции аттестацию руководителей государственных унитарных предприятий Краснодарского края и государственных учреждений Краснодарского края;
обеспечивает защиту персональных данных в Министерстве;
осуществляет полномочия в области защиты сведений, относящихся к государственной тайне в соответствии с законодательством Российской Федерации, в пределах предоставленных полномочий;
осуществляет противодействие терроризму в пределах своих полномочий;
организует и обеспечивает воинский учет и бронирование на период мобилизации, военного положения и на военное время граждан, пребывающих в запасе и работающих в Министерстве;
выполняет мероприятия по мобилизационной подготовке, предусмотренные законодательством Российской Федерации;
осуществляет проведение мониторинга правоприменения нормативных правовых актов Министерства и правовых актов Краснодарского края по направлениям осуществляемой Министерством деятельности;
в пределах установленной компетенции осуществляет функции участника государственной системы бесплатной юридической помощи в соответствии с законодательством Краснодарского края;
осуществляет другие полномочия в сфере развития курортов и туризма на территории Краснодарского края в соответствии с действующим законодательством;
устанавливает форму, порядок и сроки представления: органами местного самоуправления - сведений, необходимых для осуществления мониторинга хода проведения на территории Краснодарского края эксперимента по развитию курортной инфраструктуры в целях сохранения, восстановления и развития курортов, формирования единого туристского пространства, создания благоприятных условий для устойчивого развития сферы туризма в Краснодарском крае (далее - эксперимент) и составления ежегодного отчета о ходе эксперимента на территории соответствующего муниципального образования;
операторами курортного сбора - отчета оператора курортного сбора и сведений, необходимых для ведения реестра операторов курортного сбора; ведет реестр операторов курортного сбора; осуществляет мониторинг хода эксперимента;
представляет в высший исполнительный орган государственной власти Краснодарского края проект ежегодного отчета о ходе эксперимента на территории Краснодарского края;
осуществляет иные полномочия, связанные с проведением эксперимента, в соответствии с действующим законодательством.
Результаты осуществления программной деятельности
Министерством в 2018 году реализовывались мероприятия государственной программы Краснодарского края "Развитие санаторно-курортного и туристского комплекса", утвержденной постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 5 ноября 2015 г. N 1007.
Краткая характеристика государственной программы Краснодарского края "Развитие санаторно-курортного и туристского комплекса Краснодарского края" (далее - государственная программа).
Срок реализации программы: 2016 - 2021 годы.
Цель государственной программы: создание условий для привлечения и увеличения туристского потока, а также потока отдыхающих на территории Краснодарского края.
Задачи государственной программы: комплексное развитие санаторно-курортного и туристского комплекса Краснодарского края;
продвижение санаторно-курортного и туристского комплекса Краснодарского края на мировом и внутреннем туристских рынках;
обеспечение сохранения, развития и эффективного функционирования объектов олимпийского наследия, включая развитие олимпийского туризма.
Государственная программа включает в себя две подпрограммы:
"Развитие санаторно-курортного и туристского комплекса" (далее - подпрограмма N 1) и "Создание горноклиматического курорта Лагонаки и объектов, обеспечивающих его функционирование" (далее - подпрограмма N 2).
Также в состав государственной программы входят основные мероприятия, включающие себя:
финансовое обеспечение деятельности министерства и предоставление субсидий государственному бюджетному учреждению Краснодарского края, созданному в целях создания благоприятных условий для развития туризма, повышения инвестиционной привлекательности курортов Краснодарского края, на финансовое обеспечение выполнения государственного задания.
Цели:
комплексное развитие санаторно-курортного и туристского комплекса Краснодарского края;
продвижение санаторно-курортного и туристского комплекса Краснодарского края на мировом и внутреннем туристских рынках;
обеспечение сохранения, развития и эффективного функционирования объектов олимпийского наследия, включая развитие олимпийского туризма.
Реализация поставленных целей в 2018 году осуществлялась путем решения следующих задач подпрограммы:
защита населения и территории муниципальных образований Краснодарского края от чрезвычайных ситуаций природного характера на объектах туристского показа, находящихся в муниципальной, собственности;
развитие сельского (аграрного) туризма;
осуществление анализа состояния санаторно-курортного и туристского комплекса Краснодарского края;
продвижение санаторно-курортных и туристских возможностей Краснодарского края;
создание условий для сохранения, развития и круглогодичного функционирования объектов олимпийского наследия Олимпийского парка в Имеретинской низменности города Сочи.
Цель: комплексное развитие санаторно-курортного и туристского комплекса Краснодарского края.
Задача: Защита населения и территории муниципальных образований Краснодарского края от чрезвычайных ситуаций природного характера на объектах туристского показа, находящихся в муниципальной собственности.
Показатель: площадь расчищенной территории объекта туристского показа, находящегося в муниципальной собственности, в целях защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного характера.
С целью решения данной задачи в перечень мероприятий подпрограммы N 1 включено мероприятие "Предоставление субсидий из краевого бюджета местному бюджету в целях софинансирования расходных обязательств муниципального образования, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по защите населения и территории муниципального образования от чрезвычайных ситуаций природного характера на объектах туристского показа, находящихся в муниципальной собственности".
В рамках данного мероприятия в отчетном периоде субсидия из краевого бюджета предоставлена местному бюджету муниципального образования Апшеронский район: осуществлена расчистка левого скального склона Гуамского ущелья от нависающих камней, бревен и аварийных деревьев. Площадь расчищенной территории составила 170 тыс. кв. м.
Задача: Развитие сельского (аграрного) туризма.
Показатель: предоставление грантов в форме субсидий победителям, занявшим призовые места по итогам краевого конкурса "Лучший объект сельского (аграрного) туризма в Краснодарском крае".
Так одним из мероприятий подпрограммы N 1 является "Предоставление грантов в форме субсидий победителям, занявшим призовые места по итогам краевого конкурса "Лучший объект сельского (аграрного) туризма в Краснодарском крае". В соответствии с Постановлением Законодательного Собрания Краснодарского края от 23 апреля 2014 г. N 1021-П "О краевом конкурсе "Лучший объект сельского (аграрного) туризма в Краснодарском крае" (далее - постановление о конкурсе) предоставление грантов в форме субсидий победителям конкурса осуществляется министерством после принятия постановления Законодательным Собранием Краснодарского края об итогах конкурса. Так, Постановлением Законодательного Собрания Краснодарского края от 28 марта 2018 г. N 388-П "Об итогах краевого конкурса "Лучший объект сельского (аграрного) туризма в Краснодарском крае" в 2017 году" определено 9 победителей конкурса в 3 номинациях. Размер грантов, предоставляемых в 2018 году, в соответствии с постановлением о конкурсе определен победителям конкурса за 1, 2 и 3 места соответственно в следующих размерах: 150,0 тыс. рублей, 100,0 тыс. рублей и 50,0 тыс. рублей. Таким образом, Министерством в 2018 году выплачены гранты в форме субсидий, в общей сумме девяти победителям в трех номинациях в сумме 900 тыс. рублей.
Задача: Осуществление анализа состояния санаторно-курортного и туристского комплекса Краснодарского края.
Показатель: проведение научных и других исследований с целью развития, улучшения качества оказываемых услуг санаторно-курортной и туристской сферы Краснодарского края.
Подпрограммой N 1 предусмотрена ежегодная реализация мероприятия "Организация проведения научных и других исследований в целях расширения туристского потенциала Краснодарского края, улучшения качества оказываемых услуг и повышения эффективности его использования, в том числе восстановления туристских ресурсов на территории Краснодарского края, а также изучение природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов Краснодарского края".
В течение 2017 года в рамках данного направления подпрограммы N 1 были запланированы к проведению два исследования для определения соответствия качества услуг, предоставляемых средствами размещения Краснодарского края, категории, присвоенной аккредитованной организацией, осуществляющей классификацию объектов туриндустрии, включающих гостиницы и иные средства размещения.
Так, государственные контракты на проведение каждого из исследований заключены 28 сентября 2017 г. (на 990,0 тыс. рублей) и 2 ноября 2017 г. (на 1179,25 тыс. рублей) соответственно.
В связи с ненадлежащим исполнением контрактов со стороны исполнителя, услуга как по первому, так и по второму контракту не была принята в 2017 году. Вместе с тем в отчетном периоде (2018 года) одна из услуг на сумму 1179,25 тыс. рублей была принята.
В рамках приемки второй услуги со стороны министерства в адрес исполнителя неоднократно направлялись замечания к предоставляемым отчетам. В 2018 году исполнителем услуги в Арбитражный суд Краснодарского края направлено исковое заявление. В течение 2018 года и отчетного периода 2019 года велись судебно-претензионная работа.
Цель: продвижение санаторно-курортного и туристского комплекса Краснодарского края на мировом и внутреннем туристских рынках.
Задача: продвижение санаторно-курортных и туристских возможностей Краснодарского края.
Показатель: изготовление полиграфической продукции.
Показатель: разработка, изготовление и установка рекламной продукции: макета и информационного панно, биллборда, рекламных поверхностей в городах Российской Федерации.
Показатель: изготовление сувенирной продукции.
Показатель: участие в выставочных мероприятиях.
Показатель: организация и участие в российских и международных форумах, конференциях, конкурсах и других мероприятиях в области развития санаторно-курортного и туристского комплекса.
В целях продвижения санаторно-курортного и туристского потенциала курортов Краснодарского края, формирования позитивного туристского имиджа Краснодарского края в 2018 году Министерством в рамках подпрограммы обеспечено:
Участие министерства в международных туристских выставках:
1) 13-ой Международной выставке "Интурмаркет - 2018" г. Москва;
2) 25-ой Московской международной туристической выставке МТТТ, г. Москва;
3) 24-ой Международной форум-выставке по туризму "ОТДЫХ/LEISURE-2018", г. Москва;
4) Международной туристской выставке "Мир без границ" - г. Ростов-на-Дону;
5) Международной специализированной выставке "Туризм и спорт" г. Казань;
6) Международной туристской выставке "EXPOTRAVEL-2018", г. Екатеринбург.
На стендах Краснодарского края среди представителей туристских компаний регионов Российской Федерации были распространены буклеты с информацией о возможностях отдыха и оздоровления в Краснодарском крае.
2) Проведение выставки-ярмарки сельского (аграрного) туризма "АгроТУР-2018".
По инициативе Законодательного Собрания Краснодарского края, в целях развития и популяризации сельского (аграрного) туризма в Краснодарском крае 19 мая 2018 г. в г. Краснодаре организована и проведена выставка-ярмарка "АгроТУР-2018". Участие в ней приняли более 90 объектов сельского (аграрного) туризма из 40 муниципальных образований. Также участниками стали учащиеся и преподаватели высших учебных заведений, на выставку были приглашены более 500 туроператоров и турагентов.
Проведена конференция по вопросам развития сельского (аграрного) туризма в Краснодарском крае.
Изготовлены рекламно-информационные материалы о санаторно-курортном и туристском потенциале Краснодарского края, в том числе: (брошюры и путеводители) для распространения в период проведения чемпионата мира по футболу 2018 года в городе-курорте Сочи; путеводители "Гастрономическая карта туриста в Краснодарском крае"; брошюры об активных видах туризма в Краснодарском крае; карты минеральных вод и лечебных грязей Краснодарского края; брошюры о туризме; брошюры о санаторно-курортном лечении в Краснодарском крае; брошюры об эногастрономическом туризме в Краснодарском крае; изготовлены сувенирные материалы.
Наружная реклама
Посредством наружной рекламы размещены информационные материалы о туристских возможностях Краснодарского края:
в 123 вагонах поездов "Аэроэкспресс" (Москва-Внуково, Москва-Домодедово, Москва-Шереметьево);
общее количество рекламных мест - 246 шт.;
на бортах общественного транспорта (троллейбусы) в г. Краснодаре;
на рекламной поверхности, расположенной по адресу: Краснодарский край, Кущевский район, трасса Краснодар-Дон, 1920 + 800 м.;
в центральной части г. Краснодара размещена световая крышная конструкция "Курорты Краснодарского края" (размер Д х В х Ш - 30 x 3 x 0,3 м).
Проведение конкурсов
Организован и проведен региональный конкурс молодежных работ "Курортный Олимп - проекты".
Организована торжественная церемония награждения победителей конкурса лидеров туристской индустрии "Курортный Олимп" (30 ноября). Конкурс проведен по 17 номинациям.
Кроме того, осуществлено создание и наполнение тематических подразделов на официальном сайте министерства www.min.kurortkuban.ru:
Краевая маркетинговая программа "Южная здравница".
Краевая маркетинговая программа "Отдых с видом на горы". "10 признаков легальной гостиницы". "Античное наследие России". Винный маршрут "Янтарная лоза".
Концепция развития санаторно-курортного и туристского комплекса Краснодарского края до 2030 года. Аграрный туризм. Бальнеология.
Чемпионат мира по футболу 2018 года. Курортный сбор. Курортный Олимп Новогодние туры.
Наполнение календаря событий
Размещение информации о мероприятиях в разделе Календарь событий на официальном сайте министерства www.min.kurortkuban.ru -318 мероприятия, из них в разделе "Афиша" портала Ростуризма www.russia.travel - 18 мероприятий.
Цель: Обеспечение сохранения, развития и эффективного функционирования объектов олимпийского наследия, включая развитие олимпийского туризма.
Задача: Создание условий для сохранения, развития и круглогодичного функционирования объектов олимпийского наследия Олимпийского парка в Имеретинской низменности города Сочи.
Показатель: площадь территории в границах Олимпийского парка в Имеретинской низменности города Сочи, требующая содержания.
Показатель: число посетителей Олимпийского парка в Имеретинской низменности города Сочи.
В рамках решения вышеуказанных цели и задачи подпрограммой N 1 предусмотрена реализация мероприятия "Предоставление субсидии местному бюджету муниципального образования город-курорт Сочи на со финансирование расходных обязательств по созданию условий для массового отдыха на отдельных территориях, расположенных в границах Олимпийского парка в Имеретинской низменности города Сочи, находящихся в муниципальной собственности города-курорта Сочи".
В рамках освоения субсидии администрацией муниципального образования города Сочи организованы мероприятия по содержанию территории в границах Олимпийского парка в Имеретинской низменности города Сочи. Содержание территории Олимпийского парка подразумевает работы по уходу за зелеными насаждениями и ландшафтом, работы по эксплуатации и уборке объектов и имущества, комплекс мероприятий по содержанию и ремонту сетей электроснабжения, уборка фонтана "Чаша Олимпийского огня", комплексное содержание и эксплуатация внутренних инженерных систем.
Число посетителей Олимпийского парка в Имеретинской низменности города Сочи в 2018 году превысило 3,8 млн. человек.
Цели:
признание территории, планируемой к размещению горноклиматического курорта Лагонаки, курортом регионального значения;
содействие формированию нового конкурентоспособного горноклиматического курорта, соответствующего международным стандартам качества и обслуживания отдыхающих.
Задачи подпрограммы N 2 на 2018 год:
продвижение туристско-рекреационного потенциала Апшеронского района.
Показатель: изготовление и размещение роликов на интернет-каналах в целях содействия формированию нового горноклиматического курорта и продвижения туристско-рекреационного потенциала Апшеронского района.
Показатель: организация и проведение туристского фестиваля, форума в целях содействия формированию нового горноклиматического курорта и продвижения туристско-рекреационного потенциала Апшеронского района.
В отчетном году в рамках подпрограммы "Создание горноклиматического курорта Лагонаки и объектов, обеспечивающих его функционирование" были реализованы следующие мероприятия:
В октябре 2018 года организованы и проведены фестиваль активного отдыха и форум "Развитие активных видов туризма".
Целью проведения фестиваля являлось развитие и продвижение туристско-рекреационного потенциала Апшеронского района, развитие активных видов туризма, а также популяризация активного отдыха и здорового образа жизни.
Программа фестиваля включала в себя: концертные выступления, работу выставки-ярмарки продукции кубанских и адыгейских производителей, проведение тематических мастер-классов, работу экспозиции художественных фотографий, работу площадки активного отдыха, работу экстрим-площадки, экспозицию внедорожной техники.
Целью форума являлись обмен опытом в развитии и продвижении туристского продукта "Лагонаки", обсуждение проблем, перспектив и тенденций развития Лагонакского нагорья.
На форуме работали секции на темы: "Механизмы поддержки субъектов туриндустрии" и "Современные методы продвижения активных видов туризма".
В целях продвижения туристско-рекреационного потенциала Апшеронского района и содействия формированию нового горноклиматического курорта изготовлены и размещены в социальных сетях ВКонтакте, Instagram, Facebook, на видеохостинге Youtube два видеоролика об активном и семейном отдыхе в Апшеронском районе, которые имели более 200 тысяч просмотров.
Оценить социально-экономическую эффективность государственной программы возможно по следующим показателям:
Показатель: число отдыхающих в Краснодарском крае.
В 2018 году турпоток в Краснодарском крае, составил 17,0 млн. человек (2017 год - 16 млн. человек).
Росту турпотока в 2018 году способствовала системная работа по повышению качества услуг на курортах края, а также теплая погода, продолжительный, по сравнению с прошлым годом, купальный сезон. И проведение на высоком уровне множества событийных мероприятий международного уровня - чемпионата мира по футболу, туристического фестиваля "Античное наследие России" и многих других. Только Чемпионат мира по футболу FIFA 2018 привлек в регион около 800 тысяч отдыхающих. Столько гостей, в том числе из Швеции, Исландии, Швейцарии, Германии, Южной Кореи, Италии, Аргентины и других стран, посетили Сочи, Анапу, Геленджик и Краснодар в период проведения турнира. В краевой столице турпоток за это время вырос почти в три раза. При проведении турнира турпоток иностранных туристов на курорты региона вырос на 90%.
Показатель: объем услуг (доходов) санаторно-курортного и туристского комплекса, в том числе:
доходы, полученные от деятельности коллективных средств размещения (гостиниц, санаториев, домов отдыха, турбаз и другом);
доходы туристских фирм;
доходы индивидуальных средств размещения.
По оценочным данным, объем доходов санаторно-курортного и туристского комплекса в 2018 году достиг 136,4 млрд рублей.
Основную долю в объеме доходов санаторно-курортного и туристского комплекса в 2018 году традиционно составили доходы, полученные от деятельности коллективных средств размещения - 89,4 млрд рублей, выполнение плана - 105,7%.
Доходы туристских фирм в 2018 году составили 3,2 млрд рублей (оценка).
Показатель: объем инвестиций в основной капитал предприятий санаторно-курортного и туристского комплекса.
Краснодарский край устойчиво занимает одно из ведущих мест в десятке наиболее привлекательных регионов Российской Федерации для отечественных и иностранных инвесторов, а также в рейтинге российских регионов по законодательной активности в сфере привлечения инвестиций.
По оперативным данным статистики в 2018 году объем инвестиций в основной капитал (по крупным и средним предприятиям) должен составить 5,9 млрд рублей, прирост 8%.
Показатель: налоговые поступления от деятельности санаторно-курортного и туристского комплекса в консолидированный бюджет Краснодарского края.
За 2018 год в краевой консолидированный бюджет от предприятий санаторно-курортного и туристского комплекса поступило 8,0 млрд рублей, выполнение плана - 113,2%.
Основные показатели реализации программы за 2018 год представлены в приложении к разделам I и II доклада.
Отметим также, что одной из функций министерства является участие в пределах своей компетенции в создании и развитии на территории Краснодарского края туристско-рекреационных и автотуристских кластеров. Так, на территории Краснодарского края в рамках федеральной целевой программы "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (на 2011 - 2018 годы)", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2010 г. N 644 (далее - федеральная целевая программа), реализованы мероприятия по созданию на территории муниципальных образований город-курорт Анапа и город Новороссийск туристско-рекреационного кластера "Абрау-Утриш".
Показатель: количество созданных объектов обеспечивающей инфраструктуры в рамках создания туристских кластеров на территории Краснодарского края.
Реализация мероприятий осуществлялась на условиях софинансирования средств федерального бюджета путем предоставления субсидии в рамках федеральной целевой программы. Заказчиком мероприятий являлось государственное бюджетное учреждение Краснодарского края "Курорты Краснодарского края" (далее - учреждение).
Так, в настоящее время в рамках федеральной целевой программы на территории Краснодарского края завершено строительство следующих объектов обеспечивающей инфраструктуры.
1. "Берегоукрепление с. Мысхако г. Новороссийск". Строительство объекта завершено в 2014 году.
Фактически профинансировано по объекту 66,1 млн. рублей, из них: за счет средств федерального бюджета 50,6 млн. рублей, за счет средств краевого бюджета 15,5 млн. рублей.
Право собственности Краснодарского края на указанный объект зарегистрировано 21 февраля 2017 г.
В результате строительства объекта инженерной инфраструктуры построен волногасящий пляж протяженностью 370 м при средней ширине в надводной части около 35 м. Подводная часть пляжа выходит на глубину около 1,5 м, что обеспечивает комфортные условия отдыха 2600 человек.
2. "Строительство в 3-три этапа: Напорный канализационный коллектор по Пионерскому проспекту от КНС N 1 на территории санатория "Жемчужина России" до ЦНС по ул. Северной. Водовод от РЧВ на площадке резервуаров в п. Джемете до автодороги Анапа-Керчь" (3-й этап)".
Фактически профинансировано по объекту 129,4 млн. рублей, в том числе из федерального бюджета - 114,8 млн. рублей, из краевого бюджета -14,6 млн. рублей.
Право собственности Краснодарского края на указанный объект зарегистрировано 24 июля 2017 г.
В результате построен водовод Ду-1200 мм протяженностью 924,0 м/п на участке от РЧВ на площадке резервуаров в п. Джемете до автодороги Анапа-Керчь. Новый водовод обеспечит безаварийную работу системы водоснабжения и увеличит объем подаваемой воды на предприятия санаторно-курортного комплекса, расположенные на Пионерском проспекте города-курорта Анапа.
3. "Реконструкция магистрального водовода Ду-560 мм от автодороги Новороссийск - Керченский пролив до пр. Южный с. Витязево, город-курорт Анапа, Краснодарский край".
Фактически профинансировано по объекту 63,3 млн. рублей, из них: 40,0 млн. рублей средств федерального бюджета, 23,3 млн. рублей средств краевого бюджета.
Право собственности Краснодарского края на указанный объект зарегистрировано 17 мая 2018 г.
Новый водовод обеспечил безаварийную работу системы водоснабжения и увеличил объем подаваемой воды на предприятия санаторно-курортного комплекса, расположенные на территории с. Витязево муниципального образования город-курорт Анапа.
4. "Строительство в 3-три этапа: Напорный канализационный коллектор по Пионерскому проспекту от КНС N 1 на территории санатория "Жемчужина России" до ЦНС по ул. Северной. Водовод от РЧВ на площадке резервуаров в п. Джемете до автодороги Анапа-Керчь" (1-й и 2-й этапы)".
Стоимость строительства объекта согласно заключенного контракта составляет 500,2 млн. рублей, из них: 382,7 млн. рублей средства федерального бюджета, 117,5 млн. рублей средства краевого бюджета.
Фактически профинансировано по объекту 475,2 млн. рублей, из них: 363,7 млн. рублей средства федерального бюджета, 111,5 млн. рублей средства краевого бюджета.
Право собственности Краснодарского края на указанный объект зарегистрировано 29 мая 2019 г.
Строительство нового канализационного коллектора позволило увеличить объем поступаемых стоков, уменьшило нагрузку на перекачивающее оборудование, исключило аварийные ситуации, которые могут привести к технологической и экологической катастрофам, а также даст возможность дальнейшего развития курортной отрасли города-курорта Анапа.
Также за счет внебюджетных источников в рамках создания указанного кластера создано 6 туристских объектов, объем инвестиций составил более 2 000,0 млн. руб.:
1. Капитальная реконструкция комплекса SPA Довиль hotel and SPA" (инвестор ООО "Арбат Отель Менеджмент") созданных 35 новых рабочих мест; вместимость объекта - 454 койко-места;
2. "Строительство лечебно оздоровительного комплекса "Витязь" (инвестор ООО "ГАЗПРОМ ДОБЫЧА УРЕНГОЙ") создано 32 новых рабочих места; количество койко-мест - 30;
3. "Строительство отеля "Beton Brut" (инвестор ООО "Орбита") создано 150 новых рабочих места; вместимость объекта - 363 койко-места;
4. "Строительство водно-развлекательного комплекса "Белые паруса" (инвестор Акопян Ю.М.) создано 80 новых рабочих места; вместимость объекта - 1200 посетителей;
5. "Реконструкция гостинично-оздоровительного комплекса с рестораном "Круглое озеро" (инвестор - ООО "Центр винного туризма Абрау Дюрсо") создано 28 койко-мест;
6. "Строительство спального корпуса с помещениями курортного обслуживания пансионата "Анапчанка" (инвестор - НАО "Пансионат "Анапчанка") создано 30 новых рабочих места; вместимость объекта - 140 койко-мест.
Принимая во внимание, что Федеральным агентством по туризму в 2018 году проводилась работа по разработке проекта федеральной целевой программы "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации на 2019 - 2025 годы", министерство в апреле 2018 года обратилось в Федеральное агентство с просьбой рассмотреть возможность включения в проект федеральной целевой программы реализацию следующих объектов инженерной инфраструктуры на территории туристско-рекреационного кластера "Абрау-Утриш":
1) "Берегоукрепление набережной им. Адмирала Серебрякова от ул. Снайпера Рубахо до яхт-клуба водноспортивного центра ПАО "Новошип" и на участке выхода к морю ул. Черняховского в г. Новороссийск";
2) "Реконструкция систем водоотведения и канализационных очистных сооружений хозяйственно-бытовых сточных вод от с. Большие Хутора до с. Абрау-Дюрсо";
3) "Строительство набережной озера Абрау".
В соответствии с письмом Федерального агентства по туризму от 8 июня 2018 г. N 4018/НК решением Рабочей группы по экспертизе инвестиционных проектов, предлагаемых субъектами Российской Федерации к включению в перечень мероприятий программы от 10 мая 2018 г., инвестиционный проект по созданию туристско-рекреационного кластера "Абрау-Утриш" рекомендован к включению в программу с 2020 года.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 30 января 2019 г. N 61 в рамках создания туристско-рекреационного кластера "Абрау-Утриш" администрации Краснодарского края из средств федерального бюджета в 2020 - 2021 годах будет предоставлена субсидия в размере 592,6 млн. руб.
Также планируется создать семь объектов туристской инфраструктуры (пять гостиниц, ресторан и кафе).
Работа по созданию горноклиматического курорта Лагонаки
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28 сентября 2016 г. N 978 "О досрочном прекращении существования особых экономических зон" существование TP ОЭЗ на территории Апшеронского района Краснодарского края и Майкопского района Республики Адыгея досрочно прекращено.
Информация о ходе реализации эксперимента по развитию курортной инфраструктуры в Краснодарском крае по итогам 2018 года
В соответствии со статьей 5 Закона Краснодарского края от 27 ноября 2017 г. N 3690-КЗ "О введении курортного сбора на территории Краснодарского края и внесении изменений в Закон Краснодарского края "Об административных правонарушениях" (далее - Закон N 3690-КЗ) территорией эксперимента в Краснодарском крае являются территории следующих муниципальных образований:
1) город-курорт Анапа;
2) город-курорт Геленджик;
3) город-курорт Сочи;
4) город Горячий Ключ;
5) Новомихайловское городское поселение Туапсинского района;
6) Джубгское городское поселение Туапсинского района;
7) Небугское сельское поселение Туапсинского района;
8) Шепсинское сельское поселение Туапсинского района.
В соответствии со статьей 6 Закона N 3690-КЗ размер курортного сбора, взимаемый на территории эксперимента с одного физического лица, достигшего 18 лет, проживающего в объекте размещения более 24 часов, составляет 10 рублей в сутки.
В соответствии с частью 3 статьи 7 Закона N 3690-КЗ от уплаты курортного сбора на территории Краснодарского края дополнительно освобождены лица, имеющие место жительства на территории Краснодарского края.
В отчетном периоде получено 453 отказа физических лиц от уплаты курортного сбора. Сумма недополученных доходов бюджета Краснодарского края в результате отказов плательщиков курортного сбора от уплаты курортного сбора составила - 37,2 тыс. рублей.
По состоянию на 31 декабря 2018 г. в реестре операторов курортного сбора состояли 2 527 операторов.
В 2018 году ежедневно реестр операторов курортного сбора корректировался с учетом сведений, представляемых операторами курортного сбора.
Законом Краснодарского края от 20 декабря 2017 г. N 3722-КЗ "О краевом бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов", был установлен на 2018 год объем доходов от уплаты курортного сбора в сумме 70 000 тыс. рублей.
Объем денежных средств, фактически поступивших в бюджет Краснодарского края от уплаты курортного сбора в 2018 году составил 109 301 тыс. рублей.
В соответствии с частью 4 статьи 10 Закона N 3690-КЗ бюджетные ассигнования Фонда направляются в форме межбюджетных трансфертов из краевого бюджета бюджетам муниципальных образований, территории которых включены в территорию эксперимента, с учетом объема средств, поступивших с территории конкретного муниципального образования.
Частью 5 статьи 9 Федерального закона от 29 июля 2017 г. N 214-ФЗ "О проведении эксперимента по развитию курортной инфраструктуры в Республике Крым, Алтайском крае, Краснодарском крае и Ставропольском крае" (далее - Закон N 214-ФЗ) (бюджетные ассигнования Фонда, не использованные в текущем финансовом году, направляются на увеличение бюджетных ассигнований Фонда в очередном финансовом году) предусмотрена возможность освоения средств, собранных от уплаты курортного сбора в очередном финансовом году.
В связи с чем, средства курортного сбора, собранные в 2018 году, осваиваются в 2019 году.
Всего расходы субъекта на реализацию эксперимента по развитию курортной инфраструктуры за отчетный период 2018 год составили 9 741,8 тыс, рублей.
Статьей 14 Закона N 3690-КЗ органы местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края, указанные в статье 5 Закона N 3690-КЗ, наделяются отдельными государственными полномочиями Краснодарского края по осуществлению регионального государственного контроля за исполнением плательщиками курортного сбора и операторами курортного сбора требований Закона N 214-ФЗ, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Закона N 3690-КЗ и иных нормативных правовых актов Краснодарского края, связанных с проведением эксперимента (далее - региональный государственный контроль).
Согласно отчетам органов местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края, результаты осуществления регионального государственного контроля следующие.
Составлено протоколов об административных правонарушениях в соответствии с Законом Краснодарского края от 23 июля 2003 г. N 608-КЗ "Об административных правонарушениях" в том числе:
статья 9.1.1. - 340 шт.;
статья 9.1.2. - 0 шт.;
статья 9.1.3. -425 шт.;
статья 9.1.4. - 8 шт.
Решение административной комиссии муниципального образования в том числе:
о назначении административного наказания:
статья 9.1.1.-318 шт.;
статья 9.1.2. - 0 шт.;
статья 9.1.3. -348 шт.;
статья 9.1.4. - 7 шт.
о прекращении производства по делу об административном правонарушении - 52 шт.;
вынесено предупреждение на основании статьи 4.1.1 КоАП РФ - 38 шт.;
вынесено определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении - 5 шт.;
на рассмотрении административной комиссии - 5 шт.
Сумма административных штрафов - 2 002,5 тыс. рублей в том числе:
статья 9.1.1. - 198,5 тыс. рублей;
статья 9.1.2. - 0 тыс. рублей;
статья 9.1.3.- 1 764,0 тыс. рублей;
статья 9.1.4. - 40,0 тыс. рублей.
Результаты осуществления непрограммной деятельности
Цель: формирование конкурентоспособного круглогодичного туристского предложения и доведение уровня санаторно-курортных и туристских услуг до уровня международных стандартов, обеспечение высоких темпов устойчивого экономического роста санаторно-курортного и туристского комплекса края.
Показатель: количество проклассифицированных средств размещения на территории Краснодарского края.
Задача 1.1. Повышение уровня сервиса на курортах Краснодарского края.
Показатель: количество классифицированных средств размещения по категориям 4 и 5 "звезд".
Показатель: количество классифицированных средств размещения по категориям 3 "звезды".
Показатель: доля от общего номерного фонда коллективных средств размещения, проклассифицированных на 4, 5 "звезд".
Показатель: доля от общего номерного фонда коллективных средств размещения, проклассифицированных на 3 "звезды".
Министерством ведется мониторинг проклассифицированных средств размещения Краснодарского края.
Проведение классификации гостиниц и иных средств размещения способствует повышению уровня сервиса на курортах Краснодарского края.
Основные цели системы классификации:
обеспечение качества туристских услуг, соответствующего требованиям систем классификации, разработанным в соответствии с международными стандартами;
предоставление потребителям необходимой и достоверной информации, позволяющей сделать вывод, о соответствии объекта присвоенной категории;
повышение конкурентоспособности туристских услуг и привлекательности объектов туристской индустрии, направленных на увеличение туристского потока и рост доходов от въездного и внутреннего туризма;
укрепление доверия российских и иностранных потребителей к объективности оценки категории объектов туристской индустрии и качества туристских услуг.
Администрацией Краснодарского края в соответствии со статьей 36 Федерального закона от 7 июня 2013 г. N 108-ФЗ "О подготовке и проведении в Российской Федерации Чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон) издано постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 29 декабря 2016 г. N 1092 "Об утверждении перечня муниципальных образований Краснодарского края, на территории которых предоставление гостиничных услуг, услуг по временному размещению и (или) обеспечению временного проживания допускается при наличии свидетельства о присвоении гостинице или иному средству размещения категории, предусмотренной системой классификации гостиниц и иных средств размещения" (далее - постановление), в соответствии с которым с 1 января 2017 г. на территории всех муниципальных образований края предоставление гостиничных услуг, услуг по временному размещению и (или) обеспечению временного проживания допускается при наличии свидетельства о присвоении гостинице или иному средству размещения категории, предусмотренной системой классификации гостиниц и иных средств размещения.
Принимая во внимание, что постановление было издано в рамках подготовки и проведения Чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года после завершения мероприятия постановление подлежит отмене, в связи с чем принято постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 30 августа 2018 г. N 527 об отмене обязательной классификации на территории Краснодарского края в связи с окончанием Чемпионата мира по футболу 2018 года.
Вместе с тем, в соответствии с Федеральным законом от 5 февраля 2018 г. N 16-ФЗ начиная с июля 2019 года вводится поэтапная обязательная классификация на территории всей Российской Федерации, а именно:
с 1 июля 2019 г. в отношении гостиниц с номерным фондом более 50 гостиничных номеров;
с 1 января 2020 г. в отношении гостиниц с номерным фондом более 15 гостиничных номеров;
с 1 января 2021 г. в отношении всех гостиниц.
Следует отметить, что за 2018 год в Краснодарском крае увеличилось количество проклассифицированных средств размещения более чем на 500 предприятий.
По состоянию на 1 января 2018 г. количество классифицированных предприятий аккредитованными министерством организациями составило 4513 средств размещения. Из них 121 предприятие относятся к высококатегорийным, им присвоена категория 4 и 5 "звезд", 378 предприятий получили категорию 3 "звезды". Доля от общего номерного фонда коллективных средств размещения, получивших категорию 4 и 5 "звезд" составила 11%, доля от общего номерного фонда коллективных средств размещения категории 3 "звезды" составила 27,3%.
Также организациями, аккредитованными в других субъектах Российской Федерации выдано 1230 свидетельств о присвоении категории, таким образом на территории края по состоянию на 1 января 2018 г. проклассифицировано 5743 средства размещения.
По состоянию на 31 декабря 2018 г. количество проклассифицированных предприятий аккредитованными министерством организациями составило 5193, из них 144 объекта категории 4-5 "звезд", 460 средств размещения категории 3 "звезды". Доля от общего номерного фонда коллективных средств размещения, получивших свидетельство о присвоении категории 4 и 5 "звезд" составила 12,1%, доля от общего номерного фонда коллективных средств размещения категории 3 "звезды" составила 27,4%.
Дополнительно к указанному количеству проклассифицированных объектов по состоянию на 31 декабря 2018 г., классификацию прошли 1058 средств размещения в организациях, аккредитованных в других субъектах Российской Федерации (итого на территории края классификацию прошли 6251 объект).
Необходимо отметить, что данные организации в министерство не отчитываются.
Развитие экскурсионной деятельности
Задача: Оптимизация предложения туристских услуг.
В соответствии с реестром субъектов и объектов туристской индустрии и туристских ресурсов Краснодарского края в 2018 году в крае функционировало 654 туристских организаций, в том числе 110 туроператоров.
В Краснодарском крае в туристско-экскурсионных целях активно используется более 600 объектов туристского показа. Кроме того, в течение 2018 года в крае начали функционировать 11 новых объектов туристского показа. В течении 2018 года в рамках деятельности рабочей группы по проведению анализа состояния объектов туристского показа, туристских маршрутов и экскурсионных бюро, расположенных на территории Краснодарского края, межведомственной комиссии по развитию санаторно-курортного и туристско-рекреационного комплекса Краснодарского края проводился мониторинг объектов туристского показа, туристских маршрутов и экскурсионных бюро. Результаты мониторинга направлялись в уполномоченные органы для устранения замечаний.
Развитие активных видов туризма
В Краснодарском крае активно ведется работа по развитию внутреннего туризма путем развития таких видов туризма, как сельский (агротуризм), водный, в том числе яхтенный, круизный, эногастрономический, этнографический, а также активных видов туризма - пешего, горнолыжного, велотуризма.
Министерством на постоянной основе осуществляется систематизация туристских маршрутов, расположенных на территории Краснодарского края, формируется единая информационная база маршрутной сети региона, посредством ведения реестра туристско-экскурсионных маршрутов в реестре субъектов и объектов туристской индустрии и туристских ресурсов Краснодарского края.
На территории Краснодарского края в 2018 году функционировало 284 туристско-экскурсионных маршрутов.
В рамках развития сельского (аграрного) туризма ведется реестр объектов сельского (аграрного) туризма края и проводится ежегодное обучение предпринимателей и юридических лиц. Так в 2018 году Министерством проведены 2 бизнес-конференции "Школа Агротуризма", на которых рассматривались вопросы организации агротуризма, развития и продвижения объектов сельского (аграрного) туризма, государственной поддержки объектов сельского (аграрного) туризма.
Также министерством сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края совместно с Министерством при поддержке Законодательного Собрания Краснодарского края ежегодно проводится краевой конкурс "Лучший объект сельского (аграрного) туризма в Краснодарском крае", в соответствии с постановлением Законодательного Собрания Краснодарского края от 23 апреля 2014 г. N 1021-П "О краевом конкурсе "Лучший объект сельского (аграрного) туризма в Краснодарском крае. Победителям конкурса Министерством выплачиваются гранты в форме субсидии. В 2018 году сумма грантов была увеличена с 30, 20, 10 тыс. руб. до 150, 100, 50 тыс. руб. за 1, 2, 3 место соответственно.
Ежегодно Министерством проводится Краевая выставка-ярмарка кубанских народных промыслов, ремесел и сельского (аграрного) туризма "АгроТУР" в г. Краснодаре. В 2018 году краевая выставка прошла 19 мая, участие в ней приняли более 90 объектов сельского (аграрного) туризма из 42 муниципальных образований Краснодарского края.
Всего в 2018 году в реестре субъектов, объектов туристской индустрии и туристских ресурсов Краснодарского края содержались сведения о 101 объекте туристского показа сельской и этнографической направленности.
В 2018 году на территориях Краснодарского края, Республики Крым и Ростовской области начата реализация российского туристического проекта "Золотое кольцо Боспорского царства", направленного на продвижение санаторно-курортного и туристского потенциала указанных территорий, и создание межрегионального туристского маршрута, включающего посещение достопримечательностей, памятников архитектуры и истории, а также современных объектов туристского показа, тематически связанных с античной историей Черноморского побережья.
В рамках работы 24-го Международного Российского Туристического Форума ОТДЫХ-2018 руководителями профильных ведомств в сфере туризма
Краснодарского края, Республики Крым, города Севастополя, Ростовской области, и Русским географическим обществом подписано соглашение о сотрудничестве и утвержден план реализации проекта.
В настоящее время в межрегиональный проект включены сведения о 10 городах и территориях юга России, а также о 28 объектах культурно-исторического наследия, музейных комплексах, археологических площадках, а также о современных объектах туристского показа античной тематики. Создан и функционирует официальный сайт межрегионального проекта www.russian-bospor.ru. Разработаны логотип и фирменный стиль, а также типовые макеты информационных материалов межрегионального проекта. Ведется работа по созданию единого аудиогида по туристическим дестинациям и объектам туристского показа, включенным в межрегиональный проект.
Туроператорами сформировано 4 вида турпродукта. Автобусные туры продолжительностью три, пять и семь дней путешествия, а также круизный тур на лайнере "Князь Владимир" (водный путь проекта). Лайнер курсирует по маршруту Сочи - Новороссийск - Ялта - Севастополь - Сочи с заходами и стоянками в городах следования.
В октябре 2018 года проект включен Федеральным агентством по туризму в перечень десяти приоритетных маршрутов России, ориентированных на въездной туризм.
Развитие пляжных территорий
Длина Азово-Черноморского побережья составляет около 1200 км, при этом длина Азовской полосы составляет 650 км и Черноморской полосы 550 км. Из всей протяженности береговой полосы под пляжами используется около 80 км на Черноморском побережье и около 20 км на Азовском побережье.
На территории Краснодарского края в летнем курортном сезоне 2018 года к эксплуатации было допущено 333 пляжа.
Все допущенные к эксплуатации пляжи были оборудованы медицинскими пунктами, службой спасения на воде, наблюдательными вышками и элементами пляжного сервиса (различные по наполнению предоставляемых пляжных услуг), что подтверждается результатами проведенного Министерством анализа пляжных территорий в 2018 году.
В 2019 году анализ состояния пляжных территорий Краснодарского края будет продолжен.
В период летнего курортного сезона 2018 года Министерством на основании административного регламента предоставления государственной услуги "Размещение объектов благоустройства на землях или земельных участках, находящихся в государственной собственности Краснодарского края, в целях организации пляжных территорий без предоставления земельных участков и установления сервитутов", утвержденного приказом министерства от 17 декабря 2015 г. N 232, было заключено 23 договора на размещение на земельных участках, находящихся в государственной собственности Краснодарского края, объектов пляжной инфраструктуры. В рамках предоставления вышеуказанной государственной услуги протяженность пляжных территорий увеличилась на 4 410 м, общая площадь благоустроенных пляжей увеличилась на 324 579 кв. м.
Мониторинг деятельности кемпингов
В летнем курортном сезоне 2018 года на Азово-Черноморском побережье Краснодарского края осуществлял свою деятельность 83 кемпинга.
В целях обеспечения комплексного развития курортных территорий, улучшения санитарно-эпидемиологического состояния и упорядочения деятельности кемпингов и специализированных автостоянок приказом министерства от 21 ноября 2016 г. N 348 утверждены методические рекомендации по обустройству кемпингов и специализированных автостоянок на территории Краснодарского края, устанавливающие правила обустройства и эксплуатации кемпингов и специализированных автостоянок.
Участие в реализации региональной инвестиционной политики
В целях развития санаторно-курортного и туристского потенциала Краснодарского края министерством на постоянной основе ведётся работа по участию в международных отраслевых туристских выставках. Экспозиция туристских возможностей курортов Краснодарского края на выставках представлена консолидированными стендами с участием представителей санаторно-курортного и туристского комплекса Краснодарского края.
Проводятся мероприятия по позиционированию инвестиционных предложений санаторно-курортного и туристского комплекса Краснодарского края с использованием СМИ, сети Интернет, а также путем презентации на публичных информационных и имиджевых мероприятиях, в том числе в рамках Российского инвестиционного форума "Сочи".
В рамках исполнения Распоряжения главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 28 августа 2015 г. N 377-р "О продвижении инвестиционного потенциала Краснодарского края в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" осуществляется информационное наполнение специализированного раздела об инвестиционном потенциале санаторно-курортной и туристской отрасли Краснодарского края на официальном сайте министерства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (www.min.kurortkuban.ru), а также проводится ежеквартальный анализ информационного наполнения отраслевого инвестиционного раздела.
По состоянию на 31 декабря 2018 г. в данном разделе представлены 29 инвестиционных проектов на общую сумму свыше 30,453 млрд. рублей с целью поиска инвесторов либо соинвесторов. Все представленные инвестиционные проекты актуальны и соответствуют основным целям и приоритетным направлениям развития туризма в Российской Федерации.
В соответствии с постановлением главы администрации Краснодарского края от 18 июля 2006 г. N 630 "Об упорядочении работы по подготовке и реализации соглашений и договоров в инвестиционной сфере" министерством осуществляется мониторинг реализации инвестиционных проектов в рамках исполнения обязательств, принятых в заключенных с инвесторами протоколах о намерениях, а также подготовка ежеквартальной отчетности в системе "ИнвестБокс" в соответствии с постановлением главы администрации Краснодарского края от 18 июля 2006 г. N 630 "Об упорядочении работы по подготовке и реализации соглашений и договоров в инвестиционной сфере".
Примеры реализованных крупных инвестиционных проектов в 2018 г.:
Строительство спального корпуса с помещениями курортного обслуживания пансионата "Анапчанка", (инвестор ЗАО "Пансионат "Анапчанка") сумма инвестиций- 330,5 млн. рублей (г. Анапа).
Строительство международного детского лагеря, (инвестор ЗАО Пансионат "Ромашка"), сумма инвестиций 145 млн. рублей (г. Сочи).
Строительство гостиничного комплекса "Приморье" (инвестор ПАО "Пансионат с лечением "Приморье"), сумма соглашения 1 866,6 млн. рублей (г. Геленджик).
Строительство и эксплуатация гостиницы "Хилтон Гарден Инн Новороссийск (инвестор ООО "Новосити"), сумма соглашения 1 222,5 млн. рублей (г. Новороссийск).
На активной стадии реализации находится 23 соглашения о намерениях в инвестиционной сфере на сумму 18,6 млрд. рублей.
В рамках реализации данных проектов будут созданы современные, благоустроенные отели, оказывающего услуги высокого качества. Также будут построены бассейны, спортивные площадки, благоустроенные зоны отдыха, рестораны и SPA-центры. Также запланировано строительство тематического семейного парка аттракционов.
По состоянию на 31 декабря 2018 г. статус одобренных получили 8 инвестиционных проектов санаторно-курортного комплекса.
По указанным проектам предоставлена государственная поддержка в форме освобождения от уплаты налога на имущество организаций в соответствии с Законом Краснодарского края от 26 ноября 2003 г. N 620-КЗ "О налоге на имущество организаций" в пределах срока окупаемости инвестиционного проекта, но не более трех лет в части имущества, создаваемого или приобретаемого для реализации инвестиционного проекта и не входящего в состав налогооблагаемой базы до начала реализации инвестиционного проекта, и Законом Краснодарского края от 30 января 2008 г. N 1378-КЗ "Об установлении ставки налога на прибыль организаций для отдельных категорий налогоплательщиков Краснодарского края" в пределах срока окупаемости инвестиционного проекта, но не более пяти лет у которых доля выручки от реализации товаров (работ, услуг), полученной данными организациями в результате реализации одобренного инвестиционного проекта, в доходе от реализации, определенном в соответствии со статьей 249 Налогового кодекса Российской Федерации, составляет не менее 80 процентов, при условии выхода на проектную мощность и ведения раздельного учета доходов (расходов), возникающих в процессе реализации донного проекта, и доходов (расходов) от других видов деятельности.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного Закона следует читать как "от 6 февраля 2008 г. N 1378-КЗ"
На постоянной основе Министерством осуществляется работа по оказанию консультационной помощи заинтересованным субъектам предпринимательской деятельности по вопросам реализации инвестиционных проектов в сфере развития туристской индустрии на территории
Краснодарского края, в том числе по вопросам предоставления государственной поддержки.
Задача: Повышение среднемесячной заработной платы работников санаторно-курортного комплекса.
Показатель: начисленная среднемесячная номинальная заработная плата в расчете на одного работника.
Начисленная среднемесячная номинальная заработная плата работника в санаторно-курортной и туристской отрасли в 2018 году - 40,5 тыс. рублей, что на 3,9% выше, чем в 2017 году.
В 2018 году министерство проводило работу в муниципальных образованиях края с отраслевыми предприятиями по обеспечению уровня заработной платы не ниже среднекраевого уровня, а также по недопущению задержек выплат заработной платы работникам.
На официальном сайте министерства размещены телефоны "горячих линий" по вопросам невыплаты заработной платы и другим нарушениям трудового законодательства.
Задача: Продвижение санаторно-курортных и туристских возможностей Краснодарского края.
В целях продвижения туристского продукта Краснодарского края на мировом и внутреннем туристских рынках за отчетный период вне мероприятий подпрограммы министерством обеспечено:
1) Участие в выставочных мероприятиях.
Международная туристская выставка "Анапа - самое яркое солнце России" - 7-9 февраля 2018 г., г. Анапа.
Организатор выставки - администрация муниципального образования Анапа.
VII туристский форум "Открытый Крым", 30-31 октября 2018 г., г. Ялта, Республика Крым.
XV Форум межрегионального сотрудничества Казахстана и России, 08-09 ноября 2018 г., г. Петропавловск, Республика Казахстан.
V Международный туристский форум SIFT, 22-23 ноября 2018 г., г. Сочи. Организатор выставки - администрация муниципального образования город-курорт Сочи.
2) Взаимодействие со СМИ
На постоянной основе осуществляется освещение потенциала санаторно-курортного и туристского комплекса Краснодарского края в электронных СМИ, на сайте министерства www.kurortkuban.ru. За 2018 год опубликовано:
Новостей - 436, которые процитированы в СМИ 1816 раза. Таким образом, одна новость процитирована в среднем 4,1 раза.
По запросам СМИ, различных пресс-служб, на основе выступлений должностных лиц министерства опубликовано 892 материала (статьи, интервью, комментарии, выступления)
Все опубликованные на официальном сайте министерства новости продублированы в социальных сетях - ВКонтакте, Facebook и Instagram.
3) Продвижение на телеканалах и радио:
в региональных средствах массовой информации (Кубань 24, Первое радио Кубани) на правах социальной рекламы размещены аудио- и видеоролики, информирующие туристов о возможных негативных последствиях при выборе средств размещения из числа "неорганизованного сектора".
Размещены и транслируются на постоянной основе видеоролики на Кубань24, популяризирующие аграрный туризм, деловой и событийный туризм, санаторно-оздоровительный туризм, проект "Золотое кольцо Боспорского царства", потенциал курортов Краснодарского края.
На Первом радио Кубани размещены и транслируются на постоянной основе ролики, популяризирующие аграрный туризм, деловой и событийный туризм, санаторно-оздоровительный туризм и активные виды туризма.
Продвижение на телевизионных каналах и радио: телевидение -30 передач и 140 сюжетов на телеканалах Первый канал, Россия-1, Кубань24, ГТРК Сочи, ГТРК Кубань, МТРК Краснодар, ГТРК Крым, ЭФКАТЭ Сочи, Анапа-регион, РБК, Maks TV, ГТРК Сочи, QYZYLJAR (ТВ Казахстан), Анапа news. Радио - 14 передач на КазакБМ, Первое радио Кубани, BecraFM, 102.2 радио.
На постоянной основе выходят в эфир тематические развлекательные программы "Больше, чем отдых" (Кубань24) и "Шагаю по краю" (КазакFМ).
4) Наполнение контента портала Ростуризма www.russia.travel. Размещение информационных материалов об объектах туристического показа (достопримечательности) - 21 объект. Размещение информации о мероприятиях в разделе "Афиша" портала Ростуризма www.russia.travel -18 мероприятий. Размещение информационных материалов раздела "Маршруты" - 1. Материалы для раздела "Журнал" - 4 тематические статьи.
5) Проведение пресс-конференций:
22 марта 2018 г. проведена пресс-конференция министра курортов, туризма и олимпийского наследия Краснодарского края на тему: "Итоги зимнего курортного сезона. Подготовка курортов Краснодарского края к ЧМ по футболу и летнему сезону 2018" (г. Краснодар).
31 мая 2018 г. проведена пресс-конференция с участием министра курортов, туризма и олимпийского наследия Краснодарского края, посвященная фестивалю "Античное наследие России", в Краснодарском государственном историко-археологическом музее-заповеднике им. Е.Д. Фелицына (г. Краснодар), а также презентация первой площадки туристического фестиваля - выставка "Фанагория. Археологическая жемчужина России".
30 августа 2018 г. проведена пресс-конференция с участием министра курортов, туризма и олимпийского наследия Краснодарского края в музее им. Д.И. Фелицина по вопросам реализации межрегионального туристического маршрута "Золотое кольцо Боспорского царства".
В пресс-центре для журналистов, неаккредитованных FIFA на чемпионат мира по футболу 2018 года (г. Сочи) за отчетный период проведены:
брифинг министра курортов, туризма и олимпийского наследия Краснодарского края по теме: "Предложения организации досуга для болельщиков и гостей Чемпионата мира по футболу FIFA 2018", 14 июня 2018 г.;
брифинг министра курортов, туризма и олимпийского наследия Краснодарского края по теме: "Гостеприимная Кубань: первые итоги Чемпионата мира по футболу FIFA 2018 в Краснодарском крае", 8 июля 2018 г.;
30 апреля 2018 г. проведена пресс-конференция с участием министра курортов, туризма и олимпийского наследия Краснодарского края в музее им. Д.И. Фелицина по вопросам реализации межрегионального туристического маршрута "Золотое кольцо Боспорского царства".
5 октября 2018 г. проведена пресс-конференция с участием министра курортов, туризма и олимпийского наследия Краснодарского края об итогах автопробега "Черноморское приключение - 2018".
6) Проведение маркетинговых программ.
В рамках продвижения разработана краевая маркетинговая программа "Южная здравница". Участниками программы являются 75 санаторно-курортных предприятий Краснодарского края, предоставляющие в период межсезонья комплексные оздоровительные и лечебные программы по различным категориям заболеваний, рассчитанные на 3, 7, 14 или 21 день и предусматривающие скидки от 5 до 50%. Предприятия-участники расположены на территории 12 муниципальных образований Краснодарского края - города-курорта Анапа, Апшеронского района, города-курорта Геленджик, города Горячий ключ, Гулькевичского района, города Ейск, города Краснодар, Лабинского района, Славянского района, города-курорта Сочи, Туапсинского района, Каневского района.
В целом участники краевой маркетинговой программы "Южная здравница" предоставили более 500 программам оздоровления и лечения. Стоимость формировалась в зависимости от выбранной программы, категории номера и питания.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.