Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
1. Судебная практика
Практика применения мировыми судьями законов города Москвы - наглядный показатель достаточности и полноты законодательного регулирования, качества московских законов. Именно в ходе судебного процесса правоприменители - судьи и граждане могут сделать вывод о качестве и однозначности толкования законодательных норм. Обобщенная информация о применении московского законодательства по гражданским, административным делам позволяет проследить динамику наиболее актуальных городских проблем, требующих вмешательства правосудия.
В Московскую городскую Думу ежегодно поступает информация о практике применения мировыми судьями законов города Москвы, что способствует выявлению наиболее актуальных сфер законодательного регулирования для жителей города Москвы.
По результатам обобщения Московским городским судом практики правоприменения московскими мировыми судьями законодательства города Москвы за 2015 год, с применением законов города Москвы рассмотрено 37289 дел (гражданских, административных и уголовных).
В 2015 году 26605 дел рассмотрено с применением Закона города Москвы от 9 июля 2008 года N 33 "О транспортном налоге". Указанный налог является региональным, в связи с чем субъект Российской Федерации определяет ставку налога, порядок и сроки его уплаты. Закон применяется судебными органами при взыскании сумм недоимок по транспортному налогу в бюджет города. Количество рассмотренных дел с применением данного закона за 2015 год является рекордным и свидетельствует о растущей тенденции применения его положений в суде по сравнению с прошлыми годами.
Мировыми судьями города Москвы применялся также закон города Москвы от 19 ноября 2014 года N 51 "О налоге на имущество физических лиц".
Согласно представленной информации, за 2015 год мировыми судьями было рассмотрено 1201 дело с применением Закона города Москвы от 24 ноября 2004 года N 74 "О земельном налоге".
Также за 2015 год было рассмотрено 133 дела с применением Закона города Москвы от 27 января 2010 года N 2 "Основы жилищной политики города Москвы", 50 дел об административных правонарушениях с применением Закона города Москвы от 21 ноября 2007 года N 45 "Кодекс города Москвы об административных правонарушениях", 39 дел об административных правонарушениях с применением Закона города Москвы от 11 июня 2008 года N 22 "О легковом такси в городе Москве", 22 дела с применением Закона города Москвы от 15 октября 2003 года N 60 "О создании судебных участков и должностей мировых судей города Москвы" и др.
За I квартал 2016 года судьями города Москвы было рассмотрено 340 гражданских дел с применением Закона города Москвы от 15 мая 2002 года N 23 "О прожиточном минимуме в городе Москве" и постановлений Правительства Москвы в части утверждения цен, ставок и тарифов на жилищно-коммунальные услуги.
Согласно статистическим материалам, предоставленным Московским городским судом по результатам обобщения практики применения судами города Москвы законодательства города Москвы в III и IV кварталах 2016 года*(97), законодательство города Москвы применялось по административным делам, гражданским делам, делам об административных правонарушениях*(98).
Судами судебных районов города Москвы в IV квартале 2016 года при рассмотрении дел применялись следующее законы города Москвы:
Закон города Москвы от 9 июля 2008 года N 33 "О транспортном налоге" - 2878 дел;
Закон города Москвы от 24 ноября 2004 года N 74 "О земельном налоге" - 417 дел;
Закон города Москвы от 19 ноября 2014 года N 51 "О налоге на имущество физических лиц" - 12 дел;
Закон города Москвы от 27 января 2010 года N 2 "Основы жилищной политики города Москвы" - 141 дело;
Закон города Москвы от 15 мая 2002 года N 23 "О прожиточном минимуме в городе Москве" - 94 дела;
Закон города Москвы от 21 ноября 2007 года N 45 "Кодекс города Москвы об административных правонарушениях" - 5 дел.
Вопросов, вызывающих затруднения при применении норм законов города Москвы, у судов города Москвы не возникало. Предложений по совершенствованию законодательства города Москвы у судов нет.
2. Прокурорский надзор
Прокуратура города Москвы на постоянной основе осуществляет анализ состояния законности во всех сферах общественных отношений, правопорядка, особенно в социально значимых сферах. Также Прокуратура города Москвы осуществляет надзор за исполнением принимаемых Московской городской Думой законов и реагирует на факты их нарушения. Практика правоприменения московского законодательства и актов прокурорского реагирования на факты его нарушения ежегодно обобщается и учитывается при подготовке Доклада.
Анализ результатов прокурорской деятельности за 2015 и 2016 годы показал, что в рамках прокурорского надзора выявляются факты неисполнения органами государственной власти и местного самоуправления города, их должностными лицами, юридическими лицами требований законодательных актов города. В 2015 году прокурорами выявлено 598 нарушений законов города, в 2016 году - 596 фактов таких нарушений.
Наиболее распространенными являются нарушения следующих законов города Москвы: Закона города Москвы от 19 декабря 2007 года N 48 "О землепользовании в городе Москве", Закона города Москвы от 30 апреля 2014 года N 18 "О благоустройстве в городе Москве", Закона города Москвы от 5 мая 1999 года N 17 "О защите зеленых насаждений", Закона города Москвы от 30 ноября 2005 года N 68 "Об отходах производства и потребления в городе Москве", Закона города Москвы от 14 апреля 2010 года N 12 "Об организации опеки, попечительства и патронажа в городе Москве", Закона города Москвы от 17 января 2001 года N 3 "Об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов и иных маломобильных граждан к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур города Москвы", Закона города Москвы от 22 декабря 2004 года N 90 "О квотировании рабочих мест".
По всем выявленным фактам прокурорами в установленном порядке принимаются меры прокурорского реагирования: приносятся протесты (2015 год - 16, 2016 год - 6), вносятся представления (2015 год - 284, 2016 год - 312), выносятся мотивированные постановления о возбуждении производства об административном правонарушении (2015 год - 238, 2016 год - 199).
Значительное число представлений внесено прокурорами в связи с выявленными нарушениями требований законодательства об отходах производства и потребления в городе Москве.
Так, прокурором Западного административного округа города Москвы выявлен факт несанкционированного размещения отходов производства и потребления (организация свалки), что является нарушением статьи 8 Закона города Москвы от 30 ноября 2005 года N 68 "Об отходах производства и потребления в городе Москве". По данному факту прокуратурой округа внесено представление, которое удовлетворено. В настоящее время несанкционированная свалка ликвидирована.
Кроме того, прокурором округа вносились представления в связи с нарушением статьи 18 указанного Закона города Москвы, в соответствии с которой на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей возложена обязанность представления информации для ведения Сводного кадастра отходов производства и потребления города Москвы. Представления удовлетворены.
Аналогичные нарушения выявлялись прокурорами и других административных округов города Москвы.
Проведенными проверками установлено, что отдельными работодателями по-прежнему допускаются нарушения требований законодательства об обеспечении занятости инвалидов. По фактам выявленных нарушений Закона города Москвы от 22 декабря 2004 года N 90 "О квотировании рабочих мест" прокурором Зеленоградского административного округа города Москвы в 2015 году внесено 10 представлений.
Зачастую юридическими лицами не соблюдаются требования Закона города Москвы от 5 мая 1999 года N 17 "О защите зеленых насаждений". Так, в апреле 2016 года прокурором Западного административного округа города Москвы в связи с выявленными нарушениями статей 2 и 7 указанного Закона города Москвы в адрес юридического лица внесено представление, которое удовлетворено, нарушения законодательства устранены.
Анализ практики прокурорского надзора свидетельствует о том, что распространенными являются нарушения требований жилищного законодательства.
Так, в марте 2015 года прокуратурой Новомосковского административного округа города Москвы проведена проверка соблюдения требований Закона города Москвы от 25 января 2006 года N 7 "О порядке признания жителей города Москвы малоимущими в целях постановки их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях" в администрации одного из поселений, расположенных на поднадзорной территории.
Установлено, что указанным органом допущены нарушения требований законодательства в части приема документов, а также сроков принятия решения о признании заявителя и членов его семьи малоимущими в целях постановки их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В связи с выявленными нарушениями закона прокурором округа главе администрации поселения внесено представление, которое удовлетворено, нарушения устранены.
Кроме того, прокурорами вносились представления в связи с выявленными нарушениями законов города Москвы в сфере землепользования, порядка информирования жителей о градостроительной деятельности, а также в связи с неисполнением требований об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур города, об охране труда и других.
В 2015-2016 годах прокурорами выявлялись факты длительного неприведения уставов внутригородских муниципальных образований города в соответствие с изменениями законодательных актов города.
Наиболее распространенным является несоответствие положений уставов в части нормативного правового регулирования вопросов местного значения внутригородских муниципальных образований города требованиям статьи 8 Закона города Москвы от 6 ноября 2002 года N 56 "Об организации местного самоуправления в городе Москве".
Установлено, что из вопросов местного значения длительное время не исключалось участие в проведении мероприятий по государственному экологическому контролю (плановых и внеплановых проверок), осуществляемых государственными инспекторами города Москвы по охране природы; осуществление муниципального контроля за проведением муниципальных лотерей.
В отдельных случаях в нарушение установленных требований к вопросам местного значения отнесены полномочия, не предусмотренные вышеуказанной нормой Закона города Москвы "Об организации местного самоуправления в городе Москве". В частности, уставами ряда поселений администрации наделялись полномочиями по регулированию тарифов на подключение к системе коммунальной инфраструктуры, тарифов организаций коммунального комплекса на подключение, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к ценам (тарифам) для потребителей.
По всем фактам приняты меры прокурорского реагирования.
В 2015-2016 годах прокурорами активно использовались полномочия по возбуждению производств об административном правонарушении по различным статьям Закона города Москвы от 21 ноября 2007 года N 45 "Кодекс города Москвы об административных правонарушениях".
Основанием для принятия указанных мер послужили выявленные факты нарушений в сфере охраны окружающей среды и природопользования, землепользования, благоустройства и других сферах.
3. Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации по Москве
С учетом полномочий, возложенных согласно Положению о Главном управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации (приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 3 марта 2014 года N 25 "Об утверждении Положения о Главном управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации и Перечня главных управлений Министерства юстиции Российской Федерации по субъектам Российской Федерации") на Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации по Москве (далее - Управление), к его компетенции относится, в частности, обеспечение исполнения на территории субъекта Российской Федерации Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также международных договоров Российской Федерации по вопросам, относящимся к сфере деятельности Минюста России; проведение правовой экспертизы нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации на предмет их соответствия Конституции Российской Федерации и федеральным законам; участие в пределах компетенции в нормотворческой деятельности органов государственной власти субъекта Российской Федерации; подготовка обзоров нормотворчества субъекта Российской Федерации в соответствующей сфере правоотношений; проведение в установленном порядке мониторинга применения нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Поступающие в Думу результаты системной работы Управления по проведению обзоров федерального и регионального законодательства, мониторинга нормотворчества и применения нормативных правовых актов в соответствующей сфере правоотношений позволяют выявлять пробелы в правовом регулировании.
Ежегодно Управлением в Думу предоставляется информация о практике и проблемах применения органами Министерства юстиции Российской Федерации законодательства города Москвы, а также предложения по совершенствованию законодательства города Москвы. Особое внимание уделяется регулированию отношений в сфере профилактики экстремизма на различных уровнях.
Согласно проведенному анализу действующего законодательства города Москвы в соответствующей сфере правоотношений в федеральном регистре нормативных правовых актов города Москвы по состоянию на 6 мая 2015 года содержится 274 нормативных правовых акта в сфере профилактики экстремизма. Из них основных - 55 и актов о внесении изменений - 219. К важнейшим нормативным правовым актам города Москвы в указанной сфере относятся:
1. Закон города Москвы от 6 ноября 2002 года N 56 "Об организации местного самоуправления в городе Москве";
2. Закон города Москвы от 6 июля 2005 года N 38 "Избирательный кодекс города Москвы";
3. Закон города Москвы от 12 июля 2006 года N 38 "О взаимодействии органов государственной власти города Москвы с негосударственными некоммерческими организациями";
4. Закон города Москвы от 18 апреля 2007 года N 11 "О референдумах в городе Москве";
5. Закон города Москвы от 19 марта 2008 года N 14 "О единой системе профилактики правонарушений в городе Москве";
6. Закон города Москвы от 30 сентября 2009 года N 39 "О молодежи".
В отношении указанных актов Управлением была проведена правовая и антикоррупционная экспертиза, по результатам которой несоответствия федеральному законодательству и коррупциогенные факторы выявлены не были. Основываясь на проведенном анализе Управления, сделан вывод о реализации в полном объеме политики по урегулированию отношений в сфере профилактики экстремизма в городе Москве.
4. Уполномоченный по правам человека в городе Москве
Должность Уполномоченного по правам человека в городе Москве учреждена в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом от 26 февраля 1997 года N 1-ФКЗ "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" и Уставом города Москвы в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод человека и гражданина, их признания и соблюдения государственными органами города Москвы и органами местного самоуправления, их должностными лицами, государственными гражданскими и муниципальными служащими, различными организациями города Москвы.
Результаты деятельности Уполномоченного отражаются в его докладе, который составляется по окончании календарного года и направляется в Думу, Мэру Москвы, Председателю Московского городского суда, Прокурору города Москвы, Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации, а также публикуется в официальном издании Думы.
В отдельных случаях специальный доклад может быть заслушан на заседании Думы.
В докладе за 2015 год Уполномоченным проведен глубокий анализ вопросов, касающихся проблем регулирования правоотношений в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина и законных интересов ребенка в городе Москве. Среди актуальных вопросов, регулируемых законами города Москвы, Уполномоченным выделены проблемы участия граждан, проживающих на присоединенных территориях, в городских жилищных программах, проблема обеспечения жильем инвалидов в соответствии с медицинским заключением о состоянии здоровья или рекомендациями индивидуальной программы реабилитации, проблема отсутствия резервного жилищного фонда, используемого в качестве временного жилья для граждан, оказавшихся в тяжелых жизненных условиях, проблема соблюдения прав инвалидов, имеющих транспортные средства, а также проблема защиты прав граждан, ставших участниками долевого строительства.
Уполномоченным также приведены рекомендации по разработке московского стандарта нормативов для образовательных организаций, реализующих программы коррекционного образования и воспитания детей, являющихся жителями города Москвы.
5. Молодежная палата (Молодежный парламент) при Московской городской Думе
Постановлением Думы от 25 ноября 2015 года N 254 "О внесении изменений в постановление Московской городской Думы от 27 сентября 2006 года N 265 "О Молодежной палате (Молодежном парламенте) при Московской городской Думе" уточнен порядок формирования Молодежной палаты (Молодежного парламента) при Московской городской Думе (далее также - Молодежная палата (Молодежный парламент), Молодежная палата).
3 марта 2015 года состоялся VIII Съезд молодых парламентариев города Москвы, основным вопросом повестки дня которого стало реформирование системы молодежного парламентаризма в городе Москве. В работе съезда приняли участие действующие члены молодежных общественных палат районов города Москвы, Молодежной общественной палаты города Москвы, Молодежной палаты, актив молодежи всех муниципальных образований города Москвы.
По итогам работы данного съезда было принято решение об изменении системы молодежного парламентаризма города Москвы.
В связи с изменением порядка выборов депутатов Московской городской Думы и отменой городского избирательного округа молодежное парламентское сообщество решило изменить принципы и порядок формирования Молодежной палаты. Представительство кандидатов организовано в следующем порядке: 48 человек - по представлению уполномоченного в соответствии с нормативными правовыми актами Правительства Москвы органа исполнительной власти в сфере развития молодежного парламентаризма в городе Москве в установленном им порядке из числа представителей молодежных палат районов и поселений города Москвы. Такое количество кандидатов соответствует одной трети от числа всех молодежных палат районов города Москвы и обусловлено необходимостью создать конкурентную среду.
В соответствии с Положением о Департаменте территориальных органов исполнительной власти города Москвы за ним закреплены полномочия в сфере развития молодежного парламентаризма в городе Москве. Поэтому 48 наиболее активных представителей молодежных палат районов, поселений города Москвы из числа набравших максимальный индивидуальный рейтинг по итогам открытого конкурсного отбора, проводимого государственным бюджетным учреждением культуры города Москвы "Центр молодежного парламентаризма", находящимся в соответствии распоряжением Правительства Москвы от 24 декабря 2014 года N 760-РП "Об изменении ведомственного подчинения ГОСУДАРСТВЕННОГО АВТОНОМНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ КУЛЬТУРЫ ГОРОДА МОСКВЫ "МОСКОВСКОЕ АГЕНТСТВО РЕАЛИЗАЦИИ ОБЩЕСТВЕННЫХ ПРОЕКТОВ" и Государственного бюджетного учреждения культуры города Москвы "Центр молодежного парламентаризма" в ведомственном подчинении Департамента территориальных органов исполнительной власти города Москвы, представлены этим департаментом.
В целях повышения эффективности функционирования молодежных палат, а также для привлечения новых инициативных кадров Департамент территориальных органов исполнительной власти города Москвы представляет кандидатов для утверждения в состав Молодежной палаты каждые 6 месяцев.
Постановлением Московской городской Думы от 30 ноября 2016 года N 150 "О внесении изменений в постановление Московской городской Думы от 27 сентября 2006 года N 265 "О Молодежной палате (Молодежном парламенте) при Московской городской Думе" уточнено, что при исчислении указанного срока время летнего и зимнего перерывов в работе Думы не учитывается.
Общее количество представителей политических партий в Молодежной палате составляет 15 человек: по одному представителю от политических партий, выдвинувших кандидатов в депутаты Московской городской Думы, которые были зарегистрированы Московской городской избирательной комиссией, однако по итогам выборов депутатов Московской городской Думы не получили необходимое для избрания депутатами Московской городской Думы количество голосов избирателей, а также по несколько представителей от политических партий, представленных в Московской городской Думе, пропорционально количеству избранных от соответствующих партий депутатов.
Квоты для представителей политических партий в Молодежной палате (Молодежном парламенте) распределены в следующем порядке:
по одному представителю от шести партий, кандидаты от которых по итогам выборов депутатов Думы не набрали необходимого для избрания в Думу количества голосов избирателей ("Социал-демократическая партия России", "Гражданская Платформа", "Российская экологическая партия "Зеленые", "Гражданская Сила", "Российская объединенная демократическая партия "ЯБЛОКО", СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ);
по одному представителю партий, от которых в Думу по итогам выборов было избрано по одному депутату (ЛДПР - Либерально-демократическая партия России, "РОДИНА");
два представителя от политической партии "КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" и пять представителей от Всероссийской политической партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ" (пропорционально избранному от данных партий количеству депутатов).
В соответствии с пунктом 5 Положения о Молодежной палате (Молодежном парламенте) при Московской городской Думе, утвержденного постановлением Московской городской Думы от 27 сентября 2006 года N 265, комиссия по организации работы Думы 25 января 2016 года рассмотрела вопрос о персональном составе Молодежной палаты (Молодежного парламента) и приняла решение утвердить ее состав.
Первое заседание Молодежной палаты (Молодежного парламента) при Московской городской Думе VI созыва состоялось 24 февраля 2016 года.
В соответствии с регламентом Молодежной палаты (Молодежного парламента) при Московской городской Думе по направлениям деятельности палаты создано 16 секций:
- секция по безопасности;
- секция по городскому хозяйству и жилищной политике;
- секция по государственному строительству и местному самоуправлению;
- секция по градостроительству, государственной собственности и землепользованию;
- секция по делам общественных объединений и религиозных организаций;
- секция по законодательству, регламенту, правилам и процедурам;
- секция по здравоохранению и охране общественного здоровья;
- секция по культуре и массовым коммуникациям;
- секция по науке и промышленности;
- секция по образованию;
- секция по социальной политике и трудовым отношениям;
- секция по физической культуре и спорту;
- секция по экологической политике;
- секция по экономической политике и финансам;
- секция по патриотическому воспитанию;
- секция по межрегиональному и международному сотрудничеству.
12 декабря 2016 года Департаментом территориальных органов исполнительной власти города Москвы представлен обновленный список кандидатов в состав Молодежной палаты из числа представителей молодежных палат районов и поселений города Москвы.
В соответствии с пунктом 5 Положения о Молодежной палате (Молодежном парламенте) при Московской городской Думе, утвержденного постановлением Московской городской Думы от 27 сентября 2006 года N 265, комиссия по организации работы Думы 19 декабря 2016 года рассмотрела вопрос о персональном составе Молодежной палаты (Молодежного парламента) и приняла решение утвердить ее состав.
Молодежная палата (Молодежный парламент) при Московской городской Думе принимает активное участие в реализации государственной молодежной политики. Представители Молодежной палаты участвуют в форумах молодежных парламентов Центрального федерального округа в городе Москве, всероссийских совещаниях председателей молодежных парламентов, заседаниях Общественной молодежной палаты (Молодежного парламента) при Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации и Палаты молодых законодателей при Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.
<< Раздел II. Состояние законодательства г. Москвы в 2015-2016 гг. |
||
Содержание Постановление Московской городской Думы от 26 апреля 2017 г. N 61 "О докладе Московской городской Думы "О состоянии... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.