Действуют с 20 февраля 2016 г.
1. Общие положения
1.1. Настоящие методические рекомендации разработаны на основании:
- ст. 78, п. 2 ст. 78.1. Бюджетного кодекса Российской Федерации;
- Федерального закона от 07.02.2011 N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований";
- Закона города Москвы от 30.06.2010 N 30 "О Контрольно-счетной палате Москвы";
- Регламента Контрольно-счетной палаты Москвы;
- Стандарта 1.1. "Методологическое обеспечение деятельности Контрольно-счетной палаты Москвы" (утвержден приказом от 24.01.2011 N 4/01-05);
- Стандарта 2.2. "Аудит эффективности" (утвержден приказом от 08.07.2015 N 61/01-05).
При разработке методических рекомендаций учитывались положения нормативных правовых актов города Москвы, определяющих порядок предоставления, использования, контроля за использованием субсидий из бюджета города Москвы юридическим лицам (за исключением субсидий государственным и муниципальным учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг.
1.2. Цель методических рекомендаций - повышение качества проведения контрольных мероприятий за счет регламентации и упорядочения выполняемых при этом работ.
1.3. Область применения методических рекомендаций - проверки правомерности предоставления и эффективности использования субсидий из бюджета города Москвы юридическими лицами (за исключением субсидий государственным и муниципальным учреждениям), индивидуальными предпринимателями, физическими лицами - производителями товаров, работ, услуг для реализации мероприятий государственных программ города Москвы в социальной сфере.
Область применения методических рекомендаций не распространяется на проверки:
- использования бюджетных субсидий, предоставленных юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, осуществляющим деятельность по государственным регулируемым ценам (тарифам), а также юридическим лицам, указанным в законе о бюджете города Москвы;
- предоставления субсидий в виде денежной или натуральной помощи гражданам (семьям), нуждающимся в дополнительной социальной поддержке;
- предоставления грантов в форме субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам.
1.4. Подготовка организационно-распорядительных документов по проведению проверки, непосредственное проведение проверки и оформление ее результатов осуществляется в соответствии с Регламентом Контрольно-счетной палаты Москвы, Инструкцией по организации и проведению контрольных и экспертно-аналитических мероприятий Контрольно-счетной палатой Москвы, Инструкцией по работе с документами в Контрольно-счетной палате Москвы, Инструкцией по оформлению документов и материалов в Контрольно-счетной палате Москвы.
1.5. Для целей настоящих методических рекомендаций используются следующие понятия:
Социальная сфера - совокупность отраслей, предприятий, организаций, непосредственно связанных и определяющих образ и уровень жизни людей, их благосостояние, потребление. К объектам социальной сферы относятся объекты здравоохранения, образования, культуры, детские лагеря отдыха, санатории (профилактории), базы отдыха, пансионаты, объекты физической культуры и спорта и иные объекты социальной направленности.
Уполномоченный орган - орган исполнительной власти города Москвы - главный распорядитель средств бюджета города Москвы (далее - ГРБС) и государственные казенные учреждения города Москвы - получатели бюджетных средств*(1), наделенные Правительством Москвы полномочиями по предоставлению субсидий из бюджета города Москвы.
Основными уполномоченными органами в городе Москве на реализацию мероприятий государственных программ в социальной сфере являются Департамент труда и социальной защиты населения города Москвы, Департамент образования города Москвы, Департамент культуры города Москвы, Департамент физической культуры и спорта города Москвы, Департамент здравоохранения города Москвы, а также Комитет общественных связей города Москвы*(2).
Получатель субсидии - лицо, в отношении которого принято решение уполномоченного органа о предоставлении средств из бюджета города Москвы (юридические, физические лица - производители товаров, работ, услуг, индивидуальные предприниматели).
Эффективность - относительный эффект, результативность процесса, операции, проекта, определяемые как отношение полученного эффекта результата к затратам, обеспечившим его получение.
Принцип эффективности использования бюджетных средств в соответствии со ст. 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).
2. Информационная основа проведения проверки
2.1. Оценка эффективности осуществляется на основании порядков предоставления субсидий, установленных нормативными правовыми актами по соответствующим отраслям социальной сферы*(3).
Вместе с тем социальная эффективность реализации мероприятий государственных программ города Москвы в социальной сфере преобладает над экономическим эффектом от произведенных расходов. Одним из критериев социальной эффективности является вклад реализации мероприятий в социальное развитие города, показатели которого зачастую не могут быть выражены в стоимостной оценке.
2.2. Проведению проверки предшествует тщательный анализ законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих порядок и цели предоставления субсидий на реализацию мероприятий государственных программ города Москвы в социальной сфере.
Основополагающими документами, определяющими порядок и условия предоставления субсидий, являются ст. 78 и п. 2 ст. 78.1. Бюджетного кодекса Российской Федерации, законы о бюджете города Москвы на очередной финансовый год и плановый период, а также Порядок предоставления субсидий (далее - Общие требования).
Согласно п. 1 ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров), выполнением работ, оказанием услуг.
Порядок предоставления и методика распределения субсидий устанавливаются Общими требованиями и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Москвы. Порядок предоставления и методика распределения субсидий префектурами административных округов города Москвы устанавливаются правовыми актами префектур административных округов города Москвы по согласованию Департамента финансов города Москвы и Департамента территориальных органов исполнительной власти города Москвы.
Перечень основных нормативных правовых актов, рекомендуемых к использованию, прилагается к настоящим методическим рекомендациям. Документы, указанные в перечне, следует применять согласно действующим в проверяемом периоде редакциям документов.
При подготовке к проведению проверки необходимо установить и проанализировать:
- соответствие в проверяемом периоде положений, определяющих отраслевые особенности, Общим требованиям и нормам антикоррупционных нормативных правовых актов;
- соответствие направлений реализации субсидируемых мероприятий государственных программ города Москвы установленному порядку и условиям предоставления субсидий с учетом отраслевых особенностей, а также функциям и задачам уполномоченного органа;
- наличие количественных и качественных характеристик мероприятий, реализация которых предусмотрена за счет субсидий, их соответствие целям и задачам государственной программы города Москвы, а также приоритетам и целям государственной политики социально-экономического развития на соответствующий период;
- наличие признаков дублирования мероприятий в рамках нескольких государственных программ города Москвы, основных функций и обязанностей государственных органов, а также возмещения затрат или недополученных доходов, возникающих при производстве (реализации) товаров, выполнении работ, оказании услуг в рамках выполнения государственного заказа города Москвы;
- возможности реализации мероприятия путем осуществления закупочной деятельности (выявление закупок аналогичных товаров, работ и услуг).
2.3. В целях подготовки к проведению проверки в дополнение к указанным материалам рекомендуется проанализировать документы и информационные материалы по предмету проверки, в том числе:
- информацию о состоянии бюджетного финансирования и результатах деятельности уполномоченного органа;
- результаты мониторинга бюджетных и социально-экономических показателей, а также отчеты о реализации государственных программ города Москвы;
- материалы предшествующих контрольных мероприятий, проведенных Контрольно-счетной палатой Москвы и другими органами финансового контроля;
- информационные сообщения о проведении и результатах отбора, условиях участия в отборе и требованиях к претендентам на получение субсидии, размещенные на официальных сайтах уполномоченных органов или опубликованные в средствах массовой информации. Публикация информации о процедуре предоставления субсидий, результатах отбора и получателях субсидий, а также отчеты об использовании субсидий предусмотрена на сайтах уполномоченных органов и на официальном сайте Департамента города Москвы по конкурентной политике;
- статистические и информационные отчеты, итоги социологических опросов и любую другую информацию, полученную из официальных источников.
2.4. При непосредственном проведении проверки в проверяемой организации основными источниками информации являются:
- реестр расходных обязательств уполномоченного органа - ГРБС;
- выписка из реестра получателя субсидий уполномоченного органа;
- приказы руководителя уполномоченного органа, утверждающие положение об отраслевой комиссии, состав отраслевой комиссии, осуществляющей рассмотрение заявок на получение субсидий и проведение отбора претендентов (далее - отраслевая комиссия);
- протоколы заседаний, заключения отраслевой комиссии о предоставлении (отказе в предоставлении) субсидии по каждому претенденту на получение субсидий;
- заявки претендентов на получение субсидий в уполномоченный орган;
- договор (договоры) о предоставлении субсидий;
- отчет получателя субсидий, включающий документы, подтверждающие фактически состоявшиеся затраты (недополученные доходы) получателя субсидии и выполнение условий, установленных при ее предоставлении;
- документы бухгалтерского учета, включая учетную политику и рабочий план счетов (при наличии), первичные учетные документы и показатели синтетического и аналитического учета по предмету проверки, а также представленная в установленном порядке бухгалтерская отчетность;
- материалы по результатам внутреннего (внутриведомственного) контроля уполномоченного органа;
- другие документы и материалы, относящиеся к предмету проверки.
3. Цели и задачи проверки
3.1. Целью проверки является определение правомерности предоставления и эффективности использования субсидий из бюджета города Москвы на реализацию мероприятий государственных программ города Москвы в социальной сфере.
3.2. К основным задачам относятся:
- анализ организации уполномоченным органом предоставления субсидий на реализацию мероприятий государственных программ города Москвы в социальной сфере;
- проверка соблюдения установленного порядка за предоставлением бюджетных субсидий;
- проверка результатов использования бюджетных субсидий, определение их эффективности;
- анализ деятельности уполномоченного органа по осуществлению контроля за использованием субсидий.
4. Содержание проверки
4.1. Анализ организации планирования субсидий уполномоченным органом на реализацию мероприятий государственных программ города Москвы в социальной сфере осуществляется в целях определения наличия, надежности и результативности системы планирования, распределения, управления, предварительного контроля, которые оказывают существенное влияние на эффективность использования субсидий.
4.1.1. В ходе проверки проводится системный анализ методов и подходов к организации уполномоченным органом планирования мероприятий, выявляются основные недостатки планирования. По результатам анализа качества планирования мероприятий государственных программ в социальной сфере на предварительном этапе проверки дается общая характеристика мероприятий и объемов субсидий, запланированных на их проведение.
При проведении проверки анализируются актуальность и необходимость проведения запланированных в отчетном периоде мероприятий, наличие регламентов взаимодействия с иными органами исполнительной власти по совместному решению задач (при их необходимости), а также наличие методик и необходимых расчетов по определению объемов субсидий и распределения их между получателями.
Оценивается обоснованность и своевременность внесения изменений в реестр расходных обязательств, объемы бюджетных ассигнований, а также количественные и качественные показатели ожидаемых результатов выполнения мероприятий.
4.1.2. Проверке подлежит выполнение уполномоченным органом Общих требований, в том числе по наличию локальных нормативных правовых актов, устанавливающих:
- порядок работы отраслевой комиссии и ее состав;
- сроки проведения заседаний отраслевой комиссии;
- цели и условия предоставления субсидий;
- требования к претендентам на получение субсидий;
- категории и (или) критерии отбора претендентов на получение субсидий;
- порядок представления заявок на получение субсидий с указанием сроков их представления и рассмотрения. Кроме того, локальными нормативными правовыми актами должны быть установлены требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявок претендентов, срокам и порядку подачи заявок, проекта договора на предоставление субсидий, количественных и качественных характеристик поставляемых товаров (выполняемых работ, предоставляемых услуг), технико-экономическому обоснованию (в случае, если это предусмотрено документацией по отбору претендентов);
- перечень документов, необходимых для предоставления субсидий;
- методику распределения субсидий между получателями субсидий и (или) порядок расчета размера субсидий;
- порядок принятия решений о предоставлении субсидий либо отказе в предоставлении субсидий, в том числе порядок отбора претендентов на получение субсидий;
- порядок и сроки представления отчетов об использовании субсидий и выполнении условий их предоставления (далее - отчет получателя субсидии);
- порядок оценки эффективности использования субсидий.
Анализируется соответствие указанных документов Общим требованиям по структуре и содержанию, а также своевременность их актуализации, соответствие нормам антикоррупционных нормативных правовых актов.
На этапе проверки соответствия нормам антикоррупционных нормативных правовых актов устанавливается наличие или отсутствие:
- ограничивающих конкуренцию актов и действий органов власти (ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ);
- ограничивающих конкуренцию соглашения или согласованные действия между органами власти или между органами власти и хозяйствующими субъектами (ст. 16 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ);
- бесконкурсной передачи прав на государственное или муниципальное имущество (ст. 17.1. Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ);
- предоставления государственных преференций (ст.ст. 19-21 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ).
4.2. Проверка порядка предоставления субсидий предполагает:
4.2.1. Проверку процедуры рассмотрения отраслевой комиссией заявок претендентов на получение субсидий, включающую:
- анализ периодичности и соблюдения установленных сроков проведения заседания отраслевой комиссии. В случае привлечения на договорной основе специализированных организаций для выполнения технической работы по подготовке и проведению процедур отбора подлежат проверке условия договора и порядок произведенных расчетов;
- определение полноты рассмотрения отраслевой комиссией зарегистрированных заявок на предоставление субсидий;
- проверку заявок и представленных одновременно с ними документов организаций, в отношении которых были приняты решения о предоставлении субсидий, на предмет их полноты и соответствия установленным требованиям и критериям отбора, анализ существенности выявленных несоответствий. Под несоответствиями следует понимать наличие на дату подачи заявки просроченной задолженности по налогам и иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, процесса банкротства и ликвидации, а также нарушенных ранее договорных обязательств. Существенным нарушением является предоставление субсидий на возмещение затрат или недополученных доходов на проведение работ или оказание услуг, возникающих у организаций при выполнении работ по государственному заказу. Следует учитывать, что одним из обязательных требований при получении субсидий на реализацию государственных программ в социальной сфере является участие претендента на получение субсидий в ходе реализации программных мероприятий собственными или привлеченными средствами;
- проверку наличия лиц, претендующих на получение субсидий, в реестре недобросовестных поставщиков, своевременности представления ими отчетов об использовании ранее предоставленных субсидий (в случае их предоставления), соблюдения условий предоставления субсидий по ранее предоставляемым субсидиям (в случае их предоставления);
- анализ заявок лиц, в отношении которых приняты решения об отказе в предоставлении субсидий, их удельный вес в общем количестве заявок, а также анализ причин отказа в предоставлении субсидий; наличие/отсутствие жалоб от претендентов на получение субсидий.
При проведении проверки необходимо проанализировать соответствие целей проектов ожидаемым результатам реализации мероприятий государственных программ в социальной сфере, а также критериям, установленным для проведения отбора претендентов на получение субсидий для реализации мероприятий, выполнения работ, оказания услуг:
- социальная значимость и (или) социальная ориентация деятельности по производству продукции, оказанию услуг и выполнению работ;
- соответствие целей мероприятий планируемым результатам;
- возможность измерения количественных и качественных показателей результатов, заявленных претендентом;
- новизна предложенных решений;
- адресность донесения услуги до целевой группы.
В случае рассмотрения вопроса о предоставлении субсидий на реализацию мероприятий инновационного характера в представленной претендентом заявке анализируется наличие принципиально новых подходов к их реализации, а также соответствие ожидаемых результатов задачам реализации мероприятий государственных программ в социальной сфере.
4.2.2. Проверку оформления договорных обязательств на предмет:
- соблюдения в тексте договоров о предоставлении субсидий всех условий и требований, в том числе: размера предоставляемой субсидии; условий и сроков ее предоставления, график перечисления, порядок авансового перечисления субсидии, в том числе размер аванса, в случае если предусматривается плановое (авансовое) перечисление субсидии; порядка возврата субсидии в бюджет города Москвы в случае нарушения условий ее предоставления; наличия формы отчета получателя субсидии; согласия получателя субсидии*(4) на осуществление уполномоченным органом и органом государственного финансового контроля проверок соблюдения получателем субсидии условий, целей и порядка предоставления субсидии, случаев и порядка возврата в текущем финансовом году остатка субсидии, не использованного в отчетном финансовом году, включая порядок и сроки уведомления уполномоченным органом получателя субсидии о реквизитах банковского счета, на который должен быть осуществлен возврат остатка субсидии. Цель предоставления субсидий должна содержать информацию о количественных и качественных характеристиках поставляемых товаров (выполняемых работ, предоставляемых услуг) и о категории лиц, в отношении которых государственными программами предусмотрены мероприятия, работы (услуги);
Уполномоченным органом в договоре о предоставлении субсидии может быть определена иная информация.
При проверке также необходимо установить:
- соответствие информации в заключенных с получателями субсидий договорах условиям предоставления, указанным в протоколах отраслевой комиссии;
- наличие сметы расходов (затрат) и определенных в ней направлений расходов, соответствия их установленным с учетом отраслевых особенностей лимитам (при их наличии). Сметой могут быть предусмотрены расходы на оплату труда (с начислениями), услуг связи, коммунальных услуг, эксплуатационные расходы, расходы на развитие материально-технической базы, арендная плата за пользование имуществом, приобретение оборудования, приобретение расходных материалов, транспортные расходы и иные расходы организации, обусловленные целями предоставления;
- внесение изменений или дополнений в заключенные договоры о предоставлении субсидий, их причины и последствия. Следует обратить внимание на то, что соответствующие изменения зачастую инициируются получателями в целях приведения определенных договором условий предоставления субсидий к фактическим показателям их выполнения, то есть без изменения общего объема субсидий уточняются сметы расходов, сроки исполнения работ (в том числе по этапам). Внесенные изменения могут привести к существенным изменениям количества и качества социальных услуг, задержке их предоставления;
- случаи расторжения договоров о предоставлении субсидий, причины расторжения, суммы и сроки нахождения субсидий на расчетных счетах получателей с момента их перечисления до возврата (отвлечение бюджетных средств).
4.2.3. Проверку порядка ведения уполномоченным органом реестра получателей субсидий, оценки достоверности отраженных в нем сведений. Проводится анализ данных реестра получателей субсидий на предмет неоднократного предоставления в течение календарного периода одноименным организациям субсидий на выполнение мероприятий, их возможные последствия и причины. Определяется общий объем полученных организациями субсидий, их доля в общем объеме доходов организаций.
4.2.4. Проверку и анализ полноты и своевременности перечисления субсидий с единого счета по исполнению бюджета города Москвы на расчетный счет получателя субсидий. В том числе проверяется предусмотренный порядок планового (авансового) предоставления субсидий на предмет соответствия договору о предоставлении субсидии. Допускается плановое (авансовое) перечисление субсидий в объеме, не превышающем прогнозируемые затраты или выпадающие доходы на месяц или этап выполняемых мероприятий в соответствии с договором.
4.2.4. Нарушение условий предоставления субсидий главным распорядителем бюджетных средств, юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, физическим лицом, являющимися получателями субсидий, влечет ответственность, установленную ст. 15.15.5. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
4.3. В целях проверки результатов использования бюджетных ассигнований в виде субсидий на реализацию мероприятий государственных программ в социальной сфере проводится:
4.3.1. Сравнительная оценка фактических и запланированных результатов реализации мероприятий ГРБС (уполномоченного органа) по объемам финансирования, определение причин отклонений.
4.3.2. Сопоставление фактического объема предоставленных субсидий ГРБС (уполномоченным органом) по заключенным договорам с объемами бюджетных ассигнований (лимитами бюджетных обязательств), анализ причин выявленных отклонений.
4.3.3. Анализ дебиторской и кредиторской задолженности ГРБС (уполномоченного органа) по предоставленным субсидиям, проверка порядка, полноты и достоверности ее учета и отражения в отчетности. Подробно анализируется дебиторская и кредиторская задолженность с истекшим сроком погашения. Причинами возникновения дебиторской задолженности могут являться: нарушение порядка ее учета и отражения в отчетности, затягивание сроков проверки уполномоченным органом предоставленной отчетности по договору о предоставлении субсидий, а также нарушение сроков предоставления отчетности со стороны получателей субсидий. В последнем случае уполномоченным органом должны составляться и направляться получателям субсидий акты о нарушении условий договора, неисполнение которых влечет принятие решений уполномоченным органом о возврате в бюджет предоставленной субсидии.
4.3.4. Проверка использования средств получателем субсидий посредством проверки отчетов, находящихся у уполномоченного органа. В случае отсутствия (либо частичного отсутствия) у уполномоченного органа всех необходимых документов для оценки достоверности произведенных расходов, проведенных работ и достигнутых результатов может быть организована проверка получателя субсидии*(5).
В процессе проверки проводится постатейный анализ расходов на реализацию мероприятия, их соответствие установленным договором сметам расходов (затрат). Проверяется наличие калькуляции затрат, их соответствие установленным тарифам и ценам. Выявляются случаи привлечения получателем субсидий сторонних организаций к выполнению услуг, которые относятся непосредственно к его уставной деятельности, определяются суммы оплаты и их удельный вес в объеме расходов. При наличии расходов за счет субсидий на приобретение и (или) аренду объектов основных средств, помещений и оборудования проводится анализ их целесообразности для реализации мероприятия.
В ходе проверки необходимо подтвердить объем расходов получателя субсидий, произведенных за счет собственных или привлеченных средств, сопоставить его с заявленной суммой и суммой расходов, указанной в отчете.
Устанавливаются направления расходов, объемы работ и иная информация, являющаяся основанием для составления отчета о проведенном мероприятии, выполнении работ или оказании услуг (контингент получателей товаров или услуг и их количество), например:
- при использовании средств на проведение социальных и общественно значимых мероприятий проводится проверка количества и качества проведенных мероприятий, включая организацию сбора и обработки информации, а также ее документальное подтверждение (при возможности получения);
- при реализации мероприятий, предметом которых является компенсация затрат на оказание социальных услуг*(6), проверяется наличие установленного уполномоченным органом и доведенного до получателя субсидий порядка оказания таких услуг и его соблюдение получателем субсидий;
- при реализации мероприятий государственных программ города Москвы в социальной сфере, направленных на оказание адресных услуг отдельным категориям лиц (инвалиды, ветераны Великой Отечественной войны, "социальные" категории детей и других категорий), необходима проверка документов, подтверждающих статус социально незащищенных категорий лиц.
При использовании субсидий на реализацию мероприятий (проектов) инновационного характера на основании отчетной информации получателя субсидии, а также плановых документов уполномоченного органа определяется возможность дальнейшего применения полученных результатов в области социальной сферы.
4.3.5. Оценка эффективности использования субсидий из бюджета города Москвы на реализацию мероприятий государственных программ в социальной сфере осуществляется с использованием критериев и показателей из состава общих критериев и показателей эффективности операций, приведенных в приложении 2 к Стандарту 2.2. "Аудит эффективности".
Оценку эффективности использования субсидий проверяемой организацией необходимо осуществлять в сопоставлении с иными организациями, реализующими однотипные мероприятия в сопоставимых условиях.
На эффективность использования субсидий, предоставленных из бюджета города Москвы, также могут повлиять:
- предоставление субсидий без указания цели использования средств в договоре (соглашении) и (или) лицам, не имеющим права на их получение;
- предоставление субсидий без установления требования возврата в случае нецелевого использования или неиспользования (неполного использования) в установленный срок;
- предоставление субсидий в завышенном объеме (наличие излишних затрат и завышенных расходов, сокращение которых не окажет влияния на выполнение условий договора);
- отсутствие либо недостоверность отчетной информации о категориях и численности лиц, в отношении которых осуществлялась реализация работ (предоставление услуг) в рамках мероприятий государственных программ города Москвы в социальной сфере;
- непринятие уполномоченным органом мер по обеспечению возврата в бюджет субсидий в случаях их нецелевого использования, неиспользования в установленные сроки;
- иные нарушения и недостатки, выявленные в процессе предоставления и использования субсидий.
При проведении оценки эффективности использования субсидий учитываются результаты анализа мероприятий государственных программ города Москвы, реализуемых путем субсидирования, проведенного на предварительном этапе проверки.
4.3.6. Если при проведении проверки выявлено неэффективное использование бюджетных средств, то при подведении итогов и формировании выводов проверки определяются характер, значимость и системность его проявления, а также взаимосвязь с решениями организационной, управленческой или финансовой направленности. Кроме того, осуществляется анализ проблем, влияющих на эффективность использования субсидий в социальной сфере.
4.4. В рамках проверки деятельности уполномоченного органа по осуществлению контроля за использованием субсидий необходимо проверить:
4.4.1. Организацию системы внутреннего мониторинга и контроля за выполнением получателями условий договоров на предоставление субсидий, в том числе:
- проанализировать закрепление в установленном порядке за внутренними подразделениями или должностными лицами соответствующих функций по организации и проведению мониторинга и контроля;
- определить наличие порядка определения уполномоченным органом эффективности использования субсидий, провести его анализ;
- определить наличие порядка предоставления отчетов об использовании субсидий и выполнении условий их предоставления;
- определить наличие порядка возврата субсидий в случае нарушений получателями условий договоров предоставления субсидий.
4.4.2. Осуществление уполномоченным органом внутреннего мониторинга и контроля за выполнением получателями условий договоров на предоставление субсидий, в том числе:
- за своевременностью, полнотой и качеством предоставления получателями отчетов об использовании субсидий;
- за соблюдением получателями условий о предоставлении промежуточной отчетности в договорах о предоставлении субсидий (в том числе при предусмотренном авансировании);
- за устранением получателями субсидий выявленных нарушений и недостатков, соблюдением сроков их устранения;
- за своевременностью возврата в бюджет не использованных в отчетном периоде субсидий или использованных не по целевому назначению.
Учитывается эффективность проведения претензионной работы и результатов досудебного урегулирования возникающих споров по фактам неисполнения (ненадлежащего исполнения) обязательств в связи с предоставлением субсидий, а также количество контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, проведенных в рамках внутриведомственного финансового контроля получателей субсидий, и предложения по повышению экономности и результативности предоставления субсидий, подготовленные в рамках проведения внутреннего финансового аудита.
------------------------------
*(1) В качестве уполномоченного органа государственные казенные учреждения города Москвы определены Порядком предоставления субсидий из бюджета города Москвы юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам, изменения в который внесены постановлением Правительства Москвы от 10.06.2014 N 325-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 5 апреля 2011 г. N 109-ПП" (далее - Порядок предоставления субсидий).
*(2) Реализация мероприятий государственных программ в социальной сфере также осуществлялась Департаментом труда и занятости населения города Москвы. На основании постановления Правительства Москвы от 26.08.2015 N 526-ПП "О реорганизации Департамента социальной защиты населения города Москвы и изменении ведомственного подчинения отдельных государственных учреждений города Москвы" указанный орган исполнительной власти города Москвы присоединен к Департаменту социальной защиты населения; деятельность Департамента труда и занятости населения города Москвы прекращена с 04.12.2015.
*(3) В соответствии с п.п. 1.5., 1.7. Порядка предоставления субсидий.
*(4) За исключением государственных унитарных предприятий, хозяйственных товариществ и обществ с участием города Москвы в их уставных (складочных) капиталах, а также коммерческих организаций с участием таких товариществ и обществ в их уставных (складочных) капиталах.
*(5) Если соответствующее условие о возможности проведения проверки устанавливается договором о предоставлении бюджетной субсидии.
*(6) Например, специализированное транспортное обслуживание для лиц с ограничениями жизнедеятельности "Социальное такси".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Методические рекомендации "Проверка правомерности предоставления и эффективности использования субсидий из бюджета города Москвы на реализацию мероприятий государственных программ города Москвы в социальной сфере" (утв. приказом Контрольно-счетной палаты Москвы от 20 февраля 2016 г. N 16/01-05)
Настоящие Методические рекомендации действуют с 20 февраля 2016 г.
Текст Методических рекомендаций официально опубликован не был