Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 10
к Регламенту организации оказания
паллиативной медицинской помощи
взрослому населению города Москвы
Алгоритм
действий медицинской сестры кабинета паллиативной медицинской помощи при проведении патронажа
1. Общие положения
1.1. Средняя продолжительность посещения на дому медицинской сестрой, включая оформление необходимой медицинской документации, составляет:
- при первичном визите: 1 час;
- при повторном визите: 45 минут - 1 час.
1.2. Не допускается брать с собой на патронаж оригинал медицинской карты пациента, получающего медицинскую помощь в амбулаторных условиях. Медицинская сестра берет с собой на патронаж бланки и вкладыши для последующего внесения информации в медицинскую карту пациента, получающего медицинскую помощь в амбулаторных условиях.
1.3. Если медицинской сестре, прибывшей для осуществления патронажа пациента, не открыли дверь, медицинская сестра незамедлительно информирует по телефону медицинского регистратора, совместно с которым принимается решение о дальнейших действиях (отмена визита, звонок по другому телефону, звонок соседям и др.) и по завершению визита вносит информацию об этом в медицинскую карту пациента, получающего медицинскую помощь в амбулаторных условиях.
2. Алгоритм действий медицинской сестры при осуществлении патронажа
2.1. Представиться, объяснить цель визита, получить разрешение пройти к пациенту для оказания ему медицинской помощи.
2.2. Надеть бахилы или переобуться.
2.3. Вымыть руки, при отсутствии возможности - обработать дезинфицирующим средством, при необходимости использовать одноразовую защитную одежду.
2.4. Пройти к пациенту, при первичном визите оформить индивидуальное добровольное информированное согласие на оказание ему паллиативной медицинской помощи.
2.5. Оценить бытовые, санитарно-гигиенические условия, в которых находится пациент (наличие ухода за пациентом; количество лиц, имеющих возможность и желающих осуществлять уход за пациентом, в том числе круглосуточный при утрате пациентом навыков самообслуживания; регулярность и возможность проведения санитарно-гигиенических процедур; обеспеченность пациента лекарственными препаратами, медицинскими изделиями, технические средства реабилитации, средствами ухода и их соответствие потребностям пациента; санитарное состояние помещения, в котором пребывает пациент; регулярность смены нательного и постельного белья; соблюдение пациентом режима питания; наличие условий для отдыха пациента; количество лиц, совместно проживающих с пациентом, в том числе взрослых и детей; количество комнат в квартире) и психоэмоциональное состояние пациента и его семьи, ожидание пациента и его семьи от паллиативной помощи, атмосферу в семье.
2.6. Опросить пациента (его законного представителя, родственников, иных лиц, осуществляющих уход за пациентом) о наличии жалоб, тягостных симптомах.
2.7. Собрать анамнез путем опроса пациента и/или его законного представителя, родственника, иного лица, осуществляющего уход за пациентом:
- о наличии жалоб, тягостных симптомов;
- об изменении самочувствия;
- о психологическом статусе пациента и родственников;
- о проводившемся лечении и эффекте от лечения;
- о назначенных лекарственных препаратах, средствах ухода, медицинских изделиях, технических средствах реабилитации, в случае их отсутствия - выяснить причины отсутствия;
- о соблюдении пациентом назначенной схемы лечения, в том числе схемы приема лекарственных препаратов, об эффектах, побочных эффектах (медицинская сестра должна убедиться, что у пациента есть описание назначенной схемы лечения, пациент ее выполняет, и дома у пациента есть назначенные лекарственные препараты, при необходимости - выдать дубликат назначенной врачом схемы лечения);
- о стуле, мочеиспускании;
- о санитарно-гигиенических процедурах (порядок проведения, когда пациент последний раз принимал ванну, душ).
2.8. Провести осмотр пациента:
- оценить общее состояние;
- осмотреть кожные покровы, в том числе оценить риск развития пролежней по шкалам;
- оценить психологический статус пациента, в том числе оценить суицидальный риск;
- по шкале боли оценить болевой синдром;
- оценить состояние ранее установленных стом, катетеров;
- определить пульс, артериальное давление, по показаниям провести термометрию;
- определение гликемии (при необходимости).
2.9. При наличии оснований для срочной консультации с врачом, в том числе, при наличии некупированного болевого синдрома и других тягостных симптомов, незамедлительно организовать посещение пациента врачом, при необходимости - вызвать скорую или неотложную медицинскую помощь для купирования болевого синдрома.
2.10. При наличии показаний - выполнить назначенные врачом медицинские манипуляции (обработка стом, смена внутривенных катетеров, обработка ран и пролежней, перевязки и т.д.) с учетом добровольного информированного согласия пациента (законного представителя).
В случае если проведение медицинских манипуляций может повлечь возникновение болевых ощущений у пациента, такие манипуляции должны проводиться с обезболиванием.
2.11. Дать рекомендации родственникам по выполнению гигиенической обработки кожных покровов, стом, катетеров, провести обучение родственников (иных лиц, осуществляющих уход) мероприятиям по уходу.
2.12. С учетом социально-бытовых условий проживания пациента, необеспеченного лекарственными препаратами, назначенными врачом, а также необходимыми медицинскими изделиями, техническими средствами реабилитации, средствами ухода, выполнить следующие действия:
- выяснить у пациента (его законного представителя, родственников, лиц, осуществляющих уход за пациентом), какие лекарственные препараты, медицинские изделия, технические средства реабилитации, средства ухода пациент получает в рамках государственной социальной помощи;
- разъяснить пациенту (его законному представителю, родственникам, лицам, осуществляющим уход за пациентом) возможность и алгоритм получения соответствующей государственной социальной помощи;
- выдать пациенту запас лекарственных препаратов, назначенных врачом, и средств ухода, из числа имеющихся в укладке, не превышающий семисуточной потребности, с подписанием акта приема-передачи по установленной форме.
2.13. Оформить в письменном виде на бланке медицинской организации и выдать пациенту рекомендации по уходу.
2.14. Одновременно с письменными врачебными рекомендациями выдать памятку с телефонами "горячих линий", в том числе рабочий мобильный телефон врача и рабочий мобильный телефон медицинской сестры, телефон Координационного центра 8 (499) 940-19-48; телефон Департамента здравоохранения города Москвы 8 (499) 251-83-00; телефон Росздравнадзора для приема обращений граждан о нарушении порядка назначения и выписки обезболивающих препаратов 8 (800) 500-18-35; телефон Фонда помощи хосписам "Вера" для людей с неизлечимыми прогрессирующими заболеваниями, их близких и медиков, которые им помогают 8 (800) 700-84-36; телефон психологической помощи онкологическим больным и их близким "Ясное утро" 8 (800) 100-01-91.
2.15. Определить дату следующего патронажа (врачебного или сестринского).
2.16. В случае агонирующего состояния пациента, с учетом пожеланий пациента и его родственников, иных близких лиц пациента, оказать им посильную психологическую поддержку и связаться с Координационным центром по телефону + 7 (499) 940-19-48 для принятия решения о необходимости направления сотрудников выездной патронажной службы ГБУЗ "Центр паллиативной помощи ДЗМ" для организации поста у пациента до наступления его смерти.
2.17. В случае прибытия на вызов после смерти пациента информировать медицинского регистратора о наступлении смерти пациента для организации мероприятий по констатации смерти пациента в порядке, установленном Департаментом здравоохранения города Москвы.
3. Порядок действий медицинской сестры после завершения патронажа
3.1. Внести результаты патронажа в медицинскую карту пациента, получающего медицинскую помощь в амбулаторных условиях, с обязательным указанием следующей информации:
- точное время и длительность посещения;
- результаты осмотра с приложением заполненных шкал и опросных листов;
- выполненные манипуляции, их переносимость пациентом;
- выданные рекомендации по уходу, в том числе рекомендованные средства по уходу и медицинские изделия;
- социально-бытовые условия пребывания пациента;
- наименование и объем лекарственных препаратов, медицинских изделий, технических средств реабилитации, средств ухода, которое пациент получает в рамках оказания государственной социальной помощи;
- о предоставлении пациенту и его родственникам информации о порядке получения мер государственной социальной помощи;
- необходимость содействия пациенту в получении государственной социальной помощи, духовной помощи и иной помощи;
- планируемая дата и цель следующего патронажа (врачебного или сестринского);
- в случае смерти пациента - указать точную дату и время смерти, точное время передачи данной информации в медицинскую организацию, оказывающую первичную медико-санитарную помощь, и ФИО должностных лиц, принявших данную информацию;
- конфликтные ситуации и конфликты, возникшие между медицинской сестрой и пациентом (его законным представителем, родственником, иными лицами) при осуществлении патронажа;
- о наличии претензий к качеству оказания паллиативной медицинской помощи.
3.2. Оформить иные предусмотренные учетно-отчетные формы (журналы, шкалы).
3.3. Доложить о результатах патронажа пациента врачу кабинета паллиативной медицинской помощи:
- об ухудшении состояния пациента/ наличии неснятого болевого синдрома и других тягостных симптомов/ смерти пациента/ не допуске медицинской сестры к пациенту при осуществлении патронажа;
- о конфликтных ситуациях и конфликтах, возникших между медицинской сестрой и пациентом (его законным представителем, родственником, иными лицами) при осуществлении патронажа;
- о наличии претензий к качеству оказания паллиативной медицинской помощи;
- о наличии показаний к врачебной осмотру, госпитализации;
- о необходимости оказания содействия пациенту в получении государственной социальной помощи, в том числе в переводе в учреждения социальной защиты населения стационарного типа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.