Действуют с 28.09.2017
1. Общие положения
1.1. Методические рекомендации по организации и проведению выездных контрольных мероприятий на объектах капитального строительства общегражданского назначения (далее - Методические рекомендации) разработаны в соответствии с Законом города Москвы от 30.06.2010 N 30 "О Контрольно-счетной палате Москвы", Стандартом 1.1. "Методологическое обеспечение деятельности Контрольно-счетной палаты Москвы" и Планом методологического обеспечения деятельности Контрольно-счетной палаты Москвы (далее - КСП Москвы).
1.2. Основной целью разработки Методических рекомендаций является повышение качества организации и проведения выездных контрольных мероприятий на объектах капитального строительства общегражданского назначения (далее - объекты капитального строительства), реконструкции, финансирование которых осуществляется за счет средств бюджета города Москвы.
1.3. Методические рекомендации нацелены на решение задач по осуществлению контроля правомерности и эффективности расходования бюджетных средств на строительство, реконструкцию объектов Адресной инвестиционной программы города Москвы.
1.4. Область применения Методических рекомендаций - контрольные мероприятия, проводимые КСП Москвы, предполагающие проведение выездных контрольных мероприятий на объектах капитального строительства.
Методические рекомендации ограниченно (в части организации и проведения выездных контрольных мероприятий) могут быть применены в отношении объектов производственного назначения, инженерной, дорожно-транспортной и коммунальной инфраструктуры*(1).
1.5. Для целей настоящих Методических рекомендаций используются следующие понятия:
- объекты капитального строительства общегражданского назначения - жилые дома, школы, детские дошкольные учреждения, поликлиники, больницы, физкультурно-оздоровительные комплексы, спортивные сооружения, культурно-досуговые центры и прочие объекты капитального строительства, относящиеся к непроизводственной сфере экономики;
- авторский надзор - совокупность действий представителей проектной организации, преимущественно авторов проекта, осуществляемых визуально и документально и направленных на определение соответствия градостроительных, архитектурно-планировочных, художественных, технических, технологических и природоохранных решений и действий, осуществляемых подрядчиком в процессе возведения объекта строительства, принятым в рабочем проекте объекта строительства решениям*(2);
- застройщик - физическое или юридическое лицо, обеспечивающее на принадлежащем ему земельном участке или на земельном участке иного правообладателя строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, а также выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации для их строительства, реконструкции, капитального ремонта*(3);
- объект капитального строительства - здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено, за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек*(4);
- проектная документация - документация, содержащая материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющая архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта*(5);
- разрешение на строительство - документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного регламента, проекта планировки территории и проекта межевания территории (при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом) или требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории (при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта), а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и законодательно установленными ограничениями, дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства*(6);
- разрешение на ввод объекта в эксплуатацию - документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, проектной документацией, а также соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка, разрешенному использованию земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории, а также законодательно установленным ограничениям*(7);
- реконструкция объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов*(8)) изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов*(9);
- технический заказчик - юридическое лицо, которое уполномочено застройщиком и от имени застройщика заключает договоры о выполнении инженерных изысканий, о подготовке проектной документации, о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, подготавливает задания на выполнение указанных видов работ, предоставляет лицам, выполняющим инженерные изыскания и (или) осуществляющим подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, материалы и документы, необходимые для выполнения указанных видов работ, утверждает проектную документацию, подписывает документы, необходимые для получения разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, осуществляет иные функции, предусмотренные законодательством о градостроительной деятельности*(10);
- общий журнал работ, в котором ведется учет выполнения работ при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объекта капитального строительства (далее - общий журнал работ) - основной документ, отражающий последовательность осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства, в том числе сроки и условия выполнения всех работ при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объекта капитального строительства, а также сведения о строительном контроле и государственном строительном надзоре*(11);
- специальные журналы работ, в которых ведется учет выполнения работ при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объекта капитального строительства (далее - специальные журналы работ), - документы, отражающие выполнение отдельных видов работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства*(12) (например, сварочные, бетонные, работы по монтажу строительных конструкций и прочие виды работ).
2. Организация выездных контрольных мероприятий
Выездные контрольные мероприятия на объекты капитального строительства осуществляются в соответствии с Программой проведения контрольного мероприятия должностными лицами КСП Москвы (не менее двух человек) и привлеченными экспертами (по необходимости), включенными в состав рабочей группы (далее - Комиссия).
В случае привлечения к проведению выездных контрольных мероприятий экспертов, лабораторий, специализированных организаций заблаговременно осуществляется оформление договорных отношений в соответствии с требованиями нормативных правовых актов Российской Федерации, города Москвы и КСП Москвы*(13). Объем работ привлекаемых экспертов или организаций определяется техническими заданиями. Результаты работ оформляются в виде аналитических записок экспертов, экспертных либо лабораторных заключений организаций.
Возглавляет Комиссию руководитель рабочей группы по проведению контрольного мероприятия или член рабочей группы, являющийся должностным лицом КСП Москвы.
Руководитель контрольного мероприятия не позднее чем за два рабочих дня до планируемой даты проведения выездного контрольного мероприятия направляет письмо в проверяемую организацию*(14), в котором в обязательном порядке указывается:
- основание проведения выездного контрольного мероприятия (наименование контрольного мероприятия и пункт плана работы КСП Москвы на соответствующий год);
- состав Комиссии;
- необходимый состав представителей от организаций города Москвы (государственного заказчика, технического заказчика, генподрядной организации, проектировщика, эксплуатирующей организации);
- указание о необходимости организационного и материально-технического обеспечения для организации работы Комиссии на объекте;
- информация о привлечении специализированной организации, лаборатории в целях проведения инструментального контроля, взятии образцов (проб) строительных материалов для лабораторного анализа.
Приложением к письму является график проведения выездных контрольных мероприятий, в котором указывается наименование и адрес проверяемого объекта, дата и время посещения Комиссией строительной площадки.
Типовая форма письма представлена в Приложении 2 к Методическим рекомендациям.
Должностное лицо проверяемой организации обеспечивает условия для работы Комиссии на объекте капитального строительства, в том числе доступ на объект капитального строительства, оформление необходимых разрешений, присутствие на объекте представителей государственного заказчика, технического заказчика, генподрядной организации, проектировщика, эксплуатирующей организации.
При необходимости с ответственным должностным лицом проверяемой организации согласуется наличие на объекте строительной техники, инструмента и рабочего персонала (например, в целях вскрытия и последующей заделки отдельных элементов конструкции).
Порядок оформления результатов выездного контрольного мероприятия отражен в разделе 5 настоящих Методических рекомендаций.
3. Подготовка к проведению выездных контрольных мероприятий
На этапе подготовки к проведению выездного контрольного мероприятия членами рабочей группы изучается объект капитального строительства, принятые проектные решения, уточняются объемы выполненных и оплаченных работ, осуществляется проверка (анализ):
- заключенных контрактов (договоров) на выполнение подрядных работ, осуществление функций технического заказчика, проектировщика, ведение авторского надзора за ходом строительства и иной закупочной документации, размещенной в единой информационной системе в сфере закупок, единой автоматизированной информационной системе торгов города Москвы (ЕАИСТ);
- наличия разрешительной документации (разрешение на строительство, разрешение на ввод объекта в эксплуатацию), документального подтверждения передачи строительной площадки заказчиком генподрядной организации, утвержденной проектной документации (с отметкой "в производство работ");
- документов, подтверждающих объем и стоимость выполненных работ (например, акт о приемке выполненных работ (унифицированная форма N КС-2), справка о стоимости выполненных работ и затрат (унифицированная форма N КС-3)*(15);
- проектной документации на предмет правильности определения сметной стоимости строительства, соответствия принятых проектных решений техническим регламентам (нормам и правилам проектирования и строительства), соответствия проектной документации техническому заданию на проектирование, технологическому заданию и техническим условиям;
- материалов, предшествующих контрольных и экспертно-аналитических мероприятий КСП Москвы, а также материалов контрольных мероприятий, проведенных другими контрольными и надзорными органами;
- иных документов: ордеров Объединения административно-технических инспекций города Москвы на производство работ, разрешений на вырубку и пересадку насаждений, актов освидетельствования скрытых работ.
В целях подтверждения фактического выполнения отдельных скрытых работ могут быть также проанализированы материалы фото-, видеофиксации, осуществляемой заказчиком или подрядной организацией (при наличии).
На подготовительном этапе анализируются документы и информация, полученные на основании запросов в ходе контрольного мероприятия, а также с использованием Информационно-аналитической системы управления градостроительной деятельности*(16).
По результатам подготовки к выездному контрольному мероприятию определяется перечень дополнительных вопросов, требующих уточнения непосредственно на объекте капитального строительства, а также уточняется возможность и необходимость привлечения специализированных организаций, лабораторий для осуществления инструментального и лабораторного контроля.
Порядок согласования и привлечения специалистов сторонних специализированных организаций, экспертов, лабораторий для участия в выездных контрольных мероприятиях на возмездной основе регламентируется локальными нормативными правовыми актами КСП Москвы.
Результаты подготовки к выездному контрольному мероприятию отражаются в аналитических записках членов рабочей группы.
4. Проведение контрольных мероприятий на объектах капитального строительства общегражданского назначения
4.1. Проверка наличия и качества оформления общего и специальных журналов учета выполнения работ
Содержание и порядок ведения общего и специальных журналов работ регламентированы Порядком ведения общего и (или) специального журнала учета выполнения работ.
Разделы общего журнала работ ведутся уполномоченными на ведение такого журнала представителями застройщика или заказчика, лица, осуществляющего строительство, органа государственного строительного надзора и иных лиц.
Специальные журналы работ ведет уполномоченный представитель лица, осуществляющего строительство.
Общий и специальные журналы работ (далее - журналы) запрашиваются на объектах, строительство которых на дату проверки не завершено*(17).
Журналы должны быть сброшюрованы и пронумерованы заказчиком, титульные листы должны быть заполнены. Общий журнал работ должен содержать регистрационную надпись с указанием номера дела и печать органа государственного строительного надзора.
В общем журнале работ должны быть заполнены основные разделы, отраженные в таблице 1.
Основные разделы общего журнала работ
Таблица 1
Раздел |
Наименование раздела |
Кем заполняется |
Список инженерно-технического персонала лица, осуществляющего строительство, занятого при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объекта капитального строительства |
Генподрядной организацией |
|
Перечень специальных журналов, в которых ведется учет выполнения работ, а также журналов авторского надзора лица, осуществляющего подготовку проектной документации |
Заказчиком |
|
Сведения о выполнении работ в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства |
Генподрядной организацией |
|
Сведения о строительном контроле застройщика или заказчика в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства |
Заказчиком |
|
Сведения о строительном контроле лица, осуществляющего строительство, в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства |
Генподрядной организацией |
|
Перечень исполнительной документации при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объекта капитального строительства |
Генподрядной организацией |
|
Сведения о государственном строительном надзоре при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объекта капитального строительства |
Органом государственного строительного надзора |
При проверке общих журналов работ следует обратить внимание на хронологическую и технологическую последовательность состава выполняемых работ. Состав работ и даты их выполнения, указанные в общем журнале работ, можно сопоставить с актами освидетельствования скрытых работ или актами освидетельствования ответственных конструкций.
Даты выполнения отдельных этапов работ в общем журнале работ следует сопоставить с датами поступления строительных материалов и изделий на объект капитального строительства согласно журналу "Входного контроля качества строительных материалов", а также проверить наличие паспортов (сертификатов) качества на строительные материалы и конструкции*(18).
Проверка журналов позволяет установить состав выявленных в ходе строительного контроля или государственного строительного надзора нарушений. В ходе визуального осмотра с использованием инструментальных или лабораторных методов контроля осуществляется оценка результативности мер по их устранению.
Информация, представленная в разделе 4 "Сведения о строительном контроле застройщика или заказчика в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства" общего журнала работ, позволяет оценить качество и объем фактически выполненных заказчиком работ по строительному контролю.
Дополнительно может быть осуществлена оценка качества авторского надзора за ходом строительства, проведение которого регламентируется Положением об авторском надзоре. Результаты работ по осуществлению авторского надзора, а также факт и периодичность их проведения фиксируются в специальном журнале авторского надзора.
Отсутствие соответствующих записей в журнале авторского надзора в течение длительного периода*(19) является достаточным основанием для вывода, что авторский надзор на объекте не ведется или ведется некачественно, с нарушением установленной периодичности.
В качестве примера представлена фотокопия журнала авторского надзора (Рис.1), в котором в хронологическом порядке сделаны записи инженером авторского надзора о результатах освидетельствования работ на объекте. Записи подтверждают, что в течение шести месяцев авторский надзор на объекте не велся, тогда как в соответствии с общим журналом работ работы производились.
Рис.1. Проверка журнала авторского надзора
4.2. Проверка наличия и качества оформления исполнительной документации
Содержание и порядок ведения исполнительной документации регламентированы Требованиями к составу и порядку ведения исполнительной документации при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства и требований, предъявляемых к актам освидетельствования работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения*(20).
Предварительно на этапе подготовки к выездному контрольному мероприятию или непосредственно на объекте капитального строительства следует обратить внимание на наличие и качество оформления следующей исполнительной документации:
- акты освидетельствования скрытых работ, которые оказывают влияние на безопасность объекта капитального строительства и в соответствии с технологией строительства, реконструкции, капитального ремонта контроль за выполнением которых не может быть проведен после выполнения других работ;
- акты освидетельствования ответственных конструкций, устранение выявленных в процессе проведения строительного контроля недостатков в которых невозможно без разборки или повреждения других строительных конструкций и участков сетей инженерно-технического обеспечения;
- исполнительные геодезические схемы, исполнительные схемы и профили участков сетей инженерно-технического обеспечения;
- акты испытания и опробования технических устройств;
- документы, подтверждающие проведение контроля за качеством применяемых строительных материалов (изделий), результаты экспертиз, обследований, лабораторных и иных испытаний выполненных работ, проведенных в процессе строительного контроля.
При изучении представленных документов следует обратить внимание на хронологическую и технологическую последовательность производства работ. Выявленные несоответствия могут свидетельствовать о фактическом невыполнении работ и требуют дополнительного анализа.
4.3. Проверка состояния объекта капитального строительства и качества выполненных строительно-монтажных работ
4.3.1. Формы и методы контроля в ходе проведения выездных контрольных мероприятий на объектах капитального строительства
В ходе проведения выездных контрольных мероприятий на объектах капитального строительства Комиссией используются следующие формы и методы контроля:
- визуальный осмотр объекта капитального строительства в целом и отдельных элементов конструкции. По требованию Комиссии при наличии технической возможности осуществляется частичное вскрытие, разбор отдельных элементов конструкции;
- проверка работоспособности оборудования, машин и механизмов. По требованию Комиссии по возможности осуществляется пробный пуск смонтированного оборудования, прошедшего пуско-наладку;
- инструментальный контроль объемов и качества выполненных строительно-монтажных работ. Метод включает контрольную геодезическую съемку, контрольные обмеры, георадиолокационные обследования, шурфление, отбор проб и образцов и другие методы контроля, выполняемые с применением специального инструмента и оборудования собственными либо привлеченными силами;
- лабораторный контроль осуществляется привлеченными силами (специализированными лабораториями) с целью подтверждения соответствия качественных характеристик используемых строительных материалов указанным в предоставленных производителями сертификатах. Лабораторные методы контроля применяются в отношении бетона, арматуры, асфальтобетона, брусчатки, кирпича, сталепрокатной продукции, материалов кровли и иных строительных материалов и изделий;
- фото-, видеофиксация объекта капитального строительства в целом, отдельных конструктивных элементов, оборудования, визуально выявленных недостатков и нарушений при осуществлении строительно-монтажных работ.
4.3.2. Проверка состояния, качества выполненных работ по отдельным элементам конструкции
Непосредственно на объекте капитального строительства с использованием методов визуального и инструментального контроля осуществляется оценка качества и объемов выполненных работ по отдельным элементам конструкции здания, строения (или видам работ).
Подземная часть строения
(паркинги, технические этажи, объекты гражданской обороны). Осуществляется визуальный осмотр с целью определения общей строительной готовности объекта. Фиксируется смонтированное инженерное оборудование, его подключение, пуско-наладка, наличие течей грунтовых вод, качество и объем выполненных строительно-монтажных работ. Производится осмотр выполненных отделочных работ покрытия пола и стен технического этажа в эксплуатируемой и неэксплуатируемой части технического подполья.
Рис. 2. Технический этаж жилого дома
Рис. 3. Технический этаж школы
Каркас строения
Осуществляется визуальный осмотр с целью определения общей строительной готовности объекта. Инструментальные методы контроля (отклонение от вертикальной оси) осуществляются в рамках строительного контроля и государственного строительного надзора.
Рис. 4. Усиление опоры в результате отклонения колонны от вертикальной оси методом усиления "железобетонной рубашкой"
Кровля
Проводится визуальный осмотр объемов и качества выполненных работ, соответствия покрытия кровли проектной документации, смонтированных ограждений, систем вентиляции, элементов кровли. При необходимости проводится лабораторный контроль покрытия кровли, запрашиваются акты испытаний кровли. У эксплуатирующей организации уточняется наличие/отсутствие протечек и их устранение.
Рис. 5. Работы по устройству кровли жилого дома (объект введен в эксплуатацию)
Внешняя отделка и остекление
Проводится визуальный осмотр с целью определения общей строительной готовности объекта. Осуществляется оценка качества выполненных работ, соответствия фактически выполненных работ принятым проектным решениям.
Рис. 6. Начальный этап работ по внешней отделке жилого дома (объект введен в эксплуатацию)
Лифтовое оборудование
Осуществляется визуальный осмотр и проверка работоспособности лифтового оборудования. Запрашивается документальное подтверждение проведения пуско-наладочных работ.
Рис. 7. Монтаж лифтового оборудования не завершен (объект введен в эксплуатацию)
Внутренняя отделка помещений
Осуществляется визуальный осмотр качества и объемов выполненных работ, соответствия используемых строительных материалов проектной документации.
Рис. 8. Работы по внутренней отделке не начаты (объект введен в эксплуатацию)
Внутренние электротехнические и сантехнические работы
Осуществляется визуальный осмотр качества и объемов выполненных работ (монтаж и разведение систем электроснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, канализации, вентиляции, связи, общедомовых и квартирных приборов учета, систем пожаротушения).
По возможности проводится проверка работоспособности отдельного оборудования, наличия тепла (в зимний период), водоснабжения.
Рис. 9, 10. Внутренние электротехнические и сантехнические работы
Внешние инженерные сети
Осуществляется визуальный осмотр придомовой территории с целью определения строительной готовности инженерных сетей.
В части электроснабжения следует уточнить схему и источник подключения (временный или постоянный). По введенным в эксплуатацию объектам электроснабжение должно осуществляться от постоянного источника.
При необходимости в ходе выездного контрольного мероприятия возможен инструментальный и лабораторный контроль в целях определения протяженности перекладываемых (вновь строящихся) участков сетей, качества используемых строительных материалов.
Рис.11. Строительство теплосети к жилому дому (объект введен в эксплуатацию)
Рис.12. Организация электроснабжения от временного источника
Благоустройство территории
Осуществляется визуальный осмотр придомовой территории с целью определения объемов и качества выполненных работ в соответствии с проектом. Благоустройство может быть выполнено в "зимнем" варианте, включающем, как правило, вертикальную планировку придомовой территории, устройство ливнестоков, проездов, тротуаров без укладки финишного слоя асфальтобетона либо в полном объеме в соответствии с проектом, включая асфальтирование проезжей части, тротуаров, парковочных карманов, озеленение и малые архитектурные формы.
Рис. 13, 14. Благоустройство придомовой территории жилых домов (объекты введены в эксплуатацию)
В случае выявления в ходе выездных контрольных мероприятий фактов невыполнения отдельных видов или объемов работ, предусмотренных проектом, но принятых и оплаченных заказчиком в соответствии с актами о приемке выполненных работ (унифицированная форма N КС-2), в акте делаются соответствующие записи.
При необходимости подтверждения объемов фактически выполненных работ на объекте капитального строительства проводятся контрольные обмеры с использованием инструментальных методов контроля.
Камерально на основании результатов выездного контрольного мероприятия определяется стоимость оплаченных, но не выполненных работ (выполненных, но не надлежащего качества; не соответствующих проекту), величина причиненного ущерба в виде избыточных расходов бюджетных средств с использованием следующей формулы:
, (1)
где:
- величина причиненного ущерба;
- сметная стоимость принятых, оплаченных, но невыполненных работ или выполненных с неудовлетворительным качеством;
- совокупность коэффициентов пересчета сметной стоимости к стоимости работ по государственному контракту (учитывают лимитированные затраты, инфляцию, тендерное снижение и прочее).
Пример: в ходе проверки объемов выполненных и оплаченных работ по объекту установлено, что в техническом подполье не выполнены работы по устройству керамогранитного плиточного покрытия пола (Рис.15, 16), принятые и оплаченные в соответствии с актами о приемке выполненных работ.
Рис. 15, 16. Покрытие пола технического подполья выполнено в виде цементно-песчаной стяжки
Сметная стоимость (S) устройства плиточного покрытия пола в ценах 2007 года составляла 1966,6 тыс. рублей. Размер причиненного ущерба (Y) определен в сумме затрат на устройство отсутствующего плиточного покрытия пола с учетом коэффициента пересчета из цен 2007 года в цены 2012 года (=1,295), коэффициента инфляции на период строительства (
=1,08417), тендерного снижения в размере 1,5 процента (
=0,985), лимитированных затрат на временные здания и сооружения в размере 0,6 процента (
=0,006), налога на добавленную стоимость в размере 18,0 процента (
=1,18) с использованием приведенной формулы:
Размер причиненного ущерба составил 3228,5 тыс. рублей.
Непосредственно на объекте капитального строительства:
- визуальный контроль позволяет оценить степень строительной готовности объекта, выявить некачественно выполненные работы;
- инструментальный контроль (шурфление, кернение, вскрытие, контрольные обмеры, контрольная геодезическая съемка, георадарное обследование) позволяет сделать выводы об объемах выполненных работ; соответствии основных параметров объекта проектной документации;
- лабораторный контроль (например, определение марки, типа, прочностных характеристик бетона; состава сплава стали труб, изделий металлопроката) позволяет сделать вывод об используемых строительных материалах, их качестве и соответствии проектной документации и предъявленным сертификатам.
Решение о проведении лабораторного контроля принимается индивидуально в случаях:
- наличия информации (например, от правоохранительных органов) об использовании строительных материалов, качество которых требует подтверждения;
- отсутствия необходимой исполнительной документации (актов скрытых работ, приемки ответственных конструкций, сертификатов на строительные материалы);
- выявления на дату выездного контрольного мероприятия строительных дефектов, свидетельствующих о низком качестве строительных материалов или низком качестве работ.
5. Оформление результатов выездных контрольных мероприятий
По результатам выездного контрольного мероприятия непосредственно на объекте капитального строительства руководителем рабочей группы (или иным должностным лицом КСП Москвы, включенным в состав Комиссии) в присутствии должностных лиц приглашенных организаций (государственного заказчика, технического заказчика, генподрядной организации, проектировщика, эксплуатирующей организации) проводится совещание и подписывается акт выездного контрольного мероприятия по проверке качества выполненных строительно-монтажных работ и правильности ввода объекта в эксплуатацию.
В акте выездного контрольного мероприятия указывается:
- место и дата составления;
- адрес объекта капитального строительства (строительный или почтовый);
- характеристика объекта капитального строительства;
- сведения о выданной разрешительной документации;
- сведения о членах Комиссии (в том числе привлеченных экспертах), а также о приглашенных должностных лицах организаций;
- сведения о состоянии строительной готовности и основных выявленных нарушениях по результатам визуального и инструментально-технического контроля;
- оценка общей строительной готовности объекта;
- результаты рассмотрения журналов работ, журнала авторского надзора за ходом строительства (по объектам, строительство на которых не завершено, сведения заполняются при наличии журналов на строительной площадке);
- основные выводы выездного контрольного мероприятия.
С учетом индивидуальной особенности объектов капитального строительства и принятых проектных решений в актах по результатам выездных контрольных мероприятий могут указываться и иные сведения*(21). Предлагаемая унифицированная представлена в Приложении 3.
Определение процента строительной готовности объекта капитального строительства осуществляется по результатам оценки объемов выполненных работ по отдельным конструктивным элементам здания, сооружения. Соответствующая оценка осуществляется визуальным методом в ходе проведения выездного контрольного мероприятия. Результаты оценки по отдельным конструктивным элементам отражаются в акте выездного контрольного мероприятия.
Общий процент строительной готовности объекта рассчитывается на основании формулы:
, (2)*(22)
где:
- общий процент строительной готовности объекта, %;
- весовой коэффициент отдельного конструктивного элемента здания, сооружения;
- процент строительной готовности отдельного конструктивного элемента здания, сооружения, %.
Для отдельных конструктивных элементов и видов работ предлагается устанавливать следующие весовые коэффициенты, суммарное значение которых должно быть равно "единице":
Конструктивный элемент здания или вид работ |
Весовой коэффициент*(23) |
Подземная часть |
0,15-0,25 |
Каркас строения, кровля |
0,3-0,5 |
Внешняя отделка и остекление |
0,05-0,1 |
Лифтовое оборудование |
0,01-0,02 |
Внутренняя отделка помещений |
0,1-0,2 |
Внутренние электротехнические и сантехнические работы |
0,05-0,1 |
Внешние инженерные сети |
0,1-0,2 |
Благоустройство территории |
0,01-0,03 |
Приложением к акту выездного контрольного мероприятия являются результаты фото-, видеофиксации, а также заключения по выборочному инструментально-техническому и лабораторному контролю.
Акт составляется в единственном экземпляре и подписывается членами Комиссии и ответственными должностными лицами приглашенных организаций.
В случае отказа от подписания акта руководителем рабочей группы (или иным должностным лицом КСП Москвы, входящим в состав рабочей группы) делается соответствующая запись, ставится число и подпись.
В случае отсутствия (неявки) на объекте капитального строительства приглашенных представителей от организаций города Москвы в акте по результатам выездного контрольного мероприятия делается соответствующая отметка. Сведения об отсутствии (неявке) приглашенных представителей от организаций города Москвы по решению руководителя контрольного мероприятия в письменной форме направляются руководителю соответствующей организации.
Акт выездного контрольного мероприятия является промежуточным актом, составленным по отдельному вопросу контрольного мероприятия, который прилагается к основному акту и является его неотъемлемой частью.
Приложение:
1. Перечень используемых нормативных правовых актов.
2. Образец письма о проведении выездного контрольного мероприятия на объектах капитального строительства.
3. Образец акта выездного контрольного мероприятия по проверке качества выполненных строительно-монтажных работ и правильности ввода объекта в эксплуатацию.
------------------------------
*(1) К указанным объектам капитального строительства относятся, промышленные предприятия, водопроводные, канализационные, тепловые сети, объекты метрополитена, искусственные сооружения (тоннели, эстакады, мосты, путепроводы), линии электропередач и прочие объекты. Предполагается индивидуальный подход с учетом специфики и конструктивных особенностей отдельных объектов капитального строительства.
*(2) Абзац 1 раздела 1 Положения об авторском надзоре проектных организаций за строительством предприятий, зданий и сооружений в г. Москве, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 30.12.97 N 938 (далее - Положение об авторском надзоре).
*(3) Пункт 16 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ).
*(4) Пункт 10 ст. 1 ГрК РФ.
*(5) Часть 2 ст. 48 ГрК РФ.
*(6) Часть 1 ст. 51 ГрК РФ.
*(7) Часть 1 ст. 55 ГрК РФ.
*(8) В соответствии с п. 10.1 ст. 1 ГрК РФ к линейным объектам относятся линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
*(9) Пункт 14 ст. 1 ГрК РФ.
*(10) Пункт 22 ст. 1 ГрК РФ.
*(11) Пункт 3 раздела I Порядка ведения общего и (или) специального журнала учета выполнения работ при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, утвержденного приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 12.01.2007 N 7 (далее - Порядок ведения общего и (или) специального журнала учета выполнения работ).
*(12) Пункт 3 раздела I Порядка ведения общего и (или) специального журнала учета выполнения работ.
*(13) В соответствии с Положением о порядке привлечения физических лиц (экспертов) на возмездной основе к проведению контрольных и экспертно-аналитических мероприятий КСП Москвы (утверждено приказом от 07.11.2015 N 0040/01-15).
*(14) В соответствии с распоряжением о проведении контрольного мероприятия.
*(15) "Альбом унифицированных форм первичной учетной документации по учету работ в капитальном строительстве и ремонтно-строительных работ", утвержденный постановлением Государственного комитета Российской Федерации по статистике от 11.11.99 N 100. С 01.01.2013 формы первичных учетных документов, содержащиеся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, не являются обязательными к применению. Исходя из ч. 1 ст. 7 и ст. 9 Федерального закона N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" руководителем экономического субъекта определяется состав первичных учетных документов, применяемых для оформления фактов хозяйственной жизни экономического субъекта, и перечень лиц, имеющих право подписи первичных учетных документов.
*(16) На основании Соглашения об информационном взаимодействии между Департаментом градостроительной политики города Москвы, Комитетом государственного строительного надзора города Москвы и КСП Москвы от 18.01.2016 N ДГП-15-16-01/355/01-44.
*(17) После выдачи органом государственного строительного надзора заключения о соответствии построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации журналы передаются заказчику на постоянное хранение.
*(18) "СДОС-04-2009. Методика проведения строительного контроля при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства", принята решением Наблюдательного совета Единой системы оценки соответствия в области промышленной, экологической безопасности, безопасности в энергетике и строительстве от 20.07.2009 N 30-БНС; "ГОСТ 24297-2013. Межгосударственный стандарт. Верификация закупленной продукции. Организация проведения и методы контроля", утвержденный приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 26.08.2013 N 544-ст.
*(19) В зависимости от периодичности, установленной условиями контракта (договора) на осуществление авторского надзора, с учетом сложности объекта (на постоянной основе (ежедневно), один раз в неделю или реже).
*(20) Приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 26.12.2006 N 1128 "Об утверждении и введении в действие Требований к составу и порядку ведения исполнительной документации при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства и требований, предъявляемых к актам освидетельствования работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения".
*(21) Например, сведения о наличии лицензии на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия, заключения государственной экологической экспертизы и прочее.
*(22) Допускается применение аналогичной по содержанию формулы определения строительной готовности объекта капитального строительства, приведенной в подп. 16 п. 43 разд.III Прил.2 к приказу Министерства экономического развития Российской Федерации от 18.12.2015 N 953 "Об утверждении формы технического плана и требований к его подготовке, состава содержащихся в нем сведений, а также формы декларации об объекте недвижимости, требований к ее подготовке, состава содержащихся в ней сведений".
*(23) Значения весового коэффициента подлежат уточнению в зависимости от вида объекта капитального строительства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Методические рекомендации по организации и проведению выездных контрольных мероприятий на объектах капитального строительства общегражданского назначения (утв. приказом Контрольно-счетной палаты Москвы от 28 сентября 2017 г. N 56/01-05)
Текст методических рекомендаций официально опубликован не был