Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 4
к приказу Департамента
культурного наследия города Москвы
от 28 декабря 2017 г. N 1114
Предмет охраны объекта культурного наследия регионального значения (памятника) "Станция Московского метрополитена Кольцевой линии "Белорусская", 1951 г., архитекторы И.Г. Таранов, Ю.А. Черепанов, Н.А. Быкова, соавторы Я.В. Татаржинская, А.А. Марова, при участии З.Ф. Абрамовой, художник Г.И. Опрышко, скульпторы С.М. Орлов, С.М. Рабинович, И.Л. Слоним, М.Г. Манизер, инженеры-конструкторы Б.М. Прикот, А.И. Семенов, К. Сапуненко", расположенного по адресу: г. Москва, линия метрополитена: Кольцевая, в районе пересечения улицы Грузинский Вал и 1-й Тверской-Ямской улицы
Предметом охраны объекта культурного наследия являются:
местоположение и градостроительные характеристики наземного вестибюля станции 1951 года, участвующего в формировании облика площади Тверской заставы и в формировании фронта застройки площади и улицы Грузинский Вал, его роль в композиционно-планировочной структуре квартала;
объемно-пространственная композиция прямоугольного в плане здания наземного вестибюля 1951 года, включая двухпролетную триумфальную арку, с глубокой лоджией, перекрытой коробовым сводом с распалубками, боковым порталом с четырьмя высокими полуциркульными арками между пилонами-простенками, арки входа и выхода с застекленными тимпанами с декоративными золочеными металлическими решетками, высотные отметки по венчающим карнизам;
крыша 1951 года, ее конфигурация, конструкция, материал, характер кровельного покрытия;
композиционное решение и архитектурно-художественное оформление фасадов наземного вестибюля станции 1951 года, в том числе местоположение, форма, размер, оформление оконных и дверных проемов, ступенчатый ниспадающий декоративный фонтан в лоджии между дверными арками, аттик, барельефы по фризу на аттике (скульпторы С.М. Рабинович, И.Л. Слоним) на тему торжества советского народа-победителя, фриз с названием станции в центре, круглые ниши под фризом между арками, профилированный карниз в уровне пят арок, декоративный венчающий карниз с сухарями и кронштейнами;
материал и характер отделки фасадных поверхностей 1951 года, в том числе облицовка стен белым известняком Веневского месторождения, облицовка фонтана красным грузинским мрамором "Салиэти", гладкая штукатурка, покраска;
колористическое решение фасадов наземного вестибюля 1951 года;
характер столярных заполнений оконных и дверных проемов наземного вестибюля со скобяным прибором 1951 года, их материал (дуб), рисунок, характер оформления, включая металлические надписи "ВХОД" и "НЕТ ВХОДА", колористическое решение, в том числе дверные полотна с полуциркульным завершением, металлические надписи "ВХОД" и "ВЫХОД", оконные переплеты, телефонные кабины с металлической надписью "ТЕЛЕФОН";
пространственно-планировочная структура интерьеров наземного и подземного уровней 1951 года в пределах капитальных стен, опор, плоских, сводчатых и купольных перекрытий, в том числе тамбуры входа и выхода, прямоугольные в плане с плоским перекрытием, овальный кассовый зал, перекрытый низким разорванным куполом, прямоугольный в плане промежуточный аванзал перед турникетно-эскалаторным залом, перекрытый сомкнутым сводом, с полуциркульной нишей на глухой стене, шестиугольный в плане эскалаторный зал с шестью арками, образованными парусами купола, опирающегося на шесть декоративных многогранных колонн, эскалаторная камера с эскалаторными наклонами, аванзал перед выходом в перронный зал, перекрытый коробовым сводом, перронный зал островного типа пилонной трехсводчатой конструкции с укороченным центральным нефом и двумя боковыми посадочными платформами, разделенными пилонами, переходные мостики через посадочную платформу, аванзал перед переходом на Горьковско-Замоскворецкую линию, перекрытый цилиндрическим сводом, переход на Горьковско-Замоскворецкую линию, перекрытый коробовым сводом, выходы туннелей;
капитальные стены, опоры, плоские и сводчатые перекрытия 1951 года, их конструкция и материал;
лестницы 1951 года, их местоположение, конструкция, форма и материал, в том числе лестница перехода на Горьковско-Замоскворецкую линию в перронном зале со ступенями закругленной формы из серого гранита, декоративное оформление арок над лестничными маршами полихромной флорентийской мозаикой, фигурное металлическое ограждение мостиков перехода;
архитектурно-художественное оформление интерьеров станции 1951 года:
- кассовый зал - лепной потолочный многопрофильный карниз, состоящий из фриза из лавровых венков, тонированных под бронзу, тонированного под бронзу венка из лавровых листьев, переплетенных лентой;
- турникетно-эскалаторный зал - граненые полуколонны с профилированными капителями, профилированные ребра арок в виде жгутов, фриз в виде лепных лавровых листьев по основанию купола;
- перронный зал - пилоны с расширенным верхом, своды зала и проходов между пилонами, декорированные прямоугольными и квадратными кессонами с лепным рельефным орнаментом в виде снопов колосьев, перехваченных лентами, лепной карниз растительного орнамента в пятах свода, лепной орнамент на стенах пилонов, 12 мозаичных панно на оси свода, посвященных мирной жизни Белоруссии;
- посадочные платформы - тянутый лепной карниз на кронштейнах над облицованной частью путевых стен, на торцевых стенах посадочных платформ - восьмигранные окна служебных помещений с профилированными лепными наличниками; аванзал перед переходом на Горьковско-Замоскворецкую линию - декор арок в технике флорентийской мозаики с мотивами белорусского национального орнамента (художник Г.И. Опрышко, архитектор И.Г. Таранов) и вставками растительной тематики, в завершении арок - лепные вставки с изображением серпа и молота в окружении лавровых венков, снопов колосьев, потолок с рельефной лепниной в виде восьмигранников;
- переход на Горьковско-Замоскворецкую линию - декоративное оформление свода аванзала сдвоенными валиками со вставками из растительных элементов с золочением;
обстановочный комплекс 1951 года, в том числе дубовые скамьи на беломраморном основании у стен пилонов со стороны посадочных платформ и перронного зала, вдоль глухих стен посадочных платформ;
материал и характер отделки интерьеров станции 1951 года, в том числе: тамбуров входа и выхода - облицовка цоколя стен серым с прожилками мрамором "Садахло", облицовка стен Прохоро-Баландинским розовато-серым мрамором, кассового зала - облицовка цоколя стен серым с прожилками мрамором "Садахло", облицовка стен красным мраморовидным известняком с окаменелостями моллюсков, аванзала перед эскалаторным залом - облицовка цоколя мрамором "Садахло", облицовка стен светлым мрамором "Коелга", турникетно-эскалаторного зала - облицовка полуколонн и капителей светло-серым мрамором "Коелга", отделка телефонных ниш резными дубовыми панелями с широким раскрепованным карнизом с латунными литыми капителями, отделка баз полуколонн, фланкирующих двери в телефонные ниши, и дверных полотен декоративными накладками желтого металла, аванзала перед выходом в перронный зал - облицовка стен светлым мрамором "Газган", перронного зала - облицовка пилонов светлым мрамором "Коелга", цоколь путевых стен из красного с прожилками мрамора "Салиэти", облицовка путевых стен бежевой керамической плиткой с майоликовыми золочеными вставками в виде дубовых листьев, облицовка цоколя глухих стен посадочных платформ светлым мрамором "Коелга" (с учетом реконструкции 1994 г.), аванзала перед переходом на Горьковско-Замоскворецкую линию - облицовка цоколей стен светлым мрамором "Коелга", перехода на Горьковско-Замоскворецкую линию - облицовка цоколей стен аванзала перехода темно-серым с прожилками мрамором "Садахло";
колористическое решение интерьеров станции 1951 года;
произведения монументального и декоративно-прикладного искусства 1951 года, в том числе 12 мозаичных панно на своде перронного зала (по эскизам художника Г.И. Опрышко), выполненных в технике флорентийской мозаики: два панно "Герб Белорусской ССР", "К новым рекордам", "В школу", "Доярки", "Урожай", "Белорусский народный танец", "Белорусские ковровщицы", "Село и город", "На стройке", "Встреча героя", "Присяга"; скульптурная группа "Белорусские партизаны" (скульпторы С.М. Орлов, И.Л. Слоним, С.Л. Рабинович) из тонированного под бронзу гипса в аванзале перехода на Горьковско-Замоскворецкую линию;
художественный металл станции 1951 года, в том числе в тимпанах входных арок наземного вестибюля - декоративные золоченые металлические решетки, в центре которых расположена буква "М" в окружении снопов, колосьев и других растительных элементов, в кассовом зале и в аванзале перед эскалаторным залом - отделка касс литыми латунными полуколонками, вентиляционные решетки желтого металла, изогнутые по форме стен, и круглые с орнаментом в виде переплетенных колец и цветочных розеток, в эскалаторном зале - металлические кованые витражи в тимпанах арок над телефонными кабинами и над входными дверями с изображением советской символики и растительного орнамента, декоративные металлические накладные капители, базы полуколонн и карниз, оформляющие порталы телефонных кабин и входных дверей, на путевых стенах - металлические кованые решетки-двери в кабельный канал с орнаментом в виде переплетенных колец, на глухих стенах посадочных платформ - вентиляционные прямоугольные решетки растительного и геометрического орнамента, прямоугольные латунные вентиляционные решетки с растительным и геометрическим орнаментом в своде аванзала перехода, металлическое ограждение мостиков переходов на Горьковско-Замоскворецкую линию, металлические буквы названия станции "Белорусская" на путевых стенах;
система освещения станции 1951 года, характер и тип освещения, в том числе осветительные приборы, включая светильники-бра на стенах пилонов на декоративных кронштейнах из мрамора "Коелга", со стеклянными плафонами в виде ваз, 8 светильников-торшеров в аванзале перехода на Горьковско-Замоскворецкую линию, облицованные белым мрамором, со вставками из бордового мрамора, выполненными в технике флорентийской мозаики в виде белорусского национального орнамента, с плафонами матового стекла и основанием из литой бронзы в виде листьев и колосьев, а также люстры в виде венков из лавра, переплетенных лентой в аванзале перехода на Горьковско-Замоскворецкую линию;
Изменение предмета охраны может быть осуществлено в порядке и случаях, предусмотренных законодательством в области охраны объектов культурного наследия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.