Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
к совместному распоряжению Департамента
информационных технологий города Москвы
и Департамента здравоохранения города Москвы
от 16 января 2018 г. N 64-16-11/18/49-р
Типовые технические требования
к лабораторной информационной системе и интеграции с автоматизированной информационной системой города Москвы "Единая медицинская информационно-аналитическая система города Москвы" для оснащения отделений (учреждений) лабораторной диагностики медицинских организаций государственной системы здравоохранения города Москвы
Термины и определения
АСУИСЗ |
Автоматизированная система управления инцидентами, событиями и запросами |
ДЗМ |
Департамент здравоохранения г. Москвы |
ДИТ |
Департамент информационных технологий г. Москвы |
ЕМИАС |
Единая медицинская информационно-аналитическая система |
ЛИС |
Лабораторная информационная система. |
Исполнитель |
Разработчик ЛИС, юридическое лицо, которому принадлежат авторские права на ЛИС |
ЦКДЛ |
Централизованная клинико-диагностическая лаборатория |
ЦЛС ЕМИАС |
Централизованный лабораторный сервис Единой медицинской информационно-аналитической системы |
1. Требования к правовой чистоте ЛИС
1.1. В соответствии с постановлением Правительства Москвы от 16.11.2015 N 1236 "Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" лабораторная информационная система, устанавливаемая в государственном учреждении здравоохранения города Москвы, должна быть включена в единый реестр российских программ для электронно-вычислительных машин и баз данных (https://reestr.minsvyaz.ru/).
1.2. В соответствии со статьей 38 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", ЛИС, устанавливаемая в государственном учреждении здравоохранения города Москвы, должна пройти регистрацию в Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения и иметь регистрационное удостоверение медицинского изделия.
2. Требования к технической поддержке ЛИС
2.1. Техническая поддержка ЛИС должна осуществляться в течение всего срока эксплуатации ЛИС в государственном учреждении здравоохранения города Москвы.
2.2. Общие требования к службе технической поддержки и сопровождения:
2.2.1. Для надлежащего оказания услуг Исполнитель собственными силами и за свой счет должен организовать свою службу технической поддержки.
2.2.2. Численность и ролевой состав сотрудников Исполнителя, задействованных в процессе оказания услуг, Исполнитель определяет самостоятельно. Численность и ролевой состав сотрудников Исполнителя, задействованных в процессе оказания услуг, должны быть достаточны для обеспечения требований, изложенных в ТЗ.
2.2.3. Персонал Исполнителя должен свободно ориентироваться в содержании и соблюдать требования эксплуатационной, методической и регламентной документации, разработанной Исполнителем в соответствии с требованиями настоящего ТЗ, а также в содержании технической и пользовательской документации на ЛИС.
2.2.4. Исполнитель самостоятельно осуществляет подготовку персонала и проверку его квалификации.
2.2.5. Государственный заказчик имеет право осуществлять проверку квалификации персонала Исполнителя, оказывающего услуги.
2.2.6. Квалификация сотрудников Исполнителя, задействованных в процессе оказания услуг, должна обеспечивать:
- мониторинг работоспособности прикладного программного обеспечения ЛИС;
- ведение учетных записей пользователей ЛИС;
- оптимизацию функционирования прикладных БД ЛИС по времени отклика, скорости доступа к данным;
- проведение анализа данных на предмет ошибочных ситуаций (анализ логов ЛИС);
- определение причины сбоя функционирования или отказа ЛИС;
- поиск, определение и устранение дефектов прикладного программного обеспечения ЛИС;
- восстановление работоспособности ЛИС после сбоя или отказа;
- проведение консультаций по вопросам работы с прикладным ПО ЛИС.
2.2.7. Проверка квалификации персонала Исполнителя, проводимая по инициативе Государственного заказчика оформляется соответствующим совместным протоколом.
2.3. Требования к защите от ошибочных действий персонала
2.3.1. Для обеспечения восстановления информации, утраченной в результате ошибочных действий уполномоченного персонала, должно быть обеспечено резервное копирование данных ЛИС. Порядок выполнения резервного копирования должен быть описан в Регламенте оказания услуг по сопровождению и технической поддержке ЛИС, разрабатываемом Исполнителем.
2.3.2. При устранении инцидентов, возникающих в ЛИС, Исполнитель должен анализировать по журнальным файлам ОС и ЛИС действия персонала для исключения из числа причин инцидента некорректных действий персонала, а также для предотвращения повторения инцидентов, произошедших по причинам, связанным с действиями персонала.
2.4. Порядок обработки инцидентов, связанных с нарушением информационной безопасности
2.4.1. При оказании услуг должен выполняться анализ работы системы на основе данных подсистемы мониторинга ЛИС с целью обнаружения попыток несанкционированного доступа.
2.4.2. По каждому случаю несанкционированного доступа Исполнитель должен:
- провести анализ;
- довести информацию до Государственного заказчика для дальнейшего разбора ситуации.
2.4.3. Время реагирования не более 2 часов с момента обнаружения.
2.5. Приоритеты и типы заявок представлены в Таблица 1
Таблица 1
Приоритеты и типы заявок
Приоритет запроса |
Инциденты и связанные Задачи |
ЗнИ и связанные Задачи |
ЗнО и связанные Задачи |
Критичный |
Полная недоступность функционала оказываемой услуги единовременно у всех пользователей в течение 60 минут. |
Выполнение заданий по изменению связанных с устранением или предотвращением Инцидентов Критичного приоритета. |
Выполнение запросов на обслуживание, консультаций и запросов на предоставление информации связанных с решением инцидентов Критичного приоритета. |
Высокий |
Полная недоступность функционала оказываемой услуги единовременно у всех пользователей одного учреждения. Или Снижение качества оказываемой услуги единовременно у всех пользователей. |
Выполнение заданий по изменению связанных с устранением или предотвращением Инцидентов Высокого приоритета. |
Выполнение запросов на обслуживание, консультаций и запросов на предоставление информации, которые взяты на контроль руководством Заказчика. |
Средний |
Полная недоступность функционала оказываемой услуги единовременно у одного пользователя. |
Приоритет по умолчанию. Выполнение заданий по изменению по заявкам Заказчика с повышенным приоритетом. |
Выполнение запросов на обслуживание, консультаций и запросов на предоставление информации по заявкам Заказчика, с возможностью повысить приоритет по просьбе пользователя для ускорения его выполнения и времени реакции. |
Низкий |
Нарушение функционала оказываемой услуги единовременно у одного пользователя. |
Выполнение заданий по изменению в рамках регламентных работ и работ по заявкам Пользователей. |
Приоритет по умолчанию. Выполнение запросов на обслуживание, консультаций и запросов на предоставление информации по заявкам Заказчика. |
2.6. Требования к составу и содержанию услуг по сопровождению ЛИС
В таблице ниже представлено описание, состав и параметры услуг по сопровождению ЛИС оказываемых Исполнителем.
Состав услуг по поддержке пользователей |
- Решение Инцидентов и/или заданий по ним; |
|||||||||||
- Выполнение Запросов на обслуживание и/или заданий по ним; | ||||||||||||
- Выполнение Изменений и/или заданий по ним; | ||||||||||||
- Выполнение Регламентных работ; | ||||||||||||
- Ведение Конфигурационных единиц. | ||||||||||||
Решение инцидентов и/или заданий по ним: | ||||||||||||
- Устранение сбоев, приводящих к остановке в работе ЛИС | ||||||||||||
- Устранение ошибок в работе ЛИС, не приводящих к остановке в работе ЛИС | ||||||||||||
Выполнение запросов на обслуживание и/или заданий по ним: | ||||||||||||
- Консультирование по общим вопросам работы с ЛИС | ||||||||||||
- Обеспечение технической поддержки при проведении Государственным заказчиком регламентных и профилактических работ в ЕМИАС | ||||||||||||
- Формирование выборок данных по запросу Государственного заказчика | ||||||||||||
- Работы, связанные с вопросами предоставления доступа к ЛИС | ||||||||||||
- Консультирование Государственного заказчика и участие в анализе результатов при разработке, согласовании и реализации бизнес-процессов в смежных системах ЕМИАС в части взаимодействия с ЛИС | ||||||||||||
Выполнение запросов на изменение и/или заданий по ним: |
Требует согласования |
|||||||||||
- Мероприятия по оптимизации работы ЛИС, связанные с изменением конфигурации программного обеспечения в связи с изменением условий функционирования ЛИС и увеличением нагрузки |
Да |
|||||||||||
- Участие в проведении нагрузочного тестирования взаимодействия со смежными системами при изменении алгоритмов работы ЕМИАС |
Да |
|||||||||||
- Настройка, конфигурирование ЛИС в соответствии с изменениями ЕМИАС |
Да |
|||||||||||
- Модернизация прикладных функций и архитектуры ЛИС* |
Да |
|||||||||||
Состав работ по услугам |
Наименование работ выполняемых для поддержки пользователей и проведения Регламентных работ*: |
|||||||||||
- Администрирование ЛИС | ||||||||||||
- Консультирование специалистов Государственного заказчика | ||||||||||||
- Управление заявками | ||||||||||||
- Мониторинг ЛИС | ||||||||||||
- Модернизация прикладных функций и архитектуры по запросам Государственного заказчика | ||||||||||||
- Формирование выборок данных по запросам Государственного заказчика | ||||||||||||
- Поддержание в актуальном состоянии эксплуатационной документации | ||||||||||||
* В ходе выполнения работ над обращениями (инцидентами, запросами на обслуживание, запросами на изменение), они могут быть переклассифицированы (изменены категория и приоритет) в результате уточнения информации у пользователя, диагностики работ по обращению. | ||||||||||||
Время оказания услуг |
Режим обслуживания: |
|||||||||||
- Выполнение заявок - в соответствии с приоритетом; - Выполнение регламентных работ - в соответствии с планом работы. | ||||||||||||
|
Режим обслуживания приоритетов: - низкий; - средний; - высокий. |
ПН |
ВТ |
СР |
ЧТ |
ПТ |
СБ |
ВС |
||||
|
12х6 (12 часов в сутки с понедельника по субботу, за исключением праздничных дней с учетом переносов) |
08:00 - 20:00 |
08:00 - 20:00 |
08:00 - 20:00 |
08:00 - 20:00 |
08:00 - 20:00 |
08:00 - 20:00 |
- |
||||
|
Режим обслуживания приоритетов: - критический. |
ПН |
ВТ |
СР |
ЧТ |
ПТ |
СБ |
ВС |
||||
|
24х7 (круглосуточно, за исключением праздничных дней с учетом переносов) |
00:00 - 23:59 |
00:00 - 23:59 |
00:00 - 23:59 |
00:00 - 23:59 |
00:00 - 23:59 |
00:00 - 23:59 |
00:00 - 23:59 |
||||
Показатели обслуживания |
98% |
Исполнитель гарантирует выполнение (решение) 98% заявок и РР, перешедших из предыдущего периода и зарегистрированных в текущем периоде в целом по Договору, в указанные в настоящем разделе сроки (время обработки Заявок и РР) |
||||||||||
Время обработки заявок по видам работ |
Виды работ |
Заявка |
||||||||||
Низкий\Средний |
Высокий\Критический |
|||||||||||
Время реакции (час) |
Время решения (час) |
Время реакции (час) |
Время решения (час) |
|||||||||
|
Решение инцидентов и задач по ним |
4\2 |
48\24 |
1\0,5 |
4\2 |
|||||||
|
Выполнение запросов на обслуживание и задач по ним |
8\4 |
52\36 |
2\1 |
16\8 |
|||||||
|
Выполнение запросов на изменение и задач по ним |
8\4 |
120\80 |
4\1 |
48\24 |
|||||||
|
Выполнение регламентных работ |
В соответствии с планом работы |
В соответствии с планом работы |
В соответствии с планом работы |
В соответствии с планом работы |
|||||||
|
Время обработки не включает в себя (при обязательном фиксировании нижеуказанных периодов в самой заявке): - время ограничения доступности ЛИС для Исполнителя во время обработки Заявки; - время, затраченное на получение дополнительных сведений от Инициатора Заявки, необходимых для выполнения работ по Заявке; - время устранения отказов и сбоев оборудования, на котором размещена ЛИС; - время устранения отказов и сбоев сетевой инфраструктуры; - время согласования и проведения технологических и профилактических работ, ограничивающих доступность ЛИС. |
3. Требования к интеграции ЛИС с ЦЛС ЕМИАС
3.1. ЛИС должна поддерживать организацию информационного взаимодействия с Централизованным лабораторным сервисом Единой медицинской информационно-аналитической системы.
4. Требования к безопасности ЛИС
4.1. Для ЛИС должны выполняться требования Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных".
4.2. ЛИС должна обеспечивать защиту персональных данных в соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 01.11.2012 N 1119 "Об утверждении требований к защите персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных".
4.3. В соответствии с приказом Федеральной службы по техническому и экспортному контролю (ФСТЭК) от 18.02.2013 N 21 "Об утверждении состава и содержания организационных и технических мер по обеспечению безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных" и приказом ФСТЭК от 11.02.2013 N 17 "Об утверждении требований о защите информации, не составляющей государственную тайну, содержащейся в государственных информационных системах" должны быть разработаны Модель угроз нарушителя и Акт классификации системы, в соответствии с определенным уровнем защищенности ЛИС.
4.4. Защита информации, передаваемой' по открытым каналам связи, должна осуществляться в соответствии с требованиями нормативно-методического документа "Специальные требования и рекомендации по технической защите конфиденциальной информации" (СТР-К) (Гостехкомиссия России, 2002) с использованием сертифицированных по требованиям безопасности информации криптографических средств защиты.
4.5. ЛИС должна обеспечивать возможность ролевого разграничения прав доступа пользователей и администраторов к информационным ресурсам в соответствии с матрицей доступа.
4.6. Должна обеспечиваться возможность ведения централизованного администрирования единого списка пользователей, отражающего права доступа пользователей к ЛИС.
4.7. Должна обеспечиваться возможность мониторинга и протоколирования действий пользователей при работе с функциями ЛИС, встроенными средствами ЛИС.
4.8. При разработке программного кода Исполнитель должен применять методы безопасного программирования, включающие:
- ручную и автоматизированную проверку кода на предмет недокументированных возможностей (НДВ);
- использование при разработке доверенной аппаратной платформы с функциями защиты от НДВ на системном и прикладном уровне;
- контроль версионности исходного кода;
- тестирование ЛИС на проникновения (пентесты).
По результатам проведения указанных работ, Исполнителем должны быть разработаны следующие документы:
1. Модель угроз и нарушителя;
2. Акт классификации Системы;
3. Требования по обеспечению информационной безопасности.
5. Требования к защите информации
5.1. В технорабочем/техническом проекте должны быть определены и отражены требования и решения по обеспечению информационной безопасности в ЛИС, к программно-аппаратному комплексу, на котором должны разворачиваться ЛИС и ее компоненты. Указанные требования и решения должны определять средства защиты информации в части:
- механизмов (способов) аутентификации пользователей сервисов;
- защиты идентификаторов, присваиваемых пользователям ЛИС;
- обеспечения и контроля прав доступа к защищенным ресурсам и информации;
- минимизации прав доступа;
- механизмов (способов) аутентификации ЛИС при взаимодействии с внешними информационными системами;
- обеспечения конфиденциальности и целостности передаваемой/принимаемой по каналам связи информации;
- управления доступом к защищаемой информации и персональным данным;
- резервного копирования и восстановления защищаемой информации;
- антивирусной защиты;
- разграничения прав доступа, на основании ролевой модели;
- межсетевого экранирования;
- контроля целостности обрабатываемых и технологических данных ЛИС и ее компонентов.
5.2. Должна быть обеспечена возможность защиты информации в ЛИС от потери и несанкционированного доступа на этапах ее передачи и хранения за счет использования сертифицированных средств криптографической защиты и регулярного выполнения операций резервного копирования данных с последующим архивированием.
5.3. Должен быть реализован следующий комплекс мер, направленных на защиту от несанкционированного доступа к функциям административного интерфейса ЛИС:
- возможность ограничения доступа к административному интерфейсу за счет:
обязательной 2-х факторной аутентификации;
периодической смены пароля;
применения средств антиботовой защиты.
- возможность ведения журналов действий пользователей ЛИС и ее компонентов в административном интерфейсе и журнала аутентификаций.
5.4. Для настройки прав пользователей ЛИС должны создаваться отдельные роли пользователей, с назначением разрешений на выполнение отдельных функций и ограничений по доступу к информации, обрабатываемой в ЛИС и ее компонентах. При формировании ролей пользователей ЛИС и ее компонентов необходимо руководствоваться принципом, ограничивающим полномочия по доступу к информации и ресурсам по обработке информации на уровне минимально необходимых для выполнения определенных, документально зафиксированных, обязанностей пользователей при работе с ЛИС.
5.5. Необходимо обеспечить обязательное ведение журнала событий в ЛИС с указанием следующих значений для каждого события в ЛИС:
- уникальный порядковый номер записи события;
- дата и время события;
- имя учетной записи пользователя;
- наименование события (выполняемое действие).
5.6. Необходимо обеспечить недоступность изменения записей журнала для всех пользователей ЛИС, в том числе всех категорий обслуживающего персонала. Функция очистки журнала должна автоматически сопровождаться обязательной записью данного события после очистки в журнал событий.
5.7. Внесению в журнал событий подлежат:
- все события административного характера: создание, изменение, удаление пользователя и его прав доступа к ресурсам ЛИС;
- сведения о произошедших ошибках в ЛИС;
- все события, относящиеся к изменению параметров ЛИС и средств защиты информации:
создание, изменение, удаление пользователя и его прав доступа к ресурсам ЛИС;
смена пароля;
отключение или изменение параметров двухфакторной аутентификации.
6. Требования к взаимодействию ЛИС с лабораторным оборудованием
6.1. ЛИС должна поддерживать протоколы обмена данными с лабораторными анализаторами, устанавливаемыми в клинико-диагностических лабораториях города (ASTM, HL7, собственные протоколы).
6.2. ЛИС должна обеспечивать возможность информационного взаимодействия с лабораторными анализаторами, подключаемыми при помощи типовых разъемов (RS232, RS422, USB, RJ45,RJ25).
6.3. ЛИС должна иметь необходимые драйверы для обеспечения взаимодействия с подключаемыми лабораторными анализаторами.
6.4. ЛИС должна поддерживать однонаправленный и двунаправленный вариант взаимодействия с лабораторным анализатором, в зависимости от типа подключаемого лабораторного анализатора.
6.5. ЛИС должна иметь возможность принимать результаты контроля качества от лабораторных анализаторов, имеющих такую функцию контроля качества.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.