Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
к распоряжению префектуры Юго-Восточного
административного округа города Москвы
от 16.01.2018 г. N 19
Положение
об организации эвакуации населения, материальных и культурных ценностей Юго-Восточного административного округа города Москвы в безопасные районы
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение об организации эвакуации населения, материальных и культурных ценностей Юго-Восточного административного округа города Москвы в безопасные районы (далее - Положение) разработано в соответствии с Федеральным законом от 12 февраля 1998 года N 28-ФЗ "О гражданской обороне", постановлениями Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2007 года N 804 "Об утверждении Положения о гражданской обороне в Российской Федерации", от 22 июня 2004 года N 303 "О порядке эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы", постановлением Правительства Москвы от 26 апреля 2017 года N 236-ПП "Об организации эвакуации населения, материальных и культурных ценностей города Москвы в безопасные районы" и определяет порядок организации планирования, подготовки и проведения эвакуации населения, материальных и культурных ценностей Юго-Восточного административного округа города Москвы в безопасные районы, органами местного самоуправления и организациями, расположенными на территории Юго-Восточного административного округа города Москвы, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности (далее - организации).
1.2. Эвакуационные мероприятия представляют собой совокупность мероприятий, направленных на снижение вероятных потерь населения, материальных и культурных ценностей при организованном их перемещении на территорию безопасных районов в случае возникновения опасностей при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
1.3. Эвакуационные мероприятия включают:
1.3.1. Эвакуацию населения из зон возможных опасностей на территории Юго-Восточного административного округа города Москвы (далее - ЮВАО города Москвы) и его размещение в безопасных районах.
1.3.2. Эвакуацию материальных и культурных ценностей из зон возможных опасностей на территории ЮВАО города Москвы и их размещение в безопасных районах.
1.3.3. Эвакуацию работников организаций, переносящих производственную деятельность в военное время в безопасные районы, а также неработающих членов семей указанных работников.
1.3.4. Рассредоточение рабочих смен организаций, продолжающих производственную деятельность в военное время в зонах возможных опасностей на территории ЮВАО города Москвы.
1.4. Целью планирования, подготовки и проведения эвакуационных мероприятий является снижение размеров вероятных потерь населения, материальных и культурных ценностей ЮВАО города Москвы путем равномерного распределения населения, материальных и культурных ценностей по территории безопасных районов смежных субъектов Российской Федерации.
1.5. Эвакуация населения, материальных и культурных ценностей - это комплекс мероприятий по организованному вывозу (выводу) населения, материальных и культурных ценностей из зон возможных опасностей и их размещение в безопасных районах.
1.6. Рассредоточение - это комплекс мероприятий по организованному вывозу (выводу) из зон возможных опасностей и размещению в безопасных районах для проживания и отдыха рабочих смен организаций, продолжающих производственную деятельность в этих зонах, не занятых непосредственно в производственной деятельности.
1.7. Зона возможных опасностей - зона возможных сильных разрушений, возможного радиоактивного заражения, химического и биологического загрязнения, возможного катастрофического затопления при разрушении гидротехнических сооружений в пределах 4-часового добегания волны прорыва.
1.8. Зона возможных сильных разрушений - территория, в пределах которой в результате воздействия обычных средств поражения здания и сооружения могут получить полные и сильные разрушения.
1.9. Зона возможных разрушений - территория, в пределах которой в результате воздействия обычных средств поражения здания и сооружения могут получить средние и слабые разрушения со снижением их эксплуатационной пригодности.
1.10. Безопасный район - территория, расположенная вне зон возможных опасностей, зон возможных разрушений и подготовленная для жизнеобеспечения местного и эвакуируемого населения, а также для размещения и хранения материальных и культурных ценностей.
1.11. Район размещения рабочих смен организаций, продолжающих производственную деятельность в военное время в зонах возможных опасностей на территории города Москвы - участок местности в пределах безопасного района, включающий населенный пункт или совокупность населенных пунктов, предназначенных для размещения указанных работников.
1.12. Район размещения работников организаций, переносящих производственную деятельность в военное время в безопасные районы, а также неработающих членов семей указанных работников - участок местности в пределах безопасного района, включающий производственную зону, населенный пункт или совокупность населенных пунктов, определенных для размещения работников этих организаций, а также членов их семей.
2. Эвакуационные органы, их структура и задачи
2.1. Для планирования, подготовки и проведения эвакуации префектурой ЮВАО Москвы, управами районов административного округа и организациями заблаговременно в мирное время могут создаваться следующие эвакуационные органы:
2.1.1. Сборные эвакуационные пункты.
2.1.2. Приемные эвакуационные пункты.
2.1.3. Группы управления на маршрутах пешей эвакуации населения.
2.1.4. Администрации пунктов посадки (высадки) населения, погрузки (выгрузки) материальных и культурных ценностей на транспорт.
2.1.5. Промежуточные пункты эвакуации.
2.2. Эвакуационные комиссии возглавляются руководителями или заместителями руководителей органов исполнительной власти ЮВАО города Москвы и организаций.
В состав эвакуационных комиссий назначаются лица из числа руководящих работников территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти, органов местного самоуправления ЮВАО города Москвы и организаций, работников органов, осуществляющих управление гражданской обороной, кроме граждан, подлежащих призыву на военную службу по мобилизации.
Положение об эвакуационной комиссии при префектуре ЮВАО города Москвы и ее состав утверждаются распоряжением префектуры ЮВАО города Москвы.
2.3. Основными задачами эвакуационных комиссий являются:
2.3.1. Планирование эвакуации на соответствующем уровне.
2.3.2. Осуществление контроля за планированием эвакуации в подведомственных органах и организациях.
2.3.3. Организация и контроль подготовки и проведения эвакуации.
2.4. Сборные эвакуационные пункты создаются для сбора и постановки на учет эвакуируемого населения и организованной отправки его в безопасные районы. Сборные эвакуационные пункты располагаются в зданиях общественного назначения вблизи пунктов посадки на транспорт и в исходных пунктах маршрутов пешей эвакуации.
Количество сборных эвакуационных пунктов определяется в зависимости от численности населения, подлежащего эвакуации, как правило, исходя из расчета не более 5000 человек на один сборный эвакуационный пункт.
2.5. Сборный эвакуационный пункт обеспечивается связью с эвакуационными комиссиями, администрациями пунктов посадки, исходными пунктами на маршрутах пешей эвакуации, приемными эвакуационными комиссиями, расположенными в безопасных районах, а также автомобильным транспортом.
Организации, на базе которых разворачиваются сборные эвакуационные пункты, осуществляют подготовку их к работе.
2.6. К сборному эвакуационному пункту прикрепляются организации, работники которых с неработающими членами семей, и население, не занятое в производстве, эвакуируются через этот сборный эвакуационный пункт.
2.7. За сборным эвакуационным пунктом закрепляются:
2.7.1. Ближайшие защитные сооружения гражданской обороны.
2.7.2. Медицинские организации государственной системы здравоохранения города Москвы.
2.7.3. Организации жилищно-коммунального хозяйства.
2.8. Группы управления на маршрутах пешей эвакуации населения, возглавляемые начальниками маршрутов, которые назначаются решениям руководителя эвакуационной комиссии ЮВАО города Москвы, управами районов административного округа осуществляют:
2.8.1. Организацию и обеспечение движения пеших колонн на маршруте.
2.8.2. Ведение радиационной, химической и инженерной разведки на маршруте.
2.8.3. Оказание медицинской помощи в пути следования.
2.8.4. Организацию охраны общественного порядка.
Группа управления на маршрутах пешей эвакуации населения делится на звенья (отделения) связи, учета прохождения колонн, обеспечения движения, регулирования движения и охраны общественного порядка, медицинской помощи.
2.9. Приемные эвакуационные комиссии создаются в безопасных районах органами местного самоуправления населенных пунктов, на территорию которых планируется эвакуация, в целях:
2.9.1. Планирования и осуществления приема, размещения и первоочередного жизнеобеспечения эвакуированного населения.
2.9.2. Организации и контроля комплектования, качественной подготовки подведомственных приемных эвакуационных комиссий.
2.9.3. Организации и контроля обеспечения эвакуации.
2.9.4. Учета и обеспечения хранения материальных и культурных ценностей.
2.10. Приемные эвакуационные пункты создаются для организации приема и учета прибывающих пеших колонн, эвакуационных эшелонов (поездов, судов), автоколонн с эвакуированными населением, материальными и культурными ценностями и последующей их отправки в места постоянного размещения (хранения) в безопасных районах.
На приемных эвакуационных пунктах при необходимости оборудуются укрытия для эвакуированного населения, материальных и культурных ценностей, развертывается медицинский пункт.
2.11. Администрации пунктов посадки (высадки) населения, погрузки (выгрузки) материальных и культурных ценностей на транспорт, формируемые из руководителей и представителей соответствующих транспортных организаций, создаются в целях:
2.11.1. Обеспечения своевременной подачи специально оборудованных для перевозки людей транспортных средств к местам посадки (высадки) населения, погрузки (выгрузки) материальных и культурных ценностей.
2.11.2. Организации посадки (высадки) населения на транспортные средства.
2.11.3. Организации погрузки (выгрузки) материальных и культурных ценностей, подлежащих эвакуации.
2.11.4. Обеспечения своевременной отправки (прибытия) эвакуационных эшелонов (поездов, судов), автоколонн, их учета и информирования соответствующих эвакуационных комиссий.
2.12. Промежуточные пункты эвакуации создаются в целях:
2.12.1. Кратковременного размещения населения за пределами зон возможных разрушений в ближайших населенных пунктах безопасных районов, расположенных вблизи железнодорожных, автомобильных и водных путей сообщения и оборудованных укрытиями.
2.12.2. Перерегистрации населения и проведения при необходимости дозиметрического и химического контроля, обмена одежды и обуви или их специальной обработки, оказания медицинской помощи, санитарной обработки эвакуированного населения и последующей организованной отправки его в места постоянного размещения в безопасных районах.
2.13. После завершения плановых мероприятий эвакуационные и приемные эвакуационные комиссии совместно с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти города Москвы и органами местного самоуправления административного округа города Москвы оказывают помощь органам местного самоуправления на территории согласованных безопасных районов в решении вопросов по жизнеобеспечению и трудоустройству прибывшего эвакуированного населения, а также по размещению и обеспечению сохранности эвакуированных материальных и культурных ценностей.
2.14. Работники эвакуационных и приемных эвакуационных комиссий, сборных эвакуационных пунктов и приемных эвакуационных пунктов, промежуточных пунктов эвакуации заблаговременно в мирное время проходят подготовку в соответствующих учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям, на курсах гражданской обороны, на учениях и тренировках по гражданской обороне. Указанные работники могут привлекаться к выполнению своих функциональных обязанностей при угрозе возникновения (возникновении) крупномасштабных чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
3. Планирование эвакуации населения
3.1. В целях организованного проведения эвакуационных мероприятий в максимально короткие сроки планирование и всесторонняя подготовка их производятся заблаговременно в соответствии с порядком, установленным Правительством Российской Федерации и планами гражданской обороны и защиты населения.
3.2. Планирование, подготовка и проведение эвакуации осуществляется во взаимодействии с органами военного управления по вопросам:
3.2.1. Использования транспортных коммуникаций и транспортных средств.
3.2.2. Выделения сил и средств для совместного регулирования движения на маршрутах эвакуации, обеспечения охраны общественного порядка и сохранности материальных и культурных ценностей.
3.2.3. Обеспечения ведения радиационной, химической, биологической, инженерной защиты и противопожарной разведки.
3.2.4. Выделения сил и средств для обеспечения радиационной, химической, биологической, инженерной защиты населения, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.
3.2.5. Согласования перечней безопасных районов для размещения населения, мест размещения и хранения материальных и культурных ценностей.
3.2.6. Возможности использования военных городков и оставляемого войсками имущества (оборудования) для размещения и первоочередного жизнеобеспечения эвакуируемого населения.
3.3. Рабочие смены организаций, продолжающих производственную деятельность в городе Москве, с момента начала эвакуационных мероприятий остаются на своих местах в готовности к укрытию в защитных сооружениях. Рассредоточение их осуществляется после завершения эвакуации по прибытии свободных (отдыхающих) рабочих смен из безопасных районов.
В целях сокращения количества рабочих и служащих, находящихся в организациях, продолжающих работу в период пересмен, обеспечения ритмичной деятельности и равномерной загрузки транспорта разрабатывается скользящий график работы организаций, подвоза и вывоза рабочих смен. При этом время пересмен организаций, а также цехов, участков и производственных линий в крупных организациях должно быть распределено равномерно в течение суток. В основу составления графика берутся возможности всех видов транспорта.
В скользящем графике работы организаций, подвоза и вызова рабочих смен отражаются организации, продолжающие работу в городе; количество и численность смен по каждому из них; станции (пункты) посадки и время отправления поездов (автоколонн) из мест отдыха к месту работы и обратно; время пересмен, продолжительность и место нахождения каждой смены в течение суток на производстве, в движении и в районе размещения.
Скользящий график разрабатывается за каждое эвакуационное направление, а выписки из него направляются руководителям организаций, продолжающих производственную деятельность в военное время в городе Москве.
3.4. Планирование рассредоточения и эвакуации населения из ЮВАО города Москвы предусматривает определение порядка и способов проведения эвакуационных мероприятий по объектам экономики и группам населения.
3.5. Вывоз населения ЮВАО города Москвы планируется по группам. При этом в целях заблаговременного вывоза (вывода) населения города Москвы, не занятого в сфере производства, в первую очередь предусмотрена эвакуация нетрудоспособного и не занятого в производстве и сфере обслуживания населения.
Эвакуация нетрудоспособного и не занятого в производстве и сфере обслуживания населения, а также части работников медицинских организаций государственной системы здравоохранения города Москвы для оказания медицинской помощи этому населению в безопасных районах проводится до начала общей эвакуации, по особому указанию с соблюдением мер скрытности, без нарушения действующих графиков работы транспорта мирного времени.
3.6. Для определения очередности вывода (вывоза) эвакуируемого населения ЮВАО города Москвы и планирования его размещения в безопасных районах население распределяется по следующим группам:
3.6.1. Первая группа (рассредоточиваемое население) - рабочие смены организаций, продолжающих производственную деятельность в военное время в зонах возможных опасностей на территории города Москвы. Места размещения указанных рабочих смен организаций выбираются таким образом, чтобы время доставки их в безопасные районы и обратно не превышало 4 часов.
3.6.2. Вторая группа (эвакуируемое трудоспособное население) - работники организаций, переносящих производственную деятельность в военное время в безопасные районы, а также неработающие члены семей указанных работников.
3.6.3. Третья группа - неработающие граждане, не являющиеся членами семей работников организаций, переносящих производственную деятельность в военное время в безопасные районы, и работников рабочих смен организаций, продолжающих производственную деятельность в военное время в зонах возможных опасностей на территории города Москвы. Основная часть населения, отнесенного к этой группе, может быть вывезена заблаговременно (до начала проведения общей эвакуации) по частичной эвакуации.
3.7. Вывоз первой и второй группы населения планируется по производственному принципу, а остального, не связанного с производством населения (третьей группы) - по территориальному принципу.
3.8. Численность населения, вывозимого транспортом, определяется эвакуационными комиссиями в зависимости от наличия транспорта, состояния дорожной сети, ее пропускной способности и других местных условий.
3.9. В первую очередь транспортом вывозятся:
3.9.1. Работники медицинских организаций государственной системы здравоохранения города Москвы, переносящие свою деятельность в безопасные районы.
3.9.2. Население, которое не может передвигаться пешим порядком (беременные женщины; женщины с детьми до 14 лет; пациенты, находящиеся на лечении в медицинских организациях государственной системы здравоохранения города Москвы; пациенты, которым оказывается медицинская помощь в амбулаторных условиях; мужчины старше 60 лет и женщины старше 55 лет).
3.9.3. Рабочие смены организаций, продолжающих производственную деятельность в военное время в зонах возможных опасностей на территории города Москвы.
3.9.4. Работники органов государственного управления, важнейших научно-исследовательских учреждений и конструкторских бюро.
3.10. Остальное население, не указанное в пункте 3.9 настоящего Положения, планируется выводить с использованием железнодорожного транспорта или пешим порядком.
3.11. На все население, подлежащее эвакуации, составляются эвакуационные списки. Неработающие члены семей работников включаются в списки по месту работы одного из членов семьи, работающего в организации. Неработающие граждане, не являющиеся членами семьи работающего в организации, включаются по месту жительства в эвакуационные списки организаций, осуществляющих управление многоквартирными домами или жилыми домами.
Эвакуационные списки составляются заблаговременно и уточняются при периодической корректировке планов эвакуации и рассредоточения населения, материальных и культурных ценностей, а также при выполнении первоочередных мероприятий по гражданской обороне. Списки составляются в трех экземплярах.
С получением распоряжения на проведение эвакуации первый экземпляр списка остается в организации по месту работы одного из членов семьи или в организации, осуществляющей управление многоквартирными домами или жилыми домами, по месту жительства; второй - направляется на сборный эвакуационный пункт и после завершения вывоза (вывода) населения передается в соответствующую эвакуационную комиссию; третий - с началом вывоза (вывода) эвакуируемого населения направляется в приемную эвакуационную комиссию в безопасном районе.
Эвакуационные списки и паспорта граждан являются основными документами для учета, размещения и первоочередного жизнеобеспечения эвакуируемого населения.
3.12. Планы эвакуационных перевозок населения разрабатывают транспортные организации по заявкам Главного управления МЧС России по городу Москве.
В заявке указываются: объемы эвакуационных перевозок по направлениям; предложения по использованию грузовых транспортных средств и по уплотненной посадке людей; исходное время подвода первых групп эвакуируемого населения к пунктам (местам) посадки; силы и средства охраны общественного порядка, их дислокация и порядок действий в местах посадки (высадки) и в пути следования; медицинское обеспечение эвакуируемого населения в период проведения эвакуационных мероприятий; контактные телефоны эвакуационных органов и их представителей.
В планах эвакуационных перевозок указывается количество, род поездов (вагонов), количество и типы автомобилей (судов), время их подачи к пунктам посадки, время отправления и прибытия на пункты высадки, маршруты следования и количество вывозимого населения.
Планы эвакуационных перевозок согласовываются с Главным управлением МЧС России по городу Москве и утверждаются начальниками транспортных организаций.
3.13. При планировании эвакуационных перевозок железнодорожным транспортом организации, осуществляющие железнодорожные перевозки, определяют максимально возможное увеличение длины эвакуационных эшелонов (поездов) до предельно допустимых норм, предусматривают использование максимального количества станций, подъездных путей и мест для посадки и высадки эвакуируемого населения, увеличение зон обращения пригородных поездов, устанавливают совместно с Главным управлением МЧС России по городу Москве уплотненные нормы посадки людей в вагоны.
Вывоз населения железнодорожным транспортом осуществляется эвакуационными поездами, сформированными из пассажирских и грузовых вагонов, по специально разработанным в мирное время графикам движения поездов. В целях увеличения возможностей железнодорожного транспорта предусматривается увеличение количества вагонов в составе эвакуационных поездов, максимальное использование пропускной способности и сокращение времени на оборот подвижного состава, увеличение количества станций, платформ и подъездных путей для посадки людей, принятие более уплотненных норм посадки в вагоны.
3.14. При планировании эвакуационных перевозок автомобильным транспортом предусматривается использование всех технически исправных автомобилей, остающихся после поставки в Вооруженные Силы Российской Федерации, независимо от их ведомственной принадлежности, пригодных для перевозки людей; разрабатываются мероприятия по обеспечению автотранспорта двумя сменами водителей и по оборудованию грузовых автомобилей сиденьями для перевозки людей; определяются (совместно с Главным управлением МЧС России по городу Москве) уплотненные нормы посадки, согласовывается с органами военного управления порядок использования автомобильных дорог.
Автомобили, предназначенные для выполнения эвакуационных перевозок, формируются в автоколонны, каждая автоколонна осуществляет перевозки на закрепленном за ней маршруте. Для решения внезапно возникающих задач в ходе рассредоточения и эвакуации населения планируется резерв автотранспортных средств руководителя гражданской обороны города Москвы - Мэра Москвы и определяется порядок его использования.
Для эвакуации населения привлекаются технически исправные автобусы, грузовые бортовые, легковые автомобили и другие транспортные средства, не занятые военными перевозками.
3.15. Водный транспорт планируется для вывоза эвакуируемого населения в период навигации, в первую очередь для вывоза работников организаций водного транспорта с членами семей, а также организаций и населения, находящихся вблизи портов (причалов). Для эвакуационных перевозок привлекаются суда организаций водного транспорта независимо от их ведомственной принадлежности.
На период прекращения навигации перевозки, планируемые водным транспортом, предусматривается осуществлять другими видами транспорта.
3.16. Легковые автомобили, моторные лодки, катера, находящиеся в личном пользовании граждан, с их согласия в организованном порядке привлекаются для вывоза членов семей владельцев этого транспорта.
3.17. На период проведения эвакуационных мероприятий планируется круглосуточная работа городского транспорта общего пользования по существующим маршрутам с выделением (при необходимости) дополнительных транспортных средств.
3.18. Эвакуационные комиссии, Главное управление МЧС России по городу Москве совместно с транспортными организациями проводят расчеты на заблаговременный, по возможности скрытый (с соблюдением мер оперативной маскировки), вывоз не занятого в сфере производства и обслуживания населения (по частичной эвакуации). Расчеты проводятся по каждому направлению на основании среднесуточных возможностей всех видов транспорта.
3.19. При проведении расчетов, указанных в пункте 3.18 настоящего Положения, предусматривается:
3.19.1. Использование свободных мест (с ограничением продажи билетов для других пассажиров) в следующих по расписанию поездах, судах, автобусах.
3.19.2. Назначение дополнительных поездов, судов, рейсовых автобусов.
3.19.3. Прицепка дополнительных пассажирских вагонов к выделяющимся по графику поездам.
3.19.4. Посадка эвакуируемого населения в следующие по действующим расписаниям автобусы и суда до норм, принятых для эвакуационных перевозок.
3.19.5. Использование транспортных средств, находящихся в личном пользовании граждан, с их согласия.
4. Эвакуация населения, материальных и культурных ценностей Юго-Восточного административного округа города Москвы в безопасные районы при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов
4.1. В соответствии с отдельными решениями Президента Российской Федерации, порядком, установленным Правительством Российской Федерации, и планами гражданской обороны и защиты населения (планами гражданской обороны), а также в зависимости от масштаба, особенностей возникновения и развития военных действий проводится частичная или общая эвакуация.
4.2. Частичная эвакуация населения, материальных и культурных ценностей, подлежащих первоочередной эвакуации из города Москвы, проводится до начала общей эвакуации и без нарушения действующих графиков работы транспорта.
При частичной эвакуации эвакуируется нетрудоспособное и не занятое в производстве население (лица, обучающиеся в школах-интернатах и образовательных организациях, совместно с преподавателями, обслуживающим персоналом и членами их семей, воспитанники детских домов, ведомственных детских садов, пенсионеры, содержащиеся в домах инвалидов и ветеранов, совместно с обслуживающим персоналом и членами их семей).
Продолжительность проведения частичной эвакуации для города Москвы составляет не более 5 суток.
4.3. Общая эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы начинается не позднее чем через 4 часа после принятия Президентом Российской Федерации соответствующего решения и заканчивается в сроки, не превышающие с момента начала общей эвакуации 72 часа.
4.4. Общая эвакуация проводится в отношении всех категорий населения, за исключением нетранспортабельных пациентов, обслуживающего их персонала, а также граждан, подлежащих призыву на военную службу по мобилизации.
4.5. Организация планирования, подготовки и общее руководство проведением эвакуации, а также подготовка безопасных районов для размещения эвакуированного населения и его жизнеобеспечения, хранения материальных и культурных ценностей в органах исполнительной власти города Москвы, органах местного самоуправления поселений и городских округов в городе Москве и организациях возлагаются на их руководителей.
4.6. Эвакуации подлежат:
4.6.1. Работники организаций, переносящих производственную деятельность в военное время в безопасные районы, а также неработающие члены семей указанных работников.
4.6.2. Нетрудоспособное и не занятое в производстве население.
4.6.3. Материальные и культурные ценности.
4.7. Для размещения населения, размещения и хранения материальных и культурных ценностей используются предварительно подготовленные безопасные районы, находящиеся на территории смежных субъектов Российской Федерации (Московской областей), определяемые заблаговременно в мирное время по согласованию с соответствующим субъектом Российской Федерации.
4.8. К установленному сроку эвакуируемое население самостоятельно на городском транспорте общего пользования, работающем в этот период круглосуточно, прибывает на сборный эвакуационный пункт.
Продолжительность пребывания на сборном эвакуационном пункте ограничивается временем, необходимым для регистрации и инструктирования о порядке дальнейшего следования в безопасные районы.
На сборном эвакуационном пункте население, эвакуируемое транспортом, распределяется по транспортным средствам (вагонам, судовым помещениям, автомашинам) и после инструктажа организованно направляется на посадку.
4.9. Население, эвакуируемое пешим порядком, формируется в колонны, которые отправляются с исходных пунктов в безопасные районы по установленным маршрутам пешей эвакуации.
Эвакуируемое население обязано взять с собой документы, личные вещи (ручную кладь) с расчетом на длительное пребывание в безопасном районе (не более 50 кг на одного взрослого человека), продукты питания на 2-3 суток.
Пациенты, находящиеся на лечении в медицинских организациях, эвакуируются в безопасные районы, за исключением нетранспортабельных пациентов с обслуживающим персоналом.
4.10. По согласованию с органами военного управления для вывода эвакуируемого населения пешим порядком используются дороги, не занятые воинскими перевозками и эвакуационными перевозками гражданской обороны, а также заранее разведанные проселочные дороги, тропы и проложенные колонные пути. В исключительных случаях могут использоваться обочины автомобильных дорог.
4.11. Пешие колонны формируются численностью от 500 до 1000 человек каждая. Для удобства управления колонна разбивается на группы по 50-100 человек в каждой. Во главе группы назначаются старшие.
Старшие групп обязаны проверить численность личного состава, не допускать нахождения в группах посторонних лиц, следить за отстающими.
4.12. Скорость движения пеших колонн на маршруте должна выдерживаться не менее 3-4 км/час, дистанция между колоннами до 500 метров. Суточный переход, совершаемый колоннами за 10-12 часов движения, составляет порядка 30-40 км.
Через каждые 1-1,5 часа движения на маршруте назначаются малые привалы продолжительностью не более 15-20 минут, а в начале второй половины суточного перехода - большой привал на 1,5-2 часа, как правило, за пределами зон возможных разрушений.
На малых привалах проверяется состав колонн (групп), при необходимости оказывается медицинская помощь.
На большом привале организуется прием горячей пищи. Районы малых и больших привалов назначаются по возможности с учетом использования защитных свойств местности (оврагов, балок и т.п.), не допуская скученности колонн.
Находящиеся на пути движения пеших колонн районы радиоактивного, химического или бактериологического (биологического) заражения по возможности обходят с наветренной стороны.
4.13. Эвакуируемое население размещается в жилых, общественных и административных зданиях (санаториях, пансионатах, домах отдыха, детских оздоровительных лагерях и т.д.), жилых домах независимо от формы собственности и ведомственной принадлежности, в отапливаемых домах дачных товариществ и садоводческих товариществ на основании ордеров (предписаний), выдаваемых органами местного самоуправления Московской области в соответствии с законодательством Российской Федерации.
4.14. Рассредоточению подлежат рабочие смены организаций, продолжающих производственную деятельность в военное время в зонах возможных опасностей на территории ЮВАО города Москвы.
4.15. При рассредоточении рабочие смены организаций, продолжающих производственную деятельность в военное время в зонах возможных опасностей на территории ЮВАО города Москвы, размещаются в ближайших к указанным организациям безопасных районах с учетом наличия внутригородских и загородных путей сообщения.
4.16. Для перевозок рассредоточиваемых рабочих смен организаций, продолжающих свою производственную деятельность в военное время в зонах возможных опасностей на территории ЮВАО города Москвы, используются все виды городского транспорта общего пользования, пригородные пассажирские поезда, автобусы, быстроходные пассажирские суда (катера) и при их недостатке - грузовые поезда из крытых, специально оборудованных для перевозок людей, вагонов, грузовые бортовые автомобили, грузопассажирские и грузовые самоходные суда. При этом транспортные средства (вагоны, суда, автомобили), используемые для перевозок рассредоточиваемых рабочих смен, должны обеспечивать минимальные условия для их отдыха в пути следования. Нормы посадки в транспортные средства должны соответствовать количеству мест для сидения.
4.17. Перевозки рассредоточиваемых рабочих смен в ЮВАО города Москвы от станций (причалов) высадки до организаций и обратно осуществляются городским транспортом общего пользования.
4.18. Перевозка рассредоточиваемых рабочих смен, продолжающих производственную деятельность в военное время в зонах возможных опасностей на территории ЮВАО города Москвы, осуществляется после завершения эвакуации населения, исходя из возможностей имеющегося в наличии технически исправного транспорта, необходимости обеспечения непрерывного технологического цикла организаций.
4.19. В целях сокращения количества работников, находящихся в организациях в период пересмен, обеспечения ритмичной работы объектов экономики и равномерной загрузки транспорта разрабатывается скользящий график работы организаций, согласованный с организацией, осуществляющей подвоз и вывоз рассредоточиваемых рабочих смен.
4.20. Эвакуация заканчивается с вывозом (выводом) всего населения ЮВАО Москвы, за исключением работающей смены.
4.21. Эвакуация, рассредоточение работников организаций планируются заблаговременно в мирное время и осуществляются по территориально-производственному принципу, в соответствии с которым:
4.21.1. Эвакуация работников организаций, переносящих производственную деятельность в безопасные районы и неработающих членов семей указанных работников, а также рассредоточение рабочих смен организаций, продолжающих производственную деятельность в военное время в зонах возможных опасностей на территории ЮВАО города Москвы, организуются и проводятся соответствующими должностными лицами организаций.
4.21.2. Эвакуация нетрудоспособного и не занятого в сфере производства населения организуется по месту жительства префектом Юго-Восточного административного округа города Москвы, главами управ районов административного округа.
4.22. Эвакуируемое население ЮВАО города Москвы размещается в безопасных районах на территории Московской области (смежного субъекта Российской Федерации); рабочие смены организаций, продолжающих производственную деятельность в военное время в зонах возможных опасностей на территории города Москвы - на территории безопасных районов Московской области; эвакуируемые работники организаций, переносящих производственную деятельность в военное время в безопасные районы, и неработающие члены семей указанных работников - по месту нахождения производственной базы.
4.23. В исключительных случаях по решению руководителя гражданской обороны города Москвы - Мэра Москвы разрешается размещать рабочие смены организаций, продолжающих производственную деятельность в военное время в районах возможных опасностей на территории города Москвы, и население - в зонах возможных разрушений вне зон возможных опасностей.
Размещение рабочих смен организаций, продолжающих производственную деятельность в военное время в зонах возможных опасностей на территории ЮВАО города Москвы, в их загородном жилье возможно только при сохранении возможности продолжения ими трудовой деятельности.
4.24. Каждой организации заблаговременно (в мирное время) определяется район размещения. Районы размещения работников организаций и членов их семей в безопасных районах согласовываются руководителем организации с руководителями органов местного самоуправления, на территории которых они перемещаются.
4.25. Районы размещения эвакуируемых работников организаций, переносящих производственную деятельность в военное время в безопасные районы, а также неработающих членов семей указанных работников выделяются за районами размещения рабочих смен организаций, продолжающих производственную деятельность в военное время в зонах возможных опасностей на территории города Москвы.
4.26. Нетрудоспособное и не занятое в производстве население и лица, не являющиеся членами семей работников рабочих смен организаций, продолжающих производственную деятельность в военное время в зонах возможных опасностей на территории ЮВАО города Москвы, размещаются в более отдаленных безопасных районах по сравнению с районами, в которых размещаются работники указанных организаций.
4.27. К материальным ценностям, подлежащим эвакуации, относятся:
4.27.1. Государственные ценности (золотовалютные резервы, банковские активы, ценные бумаги, эталоны измерения, запасы драгоценных камней и металлов, документы текущего делопроизводства и ведомственные архивы государственных органов и организаций, электронно-вычислительные системы и базы данных).
4.27.2. Производственные и научные ценности (особо ценное научное и производственное оборудование, страховой фонд технической документации, особо ценная научная документация, базы данных на электронных носителях, научные собрания и фонды организаций).
4.27.3. Запасы продовольствия, медицинское оборудование объектов инфраструктуры в сфере здравоохранения, оборудование объектов водоснабжения, запасы медицинского имущества и запасы материальных средств, необходимые для первоочередного жизнеобеспечения населения.
4.27.4. Сельскохозяйственные животные, запасы зерновых культур, семенные и фуражные запасы.
4.27.5. Запасы материальных средств для обеспечения проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ.
4.28. К культурным ценностям, подлежащим эвакуации, относятся:
4.28.1. Культурные ценности мирового значения.
4.28.2. Российский страховой фонд документов библиотечных фондов.
4.28.3. Культурные ценности федерального (общероссийского) значения.
4.28.4. Электронные информационные ресурсы на жестких носителях.
4.28.5. Культурные ценности, имеющие исключительное значение для культуры народов Российской Федерации.
4.29. Особо ценные документы Федерального архивного агентства подлежат укрытию в установленном порядке.
4.30. Основанием для отнесения к материальным и культурным ценностям, подлежащим эвакуации, является их экспертная оценка, проводимая соответствующими специалистами федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти города Москвы, органов местного самоуправления и организаций.
4.31. Материальные и культурные ценности, подлежащие первоочередной эвакуации вывозятся из ЮВАО города Москвы в безопасные районы одновременно с проведением частичной эвакуации. Остальные материальные ценности вывозятся после завершения основных эвакуационных перевозок населения. В первую очередь вывозятся техническая документация, уникальное оборудование, лекарственные препараты, медицинские изделия.
4.32. Эвакуация материальных и культурных ценностей в безопасные районы осуществляется транспортными средствами органов исполнительной власти города Москвы, органов местного самоуправления поселений и городских округов в городе Москве и организаций, в ведении которых находятся данные материальные и культурные ценности.
При недостатке или отсутствии необходимых транспортных средств допускается привлечение в соответствии с законодательством Российской Федерации транспортных средств других органов исполнительной власти города Москвы, органов местного самоуправления поселений и городских округов в городе Москве и организаций, транспортные средства которых не привлекаются для выполнения воинских, других особо важных перевозок по мобилизационным планам, а также для эвакуации населения.
В целях эвакуации материальных и культурных ценностей формируются специальные колонны, сопровождаемые сотрудниками ГУ МВД России по г. Москве и лицами, ответственными за сохранность этих ценностей на маршрутах эвакуации.
4.33. Оповещение органов исполнительной власти ЮВАО города Москвы, органов местного самоуправления и организаций, а также населения ЮВАО города Москвы о проведении эвакуации проводится органами, осуществляющими управление гражданской обороной в городе Москве, с использованием систем централизованного оповещения и связи, локальных систем оповещения, радиовещательных и телевизионных станций.
4.34. Финансирование мероприятий по подготовке к эвакуации населения, материальных и культурных ценностей осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации:
4.34.1. Органами исполнительной власти города Москвы - за счет средств бюджета города Москвы.
4.34.2. Органами местного самоуправления поселений и городских округов в городе Москве - за счет средств местных бюджетов.
4.34.3. Организациями - за счет собственных средств.
5. Эвакуация населения в безопасные районы при возникновении опасностей от чрезвычайных ситуации природного и техногенного характера
5.1. Эвакуация населения при возникновении опасностей от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера - это комплекс мероприятий по организованному вывозу (выводу) населения из зон чрезвычайной ситуации или вероятной чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера (далее - ЧС) и его кратковременному размещению в заблаговременно подготовленных по условиям первоочередного жизнеобеспечения районах и (или) поселениях города Москвы (вне зон действия поражающих факторов источника ЧС) либо безопасных районах.
Эвакуация считается завершенной, когда все подлежащее эвакуации население будет вывезено (выведено) за границы зоны действия поражающих факторов источника ЧС в заблаговременно подготовленные по условиям первоочередного жизнеобеспечения районы и (или) поселения города Москвы (вне зон действия поражающих факторов источника ЧС) либо безопасные районы.
5.2. В зависимости от времени и сроков проведения выделяются следующие варианты эвакуации населения города Москвы при возникновении опасностей от ЧС: упреждающая (заблаговременная), экстренная (безотлагательная).
Эвакуации подлежит все население, проживающее, работающее, обучающееся в зоне ЧС, за исключением той его части, которая может быть укрыта в защитных сооружениях по месту его нахождения.
5.3. При получении достоверных данных о высокой вероятности возникновения опасностей от ЧС, а также в случае нарушения нормального жизнеобеспечения населения, при котором возникает угроза жизни и здоровью людей, проводится упреждающая (заблаговременная) эвакуация населения из зон возможного действия поражающих факторов (прогнозируемых зон ЧС).
5.4. Основанием для введения данной меры защиты является краткосрочный прогноз возникновения опасностей от ЧС на период от нескольких десятков минут до нескольких суток, который может уточняться в течение этого срока.
5.5. Для кратковременного размещения населения могут развертываться пункты временного размещения на объектах, способных вместить необходимое количество эвакуированных и обеспечить их первоочередное жизнеобеспечение на период от нескольких часов до нескольких суток. Экстренная (безотлагательная) эвакуация населения из зон ЧС осуществляется, как правило, без развертывания сборных эвакуационных пунктов.
5.6. Основанием для принятия решения на проведение эвакуации является наличие угрозы жизни и здоровью людей, оцениваемой по заранее установленным Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий для каждого вида опасности критериям.
5.7. В зависимости от развития ЧС и численности выводимого из зоны ЧС населения возможны следующие варианты эвакуации: локальная, местная, региональная.
5.8. Локальная эвакуация проводится в том случае, если зона возможного воздействия поражающих факторов находится в границах района округа, при этом численность эвакуируемого населения не превышает нескольких тысяч человек. В этом случае эвакуируемое население размещается в заблаговременно подготовленных по условиям первоочередного жизнеобеспечения районах и (или) поселениях города Москвы (вне зон действия поражающих факторов источника ЧС).
Принятие решения на проведение локальной эвакуации и осуществление общего руководства локальной эвакуацией в районе ЮВАО города Москвы возлагается на префекта Юго-Восточного административного округа города Москвы, с последующим информированием Мэра Москвы.
В случаях, требующих принятия безотлагательного решения, экстренная эвакуация, носящая локальный характер, может осуществляться по решению начальника дежурно-диспетчерской службы потенциально опасного объекта.
5.9. Местная эвакуация проводится в том случае, если в зону ЧС попадают два и более района ЮВАО города Москвы, при этом численность эвакуируемого населения может составлять от нескольких тысяч до десятков тысяч человек. В этом случае эвакуируемое население размещается в заблаговременно подготовленных по условиям первоочередного жизнеобеспечения районах Москвы и (или) поселениях города Москвы (вне зон действия поражающих факторов источника ЧС).
Принятие решения на проведение местной эвакуации и осуществление общего руководства местной эвакуацией возлагается на префекта Юго-Восточного административного округа Москвы, с последующим информированием Мэра Москвы.
5.10. Региональная эвакуация осуществляется при условии распространения воздействия поражающих факторов на значительные площади города Москвы. При проведении региональной эвакуации вывозимое (выводимое) из зоны ЧС население может быть эвакуировано на территорию безопасных районов Московской области либо в заблаговременно подготовленные по условиям первоочередного жизнеобеспечения районы и (или) поселения города Москвы (вне зон действия поражающих факторов источника ЧС).
Подготовка и проведение региональной эвакуации в случае вывоза (вывода) населения из зон ЧС в безопасные районы осуществляется в соответствии с пунктами 4.8-4.13 настоящего Положения.
Принятие решения на проведение региональной эвакуации и осуществление общего руководства региональной эвакуацией возлагается на Мэра Москвы.
5.11. В зависимости от охвата эвакуационными мероприятиями населения, оказавшегося в зоне ЧС, выделяют следующие варианты их проведения: общая и частичная эвакуации. Непосредственная организация и проведение эвакуационных мероприятий осуществляются эвакуационными комиссиями соответствующего уровня.
5.12. Общая эвакуация предполагает вывоз (вывод) всех категорий населения из зоны ЧС.
5.13. Частичная эвакуация осуществляется при необходимости вывода из зоны ЧС нетрудоспособного населения, детей дошкольного возраста, лиц, обучающихся в школах, школах-интернатах и образовательных организациях.
5.14. Выбор варианта частичной или общей эвакуации определяется должностными лицами в соответствии с пунктами 5.8, 5.9, 5.10 настоящего Положения в зависимости от масштабов распространения и характера опасности, достоверности прогноза ее реализации, а также перспектив хозяйственного использования производственных объектов, размещенных в зоне действия поражающих факторов источника ЧС.
5.15. Подготовка и проведение эвакуационных мероприятий при возникновении опасностей от ЧС осуществляются по территориально производственному принципу, который предполагает вывоз (вывод) из зон ЧС сотрудников организаций, студентов, учащихся высших учебных заведений, средних специальных учебных заведений и профессионально-технических училищ и организовывается руководителями организаций, предприятий и учебных заведений. Эвакуация населения, не занятого в производстве и сфере обслуживания, организовывается по месту жительства префектом Юго-Восточного административного округа - на территории районов города Москвы.
5.16. Способы эвакуации и сроки ее проведения зависят от масштабов ЧС, численности населения, оказавшегося в опасной зоне, а также наличия транспорта и других местных условий.
При этом транспортом планируется вывозить население, которое не может передвигаться пешим порядком.
5.17. Эвакуированное население размещается в согласованных безопасных районах Московской области, а также в заблаговременно подготовленных по условиям первоочередного жизнеобеспечения районах и (или) поселениях города Москвы (вне зон действия поражающих факторов источника ЧС) до особого распоряжения. Возвращение эвакуированного населения ЮВАО города Москвы по месту жительства возможно только после прекращения действия опасных факторов, угрожающих жизни и здоровью людей.
Оповещение населения на проведение эвакуационных мероприятий осуществляется с использованием региональной системы оповещения города Москвы и современных технических средств информирования и оповещения населения в соответствии с пунктом 4.33 настоящего Положения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.