Решение Московского городского суда от 5 июля 2018 г. N 3а-2783/2018
Московский городской суд в составе
председательствующего судьи Грицких Е.А.
при секретаре Габо А.М.
с участием прокурора Лазаревой Е.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-2783/2018 по административному исковому заявлению публичного акционерного общества "Московская объединенная электросетевая компания" об оспаривании отдельных положений постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", установил:
28 ноября 2014 года Правительством Москвы принято постановление N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", которое опубликовано на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru 28 ноября 2014 года и в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы" N 67 - 2 декабря 2014 года.
Подпунктом 1.1 пункта 1 названного постановления утвержден Перечень объектов недвижимого имущества (зданий, строений и сооружений), в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (приложение 1).
Постановлением Правительства Москвы от 28 ноября 2017 года N 911-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП" внесены изменения в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость". Нормативный правовой акт опубликован 14 декабря 2017 года в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 69, а также размещен 29 ноября 2017 года на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru.
В результате внесенных изменений Перечень изложен в новой редакции, действующей с 1 января 2018 года.
Пунктом 20093 названного Перечня на 2018 год в качестве объекта недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как его кадастровая стоимость, включено здание ТП N 13633 (трансформаторной подстанции) с кадастровым номером 77:09:0001004:1684, общей площадью 43,2 кв. метров, расположенное по адресу: город Москва, Ленинградское шоссе, д. 57А, корп. 2, стр. 4 (далее здание 1).
Пунктом 20330 названного Перечня на 2018 год в качестве объекта недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как его кадастровая стоимость, включено здание ТП N 13670 (трансформаторной подстанции) с кадастровым номером 77:09:0001020:2289, общей площадью 42,8 кв. метров, расположенное по адресу: город Москва, ул. Авангардная, д. 5. стр. 4 (далее здание 2).
Пунктом 21254 названного Перечня на 2018 год в качестве объекта недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как его кадастровая стоимость, включено здание ТП N 13491 (трансформаторной подстанции) с кадастровым номером 77:09:0003024:4019, общей площадью 52,5 кв. метров, расположенное по адресу: город Москва, п-д 3-й Нижнелихоборский, д. 1А, стр. 9 (далее здание 3).
ПАО "Московская объединенная электросетевая компания" (далее ПАО "МОЭСК"), являясь собственником указанных зданий, обратилось в суд с административным исковым заявлением, в котором просит признать недействующими вышеуказанные пункты Перечня. В обоснование заявленных требований истец указал, что включение указанных зданий в Перечень нарушает его права и законные интересы в сфере экономической деятельности, так как незаконно возлагает на него обязанность по уплате налога на имущество организаций в завышенном размере, учитывая, что объекты электросетевого хозяйства (трансформаторные подстанции) не обладают признаками объектов налогообложения, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
Представитель административного истца по доверенности Богадеев А.В. в судебное заседание явился, заявленные требования поддержал в полном объеме.
Представитель Правительства Москвы по доверенности Борисова К.И. против удовлетворения исковых требований возражала.
Выслушав явившихся лиц, изучив материалы дела, проверив постановление в оспариваемой части на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Лазаревой Е.И., полагавшей административное исковое заявление подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующему.
Оспариваемым в части нормативным правовым актом урегулированы общественные отношения в сфере налогообложения.
Согласно пункту "и" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Стороны не ставили под сомнение компетенцию Правительства Москвы на принятие оспариваемого постановления.
Постановление подписано Мэром Москвы в соответствии с требованиями пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, размещено на официальном сайте Правительства Москвы до наступления первого числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций, следовательно, введено в действие и опубликовано в установленном порядке.
Налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (статьи 14 и 372 Налогового кодекса Российской Федерации).
Законом города Москвы N 64 с 1 января 2014 года на территории города Москвы введен указанный налог исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.
Статьей 1.1 названного закона на основании статьи 372, пункта 2 статьи 375 и статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлены особенности определения налоговой базы по налогу на имущество организаций в отношении отдельных объектов недвижимого имущества.
К объектам недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, отнесены, в частности, административно-деловые центры, торговые центры (комплексы) и помещения в них (кроме помещений, находящихся в оперативном управлении органов государственной власти, автономных, бюджетных и казенных учреждений), если соответствующие здания (строения, сооружения), за исключением многоквартирных домов, расположены на земельных участках, один из видов разрешенного использования которых предусматривает размещение офисных зданий делового, административного (кроме зданий (строений, сооружений), расположенных на земельных участках, вид разрешенного использования которых предусматривает размещение промышленных или производственных объектов) и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания (пункт 1 статьи 1.1).
Таким образом, отнесение недвижимого имущества к административно-деловому центру и (или) торговому центру (комплексу) на территории города Москвы осуществляется в зависимости от вида разрешенного использования земельного участка, на котором расположено здание (строение, сооружение), площади здания (помещения) и (или) вида его фактического использования.
Как следует из пунктов 3 и 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, административно-деловыми центрами и торговыми центрами (комплексами) признаются отдельно стоящие нежилые здания (строения, сооружения), помещения в которых принадлежат одному или нескольким собственникам и которые отвечают хотя бы одному из условий, содержащихся в указанных пунктах. Одним из таких условий является расположение здания (строения, сооружения) на земельном участке с определенным видом разрешенного использования. В случае если вид разрешенного использования земельного участка, на котором располагается объект недвижимости, предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, то для целей статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации такой объект признается административно-деловым центром, если же предусматривается размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, то такой объект считается торговым центром (комплексом).
Судом установлено, что административный истец является собственником зданий трансформаторных подстанций, а именно: здания ТП N 13633 с кадастровым номером 77:09:0001004:1684, общей площадью 43,2 кв. метров, расположенного по адресу: город Москва, Ленинградское шоссе, д. 57А, корп. 2, стр. 4, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 14.05.2009 г. N 77АК150743; здания ТП N 13670 с кадастровым номером 77:09:0001020:2289, общей площадью 42,8 кв. метров, расположенного по адресу: город Москва, ул. Авангардная, д. 5. стр. 4, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 13.05.2009 г. N 77-77-09/039/2009-887; здания ТП N 13491 с кадастровым номером 77:09:0003024:4019, общей площадью 52,5 кв. метров, расположенного по адресу: город Москва, п-д 3-й Нижнелихоборский, д. 1А, стр. 9, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 18.09.2009 г. N 77АК413296.
Назначением всех зданий, согласно техническим паспортам, является установка и укрытие оборудования по преобразованию и распределению электрической энергии (л.д. 47-55). Как усматривается из выписок из ЕГРН, трансформаторные подстанции являются электросетевыми объектами.
Как следует из материалов дела и не оспаривается административным ответчиком, вышеуказанные здания включены в Перечень по единственному критерию - по виду разрешенного использования земельных участков, на которых они расположены.
Так, здание 1 расположено на земельном участке с кадастровым номером 77:09:0001004:1684, который имеет следующий вид разрешенного использования "для эксплуатации административных помещений и культурно-развлекательного центра; эксплуатации административных и торговых помещений"; здание 2 расположено на земельном участке с кадастровым номером 77:09:0001020:66, который имеет следующий вид разрешенного использования "производственная деятельность (6.0) (земельные участки предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения сбыта и заготовок (1.2.9)); деловое управление (4.1) (земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения (1.2.7.); магазины (4.4.) (земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания (1.2.5.)); бытовое обслуживание (3.3.) (земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания (1.2.5)); спорт (5.11) (земельные участки, предназначенные для размещения административных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии (1.2.17))"; здание 3 расположено на земельном участке с кадастровым номером 77:09:0003024:3938, который имеет вид разрешенного использования "участки смешанного размещения общественно-деловых и производственных объектов (1.2.3./1.2.7/1.2.9)".
Исходя из положений статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и статьи 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 объекты недвижимости, налог в отношении которых исчисляется исходя из кадастровой стоимости, должны отвечать определенным признакам, а именно, являясь административно-деловыми или торговыми центрами (комплексами) предусматривать возможность осуществления коммерческой деятельности, предполагающей взаимодействие с клиентами, контрагентами и т.д. Кроме того, такие объекты недвижимости с экономической точки зрения в процессе их самостоятельной эксплуатации должны обеспечивать их владельцу извлечение дохода и принесение прибыли, и именно поэтому налогообложение таких объектов регулируется законодателем в специально установленном порядке.
Здания, об исключении которых из Перечня на 2018 год заявляет административный истец, не могут быть отнесены к административно-деловым центрам и торговым центрам (комплексам), а представляют собой объекты электросетевого хозяйства (трансформаторные подстанции), что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации прав на данные объекты, а также технической документацией на каждый объект, в которых прямо предусмотрено назначение здания как здание для установки и укрытия оборудования по преобразованию и распределению электрической энергии.
В соответствии с ГОСТом 24291-90 "Электрическая часть электростанций и электрической сети. Термины и определения", утвержденным постановлением Госстандарта СССР от 27 декабря 1990 года N 3403, трансформаторная подстанция (электрическая подстанция) - это электроустановка, предназначенная для приема, преобразования и распределения электрической энергии, состоящая из трансформаторов или других преобразователей электрической энергии, устройств управления, распределительных и вспомогательных устройств.
В силу статьи 3 Федерального закона от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" к объектам электросетевого хозяйства относятся линии электропередачи, трансформаторные и иные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для обеспечения электрических связей и осуществления передачи электрической энергии оборудование.
Объекты трансформаторных подстанций являются объектами электросетевого хозяйства и источниками повышенной опасности, доступ в которые ограничен и может быть обеспечен исключительно на основании специальных разрешений (допусков), которые выдаются в соответствии с Правилами по охране труда при эксплуатации электроустановок, утвержденными приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24 июля 2013 года N 328н.
В отношении линий электропередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов пунктом 3 ст. 380 НК РФ установлены особенности определения законами субъектов Российской Федерации налоговых ставок.
Проанализировав указанные положения в совокупности с положениями статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и статьи 1.1 Закона города Москвы "О налоге на имущество организаций", суд приходит к выводу о том, что само по себе здание трансформаторной подстанции не отвечает признакам административно-делового и (или) торгового центра. Трансформаторная подстанция не является объектом недвижимости и налогообложения, в отношении которого при действующем правовом регулировании допустимо использовать его кадастровую стоимость для последующего определения размера налоговой базы, поскольку с экономической точки зрения такой объект недвижимости не приносит самостоятельного дохода и его использование возможно исключительно по функциональному назначению.
Несмотря на то, что формально виды разрешенного использования земельных участков, на которых расположены здания административного истца, предусматривают возможность размещения на них офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, необходимо учитывать, что в Перечень по своей цели и смыслу подлежат включению только такие здания (строения, сооружения), которые используются или могут быть использованы в целях делового, административного или коммерческого назначения.
С учетом изложенного, административные исковые требования подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Московский городской суд решил:
административное исковое заявление публичного акционерного общества "МОЭСК" об оспаривании отдельных положений постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" - удовлетворить.
Признать недействующими с 1 января 2018 года пункты 20093, 20330, 21254 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" в редакции постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2017 года N 911-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП".
Сообщение о принятии настоящего решения подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу в "Вестнике Мэра и Правительства Москвы". Если опубликование решения суда или сообщения о его принятии невозможно в установленный срок в связи с определенной периодичностью выпуска официального печатного издания, решение суда должно быть опубликовано по истечении установленного срока в ближайшем номере такого издания.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме через Московский городской суд.
Судья |
Грицких Е.А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Московского городского суда от 5 июля 2018 г. N 3а-2783/2018
Текст решения официально опубликован не был