Решение Московского городского суда от 5 июля 2018 г. N 3а-2784/2018
Московский городской суд в составе
председательствующего судьи Грицких Е.А.
при секретаре Габо А.М.
с участием прокурора Лазаревой Е.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-2784/2018 по административному исковому заявлению публичного акционерного общества "МОЭСК" об оспаривании отдельных положений постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", установил:
28 ноября 2014 года Правительством Москвы принято постановление N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", которое опубликовано на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru, 28 ноября 2014 года и в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 67, 2 декабря 2014 года.
Подпунктом 1.1 пункта 1 названного постановления утвержден Перечень объектов недвижимого имущества (зданий, строений и сооружений), в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (приложение 1).
Постановлением Правительства Москвы от 28 ноября 2017 года N 911-ПП внесены изменения в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость".
Нормативный правовой акт размещен 29 ноября 2017 г. на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru и опубликован в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы" за N 69 от 14 декабря 2017 г. В результате внесенных изменений приложение 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N 700-ПП изложено в новой редакции.
В результате внесенных изменений Перечень изложен в новой редакции, действующей с 1 января 2018 года, т.е. Правительством Москвы утвержден Перечень тех объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2018 год (далее Перечень на 2018 год).
Пунктом 3616 названного Перечня на 2018 год в качестве объекта недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как его кадастровая стоимость, включено здание с кадастровым номером 77:01:0003030:1039, общей площадью 2104,5 кв. метров, расположенное по адресу: город Москва, наб. Семеновская, д. 2/1 корп. 2.
ПАО "МОЭСК", являясь собственником указанного здания, обратилось в суд с административным исковым заявлением, в котором просит признать недействующим вышеуказанный пункт Перечня на 2018 год. В обоснование заявленных требований административный истец указывает, что в спорном здании расположен Третий ремонтно-эксплуатационный район УКС ЦО, а также иные службы МКС, обеспечивающие передачу электроэнергии. Административный истец является сетевой организацией, основным видом деятельности которого является технологическое присоединение энергопринимающих устройств потребителей электроэнергии к электрическим сетям и передача электрической энергии, в том числе на территории города Москвы, а спорное здание составляет инфраструктуру энергетического предприятия, функционально неотделимо от единого производственного комплекса, входит в его состав.
Представитель административного истца по доверенности Богадеев А.В. в судебное заседание явился, заявленные требования поддержал в полном объеме.
Представитель Правительства Москвы по доверенности Борисова К.И. против удовлетворения исковых требований возражала по доводам письменных возражений.
Выслушав явившихся лиц, изучив материалы дела, проверив постановление в оспариваемой части на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Лазаревой Е.И., полагавшей административное исковое заявление подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующему.
Оспариваемым в части нормативным правовым актом урегулированы общественные отношения в сфере налогообложения.
Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Налоги и сборы должны иметь экономическое обоснование и не могут быть произвольными. Налог на имущество организаций относится к региональным налогам (статьи 3 и 14 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту "и" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Стороны не ставили под сомнение компетенцию Правительства Москвы на принятие оспариваемого постановления.
Постановление подписано Мэром Москвы, в соответствии с требованиями пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации размещено на официальном сайте Правительства Москвы до наступления первого числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций, следовательно, введено в действие и опубликовано в установленном порядке.
Согласно подпунктам 1, 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
В силу абз. 4 п. 3 ст. 12 и п. 2 ст. 372 НК РФ субъекту РФ предоставлено право устанавливать особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества в соответствии со ст. 378.2 НК РФ.
На территории города Москвы в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении:
1) административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них (кроме помещений, находящихся в оперативном управлении органов государственной власти, автономных, бюджетных и казенных учреждений), если соответствующие здания (строения, сооружения), за исключением многоквартирных домов, расположены на земельных участках, один из видов разрешенного использования которых предусматривает размещение офисных зданий делового, административного (кроме зданий (строений, сооружений), расположенных на земельных участках, вид разрешенного использования которых предусматривает размещение промышленных или производственных объектов) и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) отдельно стоящих нежилых зданий (строений, сооружений) общей площадью свыше 1000 кв. метров и помещений в них, фактически используемых в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Таким образом, отнесение недвижимого имущества к административно-деловому центру и (или) торговому центру (комплексу) на территории города Москвы осуществляется в зависимости от вида разрешенного использования земельного участка, на котором расположено здание (строение, сооружение), площади здания (помещения) и (или) вида его фактического использования.
При этом под фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки) (абзац третий подпункта 2 пункта 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации).
Из материалов дела следует, что основным видом деятельности ПАО "МОЭСК" является технологическое присоединение энергопринимающих устройств потребителей электроэнергии к электрическим сетям и передача электрической энергии. Общество обеспечивает бесперебойное электроснабжение города Москвы и частично Московской области.
Административный истец является собственником здания с кадастровым номером 77:01:0003030:1039, общей площадью 2104,5 кв. метров, расположенного по адресу: город Москва, наб. Семеновская, д. 2/1 корп. 2, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 28.09.2009 г.;
Здание административного истца включено в оспариваемый перечень по виду разрешенного использования земельного участка, поскольку расположено на земельном участке с кадастровым номером 77:01:0003030:10, который имеет следующий вид разрешенного использования "для эксплуатации административного здания".
Земельный участок находится в публично-правовой собственности. На каком-либо праве административному истцу либо иным юридическим, физическим лицам не передавался.
Однако указанный вид разрешенного использования земельного участка однозначно не свидетельствуют о размещении на нем офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, что является одним из предусмотренных п. 3 ст. 378.2 Налогового кодекса РФ условий отнесения здания к объектам налогообложения, налоговая база которых определяется исходя из кадастровой стоимости.
Исходя из положений статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и статьи 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 объекты недвижимости, здания, налог в отношении которых исчисляется исходя из кадастровой стоимости, должны отвечать определенным признакам, а именно, являясь административно-деловыми или торговыми центрами (комплексами) предусматривать возможность осуществления коммерческой деятельности, предполагающей взаимодействие с клиентами, контрагентами и т.д. Кроме того, такие объекты недвижимости с экономической точки зрения в процессе их самостоятельной эксплуатации должны обеспечивать их владельцу извлечение дохода и принесение прибыли, и именно поэтому налогообложение таких объектов регулируется законодателем в специально установленном порядке.
Здание, об исключении которого из Перечня на 2018 год заявляет административный истец, не может быть отнесено к административно-деловому центру и торговому центру (комплексу), поскольку представляет собой объект электросетевого хозяйства, что подтверждается представленными административным истцом документами.
Так, из приобщенных к материалам дела документов усматривается, что в здании с кадастровым номером 77:01:0003030:1039, общей площадью 2104,5 кв. м, расположенном по адресу: Москва, наб. Семеновская, д. 2/1, корп. 2, размещен Третий ремонтно-эксплуатационный район УКС ЦО (п. 4 Перечня подразделений филиала МКС).
В соответствии с Положением об Управлении кабельных сетей и Положении о Ремонтно-эксплуатационном районе, утвержденном Приказом Московских кабельных сетей от 19.11.2015 N 2382, основными задачами (п. 3 стр. 3 Положения) Управлений кабельных сетей в каждом районе являются:
- обеспечение, с помощью мобильных бригад, бесперебойного и качественного электроснабжения потребителей, подключенных к сетям Района;
- развитие электросети Района, ввод и освоение новых мощностей, повышение надежности электроснабжения, обеспечение контроля качества электроэнергии и снижения потерь электроэнергии в сети;
- оформление технологического присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям Филиала;
- участие в метрологическом обеспечении;
- обеспечение выполнения требований природоохранного законодательства;
- обеспечение выполнения требований охраны труда, промышленной и пожарной безопасности;
- поддержание зданий, оборудования, кабельных и воздушных линий, сооружений электросетей в закрепленной зоне обслуживания в состоянии, удовлетворяющем требованиям действующих правил и норм;
- решение общих организационных задач.
В соответствии с выпиской БТИ из технического паспорта (дело N 1100/12) в здании располагаются производственные и вспомогательные помещения (склады, раздевалки, вентиляционные камеры и пр.), а также кабинеты для обслуживающего персонала кабельных сетей ПАО "МОЭСК" филиала МКС.
На основании Плана помещений с указанием местонахождения служб и подразделений Московских кабельных сетей - филиала ПАО "МОЭСК" в здании с кадастровым номером 77:01:0003030:1039 находятся работники Третьего ремонтно-эксплуатационного района УКС ЦО: начальник УКС, заместитель начальника, мастера участков, электромонтеры и иные работники УКС.
В соответствии с приказом от 14.01.2014 N 20 "О введении в действие Инструкции о пропускном и внутриобъектовом режимах административных зданиях и объектах МКС" для доступа в здания МКС необходимо иметь либо соответствующее удостоверение, либо согласованный допуск.
Таким образом, материалами дела подтверждается и не оспаривалось представителем ответчика, что здание используются обслуживающим персоналом электроподстанции, в нем находится Третий ремонтно-эксплуатационный район УКС ЦО, а также иные службы МКС, обеспечивающие передачу электроэнергии. Помещения в здании не сдаются в аренду сторонним организациям и не используются для осуществления самостоятельной коммерческой деятельности, но связаны с осуществлением обеспечения бесперебойного и качественного электроснабжения. Для доступа в здание введен пропускной режим, на первом этаже размещено помещение охраны. В этой связи суд приходит к выводу о том, что спорное здание составляет инфраструктуру энергетического предприятия, оказывающего услуги по передаче электрической энергии в Москве и Московской области, функционально неотделимо от единого предприятия и входит в его состав, следовательно, оно не относится к объектам недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, поскольку не соответствуют критериям, установленным статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, статьей 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64.
Указанные обстоятельства административным ответчиком не оспаривались, а нахождение в здании только служб административного истца подтверждается в том числе актом Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы от 24 октября 2014 года N 9007362 о фактическом использовании здания (строения, сооружения) и помещения, согласно заключению которого 100% фактической площади объекта нежилого фонда используется ОАО "МОЭК" при осуществлении вида деятельности: производство (обслуживание электросетей).
Доказательств, позволяющих сделать вывод о том, что помещения в здании площадью более 20 процентов использовались или используются для осуществления самостоятельной деловой, административной или коммерческой деятельности административным ответчиком суду не представлено.
С учетом изложенного, административные исковые требования подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Московский городской суд решил:
административное исковое заявление публичного акционерного общества "МОЭСК" об оспаривании отдельных положений постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" удовлетворить.
Признать недействующим с 1 января 2018 года пункт 3616 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" в редакции постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2017 года N 911-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП".
Сообщение о принятии настоящего решения подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу в "Вестнике Мэра и Правительства Москвы". Если опубликование решения суда или сообщения о его принятии невозможно в установленный срок в связи с определенной периодичностью выпуска официального печатного издания, решение суда должно быть опубликовано по истечении установленного срока в ближайшем номере такого издания.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме через Московский городской суд.
Судья |
Грицких Е.А. |
Мотивированное решение изготовлено 10.07.2018 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Московского городского суда от 5 июля 2018 г. N 3а-2784/2018
Текст решения официально опубликован не был