Управление Федеральной налоговой службы по г. Москве (далее - Управление) рассмотрело Ваше обращение от 01.06.2018, поступившее из Федеральной налоговой службы письмом от 08.06.2018 N 20-3-04/0443@ (вх. N 216808-р от 08.06.2018), и сообщает следующее.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1173 "Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере применения контрольно-кассовой техники осуществляет Министерство финансов Российской Федерации и на Управление не распространяются.
В свою очередь, в соответствии с пунктом 1 статьи 1.2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа" (в редакции Федерального закона от 03.07.2016 N 290-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 290-ФЗ)) (далее - Федеральный закон N 54-ФЗ) контрольно-кассовая техника применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими расчетов, за исключением случаев, установленных настоящим законом.
Согласно пункту 2 статьи 5 Федерального закона N 54-ФЗ пользователи контрольно-кассовой техники обязаны выдавать (направлять) покупателям (клиентам) при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа в момент оплаты товаров (работ, услуг) кассовые чеки или бланки строгой отчетности в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Дополнительно сообщаем, что в соответствии с пунктом 19 статьи 3 Федерального закона от 27.06.2011 N 361-ФЗ "О национальной платежной системе" (далее - Федеральный закон N 161-ФЗ) электронное средство платежа - это средство и (или) способ, позволяющие клиенту оператора по переводу денежных средств составлять, удостоверять и передавать распоряжения в целях осуществления перевода денежных средств в рамках применяемых форм безналичных расчетов с использованием информационно-коммуникационных технологий, электронных носителей информации, в том числе платежных карт, а также иных технических устройств.
Согласно пункту 3 статьи 16.1 Федерального закона от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" при оплате товаров (работ, услуг) путем перевода денежных средств в рамках применяемых форм безналичных расчетов обязательства потребителя перед продавцом (исполнителем) по оплате товаров (работ, услуг) считаются исполненными в сумме, указанной в распоряжении о переводе денежных средств, с момента подтверждения его исполнения обслуживающей потребителя кредитной организацией.
С учетом изложенного, при осуществлении расчета с использованием электронных средств платежа, в том числе посредством системы эквайринга, пользователь обязан применять контрольно-кассовую технику с момента подтверждения исполнения распоряжения о переводе электронных средств платежа кредитной организацией (Письмо Министерства финансов Российской Федерации от 12.10.2017 N 03-01-15/66780).
В свою очередь, согласно пункту 8 статьи 7 Федерального закона N 290-ФЗ организации и индивидуальные предприниматели, выполняющие работы, оказывающие услуги населению (за исключением организаций и индивидуальных предпринимателей, оказывающих услуги общественного питания и при этом имеющих работников, с которыми заключены трудовые договоры), вправе не применять контрольно-кассовую технику до 01.07.2019 при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности в порядке, установленном Федеральным законом N 54-ФЗ (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Федерального закона N 290-ФЗ).
Кроме того, до 01.07.2019 сохраняются формы бланков строгой отчетности, которые на основании пункта 2 статьи 2 Федерального закона N 54-ФЗ (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Федерального закона N 290-ФЗ) определены Положением об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники, утвержденным постановлением Правительства РФ от 06.05.2008 N 359 (далее - Положение N 359).
Обращаем внимание, что субъекты предпринимательской деятельности, освобожденные от обязанности применения контрольно-кассовой техники в соответствии с пунктом 8 статьи 7 Федерального закона N 54-ФЗ до 01.07.2019, при осуществлении расчетов с использованием электронных средств платежа, исключающих возможность непосредственного взаимодействия покупателя (клиента) с субъектом предпринимательской деятельности или уполномоченным им лицом, и применением устройств, подключенных к сети "Интернет" и обеспечивающих возможность дистанционного взаимодействия покупателя (клиента) с субъектом предпринимательской деятельности при осуществлении этих расчетов, обязаны обеспечить передачу покупателю (клиенту) бланка строгой отчетности, соответствующего требованиям Положения N 359, в бумажной форме.
Учитывая изложенное, при оказании услуг, оплачиваемых электронными средствами платежа посредством системы эквайринга, обязанность применения контрольно-кассовой техники наступает после 01.07.2019 при условии выдачи (передачи) клиенту бланка строгой отчетности в бумажной форме.
Управление обращает внимание, что за неприменение контрольно-кассовой техники, а также за невыдачу бланков строгой отчетности в установленных законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники случаях предусмотрена административная ответственность частью 2 статьи 14.5 КоАП РФ и частью 3 статьи 14.5 КоАП РФ за повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 настоящей статьи, в случае, если сумма расчетов, осуществленных без применения контрольно-кассовой техники, составила, в том числе в совокупности, один миллион рублей и более.
Одновременно сообщаем, что настоящее письмо Управления не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. Направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации и не препятствует руководствоваться нормами законодательства в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Советник государственной |
И.В. Шульга |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо УФНС России по г. Москве от 22 июня 2018 г. N 17-26/2/132761@ "О рассмотрении обращения"
Текст письма официально опубликован не был