Управление Федеральной налоговой службы по г. Москве (далее - Управление), рассмотрев Ваше интернет-обращение от 23.05.2018 (вх. N 35623-зг от 23.05.2018), сообщает, что в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1173 "Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере применения контрольно-кассовой техники осуществляет Министерство финансов Российской Федерации.
Вместе с тем, считаем возможным отметить, что согласно пункту 1 статьи 1.2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа" (далее - Федеральный закон N 54-ФЗ) контрольно-кассовая техника применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими расчетов, за исключением случаев, установленных Федеральным законом N 54-ФЗ.
В соответствии с пунктом 2 статьи 1.2 Федерального закона N 54-ФЗ при осуществлении расчета пользователь обязан выдать кассовый чек или бланк строгой отчетности на бумажном носителе и (или) в случае предоставления покупателем (клиентом) пользователю до момента расчета абонентского номера либо адреса электронной почты направить кассовый чек или бланк строгой отчетности в электронной форме покупателю (клиенту) на предоставленные абонентский номер либо адрес электронной почты (при наличии технической возможности для передачи информации покупателю (клиенту) в электронной форме на адрес электронной почты).
На основании положения статьи 1.1 Федерального закона N 54-ФЗ расчеты - это прием или выплата денежных средств с использованием наличных и (или) электронных средств платежа за реализуемые товары, выполняемые работы, оказываемые услуги.
В соответствии с пунктом 19 статьи 3 Федерального закона от 27.06.2011 N 161-ФЗ "О национальной платежной системе" электронное средство платежа - это средство и (или) способ, позволяющие клиенту оператора по переводу денежных средств составлять, удостоверять и передавать распоряжения в целях осуществления перевода денежных средств в рамках применяемых форм безналичных расчетов с использованием информационно-коммуникационных технологий, электронных носителей информации, в том числе платежных карт, а также иных технических устройств.
Таким образом, при осуществлении расчетов наличными денежными средствами и (или) с использованием средств, которые относятся к электронным средствам платежа, контрольно-кассовая техника организациями и индивидуальными предпринимателями применяется в общеустановленном порядке.
Порядок регистрации, перерегистрации контрольно-кассовой техники, соответствующей установленным требованиям, утвержден статьей 4.2 Федерального закона N 54-ФЗ.
Пунктом 2 статьи 4.2 Федерального закона N 54-ФЗ определены сведения, которые должны быть указаны в заявлении о регистрации контрольно-кассовой техники.
Обращаем внимание, что формы заявлений о регистрации контрольно-кассовой техники утверждены приказом ФНС России от 29.05.2017 N ММВ-7-20/484@ "Об утверждении форм заявлений о регистрации (перерегистрации) контрольно-кассовой техники и снятии контрольно-кассовой техники с регистрационного учета, карточки регистрации контрольно-кассовой техники и карточки о снятии контрольно-кассовой техники с регистрационного учета, а также порядка заполнения форм указанных документов и порядка направления и получения указанных документов на бумажном носителе".
По вопросу, связанному с осуществлением расчетов, следует учитывать, что пунктом 1 статьи 4.7 Федерального закона N 54-ФЗ определен обязательный перечень реквизитов, содержащихся на кассовом чеке (бланке строгой отчетности), в том числе признак расчета (получение средств от покупателя (клиента) - приход, возврат покупателю (клиенту) средств, полученных от него, - возврат прихода, выдача средств покупателю (клиенту) - расход, получение средств от покупателя (клиента), выданных ему, - возврат расхода), а также наименование товаров, работ, услуг (если объем и список услуг возможно определить в момент оплаты), платежа, выплаты, их количество, цена за единицу с учетом скидок и наценок, стоимость с учетом скидок и наценок, с указанием ставки налога на добавленную стоимость.
Вместе с тем, на основании пункта 4 статьи 4.1 Федерального закона N 54-ФЗ утвержден приказ ФНС России от 21.03.2017 N ММВ-7-20/229@ "Об утверждении дополнительных реквизитов фискальных документов и форматов фискальных документов, обязательных к использованию", предусматривающий три версии форматов фискальных документов, а также соответствующие признаки способа расчета.
Таким образом, при приеме лома черных и цветных металлов от физических и (или) юридических лиц, расчеты осуществляются с применением контрольно-кассовой техники. При этом на кассовом чеке указывается признак расчета "расход" (тег 1131).
Следует учитывать, что Федеральный закон N 54-ФЗ не ограничивает использование одной контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов за реализацию товаров и при выплате денежных средств при приемке металлолома.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 5 Федерального закона N 54-ФЗ организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие расчеты, обязаны осуществлять регистрацию ККТ в налоговых органах в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники, а пользователь контрольно-кассовой техники обязан выдавать (направлять) покупателям (клиентам) при осуществлении расчетов в момент оплаты товаров (работ, услуг) кассовые чеки или бланки строгой отчетности в случаях, предусмотренных Федеральным законом N 54-ФЗ.
Управление обращает внимание, что за неприменение контрольно-кассовой техники в установленных законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники случаях предусмотрена административная ответственность частью 2 статьи 14.5 КоАП РФ и частью 3 статьи 14.5 КоАП РФ за повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 настоящей статьи, в случае, если сумма расчетов, осуществленных без применения контрольно-кассовой техники, составила, в том числе в совокупности, один миллион рублей и более.
Административная ответственность за применение контрольно-кассовой техники с нарушением установленных законодательством Российской Федерации порядка и условий ее применения предусмотрена частью 4 статьи 14.5 КоАП РФ.
Дополнительно сообщаем, что информация о новом порядке применения контрольно-кассовой техники своевременно размещается на интернет-сайте ФНС России www.nalog.ru.
Одновременно сообщаем, что настоящее письмо Управления не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. Направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации и не препятствует руководствоваться нормами законодательства в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Советник государственной |
И.В. Шульга |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо УФНС России по г. Москве от 4 июня 2018 г. N 17-26/2/118272@ "О разъяснении законодательства"
Текст письма официально опубликован не был