Решение Московского городского суда от 31 июля 2018 г. N 3а-2963/2018
Московский городской суд в составе:
председательствующего судьи Севастьяновой Н.Ю.,
при секретаре Кривич Е.В.,
с участием прокурора Лазаревой Е.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-2963/2018 по административному исковому заявлению Публичного акционерного общества "Московская объединенная электросетевая компания" к Правительству Москвы о признании недействующими пунктов 14938 и 14940 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", в редакции постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2017 г. N 911-ПП, установил:
Правительством Москвы 28 ноября 2014 г. принято постановление N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" (далее постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП). Нормативный правовой акт опубликован 2 декабря 2014 г. в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 67, а также размещен 28 ноября 2014 г. на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru.
Подпунктом 1.1 пункта 1 названного постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N 700-ПП утвержден Перечень объектов недвижимого имущества (зданий, строений и сооружений), в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (приложение 1).
Постановлением Правительства Москвы от 28 ноября 2017 г. N 911-ПП внесены изменения в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП. Нормативный правовой акт размещен 29 ноября 2017 г. на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru и опубликован в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы" за N 69 от 14 декабря 2017 г. В результате внесенных изменений приложение 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N 700-ПП изложено в новой редакции. При этом согласно пункту 2 постановления Правительства от 28 ноября 2017 г. N 911-ПП данное постановление вступает в силу с 1 января 2018 года.
Пунктом 14938 приложения 1 "Здания, строения и сооружения, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" включено нежилое здание с кадастровым номером 77:05:0005008:1177 по адресу: г. Москва, ул. Веселая, д. 8.
Пунктом 14940 приложения 1 "Здания, строения и сооружения, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" включено нежилое здание с кадастровым номером 77:05:0005008:1180 по адресу: г. Москва, ул. Веселая, д. 6.
Публичное акционерное общество "Московская объединенная электросетевая компания" обратилось в Московский городской суд с административным исковым заявлением к Правительству Москвы о признании недействующим пункты 14938 и 14940 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", в редакции постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2017 г. N 911-ПП, с 1 января 2018 года.
Требования мотивированы тем, что административный истец является собственником нежилого здания с кадастровым номером 77:05:0005008:1177 по адресу: г. Москва, ул. Веселая, д. 8, и нежилого здания с кадастровым номером 77:05:0005008:1180 по адресу: г. Москва, ул. Веселая, д. 6, считает незаконным их включение в оспариваемые пункты приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП, поскольку спорные нежилые здания не обладают признаками объектов налогообложения, определенными статьей 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" и статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Здания являются объектом электросетевого хозяйства, в них расположены Управление кабельных сетей Южного округа и шестнадцатый ремонтно-эксплуатационный район УКС ЮО, а также иные службы МКС, обеспечивающие передачу электроэнергии. Согласно технической документации в зданиях располагаются производственные и вспомогательные помещения (склады, раздевалки, вентиляционные камеры и пр.), а также кабинеты для обслуживания персонала кабельных сетей Публичного акционерного общества "Московская объединенная электросетевая компания" филиала МКС. Объекты электросетевого хозяйства (здания, сооружения) не относятся к объектам торговли, не могут использоваться и фактически не используются в качестве здания административно-коммерческого назначения.
В судебном заседании представитель административного истца Публичного акционерного общества "Московская объединенная электросетевая компания" - Семигин А.В., действующий на основании доверенности и имеющий высшее юридическое образование, поддержал заявленные административные исковые требования по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении и письменных объяснениях.
Представитель административного ответчика Правительства Москвы и заинтересованного лица Департамента экономической политики и развития города Москвы - Борисова К.И., действующая на основании доверенности и имеющая высшее юридическое образование, административные исковые требования не признала и просила отказать в их удовлетворении по основаниям, изложенным в письменных возражениях. Суду пояснила, что оспариваемый нормативный правовой акт принят в пределах полномочий Правительства Москвы и с соблюдением требований законодательства к форме, порядку принятия и введения его в действие, а содержание нормативного правового акта соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу. Спорные нежилые здания включены в оспариваемые пункты Перечня зданий, строений и сооружений, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на основании пункта 1 статьи 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 г. N 64 "О налоге на имущество организаций" и пункта 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, исходя из фактического использования нежилого здания в целях делового, административного или коммерческого назначения. Государственной инспекцией по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы проведены мероприятия по обследованию спорного нежилого здания, по результатам которых составлены акты обследования от 25 мая 2016 года N 9050278/ОФИ, от 8 июня 2016 г. N 9050598/ОФИ, согласно которым здания и помещения в них фактически используются для размещения офисов более 20% от общей площади здания. Таким образом, акты обследования соответствуют Порядку определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения, утвержденному постановлением Правительства Москвы от 14 мая 2014 г. N 257-ПП. Административным истцом не предоставлены доказательства, объективно свидетельствующие об ином фактическом использовании зданий. На основании изложенного спорные здания правомерно включены в Перечень зданий, строений и сооружений, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
Выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, проверив оспариваемое положение нормативного правового акта на его соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, проверив порядок принятия оспариваемого нормативного правового акта, заслушав заключение прокурора Лазаревой Е.И., полагавшей необходимым удовлетворить заявленные административные исковые требования, суд приходит к выводу о правомерности заявленных административных исковых требований по следующим основаниям.
В соответствии с частью 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации нормативный правовой акт (или его часть), не соответствующий иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, признается судом недействующим полностью или в части со дня его принятия или иной определенной судом даты.
С учетом положений части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, для правильного разрешения настоящего спора об оспаривании нормативного правового акта юридически значимыми обстоятельствами являются:
- соблюдение порядка принятия нормативного правового акта, в частности требования, устанавливающие полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу;
- соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Из содержания постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП, в редакции постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2017 г. N 911-ПП, усматривается, что его положения приняты в целях обеспечения проведения налоговой политики и направлены на установление особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций на 2018 год определяется как их кадастровая стоимость.
Как следует из административного искового заявления и объяснений представителя административного истца, Публичное акционерное общество "Московская объединенная электросетевая компания" не оспаривает соблюдение Правительством Москвы порядка принятия оспариваемого нормативного правового акта, в том числе требований, устанавливающих полномочия органа на принятие нормативного правового акта, к форме нормативного правового акта, к процедуре его принятия, правил введения нормативного правового акта в действие, порядка его опубликования и вступления в силу. Кроме того, этому обстоятельству неоднократно дана правовая оценка вступившими в законную силу решениями Московского городского суда.
При таких обстоятельствах и на основании положений пункта "и" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", пункта 3 статьи 12, абзаца 2 пункта 2 статьи 372, статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, пункта 1 статьи 44 Закона города Москвы от 28 июня 1995 г. "Устав города Москвы", пункта 9 статьи 11 Закона города Москвы от 20 декабря 2006 г. N 65 "О Правительстве Москвы", суд приходит к выводу, что оспариваемый в части нормативный правовой акт принят Правительством Москвы с соблюдением компетенции и в пределах предоставленных субъекту Российской Федерации полномочий в области определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества.
Оспариваемый нормативный правовой акт принят в форме постановления Правительства Москвы, подписан Мэром Москвы, размещен на официальном сайте Правительства Москвы до наступления первого числа очередного налогового периода (до 2018 года) по налогу на имущество в соответствии с требованиями пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенного, оспариваемый нормативный правовой акт соответствует требованиям, предъявляемым к форме нормативного правового акта, к процедуре его принятия, он введен в действие и опубликован в соответствии с требованиями пунктов 1, 4 статьи 19 Закона города Москвы от 8 июля 2009 г. N 25 "О правовых актах города Москвы", пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Проверяя соответствие оспариваемого в части нормативного правого акта нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 38 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения является реализация товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, расход или иное обстоятельство, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого законодательство о налогах и сборах связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога.
Применительно к налогу на имущество организаций объектом налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378, 378.1 и 378.2 настоящего Кодекса (пункт 1 статьи 374 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно подпунктам 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
При этом в пункте 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии с кадастровыми паспортами соответствующих объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Согласно пункту 1 и 2 статьи 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" (в редакции, действующей на момент принятия оспариваемого в части нормативного правового акта) налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении:
1) административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них (кроме помещений, находящихся в оперативном управлении органов государственной власти, автономных, бюджетных и казенных учреждений), если соответствующие здания (строения, сооружения), за исключением многоквартирных домов, расположены на земельных участках, один из видов разрешенного использования которых предусматривает размещение офисных зданий делового, административного (кроме зданий (строений, сооружений), расположенных на земельных участках, вид разрешенного использования которых предусматривает размещение промышленных или производственных объектов) и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) отдельно стоящих нежилых зданий (строений, сооружений) общей площадью свыше 1000 кв. метров и помещений в них, фактически используемых в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
На основании приведенных выше норм федерального закона и закона города Москвы налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении нежилых зданий (строений, сооружений) и помещений в них, которые отвечают хотя бы одному из следующих условий:
- здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
- здание (строение, сооружение) фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом под фактическим использованием признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры.
При наличии одного из приведенных условий, объект недвижимости признается административно-деловым центром, налоговая база которого определяется как кадастровая стоимость объекта недвижимого имущества.
Как усматривается из материалов дела, административному истцу принадлежат на праве собственности:
- нежилое здание с кадастровым номером 77:05:0005008:1177 по адресу: г. Москва, ул. Веселая, д. 8. По сведениям технического паспорта общая площадь здания составляет 1265,1 кв. м, из них нежилые помещения "учрежденческого назначения" составляют 1265,1 кв. м;
- нежилое здание с кадастровым номером 77:05:0005008:1180 по адресу: г. Москва, ул. Веселая, д. 6. По сведениям технического паспорта общая площадь здания составляет 1490,5 кв. м, из них нежилые помещения "учрежденческого назначения" составляют 1347,6 кв. м, прочие - 142,9 кв. м.
Из пояснений представителя Правительства Москвы следует, что спорные нежилые здания включены в оспариваемые пункты Перечня зданий, строений и сооружений, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на основании пункта 2 статьи 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 г. N 64 "О налоге на имущество организаций" и пункта 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, исходя из фактического использования нежилого здания и его помещений в целях делового, административного или коммерческого назначения, поскольку более 20 процентов его общей площади используется для размещения офисов.
При этом фактическое использование нежилых зданий и помещений в нем для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания установлено Государственной инспекцией по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы (далее Государственная инспекция по недвижимости города Москвы) в результате проведенных мероприятий по обследованию спорных нежилых зданий:
- на основании поручения инспекторы Государственной инспекции по недвижимости города Москвы Воронин Е.А. и Носков Е.А. провели мероприятия по определению вида фактического использования здания и нежилых помещений в нем по адресу: г. Москва, ул. Веселая, д. 8, по результатам которых составлен акт о фактическом использовании здания и нежилых помещений от 25 мая 2016 г. N 9050278/ОФИ. Из содержания данного акта усматривается, что обследование здания произведено с допуском в помещения. На основании документов технического учета и визуального осмотра здания и его помещений инспекторы Государственной инспекции по недвижимости города Москвы пришли к заключению о фактическом использовании помещений в здании для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры на 100% от общей площади здания. К акту приложена фототаблица, на фотографиях изображены фасад здания, вывеска "16 ремонтно-эксплуатационный район Управление кабельных сетей Юного округа", помещения служб: "техники по надзору за ТКС", "старший мастер производственного участка N 6", "старший мастер производственного участка N 4", "приемная", "начальник группы по подготовке производства";
- на основании поручения инспекторы Государственной инспекции по недвижимости города Москвы Воронин Е.А. и Носков Е.А. провели мероприятия по определению вида фактического использования здания и нежилых помещений в нем по адресу: г. Москва, ул. Веселая, д. 6, по результатам которых составлен акт о фактическом использовании здания и нежилых помещений от 8 июня 2016 г. N 9050598/ОФИ. Из содержания данного акта усматривается, что обследование здания произведено с допуском в помещения. На основании документов технического учета и визуального осмотра здания и его помещений инспекторы Государственной инспекции по недвижимости города Москвы пришли к заключению о фактическом использовании помещений в здании для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры на 64,21% от общей площади здания. К акту приложена фототаблица, на фотографиях изображены фасад здания, помещения служб: "мастер участка", "старший мастер по РЗА", "инженер по режиму", "техник по учету", "главный специалист по АСУП", "руководитель управления кабельных сетей Южного округа", "специалист по планированию и трудовым вопросам".
Оценивая акты Государственной инспекции по недвижимости города Москвы о фактическом использовании здания и нежилых помещений от 25 мая 2016 г. N 9050278/ОФИ, от 8 июня 2016 г. N 9050598/ОФИ в совокупности с другими доказательствами по делу, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 2 ноября 2013 г. N 307-ФЗ "О внесении изменений в статью 12 части первой и главу 30 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" постановлением Правительства Москвы от 14 мая 2014 г. N 257-ПП утвержден порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения. Пунктом 1.2 названного Порядка предусмотрено, что мероприятия по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения осуществляются Государственной инспекцией по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы. Согласно пункту 4.6 Положения о Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 25 апреля 2012 г. N 184-ПП, Госинспекция является уполномоченным органом субъекта Российской Федерации - города Москвы по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения независимо от прав собственности.
Пунктами 3.4-3.6 Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения предусмотрено, что в ходе проведения мероприятий осуществляется фотосъемка, фиксирующая фактическое использование указанного здания, а также фотосъемка информационных стендов с реквизитами организаций, осуществляющих деятельность в указанном здании, указателей наименований улиц и номеров домов, расположенных на зданиях (строениях, сооружениях), в которых осуществляются мероприятия по определению вида фактического использования. По результатам проведения мероприятия по определению вида фактического использования работник Госинспекции, уполномоченный на проведение указанного мероприятия, составляет акт о фактическом использовании здания (строения, сооружения) и (или) нежилого помещения для целей налогообложения по форме, утверждаемой совместным приказом Департамента экономической политики и развития города Москвы и Госинспекции, с приложением соответствующих фотоматериалов. В случае если при проведении мероприятий по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения возникли обстоятельства, препятствующие доступу работников Госинспекции в указанное здание (строение, сооружение) и нежилое помещение, и имеется информация, свидетельствующая об использовании указанных зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для размещения офисов и (или) торговых объектов, и (или) объектов общественного питания, и (или) объектов бытового обслуживания, акт о фактическом использовании указанных зданий (строений, сооружений) и (или) нежилых помещений для целей налогообложения оформляется с указанием выявленных признаков размещения офисов и (или) торговых объектов, и (или) объектов общественного питания, и (или) объектов бытового обслуживания с приложением фотоматериалов и указанием на обстоятельства, препятствовавшие доступу работников Госинспекции в указанное здание (строение, сооружение) и нежилое помещение.
С учетом приведенных норм права, Государственная инспекция по недвижимости города Москвы наделена правом на определение вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения независимо от права собственности. Вместе с тем, предоставленные суду акты Государственной инспекции по недвижимости города Москвы о фактическом использовании здания и нежилых помещений от 25 мая 2016 г. N 9050278/ОФИ, от 8 июня 2016 г. N 9050598/ОФИ не соответствует приведенным требованиям пунктов 3.4 - 3.6 Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения по следующим обстоятельствам.
В актах обследования не приведены выявленные признаки размещения офисных помещений, соответствующих подпункту 4 пункта 1.4 Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения, согласно которому под офисом понимается - здание (строение, сооружение) или часть здания (строения, сооружения), или нежилое помещение (часть нежилого помещения), оборудованные стационарными рабочими местами и оргтехникой, используемое для обработки и хранения документов и (или) приема клиентов.
Вместе с тем, судом установлено, что на момент проведения Государственной инспекцией по недвижимости города Москвы мероприятий по определению вида фактического использования здания и на момент рассмотрения дела судом в спорных нежилых зданиях располагалось подразделение Московских кабельных сетей - филиала Публичного акционерного общества "Московская объединенная электросетевая компания": Управление кабельных сетей Юного округа и шестнадцатый ремонтно-эксплуатационный район УКС ЮО, а также иные службы филиала. Указанное подтверждается пунктом 17 Перечня подразделений филиалов Московских кабельных сетей, являющегося приложением к Положению о Московских кабельных сетях. А также наглядно подтверждается фотографиями фототаблиц, приложенных к актам обследования, на которых изображены вывеска на фасаде здания: "16 ремонтно-эксплуатационный район Управление кабельных сетей Юного округа", внутренние помещения зданий с табличками о размещении "руководителя управления кабельных сетей Южного округа" и различных служб подразделения.
Согласно положениям об Управлении кабельных сетей и о ремонтно-эксплуатационном районе электрических сетей, утвержденных приказом директора Московских кабельных сетей - филиала Публичного акционерного общества "Московская объединенная электросетевая компания" от 19 ноября 2015 г. N 2382, ремонтно-эксплуатационный район электрических сетей выполняет следующие функции: осуществляет ремонт, эксплуатацию и оперативное обслуживание электросетей, энергетического оборудования КЛ, ВЛ, РП, ТП и кабельных сооружений, находящихся в границах закрепленной за районом территории; осуществляет оперативно-диспетчерское обслуживание электросетей и восстановление электроснабжения при обесточении потребителей района и др. Управление кабельных сетей обеспечивает с помощью мобильных бригад бесперебойное и качественное электроснабжение потребителей, подключенных к сетям районов, входящих в структуру УКС округа, для чего организует: выполнение районами ремонтно-эксплуатационных работ энергетического оборудования КЛ, ВЛ, РП, ТП и кабельных сооружений; оперативно-диспетчерское обслуживание электросетей и восстановление электроснабжения при обесточении потребителей района и др.
Из приведенных положений подразделений филиала Московских кабельных сетей усматривается, что деятельность подразделений филиала направлена на обеспечение обслуживания электросетей района города Москвы и восстановление электроснабжения при обесточении потребителей района.
Необходимо отметить, что согласно инструкции о пропусковом и внутриобъектовом режимах в административных зданиях и объектах филиала Московских кабельных сетей, утвержденной приказом директора Московских кабельных сетей - филиала Публичного акционерного общества "Московская объединенная электросетевая компания" от 14 января 2014 г. N 20, в спорных нежилых зданиях установлен и действует внутриобъектовый и пропускной режим.
В ходе рассмотрения дела, по поручению суда, инспекторы Государственной инспекции по недвижимости города Москвы Воронин Е.А. и Попов Н.К. провели 3 июля 2018 года мероприятия по определению вида фактического использования зданий и нежилых помещений в них, по результатам которых составлены акты о фактическом использовании здания и нежилых помещений за N 9052411/ОФИ, N 9052412/ОФИ. Из содержания данных актов усматривается, что мероприятия произведены с доступом в помещения зданий. По результатам фактического обследования помещений в зданиях и на основании документов технического учета инспекторы Государственной инспекции по недвижимости города Москвы установили, что нежилые помещения в здании на 100% используются под иные цели, вследствие этого пришли к заключению о том, что нежилые здания фактически не используется для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания. К актам приложены фототаблицы, на фотографиях изображены производственные и вспомогательные помещения зданий, в которых размещены службы подразделения филиала.
На основании изложенного суд приходит к выводу, что в спорные нежилые здания являются объектами электросетевого хозяйства, которые по своему назначению не относятся к объектам торговли, общественного питания, офисам, не могут использоваться и фактически не используются в качестве здания административно-коммерческого назначения.
При таких обстоятельствах и на основании части 4 статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд считает необходимым признать акты обследования Государственной инспекции по недвижимости города Москвы от 25 мая 2016 г. N 9050278/ОФИ, от 8 июня 2016 г. N 9050598/ОФИ ненадлежащими доказательствами, поскольку содержащиеся в них сведения и заключения не нашли своего подтверждения предоставленными суду доказательствами и не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Иных доказательств, подтверждающих нахождение в нежилых зданиях и их помещениях офисов на момент проведения Государственной инспекцией по недвижимости города Москвы мероприятий по определению вида фактического использования спорного здания и на момент принятия оспариваемого в части нормативного правового акта, суду не предоставлено. Тогда как в силу пункта 3 части 8 и части 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основаниям для принятия оспариваемого нормативного правового акта, возлагается на орган, принявший этот акт.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что на момент внесения изменений постановлением Правительства Москвы от 28 ноября 2017 г. N 911-ПП в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП и утверждения оспариваемых пунктов 14938, 14940, нежилое здание с кадастровым номером 77:05:0005008:1177 по адресу: г. Москва, ул. Веселая, д. 8, и нежилое здание с кадастровым номером 77:05:0005008:1180 по адресу: г. Москва, ул. Веселая, д. 6, не подпадают под критерии, установленные пунктом 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, статьи 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций".
На основании изложенного оспариваемые пункты 14938, 14940 приложения 1 "Здания, строения и сооружения, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" не соответствуют положениям пункта 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и статьи 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций".
Положения пункта 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусматривают, что суд принимает решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
Поскольку оспариваемый в части нормативный правовой акт не соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд считает необходимым удовлетворить заявленные административные исковые требования о признании недействующими пунктов 14938 и 14940 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", в редакции постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2017 г. N 911-ПП.
Определяя момент, с которого указанный правовой акт признается недействующим, суд учитывает, что постановление Правительства от 28 ноября 2017 г. N 911-ПП, которым внесены изменения в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N 700-ПП, в том числе включены оспариваемые пункты 14938 и 14940 в приложение 1, вступает в силу с 1 января 2018 года. С учетом изложенного и в соответствии с положениями статей 3, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд считает необходимым признать недействующими пункты 14938 и 14940 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", в редакции постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2017 г. N 911-ПП, с 1 января 2018 года.
Ввиду удовлетворения заявленных административных исковых требований и на основании части 1 статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, с Правительства Москвы в пользу административного истца подлежат взысканию расходы по оплате государственной пошлины в размере 4500 руб.
В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сообщение о принятии настоящего решения суда подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании Правительства Москвы - "Вестник Мэра и Правительства Москвы" и размещению на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru.
Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил:
удовлетворить административное исковое заявление Публичного акционерного общества "Московская объединенная электросетевая компания".
Признать недействующими пункты 14938 и 14940 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", в редакции постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2017 г. N 911-ПП, с 1 января 2018 года.
Взыскать с Правительства Москвы в пользу Публичного акционерного общества "Московская объединенная электросетевая компания" расходы по оплате государственной пошлины в размере 4500 (четыре тысячи пятьсот) руб.
Сообщение о принятии настоящего решения суда подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании Правительства Москвы - "Вестник Мэра и Правительства Москвы" и размещению на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме через Московский городской суд.
Судья |
Н.Ю. Севастьянова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Московского городского суда от 31 июля 2018 г. N 3а-2963/2018
Текст решения официально опубликован не был