Решение Московского городского суда от 9 августа 2018 г. N 3а-3200/2018
Московский городской суд в составе
председательствующего судьи Баталовой И.С.
при секретаре Лучкиной С.П.
с участием прокурора Лазаревой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-3200/2018 по административному исковому заявлению ЗАО "Институт перерабатывающей промышленности" об оспаривании отдельных положений постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", установил:
в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации 28 ноября 2014 года Правительством Москвы принято постановление N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", которое опубликовано 28 ноября 2014 года на официальном сайте Правительства Москвы ... и 2 декабря 2014 года в "Вестнике Мэра и Правительства Москвы" N 67.
Пунктом 1 постановления (в первоначальной редакции) утвержден Перечень объектов недвижимого имущества (зданий, строений и сооружений), в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2015 год и последующие налоговые периоды в соответствии со статьей 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" (приложение 1) (далее - Перечень на 2015 год).
Постановлением Правительства Москвы от 29 ноября 2016 года N 789-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП", перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, изложен в новой редакции и определен по состоянию на 1 января 2017 года.
Постановлениями Правительства Москвы от 28 ноября 2017 года N 911-ПП, 19 декабря 2017 года N 1046-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП", перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, изложен в новой редакции и определен по состоянию на 1 января 2018 года.
В пункт 5282 Перечня в редакции Постановления Правительства Москвы от 29 ноября 2016 года N 789-ПП по состоянию на 1 января 2017 года включено здание с кадастровым номером ... по адресу: ....
Это же здание включено в пункт 5482 Перечня в редакции Постановлений Правительства Москвы от 29 ноября 2016 года N 789-ПП, 28 ноября 2017 года N 911-ПП, от 19 декабря 2017 года N 1046-ПП по состоянию на 1 января 2018 года.
Административный истец обратился в Московский городской суд с требованием о признании недействующим указанных выше пунктов постановления Правительства Москвы N 700-ПП от 28 ноября 2014 года, указывая, что здание, включенное в пункты 5282 на 2017 год и 5482 на 2018 год оспариваемого нормативного правового акта, расположено на земельном участке, предоставленном для эксплуатации учебных и административных зданий, само здание площадью ... кв. м представляет из себя подвал ... года постройки, находится в аварийном состоянии, не используется в деятельности Института, здание не пригодно для размещения офисов, объектов общественного питания, бытового обслуживания, в настоящее время, как указал административный истец, осуществляется ликвидация объекта и исключение его из адресного реестра.
В судебном заседании представитель административного истца Кравченко Е.Л. административные исковые требования поддержала в полном объеме, правомочия Правительства Москвы на принятие обжалуемого нормативного правового акта не оспаривала.
Представитель Правительства Москвы, Департамента экономической политики и развития города Москвы Федотов П.С. в судебном заседании возражал против удовлетворения требований по доводам, изложенным в письменном отзыве, указывая, что здание правомерно включено в оспариваемое постановление исходя из критерия вида разрешенного использования земельного участка.
Выслушав объяснения представителей сторон, исследовав письменные материалы дела, оценив оспариваемые административным истцом положения нормативного правового акта на соответствие федеральным законам и иным нормативным актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Лазаревой Е.И., полагавшей заявленные требования подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующим выводам.
В судебном заседании полномочия Правительства Москвы по изданию оспариваемого в части нормативного правового акта административный истец не оспаривал.
Проанализировав положения действующего законодательства, суд полагает, что Правительство Москвы является органом, который обладал достаточной компетенцией для принятия названного нормативного правового акта.
Так, подпунктом 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, отнесено решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Статьей 14 и пунктом 2 статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации закреплено, что налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается Кодексом и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с Кодексом законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации должен не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций определить на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база будет определяться как кадастровая стоимость, и направить перечень в электронной форме в налоговые органы по месту нахождения соответствующих объектов недвижимого имущества, а также разместить перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (пункт 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации).
Состав сведений, подлежащих включению в соответствующий перечень, определяется высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в сфере налогов и сборов (пункт 1 статьи 4 Федерального закона от 2 ноября 2013 года N 307-ФЗ).
Таким уполномоченным органом на основании пункта 1 статьи 44 Устава города Москвы, утвержденного Московской городской Думой 28 июня 1995 года, пунктом 9 статьи 11 Закона города Москвы от 20 декабря 2006 года N 65 "О Правительстве Москвы" является Правительство Москвы, в связи с чем суд приходит к выводу, что оспариваемый нормативный правовой акт принят в пределах компетенции Правительства Москвы.
В соответствии с требованиями Закона г. Москвы от 8 июля 2009 года N 25 "О правовых актах города Москвы" оспариваемое постановление N 700-ПП подписано Мэром Москвы, опубликовано на официальном сайте Правительства Москвы ... 28 ноября 2014 года и в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 67, 2 декабря 2014 года, его форма соответствует требованиям статьи 19 Закона города Москвы от 20 декабря 2006 года N 65 "О Правительстве Москвы".
Таким образом, суд считает, что постановление Правительства Москвы N 700-ПП от 28 ноября 2014 года и последующие изменяющие его редакции введены в действие и опубликованы в установленном порядке.
Оспариваемый нормативный правовой акт затрагивает права административного истца в части уплаты налога на имущество организаций, объектом налогообложения по которому в силу пункта 1 статьи 374 Налогового кодекса РФ является движимое и недвижимое имущество, а налоговая база отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость.
На основании статьи 383 Налогового кодекса РФ и статьи 3 Закона г. Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" на административном истце лежит обязанность по уплате налога на имущество за 2017 год и за 2018 год в отношении спорного здания исходя из его кадастровой стоимости.
Постановлением Правительства Москвы от 29 ноября 2016 г. N 790-ПП кадастровая стоимость спорного здания установлена в размере ... руб.
Соответственно, оспариваемым нормативным правовым актом затрагиваются права административного истца как налогоплательщика и он вправе обращаться в суд с соответствующим административным иском.
Согласно пункту 1 и 2 статьи 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" (в редакции, действующей с 01 января 2017 года) налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении:
1) административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них (кроме помещений, находящихся в оперативном управлении органов государственной власти, автономных, бюджетных и казенных учреждений), если соответствующие здания (строения, сооружения), за исключением многоквартирных домов, расположены на земельных участках, один из видов разрешенного использования которых предусматривает размещение офисных зданий делового, административного (кроме зданий (строений, сооружений), расположенных на земельных участках, вид разрешенного использования которых предусматривает размещение промышленных или производственных объектов) и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) отдельно стоящих нежилых зданий (строений, сооружений) общей площадью свыше 1000 кв. метров и помещений в них, фактически используемых в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
На основании приведенных выше норм федерального закона и закона города Москвы налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении нежилых зданий (строений, сооружений) и помещений в них, которые отвечают хотя бы одному из следующих условий:
- здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
- здание (строение, сооружение) предназначено для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения;
- здание (строение, сооружение) фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом под фактическим использованием признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры.
При наличии одного из приведенных условий объект недвижимости признается административно-деловым центром, уплата налога в отношении него осуществляется исходя из кадастровой стоимости.
Судом установлено, что административный истец на основании свидетельства Комитета по управлению имуществом Москвы о внесении в реестр собственности на территории Москвы от 03.11.1995 г. А-0014826 является собственником здания площадью ... кв. м. по адресу: ....
Здание имеет кадастровый номер ... и включено в оспариваемое постановление по состоянию на 2017 год (пункт ...) и на 2018 год (пункт ...).
Согласно техническому паспорту здание ... года постройки представляет собой склад подвального типа
В судебном заседании представитель административного ответчика пояснил, что основанием для включения здания административного истца в оспариваемые Перечни на ... год, на ... год явился вид разрешенного использования земельного участка, на котором оно расположено.
Из анализа положений п.п. 3, 4 ст. 378.2 НК РФ и ст. 1.1 Закона города Москвы "О налоге на имущество организаций" следует, что объект недвижимости может быть включен в оспариваемый Перечень, в том числе, если располагается на земельном участке, вид разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, либо предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания. В случае если вид разрешенного использования земельного участка, на котором располагается объект недвижимости, предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, то для целей ст. 378 НК РФ такой объект признается торговым центром (комплексом).
Спорное здание площадью ... кв. м располагается на земельном участке с кадастровым номером ... площадью ... кв. м. Земельный участок предоставлен административному истцу по договору аренды от 18.10.2012 г., заключенному с Департаментом земельных ресурсов города Москвы сроком до 2061 года.
Пунктом 1.1 договора предусмотрено, что земельный участок предоставляется в пользование на условиях аренды для эксплуатации учебных и административных зданий.
В разделе 9 кадастрового паспорта земельного участка вид разрешенного использования определен как "эксплуатация учебных и административных зданий и использование прилегающей территории".
В данном случае, вид разрешенного использования, установленный для земельного участка с кадастровым номером ..., однозначно не свидетельствует о возможности размещения на нем офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения и решение вопроса о правомерности включения здания в Перечни должно быть выяснено с учетом фактического использования такого объекта недвижимости.
Постановлением Правительства Москвы 14.05.2014 N 257-ПП утвержден Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения.
В силу п. 1.2 названного Порядка и п. 4.6 Положения о Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 25.04.2012 N 184-ПП, уполномоченным органом города Москвы по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения независимо от прав собственности является Государственная инспекция по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы (далее - Госинспекция).
В материалы дела представлен акт обследования N ..., составленный Госинспекцией в отношении здания административного истца с кадастровым номером ...
Из содержания акта следует, что ... здания используется под склады, не связанные с торговлей. Здание не используется для целей налогообложения в соответствии со ст. 378.2 Налогового кодекса РФ.
К акту обследования представлена фототаблица (раздел 5), из которой видно, что спорное здание находится в аварийном состоянии, фактически не используется Институтом.
Таким образом, учитывая неопределенность вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером ..., принимая во внимание, что фактически здание не используется для размещения офисов, объектов общественного питания, бытового обслуживания, не используется в предпринимательской деятельности, суд приходит к выводу, что рассматриваемый объект недвижимого имущества, включенный в пункты 5282, 5482 оспариваемого постановления на 2017 год и 2018 год соответственно, не отвечает критериям п. 3 ст. 378.2. НК РФ и п. 1 ст. 1.1 Закона г. Москвы "О налоге на имущество организаций".
На основании изложенного, оспариваемые пункты приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28.11.2014 N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" подлежат признанию недействующими с момента вступления в силу соответствующей редакции, то есть с 01 января 2017 года пункт ... и с 01 января 2018 года пункт ...
На основании статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд, разрешая вопрос о распределении судебных расходов, понесенных по делу, взыскивает с Правительства Москвы в пользу административного истца расходы по уплате государственной пошлины в размере 4 500 рублей.
В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 215 КАС РФ сообщение о принятии настоящего решения суда подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании Правительства Москвы - "Вестник Мэра и Правительства Москвы".
Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Московский городской суд решил:
административное исковое заявление ЗАО "Институт перерабатывающей промышленности" об оспаривании отдельных положений постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" - удовлетворить.
Признать недействующим с 1 января 2017 года пункт 5282 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", в редакции постановления Правительства Москвы от 29 ноября 2016 года N 789-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП".
Признать недействующим с 1 января 2018 года пункт 5482 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", в редакции постановлений Правительства Москвы от 28 ноября 2017 года N 911-ПП, от 19 декабря 2017 года N 1046-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП".
Взыскать с Правительства Москвы в пользу ЗАО "Институт перерабатывающей промышленности" расходы по уплате госпошлины в размере ... руб.
Сообщение о принятии настоящего решения подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу в "Вестнике Мэра и Правительства Москвы". Если опубликование решения суда или сообщения о его принятии невозможно в установленный срок в связи с определенной периодичностью выпуска официального печатного издания, решение суда должно быть опубликовано по истечении установленного срока в ближайшем номере такого издания.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме через Московский городской суд.
Судья |
И.С. Баталова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Московского городского суда от 9 августа 2018 г. N 3а-3200/2018
Текст решения официально опубликован не был