Решение Московского городского суда от 14 августа 2018 г. N 3А-3161/2018
Московский городской суд в составе
председательствующего судьи фио,
при секретаре фио,
с участием прокурора фио,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению наименование организации о признании недействующим постановления Правительства Москвы от дата N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" в части пунктов 558, 3042, 3661, 3867, 5595, 6970, 13569, 20380, 21049 приложения N 1 к постановлению (в редакции постановления Правительства Москвы от дата N 911-ПП), установил:
в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации дата Правительством Москвы принято постановление N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", которое опубликовано дата на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru и дата в "Вестнике Мэра и Правительства Москвы" N 67.
В настоящее время постановление Правительства Москвы N 700-ПП от дата действует в редакции постановлений Правительства Москвы от дата N 153-ПП, от дата N 254-ПП, от дата N 387-ПП, от дата N 466-ПП, от дата N 705-ПП, от дата N 786-ПП, от дата N 874-ПП, от дата N 252-ПП, от дата N 456-ПП, от дата N 789-ПП, от дата N 828-ПП, от дата N 132-ПП, от дата N 486-ПП, от дата N 911-ПП, от дата N 1046-ПП, от дата N 225-ПП, с изменениями, внесенными решениями Московского городского суда.
Пунктом 1.1 постановления Правительства Москвы N 700-ПП от дата (в редакции постановления Правительства Москвы от дата N 911-ПП, вступившего в силу с дата) утвержден перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на налоговый период дата (далее - Перечень на дата). Нормативный правовой акт опубликован дата в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 69, а также размещен дата на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru.
Пунктом 558 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от дата N 700-ПП (в редакции постановления Правительства Москвы от дата N 911-ПП) в Перечень на дата включено здание трансформаторной подстанции N 676 с кадастровым номером 77:01:телефон:3934, общей площадью 40,6 кв. метров, расположенное по адресу: адрес, д. 3, стр. 11; пунктом 3042 - здание трансформаторной подстанции N 1552 с кадастровым номером 77:01:телефон:2327, общей площадью 39 кв. метров, расположенное по адресу: адрес, адрес, стр. 12; пунктом 3661 - здание трансформаторной подстанции N 4408 с кадастровым номером 77:01:телефон:2698, общей площадью 39,9 кв. метров, расположенное по адресу: адрес, д. 11, стр. 6; пунктом 3867 - здание трансформаторной подстанции N 2070 с кадастровым номером 77:01:телефон:4343, общей площадью 23,8 кв. метров, расположенное по адресу: адрес, д. 21, стр. 3; пунктом 5595 - здание трансформаторной подстанции N 2849 с кадастровым номером 77:01:телефон:1037, общей площадью 61,6 кв. метров, расположенное по адресу: адрес, д. 15, стр. 3; пунктом 6970 - здание трансформаторной подстанции N 18227 с кадастровым номером 77:02:телефон:1045, общей площадью 56,3 кв. метров, расположенное по адресу: адрес, д. 8, стр. 16; пунктом 13569 - здание трансформаторной подстанции N 2219 с кадастровым номером 77:05:телефон:6344, общей площадью 53,3 кв. метров, расположенное по адресу: адрес, д. 20, стр. 6; пунктом 20380 - здание трансформаторной подстанции N 18794 с кадастровым номером 77:09:телефон:4200, общей площадью 54,6 кв. метров, расположенное по адресу: адрес, д. 16, корп. 2, стр. 4; пунктом 21049 - здание трансформаторной подстанции N 18529 с кадастровым номером 77:09:телефон:3655, общей площадью 59,6 кв. метров, расположенное по адресу: адрес, д. 63, корп. 3.
наименование организации (сокращенное наименование - наименование организации) обратилось в Московский городской суд с требованиями о признании недействующим постановления Правительства Москвы N 700-ПП от дата в части включения в Перечень на дата пунктов 558, 3042, 3661, 3867, 5595, 6970, 13569, 20380, 21049, то есть в части включения в Перечень вышеуказанных зданий трансформаторных подстанций, принадлежащих административному истцу на праве собственности.
В обоснование требований наименование организации ссылается на то, что трансформаторные подстанции не относятся к объектам торговли, офисным и административно-деловым зданиям, в отношении которых установлены особенности исчисления налоговой базы в соответствии с положениями статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Представитель наименование организации по доверенности фио в судебном заседании заявленные требования поддержал в полном объеме, правомочия Правительства Москвы на принятие обжалуемого нормативного правового акта не оспаривал.
Представитель Правительства Москвы по доверенности фио в судебном заседании возражала против удовлетворения административного искового заявления, указав на то, что здания были включены в Перечень на дата на основании пункта 1 статьи 1.1 Закона адрес от дата N 64 "О налоге на имущество организаций" в связи с их нахождением на земельных участках, виды разрешенного использования которых предусматривают размещение на них офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, а также торговых объектов, объектов бытового обслуживания.
Выслушав объяснения представителей сторон, исследовав письменные материалы дела, оценив и проанализировав оспариваемые заявителем положения нормативного правового акта на соответствие федеральным законам и иным нормативным актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора фио, полагавшего заявленные требования подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующим выводам.
В силу статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
Согласно части первой статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Из материалов дела следует, что административному истцу на праве собственности принадлежат здания трансформаторных подстанций с кадастровыми номерами 77:01:телефон:3934, 77:01:телефон:2327, 77:01:телефон:2698, 77:01:телефон:4343, 77:01:телефон:1037, 77:02:телефон:1045, 77:05:телефон:6344, 77:09:телефон:4200, 77:09:телефон:3655, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права и выписками из Единого государственного реестра недвижимости.
Поскольку указанные здания включены в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на административном истце с учетом положений статьи 383 Налогового кодекса Российской Федерации и статьи 3 Закона адрес от дата N 64 "О налоге на имущество организаций" лежит обязанность по уплате налога за налоговый период дата в отношении спорных зданий исходя из их кадастровой стоимости.
Соответственно, оспариваемым нормативным правовым актом затрагиваются права наименование организации как налогоплательщика, а административный истец вправе обращаться в суд с соответствующим административным иском.
В соответствии с пунктом "и" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов не могут противоречить федеральным законам.
В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Проверяя в порядке части 8 статьи 208 Кодекса административного производства Российской Федерации полномочия Правительства Москвы на принятие оспариваемого нормативного правового акта, суд приходит к выводу о том, что на основании положений пункта "и" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от дата N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", статьи 14, пункта 2 статьи 372, пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, пункта 9 статьи 11 Закона адрес от дата N 65 "О Правительстве Москвы" Правительство Москвы является органом, который на момент издания постановления обладал достаточной компетенцией для его принятия.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо слов "Кодекса административного производства" следует читать "Кодекса административного судопроизводства"
Постановление (в том числе в оспариваемых редакциях) подписано Мэром Москвы, в соответствии с требованиями пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации размещено на официальном сайте Правительства Москвы до наступления первого числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций, следовательно, введено в действие и опубликовано в установленном порядке.
Стороны также не ставили под сомнение компетенцию Правительства Москвы на принятие оспариваемого постановления.
Исходя из положений статьи 375, подпунктов 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в том числе в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них.
В пункте 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации раскрывается содержание используемого в настоящей статье термина - "административно-деловой центр", под которым признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения.
При этом в силу положений указанной статьи фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
В пункте 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации раскрывается содержание используемого в настоящей статье термина - "торговый центр (комплекс)", под которым признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
При этом в силу положений указанной статьи фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Согласно пункту 3 статьи 12 и пункту 2 статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации субъекту Российской Федерации предоставлено право устанавливать особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
На территории адрес в соответствии с пунктами 1, 2 статьи 1.1 Закона адрес от дата N 64 "О налоге на имущество организаций" (в редакции Закона адрес от дата N 60, то есть в редакции на период действия оспариваемого Перечня) налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется, в том числе, в отношении:
1) административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них (кроме помещений, находящихся в оперативном управлении органов государственной власти, автономных, бюджетных и казенных учреждений), если соответствующие здания (строения, сооружения), за исключением многоквартирных домов, расположены на земельных участках, один из видов разрешенного использования которых предусматривает размещение офисных зданий делового, административного (кроме зданий (строений, сооружений), расположенных на земельных участках, вид разрешенного использования которых предусматривает размещение промышленных или производственных объектов) и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) отдельно стоящих нежилых зданий (строений, сооружений) общей площадью свыше 1 000 кв. метров и помещений в них, фактически используемых в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Системный анализ этих положений федерального и регионального законодательства, включая статью 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и статью 1.1. Закона адрес от дата N 64 "О налоге на имущество организаций", позволяет сделать вывод о том, что такое условие как предназначение здания (строения, сооружения) для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания на территории адрес как субъекта Российской Федерации основанием для признания объекта недвижимого имущества объектом налогообложения, налоговая база в отношении которого определяется как его кадастровая стоимость, не является.
На территории адрес налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении нежилых зданий (строений, сооружений) и помещений в них, которые отвечают хотя бы одному из следующих условий:
- здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
- здание (строение, сооружение) фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом под фактическим использованием признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры.
Проверяя оспариваемые пункты 558, 3042, 3661, 3867, 5595, 6970, 13569, 20380, 21049 Перечня на дата на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд исходит из следующего.
Из материалов дела, отзыва Правительства Москвы следует, что здания включены в Перечень на основании подпункта 1 пункта 3 статьи 378.2, подпункта 1 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и пункта 1 статьи 1.1. Закона адрес "О налоге на имущество организаций".
Так, здание трансформаторной подстанции N 676 с кадастровым номером 77:01:телефон:3934 расположено на земельном участке, имеющим вид разрешенного использования "деловое управление (4.1) (земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения (1.2.7))"; здание трансформаторной подстанции N 1552 с кадастровым номером 77:01:телефон:2327 расположено на земельном участке, имеющим вид разрешенного использования "Эксплуатация части здания под мастерскую по ремонту бытовой техники"; здание трансформаторной подстанции N 4408 с кадастровым номером 77:01:телефон:2698 расположено на земельном участке, имеющим вид разрешенного использования "участки смешанного размещения общественно-деловых объектов различного вида (1.2.5, 1.2.6, 1.2.11)"; здание трансформаторной подстанции N 2070 с кадастровым номером 77:01:телефон:4343 расположено на земельном участке, имеющим вид разрешенного использования "эксплуатация части здания под магазин продовольственных товаров"; здание трансформаторной подстанции N 2849 с кадастровым номером 77:01:телефон:1037 расположено на земельном участке, имеющим вид разрешенного использования "участки смешанного размещения общественно-деловых объектов различного вида (1.2.5/1.2.6/1.2.7/1.2.11/1.2.17)"; здание трансформаторной подстанции N 18227 с кадастровым номером 77:02:телефон:1045 расположено на земельном участке, имеющим вид разрешенного использования "магазины (4.4) (земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания (1.2.5)); общественное питание (4.6) (земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, объектов общественного питания и бытового обслуживания (1.2.5)); деловое управление (4.1) (земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения (1.2.7)"; здание трансформаторной подстанции N 2219 с кадастровым номером 77:05:телефон:6344 расположено на земельном участке, имеющим вид разрешенного использования "участки смешанного размещения общественно-деловых и производственных объектов (1.2.3/1.2.9/1.2.7/1.2.10)"; здание трансформаторной подстанции N 18794 с кадастровым номером 77:09:телефон:4200 расположено на земельном участке, имеющим вид разрешенного использования "эксплуатация книготорговой базы"; здание трансформаторной подстанции N 18529 с кадастровым номером 77:09:телефон:3655 расположено на земельном участке, имеющим вид разрешенного использования "эксплуатация существующих строений с целью торговли продукцией произв.-технического назначения, организации оптовой и розничной торговли пром. товарами, комиссионной и посылочной торговли импортными и другими товарами, продажи товаров по каталогам".
Административным истцом факт размещения зданий трансформаторных подстанций на земельных участках с указанными видами разрешенного использования не оспаривался.
Между тем судом установлено, что основным видом деятельности наименование организации является технологическое присоединение энергопринимающих устройств потребителей электроэнергии к электрическим сетям и передача электрической энергии. Общество обеспечивает бесперебойное электроснабжение адрес и частично адрес.
Назначением всех спорных зданий согласно техническим паспортам является установка и укрытие оборудования по преобразованию и распределению электрической энергии.
В свою очередь, исходя из положений статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и статьи 1.1 Закона адрес от дата N 64 объект недвижимости, налог в отношении которого исчисляется исходя из кадастровой стоимости, должен отвечать определенным правилам, а именно: являясь административно-деловым центром или торговым центром (комплексом), должен предусматривать возможность осуществления коммерческой деятельности, то есть нахождение людей и рабочий процесс сотрудников в помещениях такого здания (строения, сооружения).
Деятельность офисов, как и торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, напрямую связана с взаимодействием организации с клиентами, контрагентами, объекты, включаемые в Перечень, должны быть предназначены, использоваться или иметь физическую возможность использоваться как помещения, в которых возможно регулярное осуществление какой-либо свободной деятельности человека.
Здания, об исключении которых из Перечня на дата заявляет административный истец, не могут быть отнесены к административно-деловым центрам и торговым центрам (комплексам), а представляют собой объекты электросетевого хозяйства (трансформаторные подстанции), что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации прав на данные объекты, а также технической документацией на каждый объект, где прямо предусмотрено назначение здания как здание для установки и укрытия оборудования по преобразованию и распределению электрической энергии.
При этом согласно ГОСТ телефон "Электрическая часть электростанций и электрической сети. Термины и определения", утвержденному постановлением Госстандарта СССР от дата N 3403, трансформаторная подстанция (электрическая подстанция) - это электроустановка, предназначенная для приема, преобразования и распределения электрической энергии, состоящая из трансформаторов или других преобразователей электрической энергии, устройств управления, распределительных и вспомогательных устройств.
В силу статьи 3 Федерального закона от дата N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" к объектам электросетевого хозяйства относятся линии электропередачи, трансформаторные и иные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для обеспечения электрических связей и осуществления передачи электрической энергии оборудование.
Объекты трансформаторных подстанций являются объектами электросетевого хозяйства и источниками повышенной опасности, доступ в которые ограничен и может быть обеспечен исключительно на основании специальных разрешений (допусков), которые выдаются в соответствии с Правилами по охране труда при эксплуатации электроустановок, утвержденными приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от дата N 328н.
Пунктом 3.12 Правил по охране труда при эксплуатации электроустановок предусмотрено, что двери помещений электроустановок, камер, щитов и сборок, кроме тех, в которых проводятся работы, должны быть закрыты на замок.
Согласно пункту 3.1 названных Правил оперативное обслуживание и осмотр электроустановок должны выполнять работники субъекта электроэнергетики (потребителя электрической энергии), уполномоченные субъектом электроэнергетики (потребителем электрической энергии) на осуществление в установленном порядке действий по изменению технологического режима работы и эксплуатационного состояния линий электропередачи, оборудования и устройств с правом непосредственного воздействия на органы управления оборудования и устройств релейной защиты и автоматики при осуществлении оперативно-технологического управления, в том числе с использованием средств дистанционного управления, на принадлежащих такому субъекту электроэнергетики (потребителю электрической энергии) на праве собственности или ином законном основании объектах электроэнергетики (энергопринимающих установках), либо в установленных законодательством случаях - на объектах электроэнергетики и энергопринимающих установках, принадлежащих третьим лицам, а также координацию указанных действий, или работники из числа ремонтного персонала с правом непосредственного воздействия на органы управления оборудования и устройств релейной защиты и автоматики, осуществляющие оперативное обслуживание закрепленных за ними электроустановок.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что здания трансформаторных подстанций не относятся к объектам недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, поскольку не соответствуют критериям, установленным статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, статьей 1.1 Закона адрес от дата N 64.
В силу части второй статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается одно из следующих решений: об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты; об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
При указанных обстоятельствах, суд удовлетворяет административное исковое заявление наименование организации о признании недействующим постановления Правительства Москвы от дата N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" в части пунктов 558, 3042, 3661, 3867, 5595, 6970, 13569, 20380, 21049 приложения 1 к постановлению (в редакции постановления Правительства Москвы от дата N 911-ПП).
Поскольку пункты 558, 3042, 3661, 3867, 5595, 6970, 13569, 20380, 21049 включены в Перечень на дата постановлением Правительства Москвы от дата N 911-ПП, вступившим в законную силу с дата, постольку указанные пункты подлежат признанию недействующими с дата.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 177-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил:
признать недействующим с дата постановление Правительства Москвы от дата N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" (в редакции постановления Правительства Москвы от дата N 911-ПП) в части включения в Перечень зданий, строений и сооружений, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (приложение 1 к постановлению) пунктов 558, 3042, 3661, 3867, 5595, 6970, 13569, 20380, 21049.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Московский городской суд в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Судья |
В.А. Полыга |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Московского городского суда от 14 августа 2018 г. N 3А-3161/2018
Текст решения официально опубликован не был