Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу Мосжилинспекции
от 17.09.2018 г. N 89
Регламент
осуществления Государственной жилищной инспекцией города Москвы внутреннего финансового аудита
I. Общие положения
1.1. Настоящий Регламент осуществления внутреннего финансового аудита устанавливает сроки и последовательность административных процедур (действий) по исполнению бюджетных полномочий Государственной жилищной инспекцией города Москвы (далее - Мосжилинспекция) по осуществлению внутреннего финансового аудита (далее - Регламент).
1.2. Внутренний финансовый аудит основывается на принципах законности, объективности, эффективности, независимости, профессиональной компетентности, достоверности результатов и гласности.
1.3. Предметом внутреннего финансового аудита является совокупность финансовых и хозяйственных операций, совершенных структурными подразделениями Мосжилинспекции, подведомственными распорядителями и получателями средств бюджета города Москвы (администраторами доходов бюджета города Москвы, администраторами источников финансирования дефицита бюджета города Москвы) (далее - объекты аудита), а также организация и осуществление внутреннего финансового контроля.
1.4. Задачами внутреннего финансового аудита являются:
1.4.1. Анализ и оценка осуществления внутреннего финансового контроля за исполнением объектами аудита законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных правовых актов города Москвы, регламентирующих порядок финансовых и хозяйственных операций, соблюдением установленных в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, внутренних стандартов и процедур в установленной сфере деятельности, подготовка рекомендаций по повышению качества внутреннего финансового контроля.
1.4.2. Анализ и оценка достоверности документов, в том числе бюджетной отчетности, и соответствия порядка их формирования нормативным правовым актам Российской Федерации, в том числе соответствия порядка ведения бюджетного учета методологии и стандартам бюджетного учета, установленным Министерством финансов Российской Федерации.
1.4.3. Анализ и оценка эффективности и надежности внутреннего финансового контроля, осуществляемого объектами аудита.
1.4.4. Оценка эффективности (экономности и результативности), а также целевого характера использования финансовых и нефинансовых ресурсов, целесообразности и правомерности осуществляемых объектами аудита внутренних бюджетных процедур.
1.4.5. Выявление и устранение (пресечение) нарушений, а также неправомерных действий должностных лиц, негативно влияющих на осуществление Мосжилинспекцией бюджетных полномочий и (или) эффективность использования бюджетных средств, а также причин и условий таких нарушений.
1.5. При осуществлении внутреннего финансового аудита осуществляется проверка соблюдения требований бюджетного законодательства, иных нормативных правовых актов Российской Федерации и города Москвы, внутренних стандартов и процедур составления и исполнения бюджета, в том числе:
1.5.1. Порядок, формы и сроки представления документов, необходимых для составления и рассмотрения проекта бюджета, составления и ведения кассового плана, составления, утверждения и ведения бюджетной росписи.
1.5.2. Доведение лимитов бюджетных обязательств.
1.5.3. Составление, утверждение и ведение бюджетных смет.
1.5.4. Ведение бюджетного учета, в том числе принятие к учету первичных учетных документов (составления сводных учетных документов), отражение информации, указанной в первичных учетных документах и регистрах бюджетного учета, проведение оценки имущества и обязательств, а также инвентаризаций.
1.5.5. Формирование и утверждение государственных заданий в отношении подведомственных государственных учреждений.
1.5.6. Принятие и исполнение бюджетных обязательств.
1.5.7. Составление и представление бюджетной отчетности и сводной бюджетной отчетности.
1.5.8. Обеспечение соблюдения получателями межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, а также иных субсидий и бюджетных инвестиций условий, целей и порядка, установленных при их предоставлении.
1.5.9. Осуществление начисления, учета и контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей (поступления источников финансирования дефицита бюджета) в бюджет, пеней и штрафов по ним.
1.5.10. Принятие решений о зачете (об уточнении) платежей в бюджет.
1.5.11. Исполнение судебных актов по искам к публично-правовому образованию, а также судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджета бюджетной системы Российской Федерации по денежным обязательствам казенных учреждений.
1.5.12. Использование выделенных ассигнований, предназначенных для погашения источников финансирования дефицита бюджета.
1.5.13. Осуществление предусмотренных правовыми актами и соглашениями (договорами) о предоставлении (осуществлении) бюджетных инвестиций действий, направленных на обеспечение соблюдения их получателями условий, целей и порядка их предоставления.
1.5.14. Утверждение методик прогнозирования поступлений доходов в бюджет города Москвы, поступлений по источникам финансирования дефицита бюджета города Москвы, их соответствие установленным требованиям.
1.5.15. Принятие решения о признании безнадежной к взысканию задолженности по платежам в бюджет города Москвы и о ее списании (восстановлении).
1.6. Должностными лицами, уполномоченным на осуществление внутреннего финансового аудита, являются заместитель начальника Управления финансирования и бухгалтерского учета - заместитель главного бухгалтера Мосжилинспекции, начальник планово-экономического отдела Управления финансирования и бухгалтерского учета, начальник отдела бухгалтерского учета и отчетности Управления финансирования и бухгалтерского учета, заведующий сектором финансового обеспечения хозяйственной деятельности Управления финансирования и бухгалтерского учета.
II. Порядок планирования деятельности по осуществлению внутреннего финансового аудита
2. Внутренний финансовый аудит осуществляется путем проведения плановых и внеплановых проверок объектов аудита.
2.1. Плановые проверки осуществляются на основании Плана аудиторских проверок (далее - План), утверждаемого начальником Мосжилинспекции на соответствующий год.
2.1.1. Формирование Плана осуществляется по результатам предварительного анализа объектов аудита с учетом:
- значимости финансовых и хозяйственных операций (групп однотипных финансовых и хозяйственных операций), осуществляемых объектами аудита, которые могут оказать значительное влияние на годовую и (или) квартальную бюджетную отчетность в случае неправомерного исполнения этих операций;
- итогов рассмотрения результатов внутреннего финансового контроля;
- факторов риска (вероятности) совершения объектами аудита нарушений (возникновения недостатков);
- информации о наличии признаков нарушений, поступившей от государственных органов, органов местного самоуправления, средств массовой информации, граждан, юридических лиц, иных источников;
- результатов аудиторских проверок в предыдущем периоде;
- степени обеспеченности аудиторской группы (трудовые, материальные и финансовые);
- возможности проведения аудиторских проверок в установленные сроки;
- наличия резерва времени для выполнения внеплановых аудиторских проверок;
- информации о планируемых (проводимых) Контрольно-счетной палатой Москвы и Главным контрольным управлением города Москвы проверках.
2.1.2. План утверждается на очередной календарный год не позднее 15 октября текущего календарного года.
2.1.3. Содержательная часть Плана оформляется в виде таблицы, в которой указывается:
- проверяемые внутренние бюджетные процедуры;
- полное наименование объектов аудита, в отношении которых планируется проведение аудиторских проверок в текущем году;
- сроки проведения аудиторских проверок (месяц начала проверки) в хронологическом порядке;
- подразделение (уполномоченное должностное лицо), наделенное полномочиями по осуществлению внутреннего финансового аудита, ответственное за проведение аудиторской проверки.
2.2. Внесение изменений в План допускается в срок не позднее двух месяцев до установленного Планом месяца начала проверки.
2.3. Изменения в План могут вноситься в случаях:
- необходимости изменения сроков проведения аудиторских проверок, включенных в План;
- изменения законодательства Российской Федерации, законодательства города Москвы и иных нормативных правовых актов Российской Федерации и города Москвы;
- реорганизации или ликвидации объектов аудита;
- выявления в ходе подготовки или проведения аудиторской проверки существенных обстоятельств, требующих изменения темы, проверяемых внутренних бюджетных процедур;
- в иных случаях по инициативе должностных лиц, ответственных за организацию и проведение аудиторской проверки.
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
2.3. Внеплановые аудиторские проверки назначаются по решению (поручению) начальника Мосжилинспекции в случаях:
- необходимости проверки устранения объектом аудита ранее выявленных нарушений бюджетного законодательства города Москвы;
- поступления жалоб, обращений граждан;
- поступления соответствующих обращений правоохранительных или контрольных органов исполнительной власти города Москвы о проведении проверок;
- смены руководства, главного бухгалтера объекта аудита;
- в иных случаях.
III. Общий порядок организации аудиторских проверок
3.1. Проведение аудиторских проверок осуществляется аудиторской группой, включающей в себя уполномоченных должностных лиц, а также иных должностных лиц, обладающих специальными знаниями, необходимыми при проведении данной проверки.
В состав аудиторской группы, образованной для проведения выездной аудиторской проверки, должно входить не менее двух человек. Аудиторскую группу возглавляет руководитель аудиторской группы.
Должностные лица, ранее занимавшие должности в объекте аудита, не должны участвовать в осуществлении аудиторской проверки деятельности таких объектов аудита в течение двух лет после увольнения.
3.2. Аудиторская проверка может проводится с привлечением независимых экспертов (аудиторов), в качестве которых могут выступать как физические, так и юридические лица.
При использовании результатов работы привлеченных специалистов ответственность за формирование выводов по результатам проверок несут члены и руководитель аудиторской группы.
3.3. При проведении аудиторских проверок члены аудиторской группы имеют право:
3.3.1. Запрашивать и получать на основании мотивированного запроса документы, материалы и информацию, необходимые для проведения аудиторских проверок, в том числе информацию об организации и о результатах проведения внутреннего финансового контроля.
3.3.2. Посещать помещения и территории, которые занимают объекты аудита, в отношении которых осуществляется аудиторская проверка.
3.4. При проведении аудиторских проверок члены аудиторской группы обязаны:
3.4.1. Соблюдать требования нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности.
3.4.2. Проводить аудиторские проверки в соответствии с программой аудиторской проверки.
3.4.3. Знакомить руководителя или уполномоченное должностное лицо объекта аудита с программой аудиторской проверки, а также с результатами аудиторских проверок (актами и заключениями).
3.5. Члены аудиторской группы при проведении аудиторской проверки несут ответственность за качество проводимых проверок, достоверность информации и объективность выводов, содержащихся в актах, их соответствие законодательству и иным нормативным правовым актам, наличие и правильность выполненных расчетов, подтверждающих суммы выявленных нарушений, обоснованность аудиторских выводов, предложений и рекомендаций.
3.6. Уполномоченные должностные лица объекта аудита при проведении аудиторских проверок имеют право:
3.6.1. Присутствовать при проведении аудиторской проверки, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки.
3.6.2. Обжаловать действия (бездействие) членов аудиторской группы в судебном порядке и в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации, правовыми актами города Москвы и настоящим Регламентом.
3.7. Должностные лица и работники объектов аудита при проведении аудиторской проверки обязаны:
3.7.1. Своевременно и в полном объеме представлять информацию, документы и материалы, необходимые для проведения аудиторской проверки. В случае отказа от представления запрашиваемых документов в акте аудиторской проверки делается соответствующая запись.
3.7.2. Давать устные и письменные пояснения и объяснения членам аудиторской группы.
3.7.3. Оказывать необходимое организационное и техническое содействие должностным лицам, входящим в состав аудиторской группы, привлекаемым специалистам и экспертам, в том числе обеспечивать их необходимыми отдельными помещениями для работы, оргтехникой, средствами связи (за исключением мобильной связи).
3.7.4. Обеспечивать беспрепятственный допуск должностных лиц, входящих в состав аудиторской группы, специалистов и независимых экспертов (аудиторов), привлекаемых в рамках проверки, к помещениям, территориям, объектам (предметам) исследований, экспертиз, предъявлять поставленные товары, результаты выполненных работ, оказанных услуг.
3.7.5. Выполнять иные законные требования должностных лиц, входящих в состав аудиторской группы, а также не препятствовать законной деятельности указанных лиц при исполнении ими своих служебных обязанностей.
3.7.6. Своевременно и в полном объеме исполнять решения начальника Мосжилинспекции, принятые по результатам рассмотрения акта аудиторской проверки.
3.7.7. Нести иные обязанности в рамках проводимых аудиторских проверок, предусмотренные законодательством Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.
3.8. Уполномоченные должностные лица объекта аудита при проведении аудиторских проверок несут ответственность в порядке, предусмотренном законодательством.
3.9. Решения о проведении аудиторских проверок, установлении и изменении сроков их проведения, программы проверок, включающие перечни основных вопросов, подлежащих изучению в ходе проверок, утверждаются приказами Мосжилинспекции.
3.10. До начала проведения аудиторской проверки руководитель аудиторской группы осуществляет подготовку следующих документов.
3.10.1. Приказ о назначении аудиторской проверки (приложение 1 к настоящему Регламенту).
Приказ о назначении проверки должен содержать следующие сведения:
- тема аудиторской проверки, проверяемые внутренние бюджетные процедуры;
- вид аудиторской проверки (плановая, внеплановая);
- форма аудиторской проверки (выездная, камеральная или комбинированная);
- наименование, юридический адрес объекта аудита, в отношении которого принято решение о проведении проверки;
- проверяемый период (за исключением внеплановых аудиторских проверок, если на момент оформления приказа определить его не представляется возможным);
- состав аудиторской группы с указанием фамилии, имени, отчества (при наличии), наименования должности руководителя и каждого члена аудиторской группы, привлеченных независимых экспертов (аудиторов).
3.10.2. Программа проверки, являющаяся приложением к приказу о назначении аудиторской проверки (приложение 2 к настоящему Регламенту).
Программа аудиторской проверки должна содержать следующие сведения:
- наименование объекта аудита;
- тема аудиторской проверки;
- задачи аудиторской проверки;
- перечень вопросов, подлежащих изучению в ходе аудиторской проверки;
- срок проведения аудиторской проверки.
3.11. Аудиторские проверки проводятся в форме выездных, камеральных или комбинированных проверок.
3.11.1. Выездная проверка проводится по месту нахождения объекта аудита.
3.11.2. Камеральная проверка осуществляется по месту нахождения аудиторской группы на основании представленных по их запросу информации, материалов, отчетности и прочей документации, относящейся к теме аудиторской проверки.
3.11.3. Комбинированная проверка проводится как по месту нахождения аудиторской группы, так и по месту нахождения объекта аудита.
3.12. Проведение аудиторской проверки предусматривает следующие действия, направленные на получение и сбор доказательств, в том числе:
- направление запросов объекту аудита и получение информации и документов;
- получение пояснений и объяснений должностных лиц и работников объекта аудита;
- назначение и проведение исследований и экспертиз;
- контрольный осмотр поставленных товаров, результатов выполненных работ, оказанных услуг;
- осмотр помещений объекта аудита;
- проведение аналитических процедур, пересчета, инспектирования, наблюдения, контрольных обмеров, инвентаризации активов и обязательств;
- другие действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.
3.13. Запрос о представлении документов, материалов и информации, необходимых для проведения аудиторских проверок, в том числе информации об организации и о результатах проведения внутреннего финансового контроля, должен содержать четкое изложение поставленных вопросов, перечень необходимых к истребованию документов, материалов и сведений, а также срок их представления.
Документы и информация, необходимые для проведения проверки, представляются в подлиннике, или представляются их копии, заверенные объектом аудита в установленном порядке.
Информация также может быть получена посредством использования автоматизированных информационных систем, официальных сайтов в сети Интернет и официальных печатных изданий.
3.14. Запрос о представлении документов и информации вручается руководителю объекта аудита (уполномоченному должностному лицу) под подпись либо направляется с использованием системы электронного документооборота, заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным способом, позволяющим определить (подтвердить) дату его получения адресатом и доставить данные документы в срок не позднее чем за 7 рабочих дней до даты проведения плановой проверки, за 3 рабочих дня до даты проведения внеплановой проверки.
Срок представления документов и информации устанавливается в запросе и исчисляется с даты получения такого запроса, но не может составлять менее 5 рабочих дней.
3.15. В случае необходимости получения дополнительных документов и информации в ходе проведения аудиторской проверки руководитель аудиторской группы вправе направить в адрес объекта аудита дополнительные запросы о предоставлении требуемых информации и документов в соответствии с программой проверки (приложение 3 к настоящему Регламенту).
3.16. Документы, информация, необходимые для проведения проверки, могут быть получены как от объекта аудита, так и из иных источников, третьих лиц, путем направления в процессе проведения проверки дополнительных запросов в соответствующие органы, организации.
3.17. Аудиторские проверки могут проводиться сплошным или выборочным способом.
Сплошной способ заключается в проведении проверки в отношении всей совокупности финансовых и хозяйственных операций объекта аудита, относящихся к определенному вопросу программы. В отношении операций с денежными средствами и ценными бумагами, а также расчетных операций по лицевым и расчетным счетам проверка может проводиться сплошным способом за определенный период (как правило, за квартал).
Выборочный способ заключается в проведении проверки в отношении части финансовых и хозяйственных операций объекта аудита, относящихся к определенному вопросу программы.
Решение об использовании сплошного или выборочного способа проведения аудиторской проверки, объеме выборки и ее составе принимает руководитель аудиторской группы исходя из содержания вопроса программы, объема финансовых и хозяйственных операций, относящихся к этому вопросу, состояния бухгалтерского (бюджетного) учета в проверяемой организации, срока проверки и иных обстоятельств.*(1)
3.18. Аудиторская проверка может проводиться с предварительным уведомлением или без уведомления объекта аудита.
IV. Порядок проведения аудиторских проверок
4.1. Срок проведения аудиторской проверки должен составлять не более 30 рабочих дней.*(2)
4.2. По решению начальника Мосжилинспекции срок проведения аудиторской проверки может быть продлен, но не более чем на 30 рабочих дней, на основании мотивированного обращения руководителя аудиторской группы в связи с большим объемом исследуемых документов и информации, необходимостью проведения длительных аналитических процедур.
В случае препятствования объектом аудита (должностными лицами объекта аудита) проведению проверки, а также несоблюдения должностными лицами, действия (бездействие) которых проверяются, требований о предоставлении запрашиваемых документов и информации проведение проверки может быть продлено на срок до 6 месяцев.
4.3. Аудиторская проверка может быть приостановлена начальником Мосжилинспекции на основании мотивированного обращения руководителя аудиторской группы по следующим основаниям.
4.3.1. Отсутствие или неудовлетворительное состояние бюджетного (бухгалтерского) учета у объекта аудита, необходимость восстановления им документов, требуемых для проведения проверки, а также приведения в надлежащее состояние документов учета и отчетности.
4.3.2. Необходимость ожидания исполнения запросов, направленных в уполномоченные государственные органы.
4.3.3. Необходимость проведения сложных и (или) длительных исследований, испытаний, экспертиз.
4.3.4. Необходимость исследования поставленных товаров, результатов выполненных работ и оказанных услуг и (или) документов, находящихся не по месту нахождения объекта аудита.
4.3.5. Наличие иных обстоятельств, делающих невозможным дальнейшее проведение проверки по причинам, не зависящим от аудиторской группы.
На время приостановления аудиторской проверки течение ее срока прерывается.
4.4. В срок не позднее трех рабочих дней со дня принятия решения о приостановлении аудиторской проверки аудиторская группа аудита письменно извещает объект аудита о приостановлении проверки и о причинах приостановления, а также может принимать предусмотренные законодательством Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы и способствующие возобновлению аудиторской проверки меры по устранению препятствий в ее проведении.
4.5. После устранения причин, послуживших основанием для приостановки проверки, объект аудита обязан в течение трех рабочих дней известить об этом аудиторскую группу.
В течение трех рабочих дней со дня получения сведений об устранении причин приостановления аудиторской проверки аудиторская группа направляет служебную записку начальнику Мосжилинспекции, который принимает решение о возобновлении проведения проверки.
4.6. По результатам проведения аудиторской проверки составляется акт проверки, который подписывается руководителем аудиторской группы, проводившей проверку, не позднее последнего дня срока проведения аудиторской проверки.*(3)
4.7. При составлении акта проверки учитываются все обстоятельства, установленные аудиторской группой в период проведения проверки.
4.8. Акт проверки должен состоять из вводной, описательной и заключительной частей (прил
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.