Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел I. Развитие законодательства города Москвы в 2017-2018 годах
За период весенней сессии 2017 года принято 146 документов, включая 29 законов и 117 постановлений*(2).
Среди принятых в указанный период законов наибольшую важность представляет Закон города Москвы "О дополнительных гарантиях жилищных и имущественных прав физических и юридических лиц при осуществлении реновации жилищного фонда в городе Москве"*(3).
Принимая Закон города Москвы "О дополнительных гарантиях жилищных и имущественных прав физических и юридических лиц при осуществлении реновации жилищного фонда в городе Москве", Дума воспользовалась своим правом опережающего правового регулирования. Позже все закрепленные в нем гарантии нашли отражение в федеральном законе, который 1 июля 2017 года был подписан Президентом Российской Федерации Владимиром Путиным*(4).
Нашло свое развитие и заключенное 22 мая 2017 года Соглашение между Думой и Адвокатской палатой города Москвы об оказании бесплатной юридической помощи по защите жилищных и имущественных прав москвичей при реализации программы реновации жилищного фонда. На последнем заседании весенней сессии депутаты приняли изменения в Закон города Москвы от 4 октября 2006 года N 49 "Об оказании адвокатами бесплатной юридической помощи гражданам Российской Федерации в городе Москве"*(5).
Принятые в марте 2017 года изменения в Генеральный план города Москвы*(6) в части развития территорий Троицкого и Новомосковского административных округов направлены на социальное и экономическое развитие присоединенных территорий на 20 лет вперед. Главная цель - повышение уровня жизни и качества городской среды. Основные акценты в Генеральном плане сделаны на комплексное и полицентрическое развитие, новую транспортную, социальную инфраструктуру и сохранение экологии. Планируется также создание объектов производственного назначения, инновационной инфраструктуры, промышленности и сельского хозяйства*(7).
Одним из итогов весенней сессии 2017 года также стало установление нового праздника - Дня московского транспорта. Отмечаться он будет во вторую субботу июля. Дата выбрана не случайно, а связана с определенным историческим событием: 7 июля 1872 года была запущена конка, которую считают первым московским городским транспортом.
До недавнего времени в Москве отсутствовал закон, регулирующий порядок реализации возложенных на субъекты Российской Федерации обязанностей по осуществлению ведомственного контроля за соблюдением трудового законодательства, в то время как анализ правоприменительной практики показывал, что нарушения законов в данной сфере носили не единичный характер. Московский парламент в весеннюю сессию 2017 года ликвидировал этот пробел в законодательстве города Москвы, приняв Закон города Москвы от 15 февраля 2017 года N 3 "О ведомственном контроле за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в городе Москве", устанавливающий порядок соответствующего контроля и устранения выявленных недостатков.
Депутатский корпус в весеннюю сессию 2017 года продолжил работу над совершенствованием законодательства города Москвы в сфере налогообложения, экономического развития и привлечения инвестиций.
Были приняты законы города Москвы, в соответствии с которыми обновлены функции и полномочия Московской торгово-промышленной палаты*(8), установлена пониженная ставка налога на прибыль организаций, подлежащего зачислению в бюджет города Москвы, для налогоплательщиков - участников региональных инвестиционных проектов, включенных в реестр региональных инвестиционных проектов*(9), закреплены меры, направленные на стимулирование высокотехнологичного производства и создание благоприятных условий для привлечения инвестиций в экономику города Москвы*(10). Весьма значимые изменения произошли и в законодательстве города Москвы, регулирующем отношения в сфере местного самоуправления. Так, на публичные слушания теперь не будут выноситься проекты правовых актов о внесении изменений в устав муниципального образования, если они вносят изменения в форме точного воспроизведения положений Конституции Российской Федерации, федеральных законов и законов города Москвы в целях приведения устава муниципального образования в соответствие с указанными нормативными правовыми актами. Также уточнен перечень лиц, исполняющих полномочия главы муниципального образования в случае досрочного прекращения его полномочий или применения к нему по решению суда мер процессуального принуждения в виде заключения под стражу либо временного отстранения от должности*(11).
Дополнены полномочия органов местного самоуправления муниципальных округов, городских округов и поселений в части профилактики терроризма и экстремизма*(12).
Полномочия органов местного самоуправления городских округов Троицка и Щербинки дополнены полномочиями по подготовке, регистрации и выдаче градостроительных планов земельных участков, расположенных на территории городского округа*(13).
Из изменений, внесенных в Избирательный кодекс города Москвы*(14) и Закон о референдумах в городе Москве*(15), можно выделить изменения, касающиеся формирования нового состава избирательной комиссии, в соответствии с которыми формирование нового состава избирательной комиссии, срок полномочий которой истекает в период избирательной компании, не производится до дня официального опубликования результатов выборов. Также упрощены требования к указанию адреса места жительства избирателя и участника референдума при поддержке выдвижения кандидата, списка кандидатов и при сборе подписей в поддержку инициативы проведения референдума*(16).
Важным направлением в деятельности Думы является реализация права законодательной инициативы.
Так, в весеннюю сессию 2017 года в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации (далее - Государственная Дума) был внесен проект федерального закона*(17), предлагающий законодательно закрепить ряд понятий таким образом, чтобы они объединили никотинсодержащие и безникотиновые испарительные смеси, электронные сигареты, электронные кальяны, электронные испарители, электронные парогенераторы и другие аналогичные устройства. Законопроект устанавливал запреты на продажу устройств, имитирующих курение табака, несовершеннолетним и на их использование в общественных местах, а также ограничения на рекламу указанных устройств.
Также депутаты Думы предложили проект федерального закона, в соответствии с которым органы государственной власти субъектов Российской Федерации наделяются правом устанавливать дополнительные ограничения розничной продажи отдельных видов алкогольной продукции*(18).
Стоит также отметить инициативу московских депутатов, направленную на ужесточение ответственности за применение насилия в отношении медицинских работников. 23 мая 2017 года было принято решение вернуть законопроект субъекту права законодательной инициативы для выполнения требований Конституции Российской Федерации и Регламента Государственной Думы. Однако, нижней палатой российского парламента обсуждаются другие аналогичные законодательные инициативы*(19).
В ходе осенней сессии 2017 года принят 131 документ, из них 31 городской закон*(20).
Одним из основных приоритетов в работе депутатского корпуса в осеннюю сессию 2017 года стало обсуждение и утверждение бюджета города Москвы на 2018-2020 годы*(21).
Данный бюджет города составлен по программно-целевому принципу. На реализацию 14 государственных программ направляется более 90 процентов от общего объема расходов. В нем предусмотрены средства на выполнение всех обязательств, которые берет на себя город*(22), в том числе в части социальной защиты населения и реализации программы реновации жилищного фонда города Москвы.
Социальная направленность столичного бюджета усиливается: увеличивается региональная социальная доплата к пенсии неработающим пенсионерам, в 2-5 раз повышаются социальные выплаты старшему поколению и семьям с детьми (изменения затрагивают примерно 2,2 млн. москвичей, то есть примерно каждого шестого жителя столицы).
В совокупности на социальные программы в 2018 году было предусмотрено около 1,2 трлн. рублей.
Бюджет программы реновации на 2018-2020 годы составит 300 млрд. рублей, а с учетом 2017 года - 400 млрд. рублей. Финансирование адресной инвестиционной программы на 3 года - 1,5 трлн. рублей. В соответствии с Адресной инвестиционной программой города Москвы планируется построить и ввести в эксплуатацию около 600 новых объектов инфраструктуры.
В период осенней сессии 2017 года депутаты Думы впервые воспользовались своим новым полномочием по заслушиванию информации о деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти в городе Москве. В этом Москва стала первой среди субъектов Российской Федерации.
20 сентября 2017 года принят соответствующий закон*(23) и внесены изменения в Устав города Москвы. Согласно этим изменениям уже через два дня на заседании Думы заслушали информацию руководителя Управления Роспотребнадзора по городу Москве*(24).
Такой формат общения с представителями федеральных органов исполнительной власти позволил обсудить и спланировать дальнейшую совместную работу по совершенствованию законодательной базы, так как в выступлении руководителя Управления Роспотребнадзора по городу Москве отмечалась необходимость нормативно-правового регулирования таких вопросов, как деятельность контактных зоопарков, кальянных и хостелов, расположенных в жилых домах.
Также в осеннюю сессию 2017 года значимые изменения были внесены и в нормативные правовые акты, регулирующие правоотношения в налоговой сфере.
Комплексный закон, вносящий изменения в налоговое законодательство города Москвы, затрагивающий как физических, так и отдельные категории юридических лиц*(25), установил, что освобождаются от налога на имущество организаций управляющие компании закрытых ПИФов*(26), сформированных в рамках реализации приоритетного проекта "Ипотека и арендное жилье"*(27). Льгота касается нежилых помещений и машино-мест, предназначенных для использования физическими лицами для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
До 2028 года от того же налога освобождены организации в отношении имущества, расположенного на территории международного медицинского кластера (далее - ММК)*(28).
Помимо этого, управляющие компании ММК и участники проекта, заключившие с управляющими компаниями соглашения об осуществлении проекта, до 1 января 2028 года освобождаются от уплаты транспортного налога.
Продлен до 31 декабря 2018 года переходный период действия налоговых льгот по налогу на имущество и земельному налогу для управляющих организаций и резидентов технологических парков, технополисов и индустриальных парков.
Профсоюзы заплатят лишь четверть от исчисленного налога на имущество организаций (имущество не должно быть передано в аренду или наем третьим лицам, а должно использоваться для выполнения налогоплательщиком своих уставных задач).
Всего 3 процента от исчисленного налога заплатят организации по объектам, используемым в кинематографии и принадлежащим унитарным предприятиям или юридическим лицам, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации превышает 50 процентов.
Предусмотрены также другие налоговые льготы и послабления.
Поддержка научных организаций*(29) московскими законодателями выразилась в принятии нормативного правового акта, отменяющего плату за снятие запрета на строительство (реконструкцию) в случае, если вид разрешенного использования земельного участка (далее - ВРИ) на основании градостроительного регламента предусматривает осуществление исключительно научной, производственной и (или) промышленной деятельности и включен в перечень, утверждаемый Правительством Москвы.
Если же ВРИ не предусматривает возможность размещения планируемого объекта капитального строительства, снятие запрета на строительство (реконструкцию) осуществляется с предварительным изменением ВРИ земельного участка в рамках установленного градостроительного регламента на основании заявления собственника земельного участка.
На момент принятия соответствующего закона планировалось, что такая мера поддержки может быть предоставлена 52 субъектам инвестиционной деятельности и субъектам деятельности в сфере промышленности и может принести в бюджет города доход от налога на прибыль организаций и налога на имущество организаций в сумме 2,8 млрд. рублей в год.
За период весенней сессии 2018 года депутаты Думы приняли 88 документов, из них 18 городских законов и 70 постановлений*(30).
Стоит отметить, что в весеннюю сессию был внесен значительный объем изменений в Избирательный кодекс города Москвы*(31). Направлены они прежде всего на установление дополнительных гарантий реализации избирательных прав граждан, обеспечение гласности и открытости деятельности избирательных комиссий при проведении выборов в городе Москве. В частности, продлено время работы избирательных участков на региональных выборах в Москве с 20:00 до 22:00. Уменьшено количество подписей избирателей, необходимых для регистрации кандидата на должность Мэра Москвы, с 1 процента до 0,5 процента.
Еще одна важная новация: теперь граждане, находящиеся в местах их компактного проживания или временного пребывания за пределами территории города Москвы, смогут принять участие в голосовании при проведении выборов Мэра Москвы по месту своего нахождения. Для этого Московская городская избирательная комиссия наделена полномочием по образованию избирательных участков за пределами территории города Москвы.
Важные изменения были внесены и в налоговое законодательство города Москвы:
во-первых, предоставлены льготы автопроизводителям (установлена пониженная ставка налога на прибыль организаций, подлежащего зачислению в бюджет города Москвы (в размере 12,5 процента), и они освобождены от уплаты налога на имущество организаций);
во-вторых, уточнен порядок предоставления льготы океанариумам;
в-третьих, на пять лет продлено действие льготы по уплате земельного налога (в виде уплаты лишь 30 процентов от его суммы) для санаторно-курортных организаций, а также учреждений здравоохранения и учреждений оздоровительного профиля, расположенных на территории новой Москвы.
В целях поддержания в актуальном состоянии законодательства города Москвы признаны утратившими силу законы, касающиеся кабельного телевидения, а также законы о внедрении в Москве системы ипотечного жилищного кредитования и об эксперименте по продаже земельных участков в городе Зеленограде*(32).
Признаны утратившими силу отдельные законы города Москвы и отдельные положения законов города в связи с изменениями федерального законодательства, а также в связи с истечением срока, на который они принимались.
В связи с принятием федерального закона*(33), запрещающего производство и оборот слабоалкогольной продукции, содержащей тонизирующие вещества, принято решение признать утратившим силу Закон города Москвы от 18 марта 2015 года N 11 "Об установлении ограничений в сфере розничной продажи слабоалкогольных тонизирующих напитков"*(34).
Законодательно закреплены меры, уточняющие группы инвалидов, которым предоставляется возможность бесплатной парковки транспортных средств*(35). Также уточняется, что на отведенных для инвалидов парковочных местах имеют право останавливаться машины, перевозящие инвалидов и детей-инвалидов. На таких автомобилях должен быть установлен соответствующий опознавательный знак.
За период осенней сессии 2018 года депутаты столичного парламента приняли 120 документов: 24 городских закона и 96 постановлений.
Один из ключевых законов осенней сессии, принятый столичными парламентариями, связан с пенсионной реформой. 29 августа 2018 года Президент России Владимир Путин в своем обращении к гражданам предложил субъектам Российской Федерации принять меры дополнительной социальной поддержки граждан до их выхода на пенсию в связи с изменениями пенсионного законодательства. В целях реализации данного предложения по инициативе Мэра Москвы Думой был принят Закон города Москвы от 26 сентября 2018 года N 19 "О дополнительных мерах поддержки жителей города Москвы в связи с изменениями федерального законодательства в области пенсионного обеспечения".
Закон распространяет существующие региональные льготы, предусмотренные сегодня для пенсионеров, на лиц, достигших возраста 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин.
В период осенней сессии столичные депутаты также приняли Закон города Москвы от 21 ноября 2018 года N 30 "О бюджете города Москвы на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов".
На 2019 год планируются доходы в размере 2 трлн. 326 млрд. рублей. Расходы - 2 трлн. 602 млрд. рублей. Дефицит бюджета составляет 12 процентов. В данном Законе города Москвы на предстоящие три года учтены все социальные обязательства перед москвичами, 51,3 процента бюджета (или свыше 1,3 трлн. рублей в год) - расходы социального характера. С учетом оплаты медицинской помощи из Московского городского фонда обязательного медицинского страхования финансирование социальных расходов в 2019 году составит свыше 1,5 трлн. рублей. На социальную поддержку (доплаты к пенсиям, льготы на проезд и оплату жилищно-коммунальных услуг, лекарственное обеспечение) в бюджете предусмотрено 414,4 млрд. рублей.
Московские власти продолжат поддерживать высокий уровень бюджетных вложений в развитие города. Средства на эти цели направляют с помощью Адресной инвестиционной программы города Москвы. Финансирование Адресной инвестиционной программы Москвы в 2019 году составит более 525 млрд. рублей. В соответствии с Адресной инвестиционной программой города Москвы в 2019-2021 годах планируется построить и ввести в эксплуатацию 27 станций метро, 281,03 км дорог, 70 объектов здравоохранения, 96 объектов образования, 22 объекта культуры и 41 спортивный объект.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.