Приказ Департамента г. Москвы по конкурентной политике
от 28 февраля 2019 г. N 70-01-21/19
"Об утверждении Положения о системе внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства в Департаменте города Москвы по конкурентной политике"
Во исполнение пункта "е" пункта 2 Национального плана развития конкуренции в Российской Федерации на 2018-2020 годы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 21 декабря 2017 г. N 618 приказываю:
1. Утвердить Положение о системе внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства в Департаменте города Москвы по конкурентной политике согласно приложению.
2. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя Департамента города Москвы по конкурентной политике Данилова А.Л.
И.о. руководителя Департамента |
В.Н. Жуков |
Приложение
к приказу Департамента
города Москвы по конкурентной политике
от 28.02.2019 г. N 70-01-21/19
Положение
о системе внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства в Департаменте города Москвы по конкурентной политике
I. Цели, задачи и принципы антимонопольного комплаенса
1.1. Цели антимонопольного комплаенса:
а) обеспечение соответствия деятельности Департамента города Москвы по конкурентной политике требованиям антимонопольного законодательства;
б) профилактика нарушения требований антимонопольного законодательства в деятельности Департамента города Москвы по конкурентной политике.
1.2. Задачи антимонопольного комплаенса:
а) выявление рисков нарушения антимонопольного законодательства;
б) управление рисками нарушения антимонопольного законодательства;
в) контроль за соответствием деятельности Департамента города Москвы по конкурентной политике требованиям антимонопольного законодательства;
г) оценка эффективности функционирования в Департаменте города Москвы по конкурентной политике антимонопольного комплаенса.
1.3. При организации антимонопольного комплаенса в Департаменте города Москвы по конкурентной политике руководствуется следующими принципами:
а) заинтересованность руководства в эффективности функционирования антимонопольного комплаенса;
б) регулярность оценки рисков нарушения антимонопольного законодательства;
в) обеспечение информационной открытости функционирования антимонопольного комплаенса;
г) непрерывность функционирования антимонопольного комплаенса;
д) совершенствование антимонопольного комплаенса.
II. Должностное лицо (структурное подразделение), ответственное за организацию и функционирование антимонопольного комплаенса в Департаменте города Москвы по конкурентной политике
2.1. Общий контроль за организацией и функционированием антимонопольного комплаенса в Департаменте города Москвы по конкурентной политике осуществляется руководителем Департамента города Москвы по конкурентной политике.
Руководитель Департамента города Москвы по конкурентной политике:
а) вводит в действие акт об антимонопольном комплаенсе Департамента города Москвы по конкурентной политике, разработанный на основании Типового положения о системе внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства в органе исполнительной власти города Москвы, утвержденного приказом Главного контрольного управления города Москвы от "14" февраля 2019 г. N 9, вносит в него изменения, а также принимает документы, регламентирующие функционирование антимонопольного комплаенса;
б) в пределах компетенции применяет предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ответственности за несоблюдение служащими Департамента города Москвы по конкурентной политике акта об антимонопольном комплаенсе;
в) рассматривает материалы, отчеты и результаты периодических оценок эффективности функционирования антимонопольного комплаенса и принимает меры, направленные на устранение выявленных недостатков;
г) осуществляет контроль за устранением выявленных недостатков антимонопольного комплаенса;
д) утверждает карту рисков нарушения антимонопольного законодательства Департамента города Москвы по конкурентной политике;
е) утверждает ключевые показатели эффективности антимонопольного комплаенса;
ж) утверждает план мероприятий ("дорожную карту") по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства;
з) подписывает доклад об антимонопольном комплаенсе, утверждаемый коллегиальным органом, предусмотренным Методическими рекомендациями по созданию и организации органами исполнительной власти города Москвы системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства, утвержденными приказом Главного контрольного управления города Москвы от "14" февраля 2019 г. N 8 (далее - Методические рекомендации).
2.2. Руководитель назначает (определяет/создает) должностное лицо (структурное подразделение), которое подчиняется непосредственно руководителю Департамента города Москвы по конкурентной политике и наделено необходимыми полномочиями и ресурсами для выполнения возложенных задач в рамках обеспечения функционирования антимонопольного комплаенса в Департаменте города Москвы по конкурентной политике.
2.3. Должностным лицом (структурным подразделением), осуществляющим деятельность по организации и обеспечению функционирования антимонопольного комплаенса в Департаменте города Москвы по конкурентной политике, является Отдел регионального продвижения информационных систем.
2.4. Должностное лицо (структурное подразделение) Департамента города Москвы по конкурентной политике осуществляет следующие полномочия:
а) подготовка и представление руководителю Департамента города Москвы по конкурентной политике акта об антимонопольном комплаенсе (внесении изменений в данный акт), а также документов, регламентирующих процедуры антимонопольного комплаенса в Департаменте города Москвы по конкурентной политике;
б) выявление рисков нарушения антимонопольного законодательства, учет обстоятельств, связанных с рисками нарушения антимонопольного законодательства, определение вероятности возникновения рисков нарушения антимонопольного законодательства, подготовка информации, предусмотренной пунктом 4.2 Методических рекомендаций;
в) подготовка и представление для утверждения руководителю карты рисков нарушения антимонопольного законодательства;
г) определение и представление для утверждения руководителю Департамента города Москвы по конкурентной политике ключевых показателей эффективности антимонопольного комплаенса;
д) ежегодная оценка достижения ключевых показателей эффективности антимонопольного комплаенса;
е) выявление конфликта интересов в деятельности служащих и структурных подразделений Департамента города Москвы по конкурентной политике, разработка предложений по их исключению;
ж) консультирование должностных лиц Департамента города Москвы по конкурентной политике по вопросам, связанным с соблюдением антимонопольного законодательства и антимонопольным комплаенсом;
з) организация взаимодействия с другими структурными подразделениями Департамента города Москвы по конкурентной политике по вопросам, связанным с антимонопольным комплаенсом;
и) разработка процедур внутреннего расследования, связанного с осуществлением антимонопольного комплаенса;
к) организация расследований, связанных с функционированием антимонопольного комплаенса в Департаменте города Москвы по конкурентной политике и участие в них;
л) взаимодействие с координирующим, уполномоченным органами, предусмотренными Методическими рекомендациями, по вопросам функционирования антимонопольного комплаенса;
м) информирование руководителя Департамента города Москвы по конкурентной политике о внутренних документах, которые могут повлечь нарушение антимонопольного законодательства;
н) разработка и внесение на утверждение руководителю Департамента города Москвы по конкурентной политике плана мероприятий ("дорожной карты") по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства;
о) подготовка для подписания руководителем Департамента города Москвы по конкурентной политике и утверждения коллегиальным органом доклада об антимонопольном комплаенсе;
п) иные функции, связанные с осуществлением антимонопольного комплаенса.
III. Выявление и оценка рисков нарушения антимонопольного законодательства в деятельности Департамента города Москвы по конкурентной политике
3.1. Выявление и оценка рисков нарушения антимонопольного законодательства, а также их распределение по уровням рисков являются неотъемлемой частью внутреннего контроля соблюдения в Департаменте города Москвы по конкурентной политике антимонопольного законодательства и осуществляется в соответствии с приложением 3 к настоящему Положению.
3.2. В целях выявления рисков нарушения антимонопольного законодательства должностным лицом (структурным подразделением) Департамента города Москвы по конкурентной политике совместно с правовым (юридическим) управлением (отделом) Департамента города Москвы по конкурентной политике проводятся:
а) анализ выявленных нарушений антимонопольного законодательства в Департаменте города Москвы по конкурентной политике за предыдущие 3 года (наличие предостережений, предупреждений, штрафов, жалоб, возбужденных дел);
б) анализ правовых актов Департамента города Москвы по конкурентной политике;
в) анализ проектов правовых актов Департамента города Москвы по конкурентной политике;
г) мониторинг и анализ практики применения антимонопольного законодательства;
д) проведение систематической оценки эффективности разработанных и реализуемых мероприятий по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства.
3.3. При проведении должностным лицом (структурным подразделением) анализа выявленных нарушений антимонопольного законодательства Департаментом города Москвы по конкурентной политике реализуются следующие мероприятия:
а) осуществление сбора сведений в структурных подразделениях Департамента города Москвы по конкурентной политике о наличии нарушений антимонопольного законодательства;
б) составление перечня нарушений антимонопольного законодательства Департамента города Москвы по конкурентной политике.
3.4. При проведении должностным лицом (структурным подразделением) анализа правовых актов Департамента города Москвы по конкурентной политике реализуются следующие мероприятия:
а) разработка и размещение на официальном сайте Департамента города Москвы по конкурентной политике в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" исчерпывающего перечня правовых актов (далее - перечень актов) с приложением к перечню актов текстов таких актов, за исключением актов, содержащих сведения, относящиеся к охраняемой законом тайне (в срок не позднее мая отчетного года);
б) размещение на официальном сайте Департамента города Москвы по конкурентной политике в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" уведомления о начале сбора замечаний и предложений организаций и граждан по перечню актов (в срок не позднее мая отчетного года);
в) осуществление сбора и проведение анализа представленных замечаний и предложений организаций и граждан по перечню актов;
г) представление руководителю сводного доклада с обоснованием целесообразности (нецелесообразности) внесения изменений в правовые акты Департамента города Москвы по конкурентной политике.
3.5. При проведении должностным лицом (структурным подразделением) Департамента города Москвы по конкурентной политике анализа проектов правовых актов реализуются следующие мероприятия:
а) размещение на официальном сайте Департамента города Москвы по конкурентной политике в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" проекта правового акта с необходимым обоснованием реализации предлагаемых решений, в том числе их влияния на конкуренцию;
б) осуществление сбора и проведение оценки поступивших от организаций и граждан замечаний и предложений по проекту правового акта.
3.6. При проведении мониторинга и анализа практики применения антимонопольного законодательства должностным лицом (структурным подразделением) Департамента города Москвы по конкурентной политике реализуются следующие мероприятия:
а) осуществление на постоянной основе сбора сведений о правоприменительной практике в Департамента города Москвы по конкурентной политике;
б) подготовка по итогам сбора информации, предусмотренной подпунктом "а" настоящего пункта, аналитической справки об изменениях и основных аспектах правоприменительной практики в Департамента города Москвы по конкурентной политике.
3.7. При выявлении рисков нарушения антимонопольного законодательства должностным лицом (структурным подразделением) Департамента города Москвы по конкурентной политике должна проводиться оценка таких рисков с учетом следующих показателей:
а) отрицательное влияние на отношение институтов гражданского общества к деятельности исполнительной власти города Москвы по развитию конкуренции;
б) выдача предупреждения о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства;
в) возбуждение дела о нарушении антимонопольного законодательства;
г) привлечение к административной ответственности в виде наложения штрафов на должностных лиц или в виде их дисквалификации.
IV. Карта рисков нарушения антимонопольного законодательства
4.1. В карту рисков нарушения антимонопольного законодательства по форме, предусмотренной приложением 1 к настоящему Положению, включаются:
- выявленные риски (их описание);
- описание причин возникновения рисков;
- описание условий возникновения рисков.
4.2. Карта рисков нарушения антимонопольного законодательства утверждается руководителем Департамента города Москвы по конкурентной политике и размещается на официальном сайте органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в срок не позднее 1 апреля отчетного года.
V. План мероприятий ("дорожная карта") по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства
5.1. В целях снижения рисков нарушения антимонопольного законодательства должностным лицом (структурным подразделением) Департамента города Москвы по конкурентной политике ежегодно разрабатывается план мероприятий ("дорожная карта") по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства по форме, предусмотренной приложением 2 к настоящему Положению, подлежащий пересмотру при внесении изменений в карту рисков нарушения антимонопольного законодательства.
5.2. План мероприятий ("дорожная карта") по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства должен содержать в разрезе каждого риска (согласно карте рисков нарушения антимонопольного законодательства) конкретные мероприятия, необходимые для устранения выявленных рисков.
В плане мероприятий ("дорожной карте") по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства указываются:
- наименование мероприятий по минимизации и устранению рисков (согласно карте рисков нарушения антимонопольного законодательства);
- описание конкретных действий, направленных на минимизацию и устранение рисков нарушения антимонопольного законодательства;
- ответственное должностное лицо (структурное подразделение);
- показатели выполнения мероприятия;
- срок исполнения мероприятия и представления отчета о достигнутых результатах руководителю Департамента города Москвы по конкурентной политике.
5.3. План мероприятий ("дорожная карта") по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства утверждается руководителем Департамента города Москвы по конкурентной политике.
5.4. Должностное лицо (структурное подразделение) Департамента города Москвы по конкурентной политике на постоянной основе осуществляет мониторинг выполнения мероприятий плана мероприятий ("дорожной карты") по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства.
5.5. Информация об исполнении плана мероприятий ("дорожной карты") по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства подлежит рассмотрению руководителем Департамента города Москвы по конкурентной политике.
VI. Ключевые показатели и оценка эффективности антимонопольного комплаенса
6.1. Ключевые показатели эффективности антимонопольного комплаенса представляют собой количественные характеристики работы (работоспособности) системы управления рисками нарушения антимонопольного законодательства, которые могут быть выражены как в абсолютных (единицы, штуки), так и в относительных (проценты, коэффициенты) значениях.
6.2. Ключевые показатели эффективности антимонопольного комплаенса разрабатываются должностным лицом (структурным подразделением) Департамента города Москвы по конкурентной политике в соответствии с Методикой расчета ключевых показателей эффективности функционирования в органе исполнительной власти города Москвы антимонопольного комплаенса, предусмотренной Методикой к настоящему Положению, утверждаются руководителем Департамента города Москвы по конкурентной политике ежегодно и должны быть определены как для Департамента города Москвы по конкурентной политике в целом, так и для должностного лица (структурного подразделения).
6.3 Должностное лицо (структурное подразделение) Департамента города Москвы по конкурентной политике ежегодно проводит оценку достижения ключевых показателей эффективности антимонопольного комплаенса.
6.4. Оценка эффективности организации и функционирования в Департамента города Москвы по конкурентной политике антимонопольного комплаенса осуществляется коллегиальным органом по результатам рассмотрения доклада об антимонопольном комплаенсе.
VII. Доклад об антимонопольном комплаенсе
7.1. Проект доклада об антимонопольном комплаенсе, согласованный с правовым (юридическим) управлением (отделом) Департамента города Москвы по конкурентной политике, представляется должностным лицом (структурным подразделением) на подпись руководителю Департамента города Москвы по конкурентной политике в срок не позднее 15 февраля года, следующего за отчетным.
Должностное лицо (структурное подразделение) Департамента города Москвы по конкурентной политике обеспечивает подписание проекта доклада руководителем Департамента города Москвы по конкурентной политике в срок не позднее 1 марта года, следующего за отчетным.
Подписанный доклад в течение семи дней с момента его подписания представляется в коллегиальный орган в порядке, установленном правовым актом координирующего органа.
7.2. Коллегиальный орган утверждает доклад об антимонопольном комплаенсе в срок не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным.
7.3. Доклад об антимонопольном комплаенсе должен содержать информацию:
а) о результатах проведенной оценки рисков нарушения антимонопольного законодательства;
б) об исполнении мероприятий по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства;
в) о достижении ключевых показателей эффективности антимонопольного комплаенса.
7.4. Доклад об антимонопольном комплаенсе размещается на официальном сайте Департамента города Москвы по конкурентной политике в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в течение месяца с момента его утверждения коллегиальным органом.
VIII. Ознакомление должностных лиц Департамента города Москвы по конкурентной политике с антимонопольным комплаенсом и обучение требованиям антимонопольного законодательства и антимонопольного комплаенса
8.1. При поступлении на государственную гражданскую службу города Москвы, а также при приеме на работу в Департамента города Москвы по конкурентной политике на должность, не относящуюся к государственной службе, должностное лицо (структурное подразделение) Департамента города Москвы по конкурентной политике совместно со структурным подразделением, курирующим вопросы государственной службы и кадров, обеспечивают ознакомление гражданина Российской Федерации с Методическими рекомендациями, настоящим положением.
8.2. Должностное лицо (структурное подразделение) совместно со структурным подразделением, курирующим вопросы государственной службы и кадров, организуют систематическое обучение сотрудников Департамента города Москвы по конкурентной политике требованиям антимонопольного законодательства и антимонопольного комплаенса в следующих формах:
- вводный (первичный) инструктаж;
- целевой (внеплановый) инструктаж;
- иные обучающие мероприятия.
8.3. Вводный (первичный) инструктаж проводятся при приеме на работу в Департамента города Москвы по конкурентной политике, в частности, при переводе на другую должность, если она предполагает другие служебные (трудовые) функции.
8.4. Целевой (внеплановый) инструктаж проводится при изменении антимонопольного законодательства, настоящего положения, при выявлении признаков (установлении факта) нарушения антимонопольного законодательства в деятельности Департамента города Москвы по конкурентной политике.
IX. Ответственность за неисполнение документов, регламентирующих процедуры и мероприятия антимонопольного комплаенса
9.1. Сотрудники Департамента города Москвы по конкурентной политике несут дисциплинарную ответственность за неисполнение документов, регламентирующих процедуры и мероприятия антимонопольного комплаенса.
Приложение 1
к Положению
Форма
карты рисков нарушения антимонопольного законодательства
Уровень риска |
Вид риска (описание) |
Причины и условия возникновения (описание) |
Общие меры по минимизации и устранению рисков |
Наличие (отсутствие) остаточных рисков |
Вероятность повторного возникновения рисков |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Приложение 2
к Положению
План
мероприятий ("дорожная карта") по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства
Риск нарушения антимонопольного законодательства |
Общие меры по минимизации и устранению рисков (согласно карте риска) |
Предложенные действия |
Необходимые ресурсы |
Распределение ответственности и полномочий |
Календарный план выполнения работ |
Критерии качества работы |
Требования к обмену информацией и мониторингу |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Приложение 3
к Положению
Уровни
рисков нарушения антимонопольного законодательства
Уровень риска |
Описание риска |
Низкий |
отрицательное влияние на отношение институтов гражданского общества к деятельности органа исполнительной власти города Москвы, вероятность выдачи предупреждения, возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства, наложения штрафа отсутствует |
Незначительный |
вероятность выдачи органу исполнительной власти города Москвы предупреждения |
Существенный |
вероятность выдачи органу исполнительной власти города Москвы предупреждения и возбуждения в отношении него дела о нарушении антимонопольного законодательства |
Высокий |
вероятность выдачи органу исполнительной власти города Москвы предупреждения, возбуждения в отношении него дела о нарушении антимонопольного законодательства и привлечения его к административной ответственности (штраф, дисквалификация) |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Департамента г. Москвы по конкурентной политике от 28 февраля 2019 г. N 70-01-21/19 "Об утверждении Положения о системе внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства в Департаменте города Москвы по конкурентной политике"
Текст приказа опубликован не был
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Приказ Департамента г. Москвы по конкурентной политике от 28 сентября 2020 г. N 70-01-142/20